Ответственность друзей самопубликатора

Татьяна Чехова
       Божественный инструмент, внутренний закон, который получает человек при рождении, мерило добра и зла, тьмы и света - совесть. А точка отсчета – это  божьи заповеди.

Хочу поговорить о злободневном, как мне кажется, на этом сайте.
Как можно назвать поведение, когда на совершенно сырой текст пишет  похваляшку  автор с нормальным уровнем написания, сам никогда не допускающий таких ляпов, которые пропускает его рецензуемый?  Рецензент  не подсказывает явные недоработки, он просто отписывается – «Замечательно», «Ты молодец» и  даже называет автора такого текста талантливым писателем, тем самым подставляя  своего хорошего знакомого!

Безусловно, надо с разным уровнем критичности относиться к текстам молодых, начинающих авторов и имеющих изданные работы.   Но как назвать  поведение, когда пишут и проталкивают в рейтинг автора текста с массой логических и стилистических ошибок, но имеющего изданные книги.  Коллективизм? Его невозможно оправдать хорошим  отношением, ведь в конечном итоге он оказывается медвежьей услугой. Страх? Сомнительно, ведь  за критические рецензии здесь не расстреливают. Вежливость? Но эта вежливость  также больше похожа на эту самую медвежью услугу.  Рецензуемый, получая одни похваляшки,  перестает работать над текстом, уверенный в своей безупречности, ведь столько людей его похвалили, а попадая в первые строки рейтинга  выставляет на еще большую аудиторию  такое  произведение. А  потом этот текст идет в печать,  и читатели  считают, что это и есть литература.

          Говорю о текстах именно таких авторов, а не тех, кто пишет для себя и своих родных и близких, не претендуя на публикации.  Хотя, конечно, и им надо сто раз проверить, прежде чем выставить на публику произведение.

Должна быть ответственность самопубликатора, о ней хорошо писал  автор нашего сайта Александр Махнев  в одноименной статье  - http://www.proza.ru/2004/12/06-03.
/ Каждое слово – маленький штришок, характеризующий личность. Ведь пока молчит человек, мы не знаем, как к нему относиться, и неосознанно предполагаем, что он как минимум не глупее нас. Помните: «молчи, за умного сойдёшь»? Но как только вырывается из наших уст слово - всё! Оно уже говорит за нас и о нас. Оно раздевает нас совершенно.
Ну такой вот пример, более понятный для мужчин, но и дамам я думаю ничего пояснять не надо.
- Какая была лапочка! Ну зачем она открыла рот?
Сказанное слово не воробей вылетит, не поймаешь.
Правда может оно забыться, упорхнуть из памяти. А вот печатное уже многократно усиливает эффект: что написано пером не вырубишь топором.
Так может всё же поостеречься? /

        Давайте же не подставлять своих добрых знакомых. Будем искренни и чисты. Заметил ляп – подскажи. Укажи на неудачное слово, на явную нестыковку. Может тогда не будут шарахаться от рейтинга, который за редким исключением показатель не литературного мастерства, а  коммуникабельности автора,  умении общаться и имеющего на это время. Помните, что включая зеленый свет автору с сырым текстом, вы тем самым оцениваете себя как литератора и как читателя.

С уважением ко всем авторам сайта Татьяна Чехова,

P.S. Высказывания авторов сайта по теме статьи:

Не превращать Интернет во всемирную помойку, не плевать ложью в колодец знаний – сегодня это наиглавнейшая обязанность авторов. Именно обязанность. Доступность затмила головы многим, не понимающим, что выложенная ими в сеть ложь или глупость возможно будет читаться их же детьми, их потомками…
Генадий Леонов   24.02.2013 13:07   

Когда мы занимались в литкружке, нам объясняли: не всё, что написано, можно доводить до читателя, нужно 10 раз взвесить, понять ЦЕЛЬ самого произведения, что ты хочешь сказать читателю. А сейчас просто написал и бросил в сеть: читайте, любуйтесь: я составлять слова в предложения умею...
Марина Самонова   23.02.2013 12:28 

Подвергай всё сомнению. Будь честен, правдив. В теме принимай всё, опасное и неприятное, уходи в неё с головой. Одарённость не ставь ни во что; талант встречается чаще, чем совесть. Гений даётся от Бога, твоё дело не дать ему угаснуть. Повинуйся верховной судьбе, исполняй свой долг, и откажись от многого. Художник, если он хочет работать, должен изолироваться от суеты окружающего мира. Не обращай внимания на преходящие моды, на злобу дня. Размеренность, одиночество, упорство, – что для других воплощение монотонности, – твоя неизменная участь. Беги от всего, что может отвлечь: чревоугодия, развлечений, женщин! Однако искусство не отшельничество, это служение. Если хочешь одновременно житейского счастья и красоты, не добьёшься ничего. Искусство питается жертвоприношениями, для второй нужна жертва. Бичуй себя, и будешь приближаться к искусству./ Гюстав Флобер/ •

Но если ты вошел  в прозу.ру,  уже должен чувствовать свою ответственность за написанное слово, ты уже говоришь масштабами мирового измерения.
Владимир Голдин   12.03.2013 11:09


И здесь таится опасность: без доброжелательной, профессиональной критики автор, получая «серийные» отзывы-«одобряшки» от других авторов-читателей, легко превратится в графомана, но вряд ли станет писателем.

... очень редко Автора интересует общая оценка его труда, когда свою работу он отдал людям. Его интересует оценка определенного контингента в неограниченном круге лиц, для которых доступно его произведение. 
       Думаю, полярные мнения, высказанные Своим Читателем, более интересны. Однообразные «понравилось» и «так держать» – это лишь общие слова. Неплохо бы читателю уточнить, чтО именно понравилось и чтО (и почему) вызывает сомнения.
       Однако при этом стоит усвоить урок, преподанный Критиком: излагая собственное суждение, не стоит навязывать Автору свое мнение, высказывать его в категоричном,  агрессивном тоне «всезнайки». Достаточно – посеять сомнения у автора и дать ему возможность поспорить с собой.
Обычно слушают не того, кто громче всех кричит, а того, кто говорит спокойно, по существу, не теряя самообладания.
 Мила Логвинова.