Волжский царь. Глава 29

Борис Рябухин
Волжский царь. Глава 29

КНЯЗЬ АСКОЛЬД

Аскольд был женат на дочери кана волжских булгар, чьим вассалом являлся. Однако чаще Аскольд или «Великий Аск», как переводится его имя, служил хазарам. В 832 г. состоялся поход князя Аскольда по Волге в Каспийское море. Во главе рати ладожан он плавал по Волге, разорил провинции Волжской Булгарии, разграбил Тимер–Кабак (современный Дагестан), и Ширван (современный Азербайджан), и жил награбленным. Затем Аскольд захватил Ладогу, но встретился там с Диром и его войском. Во избежание худшего он заключил мир с Диром и побратался с ним, взяв часть его имени. Так Аскольд стал Ас–Халибом. А Дир пошел походом на крепость Джир (будущий г. Ростов Великий), взял ее и велел насыпать в честь своей победы курган, который назвал Урустау («гора руссов»). С тех пор Дир стал называть себя Ас–Джиром. Отец Дира Будим контролировал военное положение в Кара–Саклане. Армия Будима тогда насчитывала 10000 анчийцев, 5000 булгар, 3000 русов, 2000 дунайских булгар. Она участвовала в разразившейся хазаро–булгарской войне. В сражении под аулом Харька Будим вместе с балтаваром Ак–Урус–Айдаром нанес поражение стотысячному войску хазар, которым командовал бий Буртас. Хазары оставили на поле боя убитыми 75 000 человек. Это вызвало возмущение в Хазарии. Бояре–язычники стали роптать. Хазары–язычники подняли восстание и свергли кагана Карака, поставив на его место язычника Уруса, сына Асанкула, из рода Кубан.

В 836–852 гг. ханом Дунайской Булгарии был Пресиан (по–булгарски –  Пресиян).
Хан (хакан) Пресиан I, (регент – кавхан Исбул 831–840 гг.), сын Звиницы, старшего брата хана Маламира. В 837 г. смоляне (славянское племя в Македонии) восстали против византийского верховенства, заключив союз с булгарским ханом Пресианом. В результате очередной булгаро–византийской войны Булгария приобрела Македонию и Южную Албанию, получив выход к Эгейскому и Адриатическому морям. Таким образом, военные действия хана Пресияна разделили Византию на три отрезанные друг от друга части: Северную Албанию, Элладу и прилежащие территории около Константинополя, вместе с Малой Азией. В результате успешных военных действий маркграфа Восточной марки Радбода, франкам в 838 г. удалось восстановить свой контроль над Посавьем, которое булгары захватили при хане Омуртаге. В 839 г. булгары напали на сербов, но потерпели поражение. Вероятно, конфликт был спровоцирован византийской дипломатией.

Ак–Урус–Угыр–Айдар, 855 г. правитель  из династии булгарских канов, правившей Кара–Сакланом,  умер в 855 г.


В 858–882 гг. в Киеве правил  князь   Аскольд–Николай, считает один источник.
В Булгарии царь Габдулла Джилки, опиравшийся главным образом на мусульманскую знать, вызывал недовольство тенгрианской части булгарской знати. Она вынужденно уступила при Айдаре значительную часть своей власти булгарской мусульманской знати. Младший брат Джилки – Лачын (анчийцы звали его Рюрик), мечтавший занять Булгарский трон, возглавил недовольных тенгрианцев и начал с ними борьбу против Габдуллы. Неожиданно Византия, бывшая союзницей Айдара, а также Хазарская орда поддержали тенгрианца Лачына из страха перед усилением Булгарии в качестве торгового конкурента и очага ислама. В Булгаре вспыхнула гражданская война. Вначале Габдулла разбил Лачына и его хазарских союзников. В 860 г. по приказу Джилки булгарский флот, состоявший из кораблей анчийцев и скандинавских наемников (их называли «варягами») разгромил посады столицы Византии Ыстамбула (Константинополь). За это командующие флотом голова анчийцев Джир (Дир) и голова варягов – Аскольд  были щедро награждены царем.

Неслучайно таким сильный был Габдула Джилки человеком. В «Гази–Барадж е» сообщается такая легенда.
Арья–Услан рассказала как–то своему внуку Джилки, что ее род идет от самого прародителя сакланов богатыря Таргиза, которого булгары зовут Тарвилем, сабаны – Тарджисом, а башкорты – Адилькушем. Он был так силен и знаменит, что в честь него Таргизом называлсй весь Саклан. В состоянии особого неистовства Тарвиль обращался в Ветер–Йиль и уничтожал все на своем пути своей ураганной мощью. От него пошел ряд сакланских богатырей или марданов. Один из потомков Таргиза Халмыш или Алмыш, а по–сабански Камыш, женился  на горе Куянтау – на дочери алпа вод Тун–Бури. От этого брака родился змееногий богатырь Барадж, храбро защищавший свой народ от врагов. В память об этой свадьбе сакланы – и мужчины и женщины – каждое лето перед джиеном входили в реку и плескались водой совершенно нагими и нисколько не закрываясь друг от друга. Эта история так нравилась Габдулле, что он назвал своих сыновей именами Мардан и Алмыш. А именем Бараджа простой народ стал еще до этого часто называть Ельбегена. Барадж, как рассказал сеид Якуб, долго жил в пустыне Куман и был любим хинцами. Но когда могущество хинцев пошатнулось, он улетел на гору близ Буляра. Ее стали называть Сабан или Хину–ба, так как Барадж прилетел из Хина. Здесь от голода Змей заглотнул живого быка, поэтому у него, кроме змеиной, появилась еще одна голова – бычья. Когда в Буляре в цитадели Мардуан выстроили соборную мечеть и украсили ее двумя минаретами, то народ прозвал ее в честь двуглавого Ельбегена «Бараджевой».

А что касается князя Дира – то он  успешно мирно правил до 858 г.
Пока  князя Дира не постигли новые испытания. Хазарский бек Ильяс Бурнаш убил хазарского кагана Манаса в его шатре во время кочевья и возвел на хазарский трон Исхака. Это была хорошо продуманная и исполненная провокация: Манаса зарезали хазары, а обвинили в преступлении купцов из Кара–Булгара. Купцов  тут же казнили. А новый каган собрал войско и вторгся с ним в Кара–Булгар. На сторону хазар перешли булгары–тенгрианцы во главе с бием Лачыном. Решающее сражение противоборствующих сторон произошло недалеко от г. Балтавара (будущей  Полтавы). Битву с хазарами булгарский балтавар Габдулла Джилки проиграл, поэтому хазарское войско во главе с беком Чинавызом дошло до Новгорода. И князь Аскольд, который был военачальником, выдал хазарам на расправу Будима, и толпа растерзала его. В 858 г. наступила смерть Будима при осаде крепости Танки.

 Затем Чинавыз и Аскольд двинулись с войском на Киев. Дир запер все трое городских ворот и приготовился со своими анчийцами к длительной обороне. Но тут хазарский хакан предложил, в случае изъявления киевлянами покорности, даровать Баштуйской (Киевской) правобережной и Урусской левобережной областям статус отдельного от Кара–Булгара княжества под названием «Русь» со столицей в Киеве. Жители потребовали от князя Дира немедленно сдать город хазарам. Дир выжидал две недели, надеясь на помощь балтавара, но не дождался, и вступил в переговоры с осаждавшими. Стороны договорились о том, что Дир получает титул «Русского бека» и будет править Русским княжеством под наблюдением хазарского наместника князя Аскольда, а Киев будет выплачивать Хазарии ежегодную дань и по мере надобности помогать войсками. Князь Аскольд со своим войском благополучно вошел в столицу и занял один из дворцов. Княжичи Скотеничи, оказавшие сопротивление Аскольду, были схвачены и повешены. У одних ворот города, получивших название Яхудских (Жидовских), была учреждена Хазарская таможня для сбора налогов, даней и пошлин. За три дня киевляне собрали дань серебром и отдали ее посланнику Ильяса. Бек приказал отвести войска от Киева в Батавыл (будущий г. Путивль), где поставил наместником Кара–Саклана покорного ему бия Лачына.

Надо сказать, что к  862 г. Хазария ослабела из–за неудачной войны 860–861 гг. с мадьярами. Сложились благоприятные условия для освобождения народов Кара–Саклана и Хазарии от иудейского ига. Первыми восстали русы. Киевляне–анты в 863 г. подняли восстание против хазарской власти из–за перепалки антов с хазарскими таможенниками. Анчийцы разгромили таможню, а после ворвались в Хазарский квартал, где жили евреи, купцы и ростовщики, и  устроили погром лавок и меняльных контор. Их поддержали христиане.

А Аскольд решил отвлечь внимание восставших от хазар и призвал к погрому мусульманской мечети. Несколько десятков христиан устремились к мечети Эль–Бейда на холме Джок, устроенной при булгарах еще старым Шамсой, тебиром канцелярии кана и поэтом (820 г.). Его сын Микаиль одним из первых преградил путь толпе. Русы и анчийцы хотели  убить муллу, но вдруг появился Дир с воинами  –  и предотвратил кровопролитие. Микаиль с мусульманами скрылся в пещере отца (где ныне находится Киево–Печерский монастырь). Кстати,  там он и начал в 865 г. писать свой дастан «Шан–кызы», используя древние сказания земли трех бахадуров, и закончил его в 882 г.
Один из антов бежал в Кан–Караджар (ныне г. Чернигов) и сообщил булгарскому балтавару Габдулле Джилки ложную весть о том, что русы громят мечеть. Балтавар стал собирать булгарские войска, чтобы двинуться против восставших. Узнав об этом, Аскольд бежал в Новгород, где находился его сын Турма. Дир же вышел навстречу балтавару с изъявлением покорности. Балтавар вернулся в Батавыл, назначив своим представителем при русском князе Микаиля Башту.

Хазарский же бек Ильяс Бурнаш, в руках которого находилась вся реальная власть в Хазарии, решил вмешаться в борьбу. В 864 г. он выступил походом на Хорысдан с 75000–ым войском, основу которого составляли куманы (половцы) и баджанаки (печенеги). Целью Ильяса было восстановление хазарского господства и наказание балтавара Джилки. В ответ на это  в Киев спешно прибыло из Новгорода русско–варяжское войско во главе с Аскольдом и Турмой. Турма попытался силами своего полка взять штурмом Батавыл (Полтаву), но потерпел неудачу, был поражен копьем анчийского головы Нанкая и погиб под копытами коня.

А в это время, в 864 г., когда Габдулла отдыхал в своей летней ставке (батавыл) Хорысдан (Путивль), Лачын внезапно напал на него со своими союзниками. Джилки захотел укрыться в столице Булгара Башту, но киевляне во главе с Аскольдом связали верного царю Джира (Дира) и заявили Габдулле: «Мы не впустим тебя, царь, в столицу, пока ты не решишь в поле своего спора о престолонаследии со своим братом Лачыном».
Габдулла Джилки отбил нападение Лачына и выгнал Аскольда из Башту, но был сильно рассержен поступком киевлян. В 865 г. он перенес столицу Булгарского государства из Киева в Булгар и переехал туда с частью черных булгар–мусульман.

В своде летописей «Гази–Барадж Тарихы»  сообщалось: «В Караджаре Джилки встретил купца Туймаза из Булгара, и тот сообщил ему, что династия Барыса прервалась и что необходимо воспрепятствовать намерению части горожан, решивших пригласить на княжение Чинавыза. Габдулла, исполненный самыми благородными намерениями, тут же повелел своему старшему сыну Алмышу возглавить Кара–Булгарский бейлик и с 10 тысячами бойцов спешно двинулся в Буляр. Болгарцы, однако, в город его не пустили, но баджанаки, обозленные на хазар, дали ему в удел зависимое от них бекство Эсегель. Из своей эсегельской ставки Сульча балтавар повел переговоры с болгарцами и в 865 году вновь прибыл к Булгару. Помолившись в мечети Мардуан, Джилки пообещал создать в Буляре исламскую державу со столицей в Булгаре, и на этот раз ворота города распахнулись перед ним.
Въехав в город, Габдулла объявил свои владения Булгарским исламским государством, а себя – его каном. Анчийский голова Нанкай, эсегельский бий из сабанского рода джулут – Тарнак, эсегельский бий из сабанского рода барын – Алабуга и бурджанский бий из рода юмарт – Бел подняли его на царский трон. С той поры все булгарские каны перед поднятием на трон совершали молитву в этой мечети».
Так была восстановлена бывшая Волжско–Камская держава наследников кана Котрага, приемного сына кана Аспаруха, или Государство серебряных Булгар–темтюгов.

А  Кара–Булгарский период Булгарского государства закончился. Перестал существовать единый государственный порядок Кара–Саклана, сложившийся с VII в. Началась политическая жизнь новообразованного Русского княжества. Украина была разделена царем на два удельных (автономных) бейлика – Киевский (правобережная часть Украины) и Кара–Булгарский (левобережная часть Украины). Во главе Киевского бейлика был поставлен бек Джир (Дир), а во главе Кара–Булгарского бейлика – старший сын Габдуллы – бек Алмыш Джафар.

Между тем, согласно ростовскому преданию, близ будущих  Ростова и Ярославля, на реке Которосли, впадающей в Волгу, между 859 и 862 гг. произошла битва варягов с русами, в ходе которой варяги были разгромлены и были вынуждены бежать из Руси «за море».
Эта версия продолжается тем, что в 862 г. произошло изгнание варягов чудью и славянами.  Посланные Рюриком Аскольд и Дир заняли Киев, отменив дань хазарам–иудеям. С 862 г. – предложена якобы  летописцем Нестором  дата начала Киевской Руси, то есть начало Руси определено с момента прекращения зависимости и выплаты дани славянами и финнами  Руси варягам и хазарам–иудеям.
Надо  сразу отметить, что во второй половине XX в.  ученые историки  убеждали, что Нестор никакого отношения к первой редакции Повести временных лет не имел. Это следует хотя бы из того, что произведения, явно принадлежащие  Нестору («Чтения о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия»), написаны не то что в другом стиле, а даже по фактам отличаются от Повести временных лет. Предлагали инока Киево–Печерского монастыря Илариона считать первым русским летописцем, литературно изобразившим события ранних веков истории Русского государства. Якобы тщательный анализ сюжетов, вошедших в состав Повести временных лет, приводит к выводу, что все они построены исключительно на легендарном или вымышленном материале.

После войны князя Рюрика и кагана Джилки в Киеве правили князья Руси Аскольд и Дир. В 865 г. состоялся поход князей Аскольда и Дира на Полоцк.

В 852–889 гг. булгарским князем был Борис I (Богорис,  церковное имя – Михаил). Он добился укрепления княжеской  власти и расширения территории Булгарии, присоединив (после 864 г.) почти всю Македонию и сербские области Призрен и Рашку.
Около 864 г. царь Борис принял христианскую веру с наречением в святом крещении Михаилом; за ним крестились и его подданные.
Христианство распространилось на болгарских землях еще в І в. – V в.,
главным образом благодаря христианским византийским пленным, захваченным булгарами во время войн с империей. Булгарские ханы сурово преследовали «совращенных и совратителей». Тем не менее, христианство в Булгарии стало распространяться весьма рано. Христиане были  даже в VIII в. при дворе булгарских князей.
В середине ІХ в. перед болгарским ханом Борисом І, встал вопрос ориентации болгарского государства – оставаться ли ему языческим и тем обречь себя на изоляцию со стороны христианской Европы, или принять христианство, современную и самую распространенную для тех времен религию в Европе.
 Среди причин судьбоносного решения царя–Крестителя выделяется геополитический фактор: Болгария была расположена между двумя великими христианскими силами той эпохи – Византией и королевством восточных франков (Германия) – а это делало страну сопричастной глобальным политическим интересам. Это обусловило желание Бориса І присоединить свой народ к христианскому сообществу. Затруднение вызывали противоречия между двумя церковными центрами – Константинополем и Римом. Борис І подготавливал крещение булгар немецкими духовниками. Византия же не желала уступать роль крестителя болгар.
 В 863 г. голод и природные бедствия поставили Болгарию в критическую ситуацию –  и в этот момент византийские войска вступили на территорию страны. Политические  условия  страны заставляли царя искать сближения с Византией. Борис І не был готов к войне и запросил мира. Византия выразила согласие,  при условии, чтобы болгарские посланники были крещены в Константинополе, а в Болгарию были допущены византийские духовники, которые окрестили бы князя и весь народ. В том же  863 г. Борис І и его семья приняли святое крещение, понимая, что народ пока не готов принять радикальную перемену веры. Греческое духовенство отправилось в Булгарию для проповеди христианства. Лишь в 864 г. началось массовое крещение болгар. После крещения  в 865 г. в стране  вспыхнул бунт булгарской аристократии – боляр – протоболгарского происхождения. Борис расправился с ними жестоко, наказав смертью 52 болярских рода. При Богорисе булгары приняли христианство по византийскому (православному) образцу. Святой царь Борис І, названный также Креститель, остался в истории и с убийством своего сына Владимира–Расате, дерзнувшего выступить против введенного нового вероисповедания.
Булгария получила крещение из рук византийского духовенства, что для увеличения влияния империи на Балканском полуострове имело немаловажное значение. Стремясь к церковной  независимости, Богорис добился учреждения (870 г.) в Булгарии архиепископии. Пригласил в Булгарию изгнанных из Моравии (885 г.) учеников славных просветителей Кирилла и Мефодия – Климента, Наума и других. Оказывал им поддержку в просветительской деятельности. Однако, видя, что Византия не соглашается дать булгарской церкви полной независимости и хочет сохранить за собой право на руководство духовной жизнью Булгарии, а также опасаясь попасть одновременно и в политическое подчинение империи, Богорис решил искать церковного союза с Римом и отправил к папе Николаю I посольство с просьбой прислать латинских священников. Папа с радостью отозвался на эту просьбу. Присланные латинские епископы и священники явились в Булгарию, откуда греческое духовенство было изгнано. Однако торжество папы было непродолжительным: Булгария снова обратилась к греческой церкви во времена Македонской династии.
В 889 г. Борис I (Михаил) отрекся от престола и ушел в монастырь.

Хазарскому кагану не нравилось поведение Дунайской Булгарии. А князь Аскольд, который постоянно изъявлял ему покорность, получил от кагана титул князя–наместника Киевской области, или бейлика, с почетным именем Мышдауллы (Мстислав, по–русски). С другой стороны каган не приветствовал заигрывания Аскольда с Византией и его просьбы о крещении. Поэтому Ильяс приказал Диру идти походом на Дунайскую Булгарию, но тот отказался.
В 874 г. совершен неудачный поход русов на Царьград. В 874 г. произошло третье, Аскольдово, крещение русов в Киеве. В этом же 874 г. произошло чудо с несгоревшим Евангелием митрополита Михаила Сирина. В 875–876 гг. началось  сосздание Аксольдовой летописи в Киеве.

В 876 г. произошло убийство Аскольдом князя Дира.
Сообщения Повести временных лет о воцарении Олега в Киеве и убийстве Аскольда и Дира также перекликаются с данными «Гази–Барадж».
Вот как эта история выглялдит в русской летописи. Завершение оформления Древнерусского государства принято связывать с захватом Киева легендарным Олегом (6390/882 г.). Вот так рассказывает об этом летописец. «Поиде Олег, поим воя многи, варяги, чюдь, словени, мерю, весь, кривичи, и приде къ Смоленьску съ кривичи, и прия град, и посади мужь свои, оттуда поиде вниз, и взя Любець, и посади мужь свои. Ии придоста къ горам хъ киевьским и уведа Олег, яко Осколд и Дир княжита, и похорони вои в лодьях, а другия назади остави, а сам приде, нося Игоря детьска. И приплу под Угорьское, похоронив вои своя, и присла ко Асколду и Дирови, глаголя, яго: “Гость есмь, и идем въ Греки от Олга и от Игоря княжича. Да придета к нам с родом своим”. Асколд же и Дир придоста, и выскакаша вси прочии из лодья, и рече Олег Асколду и Дирови: “Вы неста князя, ни рода княжа, но аз есмь роду княжа”, и вынесоша Игоря: “А се есть сын Рюриков”. И убиша Асколда и Дира, и несоша на гору, и погребоша и на горе, еже ныне зоветь Угорьское, кде ныне Олъмин двор; на той могиле поставил Олъма церковь святого Николу; а Дирова могила за святою Ориною. И седе Олег княжа въ Киеве, и рече Олег: “Се буди мати городом русьским”. И беша у него варязи и словени и прочи, прозвашася русью. Ме же Олег нача городы ставити, и устави дань словеном, кривичем и мери...».
То есть, в известии в Повести временных лет под 882 г. говорится о взятии Олегом Смоленска и Любеча, где он посадил своих мужей, и Киева. Подъехав к Киевским горам, Олег узнает, что в близлежащем городке правят Аскольд и Дир. Спрятав воинов, Олег хитростью выманивает Аскольда и Дира. Когда же спрятанные воины выскочили из засады, Аскольду и Диру было объявлено, что они не князья и не княжеского рода, «но азъ (Олег) есмъ роду княжа». Перед Аскольдом и Диром выносят малолетнего Игоря со словами: «А это сын Рюрика». Затем Аскольда и Дира  убивают. Олег садится на престол в Киеве, объявив его Матерью городов русских. И бывшие у него варяги, славяне и другие прозвались русью.

Любопытно, что кровавая драма, разыгравшаяся на берегу Днепра, имела, судя по всему, некоторые основания, несмотря на всю ее «фольклорность». В одном из анонимных хазарских документов X в., так называемом Кембриджском документе, или тексте Шехтера есть несколько загадочное упоминание о некоем «царе руссов» Хельгу, обманом захватившем город Самкарая:
«И еще, в дни Иосифа царя (хазарский царь, около 920–960 гг.)... гонение обрушилось во время дней Романа (Роман I Лакапин, византийский император, 919–944 гг.) злодея. Когда это стало известномоему господину, он избавился от многих христиан. Сверх того Роман послал большие дары Hlgw (Х–л–г–у, Helgo), царю Руссии, побуждая его на его собственную беду; он пришел ночью к городу С–м–к–рай (возможно, Тмутаракань) и взял его воровским способом, потому что его начальника, вождя войска тогда там не было. … он пошел в гневе на города Романа и губил и мужчин, и женщин. И он взял три города, не считая деревень большого количества. Оттуда он пошел на город … возможно греческий Херсонес (Корсунь русских летописей) и воевал против него. … И пошел он против своей воли и воевал против Константинополя … на море четыре месяца. И пали там его мужи доблестные, так как македоняне победили его благодаря (греческому) огню».


В тексте «Гази–Барадж» есть  подтверждение сообщения Повести временных лет. Но его смысл несколько иной. Как и Повесть временных лет, «Гази–Барадж» сообщает о походе на Башту Салахби, сопоставимого с Олегом. Однако этот поход имел свою предысторию.

Главным разногласием «Повести временных лет» и летописи «Гази–Барадж Тарихы» в описании событий 882 г. является то, что Олег в «Повести временных лет»       назван только родичем Рюрика, а Салахби булгарской летописи — сыном садумского бия Эрека. А бывший, согласно «Повести», сыном Рюрика Игорь, по данным «Гази–Барадж», оказывается сыном Лачына — знатного балтавара Поднепровья.      

Вследствие образования на Днепре Урусского княжества с центром в Башту — Киеве и с приходом к власти устранившего хазарское наместничество Салахби, на территории нового княжества меняется и состав населения, и его религиозная ориентация. Таким образом, текст летописи «Джагфар Тарихы» позволяет проследить не только корни наименования «рос» и не только родословную династии русских князей, но и живой процесс постепенного формирования во второй половине I тысячелетия древнерусской народности. Однако, новое видение некоторых аспектов истории Киевской Руси в свете данных булгарской летописи «Гази–Барадж» еще не получило права на полное признание, поскольку утрачен подлинник летописи на булгарском тюрки.

Согласно «Гази–Барадж Тарихы» правившие в Кара–Булгаре в Поднепровье в первой половине и середине IX в. Угыр Айдар и его сын ГабдуллаДжилки из древнего тюркского рода Дуло, ведущего свое происхождение от Атиллы и Куврата, в ходе противостояния хазарам действительно стали называть себя не балтаварами, а каганами. Но каганы Поднепровья заявили не только о своей независимости, но и о своем законном праве наследования титула кагана от своего великого предка – кагана Великой Булгарии Куврата (629–660 гг.)

Урусская и Баштуйская области с центром в Башту отделились от Кара–Булгар, образовав самостоятельное, но зависимое от хазар княжество. В Башту еще задолго до событий 882 г. правили урусский князь Джир и хазарский наместник Ас–Халиб. Однако около 870 г. Ас–Халиб убил Джира и его старшего сына, выдав их за тайных мусульман. И в ответ на изъявление покорности хазарам сам получил от кагана титул урусского бека. Кроме того, Ас–Халиб дал обещание передавать под управление хазар все завоеванные им у соседей области. Это имело свое основание, так как он задумал захватить весь Кара–Булгар и Булгар для своих сыновей.
Еще в 870 г. Ас–Халиб послал своего сына Булата, сидевшего в Галидже, в набег на Булгар. Но садумский бий Эрек, наместник Булата, напротив, вступил в блок с возглавлявшим Булгар Габдуллой Джилки. В ходе этого противостояния бий Эрек и чирмышан Алабуга должны были совместно взять Башту. Однако эта операция не состоялась. Тогда хан Булгара Габдулла Джилки вторично призвал Эрека к новому совместному походу на Башту, который стал к этому времени цитаделью хазар в Кара–Булгаре. Перед этим походом Эрек утвердился в Галидже и Балынской области и взял в плен сына Ас–Халиба Булата.

Есть другая   версия об Аскольде и Дире. Согласно ей, на Руси объявился еще один доблестный воин, по имени Халиб, то есть «Победитель». На Руси он имел прозвание «Сарматский тирарь», то есть «пасынок». В скандинавских сагах он стал известен как Haskuld.

И только в 882 г. на Башту двинулся сопоставимый с летописным Олегом сын Эрека Салахби. Вышел с войсками на Башту и Алабуга из Булгар, а затем и старший сын Габдуллы Джилки и соперник Лачына – Алмыш.
На пути к Башту ими была взята крепость Батавыл. «Анчийцы сына Джира Джуна со страшной резней ворвались в город и взяли его. Алмыш самолично подъехал к балтаварской юрте и выбросил из нее дрожащего от страха дядю, как щенка». Но убить брата своего отца Алмыш не мог. И «Лачын, плача от унижения, уехал с двумя своими женами в Итиль, и вскоре умер там от позора». Но его сына от башкортки — Угыра — Алмыш оставил себе.
На престоле Кара–Булгарского Саклана в Батавыле на Левобережье Днепра сел вместо Лачына, став балтаваром Саклана, Алмыш. А после взятия Башту на престол Киевского княжества – Баштуйского бекства был посажен сын Ланыча Угыр, соправителем которого стал Салахби.
Об этом было объявлено баштуйским боярам, которых предупредили, что в случае сопротивления им будет плохо. Боярам показали привезенного Алмышем Угыра, и они согласились с Салахби в том, что он будет соправителем Угыра, и заключили с ним договор. Бывший в это время беком в Башту Ас–Халиб и его сын Булат отказались подчиниться решению бояр, и тогда их привели к Салахби силой. Ас–Халиб обнажил меч и хотел зарубить Салахби. Но сторонники Салахби были начеку, и Ас–Халиб был убит ударом копья. Поспешивший на помощь отцу сын Ас–Халиба Булат, по–видимому, бывший здесь же, как пленник Эрека, был зарублен.
В целом все сказанное делает поход Салахби на Башту более обоснованным, чем описания похода в Повести временных лет. И то, что Салахби становится соправителем малолетнего сына Лачына Угыра, вполне в духе того времени — Олег–Салахби выступает как бы в роли всесильного бека при бесправном, но в достаточной степени знатном правителе Поднепровья по образу всесильных беков Хазарского каганата. И то, что Угыр оказывается сыном балтавара Саклана Кара–Булгар Лачына, кажется более естественным, чем сообщение Повести временных лет о том, что Олег отправился в далекий и опасный поход с малолетним сыном Рюрика.
В 876 г. в Хазарии произошла история, которая повлияла на события в Киевской Руси. Буртасский бий Худдада убил Ильяса Бурнаша. Новый хазарский каган Арслан  ненавидел Ильяса и мечтал освободиться от его опеки. Когда весть о гибели Ильяса достигла Киева, слуга кагана Аскольд убил Дира  и его старшего сына.  Булгарский летописный свод Наримана (XVI в.) сообщает некоторые подробности о гибели Дира: каган Хазарии Арслан решил наказать Дира «за старые и новые грехи», имея в виду его непослушание кагану. Он повелел двум биям Шам–Аскалу, сыну Барыса Шам–Алана, и Урум–Аслану (Аскольду) арестовать Дира. Во время ареста один из воинов Шам–Аскала, заметив сопротивление князя Дира, убил его выстрелом из лука. С двоевластием было покончено. То есть Аскольд, будучи верховным жрецом Огнебога как властитель русичей, одновременно стал христианином, получившим при крещении имя Николай. Русичи–язычники не были согласны с этим. Аскольд же оправдывал это тем, что одной из главных мистерий Огнебога было обретение солнечного креста и всезнающей книги. А он якобы обрел их путем духовного отождествления Крышеня и Христа. Крестом стало второе крещение 874 г., а книгой – Евангелие, которое не горит в огне.  Сперва русичи высмеивали двуличного Аскольда, но после того как Аскольд разгромил языческое святилище в Киеве, разогнал жрецов и стал насильно крестить русичей, им стало не до шуток. Службы по православному греческому обряду шли в храме св. Ильи в Киеве. Русичи прознали и про то, что Аскольд стал верным слугой хазарского кагана, и после изъявления своей покорности иудейской Хазарии, принял титул Русского бека. Беспринципному Аскольду этого было мало. Он мечтал завоевать всю Великую Скифию с тем, чтобы установить в ней хазарскую власть. А это противоречило национальным устремлениям русичей, которые дружили с народами Кара–Саклана. По преданию, сохранившемуся в булгарском летописном своде XVI в. «Нариман тарихы», хазарский каган якобы назначил князя Рюрика улугбеком, наместником провинции Шуд , северо–западной провинции Руси, которую булгары и хазары считали зависимой от них территорией и собирали с нее дань. На самом же деле князь Рюрик никому не выплачивал дань, а сам собирал ее для себя с подвластных ему племен.

Смущает историков то,  не только то, что легенда о призвании на Русь «володеть» русской землей трех братьев «норманнов» и воцарении Рюрика— мнимого родоначальника русских князей на юге Руси — приводится лишь в «Повести временных лет.», но и то, что  ни одно произведение XI в. не называет Рюрика основателем княжеского рода. А «Слово о законе и благодати митрополита Иллариона» и «Память и похвала князю русскому Володимиру» возводят начало династии русских князей к Игорю «Старому».
Итак, главным разногласием сведений в «Повести временных лет» и в летописи «Гази–Барадж Тарихы» в описании событий 882 г. является то, что Олег в «Повести временных лет» назван только родичем Рюрика, а Салахби булгарской летописи — сыном садумского бия Эрека. А бывший, согласно Повести временных лет, сыном Рюрика – Игорь, по данным «Гази–БараджТарихы», оказывается сыном Лачына — знатного балтавара Поднепровья.
И это сообщение особеннно важно, так как русский князь Киевского княжества в Приднепровье Игорь — Угыр, сын Лачына — при ближайшем рассмотрении оказывается принадлежащим к древнему булгарскому роду Дуло и далеким (десятым по счету) потомком правившего в Поднепровье в VII в. кагана Великой Булгарии Куврата. Угыр, Лачын, Угыр Айдар, Кан–Караджар, Тат–Утяк Сарачин, Авар, Сулаби, Бат–ТимерДжураш, Бат–Боян, Куврат – родословная, по «Джагфар тарихы.     Важно и то, что от династии Дуло ведут свое начало не только киевские князья, но и правящие династии Польши, Моравии и других европейских государств.

В «Поучениях Святослава» говорилось:
– Тот чудесный воин, посланник Тангры, запечатлен в камне в виде Мадарского всадника. В поэзии его запечатлел  Хайджин. Так пел на трёк-булгарском языке бек Хайджин  Муса Балтаварлы, а по–русски – тмутараканский князь Мстислав Владимирович, сын Владимира I, внук Святослава:
 
Напрасно вспоминать наши счастливые времена перед дальней дорогой,
Напрасно  оглядываться, если народ почти ничего не знает
О Наджи (Подземном мире), Суваре (Небесах) и Джамыре (Земле),
О двух сторонах жизни – о Свете и Тьме, о Добре  и Зле –
И даже стесняется об этом думать.


Опять навстречу летят орды других кочевников и новые народы. А мой златогривый конь Кеме скачет по холмам степных веков. Мимо  уходящих булгарских правителей. Лишь о некоторых можно узнать какие–то известия.

Вот, интересный  род Кабана.   Как мы помним,  Кабан был дружинником Лачына. Когда Лачына пригласили возглавить алтынбашских булгар, и он с горя согласился (так как любимая им сакланская княжна предпочла выйти замуж за его брата Кубара), то Кабан последовал за Лачином. Но потом он вернулся в Макидан. Его потомок Яна–Кабан умер на службе в Улаге. Сын Яна–Кабана – Ыран–Диу Сакчи отличился при защите границы, подавил мятеж друзей Урума и передал власть Амуртагу (Омуртагу). При этом царе Сакчи отбил нападение самого царя Рума.  Амуртаг(Омуртаг, Омортаг, Мортагон – Мортаг, Критагон – Критаг), сын Крума — правил в  Булгарии с 814 по 831 гг. Омуртаг титуловал  себя — канасювиги, этот титул читается на каменных надписях на греческом языке, сделанных по заказу владетеля.  Его сын Батыр также  как и его дед, был наместником Улага. Сын Батыра Даныш пользовался большим почетом при дворе. Сын Даныша Багыл был женат на сестре бека Шамиля. Сыном Багыла был Маркар Макидан, приезжавший в Ак Булгар. Кстати, сравнение известия Гази–Бабы с данными летописей Руси позволяет заключить, что Маркар Макидан (Македонский) является знаменитым Дунайско–Булгарским философом Марком Македоняниным. Никоновская летопись, сохранившая немало уникальных сведений о Волжской Булгарии, сообщает, что в 990 г. Киевский князь Владимир I направил в Волжскую Булгарию философа Марка Македонянина с миссионерскими целями.