Волжский царь. Глава 36

Борис Рябухин
Волжский царь. Глава 36

ВЕНГЕРО-БУЛГАРСКИЕ ЦАРИ

Таежная территория Верхней Камы и Приуралья  была населена в раннем средневековье угорскими племенами. К VIII в. зона расселения угорских народов охватывала не только Зауралье, где и поныне обитают угорские племена хантов и манси, но и Приуралье. Она простиралась от полярных широт и до степных просторов Южного Урала. На Средней Волге в это время жили  булгары–салтовцы, прежде кочевавшие в степях Причерноморья и Предкавказья.

В 563 г. авары прошли земли антов и утвердились в нынешней Венгрии, по обоим берегам Дуная. Славяне в устье Дуная успешно им сопротивлялись, а дулебы были покорены аварами между Бугом и Стрыем. Это случилось при вторжении аваров в Венгрию в 563 г., до покорения славян, населявших Дакию и Подунавье.
Около   700 г. мадьяры (венгры) овладели районом бассейна рек Северского Донца и Оскола.
В первой половине IX в. три хазарских рода, называемых каварами, из–за политических междоусобиц покинули страну и присоединились к венграм, вместе с которыми пришли в Паннонию и в дальнейшем там ассимилировались. Первоначально выборные правители хазар здесь уступили место наследственной династии каганов, которая, в свою очередь, сменилась диархией кагана и бека.
Во второй половине IX в. начинается война между степными уграми, известными под именем мадьяр – венгров, и их южными соседями – печенегами. Конфликт закончился поражением мадьяр и их союзников – лесных угров. От полного печенежского разгрома мадьяр спасло лишь стремительное бегство на запад. Они миновали реки Дон и Днепр, осели на Дунае, основав Дунайскую Венгрию. Лесные угры попрятались вглубь тайги или переселились на территорию Среднего Поволжья под защиту булгар–салтовцев. Переселение верхнекамских угров на Волгу коренным образом изменило сложившуюся здесь этническую ситуацию. Какое–то время страна превращалась в Волжскую Венгрию. Но если Дунайской Венгрии было суждено прожить более тысячи лет, то на Волге угры сливались с булгарами–салтовцами, образовав народность волжских булгар. Венгерский след в истории Поволжья сохранялся еще долго. Многочисленные группы угров под именем «бажджардов», то есть башкир, продолжали населять степи к югу от реки Черемшан.

В IX в. происходило нашествие кочевников из Приуралья угров – мадьяр (венгров) в южнорусские степи, под натиском печенегов, когда угры подошли вплотную к Киеву, взяв откуп, и дальше через Карпаты – в Паннонию, населенную славянами – земледельцами. Дело в том, что в 895 г. произошло истребление мадьярских женщин тюрко–булгарами и печенегами, а в 896 г. произошел ответный набег мадьяр на Паннонию для захвата славянских девушек.
Царь   Арбат (Арпад) Маджар (895–907 гг.), из булгарской династия Венгрии, старший сын Алмаса Джафара, внук Эдил–Хаса, был назначен хазарским каганом полноправным главою племенного объединения кабаров, секелей и мадьяр, был женат, как и отец, на знатной хазарке. Арпад  — князь мадьяров, основатель династии Арпадов. До 904 г., по традиции, заимствованной венграми у хазар, делил власть с соправителем Курсаном, носившим титул кендю. В венгерской летописи «Деяния угров» упоминается и имя отца Арпада – Альмоша (Алмыша), бежавшего в это же время от печенегов в Волжскую Булгарию, где он захватил ханский престол.

Князь  Арпат (Арбат) с уграми принял участие в хазарских походах на Баджанакскую орду в 891–893 гг. В 890 г. хазары помогли старшему сыну Алмыша –  тенгрианцу Арбату свергнуть его отца–мусульманина и захватить власть в Кара–Булгарском бейлике. Арбату помогли не только булгары–тенгрианцы, но и угры, так как его матерью была мадьярская княжна. Джафар бежал в Киев, где стал соправителем бия Киевского бейлика Салахби.
В 890–893 гг. мадьяры оказались под Киевом. Арбат (Арпад) был провозглашен  архонтом венгров. Разразилась кратковременная война с русскими и началась выплата дани венграм с условием их ухода в Паннонию. Арбат руководил венграми во время набега на Великоморавскую державу (892 г.). В 893 г. мадьяры впервые появились и на западе  от Карпатских гор, когда в союзе с императором Арнульфом воевали с моравами. Арпад  участвовал  в войне с Булгарией на стороне Византии (894—896 гг.). Предпринял поход на Ломбардию по просьбе восточно–франкского короля Арнульфа. В Германию мадьяры вторглись впервые в 894 г. В это время Арбат  повел свой народ в равнины Тисы, где редкое население славян не было соединено  в единое государство. Арбат занял Паннонию, что  также не потребовало большой борьбы, потому что ни Арнульф, ни его слабые преемники не обладали достаточным могуществом.
Под руководством Арпада произошло переселение древневенгерской конфедерации племён на их территорию. Эти племена в 896 г. перешли через Карпаты и поселились в Среднем Подунавье. В  междуречье Дуная и Тиссы они основали свое государство, которое существует по сегодняшний день и называется Хунгария (Венгрия). Так называлась эпоха «Завоевания родины на Дунае», когда в 896  г. венгры были  вытеснены печенегами. В 900—901 гг. венгры под предводительством Арпада окончательно разгромили Блатенское княжество.
По другой версии, в 894–898 гг. моравским  князем был  Моймир II. В 894 г. Арбат с частью кара–булгар и угров пошел войной на Булгарию по просьбе своего союзника – византийского императора. В то же время гузы и казахстанские угры – башкорты – по просьбе хазарского кагана напали на Баджанакскую орду и разгромили ее. В 895 г. венгры потерпели поражение от булгар и печенегов. Арбат, узнав об этом, попытался вернуться назад. По сведениям Гази–Бараджа, печенеги дошли до Дуная, отрезав Арбату путь возвращения назад. Одна часть разбитых баджанаков укрылась в Булгаре, а другая бежала мимо Киева «горой» (через Карпаты).  Арбат   в 895 г. вместе с подвластными ему булгарами и уграми ушел из Ангыла в Аварию и основал там Венгерское государство. Здесь к нему присоединились местные аварские угры, и он занял Паннонию. В 896 г. венгры пришли  в Паннонию и основали  собственное Венгерское государство (Венгрия). В заключенном мирном договоре между киевским князем и архонтом Арбатом, говорилось о 10 000 серебряных монет ежегодной дани, которую русы должны были выплачивать венграм за их уход из пределов Руси в Паннонию.
Венгерским государством управляли архонт Арбат – Арпад и его потомки Арпадовичи.  Булгарские приближенные Арбата заняли ключевые посты в его государстве, и некоторые из них при этом сохраняли свою исламскую веру (даже до XIV в.) и поддерживали активную связь с Булгарией до конца X в. При этом государственным языком Венгрии становится угорский язык – язык большинства населения этого государства. 
Святополк II был правителем Нитранского княжества в 894–906 гг., боролся за контроль над всей Великой Моравией. Святополк II – сын Святополка I, князь Великой Моравии. После смерти Святополка I в 894 г. новым князем Великой Моравии стал его старший сын Моймир II, а Святополк II получил в управление Нитранское княжество, которое было её частью. В 898 г. Святополк восстал против своего брата и попытался захватить власть над всей Великой Моравией. Конфликт достиг апогея зимой 898—899 гг., когда в него вмешались баварцы. Моймир II победил баварцев и пленил Святополка II, но баварцы смогли освободить его и доставить в Восточно–Франкское королевство. Святополк II вернулся в Нитранское княжество в 901 г.. Он погиб в 906 г., сражаясь против угров.
В 895 – 900 гг. около 500 тысяч угров–мадьяр расселилось в Паннонии и по всей карпатской котловине, и основали  Венгерское государство. Угро–мадьяры, кочевники и славяне земледельцы, дали начало венгерскому этносу с мадьярским языком. В 899 г. Паннония стала Венгрией.
Из сочинений императора Константина видно, что семь венгерских племен (восьмым были кабары, которые отделились от хазар и соединились с венграми) жили по берегам рек и управлялись старшими в роде, которые, в свою очередь, находились в подчинении князей.
Огe Хан, потомок Батбая, сына Кубрат Хана был вождем восставших в конце IX в.
кабаров.
Созвав сейм в Сегедине в 898 г. и устроив администрацию и отправление правосудия, Aрбат в 907 г., оставил там несовершеннолетнего сына. В 905 г. произошло нападение буртасов и куманов на г. Великий Булгар. Моравское государство мадьяры уничтожили в 905—907 гг. Границею между владениями венгров и печенегов, которые жили в их прежних восточных поселениях, служило будущее Седмиградье, тоже  никому не принадлежавшая земля. Предание гласит, что ее завоевал Юхутум, венгерский военачальник, по приказанию Арпада. Жизнь Арбата служила материалом для произведений национального искусства и литературы мадьяров.
Потомки Арбата – Арпады, (Арпадовичи) образовали династию венгерских королей от Стефана Святого до Андрея III (997—1301 гг.), и правили в Венгрии до XIV в. 
Среди  этих потомков  – цари Венгрии:  Турчи–Ильман или Бирман, старший сын Арбата; Джакын, сын Арбата,  приехал в Булгар с Бакиром (Ахмедом Ибн Фадланом);  Чельдан, сын Арбата,  приезжал в Ак–Булгар в качестве Венгерского посла, его сын Тухчи некоторое время служил Волжско–Булгарским царям.


Из Венгерско–булгарский царей  в 907—947 гг. князь  Жольт (Золт, Шолт, Зольта, Зулта, Залтас, Золтан) (ок. 896—948/949 гг.) был правителем венгров (907—946/947 гг.). Он – младший сын вождя Арпада. Унаследовал княжеский титул (надьфейеделем) после смерти отца, но в 946/947 г. по неизвестным причинам отрёкся от власти. Таким образом, Жольт носил титул правителя венгров бо;льшую часть своей жизни. В царствование булгарского царя Симеона Великого (893—927 гг.) венгры старались поддерживать союзнические отношения с Византией, поскольку Булгария была их общим, и довольно опасным, врагом. Но после смерти царя Симеона Булгария ослабела и вынуждена была заключить мир с Византией, и венгерско–византийский союз распался. В 934 г. венгры совершили набег на Византийскую Фракию. Результатом стало заключение с Империей 9–летнего перемирия, аналогичного предыдущему перемирию с немцами. И на этот раз венгры так же добросовестно исполняли условия мирного договора, не забывая забирать оговорённые ежегодные «подарки». Но византийцы, коими правил в это время узурпатор Роман I Лакапин, оказались беспечнее немцев, и потому в 943 г. последовало новое разорение Фракии и продление мирного договора с выплатой дани еще на 5 лет.

Из Венгерско–булгарский царей  князь Файс правил венграми в 947—955 гг.  Он был сыном Юташа, внуком  Арпада. Хотя в Деяниях Венгров ничего не сказано о том, что Файс, сын Юташа (четвертого сына Арпада), носил титул верховного правителя венгров, об этом пишет в своем трактате «Об управлении империей» Константин Багрянородный.

В 955—970 гг. из венгерско–булгарский царей  правил Великий князь мадьяр  Такшонь. Он  стал правителем в 955 г., после Аугсбургского разгрома венгерского войска германским королем Оттоном I Великим. Известно, что Такшонь участвовал в этом сражении, но ему посчастливилось уцелеть. Аугсбургское поражение положило конец завоевательным походам венгров на Запад и ускорило их переход к оседлости. Однако венгерский разбой в Европе прекратился не сразу, и в правление Такшоня лишь переориентировался с Запада на Юг. Новой жертвой мадьярских походов стала хуже защищённая, в сравнении с Германией, Византийская империя. В 957 г. император Константин VII Багрянородный, под впечатлением от Аугсбургского сражения, прекратил выплачивать венграм дань. Однако Константин VII недооценил венгров. Уже в апреле 959 г. они осадили Константинополь. Византийцы пытались натравить на венгров булгар и даже платили булгарам дань за то, чтобы они останавливали нацеленные на Византию венгерские набеги. Но в 965 г. царь Булгарии Пётр договорился с венграми о том, что они не будут грабить булгарскую территорию по пути в Византию. Взамен царь Пётр обещал им беспрепятственный проход через свои владения.
Для наказания булгар император Никифор Фока призвал на помощь Киевского князя Святослава (967 г.), но, вместо союзника, приобрел ещё более опасного врага. Завоевав Булгарию, Святослав вторгся на территорию Империи (весна 970 г.), заключив союз и с булгарами, и с венграми, и даже со своими старыми врагами печенегами. Венгры, составляли до одной трети от общей величины Святославова войска.

Из династии Арпадов в 970—997 гг. правил у  мадьяр (венгров) Геза — великий князь (надьфейеделем), старший сын Такшоня, престол которого он унаследовал около 972 г. При нём из монастыря св. Галла прибыл в его земли первый епископ венгерский, по имени Бруно. Несмотря на миссионерский пыл прелата, Геза продолжал приносить жертвы языческим божествам, как, впрочем, и христианскому богу. В 983 г. он на два года занял Мельк в Австрии, в 991 г. — воевал с баварским герцогом Генрихом II. После смерти Гезы 1 февраля 997 г. на престол взошёл его сын Иштван (Вайк). 

Идельские Булгары считали кашанских правителей булгарскими, и кашанские правители  сами не отрицали этого, и находились в родстве с Идельскими царями. Идельские правители во многом подражали кашанским правителям. Влиятельная и развитая булгарская бюрократия кашанского (сагдакско–уйгурского или «хорезмийского») происхождения препятствовала принятию булгарами христианства и византийской чиновной системы. В IX в., чтобы принять христианство, царь дунайских булгар истребил многих представителей 30 булгарских чиновных родов кашанского происхождения. Тысячам преследуемых кашанцев удалось бежать в Черную Булгарию, из которой потом часть их вместе с Арбатом переселилась в Аварию (Венгрию) и там также возглавила бюрократический аппарат.

*
Но не будем забегать вперед – пропускать века. Или лучше сказать «забегать назад»?  Вернемся к истории булгар.

Вожди Булгар постепенно превращаются в ханов. В конце IX в. Волжское государство было уже довольно сильным, как в культурном, так и в политическом и экономическом отношении.
Согласно «Джалфар Тарихы», Талиб проявил себя выдающимся политиком, полководцем и администратором. Популярность Талиба в народе стала настолько высокой, что Мохаммед вынужден был назначить его визиром.

Первым делом Талиб  добился от губернатора Кашанского иля (Предкамье), защищаемого от набегов тюркмен байтюбинцами, уплаты Буляру дани за безопасность. На эти деньги Талиб создал мощную 6–тысячную регулярную армию – «курсыбай» из добровольцев–мусульман, чьи родные были убиты тюркменами, а также армию строителей из совершенно разоренных набегами игенчеев. Эти строители создавали на наиболее опасных участках границы цепь укреплений из валов, рвов, засек и крепостей, оставив противнику лишь несколько «коридоров». А в концах этих «коридоров» для врага были устроены засады.
Талиб ввел в жизнь закон о субашах, по которому все принимающие ислам игенчеи переводились в разряд субашей. Охраняемые армией Талиба субаши быстро превратили свои земли в процветающий край, и смогли без ущерба расплачиваться с государством.
Талиб создал разряд  государственных военнообязанных игенчеев – «ак–чирмышей» для охраны внутренней территории и участия в войнах. Субаши и ак–чирмыши – мусульмане были причислены к рыцарскому сословию. Надо сказать, что уже в конце 50–х гг. главные силы саманидских тюркмен были наголову разгромлены курсы–баем. Тюркменская война закончилась полной победой Булгара.

Центрами управления и торговли в Булгарии служили города, которые булгары после знакомства с арабами стали укреплять, а также сооружать и небольшие отдельные крепости. Ибн–Хаукаль (писатель Х в.) сохранил имена следующих двух городов: Сивара и Исбиля, или Исболя, признаваемых обыкновенно за древнейшие булгарские города. Имя Сивара встречается и на одной булгарской монете, он некогда принадлежал южным соседям булгар–буртасам. Ахмед–Туси называет еще несколько крепостей Булгарии: Басов, Марха, Арнас. Летописи упоминают о других булгарских городах, а именно Великом городе (Булгаре), о Бряхимове, прозванном славным, о Биляре, Ашли или Ошеле на Волге, Тухчине, Собекуле, Челмате, Жукотине и Керменчуке. Более или менее точно не определено их местоположение, ни об одном из них не имеется хотя бы кратких исторических сведений, за исключением столицы, которою был город Булгар.
О Бряхимове мусульманские источники не говорят. Он упоминается один раз в русских летописях, но местоположение его здесь точно не определено. Только в некоторых летописях сказано, что он был на реке Каме.
В русских летописях, отражающих события домонгольского времени, название города Булгара отсутствует (лишь в XIV в. упоминаются «Булгары Великие»), а термины «Булгары», «булгары» или «Булгаре» применены для обозначения Булгарской земли и ее населения. Однако принято отождествлять домонгольский  Булгар с летописным Бряхимовым («Град их славный Бряхимов»). Единственный раз он упомянут  под 1164 г. в связи с походом Андрея Боголюбского на Волжскую Булгарию: «Иде князь Андрей на Булгары, с сыном своим Изяславом и с братом своим Ярославом и с Муромским князем Гюргем…, самих исекоша множество, а стягы их поимаша и едва в мале дружине утече князь булгарский до Великого города. Князь же Андрей воротится с победою, видев поганые Булгары избиты и шедши взяша град их славный Бряхимов, а переди их пожгоша». В некоторых летописях указаны отдельные подробности. Так, Тверская летопись отмечает, что русские взяли четыре  города (вместе с Великим городом), а потом «взяша град их славный Бряхимов на Каме». На Каме помещают Бряхимов также Никоновская летопись и Степенная книга.
О местоположении этого города было высказано несколько предположений, некоторые его считают городом Булгаром. Другие  Бряхимов представляют названием города Булгара по имени владельца его Ибрагима.
Есть один довольно веский аргумент: татарская рукопись относит Бряхимову то, что другие татарские источники говорят о Булгаре. И подтверждена еще одним обстоятельством. В «Истории о Казанском царстве» неизвестного сочинителя Х1V в. (Казанский летописец): «И бысть Казань стольный град вместо Брягова (Бряхимова) града Булгарского» – говорит в пользу Булгара, ибо он был стольным городом края до Казани.

Первые упоминания о городе Булгаре, как и о самих булгарах, есть у арабских писателей Х в.: Ибн Фадлана, Ибн Дасты, Масуди и других. После них сообщали о булгарах и другие арабские писатели, посещавшие Восток в XI, XII и следующих веках. Но все их сообщения, помимо краткости, весьма разноречивы. Даже у важнейшего и вместе с тем древнейшего источника для истории Булгарии, Ибн Фадлана, трудно найти хотя бы одно место, указывающее точно на город Булгар.
Тем не менее, некоторые ученые говорят, что, на основании показаний Ибн Фадлана, можно принимать  село Успенское (Булгары), отстоящее в 6 верстах от Волги, за место, где стоял древний Булгар. Другие арабские источники говорят, что этот город находился при самой Волге. Якут, утверждавший, что Булгар лежит на севере, в очень холодной стране, и отстоит от г. Итиля на два месяца пути, если подниматься к нему вверх по Волге, и только на 20 дней, если спускаться из Булгар к Итилю вниз по этой реке.  Абульфед говорит, что Булгар лежал на северо–восточной стороне Волги, на расстоянии 20 дней пути от Сарая. Так же не определенны показания и монгольско–татарских историков. Одни из них помещали Булгар при самой Волге, другие – в некотором расстоянии от нее. Что касается времени основания Булгара, то названные источники содержат еще менее точные показания об этом.  Некоторые татарские рукописи относят основание его ко времени Александра Великого (IV в.). Но из совокупных свидетельств, преимущественно арабских писателей можно заключить, что Булгар был основан между 922–976 гг.
Какова система власти в Булгарии? Куренная?

Хулагуидов Рашид ад–Дин сказал мне:

– Значение термина курень следующее. Множество кибиток располагаются по кругу и образуют кольцо в степи. Вот их и называют курень. Курень — это кольцо. В давние времена, когда какое–нибудь племя останавливалось в какой–либо местности, оно располагалось наподобие кольца. А его старейшина находился в середине круга, подобно центральной точке. Это и назвали курень. Символически эта фигура напоминает знаменитый солярный знак и восходящий к нему циркульный орнамент, знакомый многим народам Евразии.

Таким образом, система власти в Булгарии, очевидно, виделась самим булгарам как система концентрических кругов с точкой в центре: посредине страны — ставка, центр ставки — юрта, а посредине юрты — трон. Подобное сходство  осмысливалось как единство микро– и макрокосма, сакрального и профанного, как модель идеального устройства мира и государства.

Примеры межкняжеского соперничества доказывают существование противоборства между городами Суваром и Булгаром, что говорит о борьбе между представителями элиты за гегемонию в регионе. В Х в. встречаются отдельные области, еще не вошедшие в состав Булгарского государства. Пользовался самостоятельностью Сувар в 930–940–х гг. при внуках одного из первых булгарских эмиров Альмуша – Насре и Талибе. Чеканил монеты не только при Талибе в 950–х гг. в Суваре и в Булгаре, но и при его приемниках в 976–981 гг. Правда, тогда  Сувар уже не чеканили монеты. Это право стало принадлежать только Булгару, что указывало на достигнутое объединение земель и на образование Булгарской державы.
Булгарские зодчие великолепно освоили свою специальность, о чем свидетельствуют храмы во Владимире, в строительстве которых участвовали булгары.
Первая крепость, воздвигнутая булгарами с помощью арабов и хорезмийцев, это – Биляр. Он воздвигался по единому плану сразу на огромной территории под руководством первого царя – Алмуша. Биляр занимал прямоугольную платформу, ориентированную по сторонам света и замкнутую вписанными друг в друга дерево–земляными валами (два ряда срубов, засыпанных землей)  и рвами, которые делили город на две части. Внутренний город площадью 130 га был обнесен двумя линиями укреплений, а внешний, площадью 620 га, — тремя линиями укреплений. Деревоземляные валы обносились дополнительно частоколами, а в дно рвов забивались заостренные колья. В центре внутреннего города была построена цитадель–крепость, также огражденная деревянной крепостной стеной. Строительство Биляра во время пребывания посольства халифа началось с основания главной мечети, которая тоже имела мощные стены, башни по углам и могла служить как крепость.


Исследователи насчитывают около 38–40 крупных булгарских крепостей. Потенциал таких крепостей был огромен. Автор X в. ибн–Русте отмечает: «Булгары ездят верхом, имеют кольчугу и полное вооружение». То же утверждает и Ибн Фадлан. Эти свидетельства говорят в пользу того, что булгарская армия была прекрасно оснащена. В средние века не каждый воин мог похвастаться полным вооружением и кольчугой. В большинстве случаев меч заменял топор. Слова арабских источников свидетельствуют о богатстве Булгарии — люди могли себе позволить самое современное по тем временам оружие. Прямой однолезвийный меч булгарского производства шел на экспорт.

Другой город – Сувар был центром суварского племени. Он был сильно укреплен: его окружали земляные валы и рвы, поверх валов возвышались дубовые стены с башнями. В Суваре были каменные дома с подпольным отоплением, деревянные и глинобитные дома. Деревянные жилища имели пол и подполье. Такие дома были основным типом жилищ и у чувашей. В Суваре было развито ремесленное про¬изводство (ювелирное, кузнечное, керамическое, кожевенное, ткаческое. Через Сувар лежал торговый путь в Среднюю Азию.


В легендах рассказывается о том, что часть булгар во главе с ханом Балкаром отправилась на Кавказ. Недалеко от Эльбруса проживал народ болкарцы. Язык их похож на татарский язык, но испытал на себе влияние осетинского. Свадебный обряд болкарцев напоминает татарский свадебный обряд.

Гунский царь Oгe Хан,  потомок Батбая, сына Кубрат Хана был вождем восставших в конце IX в. кабаров.
Гунский  царь Эдил–Хас (Этелкоз) – сын Oгe Хана и его сын Алмас (по–венгерски –Алмош) были предводителями венгров (маджар), пробивавшихся в междуречье Дона и Днепра. Алмас был женат на знатной хазарке.
Династия Арпадов правила в Венгрии до 1301 г.


Скачи, мой златогривый конь Кеме, к следующему роду булгарских царей –родословная рода Билиг. Может быть, там мы встретим Волжского царя.
Вот она, родословная Билингов.
Царь Билиг, сын Юргана (Бюргана) Телеса, внук Таныша. О них известно только то, что после смерти Юргана Телеса Курбату служил сын Юргана – Билиг. В одном из сражений Билиг, спасая Курбата, погиб, а Курбат усыновил двух сыновей Билига – Лачына и Кызыл–Кубара.
О Лачыне, сыне  Билига, известно лмшь то, что днажды к Лачыну явился посол из Алтынбаша (Италии) и предложил ему взять в жены дочь умершего бека алтынбашских булгар. И  Лачин отправился со своими людьми в Алтынбаш. Кызыл–Кубар остался в Микидане.
Дальше шло правление по родословной линии. Кызыл–Кубар, сын Билига. Он получил от Аспаруха в качестве удела область Турун (Македония), главная река которой получила его имя – Кубардара («Река Кубара», река Вардар). Имэнъяр–Билиг, сын Кызыл–Кубара. Шада–Идик, сын Имэнъяр–Билига. Кельбир, сын Шада–Идика.  Саин, сын Кельбира. Бир–Егет, сын Саина, он имел двух жен – византийку и хазарско–булгарскую бику (княжну). Тархан – сын Бир–Егета и его византийской жены.
Из  родословной Билига  – царь Джалмат Улушкан, сын Бир–Егета и его хазарско–Булгарской жены. Габдулла Карамат, сын Джалмата Улушкана, известно только, что он был казнен царем Барысом за отказ принять христианство. Дауд, сын Габдуллы Карамата, некоторые полагают, что он и был Худаяром – основателем ереси Худаярства (Богомильства), жил 100 лет, умер от укуса змеи. (Богомильство – это антифеодальное крестьянское движение X–XIV вв. в Булгарии и Сербии, принявшее форму религиозной ереси, существовало также в некоторых других странах Балканского полуострова). Далее по родословной линии правил – Куман Таныш, сын Габдуллы Карамата, у  него было два сына – Микаиль и Аудан.  Аудан вместе с Угером Лачыни и Арбатом (сыном Алмыша Джафара) сделал неудачную попытку свергнуть Шамгуна (в 894 г.). Халиб–Батыр, сын Габдуллы Карамата. Уран, сын Халиб–Батыра. Могер, сын Урана. Микаиль, сын Могера…


Наконец мы добрались до царя Волжской Булгарии Алмыша Джафара, сына Джилки (895–925 гг.), о котором уже узнали очень многое. А главное то, что в начале X в. булгарский эльтебер Алмыш принял ислам под именем Джафар ибн Абдаллах, о чём свидетельствуют серебряные монеты, отчеканенные в Булгарии. Монеты выпускались на протяжении всего X в., последняя из них датируется 387 годом по мусульманскому календарю (997/998 гг.).

Пробежал конь Кеме по холмам степных веков. Мимо  почти забытых булгарских правителей. Впереди тянется  ветвь венгеро–булгарских царей.

Началась она, как сказано раньше,  с Арбата (Арпада) Маджара, старшего  сына   знаменитого Алмыша Джафара. В союзе с хазарами и своим двоюродным братом Угыром Лачыни он враждовал со своим отцом, и в 895 г. вместе с подвластными ему булгарами и уграми ушел из Ангыла в Аварию и основал там Венгерское государство.
За Арбатом правил его старший сын Турчи–Ильман или Бирман. За ним правителем был Джакын, сын Арбата. Это Бирман приехал в Булгар с Бакиром (Ахмедом Ибн Фадланом). Далее правил Чельдан, сын Арбата, он приезжал в Ак–Булгар в качестве венгерского посла. Его сын Тухчи некоторое время служил волжско–булгарским царям.

Следующим правителем был хан  Дунайской Булгарии  Барыс – сын Джуна. По другой версии, это Джакын и Абдаллах с Барыс привезли Бакира (Ахмеда Ибн Фадлана в 922 г.) в город Булгар.
Потом правил сын Барыса – Халиб («Глеб») – он был  ханом  Дунайской Булгарии.  О службе Будима и его потомков царям Кара–Булгара и Ак–Булгара (Волжской Булгарии) запрещено было упоминать из–за опасения того, что татары на этом основании могли потребовать от Улаг–Булгара (Дунайской Булгарии) подчинения. Барыс был женат на дочери царя Шамгуна (Симеона) и неоднократно ездил в Улаг–Булгар.

Есть интересный  миф о славной Алтынчач. Это миф о древних состязаниях булгар «кыз куу»  – «догони девушку».  Интересно, что в доисламский период у предков булгар, не знавших еще женского неравноправия, состязались друг с другом непосредственно юноша и девушка. Сам алп Самар–Сабан смог жениться на Ашне только после победы над ней в борцовском поединке. Нередко джигиты выходили из таких поединков с бледным видом, ведь у скотоводов женщины часто занимались теми же работами, что и мужчины, даже воевали, и поэтому не уступали им в силе. В эпическом сказании «Шан кызы дастаны» – «Сказание о дочери Шана» – легендарный Иджик побеждает свою невесту–богатыршу только при помощи языческих духов–алпов. В XII в. дочь булгарского эмира Шамгуна – Саина, схватившись в поединке со своим мужем – кыпчакским ханом, поломала ему ребра.
Под влиянием мечети девушек постепенно отстранили от борьбы. Вместо них на борцовский майдан стали выходить их родственники – мужчины. Труднее было муллам запретить женщинам участвовать в конных состязаниях. В скачках «кыз куу» юноша старался настичь свою избранницу. В случае неудачи уже девушка преследовала и нещадно стегала парня нагайкой, пытаясь сбить с его головы шапку. Потеря шапки считалась наибольшим позором для мужчины. В  эпическом сказании «Бараж  Дастаны» –«Сказание о Барадже» – Булгарская принцесса Алтынчач в состязании «кыз куу» плетью сносит голову татарского хана.


После Алмыша правил его сын Хасан Газан (Казан, Азан) Мумин (925 – 930 гг.), который всегда был другом и почитателем Саманидов. Он тут же заключил союз с Саманидским эмиратом, дав среднеазиатским купцам большие привилегии в Булгаре. Тем самым похоронил отцовские планы об уничтожении Хазарской орды. Сеид Ахмед–Фадлан, ставший при Газане еще и визиром, всецело поддерживал своего любимца – Хасана.
Народ ответил на грабеж режима Хасана большим восстанием зимой 930 –931 гг. Зима эта была особенно суровой и голодной, но царь не дал игенчеям никакого послабления и лично отправился собирать налоги с населения Горной стороны Булгарии (Предволжье или Горная Булгария). Разгневанные чирмыши, у которых царь отобрал последнее продовольствие и корм, напали на Газана и убили его в городе Атряч. Голова правителя была воткнута на копье в центре Атряча.
В середине X в. хазарский каган Иосиф в письме чиновнику Кордовского халифата Хасдаю ибн–Шафруту писал: «Я живу у реки по имени Итиль в конце реки Гургена. Начало этой реки обращено к востоку на протяжении «месяцев пути». У этой реки расположены многие народы: бурт–с, булг–р, с–в–ар, ари–су, ц–р–мис, с–в–р, с–л–виюн. Они живут на открытой местности и в укрепленных стенами городах. Все они мне служат и платят мне дань».
Визиром стал учитель и наставник Ялкау – Абдаллах ибн Башту, написавший в честь победы царя над повстанцами–язычниками дзетам (героическую поэму) «Кисекбаш китабы» (931 г.). По настоянию Абдаллаха, Ялкау выделил чирмышей–мусульман в привилегированную категорию государственных игенчеев, которая получила название «субаш». Во внешней политике Ялкау занимался главным образом конфликтами с Угыром Лачыни из–за Кара–Булгарского бейлика и некоторых других территорий. В общем, эти земли Ялкау – при помощи младшего сына Алмыша, кара–булгарского бия Мала –удалось отстоять.

Следующим в Волжской Булгарии правил царь Микаиль Ялкау Балтавар (930–943 гг.), сын Алмыша, брат Мумин–Хасана. Новый царь Булгара сумел различными посулами оторвать от повстанцев чирмышей–мусульман и жестоко разгромил ослабленную армию повстанцев. Атряч был переименован в Шонгыт. Но вскоре после этого Ахмед Ибн Фадлан – личный враг Микаиля – был схвачен и брошен в зиндан (подземную тюрьму), где и скончался. В народных сказаниях Ибн Фадлан сохранился в образе муллы Бакира, враждовавшего с крылатым змеем Бараджем – символом благополучия страны и народа. А Ялкау в  943 г. упал с лошади во время ритуальной скачки и разбился насмерть.

В 931г. была признана хазарская гегемонии. Хазарский каган приказал  разрушить минарет в своей столице и казнить муэдзинов. Ко времени правления кагана Иосифа (40–60 гг. X в.) государство хазар, окруженное со всех сторон многочисленными враждебно настроенными племенами, потеряло былое величие, но оставалось еще по–прежнему могущественным. Хазарский царь Иосиф «низверг множество необрезанных» внутри Хазарии.
Не зря арабские и персидские историки в своих книгах уделяют хазарам такое пристальное внимание. О политическом устройстве Хазарии, ее экономическом положении, международных связях писали Ибн–Русте, ал–Мас’уди, Ибн Фадлан, Эль–Бакри, Гардизи, Ибн–Хордадбе, Марвази. Эти авторы не обошли стороной вопросы  булгаро–хазарских отношений, показав их сложный и противоречивый характер. Также восточные писатели затронули страницы истории буртасов, мадьяр, печенегов, башкир, гузов, не обойдя проблемы их политических и экономических контактов с булгарами.

В IX–Х вв. значительная часть хазар продолжала по–прежнему находиться в сфере древних религиозных представлений. Хазары–идолопоклонники продавали своих детей в рабство, в то время как представителям других религий запрещалась торговля потомством. В государственно–правовой области наличие значительного и влиятельного числа идолопоклонников отразилось в существовании в Итиле, столице каганата, судьи, предназначенного для судебного разбирательства среди русов, славян и иных идолопоклонников.
В столице хазарского государства было семь судей, двое из них для мусульман, двое для хазар, которые судят по закону Тауры (Торы, Пятикнижия), двое для тамошних христиан, которые судят по закону Инджиля (Евангелия), один же из них для славян, русов и других язычников, он судит по закону язычества, то есть по закону разума. Когда же случается великая тяжба, о которой судьи понятия не имеют, то они собираются к мусульманским судьям, доносят об этом и покоряются решению, выбранному по закону ислама. Между царями востока в этих странах никто не содержит войска на жаловании, кроме царя хазарского. Все мусульмане в этих краях известны под именем «народа Ларсии». Русы и славяне, язычники, составляют войско царя и его прислугу.

Что же касается язычников, находящихся в стране, то некоторые племена славян и русов жили в одной из двух половин города Итиля. По описанию восточных источников, они сжигали своих мертвецов с их вьючным скотом, оружием и украшениями. Когда умирал мужчина, то сжигали с ним его жену живою. Если же умирала женщина, то мужа не сжигали. А  если умирал холостой мужчина, то его женили по смерти. Женщины сами  желали своего сожжения для того, чтобы войти с мужьями в рай. Это – одно из деяний Гинда (индийцев), только у Гинда обычай этот таков, что жена тогда только сжигается с мужем, когда она сама на это соглашается.


В своде булгарских летописей «Джагфар Тарихы» говорится о том, что с  944 г. хаканом  Хазарии был Узбек, сын Моджара. Саманиды, опасаясь присоединения Хазарии к Булгару, сделали хаканом своего ставленника – сына Моджара Угез–бека или Узбека. Матерью Узбека была дочь тюркменского хана Курука, служившего Саманидам. В 944 г. в Итиле Узбек стал хаканом. Юсуф с Малом (Мал – сын Алмыша) бежали в Кара–Булгар. Но Кубар решил расправиться с ними руками Угыра Лачыни. Его послы передали Угыру, что хакан не будет противодействовать захвату Угыром Кара–Булгара, если урусский улубий надумает осуществить это. А в Кара–Булгаре тогда было немало городов – Хорысдан, Хурса, Сэбэр, Харька, Салтау, Чаллы. И Угыр весьма обрадовался. Для того чтобы спровоцировать войну с Хорысданом он потребовал от Мала уплаты дани.

В 943–976 гг. в Волжской Булгарии был на престоле Мохаммед (Абдуллах ибн Микаил), сын Микаиль Ялкау Палтавара, внук Алмыша.  Он заполнил свою жизнь любимыми развлечениями (охотой, пирами, увеселительными поездками). Дела передал в руки визира – сына Ахмеда Ибн Фадлана сеида Насыра и установил в стране диктатуру казанчиев. Государственная казна была быстро опустошена и разворована.

Саманиды потребовали предоставить среднеазиатским купцам большие права – это грозило Булгару полным разорением. Насыр  отказался пойти на это. Тогда саманиды призвали подвластных им огузов–тюркмен и хазар сокрушить Булгар и подчинить его саманидским эмирам.
Улугбек булгарской тарханной провинции Мардан (Мардан–Бел–лак) отбил хазарские набеги и попросил Булгар снизить царскую дань с его иля. Получив отказ, перестал охранять дороги, шедшие из огузских степей в центр Булгарии. Тюркменские набеги получили название «Тюркменского потопа». Один отряд тюркмен едва не захватил в плен самого царя, Мохаммед велел сыну царя Хасана Талибу Мумину возглавить оборону  края.


В 964 г. Талиб договаривается с киевским князем – сыном Угыра – Барысом (Святославом) о совместном нападении на Хазарскую орду и ее союзницу – Византию. До этого Святослав захватил булгарскую губернию Джир – но визир закрыл на это глаза ради главного – вовлечения Руси в Хазарскую войну на стороне Булгара.

Хазария до этого  много воевала с Русью. С 948 г. начались войны Руси с Хазарией. С 950 г. Иудео–Хазария противостояла  Византии, Буидскому султанату и Киеву. В 958 г. Иудео–Хазария вела  войну против Киевской Руси. С 963 г. к войне с Иудео–Хазарией   к  Руси присоединились союзники – печенеги и торки.

Есть  мнение, что на Хазарию было совершено два похода князя Святослава Игоревича: речной и степной. Первый в 965 г., в результате которого была взята Белая Вежа и разгромлено войско Хазарского каганата, и второй – в 969 г., в котором принимали участие только скандинавские наемники Святослава. Они прошли от Киева, минуя Волжскую Булгарию, и, после разгрома Хазарии, отправились в Испанию.

Пройдя по Оке, Святослав уничтожил хазарскую власть над племенным союзом вятичей – предков нынешних великороссов, которая установилась еще в начале ІХ в., а затем двинулся к Итилю по Волге. То есть маршрут похода Святослава в 965 г. пролегал  через Оку, к Булгарии и вниз по Волге в Хазарию.
Через Оку – потому что причиной столкновения Руси с Хазарским каганатом явились вятичи, до 964 г. платившие дань хазарам. Летописец сообщает под 6472 г. от сотворения Мира (964 г.): «И иде на Оку реку и на Волгу и налезе Вятича, и рече Вятичем: «кому дань даете?» Они же реша: «Козарам по шьлягу от рала даем, по беле и веверице от дыма».
Вятичи в VII – IX вв. жили в районе Средней и Верхней Оки, в местах, богатых пушным промыслом.  Ока имела большое значение в становлении торговых связей Восточной Европы со странами Халифата, что убедительно подтверждает значение Оки как важной торговой артерии в системе Волжского торгового пути.
В свое время сыновья Мардана, лишенные власти в отцовском бейлике, отрывают от Марданского иля Булгара земли по Верхней и Средней Оке и основывают здесь при поддержке хазар собственный булгаро–анчийский бейлик Батыш «Западный» (на Руси название этого бейлика – «Вятичи»).
Владеть землей вятичей, – значит, владеть важной частью торговой магистрали, связывающей Восточную Европу с Халифатом. Это Святослав прекрасно понимал, поэтому столкновение с хазарами было предрешено. Скорее всего, Волжскую Булгарию киевский князь в то время опасной не считал. Связи с ней были налажены давно, так как «в Булгаре сходились торговые пути, которые шли и из северных областей Восточной Европы, и из Киева через Рязанскую землю».
И, кроме того, Святослав знал о том, что булгары тяготятся своей зависимостью от хазар, и, как искусный полководец, а так же дипломат, должен был воспользоваться такой благоприятной ситуацией, рассчитывая, по крайней мере, на булгарский нейтралитет в его споре с Хазарией.
Следование Святослава на Оку и Волгу  соответствовало древнему пути славяно–русов  от Киева к Булгару: от столицы русские караваны шли в район Воронежа, далее через лесостепные пространства в район Пензы и южнее Тамбова, а затем через мордовские леса и степи к правому берегу Волги. Согласно арабским источникам, на русском участке пути находилось около десятка населенных пунктов, где караваны останавливались для относительно длительного отдыха и торговли. Следовательно, дружинам киевского князя не надо было искать каких–либо дорог: они следовали по проторенному караванному пути прямо к столице Волжской Булгарии.

В 965 г. войско Святослава Игоревича на Оке в земле вятичей спускается по Волге через земли волжских булгар и буртасов. Летом 965 г. русское войско напало на города Азака (захваченные ранее у Булгара и разделенные между Хазарской ордой и Византией) и подчинило эту область. Агенты хазарского кагана распустили слух о резне булгарского населения русскими. Испуганные страшным слухом жители булгарских городов Хазарской орды прислали в Булгар своих представителей и попросили разрешения переселиться в Булгарию. Талиб послал в северную часть Хазарской орды курсыбай, который вывел большую часть населения булгарских городов (главным образом купцов и ремесленников с их имуществом) в центральную часть Булгарии (Внутренний Булгар или «Мардукан»).
Во время первого похода 965 г. каган лично возглавил хазарское войско, потерпевшее полное поражение. «И соступишася обои», – указывает Воскресенская летопись на состязание предводителей. Каган являлся для хазар сакральной фигурой, воплощавшей власть, могущество и магическую военную удачу. Только его смерть могла принести победу.

Рейд дружины Святослава был не слишком глубоким, если учесть, что он действовал  в союзе с кочевниками, которые, согласно Ибн–Мискавейху, в 965 г. так же напали на страну хазар, да так, что хазарам  пришлось просить помощи у хорезмийцев, то разгром был если и чувствительным, но не смертельным. Как в расплату за оказанную эмиром Хорасана поддержку большинство хазар принимает ислам (исключая кагана и его ближайшее окружение).

Однако, когда войско Святослава прорвалось к городам северной части Хазарской орды и с огромным трудом взяло их, то не нашло в них никакой добычи. Разгневанный Святослав без всякого выяснения обстоятельств дела послал половину своего войска на Булгарию, желая отомстить ей, но марданцы уничтожили этот его отряд. Тогда Святослав решил компенсировать свои потери разграблением южной части Хазарской орды.
Святослав взял «Град» – столицу каганата Итиль, и  «Белую Вежу» – весьма далекую от Итиля, но важную в низовьях Дона крепость Саркел (что и значит «белая вежа»). После того как Итиль был захвачен Святославом, многоплеменные войска каганата, расположенные в различных его областях, потеряли управление и просто рассыпались.
Как достаточно четко сообщают арабские источники, Святослав не ограничился взятием Итиля, а покорил также расположенные южнее хазарские центры, в частности, Самандар вблизи нынешней Махачкалы.
Город Самандар и другие города были беспощадно разгромлены русским войском. Немало булгарских и хазаро–иудейских купцов и ремесленников бежало из этого района в города Саманидского государства. Они потом вскоре наладили связь с Булгаром и стали опорой булгарской торговли и влияния в Азии.

Хотя есть и такое мнение. Гарнизон хазарский стоял в крепости Саркели на Дону, известной в русской летописи под именем Белой Вежи. Об этом же гарнизоне идет речь в письме хазарского царя Иосифа к Хасдаи, где сказано: «я же не допускаю русов, прибывающих в судах, нашествовать на Исмаилитов (мусульман)...  Если б я дозволил им, то они опустошили бы всю землю Исмаила до Багдада». Из–за этого разгорелась в 964–965 гг. война между Святославом и хазарским хаканом.

В русской летописи сохранилась память о взятии Белой Вежи, в то время как вовсе не упомянуты более крупные успехи русских в войнах с хазарами, известные по восточным источникам (Ибн–Хаукаль, Мукаддеси), такие как разгром главных хазарских городов Итиля и Семендера и временное овладение всей хазарской землей. Прежний хазарский город, после  покорения Святославом в 965 г., вошел в состав Русского государства, в связи с чем память об этом событии сохранилась в  летописном рассказе.
В результате похода русского князя Святослава Игоревича на хазар и под натиском нашествия печенегов была одержана  победа над иудео–хазарами, разгром столицы города Итиля на Нижней Волге, Семендера и Саркела – Белой Вежи на реке Дон. В итоге, Хазарский каганат на Волге прекратил существовать в 966 г.

По легенде,  Святослава прозвали «Хоробрый» (Храбрый). Так Святослав Игоревич  был назван в Ипатьевской летописи под 1254 г. За разгром Хазарии, который останется в веках как величайшее его деяние.

Святослав совершил беспрецедентный победный поход, преодолев несколько десятков тысяч километров, захватив целый ряд крепостей и разгромив не одно сильное войско. Была полностью сломлена мощь Хазарского каганата, который до этого похода Святослава «господствовал на обширной территории Восточной Европы, где многие народы... от него зависели» и «был главной политической силой Восточной Европы». Не раз народы и государства, подчиненные каганату, пытались сокрушить его, но победа в конечном счете оставалась за хазарами. Терпели поражение от каганата и аланы, и родственные им булгары, и тюрки–гузы, и касоги, а венгры и печенеги просто отступали и уходили от каганата на запад. Результаты похода  князя Святослава Игоревича были исключительными: огромная Хазарская империя была разгромлена и навсегда исчезла с политической карты Европы.
Словом, в самом факте полнейшей победы Святослава выразилось растущее величие Руси. И поход Святослава – деяние великого полководца. Кстати сказать,  хазары стояли за половецкими набегами на Русь, и по их наущению половцы убивали русских князей. Однако Хазария пала под ударами Святослава Хороброго – первого запорожца на киевском престоле.


Но входило ли в планы Святослава, подорвавшего силы хазар, приобщение в сферу влияния Киевской Руси Среднего Поволжья? Да, у Святослава был такой план, но воплотить его в жизнь киевский князь не успел. После хазарских походов князь полностью покорил вятичей, наложив на них дань в 966 г. По идее, очередь была за булгарами. Но святослав  через Подонье, Кубань и Крым, возвратился в Киев.
В 967 г. Святослав начинает войну на Балканах, отодвинув покорение волжских булгар, которые быстро начали усиливаться, и к концу Х в. представляли из себя экономически сильное государственное объединение.

И  в этом случае пришлось  столкнуться и с ошибками  древних историков.Так, например, в Несторовой летописи рассказывается: «В лето 6473 (965 г.). Идя Святослав на Хозары... и бывши брани, одоле Святослав Козаром и град их Белувежю взя. Ясы победи и Касогы». А под 6477–8 (968–970 г.) летом рассказывается там о походе Святослава на дунайских булгар. Эверс, знавший только о кратком показании Ибн–аль–Варди, отождествлял этот поход со вторым у Нестора, то есть с походом на дунайских Булгар; но по ознакомлении с сообщением Ибн–Хаукаля, здесь явно речь идет о волжских Булгарах и их соседях по этой реке, буртасах и хазарах. Френ думает, что Нестор не точно отнес это событие к 965 г.  вместо 969 г. Наконец,  еврейский историк Грец, для приведения в согласие показания арабского географа и русской летописи, принимает два похода Святослава на Хазарию, в 965 и 969 гг. В пользу последнего мнения говорит прибавка Ибн–Хаукаля в следующем сообщении: после ограбления Булгара, Итиля и Самандара «Русы отправились походом на Рум и Андалус». То есть нашествие на дунайских булгар, предпринятое Святославом в 969 г., и вследствие сего столкновение с Византией, как раз подходят под показание арабского путешественника.


В 967 г. война с хазарами шла на Кавказе, печенеги были на стороне русов. В 968 г. хазарские беженцы стали возвращаться на родину.


Если борьба булгар с кочевниками–половцами была достаточно успешной, то столкновения с русскими князьями причиняли Булгарии значительно больший ущерб. Постоянная военная угроза вынудила булгар перенести свою столицу вглубь страны — в город Биляр (с. Билярск Алексеевского р–на Татарии), получивший в русских источниках имя «Великого города».


Однако  в  964–969 гг.  Булгария стала невольной жертвой восточного похода киевского князя Святослава Игоревича. Об этом говорится в «Поучениях Святослава» (965 г.) якобы произнесенных  великим князем Киевским накануне Балканского похода. «Поучения» сохранились в составе «Бэрсала тарихы» и входила в «Нариман тарихы».
Со второй половины Х в. булгары, в 969 г. Булгары  впервые подверглись нападению русских, предводимых Святославом, который разорил их земли, по сказанию Ибн Хаукаля, вероятно, в отмщение за то, что они в 913 г., как сообщает Массуди, помогали хазарам разбить русских, предпринявших поход на южные берега Каспийского моря

Надо сказать, у Волжской Булгарии с Киевской Русью складывались особые отношения. После разгрома Святославом Хазарского каганата, Булгария, воспользовавшись начавшейся на Руси гражданской войной, распространяла свое влияние на племена вятичей, мурома и меря. В 60 – 70 гг. Х в. булгары, подчинив себе буртас, уже вышли вплотную к землям вятичей. Эти земли располагались по верхнему течению Оки и ее притокам Жиздре и Угре. Вятичи жили по обоим берегам реки Оки, особенно по правому, где стояли укрепленные славянские городки. Ока имела важное значение как торговая магистраль для связи Европы с арабским миром. Было прибыльно обладать этим Окским путем, столь ценным в экономическом плане и приносящим огромные прибыли владельцу. С конца VIII в. Ока являлась оживленной торговой магистралью. Связь арабов с Западом осуществлялась посредством Волжского торгового пути при посредничестве волжских булгар. Если учесть, что булгары в то время были вассалами хазар, а вятичи их данниками, то можно предположить, что булгары и вятичи контактировали между собой как торговые партнеры. Неслучайно в 966 г. Святослав пошел походом на вятичей.
Движение булгар в пределы вятической земли вполне оправдано и понятно. Скорее всего, влияние их на это славянское племя было довольно сильным. Иначе как можно объяснить факт, что вятичи упорно сопротивлялись объединительной политике киевских князей и практически последними из восточнославянских племен были включены в сферу их влияния. В 80–х гг. Х в. булгары пытались склонить вятичей против Киева и, еще князь  Владимир в 985 г. был вынужден совершить поход против Волжской Булгарии, поход этот был успешным.


Включение вятичей в 966 г. в сферу влияния Киевской Руси не ослабило экономических и политических контактов между булгарами и вятичами. Заключение между булгарами и вятичами союзнического соглашения было подкреплено  браком между представителями правящих семей. На протяжении четырех лет, начиная с 980 г., вятичи восставали дважды. Это было даже не восстание против Владимира, а упорный отказ вятичей признавать его власть.  Вятическая земля могла вести борьбу только при поддержке извне, а именно из Волжской Булгарии, заинтересованной в вятичах экономически и политически. Союз булгар с вятичами и подкрепление его династическим браком, объяснялся исключительно соображением включения территории Средней Оки в сферу влияния Волжской Булгарии из–за выгодности ее положения на торговом пути. Булгарская дипломатия смогла убедить вятическую знать в выгоде союза с Булгаром, тем более что вовлеченные в торговые операции с Востоком вятичи прекрасно понимали, что с осложнениями булгаро–вятических отношений непременно возникнут затруднения в торговых операциях самих вятичей, так как все связи с Востоком существовали только через булгар.

Умолчание летописца о движении через Булгарию может говорить о том, что Святослав практически здесь не задержался. Где–то на подступах к городу Булгару произошла встреча русского князья и булгарского эмира, на которой был достигнут договор о нейтралитете волжских булгар, который в данных условиях был обоюдовыгодным.
Таким образом,  полной независимости волжские булгары смогли добиться благодаря русско–хазарским противоречиям, основной причиной которых являлось влияние на территории, составляющими важную часть Великого Волжского торгового пути, а именно – земли вятичей. Вероятнее всего, уже в 965 г. между Русью и Булгаром появляется первый договор, заложивший основу будущих многовековых отношений.

Более ста лет – примерно с середины IX в. до победоносных походов киевского князя Святослава (965 г.) – булгары находились под протекторатом Хазарского каганата. Используя дипломатические методы, булгарский царь Алмас сумел ослабить путы зависимости, лишь фиктивно признавая власть каганата.

С  969 г. до 1018 г. существовало  Западно–Булгарское царство. В 974–992 гг. царь Мумин бен Ахмед   был правителем булгар. И примерно в  то же время правителем булгар был царь Мумин бен ал–Хасан. После Талип–Мумина, в  981–1004 гг.  в Булгарии правил сын Мухаммета – Тимер–Мумин. Свод же Джагфара уточняет, что царями Волжской Булгарии были  Талиб Мумин, сын Хасана (976–981 гг., фактически правил в качестве визира с 960 г.) и Тимар Мумин Баджанак, сын Мохаммеда (981–1004 гг.). Речь идет об однихи тех же царях. Только разные источники на разных языках дают измененные по–своему имена.
А в 988 г. булгары–тенгрианцы под предводительством князя Владимира–Красно
Солнышко, официально приняли христианство – православие. А  в 989 г. состоялся поход русских на Корсунь – Керчь в Крым. В 1000 г. шла война камских Булгар и мордвы–эрзи против Руси и мордвы–мокши.

В  период с 960 по 990 гг. было образовано Польское государство. Польский князь Мешко–1 позволил евреям торговать при дворе. Началось  обращения Польши в католицизм. Князь Мешко–1 присоединил Червлёную Русь к Польше. Полабские славяне разгромили Отона–1. Начались восстания полабских славян, лютичи сбросили власть саксонских князей, и это на 20 лет защитило Польское государство Мешко – 1, существующее с 963 г., от германских вторжений и позволило завершить политическую консолидацию Польского государства. Князь Мешко заключил с Отоном–3 союз против лютичей и чехов. Польша присоединила Моравию.

Заявили о себе поморяне. Поморяне (брежане, кашубы, кабатки, руяне – жители острова Руян – Рюген –  Буян, лебские словинцы, как славяне, сформировавшиеся на территории Поморянии. Поморяния (немцы исказили – Померания) простиралась от устья реки Вислы на востоке и далее на запад за устье реки Водры (Одры), включая земли к югу от острова Руян –Рюген и сам остров, до земель славян – бодричей.
Поморяне – кашубы сохранили  славянский язык поморян и католическую веру в условиях тотальной германизации. Кашубы имеют древнее происхождение, в средневековье местопребывание кашубов простиралось на более западные районы Поморянии, включая бассейн реки Парсенты у города Колобжег. Поморянские князья титуловали себя князьями Кашубии. В Поморянию пришло, и заселило её, славянское племя кашубы, а поляки привнесли им имя поморяне.
В VI–X  вв. в Поморянии селились и жили по берегам рек, которые впадают в Балтийское море. Поселения поморян сосредоточивались, главным образом, в низменной прибрежной зоне, на урожайных почвах, местами – на чернозёмных. Постепенно поморяне стали объединяться в более крупные племенные союзы, одно из них – в басейне рек Реги и Парсенты; второй союз племён между рек Вепжей и нижней Вислой.
Поморяне не отличались от славянских жителей внутренних районов Польши по основным способам добывания пищи. Как и у всех славян, основой хозяйства поморян являлось земледелие и скотоводство, пополняемое лесным, охотничьим и рыбным промыслом. Поморяне высевали, прежде всего, просо, рожь, пшеницу, ячмень, а похоже – и овёс. Многие реки и озёра, и море способствовали развитию рыбного промысла. Поморянские солеварни получили известность далеко за пределами Поморянии.
           В течение IX в. некоторые славянские поселения у устья Одры преоброзовывались в регулярно, плотно застроенные поселения, окружённые укреплениями, заселялись ремесленниками, рыбаками и купцами.

 Польское государство образовалось на берегах реки Одра – Водра (Вода) и её притоках, и поэтому польские князья были обеспокоены овладением устьем реки Водра (Одра) для получения выхода к морю. Поэтому князь Мешко 1 начал борьбу в 972 г. за овладение устьем Одры. В 990 – 992 гг. рубежи Польского государства через Водру вышли к берегам Балтийского–Вендского моря. Но уже в 30–е годы XI в. в период кризиса пястовской монархии, поморяне получили независимость. Болеслав Смелый утратил владычество над поморянами.
 Заселение земель Северной Руси славянами шло, не с нижнего Поднепровья, а с западных славянских земель, южного берега Балтийского моря: земель поморян – Поморянии, земель ободритов – Вендланд.
Поморяния представляла собой союз аристократических республик славян. Основой языческой народной религии полабских славян была вера в главного небесного бога – Владыку Мира, а также других богов – его детей и внуков. Византийский историк Прокопий писал в VI в.: «Славяне признают одного Бога, создателя молний, единым господом всего и приносят ему в жертву быков и всякие дары... Они покланяются так же рекам и нимфам и некоторым другим божествам...». Богам посвящались храмы и рощи. Старший из детей –  Святовит. Существовал Святовит с тремя головами – Триглав, а также бог ада – Чернобог. Почиталась богиня жизни Жива, бог плодородия Радигост и покровитель воинов Яровит. Все эти божества были общими для большинства славянских племён. Верховным божеством у славянских племён считался Световит («Святой Свет»). Великолепный храм его находился на острове Руяне (Рюген – Буян) в городе Аркона. Святовит представлял из себя изваяние больше человеческого роста с четырьмя головами.

А потом на нашем пути появились печенеги.