Смутные воспоминания о маршрутах

Джеймс Александр Даркфорс
  - Извини, что напоминаю, – Таня Флауэр Пауэр придерживает рукой сумочку, оглядывается по сторонам. – Ты рассказывал о том разговоре с Олегом, когда он обиделся на это высказывание о его проекте.
  - Ты какой проект имеешь в виду? Если это «Родина Сибирь», то там было просто непонимание, к чему такая предельная щепетильность. И этот вопрос, неужели я не горжусь тем, что родился в этом вот месте. Тема исчерпалась достаточно быстро, приглашений на данный проект не было, а от тех проектов, которые частично разрабатывал я, и которые оказались связаны с этим брендом, я отошёл, как только обнаружил эту связь. Кстати, а почему ты вообще подняла эту тему?
  - Видишь ли, я же в курсе, и ты как-то не скрывал, что этот район имеет для тебя какое-то личное значение. И потом, эта вся история с кафе в двести первом… Кстати, сейчас народу там почти нет, может, заскочим ненадолго? Оля Мечникова сказала, чтобы мы туда подтянулись.
  - Пошли. Только, если позволишь, одно замечание.
  - Я слушаю тебя.
  - Между тем, что связано у меня с этим районом, и историей с кафе «Шансон» (если это именно оно, а не другая точка, которая поблизости работает)… Кафе открылось сравнительно недавно, а то, что ты имеешь в виду, было лет за двадцать с крючочком назад, и Олег этого знать никак не мог, потому что та «разведка», которая тебе про меня донесла, на Олега как раз не работает. И на момент того разговора у «Кристалла», когда я попросил не связывать моё имя с брендом «Родина Сибирь», вряд ли кто-то мог предугадать, что через пару-тройку лет Олег будет работать в этом комплексе. Так что я не совсем понимаю, к чему этот разговор.
  - Ну, ты же сам как-то говорил, я на конференции слышала про это. Ну, про то, что значимость мест и маршрутов в городе проживания не связана с «химерой патриотизма», как это Анжей тогда же обозначил.
  - А, вот что имелось в виду? – я усмехаюсь. – Был такой разговор, это момент мировосприятия личного уровня. Ты хотела это обсудить?
  - Если ты против, то я готова сейчас же закрыть тему.
  - Я ещё ничего не сказал, но если тебе интересны именно мои выкладки, то это возможно. Ольга по этому поводу просила приехать?
  - Нет. Это нужно мне, но…
  - Ладно, понял. Кстати, если ты хочешь именно об этом, то улицу лучше всего перейти ближе к перекрёстку. То, о чём ты сейчас спрашиваешь, находится после «Шансона», если считать по нумерации…
  Так давно всё было, если вспомнить. На самом деле год 1985, от силы 1986. Тогда это были уже последние заезды наши. Потому что нам не к кому особо ездить-то было. Один из хозяев нужной нам квартиры уже давно умер, хозяйка – как раз в те годы, и лично меня с этим местом тогда перестали связывать люди. И последовало «смещение узловых точек», по разным причинам стали меняться маршруты. Рациональных причин поехать туда до осени 2011 года было не больше, чем, скажем, в «Радугу», куда я никогда не ездил.
  Но вот так уж сложилось, что осенью 2011 года начался проект «Шанс-ON», который делал Аркан, и я туда поехал, потому что он хотел, чтобы я читал лекции по музыке. Я-то думал через это вернуться на сцену (отчасти это удалось). Но главное-то сейчас не это, я тогда просто глянул на карту, что туда сейчас идёт (многое поменялось по транспорту).
  Некоторые трамваи туда уже вряд ли ходили. А мне от себя проще всего было доехать до Орджоникидзе, и уже оттуда через Агрегатный и Октябрьскую – до Ремесленных, через частный сектор, которого, впрочем, там было на момент поездок очень немного. И кое-что всё же осталось на месте. Светофор, который я помню ещё со старых поездок – двухцветный, сигнальные фонари расположены на большом овальном щитке, чёрном,  чем-то похожем на железнодорожные светофоры. Таких сейчас не делают. После него – в сторону старых путей, где сохранились старые кирпичные дома и немного частного сектора: Пятая Северная не «центровая» улица. Может, ещё и поэтому там до сих пор сохранились двухэтажные дома, в которых подъезды с двух сторон, только с квартирами первых и вторых этажей, и на второй этаж ведёт деревянная лестница. В своё время там были номера, которые можно было разглядеть издалека – здоровенные чёрные цифры, нарисованные краской на кирпиче. Цементные белые оградки в косую решётку – в новых районах их уже не делали, эти оградки больше для вида, в проёмах нет дверей. Этот комплекс – совсем не то, что стали строить позже, здесь домов с десяток, и когда у нас там умерла родственница, то ей на кладбище принесли венок от жильцов её дома и соседнего (в новых районах такое вряд ли так легко получится, люди не знают друг друга, будучи уже соседями по подъезду). Видимо, ещё поэтому там почтовые ящики по сию пору на внешней стене дома крепятся, хотя как раз эти ящики часто находятся в состоянии весьма слабеньком, а то и просто разворочены. Так, для вида висят. В тех дворах, между прочим, ещё после Союза приличное время стояли крытые сцены и горки с «лошадками», которые в наших, к примеру, местах на тот момент уже давно убрали и заменили на металлические, если там горки вообще были…
  - Вот, кстати, раз уж мы начали, – Таня разматывает ложку. – Ты уже не вспомнишь, наверное, где этот частный сектор был-то?
  - Его уже давно нет, как и тупичка на Северных, всё давно уже перестроено.
  - О чём речь? – Оля Мечникова размешивает сметану в солянке. – Что за тупичок на Северных?
  - Недалеко от тех мест, где была булочная, в деревянном доме которая была, – я сам уже точно не помню, где, но объяснить-то надо. – Там был какой-то склад или ещё что-то такое, и в этом месте постоянно стояли грузовики с прицепами или просто прицепы. Вот только там и булочной уже давно нет, по-моему, всё давно перестроили, если брать район Двадцать седьмой Северной. Это же в том районе садики были. Причём, «сто семьдесят четвёртый» до сих пор работает.
  - Садик «шефов»? – это уже Таня.
  - Да, я туда тоже ходил. А вот основной для нас, «триста двадцать четвёртый»…
  - Знаю, там сейчас школа искусств.
  …Частный сектор – это на Лермонтова, недалеко от «офтальмологии». Там было несколько заборов частного сектора, возле которых, если я ничего не путаю, был малинник, переросший территорию частного дома «через забор». Плодоносил, что интереснее всего. Вот только сейчас там давно уже частного сектора почти не осталось, на стороне больницы вообще его нет. Как минимум, на том расстоянии, где у нас трамвайные остановки. Я туда не езжу по простейшей причине: незачем. Мои рациональные маршруты там ни с чем не связаны.
  А «тупичок» – это была, скорее, выемка, которая там действительно была местом стоянки грузовиков и прицепов (помню, как на моих глазах грузовик отцепился от прицепа и там его оставил). Булочная – из неё потом даже кафе делали, по-моему, – была на одном из перекрёстков, мы там покупали хлеб, выпечку всякую. Это на Герцена. Я потом сам пользовался, если нужно было что-нибудь купить, когда я возвращался с работы или шёл на работу, столовая одно время работала не ахти, да и денег не всегда хватало на самом деле. Сейчас эти все точки не существуют, всё давно уже перестроили. А одно время там был длинный ряд, до самой 33 Северной, частных домов. Я запомнил то, что на домах номер 252 и 262 (ориентир детсадовских времён, так мы тогда выходили к нужному повороту) вторая цифра была как бы чуть ниже первой и третьей.
  Ещё район этот был ориентиром для выездов в лагерь Гагарина, которые проходили либо от проходной «шефов», либо от уже давно несуществующего стадиона «Взлёт» (антикультисты пищали о том, какие плохие люди были, не послали к Бабаю за мухоморами протестантов) – точное место зависело от того, какой выезд имелся в виду: заводчан на лыжный поход или детей в лагерь. Я (и многие из наших так делали) «отсчитывал» от «шефов», потому что чаще всего ездил именно так…
  - Вот, как раз по поводу этой истории хотела спросить, – Таня уже почти завершила с солянкой, у Мечниковой осталось на донышке. Таня продолжает: – А что там была за путаница?
  - Кабинки вроде солярия в Чернолученском Филиале, там такая трубка с водой в каждой кабинке, я такое помню смутно. Но в самом садике это вряд ли было. Я такое помню всего один раз. Я это к тому, что многое могу просто напутать, а сейчас не всё можно проверить. Помнишь, мы говорили про «Сибиряк»? Там сейчас нет очень многого, отсутствуют некоторые фонтаны и фигуры.
  - Ну, про погрешности я даже не спрашивала никогда, потому что они есть, и они объяснимы… Оля, ты куда хотела в городе съездить?
  - Ты мне обещала показать новый чайный магазин.
  - Его очень легко найти, но я тебя познакомлю с персоналом, – Таня ненадолго отрывается от чая (здесь он пакетный, но здесь и точка не «центровая»). – Хорошо бы, чтобы Юля сегодня работала, я бы вас познакомила.
  …Вот это – «центральный маршрут», потому что долгое время с Левобережья можно было выехать в центр города разве что через Ленинградский мост, и поездки через район Речного вокзала и улицу Ленина были не «прогулочными», благо, там было всё необходимое, те же магазины, если что-то домой купить. Большинство магазинов в этом районе уже давно перестало работать, их сменили новые точки, а их – ещё более новые. Но это было неважно даже тогда, когда приходилось с сожалением констатировать, что ещё одного магазина, ещё одной точки отдыха, ещё одного свободного пространства (и далее по списку) больше не существует. Хотя тот же цветочный магазин на полпути между улицей Ленина и проспектом Маркса никогда не менял профиля, как и «Белая орхидея», которую мы всегда знали, как цветочный магазин. Но если брать не это, а сам маршрут, то это был отрезок улицы Ленина, которую национал-краеведы называют Любинским проспектом (от ЦУМа до магазина «Сокол», немного в сторону «Худого»), а потом в сторону «Яблоньки» и далее, к «Дому одежды», а уже оттуда – снова на Ленинградский мост. Или по Маркса, от военного госпиталя, через Дом туриста, в сторону «Голубого огонька», а дальше – к «Жемчужине» (и уже реже – до упора, в сторону ЖД-вокзала, но туда уже по надобности, как говорится).
  «Кольцо» на Речном уже давно убрали, там иногда появляются туристические автобусы, но вообще это место больше для пешеходов. А я помню, как мы в своё время выезжали именно туда, чтобы оттуда выехать в сторону Левого или ещё куда-нибудь…
  - А ты ничего не путаешь?
  - Нет. Магазин этот просто переносили в своё время, если ты об этом, но именно в этом вот доме ЦУМ какое-то время был. Просто время шло, всё менялось. Выводы делай сама.
  - А в том доме, где чайный магазин, что было, ты не помнишь?
  - Там магазины менялись очень часто, могу спутать, но как бы не в этом доме была на втором этаже «Политическая книга». Какие-то салоны, где-то даже был… Вру, не «где-то». Тот магазин был всё-таки в другом доме, где галерея. А тут лестница по-другому сделана. Евпла бы спросить, только я его не знаю, да и где теперь этот самый Евпл.
  - А кто такой Евпл? – Оля Мечникова удивленно смотрит на меня.
  - Схимник Евпл. Художник он, просто зовут его Алексей Буланов, – объясняет Таня. – Вот он и стал Схимником Евплом. «12 стульев» читала?
  - А, тогда поняла… Таня, ты не забудешь?..
  - Это здесь, заходи.
  Мы заходим к чайной точке (я тоже собираюсь отовариваться), и нам очень везёт, потому что искомая продавщица сегодня как раз на месте.
  …Вот так и забывают про то, что хотелось рассказать. Так что вернёмся к маршрутам. Был ещё «Сатурн». Да-да, кинотеатр, который стоит на Северных. Не самый лучший район, который начинается там, где «стартует» 21 Амурская. Пешком (и не очень далеко от «кольцевой», где заканчивались очень многие маршруты) на самом деле недалеко. Совсем недалеко (опять же) магазины – в частности, не особо менявшая профиль все эти годы «Заря». Тут же рядом рынок. Здесь же и трамвайная линия, хотя как раз трамвайная линия тут проходит «в обычном режиме», до конечных тут далеко. Лично я по своим делам в эти палестины катался уже после того, как на работу устроился, если говорить о частых поездках: в «Сатурне» какое-то время работал «Драйв-клуб», но это уже из числа рациональных маршрутов нашего времени. «В своё время» поездки туда могли быть разве что по причине того, что нужно было поехать куда-нибудь на трамвае, и можно было по пути добраться до «Зари», чтобы что-нибудь купить. А для меня тогда это ещё не могло быть рациональным маршрутом, я имею в виду начало улицы Багратиона. Слишком дальний маршрут для рационального, слишком мало связано с этим местом. Красноярка – на том же уровне рациональности маршрута.
  Вот Енисейская – это да, очень рациональный маршрут для тех лет, «когда деревья были большими», потому что это был выезд по большинству нужных маршрутов, пока его не «разгрузили» за счёт моста Ленинского комсомола, пустив маршруты, идущие по Красному пути – в сторону тех же Северных, для многих путь короче. А тогда это был выезд в центр. Но мне-то тогда было на самом деле немного не до рационализма поездок. Если не считать, что в определённые точки в городе – надо. Но маршрут был частым и врезался в память. Кстати, Парк Победы и окрестности, туда на прогулки и по праздникам. В «большие» парки ведь мы долго не вырывались, так уж получилось…
  - Да, вот как раз по этому поводу, – замечает Таня. – Ты-то, конечно, не помнишь этих рассказов про Виго и его «шестёрок» из «Контакта», про Гусара и его «подзащитную». Но я просто это потому начала, что как раз после всех этих событий (Саня помнит, сам участвовал) было большое рассуждение о «психогеографии» Щеглова и «внутренних вселенных», ну, это после того, как этот чудик, которого я впервые там увидела, в «Адмирале Макарове», начал этот трёп на тему того, что и у нас есть «Родина», только она по-своему воспринимается.
  - Перебью, – начинаю я. – Я там был, когда мы готовились к выступлению. А потом я собирался домой, так что всего разговора мог просто не застать, хотя не там, раньше – было. То, что ты говоришь о «внутренних вселенных». Вернее будет сказать, о личных координатных сетках. Если ты имеешь в виду то, что касается Красноярки и Чернолучья для многих из нас. Просто это всё на самом деле очень плохо сформулировано, как и всё, что так серьёзно касается личного, которое не очень хочется «бросать в толпу». У меня, если уточнить. Кстати, это касается и Пятой Северной, если уж затронули тему. Очень много связано с «личным пространством», почему и этот термин появился – «внутренняя вселенная».
  - Так всё правильно, – продолжает Таня. – Собственно, если ты знаешь историю Натаниеля Бампо, хотя бы в общих чертах, то там это всё хорошо описано, если ты не всё читал, то это в «Прерии», кажется.
  …Вот-вот, как говорится. Это касалось именно «личных точек», которые находятся в городе, и это на самом деле немногие знают, и вряд ли сильно большая толпа об этом когда-либо узнает. Потому что это у любого человека, наверное, надёжно охраняется от всех, включая тех, кто гордо именует себя психологом.
  И именно это на самом деле давало серьёзные проблемы в рациональном перемещении по городу, потому что всё же меняется, и исчезают те координатные точки, которые много лет были хорошим способом запомнить дорогу, если мыслить in ratio, а когда это уже не так нужно, то это просто «маячки» в памяти.
  Как двухэтажный магазин (и такие строили) с входами отдельно на каждый этаж, этот магазин был в районе «Сатурна». Наверху был промтоварный магазин, а внизу – продуктовый, кстати, «вертодром» с четырьмя «черносерединниками». Сейчас, если этот корпус существует, то этих магазинов давно нет. Что-то похожее было на 21 Амурской, по-моему, как раз совпадало с теми местами, куда я особо не ездил, потому что было не надо, просто в тот раз, когда впервые попали, заехали по каким-то своим мелочам, потому что было по пути.
  Да и сам «Сатурн», что я уже говорил – «узловая точка», когда он был. Как кинотеатр – всего один раз, если я не путаю чего. Дальше, уже по соображениям маршрутов, когда проезжали мимо «Зари», а in ratio… Да, уже говорил про фестивали.
  Или некоторые частные дома на Герцена, часть которых до наших дней просто не «дожила», как дом 191, во дворе которого одно время было два флюгера-самолёта (по этому дому можно было ориентироваться в поездках в сторону 27 Северной или в Амур, до 14 спецшколы). Там сейчас, по-моему, железный ларёк «Пошив чехлов». Забавно было, что домов с таким номером какое-то время было два – более солидный и тот, где были флюгера.
  Что до Дунайских, то туда незачем было ездить «in ratio», потому что «во времена оны» там был частный сектор, причём, он числился «округом образцового содержания» (сейчас там такое «образцовое содержание», что кое-кого, кто таблички развешивал, «батька Кондрат» хватит при виде). Приходилось очень недолго ездить на Красноярский тракт уже в «лихие девяностые», чтобы забрать продукты, взятые под запись в магазине неподалёку отцом, работавшим в то время на мебельной фабрике – и как раз туда выход с Дунайских имеется. Но это уже другая история на самом деле.
  На Нефтезаводскую ездили из-за родственницы, которой сейчас нет в живых, тоже маршрут запомнился хорошо, потому что ехать долго было, а уезжать – не очень удобно. Но всё равно очень хорошо этот маршрут в памяти отложился, потому что там хватало тех самых «узловых точек города», то же трамвайное кольцо, о котором сейчас уже мало, кто помнит, наверное. Потом уже, когда ездил на студию «666» и в «Звёздный», пригодилось знание этих маршрутов – отчасти, конечно. Одно время – по магазинам, даже что-то там покупал, но это было очень «не сразу», потому что по городу я самостоятельно стал перемещаться уже в старших классах школы, и это было связано с узким кругом покупок личного плана. Впрочем, были тусовки на Козе, но это тема большого разговора, сюда не относящегося. И с районом «СибАДИ – Кристалл» это было связано очень мало, а район от «Звёздного» до «Химозы» (ДК «Химик») я тогда с трудом находил. Точно так же, как то, что касалось Старого Кировска. Все эти районы in ratio были нужны очень мало, а «личные точки», если они там и были образованы, то «привязки в пространстве» (Таня Флауэр Пауэр) были настолько неразборчивы, что логика образования маршрутов в этом пространстве не прощупывалась. А это не способствует появлению там маршрутов частого использования вне «in ratio»… 
  - Впрочем, если ты об этом спрашиваешь, то там смысл какой? – я продолжаю разговор с Таней на улице – мы идём на Плаху, откуда собираемся поехать в сторону «Меги» (Мечниковой нужно купить там шкаф для книг, я еду в «Springfield», Таня хочет купить продление своему «Касперу»: уже скоро будет нужно). – Смысл там в том, чтобы выехать куда-нибудь прогуляться в более или менее пустом, мало знакомом пространстве, потом сильно устать и начать искать выезд в сторону Парка Победы, чтобы дальше ехать домой. Значимых магазинов там нет, я там не учусь и не работаю, рационального смысла нет тоже. Став старше и узнав город больше, ты меньше будешь ездить куда-то ради прогулки, да и с точки зрения личного пространства – район речного училища для меня намного значимее и удобнее по рациональным причинам, выходы к нужным местам в центре. Я не сильно тебя путаю?
  - Да нет, – ведьма посматривает на Олю Мечникову, которая делает вид, что занята своими мыслями. – То, что я не жила здесь с рождения, не говорит, что я этого не понимаю. Я Купера тоже читала, да и магия… Ну, ты сам понимаешь.
  - Ты имеешь в виду то, что он позднего писал про Натти Бампо?
  - Верно, «Прерия». Там это хорошо показано, ты как-нибудь прочти, если будет возможность.
  - Не читал саму «Прерию», но по обзорам – примерно себе представляю его ощущения.
  - Чьи? – спрашивает Мечникова.
  - Кожаного Чулка. «Прерия» Фенимора Купера, если его там так называют. Но Натаниэль Бампо он везде.
  - У меня была где-то, могу дать почитать на неделю, – говорит Мечникова. – При условии возврата сам понимаешь. И аккуратно.
  - Ну, это само собой. Куда ехать возвращать, я помню. Просто позвоню, что приезжаю, и тогда…
  - Ладно, потом обговорим... Оля, ты там не заблудишься?
  - Где именно?
  - В «Икее». Ты же шкаф хотела глянуть?
  - Да, а что?
  - Ну, нам же с Джимми немного в другую степь надо. Мне антивирь продлевать, а Джимми себе что-то в «Спринге» присмотрел интересное.
  - Таня, а там, кстати, есть ветровки, или это не туда?
  - Должны быть, если тебе именно ветровка нужна. Вообще были в «Levi’s», по-моему.
  - Дорого?
  - Дороговато, конечно, но если тебе нужна именно качественная вещь, то это стоит таких денег.
  - Ладно, пошли в «Унцию», я там видела шоколад новый, надо будет плиточку купить, а то послезавтра у меня гости, к чаю надо что-нибудь.
  - Тебе на ветровку может не хватить.
  - Я всё рассчитала.
  - Ну, смотри, – Таня усмехается, и мы отправляемся в сторону Дома Союзов (кстати, не забыть глянуть там сироп – завезли мои любимые французские сиропы на фруктозе)…