Волжский царь. Глава 37

Борис Рябухин
Волжский царь. Глава 37

ПЕЧЕНЕГИ

Печенеги появились в Днепровско–Донском междуречье в IX в. Они воевали с мадьярами, хазарами и Русью. Воевать с печенегами было трудно: они были необычайно подвижны и практически неуловимы. Со своей стороны, печенеги легко поднимались в походы против любой страны. Чаще всего их использовали византийцы, хотя и им печенеги нередко досаждали.
Печенеги – тюркоязычные племена. До конца IX в. печенеги кочевали между Аральским морем и Волгой, позднее занимали Северное Причерноморье до Дуная.
Между землей печенегов и землею булгарских эсегель лежит первый из краев мадьярских. Мадьяры – угорское племя, предки современных венгров. Во второй половине VIII – первой половине IX вв., до их переселения в Паннонию, они обитали в Поволжско–Уральском регионе.
Однако не надо путать мадьяр–угров и маджар – тюркское племя, о которых мало что известно, и есть предположение что маджары – тюркизированная часть мадьяр.
Печенеги — союз кочевых племён, сложившийся предположительно в VIII—IX вв. Печенежский язык  относился к огузской подгруппе тюркской языковой группы.
Во второй подгруппе формируется башкирский народ. Она включает в себя кыпчаков и булгар. Ассимиляция их языков вычленяет из поволжских тюрков народ «татары». В башкирский этнос булгары входят частично. Вследствие большого воздействия кипчаков на образование башкирского народа, у них много и общих черт.

В европейских и греческих источниках получили название «пацинаки» или «пачинакиты», в арабских — «баджнак». Слово «печенег» могло произойти от тюркского имени Бече — гипотетического предводителя печенежского племенного союза.

Печенежское общество, согласно Константину Багрянородному, представляло собой конфедерацию из восьми племен или фем: Иртим, Цур, Гила, Кулпеи, Харавои, Талмат, Хопон, Цопон. Во главе этих племен стояли князья или архонты: Ваицу, Куела, Куркутэ, Ипаоса, Каидума, Косту, Гиаци, Батана. Причем 4 племени кочевало к западу от Днепра, и 4 — к востоку. Племя имело таксоны нижнего порядка на 4 уровня: тысячи (рода, управляемые меньшими князьями), сотни (большие семьи) и семьи (аилы). Низшие семьи селились в одной войлочной кибитке и собирались вокруг одного походного котла. Печенеги практиковали кочевое скотоводство (овцы, крупный рогатый скот, лошади) и не строили постоянных поселений. При расположении на месте печенеги обустраивали лагерь (табор, стан, станицу) из связанных и поставленных в круг телег. Равным образом они не создавали собственных некрополей, предпочитая подхоронивать своих покойников в скифские курганы. Поскольку печенеги не жили в политическом вакууме, они часто наживались набегами и военной добычей (работорговля), вступая в союзы с окрестными государствами: Хазарией, Русью или Византией.
Печенеги описываются как европеоиды, брюнеты, которые брили свои бороды (согласно арабу Ахмеду Ибн Фадлану). Впрочем, печенеги не составляли какого–то особого антропологического типа, отличного от соседних народов. Повесть временных лет сообщает, что киевлянин мог затеряться среди печенегов, зная только одну фразу на их языке.

По сообщению Константина Багрянородного, часть печенегов называла себя кангарами. В конце IX в. те из них, которые носили название «пацзынак» (печенеги), в результате климатических изменений (засухи) в степной зоне Евразии, а также под давлением соседних племен кимаков и огузов, форсировали Волгу и оказались в восточноевропейских степях, где ранее кочевали венгры. При венграх эта земля звалась Леведия, а при печенегах она получила имя Падзинакия. Около 882 г. печенеги достигли Крыма. Тогда же печенеги вступили в конфликт с русскими князьями Аскольдом (875 г.), Игорем (915, 920 гг.).
Что печенеги в X в. жили в соседстве с русскими, славянам достаточно известно из Несторовой летописи о времени княжения Игоря, где говорится, что в 914–915 гг. и в 920 г. они нападали на Русь, а в 944 г. этот князь воспользовался наемными всадниками из печенегов для своего похода на Византию. От Константина Багрянородного известно о переселении этого народа сперва в окрестности Урала, откуда он был вытеснен хазарами и узами к западу, около Азовского моря и Таврического полуострова; он же определяет расстояние от Руси до владений печенегов в один день езды. Путешественник Ибн–Хаукаль сообщал, что «часть турка выселилась из своей страны и отправилась в местность между Хазаром и Румом, их зовут баджнаками».
Абу-Дулаф слышал на родине печенегов, где, как видно, осталась еще часть печенегов, во время его путешествия, про соседство их с Русью, которую они называли славянами. Из чего видно, что тогда на востоке имелось такое мнение о происхождении русов.


После краха Хазарского каганата (965 г.) власть над степями к западу от Волги перешла к печенежским ордам. В этот период печенеги занимали территории между Киевской Русью, Венгрией, Дунайской Булгарией, Аланией, Мордовией и населявшими Западный Казахстан огузами. Гегемония печенегов привела к упадку осёдлой культуры, поскольку земледельческие поселения приднестровских славян (тиверцы)  и донских алан были разорены и уничтожены.

При втором походе Святослава на хазар вполне возможно, что хорезмийцы, проводившие среди печенегов активную миссионерскую деятельность, помогли хазарам заключить с печенегами договор. Печенеги, пользуясь отсутствием увязшего в Балканской войне Святослава, нападают на Киев. Летописец сообщает: «В год 6476 (968 г.). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками – Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силой великою: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать, и изнемогли люди от голода и жажды».
Вот как написано в Повести временных лет про печенегов. И собрались люди противоположной стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу, и нельзя было никому из них пробраться в Киев, ни из города к ним. И стали тужить люди в городе и сказали: «Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, — сдадимся печенегам». И сказал один отрок: «Я смогу пройти». Горожане же обрадовались и сказали отроку: «Если знаешь, как пройти, — иди». Он же вышел из города, держа уздечку, и прошел через стоянку печенегов, спрашивая их: «Не видел ли кто–нибудь коня?» Ибо знал он по–печенежски, и его принимали за своего (6476 г.).
Тем временем, Святослав был предупрежден смекалистым киевским «отроком», хитростью преодолевшим печенежские заставы и, неожиданно для всех, его дружины появились под Киевом, что вынудило печенегов поспешно снять осаду и уйти за пределы Руси.
Святослав должен был наказать хазар. Считают, что личная дружина киевского князя не принимала участия в карательной экспедиции, поэтому и молчат о ней русские летописи. Но скандинавские наемники Святослава нанесли сокрушительный удар по хазарским городам.

А, между тем, в мире происходили  свои важные события.

В 936 г. происходили казни христиан в Хазарии, война Иудео–Хазарии с Византией. В Киеве был создан еврейский квартал. Иудео–хазары заключили союз с Хорезмом. Хазария удерживала под своим влиянием левобережье Днепра.
В 972 г. гузы хана Сельджука, приняв ислам, стали называться туркменами, в дальнейшем туркмены создали Османскую империю. С 973 г. начался распад Руси, и шли княжеские  междуусобицы. Хазарские иудеи удержались в Тьмутаракани и в Дагестане. Началось распространение языческого – варяжского культа Перуна с жертвоприношениями людей. Но в Киеве преобладала православная община.
В 992 г. состоялся поход русских на белых хорватов – будущих русин в Закарпатскую Русь. Византия запретила венецианцам перевозить еврейские товары. Из полабских сербов только в Горной Лужице племя  Мильчане сохранило политическую независимость от франкской экспансии. Военно–захватническая политика немецкого государства сопровождалась насильственной  христианизацией  на славянской земле полабских сербов (с 986 г., когда  маркграф Экгард впервые одержал победу над мильчанами). Эмир Ургенча Мамун оккупировал Волжскую Хазарию. В 1000 г. произошло изгнание христиан из Китая. Внутренние земли Полабской Сербии были населены исключительно серболужицкими крестьянами– славянами.

В 1002 г. подняли восстание ободриты – бодричи. Князь Ратибор укрепил центральную княжескую власть в Земле ободритов – Вендланд. В будущем земля ободритов осталась в ФРГ: Мекленбург, Шлезвиг–Гольштейн и часть земель вдоль левого берега Лабы (Эльбы) к югу от Гамбурга в Нижней Саксонии. Этому, в немалой мере, способствовала военная опасность со стороны саксов. В результате у бодричей к XI в. оформилась раннефеодальное государство с довольно сильной центральной властью. Начало большому государственному объединению было положено при князе Готшалке. Созданные им основы единой княжеской власти просуществовали около столетия. Несомненно, что князья старались усилить свою власть, опираясь на дружину, противопоставляя её родовой знати и жречеству. Готшалк исповедовал христианство и насаждал его у подвластных племён, считая христианизацию необходимым условием существования Ободритского государства. В 1003 г. Болеслав Храбрый освободил от франкской оккупации Лужицу и Мишинскую марку – земли Полабской Сербии, оттеснив немцев за Лабу, дойдя в 1007 г. до Магдебурга, населённого  в этот период исключительно славянами – полабскими сербами, именовавших себя: сербья – сербский люд.

В 1013 г. состоялся поход Болеслава Храброго на Русь и заключение мира. Святополк, русский князь Турова, женился на дочери Болеслава. Потом  Святополку пришлось бежать от Любича в Польшу. В 1018 г. 30 января по Будышинскому Миру Лужица вошла в состав Западнославянского государства Болеслава Храброго, последнего польского князя пытавшегося объединить всех славян. Болеслав Храбрый разбил Ярослава Мудрого на Буге и водворил Святополка, тогда же и произошло известное избиение поляков во время ночлега хозяевами домов в Киеве, и Святополк погиб.
Болеслав Храбрый принял королевский титул в Гнёзно. Польша, раздираемая анархией, потеряла Моравию и Лужицкую землю.
В 1019–1054 гг. княжил в Киеве Ярослав Мудрый, в 1036 г. он окончательно разгромил печенегов. Дочери Ярослава Мудрого вышли замуж, Анна стала французской королевой с 1049 г., Елизавета –  норвежской королевой, а Анастасия – венгерской королевой. В 1026 г. произошел раздел Руси между Ярославом и Мстиславом. После смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. опять произошёл мирный раздел Руси на уделы. Впервые  появлись половцы у русских границ. В 1056 г. произошло восстание славян – лютичей (Вильцев) и чехов против немцев, и восстание саксонцев против франконцев.
 В 1058 г. князь Изяслав завоевал балто–язычное племя голядь, проживавшее в междуречье Волги и Оки, к югу от Москвы. Всеволод Ярославич потерпел поражение от хана Искала, Переяславская земля подверглась разорению половцев.



А в болгарской истории   завершилось время Великой Кара–Сакланской Булгарии, распавшейся на шесть частей:  Булгар Волжских; Урус (Русь); Карел (Карелия); Маджар (Венгрия); Кыпчак (Поле половецкое); Джалда  (Крым). Седьмою частью следовало бы считать Дунайскую Булгарию, которую завоевали булгары кана Аспаруха еще раньше, в конце VII в.

После падения Хазарского каганата во второй половине X в. хазары растворились в половцкой среде. Какая–то часть этнических хазар, исповедовавших иудаизм, по всей вероятности, влилась в состав центральноевропейских еврейских общин. Потомками хазар считают себя некоторые представители тюркоязычных общин —караимов и крымчаков, а также ираноязычные горские евреи. Хазарские корни, возможно, имеют кумыки.


КАРАИМЫ


В ІХ–Х вв. приазовские булгары – потомки орды Батбая, занимавшие земли Приазовья и, частично, междуречье Дона и Северского Донца, выступают под новым именем – чёрные булгары. Они, вероятно, и расселились в Таврику в VІІІ в.
Булгары застали в Таврике немногочисленные земледельческие поселения со смешанным по своему этническому составу населением – греческим, аланским, а в западной Таврике – и готским; ещё до их прихода это население слилось с потомками тавро–скифов.

Междуречье Северского Донца и Дона в IХ в. захватили печенеги, разрушили все возведённые местным населением крепости. Само население – преимущественно булгары и ясы (аланы) – было покорено печенегами, и только его небольшая часть бежала на юг, на земли, ещё принадлежавшие Хазарскому каганату. Протобулгары влились в состав сначала венгерских, а в дальнейшем – и печенежских кочевых групп.


Развитие поселений в Таврике и Приазовье резко оборвалось в первые десятилетия Х в., скорее всего, по причине печенежского нашествия, вызвавшего бегство населения и упадок края.
Потомки населения Хазарского каганата – аланов, булгар, и ассимилированного ими более раннего населения горного Крыма стали основой караимского населения.
Есть основания считать, что основой, на которой формировался караимский этнос, были протобулгары, аланы и смешанное население горного Крыма. Религиозная обособленность крымских караимов стала тем фактором, который оказал существенное влияние на процесс их становления.


Одним из важнейших символических знаков господства правителей Булгарии, как и других тюркских владетелей, являлась его ставка. В тюркском языке существует характерный для ее определения термин — «йорт» — «дом с постройками», «усадьба, двор», «стан», который соответствовал смыслам «страна», «владение», «государство». Центральное место в ставке правителя занимал его шатер — юрта. Он являлся политическим и сакральным центром ставки, тогда как сама ставка понималась как центр, точка всех владений правителя.
Ставка правителя служила местом средоточия власти. В ней правитель принимал решения государственной важности и здесь же собирал совет знати — представителей кланов и племен, которые выражали ему поддержку от имени своих владений.

Ибн Фадлан сказал мне:

– В Булгарии  мы оставались воскресенье, понедельник, вторник и среду в юртах, которые были разбиты для нас, пока собрались цари булгарской земли, предводители жителей страны, чтобы услышать чтение письма халифа. Все они живут в юртах, с той только разницей, что юрта царя очень большая, вмещающая тысячу душ, устланная в большей части армянскими коврами. У царя в середине юрты стоит трон, покрытый византийской парчой.


Арабский географ и путешественник X в. Ибн Хаукал, Абу–л–Касим ан–Нисиби в 967 г. составил географический труд «Китаб ал–масалик ва–л–мамалик» («Книга путей и государств»),  в основу которого положил известное сочинение своего старшего современника ал–Истахри. О булгарах Ибн Хаукал приводит сведения, общие с материалами книги ал–Истахри, а также сообщает некоторые новые данные. Так, под 968–969 гг. помещены сведения о разрушении русами хазарских и булгарских городов на Волге.

Ибн Хаукал сказал мне:

– В хазарской стороне есть город, называемый Самандар, он между хазарской стороной и Баб ал–Абвабом (Дербентом). В нем были многочисленные сады. Пришли на него русийи, и не осталось в городе ни винограда, ни изюма. А населяли этот город мусульмане, приверженцы и других религий и идолопоклонники. И были в Самандаре мечети, церкви и синагоги. И совершили свой набег эти русы на всех, кто был на берегу Итиля из числа хазар, булгар и буртасов, и захватил их.
Большая и лучшая часть мехов бобра находится в стране русов и спускается по рекам к ним и со стороны Йаджудж и Маджудж, и поднимается к Булгару. И не прекращалось так до года 968–969 гг., когда русы разрушили Булгар и Хазаран.
Булгар–город небольшой, нет в нем многочисленных округов. Он был известен тем, что был портом для упомянутых государств, и опустошили его русы, и Хазаран, и Итиль, и Самандар в году 358 и отправились тотчас же после к стране Рум и Андалус.
А русы – народ в стороне булгар, между ними и славянами.

В 968 г. Святослав, оставив в завоеванных им городах Хазарской орды русские гарнизоны, отправился на войну с Булгарией. В 969 г. Талиб, воспользовавшись затруднениями Святослава в Булгарской войне (которая очень скоро привела и к войне с Византией), отбил у Руси Джир и объявил о присоединении территории разгромленной Хазарской орды к Булгарскому государству под названием Саксинского иля. Но Талиб не хотел разрывать отношения с Русью. Так как Малая Азия была захвачена Византией, то, по мнению Талиба, Булгару следовало помочь Святославу в войне против византийцев с целью освобождения Малой Азии. Послы визира отправились в Киев, куда из Булгарии для встречи с ними выехал и Святослав. Ольга еще до приезда сына попыталась сорвать переговоры, но пробулгарски настроенные киевские верховные люди  отравили ее.
Результатом встречи было то, что Святослав примирился с присоединением территории Хазарской орды к Булгару. В том же году он заключил новый мирный договор с Булгаром, где  Русь признавала свою зависимость от Булгара, возвращала отбитый у византийцев Азак, обязывалась защищать булгарские владения в Причерноморье и отправляла сыновей своих князей в Булгар в качестве заложников. А булгарский флот должен был совместно со Святославом воевать против Византии, и в случае успеха  развернуть наступление и на Малую Азию. Булгарские корабли (команды их были составлены преимущественно из варягов) действительно помогли Святославу, а после ухода с Балкан направились в Булгар. По пути булгарские моряки разбили крестоносцев и затем по северным морям, через Англию, Скандинавию и северо–булгарскую губернию Бийсу вернулись в Булгар.
Неудача с подчинением Малой Азии при помощи Руси не обескуражила Талиба. Он поручает знатному булгарскому феодалу огузского происхождения Сельджуку, бывшему воеводой города Сульджи, с отрядом из булгарских гузов и тюркмен овладеть огузскими землями Саманидского государства, и затем развернуть наступление через Иран на Малую Азию с востока. Курсыбай готов был при выходе Сельджука к Малой Азии помочь ему ударом с севера через Кавказ. Отряд Сельджука захватил часть огузских владений Саманидов. Однако удовлетворился этим и образовал свой собственный Сельджукский бейлик на границе со Средней Азией.
Талиб никак не выразил возмущения этим, и Сельджук сам объявил себя вассалом Талиба. Позднее потомки Сельджука все–таки атаковали Среднюю Азию и Иран и под командованием наиболее прославленного из Сельджукидов – Алп–Арслана – прорвались к желанной цели – булгарской Малой Азии.
Территория Хазарской орды опять вошла в состав Булгара, и булгары, таким образом, стали хозяевами всех главных торговых путей из Европы в Азию. Булгары продавали азиатские товары европейцам, а европейские товары – азиатам по сильно завышенным ценам, и получали от этого большую прибыль. Часть этой сверхприбыли получало в виде налогов государство. Колоссальные доходы от торговли способствовали расцвету Булгарии.
В 968 г.  печенеги осадили Киев, но были разбиты. В 970 г. участвовали в битве под Аркадиополем на стороне киевского князя Святослава Игоревича. Но после заключения русско–византийского мира (июль 971 г.) стал назревать новый русско–печенежский конфликт.
В 990–е годы произошло новое ухудшение отношений между Русью и печенегами. Великий князь Владимир разбил их (993 г.) на Трубеже, но в 996 г. сам потерпел поражение под Васильевом. Владимир строил на степной границе крепости с системой оповещения для эффективного противодействия вторжениям печенегов.
Одна часть печенегов составила основу народности гагаузы, другая часть, влившись в объединение чёрных клобуков, стала служить киевским князьям и осела в Поросье (Правобережная Украина). Ещё одна часть, откочевав на Кавказ, вошла в состав балкарского народа.
 
Воинственные печенеги к XI в., теснимые половцами, кочевали 13 племенами между Дунаем и Днепром. Около 1010 г.  в среде печенегов возникла распря. Печенеги князя Тираха приняли ислам, тогда как два западных племени князя Кегена (Белемарниды и Пагуманиды, общей численностью 20 000 человек) перешли Дунай на византийскую территорию под скипетр Константина Мономаха и в Добрудже приняли христианство византийского образца. Византийский император планировал сделать из них пограничную стражу.

В «Повести временных лет» сообщается: «В лето 6523 (1015 г.). Печенеги пошли походом на Русь. Владимир послал против них сына своего Бориса, а сам сильно разболелся. В этой болезни скончался июля в пятнадцатый день. Умер же он в Берестове, и утаили смерть его, так как Святополк был в Киеве. Ночью же разобрали помост между двумя клетями и, завернув тело Владимира в ковер, спустили веревками на землю и, возложив на сани, отвезли и поставили в церкви святой Богородицы, которую caм создал. Узнав об этом, сошлись люди без числа и плакали по нем – бояре, как по заступнике страны, бедные же, как о своем заступнике и кормителе. И положили его в гроб мраморный, и похоронили тело его с плачем».

Печенеги приняли участие в междоусобной войне между Ярославом Мудрым и Святополком Окаянным на стороне Святополка. В 1016 г. они участвовали в битве под Любечем, в 1019 г.  в битве на Альте (оба раза неудачно).

Последним документально зафиксированным русско–печенежским конфликтом является осада Киева в 1036 г., когда осаждавших город кочевников окончательно разбил подоспевший с войском великий князь Ярослав. Ярославу помогло  использование расчленённого по фронту построения, когда он поставил на флангах киевлян и новгородцев. После этого печенеги перестали играть самостоятельную роль, а выступали как значительная по численности часть нового племенного союза берендеев, называемого также чёрными клобуками.
В 1048 г.  огромные массы печенегов (до 80 000 человек) под предводительством Тираха пересекли Дунай по льду и вторглись в балканские владения Византии.
В 1048 г. западные печенеги осели в Мёзии. В 1071 г. печенеги сыграли тёмную роль в разгроме византийского войска под Манцикертом, когда вначале выступили на их стороне, а затем уклонились от сражения. В 1091 г.  византийско–половецкое войско нанесло сокрушительное поражение печенегам у стен Константинополя.
Больше о печенегах  в истории неслышно.

*

В 976 г.  Мохаммед скончался, но едва Тимар попытался провозгласить себя каном, как был схвачен людьми везира и, c целью сохранения собственной жизни, должен был вместе с Кукчей, Абдаллахом и Масгутом поднять на царский трон Талиба Мумина. После этого кан Талиб удалил Тимара в Нур–Сувар, а Масгуту дал Буляр.
Царь Талиб (976 – 981 гг.) – и без того правил Булгаром с 960 г. Реформы и успехи политики Талиба превратили Булгар в самую крупную, развитую и мощную державу мира, которую уважительно называли не иначе, как Великой Булгарией. А Малоазийский импульс, данный Талибом, всколыхнул почти весь тюркский мир и позволил начать всеобщий тюркский джихад за освобождение земель южноазиатских Булгар.
Но Талиб хотел довести до конца план Алмыша по ликвидации Хазарской орды и завоеванию всех главных торговых путей из Европы в Азию. Только это могло сделать Булгар хозяином баснословно прибыльной европейско–азиатской торговли – а значит, и мировой державой. Талиб дал байтюбинским улугбекам право назначать улугбеков Тамты, что делало булярского губернатора весьма влиятельной фигурой. Талиб же, вскоре после передачи Джира Барысу и присоединения Хазарин запретил иноземным купцам проезжать через территорию Булгара и торговать друг с другом в пределах Державы. Этим он заставил иноземцев продавать весь свой товар булгарским купцам и покупать нужные им привозные товары по более высоким ценам. После ряда несчастных случаев с иноземцами на Севере Талиб вообще закрыл для иностранцев северные провинции. Только садумцы,  приходившие в Бийсу по Чулманскому морю и имевшие на руках разрешения, могли проходить по этим районам. Это принесло такие выгоды купцам, что они говорили: «Нашу торговлю основал Талиб». Сам Талиб завещал своим преемникам: «Главное, что вы должны делать – это не менять сложившиеся традиции илей, не изнурять народ новыми налогами и поддерживать власть Булгара над всеми дорогами из стран неверных в государства ислама». При этом Талиб старался не воевать без особой нужды, и, к примеру, для того, чтобы урусские беки не задерживали выплату джирской дани, стал брать у них заложниками их детей. Таким образом,  он превратил Булгар в истинно великую и процветающую державу, известную во всех концах просвещенного мира.

Правитель из рода Билинга – Джилан, сын Бараджа, получил свое имя в память о том, что родился в год змеи. У него было два сына, которые тоже были царями, –  Мамнлы и Таныш.
О Батыре Джилане, внуке Шамиля (Самуила) в дават–ханэ (государственный архив) сохранилось следующее известие. Прежде всего, имя Джилан он получил потому, что родился в год змеи (981 г.).  Мать же назвала его Батыром – в память об Аспарухе, носившем прозвище Маджар или Батыр. В маджарском (венгерском) монастыре, где он находился, его постоянно мучило желание восстановить дом (государство) отца и деда. Джилан–Батыр написал историю Бурджана. Писал по памяти, так как весь архив бурджанских царей был захвачен крэшцами (византийцами). На старости лет переехал из монастыря на родину предков – в Кубардару (Македонию) по зову восставших там против крэшцев бурджанских булгар. Бурджанцы тут же избрали его каганом Улаг–Булгара, а отвергнутых вождей, по старому булгарскому обычаю, убили. Не имея возможности из–за преклонного возраста участвовать в войне против крэшцев, Джилан–Батыр только читал молитвы, а его командиры одерживали одну победу за другой. Дошло до того, что при одном появлении ничтожного по численности отряда плохо вооруженных бурджан сам каган (император) Рума в ужасе побежал прочь вместе со своей огромной армией.
В брошенном им обозе капаган Джураш обнаружил вещи и книги бывших булгарских царей, которые тут же привез кагану Джилан–Батыру. В момент наивысшей славы каган посылает своего венгерского джуру Алата Бахту  к царю Ак–Булгара Балуку с богатыми подарками и просьбой о помощи. Вместе с ним в Булгар отправился и посол Урум–Бабы (папы Римского) в Бурджане Истан – один из потомков Лачына. По пути в Ак–Булгар один из спутников Алата был захвачен балынцами, и бек балынцев узнал о цели посольства. Нуждаясь в славной и победоносной войне, дабы исправить неприятное впечатление от неудачи похода Гиласа Хина на Башту, Ашраф–кан послал на помощь Джилан–Батыру отряд куманов во главе с Кур–Батыром. Но когда тот прибыл к Суле (Дунаю), Бурджан был уже вновь захвачен крэшцами. А бек Башту также послал в Бурджан свое войско – но на помощь крэшцам. Однако эта помощь не помогла Урумкану (византийскому императору). Будучи не в силах разбить бурджанских булгар в открытом и честном бою, крэшцы послали в лагерь Джилан–Батыра его родственника – Улушуяна. Отец этого Улушуяна вероломно, ударом сзади, убил отца Джилан–Батыра. Сам Улушуян был еще более никчемным, чем его отец, и не погнушался даже вступить в иудейскую секту арьякцев (армян). Когда это дело открылось, урумкан хотел казнить сектанта. Но тут пришла весть о воцарении в Бурджане Джилан–Батыра. И урумкан решил при помощи Улушуяна погубить Джилан–Батыра в обмен на жизнь и богатую награду.
И Улушуян согласился, и отправился в Кубардару. Там он сообщил кагану бурджан о том, что к Кубардару движется отряд крэшцев и наемных балынцев. Но балынцы  стали  разорять и грабить и бурджанские, и крэшские селения. Поэтому урумкан разрешил Улушуяну погубить этот взбунтовавшийся отряд для того, чтобы войти в доверие к кагану бурджан и осуществить свой злодейский план. Капаган Джураш, направленный каганом в указанное Улушуяном место, действительно обнаружил там балынцев. Дождавшись, когда пьяные балынцы уснут, Джураш со своими людьми захватил их в плен и привел к кагану. В отместку за ослепленных крэшцами бурджан все пленные были ослеплены. На пиру по случаю победы люди казненных вождей и худаярцы, увидевшие в сектанте своего человека, стали кричать, что Улушуян принесет им воинское счастье, и потребовали поставить его во главе войска. Джураша, сомневавшегося в искренности Улушуяна и пытавшегося образумить народ, почти никто не слушал. И каган вынужден был выполнить требование толпы. После этого Улушуян спросил у кагана, куда лучше повести войско, и тот указал. Улушуян пошел  в указанное место Багыл, но сумел сообщить об этом крэшцам. Те внезапно атаковали и победили Улушуяна.  С небольшой горсткой уцелевших он вернулся в ставку и, принародно обвинив кагана в поражении, потребовал избрания нового кагана.
Действительно, по старому обычаю булгар, кагана могли свергнуть и даже убить в случае сильной неудачи на войне. Джилан–Батыр и Джураш пытались оправдаться, но люди избрали новым каганом Улушуяна. Тогда Улушуян сказал черни: «По обычаю мы должны казнить нашего прежнего кагана, переставшего видеть будущее. Но я не желаю, чтобы и меня, как и моего отца, обвиняли в братоубийстве. Поэтому я предлагаю только ослепить Джилан–Батыра».  Сыновья казненных вождей и худаярцы связали Джураша и ослепили Джилан–Батыра. После этого Улушуян в первую же ночь бежал  к урумкану, был прощен и щедро награжден.
Утром узнавшие правду люди освободили Джураша от пут и стали уговаривать его возглавить их. Но капаган с ослепленным каганом ушли из города. По пути в горное убежище каган решил отправить своего сына Мамиля с частью архива бурджанских царей к Суле.  Мамиль сумел встретиться с Кур–Батыром и сообщить ему о занятии бурджана крэшцами. Встревоженные движением через Сулу многих тысяч бежавших бурджан, маджары не позволили Мамилю заняться сбором нового войска. Но в то же время к горному убежищу с одной стороны стали подходить наемные балынцы, желавшие отомстить за своих ослепленных товарищей, а с другой – крэшцы. Каган Джилан–Батыр, узнав об этом, а также о том, что надежды на помощь маджар рухнули, приказал капагану Джурашу Кабану сдать укрепление крэшцам, ради сохранения жизни хотя бы некоторым знатным приверженцам.
Урумкан, боявшийся только Джилан–Батыра, пришел в неописуемую радость от известия о пленении кагана бурджан. Он даже решился встретить отряд с пленниками на подступах к  Истанбулу, чтобы создалась видимость его личного участия в победоносном деле. Народ Рума приветствовал его, как великого полководца. Император  сохранил жизнь наиболее знатным пленникам и заточил их в темницу. Вскоре Джилан–Батыр умер, сломленный неблагодарностью толпы и утратой последних надежд на освобождение своей земли. А  урумкан отпустил на свободу некоторых из знатных пленников.  Мамиль, женатый на дочери одного из потомков кагана Азана, остался в Маджаре и несколько раз приезжал в Ак–Булгар с маджарскими и алтынбашскими послами. В один из этих приездов он принял истинную веру  и подарил кану Ахаду список царей из рода Дуло. Часть его потомков вернулась на службу урумкану из желания жить на земле предков.


Но источники говорят о том, что один род хонкаров Билиг пользувался  большим уважением, и вожди из этого рода избирались всеми карами главными судьями. Встречал Сэбэра хонкарский бий из этого рода Бай–Имен, сын Тумы, внук Тубы. Когда Сэбэр спросил его, почему у каров нет одного старшего, то он ответил: «Лет 600 назад мой предок Улан, пользуясь тем, что все кары его очень уважали, объединил весь Карел в один бейлик (княжество). Повсюду он построил баккоши (укрепления для представителей власти и сбора дани), которые мы называем «кукала», то есть «большая община», и воздвиг батавыл (крепость) Бурма (на месте Хельсинки). Но когда он умер, то выборы следующего бага (князя) закончились смутой, во время которой Бурма сгорел. С той поры мы не избираем багов, дабы не ссориться».

Как–то раз купцу Шумбуту понадобилось проехать из Таук–Абы (Латвии) в Карел кратчайшей дорогой, – и захват Порега открылся. Сэбэрцам воевать с Буряками из–за нескольких порегских болот не хотелось, и они решили отдать сбор дани с Дингер, или Чулман–Шуда (западной Новгородчины) и Карела батышцам (вятичам), которые давно этого добивались. Галидж сделался батавылом Дингер – Шуда, и с той поры его также стали называть Шуд–Галиджем, или просто Галиджем. А название «Кулван» также значит на языке арджан–бистайских каров (эстонцев) «Чулман». Кары, живущие близ города Кулван (Колывань), то есть Чулман, давно называются «кулванцами». Но Хум велел называть Кулван еще и именем Атилле, своего предка. А кары произносят имя Атилле в форме «Талый» (Таллин).

Установлено, что Северо–Западное Приладожье и Карельский перешеек — были колыбелью карельского народа, предшественником которого была летописная корела, достигшая своего расцвета в XII—XIV вв.

Хитрые батышцы стали брать с гаджильцев – сулбанцев дань, в три раза превышающую по размеру прежнюю, сэбэрскую. Гаджильцы – галиджийцы так же не стали избирать одного бага, а управлялись несколькими биями, которые иногда собирались на кинеми (советы), и на них частенько дрались до смерти друг с другом вместе со своими людьми. Батышский инал (наместник) Шуд–Галиджа во время этих кинешей, опасаясь за свою жизнь, уезжал подальше от Галиджа, и возвращался в город уже после их окончания. Худ и сам, и вместе со своим племянником Худ–Ибером несколько раз пытался отбить Галидж, но каждый раз ни с чем возвращался в Кулван–Талай.
Когда Худ–Иберу, лучше всех владевшему топором – ибером, удалось стать субагом Анатыша (Дании), натиск худцев немного ослаб. Но однажды наемник марангов (франков) убил Худ–Ибера, и взял, вслед за этим, и столицу Худ–Ибера –  Худ–Абу («Город, или Вал Худа»). И весь Анатыш охватила братоубийственная смута.


Особо выделяются из числа русско–булгарских войн два похода Владимира I. В 985 г. он двинулся в союзе с торками («торки» – так называли огузов русские летописи, то есть тюрками) на волжских булгар и хазар (хотя  Хазарский каганат был разгромлен его отцом Святославом).

В том походе схватились дозоры и в бою были захвачены в плен несколько человек. Причем русских поразило, что все до единого солдата булгар были в сапогах. Сапоги на ногах пленников, причем надо понимать, не только знатных – это яркая картина, показывающая экономическое положение Волжской Булгарии во второй половине X в.
Дядя Владимира со стороны матери Добрыня посоветовал заключить с булгарами мирный договор.
То есть   Добрыня принял странное решение: обутые в сапоги булгары дань давать не будут, а будут только лапотники. Владимир, как мудрый политик, понимал, что вассалами Киевской Руси булгары не станут. Это значит, что Владимир не сумел присоединить земли булгар к Киеву.
 Они предложили заключить между Волжской Булгарией и Русью выгодный для обеих сторон мирный договор. В русско–Булгарском договоре 985 г. записано такое Булгарское изречение: «И сотвори мир Володимир со Булгары, и роте заходиша межю собое. И реша Булгаре: “Толи не будет межю нами мира, елико камень начнет плавати, а хмель почнет тонути”» («И сказали Булгары: “Только тогда не будет между нами мира, когда камень начнет плавать, а хмель тонуть”»).
Здесь изречение стало своего рода «печатью», закрепляющей заключенный между государствами договор.

Как гласит легенда, Владимир дал команду не брать с этого народа дани. В 985 г. с Булгарией был заключен вечный мир, правительство Владимира признало самостоятельность Камской Булгарии. Такой же гибкостью отличался русский князь и при взятии Херсона тремя годами позже.
Мирный договор 985 г. между булгарами и русами был повторением более раннего мира, заключенного во время похода Святослава 965 – 967 гг.
События, последовавшие за походом Святослава, являются главным доказательством того, что войска русов не опустошали булгарские земли. В частности, разгромом Хазарии воспользовались не столько русские, сколько булгары. К ним перешло наследие хазар от нижнего до среднего течения Волги. Булгары усилились настолько, что уже через несколько лет сын Святослава Игоревича Владимир был вынужден совершить внушительный поход на усилившуюся Булгарию.

Нет сомнений, что булгары не смогли бы столь быстро оправиться с разорением, если бы дружины Святослава разрушили их города. Поход Владимира Святославича на Волжскую Булгарию в 985 г. был вызван главным образом тем, что в последней четверти X в. булгары начинают расширять сферы своего влияния, включив в них и земли вятичей. В этот период времени усиливаются булгарские контакты с радимичами, мерей, мордвой. Летописные источники подтверждают эти данные короткими сообщениями.
Владимир дружил с царем дунайских Булгар Самуилом, который в 986 г. потерпел жестокое поражение от Византии. Киевский князь оказал ему помощь. Благодаря этой дружбе на Русь пришло христианство из Охриды, Булгарской метрополии.
С 986 г. русские ходили походами на кавказских хазар и присоединили Тьмутараканское  княжество к Руси.