Волжский царь. Глава 31

Борис Рябухин
Волжский царь. Глава 31

ФИННО-УГОРСКИЕ НАРОДЫ

 «Повесть временных лет» перечисляла народы, которые отдавали дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, норова, либь. Никоновская летопись прибавляла к числу данников Руси мещеру. Все эти народы поддерживали активные хозяйственные связи со славянами, часто вступали в военно–политические союзы. Шли процессы культурно–бытового заимствования, заключались смешанные браки. Некоторые финские (меря, мещера, мурома) и балтские (голядь) народы полностью растворились в славянском этническом массиве. Считают, что в жилах великороссов течет 80% финской крови. Шел процесс образования нового этноса, впоследствии получившего название «русский».
Финно–угры участвовали в русских военных походах в Византию, в Швецию, в битвах против тевтонских и ливонских рыцарей. Немало финнов находилось
в ближайшем окружении киевского князя и местных князей.

В VII в. скандинавы начинают проникать вглубь Восточной Европы через Финский залив – Неву – Ладожское озеро. В середине VIII в. возникает первое крупное торгово–ремесленное поселение у перехода из Ладожского озера в разветвленную речную систему – Ладога (Старая Ладога). Его появление знаменовало становление  Балтийско–Волжского пути как продолжения на восток сложившейся к середине I тысячелетия системы торговых коммуникаций, которая связывала центральноевропейский, североморский и балтийский регионы. На протяжении VIII–IX вв. этот путь достигает Волжской Булгарии при слиянии Камы и Волги, Хазарского каганата в низовьях Волги и, наконец, Арабского халифата. Торговля со странами халифата имела огромное значение: приток серебра (серебряных монет) явился важнейшей предпосылкой экономического роста как скандинавских стран, так и Руси.

Расселение народов на Восточно–Европейской равнине во второй половине IX в.:   регионы славянских племенных образований –  словен ильменских, кривичей псковских, кривичей смоленско–полоцких, мери; дулебской группы (волыняне, древляне, поляне, дреговичи), хорватов, тиверцев, бужан, уличан; руссов – носителей волынцевской культуры; территория салотов – Хазарского каганата;   область волжских булгар; область лето–литовских племен; регионы финно–угорских племен – суми и еми, эстов и ливов, корелы, веси; заволоцкой чуди, мурамы, мордвы, мари, удмуртов, коми–пермяков.

Надо отметить, что в недатированной части «Повести временных лет» описании событий, происходивших после Библейского потопа вплоть до середины IX в., упоминаются ямъ (емь), весь и другие народы, дающие дань Руси, а корела, водъ и ижора якобы «забыты» летописцем. Но есть предположение, что корела сама себя называла русъю, а Карельский перешеек — это «остров Рус» арабских источников. Поэтому и не могли жители Карельского перешейка сами себе платить дань.

В дельте Волги помещалась столица Хазарии Итиль; построенный в 834 или 837 г. Саркел – Белая Вежа. В зоне Прикаспия помещались Семендер, Беленжер, Дербент, Баку. На юго–востоке Каспийского моря находилась область Джурждан с портом Абескун, «самый известный порт на Хазарском море». Из Абескуна сухопутные караванные дороги вели в Рей – «торговый центр мира» и далее в Багдад. Другим направлением из этого места двигались через Балх и Мавереннахр в Центральную Азию и Китай.
Хазария, охватывающая нижнее течение Волги, предгорья Кавказа, Кубань, среднее течение Дона, бассейн Северского Донца, северное Приазовье, часть Крыма. Столица хазар Итиль (Астрахань) являлась крупнейшим в Восточной Европе торговым и таможенным городом, в котором в отдельных кварталах жили выходцы разных стран, включая и славян.
Так, в Нижнем Поволжье (вблизи современной  Астрахани)  в хазарское время (IX–X вв.) доминировало булгарское население. Оно имело юртообразные жилища.
Ранние булгары в Нижнем Поволжье под хазарской властью постепенно переходили к оседлости. Вероятно, булгары, мигрируя из Предкавказья, вышли к Волге, и какая–то их часть осела в дельте, под защитой её многочисленных проток и непроходимых плавней, основав город в будущем столичном регионе Хазарии. Известно, что поселение ал–Байда упоминается арабскими географами и историками в дельте Волги с первой половины VIII в.

Особую роль сыграл Великий Волжский путь в развитии славянских, финно–угорских, тюркских и скандинавских народов Европы, в организации городов, транспорта, ремесла, путей сообщения, международных рынков, а в конечном итоге становлении государств, властных институтов, производственных отношений. Великий Волжский путь приобрёл выдающееся геополитическое, культурное, транспортно–торговое, международное и межгосударственное значение в эпоху раннего средневековья. Он способствовал контактам и общению славянских, финно–угорских, тюркских и других народов и племён Старого Света.

После Омуртага новым царем Дунайской Булгарии  стал  его третий несовершеннолетний сын — Баламир или Маламир (831–836 гг.), регентом при котором стал боил–кафхан Исбул.
В 836 г. подошло к концу второе десятилетие с момента подписания мирного договора между Византией и булгарами. А, согласно условиям первоначального договора, он должен возобновляться каждые десять лет. Без пролонгации  договор не был возобновлен в 836 г. Булгарский хан Маламир, преемник Омортага, захватил Сардику и развязал кампанию против Салоника. Достаточно четко установлено, что в конце 830–х гг. отношения между византийским правительством и булгарами были напряженными, и Византия начала вести тайные переговоры с македонцами, которые были депортированы ханом Крумом из Адрианополя в Бессарабию. А они стремились возвратиться на прежнее место жительства. С целью переправить их обратно, император Феофил послал флотилию кораблей к устью Дуная. Поскольку основная армия булгар в это время была втянута в салоникскую кампанию, булгары пригласили из–за Днестра мадьярскую орду, чтобы та напала на изгнанников. Однако македонцы были хорошо организованы и отразили атаку мадьяр, после этого сели на корабли и благополучно добрались до Константинополя, в предместьях которого им были выделены земли для расселения.

Следующий правитель Дунайской Булгарии – Сабанша  – сын Омуртака (Амуртага).
Потом  в Дунайской Булгарии правил Бирджихан, сын Сабанши.  Он был посажен на трон (в 13–летнем возрасте) Габдуллой Караматом. Карамат совершенно независимо правил при нем, сидя в городе Кюнграте (Охрид), не только своим уделом Турун (Македония), но и всей Дунайской Булгарией. Габдулла Карамат, сын Джалмата Улушкана из рода  Билиг.  Он был казнен следующим царем Барысом за отказ принять Христианство.

У булгар  было другое духовное учение.
В «Поучениях Святослава» говорилось: «Таковы основы булгарского духовного учения (которое было также известно и русам, но с другими именами. Так Тангра это Даждь–бог, триединство вселенной – Явь, Навь и Правь, богиня Умай – Матерь Сва и т.д.): «Тангра создал Сувар, Наджи, чашу из Джамыра (гранита), которую мы называем Джамыр Савыт и Джир (Земля), алпов (духов), Солнце, Луну и Звезды. Джамыр Савыт Тангра повесил на ветке Тыта, или Бой–Терека (Дерево Вселенной), на которой Джамыр Савыт с той поры и висит. Из Сувара изливается Тиджа (Источник жизни), рождающая по воле Тангры жизнь. Когда сок Тиджы в живом иссякает, все живое умирает и попадает в Наджи, или Тамму (Подземный мир). А в Суваре – вечная жизнь, но туда попадают лишь герои и праведники, которых Тангра обращает после их смерти в алпов. Пусть это булгарское знание урусы запомнят, ибо оно с нами останется. В этом я вижу наш Кулай (Судьбу)».

Царь Барыс  – Борис I (другой вариант имени Богорис, в крещении Михаил) (1-я пол. IX в.—2 мая 907 г.) — правитель Болгарии с 852 по 889 гг.

Царя Барыса, сына Сабанши, также посадил на трон Карамат, который и при нем вначале фактически правил Дунайской Булгарией. Но затем Барыс, сын безродной «славянки», при помощи славянизированных булгарских родов, уничтожил его власть и убил самого Карамата.
Булгарский царь Барыс (Борис) в  IX  в. принял православное христианство и ввел в Булгарии вместо тюрко–булгарского языка язык подвластного булгарам местного славянского населения, так как булгарские славяне уже давно были православными христианами и помогли Барысу в его борьбе с родственниками – соперниками.

В «Поучениях Святослава» говорилось: «К нам прилетела чудесная птица Кунгош, она же Куккош, и Мэнкош, и села на дерево и начала петь про подвиги древних бахадиров. Её перья горели и днем, и ночью, а песня призывала и к миру, и к подвигам, к справедливой войне светлых сил с темными дивами во главе воинов–маджар с алпом Барыном (он же – Барыс, Кубар, Маджар, Урус), скачущим на белом коне по воздуху со сверкающим копьём–молнией в руке. А когда Барын рассекал облака, то гремел гром, и с небес стекала живая вода. А мы с радостью пили эту воду: ведь она дает нам жизнь и силу».

Мой златогривый конь Кеме сказал мне:

– Барыс  – это Бури – алп луны, охоты, воинской удачи, победы, славы, покровитель булгарского народа. Принимал облик волка и барса. Иногда изображался одноглазым. Другие булгарские названия этого алпа – Чин (Хин), Хон, Синдиу, Сянби, Барын (Воинская и Царская Слава), Маг (Мак, Мэк), Мамиль (Мамли), Айчин (Афшин), Кур (Гур), Айбури, Булг (Черный), Селытчы (Плавильщик).

А в эти времена в мире происходили свои важные события.

В 859 г. впервые упоминаются в летописи два политических сообщества – ильменских словен вместе с кривичами и финскими племенами под властью варягов и полян; вятичей и северян под властью хазар. В 864 г. греки совершили поход против русов по берегу Черного моря в Крыму (до Сурожи). 
В 864–876 гг. князь Домагой правил в Далматинской Хорватии. Императором  Византии  был Василий I Македонянин. VIII Вселенский собор в Константинополе утвердил  покровительство Константинопольского патриарха над православной церковью Булгарии.
В 870 г. был заключен Мерсенский договор Людовика Немецкого и Карла Лысого о разделе Лотарингии. Рюрик встречался в г. Нимвегене с королем Карлом Смелым. Правил Уэссексский король Альфред Великий. У власти был Моравский князь Святополк I.
В 873 г. евреи стали платить  Карлу Лысому 1/10 прибыли (христиане–1/11) и покупать земли около Нарбонны.
В 877–886 гг. продолжалось второе патриаршество Фотия. В 878 г. принял смерть в Новгороде (или в Ладоге) составитель «Велесовой книги» Ягайло Ган. Правил король Хорватии Здеслав, а в Далматинской Хорватии – князь Бранимир.
В 877 г. у Рюрика и Ефанды родился сын Ингварь (Игорь).
Когда в 879 г. умер князь Рюрик, к власти в Новгороде пришел Игорь Рюрикович – Игорь Старый (879 – 945 гг.). Игорь  княжил на Руси дольше всех князей и царей. Из–за малолетства Игоря сначала правил его опекун брат вдовы Рюрика –  Ефанды князь Олег. Игорю (Ингварю), племяннику Олега, было всего два года, когда Олег стал при нем князем–регентом, опираясь на свою многочисленную и хорошо вооруженную дружину (879 г.). Этот опекун Игорев  скоро прославился «отважностью, победами, благоразумием, любовию подданных».
Князь Олег был норвежцем из Халоголанда, провинции на северо–западе Норвегии, где его звали «Хельги», а на Руси – Олегом Вещим, то есть мудрым, знающим о том, что произойдет, наперед. История князя Олега в «Повести временных лет» обросла легендарными подробностями.
В 880 г. крещение принял чешский князь Борживой. Произошло объединение Норвегии при конунге Харальде Хорфагере. Правил чешский князь Вратислав I. Было одобрение славянской литургии папой Римским.  А в 894 г Папа Стефан–5 запретил славянскую литургию.
В 882 г. состоялся поход Олега Вещего на Киев.  Он добился подчинения кривичей и части радимичей киевскому князю. Шли войны с дулебами, хорватами, тиверцами и закончились их подчинением Киеву. В том же 882 г. шведский конунг Амунд напал на Новгородское княжество. Его флот вошел в реку Неву и Ладожское озеро, викинги захватывали прибрежные селения и грабили население. Олег Вещий поразил врага  успешно, как и варягов.
В 883 г. Олег подчинил древлян.  Потом подчинил себе также  северян и объявил войну хазарам. В 885 г. Олег Вещий  подчинил  радамичей и начал войну с тиверцами и уличами. Далее – шли  войны Олега с дулебами, хорватами, тиверцами, которые противились Киеву.
В 885 г. состоялся поход на радимичей и подчинение их князю Олегу. Построен Ольмин двор в Киеве. Императором  Византии был Лев VI Философ. Печенеги пришли в Причерноморские степи. Князем Сербии был Петр, королем Хорватии – Мутимир.
Около 900 г. в арабских источниках были упомянуты  три политических центра восточных славян: Славия, Куявия и Артания.
Между тем в мире совершались свои значительные события.

В 900 г. произошло объединение Средней Азии и восточного Ирана под властью Измаила Самани. Начался период правления  династии Саманидов. Была написана «Книга стран» арабским географом ал–Хамадани и «Книга драгоценных камней» арабским географом Ибн–Русте.
В 906 г. в Пассау работорговцы – евреи уравнены в правах с христианскими купцами. Произошло падение Великоморавской державы от нашествия венгров. Посадив на киевское княжение своего племянника, князь Олег осуществляет верховное правление до его совершеннолетия.
В 907 г. Олег осаждал Константинополь и заключил мир с византийским императором, а, в знак любви и дружбы, по обычаю того времени, прибил свой щит над воротами Царь–града. В тексте первого (краткого) торгового договора о взимании дани с Византии упоминаются русские города Киев, Чернигов, Переяславль Южный и другие, в пользу которых взималась дань, а также дана ссылка на Закон Русский как на сборник основных правил общежития русичей. Олег Вещий вернулся с победой в Киев.
С 907 г.  правил чешский князь Вацлав Святой. В 908–959 гг. императором Византии был Константин VII Багрянородный. Произошло сожжение русами г. Сари в Мазендаране (Персия).  Правил король Хорватии Томислав. Второй торговый договор Руси с Византией подписан 2 сентября 911 г. в Константинополе.
В  911–961 гг. правил  халиф Кордовского халифата Абдуррахман III, имеющий свои  сношения с Хазарией. В этом же году наступила смерть короля Людовика Дитяти, и прекратилась немецкая ветвь династии Каролингов. Александр  был  соимператором Византии. Вспыхнуло восстание Константина Дуки в Византии. При  дворе хазарского кагана образовались две партии: «старохазарская» и мусульманская, враждебная русам. Произошло первое военное столкновение русов с печенегами.  Киевский князь Игорь заключил мирный договор с печенегами.
В 916 г. Алания приняла христианство. Аланы, оставшиеся на Кавказе, смогли создать свою государственность. Алания поддерживала тесные связи с Византией и была ключевым христианским государством в регионе, зажатая между иудаистским Хазарским Каганатом с севера и исламским Арабским Халифатом с Юга. В начале X в. арабы были окончательно изгнаны из Закавказья, а во второй половине X в. Хазарский каганат пал под ударами Древнерусского государства. С этого момента начался расцвет Алании. Алания имела династические связи с Грузией, Русью, Сариром (государством аварцев).
В Сербии правил  князь Павел Бранкович. Произошел захват власти в Византии Романом Лакапином. Герцог Саксонии Генрих I Птицелов был избран германским королем и возобновил немецкое «Наступление на восток» против полабских славян. Положено начало Саксонской династии. Ззаключен мирный договор киевского князя с печенегами. У Игоря и Ольги родился сын князь Святослава. В Византии совместно правили два императора Роман  Лакапина и Константин Багрянородный. В это же время шло  изгнание евреев из Византии. Вспыхнуло   восстание славян в Греции – Пелопонесе.
В 921–943 гг. правил хазарский каган Маджарума–Моджар. В Польше правил князь Мешко I. Византия подняла против иудео–хазар племена  асиев–асов, турку–гузов, пайнилов–печенегов, но они были разбиты хазарским царём Вениамином при помощи алан–осетин. Хорватия стала королевством. Началась война немцев против славян и датчан.  Создана независимая Балканская Сербия. Произошло подавление алан–осетин иудео–хазарами и изгнание православных священников из Алании. Из–за конфликта Византии с Хазарией  началось преследование евреев в Византии. Таким образом, хазары одержали победу над аланами–осетинами, Византией, Русью, печенегами.
В 935 г. произошло зарождение Польши: слияние вислян и мазовшан.  Оттон–1 взял под покровительство евреев, и воевал со славянами. Маркграф Герон, пригласив к себе 30 славянских князей в гости, во время пира, запер их в доме и подпалил. Славяне ответили на гибель своих князей всеобщим восстанием – поднялись лютичи и ободриты, истребившие посланное против них войско.