Как я после войны... Мамаев курган штурмовал!

Владимир Музыченко
В 1947 году известный советский кинорежиссер Владимир Петров приступил к съемкам  двухсерийного художественного фильма «Битва за Сталинград», который создавался в рамках идеологического кинопроекта «Десять сталинских ударов» и был призван увековечить подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны, а также   выдающуюся  роль И.В.Сталина в организации и достижении «всех наших побед».
В съемках этой картины, вышедшей в кинопрокат в 1949 году, участвовал и наш земляк, бывший командир танка Т-34, воевавший на Курской дуге, майор в отставке Рамза ШАГИВАЛЕЕВ. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей воспоминания ветерана войны  об этом ярком эпизоде его военной биографии.
-  Наш 21-й отдельный танковый батальон 20-й механизированной дивизии встретил День победы в  румынском городе Арад. Война была позади и все с нетерпением ждали возвращения на родину. И вот долгожданный приказ: грузиться вместе с техникой в эшелон. Прибыли в город Урюпинск Сталинградской области, стали обустраиваться. Но не успели даже оборудовать казематы для стоянки танков, как поступил новый приказ: нашему батальону следует выехать в Сталинград, где он будет участвовать...  в съемках нового фильма об этом городе и о великом  сражении, которое тут происходило в 1942-1943 годах.
Восторгам нашим не было предела: кинематограф мы тогда не просто любили – мы его  боготворили.  А потому без промедления погрузили на платформы 21 «тридцатьчетверку» и весь наш батальон двинулся в путь.  Помню, по дороге мы видели немало пленных немцев, который разгружали вагоны с цементом и стройматериалами. Интересно, что разговаривали те «фрицы» по-немецки, а ругались… по-русски.
Город еще не оправился после войны, но уже началось восстановление разрушенных домов и строительство новых. В ходе Сталинградской битвы немцы уничтожили 56 заводов и фабрик, 115 школ, 86 детских садов, 21 техникум, 3 института, 35 клубов, 41 кинотеатр, 60 библиотек. Кроме того немецко-фашистские захватчики превратили в руины 41 тысячу жилых домов (85 процентов жилого фонда города!), три железнодорожных депо, а также вывели из строя 425 километров путей. И только в центре гора сохранилось  одно уцелевшее здания ЦУМа, где размещался штаб 6-й армии фельдмаршала Паулюса.
Съемки начались на Мамаевом кургане, ставшем символом мужества и героизма защитников Сталинграда. Врагу лишь один раз удалось закрепиться на этой высоте с отметкой 102 метра, но бойцы 1-го батальона 39-го стрелкового полка их оттуда выбили и больше не пускали. 11 яростных атак предпринимали  немцы, чтобы вернуть высоту, но Мамаев Курган стал неприступной крепостью.
Наш «киношный батальон», как мы себя в шутку называли,  разместился у подножия кургана. На склоне еще были видны  следы недавней войны: кругом были  траншеи и окопы, разрушенные доты и дзоты, горы стреляных гильз от патронов и снарядов. Земля выжжена – кругом ни одного кустика, и только суслики шмыгали из норки в норку.
Первый эпизод, снятый с нашим участием, заключался в том, что мы должны были…  наступать на Мамаев курган в качестве немцев. Наши танки перекрасили, и закамуфлировали под «Тигры», а нас переодели в трофейную  военную форму . У меня, фронтовика  поначалу было весьма не приятное ощущение. Я думал, а  может, именно в этой одежке воевал тот самый  Ганс или Шульц,  из автомата которого я получил ту проклятую разрывную пулю под Прохоровкой, после которой три с половиной  месяца валялся в госпиталях?
Танки наши ползли на гору только с механиками-водителями, а все остальные члены экипажей изображали пехоту: мы штурмовали высоту, поливали обороняющихся из немецких автоматов холостыми патронами. Нас поддерживала авиация: самолеты с черными крестами бросали  на курган холостые бомбы со стабилизаторами, вызывающими много шума и свиста. Сверху  в нас кидали бутылки с зажигательной смесью,  взрывали толовые шашки под гусеницами танков. Все стреляло, взрывалось, горело так, как было на настоящей войне. После нескольких дублей,  кинорежиссер, наконец, сказал, что съемка удалась. И предложил нам сфотографироваться на память. Мы встали на склоне Мамаева кургана, как были в немецкой форме, а вместе с нами снялся заместитель командира батальона, подполковник. Вскоре каждому из нас подарили по  большой фотокарточке размером 20 на 30 см, которые мы  положили  до окончания нашей киношной работы в  танковые ниши.
Следующий эпизод, в съемках которого мы участвовали, был посвящен выезду советских танков Т-34  после ремонта со знаменитого Сталинградского тракторного завода.  Нас переодели в белые маскировочные рубашки, дали в руки трехлинейные винтовки и посадили на крылья танков: мы изображали ополченцев, отправляющихся на защиту города. Впечатляющими были съемки эвакуации населения на левый берег Волги. Тут все было точно так, как в жизни: кругом все горело, даже вода, авианалеты врага следовали один за другим. Особенно запомнился  мне эпизод, когда немецкая  бомба «попала» в баржу с людьми. Все, кто мог плавать, прыгали в воду, в их числе и одна из героинь – женщина с грудным ребенком. А мы в этом время стояли с противоположной от камеры стороны на лодках  и вылавливали людей с помощью брезента. В другой раз мы играли роли советских разведчиков. Вместе с нами был и местный паренек, которого тоже одели в военную форму. По сценарию он ехал на мотоцикле и подрывался на немецкой мине, вместо которой пиротехники решили применить толовую шашку. Но, видно, не рассчитали заряд,  и наш мотоциклист по-настоящему... взлетел на воздух. К счастью, все обошлось ушибами.
Вместе с нашей военной «массовкой» в съемках киноэпопеи  участвовали немало сталинградцев, в том числе и женщин. Их  переодевали в военную форму и они  отлично «воевали» в качестве медсестер и санитарок, оказывали первую  медицинскую помощь и выносили с поля боя раненых. Вывозили нас и в степь, где снимались эпизоды танкового наступления наших войск под Сталинградом.
Всю весну и почти все лето продолжались непрерывные съемки. Наконец, нам сообщили, что миссия батальона успешно выполнена. Наши танки погрузили на платформы и отправили в Урюпинск в сопровождении механиков-водителей, а всех остальных отправили в Херсонскую область, для оказания помощи местным хлеборобам в уборке урожая.
А когда мы вернулись с уборки, то узнали, что того подполковника, что снялся с нами у подножия курган, едва не  осудили за… измену родине.  Оказалось, что кто-то из наших механиков-водителей, приехав в часть, похвалился своей сталинградской фотографией, где были изображены веселые и довольные «фрицы», в окружении которых стоял бравый советский подполковник, тоже весьма довольный жизнью. Дело дошло до СМЕРШа – была  тогда в войсках такая серьезная организация. Боевого подполковника, прошедшего всю войну от начала до конца,  обвинили  том, что скрыл от командования факт пребывания в плену. Потом, конечно, разобрались, но фотокарточки наши велели из танков изъять и уничтожить.
В первый, раз фильм  «Битва за Сталинград» мы увидели в 1949 году. Его смотрела вся наша часть и каждый из нас увидел и узнал себя в каждом из эпизодов, в которых мы снимались. Я тоже увидел и узнал себя в трех-четырех местах. Честно говоря, эта  картина, съемки которой нам показались весьма прозаичным делом, нас всех поразила грандиозной масштабностью. Все наши батальные сцены выглядели так грандиозно, будто  в них  снимался не один танковый батальон, а, как минимум,  целая армия. Ну и,  конечно же, всем нам очень  понравилась игра  киноактеров, среди которых был и знаменитый  советский артист  Алексей Дикий,  блестяще сыгравший монументальную роль Сталина.
Потом я смотрел этот фильм на «гражданке», когда демобилизовался в 1951 году из армии. Ну, а после смерти Сталина эту ленту на многие годы положили на полку. И только в конце восьмидесятых она была показана на одном из телеканалов накануне очередной круглой годовщины Победы. Может быть, и нынче российские телевизионщики вспомнят об этом старинном фильме. Я бы лично с удовольствием  посмотрел его еще раз.