Ивашка самозванец

Валерий Болдин
             /Сказка-пьеса в стиле руссуой народной сказки.
                Всё новое - хорошо забытое старое./ 
               
                ИВАШКА- САМОЗВАНЕЦ И ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК.

       Крестьянская изба. Двор. Иван на дворе чинит рыболовную сеть, поет:



                Ты гори-свети, солнце ясное,
                Над зеленою над дубравушкой,
                Где соловушка заливается,
                К речке ивушка наклоняется...

    Чудно! Вот уж, который день солнышко, будто гвоздями к небу
приколочено: стоит за лесом, в небо не поднимается. Нет без него
на сердце радости: земля унылая, люди печальные, птицы и те
пригорюнились. Эге-гей!  Солнце милое, жаркое чудо! Отчего на
небо не восходишь? Аль разгневалось на нас, аль обиделось? Али
силой кто не дает взойти? Нет, не слышит меня солнце ясное.


              /Распахивается окно. В окне - заспанное
                лицо старшего брата Егора./

ЕГОР. Ивашка, ты чего с утра глотку дерешь, людям спать не да-
ешь, будто петух недорезанный. Дров нарубил?

ИВАН. Нарубил.

ЕГОР. Печь затопил?

ИВАН. Затопил.

ЕГОР. Щи сварил?

ИВАН. Сварил.

ЕГОР. Так подавай на стол.

                /Распахнулось другое окно. В окне Дарья -
                жена Егора./
ДАРЬЯ. Ивашка, нынче что? Утро аль вечер?

ИВАН. Кто его знает. Может утро, а может вечер: солнце-то как
за лесом стояло, так там и стоит.

ДАРЬЯ. И пусть стоит. Мне-то что! Я есть хочу. Спать не дают,
есть не дают... /Егору/ Ты мне что обещал, когда в жены
брал:  "Дом отдельный, без родни,.." Все наврал, обокрал!

ЕГОР. Потерпи маленько,Дарьюшка.

ДАРЬЯ. Сам терпи.  /Ивану/  Чего столбом стоишь? Подавай на стол.
             /Иван бросился в избу, но тут же слетел с крыльца,
                столкнувшись с Клушей./
КЛУША. Ивашка, что у нас на дворе: день али ночь?

ИВАН. А что лучше, то и есть.

КЛУША. Стало быть, дело к ночи. Повечерием да опять спать ляжем.


ИВАН. Одному дай красно - солнце, а другому - ясный месяц, третьим
 нужен тихий дождик.  Поди, попробуй, угоди!

             /На крыльце появляется Дарья - жена Егора./



ДАРЬЯ. Все б лежала да лежала, прынцесса деревенская.

КЛУША. Это я-то деревенская?  Сама деревенщина. А у меня в родне
все купцы да бояре.

ДАРЬЯ. Оно и видать, что бояре.  ПридАное - одно платье драное.
Как еще терплю тебя в своем доме.

КЛУША. Как бы не так. Наш это дом.

ДАРЬЯ. Чево?  Кто в доме старший?  Егор. Стало быть, и дом его.

КЛУША. Дом-то на земле стоит, а землю батюшка Даниле завещал,
вот и убирайся с моей земли.

ДАРЬЯ. Сама убирайся. / Вцепились друг дружке в волосы./

ЕГОР. /Вмешался./ Будет тебе,Дарьюшка,угомонись.

ДАНИЛА. Погоди, Клуша,не дерись.

ЕГОР. Значит так:у меня дом,у Данилы земля,а у Ивана...

ДАНИЛА. Рога от барана. Батюшка-то ему барана оставил,а барана
 давно съели.

ЕГОР. Ивашка, поди сюда.

ИВАН. Чево еще?

ДАНИЛА. Узнаешь.

ЕГОР. Вот что, брат, вырос ты уже на наших харчах,  пора и честь
знать.  Вот тебе Бог, а вот порог...

ДАНИЛА. Да бараний рог и ступай себе с миром.

ИВАН. Куда мне идти, коли дом мой здесь?

ДАРЬЯ. Нет у тебя дома. Наш это дом. Бери котомку и ступай по добру по здорову.

КЛУША. Погоди, Дарья! Возьми, Ивашка, кувшин водицы, кусок  хле-
ба, да горсть родной землицы, авось пригодится. Вот мы
с тобой и в расчете. Скатертью тебе дорога.

ИВАН. Как же так? Дайте хоть собраться, что ли!

ДАРЬЯ. Бедному собраться - только подпоясаться* Ступай.

ИВАН. Пропаду ведь я в лесу дремучем. Дозвольте лук да стрелы
взять.

ЕГОР. Бери, брат, и ступай.

ИВАН. Прощай, дом родимый! Три кола вбито, бороной накрыто, и
То  - дом, а у меня и того нет. Пойду, куда глаза глядят,
искать свою судьбинушку.



                ККАРТИНА 2
                /тот же двор. На дворе Дарья и Клуша./

ДАРЬЯ /поет частушку, сочиняя её на ходу/ 

                Ой, замесила бы я тесто,
                Напекла бы пирогов...
                Только лень подняться с места,
                А Ивашка был таков.

КЛУША./подпевает/

                Наварила б каши с маслом -
                Кочергой невпроворот,
                Да в печи давно погасло,
                Никто дров не принесет...

ДАРЬЯ.   Ой, есть хочу!

КЛУША.   И я хочу!

ДАРЬЯ.   А есть-то нечего.

КЛУША.   Ой, нечего, а все равно хочу.

ДАРЬЯ .  Свари кашу, да ешь.

КЛУША.   Я не умею.

ДАРЬЯ.   Научу.

КЛУША,   Сама не умеешь.

ДАРЬЯ.   А вот и умею.

КЛУША,   Научи, коль умеешь.

ДАРЬЯ.   Бери корыто.

КЛУША.   Взяла. Дальше что?

ДАРЬЯ.   Насыпь полмешка соли...

КЛУША.   Поняла. Несу. Тащу. Сейчас... Вот так... Насыпала. А теперь?

ДАРЬЯ.   А теперь тащи мешок муки...

КЛУША.   Бегу, с ног сбиваюсь. Все делаю, как ты велишь. Уж боль-

но есть хочется, а так бы ни за что. Принесла.

ДАРЬЯ.   Налей ведро воды, да размешай...

КЛУША.   Воды... воды... сейчас... Ага, налила. А дальше?

ДАРЬЯ.   А теперь тащи в избу, да сажай в печь.

КЛУША.   Ага, тащу./Уходит./

ДАРЬЯ.   Ох, устала я. Ничего не знает, ничего не умеет. Всему
учить надо.

КЛУША.   Это от чего же ты устала?

ДАРЬЯ.   Тебя, бестолковую, учила. Намучилась.

КЛУША.   Это я намучилась: я воду таскала, я тесто месила....

ДАРЬЯ.    А я учила. Ой, есть хочу! Целый день терпела ни чего не ела!

КЛУША.   Врешь. Ела. Я видала.

ДАРЬЯ.    Разве это еда. Взяла корочку хлеба, хотела в ведре раз-
мочить, да корочка в ведро не влезла. Так сухую и съела.

КЛУША.    И мне не оставила.

ДАРЬЯ.    Ты не просила.

КЛУША.    Я не могла. Муку жевала, рот склеился. А все ты винова-

та: "Гоните Ивашку в шею..." А без его-то шеи самим  присесть некуда.

ДАРЬЯ.  И то верно. Есть чем сесть, да не на что. Вернуть Ивашку
надо. Пропадем без него. Твой-то ни рыбку словить, ни
печь затопить не умеет.

КЛУША.    А твой все б на печке лежал да мух считал. Данила-а!

ДАНИЛА.   Чего тебе, Клушенька?

ДАРЬЯ.     Егор! Поди сюда!

ЕГОР.        Иду, Дарьюшка.

ДАРЬЯ.    Мы тут с Клушей думали, думали, как жить будем и наду-
мали.

ДАНИЛА. Чего надумали-то?

КЛУША. А вот что: ступайте оба в лес, разыщите Ивана. Да без не
го домой не возвращайтесь.

ДАРЬЯ. Ясно?

БРАТЬЯ. Ясно.

ЖЕНЫ. Ну, так и ступайте.

                КАРТИНА ВТОРАЯ.

                /Лес. Огромный дуб с дуплом.  /

ИВАН. Сколь иду, а лесу ни конца, ни края не видать. Устал. В
животе тоска, в котомке полкуска, да глоток водицы - есть
чем подкрепиться. Коли есть каравай - и под елью рай.
Поем, подкреплюсь да снова в путь пущусь.

            /Только присел, неведомо откуда появилась старушка./

СТАРУШКА.  Здравствуй, мил человек!

ИВАН.      Здравствуй, бабушка./Встает/.

СТАРУШКА.  Откуда и куда путь держишь?

ИВАН.      Иду из дому, а куда - сам не знаю.

СТАРУШКА.  Не подашь ли, добрый человек, бедной старушке
кусо чек хлебца?

ИВАН.      Отчего не дать. У меня всего-то ничего, да разница не   
ве лика.  Дам половину, глядишь, мы с тобой богатством
сравняемся. Бери.

СТАРУШКА.  Дай тебе Бог здоровья, добрый человек.

ИВАН.      Прощай, бабушка.

СТАРУШКА.  Погоди, сынок! Вижу я, сердце у тебя доброе: не по-
жалел, последним со мной поделился.

ИВАН.      Так чего, бабушка, тебе еще от меня надобно?

СТАРУШКА.  Ничего, сынок, сама тебя отблагодарить желаю.

ИВАН. Спасибо, бабушка. Только и мне от тебя ничего не нужно.
Прощай.

СТАРУШКА. А ты не гордись, сынок, не гордись. Скажи-ка лучше,
что это у тебя за поясочком спрятано?

ИВАН.    Это? Рог бараний.

СТАРУШКА. Дай-ка мне, я гляну.

ИВАН.     Зачем он тебе?

СТАРУШКА. Узнаешь.

ИВАН.     Держи.

СТАРУШКА.  Дуну, плюну, пошепчу, заиграет, что хочу. А как за-
играет - деревья, и те в пляс пойдут.

ИВАН.             Быть того не может.

СТАРУШКА.  Сам гляди!

                /Рожок играет, Иван пляшет./

Хватит! Остановись! Устал я плясать, не могу больше.

 
СТАР УЖА.    То-то же. И еще: скажи-ка мне, что в твоей котомке?

ИВАН.             Ничего. Один ветер гуляет.

СТАРУШКА.  Не горюй, и котомка пригодится, В эту котомку все,
что захочешь, вместится.

ИВАН. Как это?

СТАРУШКА. А вот так./Тряхнула котомку, котомка превратилась в
большой мешок./ Скажи только: "Прыг-скок, полезай в
мешок", а там только успевай, завязывай.

ИВАН.     Уж и не знаю, верить аль нет.

СТАРУШКА. Сам погляди. Прыг- скок, полезай Иван в мешок.

                /Ивана неведомой силой повлекло в мешок./

ИВАН.     Ты что это делаешь, старая?

                /Оказался в мешке./
               
    Выпусти меня!

СТАРУШКА. Испугался, сынок? Вылезай. Настанет час - пригодится
и рожок, и мешок волшебный. И еще вот что я тебе скажу: живи с людьми в мире да дружбе, ни в чем тебе от людей отказа не будет. А теперь прощай!

                /Старушка выпрямилась, отбросила капюшон темной накидки,
                перед Иваном – Красна-девица/

ИВАН!   Кто ты?  Как звать тебя? И откуда знаешь, что меня Иваном
зовут?
ДЕВИЦА. Я все знаю.
ИВАН.   А коли все знаешь, скажи, отчего солнце в небо не подымается?

ДЕВИЦА. Не спеши, Иван, придет твой час и узнаешь все.
прощай.

ИBAH.   Исчезла, будто и не было вовсе. Эх, прилягу на травушку-
муравушку. Живот постелю, спиной накроюсь, в головы - кулак, -
а под бок и так, да вздремну чуток.

             /Уснул. Появляется Кикимора: голова, что кочка,
             нос, как у аиста, руки - лапы лягушачьи, глаза совиные./

КИКИМОРА. Ох, да мох, да третье болото. Жить одной мне неохота.
Охо-хонюшки, скучно жить мне без Афонюшки... Ух, ты! Что я наша.
Живой аль нет? Кажись живой. Дышит еще. Проснется - драться начнет.
А я ему рученьки-то поясочком замотаю. Вот так. А дальше что? Утопить?
По губить?  Зачем добру пропадать - утащу в болото, вместе жить будем - все веселее.

                /Потащила в болото./

ИВАН  Это кто меня за ноги тащит?

КИКИМОРА. Я, умница-разумница, красавица писаная.

ИВАН.     Отчего же ты, красавица, такая зеленая?

КИКИМОРА. Тебя заждалась, касатик мой. Так ждала, что от тоски  позеленела.
ИВАН. А отчего такая мокрая, будто только что из болота вылезла?
КИКИМОРА. Я как раз только что оттуда. Живу я там. Уж тыщу лет
живу. Домик у меня там свой.  Вот только мужичка хозяйственного нету.

ИВАН.    Зачем он тебе?               

КИКИЮРА. Как зачем? Крышу чинить, дрова рубить, сказки сказы-
вать.

ИВАН.    Развяжи меня.

КИКИМОРА. Ну да! Я развяжу, а ты драться начнешь. Знаю я вас.

ИВАН.    Да не трону я тебя.

КИКИМОРА.  Попробуй тронь! Я тебя так тресну - живая вода не по-
может. Ты мне прямо скажи - пойдешь в болото жить?

ИВАН.       Еще чего! Чем в трясину, так лучше на осину.

КИКИЮРА. Не пойдешь добром, силой утащу.

ИВАН.       Попробуй.

                /Кикимора нагнулась, чтобы ухватить
                Ивана за ноги, получила пинок./

КИКИМОРА. Бессовестный! Не учтивый. Нехорошо слабую, беззащитную -
  Кикимору обижать. Не честно.

ИВАН. А сонного человека связывать честно? Ладно. Давай так сделаем:
кто кого за поясочек перетянет. Если ты меня -
иду в болото жить. Ну а если я тебя - будешь мне служить,
из леса меня выведешь.

КИКИМОРА. Согласна я. только гляди, не обмани честную Кикимору.

                /Тянут поясок./

ИВАН. Раз, два - начали! Ого, сколько силы в тебе!

КИКИМОРА. Мне вся нечистая сила помогает.

ИВАН. И отчего так бывает: где беда, там вся нечисть на свет
выползает. Получай!

                /Отпускает поясок. Кикимора катится кубарем./

КИКИМОРА. Ах, ты так! Ну теперь гляди! На себя пеняй. Эй вы,
змеи да жабы болотные, сослужите мне службу верную:
отравите, унесите Ивана в болото на веки вечные!

                /Квакают жабы, шипят змеи, булькает,
                вздыхает болото./

ИВАН. Вот и настала пора испытать силу мешка волшебного. Прыг-

скок, полезай, Кикимора, в мешок.

КИКИМОРА. Что это? Куда меня несет? Не хочу!
/Оказалась в мешке./

ИВАН. Не обманула меня волшебнипа, сгодился мешок.

КИКИМОРА. Бедная я, бедная! Такая я несчастная! Отпусти меня,
Ивашка, из лесу выведу.

ИВАН.   Я и сам дорогу найду. Прощай.

КИКИМОРА. Погоди, Иван. Хочешь, чудо покажу?

ИВАН.   Ещё  чего  выдумала?

КИКИМОРА. Отпусти меня - не пожалеешь.

ИВАН. Отпустить, что ли?  Так и быть. Вылезай, курносая, да показывай
чудо невиданное.
КИКИМОРА Гляди. Видишь цветок?

ИВАН. Цветок как цветок. Что с того?

КИКИГОРА. А то: не простой он, волшебный. Кто сорвет его, исполнится
самое заветное желание. Сорви его.
ИВАН. Заветное желание, говоришь? А что же загадать-то мне?

КИКИШРА. Что хочешь, все исполнится. Пожелай себе... лапти
новые. Твои-то совсем прохудились. Только помни, что
всего одно желание исполнится. Ну, проси себе лапти
новые!

                /Иван подходит к цветку, протягивает руку/
                Слышит шипение змеи./

ЗМЕЯ. Не тронь цветок. Пропадешь.

ИВАН. Кто это?

ЗМЕЯ. Цветок сорвешь - навек пропадешь.

КИКИЮРА. Хи-хи. Не всякому цветок в руки дается. Видишь, в омуте -
лебедь плавает? Подстрели птицу белую да отдай
змее. А не убьешь - не видать цветка, как собственных ушей.

                / ИВАН./Натянул лук. Опустил./
-Нет, не могу стрелять в птицу дивную.
               
КИКИЮРА. А коль не можешь, так и не видать тебе цветка. Слаб
ты, Ивашка. Пропадешь без меня. Совсем пропадешь.

                /Хватает волшебный мешок./
 Сам в мешок попадешь:
Прыг-шмыг, полезай в мешок. Нет, не так. Шмяк-бряк,
полезай в мешок. Опять не так. кряк-шмяк, полезай в
мешок. Забыла! Слова наговорные забыла.

ИВАН. Отдай мешок, я тебе их живо слова напомню.

КИКИМОРА. Как бы не так. Сама вспомню. Мой будешь, мой. не видать -
тебе без меня счастья 
                ./Исчезает вместе с мешком./

ИВАН.  Пропал мешок, не уберег. А цветок и вправду чудо настоящее.
Ух, кабы дался в руки мне, загадал бы я...   Вот беда! И просить-то чего,
не знаю я. подсказал бы кто.

ГОЛОС, не спеши срывать цветок, Иванушка. Придет твой час и сор-
вешь его.
йВАН.   Кто здесь? Голос мне знаком, а не пойму никак. Где ты прячешься?

ГОЛОС. Да не прячусь я.  На меня взгляни.

ИВАН. Диво дивное! Сколь на свете живу, а такого не видывал,
слыхом не слыхивал, чтобы птицы человечьим языком разговаривали .

                /Лебедь превращается  Красавицу-девицу./

ДЕВИЦА.. Спасибо, Иванушка, что не сгубил меня.

ИВАН.    Это ты?!

ДЕВИЦА. Видишь, снова свиделись.

ИВАН.   Так ответь же мне: кто ты и как звать тебя?

ДЕВИЦА. Угадай, Иванушка, загадку: тот, кто честно жил, тот
меня любил, кто душой кривил - люто невзлюбил. Для одних красна,
как сама весна, для других страшна, словно смерть сама.

ИВАН.     Где уж мне. Не угадаю я.

ДЕВИЦА. Все зовут меня -  Правда-Матушка.
ИВАН. Правда-Матушка? Отчего же ты от людей в глухом лесу
прячешься?  От кого скрываешься?

ДЕВИЦА.  Аль не слышал ты про указ Царя: кто убьет меня, тому
награда царская. Вот и ты чуть не убил меня, да одумался.

ИВАН.      За что же Царь невзлюбил тебя?

ДЕВИЦА. Видно есть за что. За правду-матушку.

                /Слышатся голоса: "Ивашка-а-а!/

ИВАН. Никак меня зовут. Кто же это?

ГОЛОСА. Ивашка-а!

ИВАН. И голоса как будто знакомые.
 ГОЛОСА.  Иванушка-а!

ИВАН. Так меня кроме матушки давно никто не звал.

ГОЛОСА. Ивашка, бездельник, отзовись, дармоед!

ИВАН. Вот это по-нашему. Братья по лесу рыщут, меня ищут. Зачем
я им вдруг нужен стал.

ДЕВИЦА.  Возьми, Иванушка, перо птицы-лебедя. В трудный час от-
пусти его по ветру, прилетит ко мне весточкой, помогу
тебе. А теперь прощай.

ИВАН. Прощай, Матушка. Береги себя.
                /Голоса слышны совсем близко:
                "Ивашка, отзовись, окаянный!"/

ИВАН. Здесь я, здесь!

ЕГОР. Вот ты где.

ДАНИЛА. А мы уж и не надеялись.

ЕГОР. Идем домой, Ивашка.

ИВАН. Зачем это?
ДАНИЛА. Дрова рубить, печь топить...

ЕГОР. Рыбу ловить, уху варить, мы уже два дня ничего не ели.

ДАНИЛА. Три дня во рту ни росинки.

ИВАН. Так два или три?

ЕГОР. Кто знает? Может и десять. Солнце-то на небе как стояло,
так и стоит - ни с места. Время будто замерло.

ИВАН. То-то и оно. Нет, не вернусь домой, пока не проведаю, отчего
оно замерло. Не знаю только, куда путь держать. А чего гадать?
 Глаза закрою,
покружусь, а открою - в путь пущусь./Кружится, приговаривая/
Стой, не шатайся, ходи,
не спотыкайся, говори, не заикайся...

        /Егор и ДАНИЛА бросаются на Ивана, валят с ног, связывают./


ЕГОР.   Попался!

ДАНИЛА. Не хотел добром, утащим силою.

           /Слышатся топот и голос: "Тпррр, стой, Воронок, стой!"/

ТРИШК   /появляясь/.   Кто такие?

/Егор и ДАНИЛА валятся на колени./

ЕГОР. Мужики мы, Ваше Величество.

ТРИШКА. Вижу, что не пни. Звать как?

ЕГОР. Егором звать.

ДАНИЛА. Данилом  кличут.

ТРИШКА. Ладно. Будет вам коленями траву мять.
. Не Величество я, а шут Его Величества
Царя-батюшки да слуга Царевичу.

                /Братья встают с колен./

Вот что, мужики, нынче Царевич со свитой на охоте
тешатся, да только в лесу будто все вымерло: ни птицы,
ни зверя не видать. Уносите и вы ноги. Не ровен час
 сами добычей станете.

ЕГОР. Бежим, Данила.

ДАНИЛА. Бежим, Егор.

ИВАН. А я-то как же?

 ТРИШКА./Увидел Ивана/. А это кто?

ЕГОР. Брат меньшой. Ивашка.

ТРИШКА. Зачем связали?

ДАНИЛА. Одичал совсем. От рук отбился. Домой тащим.

ТРИШКА. Развяжите его.
 
       / Развязывают. Иван поднимается./

               

ТРИШКА. Глазам не верю! Царевич, ты?!

ЕГОР, Лицом-то сокол, да умом - тетерев. Мужик он.
Деревенщина. Ивашкой звать.

ТРИШКА. А похож-то как.

                /В лесу слышен сигнал трубы, лай
                собак, крики.../

Вот и Царевич со свитой близятся.

ЕГОР. Бежим, Данила!
ДАНИЛА. Бежим!

                /Убегают./

ТРИШКА.  / Ивану/.Видно жизнь-то у тебя не сладкая?   


ИВАН. Где уж там:сыт крупицей,пьян водицей...

ТРИШКА.  Не горюй,Иван. Беда не дуда. Беда вымучит, беда и вы-
учит.

    /ГОЛОС ЦАРЕВИЧА. Тришка, где ты там, шут гороховый!/

ТРИШКА. Вот и Царевич пожаловал. Спрячься до поры в дупло, а
там видно будет.

ЦАРЕВИЧ. Тришка, оглох ты, что ли?

ТРИШКА. Здесь я, здесь, Царевич-свет.

ЦАРЕВИЧ. Куда пропал, дурацкая голова!

ТРИШКА. Ку-ка-реку! Скок-поскок, с насеста петушок на поветку
взлетел, такую песенку спел:
                Стучит, бренчит по улице,
                Царевич мчит на курице,
                Царь на кошке
                По той же дорожке...
                Ау, Царевич, ясно солнышко!

               /Из болота вылезает Кикимора.
                Крадется к Тришке./

КИКИМОРА. Ох, да мох, да третье болото. Жить одной мне неохота.

ТРИШКА. Ты кто?

КИКИМОРА. Кикимора я.  Ки-ки.
ТРИШКА. Чего тебе нужно - Кики?

КИКИМОРА. Возьми меня с собой. Надоело мне в болоте жить. Все
одна да одна. Возьми.

ТРИШКА. Ворон в огороде отпугивать?

КИКИМОРА. Грубый какой. Неотесаный. На людях-то я может краше
любой красавицы стану. Возьми, а!

ТРИШКА. Пошла прочь, лягушка болотная!

КИКИМОРА. Ох, ох! Чтоб у тебя живот иссох.

                /Исчезает./

ГОЛОС ЦАРЕВИЧА, Тришка, где ты, окаянный?

ТРИШКА. Два Демида, да оба не видят. Здесь я, здесь.

ЦАРЕВИЧ/появляясь/. Проклятый конь споткнулся, я упал. Где
свита? Где слуги?
-
ТРИШКА. Видать, отстали, Царевич-свет. Сядь, отдохни, послушай
прибаутку: ехала деревня мимо мужика, глядь - из-под
собаки лают ворота... Угадай, Царевич, загадку: что
быстрей всего на свете?

ЦАРЕВИЧ. На заду заплатки, а в уме загадки. Быстрей всего на
свете  стрела.

ГРИШКА. Не угадал, Царевич. Голова-то с печное чело, а мозгу -
ничего. Подставляй-ка лоб, получай щелчок!

ЦАРЕВИЧ. Но-но! Знай свой шесток, холоп!

ТРИШКА. Скок-поскок, с лапоточков на шесток... Скажи, Царевич,
есть ли на свете счастье?

ЦАРЕВИЧ. У меня есть. Я вот давеча на охоте оленя застрелил.
Красавец: рога золотые, копыта алмазные, кровь руби-
новая... То-то я счастлив был!

ТРИШКА. Ох, и глуп же ты, Царевич!

ЦАРЕВИЧ. Но-но! И что я не казню тебя никак?

ТРИШКА. Царевич без шута, что конь без кнута: коня не
хлестнешь - не поскачет, Царевич не засмеется, так заплачет.
А счастье у тебя и вправду глупое.

ЦАРЕВИЧ. Так растолкуй, в чем оно.

ТРИШКА. Ку-ка-реку! Счастье в яичке, яичко в птичке, птичка -
птаха вольная, где захотела, там и присела. А я тебе
так скажу: коли народ счастлив, тогда и Царю горя не
знать.

ЦАРЕВИЧ. Молчи, холоп! За такие речи - кнут на плечи.

ТРИШКА. Уж больно ты лют, Царевич. Только за все ответ держать
надобно. Получи, Царевич, то, что другим раздаешь так
щедро!

 /Хлещет Царевича кнутом./

ЦАРЕВИЧ     /Кричит/. Стража!

ТРИШКА.     Далеко твоя стража. Получай за все сполна.

                /Загоняет Царевича в дупло./

ТРИШКА. Теперь мне назад пути нет.

                /Появляется Кикимора./

КИКИМОРА. Нет тебе назад пути, Тришка, пропал. Одна тебе доро-
га: ко мне в болото.

ТРИШКА. Сгинь, нечистая сила!

КИКИЮРА.  Это я - нечистая? Я каждый день в болоте купаюсь.
Пойдем, а? Скучно мне одной.

ТРИШКА. Отстань, чучело!

КИКИЮРА. Я не чучело. Я красавица. Ты только глянь на меня
как следует: у кого еще такой носик, такие ушки, та-
кие плечи...

ТРИШКА. Уйди, говорю!

КИКИЮРА. Ах, так! Ладно/достает мешок/. Шмяк-бряк! Полезай в
мешок. Нет, не получается. Прыг-шмыг, полезай в мешок.
Опять не получается. Забыла слова наговорные. Ничего,
вспомню. Все равно вспомню!

                /Исчезает. Появляется Иван./

ТРИШКА. Ну как? Видел, Иван, Царевича?

ИВАН. Как себя в зеркале.

ТРИШКА. Уж не брат ли ты ему родной?

ИВАН. Нет. Я кровей не царских.

ТРИШКА. Как знать, как знать... А что с Царевичем?

ИВАН. Не знаю. Как увидел меня, так без чувств на землю
грохнулся. Лежит, не двигается.

ТРИШКА. Должно со страху. Снимай-ка, брат, рубаху.
ИВАН. Зачем?
ТРИШКА, Снимай. Чай не красна девица.

                /Взял Ивашкину рубашку, направился в дупло./
ИВАН. ТЫ что надумал, Иришка?

                /Из дупла вылетел кафтан Царевича./

ТРИШКА    /Ивану/. Надевай.

ИВАН.        Не стану, плохое ты надумал.

ТРИШКА.  Примерь, чай с тебя не убудет.
 ИВАН,        Разве что примерить.
                /Надевает рубашку/.
ТРИШКА. Вылитый Царевич.
                /Слышны голоса братьев: "Ивашка, Тришка,               

  Братья твои возвращаются.

ИВАН. Чего им еще надо?

ТРИШКА. За тобой пришли.

ИВАН. Не вернусь домой, скажи: нет меня.

                /Прячется./
ДАНИЛА. Куда Ивашка девался?

ТРИШКА. Как услышал лай собак, за вами следом умчался, только
его и видели.

ЕГОР. Куда он побежал?

ТРИШКА/махнул рукой/. Кажись туда.

ДАНИЛА. И мы туда.

ТРИШКА. Да нет - сюда.

ЕГОР. И мы сюда.

ТРИШКА/сомневаясь/. Или, сюда, а верней всего в ту сторону.
ЕГОР. Не морочь нам голову, Тришка.
ДАНИЛА. Нельзя нам без Ивашки домой возвращаться.

                /Из дупла появляется Царевич
                Ивашкиной рубашке./


ЦАРЕВИЧ. Тришка, где мой кафтан, разбойник?

ТРИШКА. Какой кафтан?

ЦАРЕВИЧ. Мой кафтан. Кафтан Царевича.

ТРИШКА. Спятил, мужик! Кафтан ему подавай с плеча Царевича. По-
шел прочь, деревенщина!

ЦАРЕВИЧ.    Молчи, холоп! За все головой ответишь.

ЕГОР.           Совсем Ивашка умом тронулся.

ЦАРЕВИЧ.   Кто такие?

                /Братья, дурачась, упали на колени./

ЕГОР. Мужики мы, лапотники, холопы твои!

ДАНИЛА. Помилуй, батюшка!

                /Братья повалились от смеха./

Насмешил, Ивашка!

ЦАРЕВИЧ. Смеяться надо мной? Стража, хватайте их!

ЕГОР. Пора и впрямь хватать.

                /Хватают Царевича, связывают./
ТРИШКА. Тащите его, мужики, домой, да глаз не спускайте  с
дурня;  да поучите уму-разуму.

                /Уходят./
ТРИШКА.Вот и закрутилось колесо.... Теперь надобно, чтобы Иван
во дворец поехал за Царевича.Слышь, Иван, говоришь, кровей
ты не царских?

ИВАН. Нет не царских.
ТРИШКА. Не беда. Был бы ум не дурацкий. А лицомты, ну как есть Царевич. В саму бы пору тебе царевичем стать.
ИВАН. Шутишь, брат.
ТРИШКА. На то я и шут. А только поезжай-ка ты, Иван, со мной вместо Царевича.
ИВАН. Я - вместо Царевича? Смеёшся надо мной? Не поплечу мне кафтан Царевича.
Ни к чему мне его богатствоТ
ТРИШКА. А коль тебе ни к чему, так  людям раздашь - они тебе в пояс поклонятся. А коль на его место Царевич сядет - беды не миновать.
ИВАН. Боюсь я.
ТРИШКА. Экий ты брат... Сердце соколье, а смлость воронья.
ИВАН. А что делать мне. Царевичем быть не умею я.
ТРИШКА.Что хитро, то и просто, как два да два - девяносто. Не робей, Иван. Едем?
ИВАН. Что ж, попробую.


                КОНЕЦ ПЕРВОГО ДЕЙСТВИЯ