Переделкинский Фауст

Кедров-Челищев
Меня привез туда Андрей Вознесенский. За столом на веранде стали вспоминать, у кого кто был учителем. У Пастернака Рильке и все-таки Маяковский. У Андрея Пастернак. «А у Кости только Бог и море учеников», сказал Вознесенский.
Это был вечер Великого Посвящения. Я просто физически ощущал присутствие Бориса Леонидовича, хотя при жизни его не разу не видел. Фотокопия в человеческий рост о чем-то говорила но не в ней было дело. «Его лицо светилось и мерцало как в старых кинолентах. Фотография этого не передает», – сказал Андрей. Но после его слов фотография тоже передавала. Борис Леонидович совершил нечто немыслимое. То, что не удалось даже Фаусту. «Привлечь к себе любовь пространства...» Он ушел а пространство осталось. Более того, оно заселено и заполнено живым присутствием равного ему по силе поэта, Переделкино есть и останется лишь в той мере, в какой есть и будут Вознесенский и Пастернак.
Дело тут, конечно, не в ученичестве. В поэзии не бывает ни учеников, ни учителей. Просто есть особые стадии посвящения где учеником может быть учитель, а учителем ученик. При жизни все мы ученики. Как трогательно Юлиан Тувим обращается к Богу с просьбой оставить его навсегда второгодником в жизненной школе. «В мире есть только три вещи: Бог, Поэзия и ты», – сказал мне недавно Андрей. Я считаю, что это стихотворение. И оно должно быть сохранено. На самом деле есть только Бог и Поэзия, а между ними любой счастливчик в миг вдохновения. Андрей произнес эту фразу во время своей болдинской весны 1997 года, когда ему удалось впервые в русской поэзии превратить поэтическую строку из отрезка в бесконечную ленту Мебиуса. Он шел к этому давно через кругометы галактик. Наконец-то русский стих вырвался из прямолинейного мира Евклида в мир изогнутых полусфер Лобачевского.
НА деревьях висит ТАЙ...
БОже отпусти на НЕ
Время перестало тупо, как бык в упряжке, двигаться от начала к концу строки, ударяясь о рифму лбом. Начало и конец строки – будущее и прошлое сливаются в ТАЙНУ и НЕБО.
Пастернак неокантианец – Фауст в преклонные годы который все время что-то роет своей лопатой и видит смерть-землемершу. Вознесенский Фауст в юности и зрелости шепчущий тайные заклинания и чертящий магические фигуры:
Остановись мгновенье, ты прекрасно.
Нет продолжайся – не остановись.
Разве это не ностальгия по настоящему? Футуристам с их культом будущего и прошлякам, которых еще Гете назвал задопровидцами. Вечность – это здесь и сейчас

* * * * * * * * * *
Большие поэты оставляют после себя праздники. На даче у Пастернака мы с Андреем Вознесенским обязательно отмечаем 30 мая – день памяти переделкинского небожителя. Для кого-то это так называемый датский календарь – от слова «дата», а для нас вся наша жизнь. В начале жизни школу помню я – писал Пушкин о лицее. А для моего поколения школой была проработка во всех газетах и гибель Бориса Пастернака. Именно гибель. Он жил бы еще и жил. Но кто же в преклонном возрасте выдержит такой натиск, когда тебя по телевизору с правительственной трибуны сравнивают со свиньей. Андрей Вознесенский полушепотом, через усилитель произнес речь о Пастернаке. Перескажу так, как запомнилось: «Пастернак уходил при трагических обстоятельствах. Его заставили отказаться от Нобелевской премии. Роман «Доктор Живаго» я слушал в его исполнении во время тайных читок и до сих пор многие главы помню почти наизусть. Это роман о гибели русской интеллигенции и самого Пастернака, но он остался жить в своем романе. У него было такое необыкновенное лицо. Оно все светилось, менялось, как пламя свечи. Свеча Пастернака».

Стараниями Натальи Пастернак, как всегда, ожил рояль Нейгауза. Пришли музыканты и композиторы из Московской консерватории. Звучали арии из оперы «Доктор Живаго», а мы с Андреем перелистывали новый выпуск «Журнала ПОэтов», посвященный палиндрому. Я показал Вознесенскому свой палиндром «Ешь циник Ницше» и палиндром Сергея Капицы «А Клава давалка». Вознесенский улыбнулся и стал искать свой текст, надиктованный мне шепотом по телефону «Тинейджер трахнул телку через пейджер». Забавно, что пейджеры уже отошли. Современные тексты быстро устаревают. Но читаем же мы Пушкина про всяких там задумчивых дриад. Хотя я уверен, что многие читатели не знают, кто такие дриады, и путают их с триадами.
х

Потом Андрей шепнул мне: «Останешься на чай?» Традиционное чаепитие на веранде, конечно, сопровождалось тостами. Наташа Пастернак попросила меня сказать что-нибудь о музыке и поэзии. Я сказал, что взрыв авангарда в начале века и русский футуризм были прорывами к музыке. Пастернак был прежде всего учеником Скрябина и поэтому футуристом, потому что именно футуристы расковали стих, приблизив его к партитуре. Когда Чайковский писал оперу «Евгений Онегин», он удивился однообразию приемов и интонаций поэтики того времени. И написал свой сценарий. Если бы Чайковский писал на стихи Маяковского, Пастернака или Вознесенского, ему не пришлось бы переделывать текст. Пастернак начинал как ученик Скрябина. «Я клавишей стаю кормил с руки». Его поэзия порывиста, как «Поэма экстаза» Скрябина. Пушкин говорил: «Из всех искусств/ одной любви музыка уступает,/ но и любовь – мелодия». Скажем, перефразируя гения: одной поэзии музыка уступает, но и поэзия – мелодия.

Вознесенский очень оживился на слова Пушкина о мелодии и любви. Тут Наташа Пастернак спросила у Андрея, нравится ли ему книга Быкова о Пастернаке. К моему удивлению, он одобрительно закивал головой. Ну да. Понятно. Надоел хрестоматийный глянец, надоели ахи и охи. Постмодернистская семипудовая биография под названием национальный бестселлер выглядит современно. Так современно, что мне и читать не хочется. Ведь основной ее скрытый пафос в знаменитой злорадной пушкинской фразе – он так же мерзок, как мы. Врете! Он, гений, мерзок не так, как вы, а по-своему. Я умышленно не цитирую, а пересказываю здесь Пушкина по-своему, как запомнилось.
Также в разделе:

А Виктор Ахломов тем временем озарял нас вспышками своего фотоаппарата, и лицо Пастернака на фото действительно походило на язычок пламени. «Свеча горела…» И вспоминаю я тот знаменитый вечер «Минута немолчания, или Крик по ненапечатанным стихам», что провели мы с Вознесенским в 1988 году во Дворце молодежи. Впервые после почти пожизненного молчания вышли на большую сцену Сапгир, Айги, Холин, Парщиков – всех не упомню. Выключили свет и Вознесенский зажег громадную свечу Пастернака.

– А теперь, – сказал Андрей, – давайте встанем и издадим вопль по всем ненапечатанным стихам советской эпохи.

Полутысячный зал встал, сверкая очками и лысинами, и издал протяжный и мучительный крик.

Боюсь, что сегодня, когда все напечатано и есть интернет, этот вопль уже никто не услышит, а если и услышит, то не поймет. Сегодня все напечатано – ничто не прочитано.
l

Сегодня время тишины, а не вопля. Тишины по непрочитанным текстам. Тихо на даче Пастернака. Голос Вознесенского даже через все усилители звучит как шепот. «Должен, хоть кто-то/ В самой орущей в мире стане/ Быть безголосым».

Предисловие А.Вознесенского к  книге  К.Кедрова "Метаметафора":

Андрей Вознесенский


ДЕКОобраз


Прометей — вор пламени.
"Митьки" — воры примитива.
Декарт — вор метели.
Кедров — вор дек.
Он крадет для нас у неба источник музыки, ее древесную деку, отражатель и усилитель звука.
Я видел в балетном классе в Перми стройные деки девочек-балерин, чувственно замершие в стойке у зеркального барьера. Все деревянные скульптуры Христа в Пермской галлерее физиономически похожи на Кедрова.
Творчество — вор вечности и наоборот.
В заплечном мешке собирателя — похищенные у неба идеи метаметафоры.
Поэтика мысли его — вся сужающаяся и расширяющаяся Вселенная.
Троеперстию темного куклуксклана он противопоставляет двоеперстие своего К. К.
Обороняясь от злобы мира, они или становятся или прислонились спинами друг к другу. Прищурьтесь — и вы увидите снежинку.
Снежинка — вор красоты.
ДЕКОобраз — декоОБРАЗ
1999 Переделкино


    Фиалкиада

      Андрею Вознесенскому, поэту и другу Посвящается с его согласия и по его просьбе в ответ на его гениальную поэму "Возвратитесь в цветы"

     Сапфо фиалкокудрая
     Сапфо фиалкогрудая
     Сапфо фиалкорукая
     Сапфо фиалкомудрая
     Купите фиалки
     фиалки Монмартра
     фиалки для Сартра
     для Сартра фиалки
    
     Цветы растут друг из друга
     И мы с тобой друг для друга
     В солнце макая маки
     пишут Ван Гога маки
     пишут Моне кувшинки
     пишет тебя сирень
     Все мы друг друга пишем
     гроздьями каждый день
    
     Сколько кистей в палитре
     столько в лугах цветов
     Сколько цветов в палитре
     столько цветов
    
     «Возвратитесь в цветы»* –
     говорит Вознесенский
     возвратимся Андрюша и я и ты
     а когда возвратимся
     то вновь возродимся
     и конечно же в нас возвратятся цветы
     ты конечно же ирис
     это каждому ясно
     и рисуют тебя
     все живые цветы
     и рисуют нас звезды
     небесные астры
     и рисует нас сад
     из цветной наготы
     звездный сад состоит не из звезд
     а из света
     свет из звёзд –
     аромат из цветов
     Это лето поэтов
     из звёздного цвета
     ароматного цвета цветов
    
     Кто-то дарит цветы
     Кто-то делает деньги
     Словом каждый при деле
     «какникрути»
     Ну а вечное дело
     цветов и поэтов
     отцветать и цвести
     Отцветать и цвести
    
     Нам нельзя возвращаться в тюльпаны и в маки
     Горл бутоны готовы
     И еще неизвестные монстры Ламарка
     вырастая из горл
     возвращаются в слово
     Сад словесный ночной гиацинтовый росный
     Соловьи айлавьют свои гнезда из горл
     Как разряд освежающий нежный и грозный
     сад словесный рыдающий как Кьеркегор
    
     Мы не можем ждать милости от сирени
     Мы не можем ждать милости даже от роз
     потому что все Сирины осиротели
     без сирени отрубленных Врубелем слез
     Под душистою веткой сиренью расстрелян
     князь великий К.Р.
     По призыву поэта
     Растрелли расстрелян
     Все расстреляны
     кто не отрёкся
     от звёзд
     от цветов
     и от вер
     Отверзаются дверцы
     хрустального цвета
     в алтаре где Флоренский служил литургию
     где Флоренции мраморная невеста
     прикрывает от копоти плечи нагие
     Прорастает в руинах трилистник Баженова
     Прорастает Растрелли ростками в раструбе аркад
     Всё расстреляно
     даже трилистник расстрелян
     Всё расстреляно
     даже цветов аромат
    
     От Растрелли до расстрела
     в гулком сумраке ночей
     раздаётся хрип команды
     о-гол-телых стукачей   
    
    
     Облачаются розы в ризы
     опадающих лепестков
     Облачаются ризы в розы
     розы ризы
     цветы цветов
     Гроздья гроз извергают розы
     и рыдают слезами звёзд
     гиацинтов слёзная россыпь
     всё оплачет звёздами слёз
    
     Мани-мани Мане
     Маки-маки Моне
    
     Отцвели уж давно
     хризантемы в саду
     хризантемы в аду
     хризантемы в раю
     Умирай ум и рай
     Ум и рай умирай
     Я в саду
     как в аду
     и в аду
     как в саду
    
     Из заоблачных мордочек Анатем
     вырастают головы хризантем
    
     Отцвели уж давно тамплиеры в кострах
     а зола ещё жжёт
     ещё жжётся зола
     Тамплиеры в кострах
     Хризантемы в садах
    
     Все созвездия стары
     в астрологии астры
     Из расстреллиевых растров
     выдвигается раструб
     В наведённом на резкость
     глазном окоёме
     выступают нарезки
     окуляров из сердца
    
     Так из лилии вышел Христос
     и по водам
     шел в одежде из лилий
     общаясь с народом
     Эта лилия словно
     небесное лоно
     породила весь мир
     и царя Соломона
     «Даже царь Соломон
     так не выглядел прежде
     как небесная лилия
     в белой одежде»
     Так и вы облачитесь
     в одежды из света
     Бог воздаст вам за это
     воздаст вам за это
    
     Мы прошли по земле
     как Христос по воде
     оставляя лилий следы
     Мы прошли по земле
     и остались в земле
     как в земле остаются сады
     Семена наших душ
     прорастут как цветы
     и цветами осыплется сад
     А над нами на небе другие сады
     звёзды гроздьями света висят
    
     Вся галактика – ветка сиреневых слёз
     обронённая Богом в ночи
    
     Пью горечь тубероз
     пью горечь речи
     горечь пью
     из нежной горечи




 --- Андрею Вознесенскому – ДООСу и стрекозавру ---

 

Ах, Андрюша,
Андрюша, ах –
В землю брошен небесный прах.
Ураганом себя отпел
И, отпетый, ввысь улетел.

Ты отпетый, и я отпетый
Все поэты всегда отпеты,
В коммунизме, в социализме
Мы отпеты еще при жизни.

Ах, Андрей Вознесенский, ах,
Утопающий в лепестках.

Миллион, миллион голых роз
Видишь ты  с такой высоты,
Где и смерть уже не всерьез,
Потому что она – не ты.

Ха, Андрюша,
Андрюша, ха –
Усмехается из стиха.

Был лиричнейшим хулиганом
Стал лирическим ураганом

Громыхнул,
как Пушкин наганом…
Ураган унес ураганом

4 июня 2010 г.

    
    

    
   


    
    

К.Кедров

Агн-уст Девий

Попытка Реквиема А.Вознесенскому
Дух-
Овной жаж дою томим
В пустыне мрач-
Ной я влачился
И шест и крыл
И сера фим
На перепутье мне
Я вился
Я вас любил любовь
еще быть может
Или не может все равно не быть
Но пусть она вас больше
не треножит
Я не хочу я не
Хочу не быть
Я воскресил бы тебя Андрюша
Если бы ты приказал
-Воскресе-
Но ты унесся
На Новодевичье с ураганом
Был хулиганом
Стал хулиганом
Все опрокинул
Перевернул
Но не вернулся
И не вернул
Анд-рей
Анд-реич рей
Над нами снами с нами
Поэтарх московский и всея Руси
Иже еси на небе Си-
Ние васильки Шагала
И треугольные Грушеньки
«писающие по биссектрисике»
Би-секс-три-Си
Си Си Си Сиси
Глазухо– Глас-ухо
вопиющего в пустыне
Неги-Негев
Что теперь мне твое
бессмертие
Оно без тебя убого
Не могу любить тебя после
смерти
Буду любить живого

Шепчущего в трубку:
«Я хочу, чтобы ты…»
Голос твой
Воскресающий
Из немоты

Иду к тебе Андрей
По краешку земли
Иду с тобой Андрей
По лезвию судьбы
Тебя придумал Кант
Ты вещь всегда в себе
Иду к тебе всегда
Всегда иду к тебе
Я думаю Андрей
Что ты немного бог
Ты очень много смог
И многое не смог
Когда запели:
«Со святыми
Упокой...»
Вдруг грянул гром
И храм объял покой
Что тебе жизнь Загробная
Гробная И надгробная
Громная И надгромная
Здесь твоя жизнь О-громная.
2010
2

Вознесенский

Где ты Андрей?
Почему я не слышу
Голос похожий на все
что люблю

Может я как-то
не так говорю
и вспоминаю
А надо иначе

Где ты?
Ты видишь, я даже
не плачу
Просто с тобой
о тебе говорю

Кто убедит меня,
что тебя нет
Проще поверить,
что все мы
уснули
И про тебя видим
страшные сны
Кладбище похороны
все было
Но это все мимо нас
пронесли

Только с тобой
я могу быть собой
Только тебе доверяю до смерти
и после смерти
тебе доверяю
Только с тобой
о тебе говорю

Если исчез ты совсем
то и Бог
только иллюзия
а не реальность
Наша религия
внематерьяльность
Наша религия
Это Итог

Что же имеем мы в этом Итоге
Слово наш Бог
Да и Слово о Боге
2012
3
Снова Андрей

Ну что Андрей Вознесенский
Отныне и навсегда
Ты стал Поэтарх вселенский
И это любви беда

А я то люблю другого
И это пока я жив
Единственного — живого
Не мертвого средь живых

Пусть эти простые рифмы
Напомнят конторе Млечной
Мы вместе под этим грифом —
«МЫ ВМЕСТЕ — ХРАНИТЬСЯ ВЕЧНО»
2012