Перепутанный цикл

Нина Веселова
***
Перепутались ночи и дни,
В голове как бетономешалка.
Избегаю друзей и родни -
Каждый часик потерянный жалко!
Извлекаю из мрака ночей
То, что кануло в горькую Лету,
И при тусклом мерцанье свечей
Ясно вижу скрижали Завета.
Где они пребывали досель?
Почему не учили в дороге?!
И загнали зачем карусель
Наши юные спорые ноги?
Зная всё, мы бы были честны,
Не служили бы злату и тлену,
И дурные не мучили б сны,
И не ныть бы к метели колену,
И легко бы горело полено,
ДобытОе из снежного плена…
А теперь что и проку вздыхать
Нам о том, что, увы, не случилось?
Никакая всевышняя милость
Не отменит нам факта греха,
Как не мИлует строгий закон
Тех, кто вовсе о нём и не ведал.
Наигрался? Поспал? Отобедал?
Просим срочно наверх на поклон!
И не пикнешь, не спрячешь в песок
Свою голову в шапке песцовой.
Эх, теперь бы стаканчик перцовой
Да обычного хлеба кусок!
Эх, теперь бы еловый шалаш
Вместо гнусных богатых хоромин…
«Это кто же тут был похоронен?
Нет, похоже, не местный, не наш…»

***
Я выгребла души своей завалы
И по углам прошлася сквозняком.
Почудилось, что вдруг меня позвали…
Но голос оказался незнаком.
Он был глухим, надтреснуто-тревожным
И обещавшим сладкую  тоску.

Мурашки по моей метнулись коже,
И ручеёк скатился по виску.
И стало дурно, точно от угара,
И потемнело коротко в глазах.

Я не боялась тайного удара,
Но с губ моих сорвалось тихо: «Ах…»,
И закружилось вихрями сознанье,
И молнией сверкнул далёкий свет,
И, наполняясь новым чистым знаньем,
Я в потугах явила всем ответ…

***
И еще разочек
Прозвенит звоночек
Где-то среди ночи
И померкнут очи
А для всех для прочих
Будет длиться день
Будет падать тень
На сырой плетень
Будет плакать пень
И привычно лень
Будет людям жить
Верить и дружить
И во лжи кружить
А колосья ржи
Будут у межи
Головой качать
Снова не начать
Ничего нигде
Листья на воде
Как мои следы
Тщетны все труды
Только нет беды
Никогда ни в чём
Сяду над ручьём
У ветвей ракит
Как младенец спит
Под туманом лес
Дух мой не исчез
Он парит вокруг
Не печалься друг
Глубоко вздохни
Вспоминая дни
Те где мы одни
Ближе нет родни
Для моей души
Чем твоя душа
Крыльями шурша
Пусть они вспорхнут
Несколько минут
Стоят всех веков
Если без оков
Если суть одна
И видна до дна
А бокал вина
Даст причастный вкус
В чём моя вина
Объяснит сполна
Лёгкий предок мой
Иисус

***
А если больше не пропеть стихов?
И в рифму больше не сложить ни строчки?!

Тогда не надо никакой отсрочки!
Определите вес моих грехов
И отправляйте на Высокий Суд,
Туда, где звёзды плачут на весу,
Не в силах отыскать таких созвучий,
Чтобы утешить души невезучих,
Чтобы заставить по-иному петь
И вечным взором вдохновенно сметь
Увидеть смерть.
Возможно, там
Не очень и плохи
Покажутся мои стихи.

***
Вымирает Починок, хоть и звался Большим.
На заросшем  пруду шелестят камыши,
И беззвучно рыдают ветви старых берёз.

Ах, зачем меня папа когда-то привёз
В этот край захолустный с вековечной бедой?
Озабочены только трудом и едой,
Наши предки тянули незавидный свой воз.
И куда притянули? Печальный вопрос.
Обнищанье. Разруха. Вечный мрак впереди…
И зачем мне, старухе, душу вновь бередить,
Представляя, как было бы, но не сбылось?
…На далёком бору неожиданный лось
Возмущённой лавиной чуть не сбил меня с ног!..
И потом ещё долго утихнуть не мог
Сердца бой в моём теле, опалённом бедой.
И сегодня тот миг не сочту ерундой,
Хоть и знаю, что загнан был собаками зверь.
Я тогда поняла, что открытая дверь -
Не всегда есть спасенье! И выхода нет,
Коль всегда за порогом погашенный свет!
А за нашею дверью – хоть выколи глаз,
Мы её отворяли уж тысячу раз,
Не теряя надежды, лелея мечты…
Если хочешь, на вахту вставай теперь ты,
Молодой, обречённый и верить, и жить!
И прости, что уже не по мне виражи,
Обмирают от коих и сердце, и дух.
Обострённый и больно израненный слух
Слышит только, что горько шумят камыши,
Вспоминая, как был наш Починок Большим
И веками беззвучно рыдали без слёз
У развалин плакучие ветви берёз.

***
Мы ели –
для того  чтоб кушать.
Мы пили –
для того  чтоб пить.
Мы не хотели Бога слушать!
И Он нас
вынужден убить.

***
Возрождается жизнь
Даже после цунами -
Из песчинки,
Из горсточки праха:
Над погибшими и погребёнными нами
Планомерно, без горя и страха,
Поднимается к небу зелёный росток,
Про высокое дерево знавший.
И опять озаряется светом восток,
И встаёт, и шагает упавший.

***
…Подводим итоги
на грешной дороге…
Иначе я теперь на мир гляжу,
Люблю и понимаю всякого:
Мы по ступеньке – не по этажу –
Осваиваем лестницу Иакова.
И падаем, и стукаемся лбом,
И катимся под горку со слезами,
А терпеливый и доступный Бог
Следит за нами добрыми глазами.

***
Обычное сердечное тепло
Бывает тяжелее тяжкой ноши,
Когда для счастья время истекло,
А ты не появился, мой хороший.
Ищу тебя по свету день и ночь,
Глаз не смыкая и не пряча слёзы.
У нас могла бы быть такая дочь!
И сын бы был… Но это только грёзы.
А сердце обмирает от любви,
Ненужной, невостребованной, юной,
И жаркий ток гуляет по крови,
И верится, как в солнечном июне,
Что будет на дворе моём тепло
И всё успеет соками налиться.
…Не ведая, что время истекло,
Стучит в моё окно большая птица.

***
Не надо, чтоб народ о нас судачил,
Не надо, чтобы глупости болтал.
А ты меня сегодня озадачил
И тропочку по снегу протоптал.
Спокойны были мы и безмятежны,
Встречая тихий жизненный закат.
Зачем же на меня ты глянул нежно?
Зачем ты улыбнулся, словно брат?
Уже не по годам нам эти страсти,
И стыдно внукам посмотреть в глаза.
Но как забыть про ласковое «Здрасте!»,
Которое с намёком ты сказал.
Не надо, чтоб народ о нас судачил,
Не надо, чтобы глупости болтал.
А ты меня сегодня озадачил
И тропочку по снегу протоптал.

***
Я открываю двери дома:
Входи, заждавшийся рассвет!
И с глаз моих слетает дрёма,
И зряшных страхов больше нет.
И слышит влажная округа,
Как льётся полем благовест,
Как кура села на насест,
Как раздаётся голос друга,
Принявшего мой тихий кров,
И как воздушный свой покров
Над нами расправляет Дева
Для счастья и для обогрева.

***
Душа моя застыла, как снега,
Под настом не успевшие растаять.
Была о прошлом память дорога,
Но вехи не успела я расставить.
И занесло метелью все следы,
И уравняло во полях пригорки,
И шаг один остался до беды,
Мой дорогой, мой ласковый,
мой горький.
С тобой мы были двое как одно,
Сливалися на выдохе и вдохе.
Но отворило бурею окно,
И развело нас ветрами эпохи.
И занесло метелью все следы,
И уравняло во полях пригорки,
И шаг один остался до беды
Мой дорогой, мой ласковый,
мой горький.
Гляжу во тьму ночную каждый день,
Ловлю вокруг неслышимые звуки,
Но от былого вижу только тень,
И опускаю от бессилья руки.
Ведь замело метелью все следы,
И уравняло во полях пригорки,
И шаг один остался до беды,
Мой дорогой, мой ласковый,
мой горький.
Но не всегда ненастью бушевать,
Улягутся колючие метели,
И ты вернёшься, чтобы целовать
И обнимать меня в моей постели.
И пусть позаметало все следы,
И уравняло во полях пригорки,
Я верю, не допустит до беды
Мой дорогой, мой ласковый,
мой горький.


***
Полегли во поле травушки –
Не поднять и не скосить.
Как с ребячею оравушкой
Гордо голову носить?
Как укрыть от взоров жалящих
Обнажённую беду?
Я с душою, как пожарище,
У деревни на виду.
Говорят друзья и маменька –
Всё минует, подожди.
Обмалеют детям валенки,
Отполощутся дожди,
Отрыдаешь ночи горькие,
И наступит новый день…
Одиноко на пригорке я
Ухватилась за плетень.
Ах, не дуйте, ветры встречные,
Не клоните нас в беде.
Все на свете мы не вечные,
И любимы не везде.
Но душа к душе потянется,
Чтоб укрыться от зимы,
И от счастья, словно пьяницы,
Безрассудны станем мы.
Поведёт меня с оравушкой
Под венец любимый друг.
Буду крыльями журавушки
Охранять я их вокруг.
Подниму я травы битые,
Чтобы было что косить.
Буду косами увитую
Гордо голову носить.

***
Звонок из дальнего, из прошлого…
Восторги, слёзы, ох и ах
О том, что меньше было пошлого,
О том, как  - сладость на губах,
О том, что были мы беспечными,
Совсем не видели вперёд,
И что теперь над подопечными
Душа и стонет, и ревёт.
Но жизнь уже почти окончена,
Как ни бодрись и ни крепись,
Заслуги наши на обочине,
Ну, а душа стремится ввысь.
И что ей вехи позабытые,
И соли пуд, и дым утех,
Корыта прошлого разбитые
И сладостный телесный грех?
Звонок из дальнего-далёкого,
Зачем его и вспоминать?
Пускай бы дети были около
И рядом – старенькая мать.
А что мелькнуло по касательной,
Того не стоит ворошить.
Одно лишь только обязательно -
Достойно жизнь свою дожить.


***
Полегла на полях трава –
Истерзали её дожди.
Ты больные свои слова
Говорить не спеши, подожди.
День наступит,  и высохнут  травы,
И в поля полетит пчела.
И поймёшь ты, что оба мы правы
Будем завтра и были вчера.
Я тебя упрекать не стану
За ошибки в твоём пути.
Я любовь из души достану,
Чтоб дорогу нам осветить.
День наступит, и высохнут травы,
И в поля полетит пчела.
И поймёшь ты, что оба мы правы
Будем завтра и были вчера.
Ты не бойся преград в дороге,
Дождь и ветер бушуют пусть.
Надо просто помнить о Боге
И всегда твердить наизусть:
День наступит, и высохнут травы,
И в поля полетит пчела.
И поймёшь ты, что оба мы правы
Будем завтра и были вчера.

***
Я билась рыбою об лёд,
И всё напрасно.
Я знала, что житьё не мёд
И что опасно
Прогневать Бога хоть бы раз
Своим упрямством,
Что Он с завидным постоянством
С нас не спускает горьких глаз.
А вот поди ж ты, всё равно
Я  - лбом о стену!
И пусть изранены давно,
И в кровь, колена,
Не отойду, не отступлюсь,
И своего добьюсь!!

Добилась, нет сомнений в том.
И своего, уж точно.
Меня по заднице  -  кнутом,
И въяве, не заочно.
Меня – до воплей, до тоски
Изнеможенья.
Теперь лежу и тру виски,
И без движенья,
Похоже, буду доживать
В мечтах о воле…

И вы хотите пожелать
Такую долю
Себе или своим родным,
Друзьям, коллегам?!
Отбросьте этот сладкий дым
И оберегом
Возьмите на своём пути
Молитвы слово.
Иного людям не найти
В основу
Своей неведомой тропы
По мирозданью.
И мы при этом не рабы,
А мы созданья,
Способные взойти в конце
К вершинам  духа,
Где Повелитель наш  -  в венце
И рай - для слуха.

***
Горячим солнечным лучам
Свою подставлю душу.
Я тосковала по ночам –
Как море, но без суши,
Как старость – но без юных лет,
Как север – но без юга.
И я на всё нашла ответ.
И мы нашли друг друга.
Теперь вздохнуть и замереть,
Чтоб не спугнуть блаженство.
На белом свете трудно сметь
Достигнуть совершенства.
Но там, где двое как один
И где любовь безмерна,
Никто для нас не господин,
И это всюду это верно.
Горячим солнечным лучам
Подставим наши души.
Не нужно бегать по врачам,
Когда умеешь слушать,
Как у любимого душа
От счастья замирает,
И жизнь безумно хороша,
И рай напоминает.

***
В ночи мерцающей наивно
Горюнилась моя судьба.
А звёзды улыбались дивно,
Морщинки видя возле лба.
Про человечии печали
Они наслышаны в веках.
И только мы не замечаем,
Что счастье в собственных руках.
На дальнем поле безутешно
Всю ночь шумели дерева,
Как будто бы пытались спешно
Проговорить свои слова.
Про человечии печали
Они наслышаны в веках.
И только мы не замечаем,
Что счастье в собственных руках.
Слеза качалась на ресницах,
Мешая мне увидеть свет,
И суетно метались птицы,
Пытаясь подсказать ответ.
Про человечии печали
Они наслышаны в веках.
И только мы не замечаем,
Что счастье в собственных руках.
А утром вся земля сияла
И позабылся мрак ночи,
Как будто бы под одеялом
Нашлись от счастия ключи.
Про человечии печали
Мы все наслышаны в веках.
Но до поры не замечаем,
Что счастье в собственных руках.