Макраме

Ирина Кученко
«Козел!!! Он просто козел!!!»- Обычно тихая  Соня, рыдала так громко, что я отодвинула трубку от уха.-«Я целый день кручусь, жду его, готовлю, разогреваю. Пришел «свет очей моих»…., дождалась!. Для меня что главное в семейной жизни? Чтоб муж со мной вечером на кухне поговори-и-и-л,. Мне важно даже не  то, ЧТО он рассказывает, а, что он РАССКАЗЫВАЕТ, мне рассказывает что, да как , как день прошел,  Я же хочу понимать что я для него  умный, приятный собеседник, а не пустое место-о-о-о-о! Нет, ну не козел? Положил на стол свой очередной прибамбас и стучит в него ду-ду-ду, ду-ду-ду!!! Ну что такое срочное  ему надо рассказать всему Миру? Почему Миру это надо знать, а мне не надо?  Я вообще не понимаю, для чего он домой пришел? Сейчас, заглотнет все одним махом, чмокнет меня в шеку, глядя в экран и пойдет в комнату большой комп ногой включать» «А почему ногой?»- удивилась я. «А потому что , он  у него на полу на боку лежит, все  ж не как у людей. У меня нет мужа, это не муж!!! Живет, как в гостинице, никаких обязанностей  по дому знать не хочет. С ним даже не поругаешься. «Соньчик, срочно надо отстучаться, срочно надо поскайпиться.»  Все время  только и слышу Соньчик, срочно, срочно, срочно….

 «Соня, не преувеличивай, тысячи женщин тебе могут позавидовать Муж пришел домой, заметь трезвый,  вовремя и в хорошем настроении»  -Я готова была нести любую чушь, чтоб  ее успокоить. «Пришел!!!! Это не называется пришел!»-Соня была безутешна –«Как мой отец приходил домой?  Все ждали папу к ужину. Дверь распахивалась, мы бросались ему не шею, потом садились за стол.  Все сидели лицом к лицу. Разговаривали и как в школе дела, и что в мире делается, и что у мамы не работе, шутили, смеялись. Когда стали постарше, у телевизора собирались.  Все-таки плечом к плечу сидели, обсуждали фильмы, новости. Я замуж выходила, думала, вот  и у меня семья налажу быт, создам уют.
Где там! Все развернулись спинами друг к друг, сидят у своих компьютеров. Что есть семья, что нет семьи. А мне что делать? Мне в этом  долб …ном  интернете никто не нужен!!! Я живу ради них, ради мужа, ради сына. Хоть вешайся!!!

« Сонечка, милая, сейчас так живет полмира! Время оранжевых  абажуров закончилось во времена наших бабушек-прабабушек», стараясь  урезонить подругу я сама оседлала любимого конька : «Вот я, попросила дочку, посидеть  немножко мне попозировать.  Хотела написать «портрет дочери», чтоб, как говориться, для внуков-правнуков остался. Кто бы мне  в семнадцать лет, когда  глаза –в пол лица, когда шейка лебединая, когда кожа сама светиться предложил  попозировать для портрета!!!! И что ты думаешь? Доченька села,  вставила плеер в уши…, и каждые десять минут: «Мам уже? Мам скоро? Мам еще долго ?» А еще ее ноут все время, то булькал, то звякал. Она каждый раз дергалась, мол, только гляну, что пришло… Ну какой портрет в такой-то обстановке?  Я   элементарно  сосредоточиться на работе не могла, а уж о вдохновении и речи не было» Услышав о моих горестях, и  видимо почувствовав, что не одна она такая несчастная, Соня неожиданно предложила….

« А сходим в гости к Ленке Приходько, она приглашала, ей Богу». Я была озадачена и подумала отказаться от этой идеи. Лена никогда не числилась у меня в подругах, впрочем, и я  ее никогда не интересовала. « Соня, а где ты могла «пересечься» с Еленой - нашей Прекрасной? Подожди, я сама отгадаю. Тебя сбила ее дорогая машина, и когда качок- водитель  притормозил  выяснить, кто там валяется  под колесами, ты разглядела ее профиль через тонировку бокового стекла?» Я поняла, что Соня  не только успокоилась, но и развеселилась. «Ну не совсем так, даже совсем не так. На  выставке-продаже столкнулись. Я смотрела, а она закупалась. Веришь, Лена искренне обрадовалась, предложила зайти к ней. Я, как всегда, торопилась, но телефонами обменялись. Знаешь, она в своем домище огроменном  волком воет. Я с ней поговорила и поняла, что маленькие квартиры -это наше счастье.  Она  даже в доме с детьми по телефону общается. Когда по дому впору на велосипеде ездить – поди, докричись, дозовись хоть кого-нибудь».

Скажу честно обрисованная Соней  проблема  «как сложно  жить богатой женщине в большом доме» не вызвала у меня сочувствия. Однако что-то подсказывало мне, что надо быть добрее и что напрасно я так отозвалась о нашей однокласснице. В  школьные годы Лена была красивой девочкой из состоятельной, по советским меркам, семьи. Как и все  дети тех лет,  она училась  в школе «по месту жительства», Но после  школы у нее был  свой круг общения вовсе не потому, что она отгораживалась от нас.  Мы понимали, что ТАКИЕ родители  пристально следят за знакомствами дочки. Кроме того распорядок  жизни Лены  не предполагал той свободы распоряжаться своим временем, которой  пользовались мы - дети инженеров, учителей, строителей, военных.  Я слышала,   что  через год-два после окончания школы она вышла замуж.   После выпускного вечера  Лена надолго пропала из поля моего зрения. Не удивлюсь, если о моем  существовании она  и вовсе забыла.

Сонечка, если ты договоришься с Леной о встрече, то я составлю тебе компанию. Но  если по возвращении  в свои панельные хоромы тебе действительно захочется повеситься, то вряд ли я смогу искренне тебя утешить. Аргументы типа «богатые тоже плачут» давно никого не убеждают.  Но, Соня уже загорелась идеей вырваться на вечерок из дома, попасть в другой мир, посмотреть на другую жизнь. Минут десять-пятнадцать ее веселого щебета на  тему что одеть-обуть по этому случаю и что купить Лене в подарок  я слушала  уже в пол уха. Настроив подругу на позитивную волну,  я сама начинала скатываться в депрессию.  Зачем мне тратить время на пустопорожние разговоры, на никому не нужные воспоминания? Зачем я опять пошла на поводу,  зачем согласилась? Во мне просыпались детские комплексы. Я  годами «по крупицам», практически с нуля  строила свой  собственный мир.  Я  барахтаюсь 24 часа в сутки, чтоб  взбить   пресловутую сметану. В конце концов, так, как живу я,   как живут мои дети и родители живет пол страны!  Почему мысленно,   я заранее извиняюсь, что не езжу на дорогой машине и не отстроила себе загородный дом! И вообще, я просто иду в гости! Я  никому не собираюсь давать отчет о том,  как я живу, об удачах и неудачах,  и о планах на будущее! Я накручивала сама себя и не могла остановиться.

Лена встретила нас у электрички, чтоб отвезти в коттеджный поселок. В первую же секунду, как только она открыла дверку автомобиля, мне стало ясно до чего же мое  сознание  заурядно, набито банальностями, стереотипами, шаблонами, пошлейшими представлениями о жизни «нуворишей». Она убила меня первыми же фразами: «Девочки, садитесь, поселок  рядышком,  доедем быстро .  Извините, мы  только строимся. Третий год пошел, но, пока конца-края не видно. Я  вчера разгребла пол-этажа, чтоб мы посидели, поговорили. Стены ведь не главное»  «Да, да не главное» - мы с Соней согласно закивали  как китайские болванчики «А вечером приедет младший сын, поджарит нам шашлычки, У вас ведь есть время до вечера?»
Я почувствовала себя просто сволочью. Еще вчера, я представляла, как по возвращении от Лены  буду рассказывать  мужу: « Ну конечно, выглядит она,   будто вчера «ушла со школьного двора»  Еще бы!  Если бы  у меня был не совмещенный санузел, а свой бассейн, не две гантели, а тренажерный зал, да в придачу  маникюрша-педикюрша на дом приходила, то и я бы ТАК выглядела» «Почему я такая язва?» мне было стыдно за свои мысли.

 Лена одновременно вела  автомобиль и разговаривала по сотовому телефону, извиняясь перед нами за каждый звонок. За это время она успела пообщаться  на трех языках на русском,  украинском и  английском. Я  не могла понять ни слова,  даже, когда она говорила по-русски. Очевидно,  что звонки  были деловые.  «Чем же она занимается, кем работает» - я терялась  в догадках. Но вскоре этот вопрос прояснился: «А я, девочки, закончила медицинский, но только года три работала по профессии. Потом времена изменились, медицину  забросила,  стала мужу помогать в его работе.   В 90-е  многие наши друзья, положив дипломы на полку, занялись «купи-продай». Муж поначалу их поддерживал как профессиональный психолог. Решиться, после окончания  вуза, а то и аспирантуры податься в челноки не так просто.  Каково дипломированному врачу, физику, архитектору  годами жить на вокзалах, спать на сумках, думать об опасностях.  Мы-то об этом, слава Богу, знали  только по рассказам друзей.   Какое-то время было на что жить, но понимали,  что долго так не продержимся.  Муж решил, что надо искать что-то новое,  чем еще мало кто занимается, где  меньше конкурентов  Долго думал и нашел  нечто, в корне изменившее нашу жизнь. 

Мы уже подъехали к   симпатичному двухэтажному домику, сбоку к которому  был пристроен высокий  двухсветный  каминный  зал.      В этом красивом зале, с большими окнами  и камином  простого  дизайна мы и расположились.
  «Все началось с того, что мы начали вытягивать наших друзей из челночничества»- продолжила Лена, наливая нам кофе.- «Решили, что негоже физикам, математикам, писателям, педагогам  торговать бельем да косметикой.  Мы, в четыре руки, писали им резюме, думали, как лучше показать себя на собеседовании,  а кому то даже подготавливали  творческие портфолио.  Муж были одним  из первых,  кто стал работать с этой информацией в интернете. Он понял, что знания и умения тоже надо уметь продавать  и сделал это своим бизнесом. Работаем практически круглосуточно,  ведь  у нас партнеры по всему миру.  Мне, конечно попроще. Я, как правило,  дома  за компьютером сижу, а он колесит по всяким встречам, форумам, семинарам.
 Девочки, я  уже утомила вас серьезными разговорами. Лучшее  расскажу один очень забавный случай, и вы все поймете.

"Муж, колеся по  городам и весям,   набрал в свой бизнес  мальчиков и девочек,  дяденек и тетенек, бабушек и дедушек. Основное условие сотрудничества - доступ к круглосуточному интернету плюс желание и умение общаться в социальных сетях на форумах, на сайтах и.т.д. Мы, конечно, не одни такие умные. Открою вам "секрет" – в интернете практически все то, что люди смотрят и читают плотно покрыто сетью  профессиональных «советчиков»  всех возрастов.  Так вот, приходит к нам клиентка за помощью в решении своих деловых проблем. И, помимо прочего, рассказывает, о своей дочке лет 20-ти. Когда, в стране первые соцсети «одноклассники» и «в контакте» появились, дочка было еще школьницей Вместе со своими подружками потихоньку стала выкладывать в сеть фотографии. Начала со своего пупка пирсингованного, потом руки с татуировками, ноги с черным педикюром, затем спину с ягодицами, а подросла и до обнаженной груди дело дошло. Когда дочечка замуж выходила, клиентка наша была на седьмом небе от счастья.- "Теперь, Бог даст, кровиночка образумиться, займется мужем и детьми"- Насчет детей - как в воду глядела!!! Теперь наша молодая мама выкладывает многочисленные фотографии пупка, ладошек, пяточек своей новорожденной дочки! "Полдня фотографирует и выкладывает в сеть, а полдня рыдает, что мало «лайков» и «комментов». Впадает в такую истерику, того и гляди в окно выпрыгнет" причитала клиентка.  Ну, мы не долго думая, ее утешили: мол знаем, как Вашему горю помочь! Тут же задействовали наших "орлов" и теперь ее дочка регулярно получает многочисленные "лайки» и восторженные «сюси-пуси» со всех континентов!" Лена весело закончила свой рассказ и вдруг разом помрачнела

«Смех-смехом, девочки, а если серьезно- белугой выть хочется. На что уходит жизнь?
Я три года врачом работала. О мизерной зарплате не говорю, сами знаете. Но понимание, того, что ты ВРАЧ наполняло мою жизнь смыслом, ответственностью, радостью и  гордостью! Поверьте, говорю вам без всякого пафоса. Представляете, вечером привозят безжизненное тело, а утром оказывается, что «владелец» этот тела - балагур и весельчак, и через неделю он  уже  забегает  к тебе в ординаторскую с цветами и конфетами.   Если с другим врачом   случайно  где-то в гостях встречалась, обо всем забывала. Только и разговаривали о своих «случаях» да о новых методиках. А что сейчас?  По ночам  пишу посты целыми  списками типа: «10 способов…», «5 секретов…» и т.д., днем  размещаю  КОНТЕНТ,  и проверяю,  что и как разместили наши администраторы   в сообществах и на  аккаунтах,   а по вечерам  расписываю  автопостинг на 7 дней вперед»
  Мы с Соней, сделали вид, что поняли, о чем речь.   Во всяком случае, переспрашивать, что такое  «контент» и «автопостинг» не стали. И тут Лена, неожиданно как говорят «наступила на любимую мозоль»

 Девочки, мне же по-человечески поговорить совершенно не с кем!  Я так рада, что вы  приехали, что мы душевно посидели  Целыми днями  общаюсь  заготовленными фразами  с  бездушными  телефонными  трубками   да наговариваю  записанные тексты  в  компьютерные  микрофоны.  У меня в голове постоянная гонка; успеть, успеть, Каждые два часа по десять постов всякой ахинеи, живая или мертвая,  будь добра выложи в  сеть.  С мужем вечером тоже не поговоришь.    Он  после проведения  дневных   бизнес - семинаров  приезжает полуживой, с языком на плече  и практически без голоса.  И тут же, плеснет себе водой в лицо, горло пополощет и бегом  к компьютеру  вести вечерний  вебинар. Откуда только голос бодряческий берется «Вы еще не привыкли к большим деньгам? Я вас заставлю ездить на дорогих автомобилях! Вы БУДЕТЕ жить роскошной жизнью! Не помогу я - не поможет никто! Пять секретом миллионеров! Десять шагов в список Форбса!!!!!!!!  Потом отпаиваю его чаем, а о чем говорить не знаю.

Да если б только с мужем не о чем разговаривать стало. Сын старший с женой  в Германию  перебрались.  Пару  раз в неделю звонит по «скайпу».  Я стараюсь  ни о погоде, ни о бизнесе ни о политике с сыном  разговаривать, а вести  исключительно домашние беседы. Решила как то на свою голову поинтересоваться, почему  они деток не заводят. Живут уже  вместе шесть лет, любят друг друга, на достаток не жалуются. Деликатно спросила сына, может мои медицинские связи пригодятся, если вдруг что…Девочки, сказать, что он ответил,  язык не поворачивается. Я-то, чтоб его родить 8 месяцев в больнице пролежала,  сколько страхов пережила, сколько литературы медицинской перелопатила.  А он мне говорит: « Мам,  мы с Лолочкой   практически живем в поездах  и самолетах. Просто безнравственно в таких условиях  чадо  заводить. Ну, родим и что дальше? На нянек  и гувернанток  его  бросить?  И вообще  мы,  как бы помягче выразиться, ненавидим  когда в доме  шум, визг, слёзы и капризы. Не будем больше об этом,  ладно? Сама почитай про  «чайлд-фри» если интересно, и оставим эту тему»

«Эту, как сынок выразился,  «тему» оставила,  а где другие-то взять? С  этим  дурацким. Инфобизнесом  голова превратилась  в склад, а вернее  в мусорное ведро, забитое до отказа  «тренингами»,  «коучингами», «рерайтами» и «аутсорсингами». Скоро нормально и  раговаривать- то  разучусь.
«Лена, а младший сынок ведь с вами живет, пока никуда не уехал?» участливо поинтересовалась Соня. И тут Лена просияла. «Ой, что расскажу –не поверите! Представьте, что мой мальчик, которого мы  с рождения  нескольким языкам учили и в музыкальную, художественную школу записывали, и на конки поставили,  доучившись до девятого класса, объявил  нам, что школу, значит, свою английскую оставляет и уходит в колледж  учиться на  повара.  Я поверить не могла, просто больная ходила,  не знала, как его отговорить? Сама же,  идиотка,  хвалила его, когда он мне на кухне готовить помогал, когда стол к празднику сервировал , блюда  украшал  Представить своего сынулю,  в поварском колпаке, помешивающим  половником овсяную  кашу в алюминиевом котле  - это абсурд, кошмар!!!!

 И что Вы думаете? Вот кто оказался самым мудрым, вот кто меня больше всех радует! Что значит найти свое призвание! Однажды в мой день рождения он сказал: « Мама  включи воображение и представь, что ты в Париже»! Приготовил блюда французской кухни,  говорил со мной по-французски, подобрал музыку французских композиторов. А на скатерти  и салфетках  нарисовал,  угадайте что?… Нет, не Эйфелеву башню!  « Черного Кота» Стейлена с рекламы кабаре  «Ша Нуар». Это тоже один из символов Парижа.
 А теперь он и для друзей  устраивает  званые ужины: и французские,  и испанские, и даже итальянские.   Друзья у него замечательные! Приезжают к нам пообщаться,  поговорить на разных языках,  подискутировать, отдохнуть.  А вот и он! Сейчас всех расшевелит,  развеселит и накормит. Он обещал  приготовить шашлыки, не удивлюсь, если заговорит с нами  на каком- нибудь кавказском наречии!"

Вернувшись в город около полуночи, мы ожидали   автомобиль Сониного мужа на  привокзальной площади. С этой, некогда оживленной площади, несколько лет назад были убраны все магазины, киоски и даже автоматы с напитками. Объяснялось это   «защитой гражданского населения от террористических угроз». Тем удивительнее было увидеть, что никто не прогнал   ночующих  на троллейбусной остановке  мужчину и женщину  вид которых не оставлял сомнений, что они бездомные и крепко пьющие люди.   « Да, сегодня - день контрастов» - промелькнуло у меня в голове- «А ведь они тоже могли бы оказаться моими одноклассниками». Я вспомнила красавицу Ларочку, пухленькую, вечно списывающую у меня  соседку по парте, которая умерла от «передозировки» не дожив до сорока лет. Вспомнила Сережу, доброго, умного мальчика, который закончив, политехнический институт и пополнив ряды «технической интеллигенции»  не выдержал   нищеты  и  бездонной  безнадеги российской провинции.   Сережа умер от алкоголизма еще в середине 90-х, оставив жену и дочь в разоренной квартире. 
Я подошла к  бездомным.  Мужчина пил, лежа на тюках, а женщина нелепо крутилась вокруг опоры  остановочного павильона, изображая «танцовщицу у шеста». «Можно Вас сфотографировать?»- я ненавидела  себя за этот вопрос. Женщина обрадовалась, и видимо почувствовав себя моделью на фотосессии ,  закинула голову  и широко улыбнулась. «Ну конечно же я не  выставлю это в Сеть,  конечно у меня и в мыслях нет кому-нибудь показывать эти кадры,   разумеется  мне  просто нужен повод, чтоб дать ее немного денег» - я  понимала, что ищу оправдание  своему  подленькому  «блогерскому зуду» и, отвернувшись,  быстро удалила кадры из своего телефона.

Сонин муж, не заставил себя долго ждать и, выйдя из машины, галантно распахнул перед нами дверки старенькой "девятки" На заднем сидении я обнаружила стопку нераспечатанных конвертов, «Вы признаны Победителем и получаете Главный Приз!», «Вы — единственный победитель национальной лотереи», «Вас ждёт приз в 1 000 000 рублей!»
Красные буквы на желтых прямоугольниках резали глаз даже в полумраке.
«Соня, неужели ты играешь в эту рулетку? Это же чистой воды «разводилово»!»- я отодвинула эти хищные конверты подальше. «Только что выгреб это г**но у родителей из почтового ящика. Выкинуть не успел. Они на неделю уехали, и, представляешь, ящик уже забит до отказа»- отозвался Сонин муж. «Ты думаешь, на эту ***ню никто не покупается? Что ты!! Полдома этим муд***ам деньги шлет! В основном старики, конечно, раскошеливаются, особенно одинокие »
« Да! Это правда! Жалко стариков - они всему верят. А уж за доброе слово, пусть даже в письме, готовы все на свете отдать не то, что пенсию. Этим и пользуются сволочи всех мастей, как их только Земля носит! Живем, как по минному полю ходим - сплошные сети и ловушки, не малый попадется, так старый»- вздохнув, философски заключила Соня.

Мы свернули в проулок идущий к моему дому и я, простившись с друзьями поспешила к своему дому. Со стены, где еще пару недель назад была вывеска  «Кафе- кондитерская»  в упор смотрел на меня  всемирно- известный олимпийский чемпион. Улыбка его была белозуба, нос длинен,  глаза наглы!    «BINGO BOOM - Игра чемпионов» горделиво возвещала  новая округлая надпись!..
Нет, Соня, вокруг  нас  не  просто сети! Мир накрыло тугим многослойным макраме! Его плетение  хитро,  затейливые  схемы  точно рассчитаны,   причудливых узлов все больше и больше, а просветов между ними все меньше и меньше.
На тускло освещенной металлической двери моего убогого подъезда висело объявление: « Уважаемые жильцы завтра в вашем доме с 10  до 15 часов электричество будет отключено, в связи с  плановыми ремонтными работами». «Вот и славненько» - очнулась я от грустных мыслей - « Значит завтра с 10 до 15  часов Судьба дает мне  шанс написать «Портрет дочери…. с плейером»

 9 февраля  2013 года