Волжский царь. Глава 39

Борис Рябухин
Волжский царь. Глава 39

ТМУТАРАКАНСКОЕ  КНЯЖЕСТВО

В 576 г. основан г. Дима–Тархан (Тмутаракань) и открылась  православная епархия для греков, готов, чигов и черкасов.
На месте бывшего Боспорского царства (Керченский полуостров и Тамань) здесь возникло «Тмутараканское» княжество – государство тавро–русов. Видимо, его следует называть Тьмутавроконским княжеством – ведь это была часть древней Таврики, страны тавров, где их было «тьма–тьмущая».
В VIII в. Фанагорийская епархия преобразовалась в Тмутараканскую, где прихожанами были, в основном, русы. В реальном сообщении патриарха Фотия о походе Русии на Константинополь в 860 г. и последующем крещении Аскольд и Дир не упоминаются.  Зато есть мнение, что вероятно, крещение при Фотии приняла Тмутараканская Русь. Она  и нападала на Константинополь. Прямое подтверждение этому содержится в Никоновской летописи, куда это сообщение попало из сербских переводов старых византийских описаний похода 860 г.:  «Роди же, нарицаемые Руси,  аже и кумане, живяху у Ексинопонта и начаше пленовать страну Римлянскую и хотяху пойти на Константинград...» .
Постепенно  шла русская колонизация юго–востока, в частности выразившаяся в образовании Тмутараканского княжества на выходе из Дона и Азовского моря в Черное море.
 «Гази–Барадж Тарихы» сообщает о том, что город Тмутаракань  – это Тамья–Тархан («Дима–Тархан», «Дамья–Тархан»). Через этот город поддерживались непосредственные контакты Булгара с Византией и Узи Йорты (Сельджукским султанатом). В 982, 1015, 1032, 1115, 1140 гг. он,  вместе с городом Агарджа (Керчь) и всем Сакланом, на некоторое время включался в состав Булгарии.

Есть такое известие. Отряд из Хазара совершил поход на Тамья-Тархан, разбил и пленил Олега и выдал его грекам после возвращения ими булгарским купцам их прав, домов и имущества (его прибрали было иудейские купцы). В это время враг Олега князь Всеволод подкупил греков, и они отправили его в ссылку на остров Артыш. Потом греки освободили Олега. Иудейские купцы подумали, что Олег вновь отдаст им имущество булгарских купцов, и убили Колына, но князь казнил убийц.

В последний раз город Тмутаракань находился в составе Булгарии в 1184–1229 гг., подчиняясь хин–керманскому беку Бадретдину (Аблас–Хину).
Крупнейшим булгарским родом города, руководившим Сувар Йорты Тамья–Тархана и Агарджи (Керчи) и владевшим рядом торговых факторий в Кашанской губернии, был род Руми. Основателем этого рода был грек Руми, женившийся на крымской готке. Их сыном был Худус, названный в честь племени матери (готов булгары называли садумцами, галиджийцами, альманцами, худами и худусами). Сыном Худуса был Аскал, сыном Аскала – Чиркеше (Чиркес), сыном Чиркеше – Мас–гут, сыном Масгута – Колын, сыном Колына – Алып, сыном Алыпа – Абдразак Руми. Уже Руми был булгарским купцом и ходил из Булгара через Хазарию, Тамья–Тархан и Татяк в Византию и Багдад. Сыну Абдразака Руми сам Сулейман ибн Дауд дал свое имя. Однако Сулейман ибн Абдразак Биначы, его сын Аббас Манарачы и внук Сулейман Агарджа стали не купцами, а великолепными зодчими, строившими сооружения в Буляре, Булгаре, Бандже и в сельджукских владениях. Купеческое дело Абдразака Руми продолжали младший брат Сулеймана Биначы Саид–Мохаммед ибн Абдразак, сын Саид–Мохаммеда Кылыч–Тархан, сын Кылыч–Тархана Алып–Сулейман.
Еще в 965 г., когда  киевский князь Святослав разгромил Хазарский каганат, он  с помощью тавров  овладел Крымом.
Вопрос об участии князя Святослава в походе русов  969 г. на Волгу, результатом чего явился разгром Итиля и Булгара, спорный. Более вероятно его участие в нападении боспорских русов на Белую Вежу. Однако и тот, и другой эпизод явлюется лишь частью вопроса о принципах взаимодействия складывавшегося «русского» государства в Поднепровье и черноморской «вольницы» на Боспоре и в Таврии, поскольку именно этот регион служил для «руси» зоной постоянного контакта с миром тюркских племен и, в частности, с государством хазар, от которых они заимствовали титул «великого князя» («хакан–рус» восточных источников), усвоенный уже к 839 г. в Киеве на Днепре.

В 985 г. Чиркеше (Чиркес) Руми с разрешения эмира Ибрагима сформировал агарджа–тамьянское войско из готских,  карачаевских, украинских, западногрузинских и адыгейских наемных людей, которому дал свое имя в форме «чиркес» («чиркеше» по–булгарски означало «бродячий, вольный человек»). Воинов этого войска стали называть чиркесами. Западная Грузия, которую булгары называли Татьяк (Татяк), давала в чиркесы не только мингрелов, грузин и апасов (абхазов), но и местных булгар. Большинство среди чиркесов были  анчийцами, которые стали и сами себя называть чиркесами.
«Тмутараканское» княжество киевский князь Владимир Святославич передал своему сыну Мстиславу. Он в 1022 г. разгромил касогов и построил церковь.
В Повести временных лет «Тмуторокань» впервые встречается в конце ст. 6496/988 г. при перемещении Владимиром Святославичем своих сыновей по княжениям, в результате чего Мстислав оказывается «вь Тмуторокане».
Следующим по времени сообщением о Тмуторокани  оказывается разнесенное под 6572/1064 и 6573/1065 гг. сообщение о бегстве «кь Тмутороканю» внука Ярослава, князя Ростислава Владимировича, с которым бежал Порей, позднее убитый в битве на Сожице, и «Вышата, сынь Остромирь, воеводы новгородьского», впервые упомянутый под 6551/1043 г. в рассказе о последнем походе «руси» на Царьград, который возглавил отец Ростислава, князь Владимир Ярославич, являвшийся новгородским князем.
Неожиданно оказывается в Тмуторокане Глеб, сын Святослава Ярославича, которого беглецы «выгна», что послужило поводом для Святослава Ярославича на следующее лето «идти... кь Тмутороканю» , чтобы вернуть Глеба на престол.
Внук Ярослава Мудрого князь Ростислав, будучи «тьмутавроконским» князем, в 1066 г. покорил ясов и касогов на Северном Кавказе, брал дань с них и других народов. Естественным продолжением тмутороканских известий является новелла 6574/1066 г. о Ростиславе в Тмуторокане, и его отравлении херсонским «котопаном».
Последнее упоминание Тмуторокана на страницах Повести временных лет связано с возвращением «изъ грек» Олега Святославича под 6591/1083 г. и возвращением им себе отцовского Чернигова в 6602/1094 г., после чего этот загадочный город исчезает со страниц русских летописей так же внезапно, как и появился.
Однако предполагают  еще какой–то источник сведений, содержавший тмутороканские события до середины 80–х гг. XI в.,  например, «Тмутороканскую летопись», которую вел там во время своего пребывания Никон.
Все эти данные позволяют заключить, что переходящего по наследству русского княжения в Тмуторокане не было: он был «свободным городом росов», подчинявшемся праву сильного, переходящим из рук в руки. Тмуторокан – какой–то город изгоев и вольницы, напоминающий более поздний Берлад на Дунае . Всё это объясняет отсутствие здесь устойчивых торговых связей его с Поднепровьем, отсутствие собственной экономической базы.
Летопись упоминает о Тмутаракани  и легендах о князе тмутараканском Мстиславе  в 1194 г. Источники показывают, что политика русских князей, точнее, Мстислава Лютого носила активный характер. Действовал он в союзе с аланами и дагестанцами. Это вполне согласуется с тем, что известно о Мстиславе из русской летописи. Он, по–видимому, и не стремился стать во главе всей Руси, а был больше заинтересован в укреплении своего влияния на Северном Кавказе, в чем и достиг немалых успехов. Черниговско–тмутороканский князь явно стремился укрепить свое влияние также на Западном Кавказе, вблизи русских владений – Тмуторокани и других. Отсюда и его союз с аланами и дагестанцами, а также, судя по всему, с азербайджанскими курдами.
Воинственные тавры помогли своим князьям покорить народы Северо–Западного Кавказа и включить их в орбиту Киевской Руси. После распада её Тьмутавроконское княжество ещё долго оставалось непобеждённым форпостом русов–тавров. В конце XII в. о нём напоминал автор знаменитого восточнославянского эпоса «Слово о полку Игореве».
В 1220 г. русскими и византийскими правителями было организовано разбойное нападение половецких князей–христиан на сельджукских купцов возле Агарджи, что едва не вызвало конфликт Булгарии с сельджукским султаном. Владевший тогда Тамья–Тарханом и Агарджой Кылыч–Тархан сумел уладить дело: он разгромил разбойников и казнил пленных половцев в присутствии представителей сельджукского султана. Кроме этого,  уговорил Сулеймана Агарджу построить в дар султану несколько мечетей.
Так выступало из  туманов  веков «русское тмутороканское  княжество», гораздо более сложной, чем представлено в исторических сочинениях.

Некоторые исследователи Тмутараканью в прошлом называли город Астрахань. Они ошибаются. Такого никогда не было. Тмуторакань всегда находилась в устье реки Кубань на Таманском полуострове. Астрахань же в прошлом называлась Хазитораканью и находилась  в устье реки Волги.