Волжский царь. Глава 35

Борис Рябухин
Волжский царь. Глава 35

ХРИСТИАНСТВО  ВОСТОЧНЫХ  СЛАВЯН


Европейские народы один за другим обращались в христианскую веру: вандалы и гепиды в IV в., готы несколько раньше, франки в конце  V в. , алеманы и лонгобарды  в начале V в., баварцы, гессенцы и тюригенци в VII и  VIII вв. .. Все они приняли арийскую форму религии, за исключением франков, обращенных католическим духовенством.  На самом деле эти народы были обращены в христианство самым поверхностным образом: их обращение  выражалось преимущественно умением делать крестное знамение. Надо признать, большое влияния на все эти движения оказывали знатные женщины.  Так королева франков Клотильда обратила в христианскую веру своего супруга Клодвига.  Королева кентская Берта и королева венгерская Гизелла первые подали в своих страна пример обращения в христианство. При таком же влиянии был обращен в христианство герцог польский и царь Ярослав. Первоначальные религиозные формы восприятия христианства состояли  всего из Символа Веры и Молитвы Господней  «Отче наш». А считалось  совершенно верно, что для подобного обращения требовались три условия: набожная женщина при дворе,  народное бедствие и монах. А народ следовал  примеру своего властелина, обычно не заботясь о том, какова вера. Вера принималась так легко по воле или капризу государя, и поэтому весьма часто отвергалась впоследствии. Так, чехи, шведы и венгерцы снова впали в язычество.
Как действовали тогда христианские миссионеры?  Так, Бонифаций, англичанин из Девоншира отправился  миссионером в Германию с рекомендациями от Карла Мартела и папы и начал работать  вреди гессенцев и саксонцев. Он рубил их священные дубы, ниспровергал их алтари, воздвигал церкви, основывал епископства и получил, наконец,  мученический венец от рук дикарей.
Папа Формоз, тот самый,  тело которого было подвергнуто посмертному суду, прославился обращением б у л г а р – народа, поселившегося  на берегах Волги. Тот факт, что это событие совершилось благодаря картине, изображавшей страшный суд, показывает, какие обстоятельства обусловливали все эти успехи.
Папа назначил для болгарской паствы двух епископов: Павла из г. Популонии и того Формоза из г. Порто, который впоследствии был избран папой. Вместе с этими епископами было отправлено посольство в Константинополь, куда оно должно было прибыть через б у л г а рское государство. Путешественники благополучно прибыли в Б у л г а рию, за исключением послов, которые были назначены к византийскому двору, но не были пропущены через границу и должны были вернуться назад. Тем не менее Формоз и Павел приступили к выполнению своей задачи. Они неутомимо крестили болгар, являвшихся толпами, устранили греческих миссионеров и убедили короля признавать одно латинское духовенство и только римский порядок богослужения. Эта энергическая деятельность привела к тому, что было отправлено в Рим посольство просить папу сделать мудрого Формоза архиепископом Болгарии, однако, Николай, не желая лишать Порто его пастыря, отклонил эту просьбу и послал в далекую страну еще нескольких пресвитеров, из числа которых и приказал избрать архиепископа.

А страшный суд  над Формозой выглядел следующим образом. При  короле Людовике, на происходившем в Труа соборе папа отлучил от церкви находившихся в изгнании римлян Ламберта, Адальберта, и епископа Формоза, который не явился на собор, найдя прибежище у жерменского аббата Гуго. Из актов смледующего папы Марина I видно, что он  вернул Формозу его епископство. В 891 г.  Формоз был призван занять папский престол. Такое перемещение из епископов в папы считалось в то время противным каноническим правилам. От болезни или от яда Формоз умер 4 апреля 896 г., пробыв папой 4 года, 6 месяцев и 2 дня. Смерть Формоза была как бы сигналом к долгим смутам в Риме. Находясь во власти приверженцев Ламберта, державших в своих руках Рим, новый папа Стефан, ослепленный партийной ненавистью, принявшей характер полного безумия, опозорил историю папства таким глубоко варварским поступком, какого еще никто никогда не видывал.
Решено было подвергнуть Формоза торжественному суду: умерший должен был явиться на суд собора лично. Это происходило в феврале или марте 897 г. Сам император Ламберт, во власти которого теперь был Рим, и мать Ламберта, тогда только что прибыли в Рим. В собрание явились кардиналы, епископы и многие другие сановные лица из духовенства. Труп Формоза, вынутый из могилы, в которой он пролежал уже несколько месяцев, был облачен в папское одеяние и посажен на трон в зале собрания. Тогда поднялся адвокат папы Стефана и, обратившись к мертвецу, возле которого в качестве его защитника стоял дрожавший от страха диакон, прочел обвинение. Затем живой папа, охваченный безумной яростью, стал допрашивать мертвого: «Как смел ты поддаться своему честолюбию и завладеть апостольским престолом, тогда как раньше ты был только епископом Порто?» После этого защитник Формоза сказал свою речь, насколько позволял ему говорить смертельный страх. В заключение покойный был изобличен и осужден; собор подписал декрет о низложении Формоза, объявил его отлученным от церкви и постановил, что христианское посвящение должно быть снова совершено над всеми теми лицами, которые были посвящены Формозом.
И только по прошествии  времени, при папе Феодоре I (он был сыном  Фотия и в то же время римлянин),  правление которого  продолжалось всего двадцать дней, совершено торжественное погребение тела Формоза. Его тело было найдено рыбаками в Тибре. Останки человека, не находившего покоя ни при жизни, ни после  смерти, были отнесены в базилику Св. Петра. И набожные люди рассказывали, что лики святых в капелле, когда тело было внесено в нее, благоговейно склонились перед прахом Формозы.

Но, следует уточнить, что славяне были обращены все же греческими миссионерами. Монах Кирилл изобрел для них алфавит, подобно тому,  как Ульфила изобрел его для готов.
Жадные норманны, грабившие даже церкви во время своих нападений, приняли христианство после переселения в Нормандию, подобно тому, как делали готы при таких же обстоятельствах. Скандинавы были обращены св. Ансхаром.
Итак, Европа была облагодетельствована Римом обращением в христианство, а Рим отплатил ей за это возвышением нравственного характера.

По легенде,  близ Никоновой бухты Большого Валаамского острова, где по преданию некогда причалил св. апостол Андрей, стоит Воскресенский скит. Монастырская братия свято чтит память о св. апостоле Андрее. Маршрут следования св. апостола Андрея выглядит следующим образом: Палестина–Ливан–Антиливан–Закавказье–г. Севаст в Абхазии–Кавказ с Иверией, Сванетией, Осетией и Абхазией–берега Азовского моря с г. Танаисом–на–Дону («страна мирмоидонян»)–Боспорское царство в Крыму с гг. Боспором и Феодосией–г. Киев–на–Днепре–г. Смоленск–на–Днепре–г. Великий Словенск–на–Волхове–терем князя Перея–Тучи на Волхове–г. Ладога–Ладожское озеро с о. Валаамом–р. Нева–Балтийское море–Средиземное море–г. Рим–г. Патрос на полуострове Пелопоннесс.

Псевдоисторики пытаются внести  неожиданные поправки. Так, путь «Из варяг в греки», описанный в Повести временных лет,  подвергается сомнению. И рассматривается как миф:
«Поляномъ же жившимъ особе по горам симъ, бе путь изъ Варягь в Греки и изъ Грекъ по Днепру, и верхъ Днепра волокь до Ловати, и по Ловати внити въ Илъмеръ озеро великое, из негоже озера потечетъ Волховъ и вътечетъ в озеро великое Нево, из того озера внидетъ устье в море Варяжьское, и по тому морю ити до Рима, а отъ Рима прити по тому же морю ко Царюгороду, а от Царягорода прити въ Потнъ море, в неже втечешь Днепръ река.
Днепръ бо потече изъ Волковьскаго леса, и потечешь на полъдне, а Двина ис того же леса потечеть, а идеть на полунощье и внидетъ в море Варяжъское; ис того же леса потече Волга на въетокъ, и вътечеть семьюдесятъ жерелъ в море Хвалисьское. Темже и из Руси можегпь ити по Волзе в Б у л г а ры и в Хвалисе, и на въетокъ дойти въ жребий Симовъ, а по Двине въ Варяги, изъ Варягъ до Рима, отъ Рима же и до племени Хамова. А Днепръ втечетъ в Понетьское море жереломъ, еже море словеть Руское…» Этот отрывок о пути из варяг в греки помещён внутри в особом «Сказании о грамоте словянской», является, очевидно, оригинальным славянским творением.
Подвергают отсюда сомнению и историю о том, как апостол Андрей совершал путешествие вверх по Днепру, из Чёрного моря в Балтийское.
Сомнения основывают на том, что описание пути Из варяг в греки в Повести временных лет – единственное письменное «свидетельство» его существования. Описания этого пути, например, в византийских источниках не имеется. Вообще весь путь Из варяг в греки нигде в литературе того времени не описан.
 Приводят тот  факт, что по сравнению с двинским направлением протяжённость маршрута с верховьев Днепра через Новгород и Ладогу увеличивается более чем в пять  раз. Мол, скандинавы отправлялись в Константинополь своим далёким окольным путём через земли Венедов, через Саксонию, Францию, земли Лангобардов, Рим, Апулию. И факт,  что по вопросу о пути Из варяг в греки в их сагах осталось только несколько беглых замечаний, брошенных мимоходом.
И даются такие предположения. Этот миф о Пути из Варяг в Греки якобы может иметь политическую подоплеку. Захватив дважды в течение полувека Киев (Владимир и Ярослав) и обосновавшись в нём, новгородские князья стали сочинять себе родословную, обосновывавшую их «исконность» на киевском престоле. Так в XI–XII вв. возникло летописание с варяжской версией. Тогда же в текст летописи был внесён и путь Из варяг в греки. Эта вставка якобы выполняла двоякую функцию: привязать и южную и северную Русь к византийскому христианству (через легенду об апостоле Андрее), а также обосновать давнюю связь Новгорода и Киева.
Но так ли все это? Большой вопрос.

Но все  сомнения  о праведном пути Андрея Первозданного не поколебали его апостольский подвиг. И не замутили историю христианства.
Известно, что св. Андрей проповедовал Слово Божие в Армении, Малой Азии, Македонии, Фракии. Он крестил и наставил на путь истинный множество людей. По преданию, в его проповедях чувствовались сдержанность и скромность, искренность и уверенность в конечном спасении всех истинно верующих.
В конце своей жизни св. Андрей проповедовал христианство в Греции, на полуострове Пелопоннесс. За это он был схвачен слугами Еагеата Антипата, игемона города Патроса, и предан мучениям. Св. Андрей был распят на косом кресте из масленичного дерева в г. Патросе 30 ноября 70 г. и там же погребен. Ему было 77 лет.
Россия, Греция и Шотландия считают св. апостола Андрея Первозванного своим небесным покровителем. Всеми почитается и святоандреевский стяг с голубым косым крестом на белом фоне. В России он стал флагом военно–морского флота.
Так от апостолов и их учеников люди познакомилась с апостольским христианством, для которого была характерна проповедь как форма вероучения.

В епархиях прихожанами были не только готы, которых в VI в. насчитывалось всего 3000 человек, но и другие народы: греки, русы, б у л г а ры, сарматы, гунны, аланы, хазары и кавказские народности. Среди христиан Великой Сарматии было немало подвижников, стремившихся подражать во всем Иисусу Христу.
В период становления христианства как религии уже существовали различные группы последователей учения Христа, которые имели свои особенности: арианство, манихейство, несторианство, катаризм, богумильство и т.д. Часть из них были признаны «ересью» и византийцами (восточной, православной или греческой церковью), и латинянами (римско–католической или западной церковью) – арианство, манихейство. Другая же часть (катаризм и богумильство) была признана восточными христианами православными, а прелатами западного течения христианства объявлена «ересью» и последователи этих течений методично уничтожались инквизицией и в ходе крестовых походов. Фактически западные летописцы употребляют термин «христиане» только по отношению к верующим римско–католического толка, называя остальных последователей учения Христа «схизматиками», «лжехристианами» и «еретиками».