Любаша

Гржибовская Лидия
Утро. Опять это холодное утро. Выбираться из-под тёплого одеяла так не хочется. Изба, протопленная тремя поленьями с вечера, холоднА и неприветлива. «Надо встать» - твердила себе Любаша, но продолжала лежать. Потом резко откинула одеяло, и быстро, быстро стала одеваться, в голове билась только она мысль – «Её ждут!»
 Выскочив на улицу, она сразу же увязла по колено, в выпавшем за ночь, снегу. Но надо бежать, твердила Любаша, и медленно, но верно шла вперёд. Через три дома идти стало легче, появились следы вышедших из дома тёти Груши и Серёги. На углу уже пританцовывала Нинка, ожидая пока Любаша подойдёт к ней. Вдвоём идти легче. А сейчас и Риточка, третья их подружка, присоединится к ним.
 Жили они в посёлке, но с началом войны, на окраине его, развернулось строительство алюминиевого завода, и они, три подружки, работали по двенадцать часов, на этом строительстве, а оно продвигалось очень быстро, так как на нём работали и пленные немцы, и эвакуированные, и немцы, которых выселили с Поволжья. С ростом завода, разрастался и посёлок, и уже к маю 1945 года, его переименовали в город С-к.
 Когда пришла долгожданная победа, наши героини отмечали своё восемнадцатилетние. Тяжёлая пора взросления пришлась на их юность, но все тяготы и переживания за близких, изнурительная работа, только закалила в их душах терпеливость и надежду на лучшее.
 Замуж девчонки вышли все одним разом, с разницей в два месяца, за трёх друзей, вернувшихся с фронта с Виктором, братом Любаши, так как у двоих из ребят в живых никого не осталось, а в письмах брату, Любаша писала, что заводу очень нужны рабочие руки. Виктор прочитал письма друзьям, и они вместе с ним в июле 45-го приехали в городок.
 Первой замуж выскочила Ниночка, за Виктора – брата Любаши, и они из подруг превратились в родственниц. Потом Ритуля вышла замуж за Романа, очень красивого, но молчаливого друга Виктора, за Любашей ухаживал третий друг, Максим. И к Новому, 1946, году все подружки были уже замужем. В сорок седьмом, по осени, у каждой из девчонок появилось по крохотной девочке Любочка, Верочка и Наденька, с разницей в неделю, радость была общая и огромная. В сорок девятом году, не сговариваясь, наши подруги преподнесли своим мужьям по подарку на 23 февраля. Родились тир маленьких богатыря - Иванушка, Степанушка и Илюшенька.
 Бежали годы, взрослели дети, у Любаши уже была и третья доченька, Машенька, всё в семьях было прекрасно, любовь, доброта и дружба родителей и детей.
 Первой беда грянула у Любаши, 63 году умер муж, Максим. Любаша тяжело переживала утрату любимого, но хорошо. Что рядом с ней были её друзья и дети. Следом, через полгода, трагически погиб Роман, муж Риты. Горе и боль, ещё больше сплотили семь, проверяя их на прочность духа. Но как говорят «Беда не приходит одна» и Виктору не суждено было порадоваться счастливой жизни. Три вдовы, семеро детей, оставшись сиротинами, старались помогать друг другу, и походы на кладбище, где были рядышком похоронены три друга, превратились в ритуал выходного дня. Нет не за тем чтобы плакать и рыдать над холмиками убиваясь в горе, это был поход в воспоминания о прожитых, ярких, весёлых и счастливых годах жизни. Эти походы учили их подрастающих детей – любви и верности, смирению и терпеливости, любви к ближнему и Родине.
 Дети радовали своих Мам успехами и так быстро пролетели года… Вот уже и настал черёд идти мальчикам в армию. Весной 67 года, три бравых парня, три друга отправились на службу. И так радовались их мамы, когда мальчишки попали в одну часть. Письма летели в обе стороны. Письма мам с беспокойными вопросами, письма сыновей с успокаивающими ответами.
 С середины августа 68 года от мальчишек, как по команде, прекратили приходить письма. Обеспокоенные долгим молчанием сыновей, в середине сентября подруги поспешили в военкомат, но от военкома они не смогли добиться никакого утешительного ответа. В неведении и переживаниях, они всё-таки старались поддерживать друг друга. И когда от Ивана пришло письмо, в октябре, они все втроём радовались этому счастью, раз Иван жив, то и Степан с Ильёй живы. Иван писал из Москвы, из госпиталя («заболел воспалением лёгких») вот и прохлаждаюсь на больничной койке. Рита тут же отпросившись с работы уехала к сыну. Через три дня Нина с Любашей получили телеграмму, девочки, приезжайте, у меня тут беда, и не одна, а ещё две…
 Женщины тоже выехали в Москву. Их дети, их сыновья, эти три неразлучных друга, лежали в одном госпитале, но в разных палатах. Самым тяжёлым был сын Любушки, Илья. У него обгорели лицо, руки и одна нога. У Степана обгорелыми были только руки и туловище, а у Ивана был сложный перелом ноги.
 Общая беда ещё больше сплотила женщин, и на их уговоры откликнулись, положив всех трёх ребят в одну палату. Спали по очереди, выхаживая своих мальчиков.
 Любовь творит чудеса, а их материнская любовь, любовь трёх сердец, сотворила чудо. Все трое пошли на поправку.
 В конце ноября. В их палату пришла военная комиссия, и каждому из ребят выдали по медали, за проявленный мужество и героизм при выполнении спец задания. Каждой из мам выдали благодарственное письмо, в нём они благодарили родителей за патриотическое воспитание сына. В январе, через главврача госпиталя, мамы добились выписки детей, автобуса, для перевоза их детей домой. За долгий, недельный, путь домой, они заезжали по маршруту следования в больницы, где ребятам делали перевязки, уколы, и нигде не отказывали в помощи, наконец семьи вернулись домой.
 Каждый из мальчишек стал инвалидом. Но инвалидом физически, а не морально. Мамы и сёстры, которые находились рядом, дарили им тепло своих сердец помогая выстоять в трудной борьбе, не озлобиться.
 Сейчас все трое живы и по мере возраста здоровы.
Нет среди нас Нины и Риты.
Любаша нам всем семерым и МАМА, и БАБУШКА, и ПРАБАБУШКА!