Волжский царь. Глава 27

Борис Рябухин
Волжский царь. Глава 27

НОРМАННЫ, ВИКИНГИ

Скандинавские народы – норвежцы, датчане и шведы – принадлежат к северной группе германоязычных народов, заселивших в первые века н. э. современные Норвегию, среднюю и южную Швецию, Зеландские острова и полуостров Ютландия. Они говорили на разных диалектах древнескандинавского языка, которые мало отличались друг от друга. Они поддерживали торговые связи с Римской империей, а затем после конца V в. с варварскими королевствами Европы.
Норманнский динамизм политических отношений повлиял и на сложение устойчивых политических связей на востоке Европы. В VI в. одна из норманнских групп поселилась в устье Западной Двины. В том же веке конунг Ивар Широкие Объятия завоевал на время Эстляндию и Лифляндию. Норманны постепенно осваивали пути по рекам Восточно–Европейской равнины и являли собою пример преуспевающих торговцев.
До эпохи викингов, до конца VIII в. в Скандинавии было не менее трех королевств, которые возводили свои родословные к богу Одину и его сыновьям, в частности, к Сигралми. От Ингви происходили Инглинги, от Скьелда – Скьелдунги.
В VI в. Ивар Широкие Объятия – Видфадме – из рода Скьельдунгов из Сконе (Южная Швеция) изгнал из Упсалы представителя рода Инглингов, и стал родоначальником шведских и датских королей. Его Шведское королевство включало в свой состав среднюю и южную Швецию, Данию, Эстляндию и Лифляндию.
В VII в. короли южной Швеции овладели Курляндией. Передовые отряды викингов в середине VIII в. проникли через Хольмгардский залив, Неву и озеро Нево в Волхов и там основали крепость Альдейгьюборг (Ладогу). Это было в 753 г. Так началось освоение торгового пути «Из варяг в греки».
Этот новый торговый маршрут принято называть «Путем Из варяг в греки». Подробное описание его южной части приведено Константином Багрянородным. Полностью же весь маршрут изложен в недатированной части «Повести временных лет» (откуда он получил свое название): «бе путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, и верх Днепра волок до Ловоти, и по Ловоти внити в Ылмерь озеро великое, из него же озера потечеть Волхов и вътечеть в озеро великое Нево, и того озера виидеть устье в море Варяжьское. И по тому морю ити до Рима, а от Рима прити по тому же морю ко Царюгороду, а от Царягорода прити к Понт море, в не же втечеть Днепр река. Днепр бо потече из Оковьскаго леса, и потечеть на полъдне, а Двина ис того же леса потечет, а идеть на полунощье и внидеть в море Варяжьское».
 Именно эта цепочка рек и переволок явилась связующей нитью между северными и южными землями, населенными восточными славянами, балтами и финно–уграми. Вокруг нее начало оформляться ядро тех земель, которые по пришествии недолгих лет составили Древнерусское государство. Естественными центрами объединения земель стали Новгород и Киев, контролировавшие крайние точки пути «Из вяряг в греки». Путь «Из варяг в греки» – ось не только политической карты, но и политической жизни Киевской Руси. Ее единство крепко, пока оба конца пути в одних руках, доказывали историки.

Приблизительно к этому же времени относятся и первые сведения об истории славян, попавшие на страницы древнерусских летописей: «По мнозех же времянех сели суть словении по Дунаеви, где есть ныне Угорьска земля и Булгарьска. И от тех словен раидошася по земле и прозашася имены своими, где седше на котором месте. Яко пришедше седоша на реце имянем Марава, и прозвашася морава, а друзии чеси нарекошася. А се ти же словене: хорвате белии и серебь и хорутане. Волхом во нашедшем на словени ина дунайския, и седшем в них и нисилящем им, словене же оби прешедше седоша на Висле, и прозвашася ляхове, а от тех ляхов прозвашася поляне, ляхове друзии лутичи, ини мозовшане, ини поморяне.
Тако же и ти словене пришедше и седоша по Днепру и нарекошася поляне, а друзии древляне, зане седоша в лесех; а друзии седоша межю Припетью и Двиною и нарекошася дреговичи; инии седоша на Двине и нарекошася полочане, речки ради, яже втечеть в Двину, имянем Полота, от сея прозашася полочане. Словени же седоша около езера Илмеря, и прозвашася своим имянем, и сделаша град и нарекоша и Новъгород. А друзии седоша по Десне, и по Семи, по Суле и нарекошося север. И тако разидеся словеньский язык...».

В первой половине IX в. был основан г. Хольмгар (Рюриково Городище) на острове в истоках Волхова.
Из скандинавских саг известны имена трех следующих конунгов Хольмгарда: Эймунд, тесть Хальвдана («Пергамен с Плоского острова»); Роллауг («Сага о Хервере»); Хертинг («Сага о Тидреке Бернском»). Скандинавы называли Русь «Страной городов», то есть  «Гардарики», или «Гарды», и стремились посещать Русь возможно чаще в погоне за добычей. Здесь они встретились с русичами, которые, продвигаясь на север с Днепра, стремились овладеть балтийско–волжским торговым путем (Austervegr).
Катализатором политического процесса было резкое увеличение серебра в торговых факториях Руси. Серебро поступало на Русь двумя основными путями: по Волге и по Дону. Через Волго–Окское междуречье оно попадало в верховья Волги, откуда главный поток серебряной монеты периода его массового ввоза из стран Востока  направлялся по рекам ильменского бассейна (Мсте и Поле) к истоку р. Волхов. На всей территории Северной Руси по концентрации серебра явно выделяются два района – низовья и верховья Волхова, два главных центра Новгородской земли – Ладоги и Новгорода.
Основные торговые маршруты проходили по Волхову и Ильменю, Мсте, верхней Волге, верхнему Днепру, Оке, Дону. Если в Европе, ввиду ее богатства, норманны выступали как экспроприаторы, то в Восточной Европе, ввиду ее бедности –  как торговцы. Поэтому в отличие от Западной Европы, отношения Руси с варягами носили сравнительно мирный характер. Только в «Сказании о князе Хоже»  есть рассказ о противоборстве русов и варягов. Но оно не было острым, продолжительным, и  закончилось, в конце концов, якобы призванием варяжских князей на правление и образованием государства, в данном случае, Новгородского княжества.
Некоторые викинги–купцы плыли на восток по Волге до города Великий Булгар и далее на юг до Итиля. Эти торговые города стояли на пересечении сухопутных путей на Ближний и Дальний Восток. Путь на юг через Каспийское море приводил в Иран и Ирак на богатые рынки Багдада.
Викинги привозили моржовую кость, мечи, янтарь, меха и рабов. А взамен получали серебряные монеты и украшения, приобретали специи и предметы роскоши, благовония и пряности, драгоценные камни из Индии, китайские шелка и украшения из стекла.

Поток купцов–викингов, торговавших пушниной и оружием, встретился с мощным славянским колонизационным потоком в бассейнах Западной Двины, верхних Днепра и Волги, Приильменья, Волхова и Ладожского озера. Славяне основывали свои поселения, а норманны – свои. Было несколько форпостов норманнской колонизации:  Гнездово (возле будущего Смоленска);  Тимирево (близ Ярославля);  Альдейгьюборг на Волхове (Старая Ладога); Хольмгард (Рюриково Городище на верхнем Волхове); поселения на верхней Оке; город Витичев на Днепре(южнее Киева); Шестовицы (под Черниговым).
Из названных центров началось широкое освоение норманнами торговых путей по Днепру и Волге. Путь на Восток и Юго–Восток привел варягов в Волжскую Булгарию, Хазарию и Хорезм, на Каспийское и Черное моря. Путь на юг – в Византийскую империю. Варяги хорошо знали Константинополь, который называли «Великим городом» («Миклагартером»), и Иерусалим, который называли «Йорсалир», а себя – «Йорсалирсфарн». Заглавную роль в речных экспедициях порой играли «йомсвикинги», «черные викинги», выходцы с острова Волина, отличавшиеся наибольшей предприимчивостью.

С 840–х гг. норманы устраивали грабежи во Франции, Англии, Испании, Италии.   Добычу продавали  евреям. А в 848 г. норманы при помощи иудеев взяли и сожгли Бордо. В 840–841 гг.  вспыхнуло восстание славян на Пелопоннессе. Рориком взяты и разграблены г. Руана и г. Нанта. В 845 г. норманны взяли гг. Париж и Гамбург. Совершались набеги Рорика на Францию, Англию и Саксонию. В 850 г. император Лотарь возвратил Рорику Рустрингию. А Рорик был принужден отдать Рустрингию и взамен получил южную Ютландию с г. Хедебю. После этого Рюрик (Рорик) стал конунгом.

Основным занятием скандинавских хищников были грабежи и убийства, однако в ряде случаев варяги выступали и как мирные торговцы, что делало им честь, по сравнению с тысячами их собратьев, которых европейцы называли «язвой христианства» и молили Господа Бога спасти их от жестокости норманнов. Они сначала совершали жертвоприношения в честь своего бога Тора –  человеческую кровь. Жрец по жребию назначал  людей для жертвы. Приносимых в жертву людей оглушали одним ударом бычьего ярма по голове. Особым приемом выбивали мозг, сваливали на землю и  отыскивали сердечную железу, то есть вену. Извлекали из жертвы всю кровь и, согласно своему обычаю, смазывали ею свои головы.  Кстати сказать, так действовали воины Рорика, а также воины Аскольда и Дира, Олега Вещего, Игоря Рюриковича. Никто не был свободен от жестокости в те недобрые века.
В Византии и на Руси выходцев с Балтики, служивших воинами–наемниками, называли «вэрингами» или «ворингами». Отсюда и слово «варяги», получившее широкое хождение в значении «наемные воины, давшие клятву». В скандинавском обществе их называли «vaeringjar». В Англии их именовали «датчанами», в странах Европы и Средиземноморья – «норманнами» (северными людьми). Термины «варяги», «колбяги», «килфинги», «варинги» выражают отнюдь не этническую принадлежность, а род занятий. Они были отчасти похожи на рыцарей, только служили богу Одину или Тору, или Валькирии. Таким образом, на морях – Балтийском, Северном, Норвежском, Средиземном и в Атлантическом океане собиралась вольница, которая  подчинялась только своему конунгу. Среди викингов оказывались люди из западных славян или из русов. Арабы в IX –XI вв. часто сообщали о набегах русов или норманнов под именами «warank» по–арабски, или «warangoi» по–гречески.
Предводители норманнских дружин занимали высокое положение в скандинавском обществе. Они называли себя конунгами, чтили законы Одина и свято соблюдали исполнение этих законов в стране. Они опирались на решение тингов (вечевых собраний) и на местную знать. Свою власть они считали священной, происходящей от бога Одина по праву крови и наследования. Под их защитой простые скандинавы, бонды и карлы, могли селиться на завоеванных землях там, где хотели, и там, где это право им предоставлял закон. Так они образовали предгосударственные и государственные объединения на Датском праве, какие возникали в Англии, Ирландии, Исландии, Гренландии, Винланде (Северной Америке), на островах, на полуострове Нормандия во Франции, на Сицилии.
Когда  на  Русь в 862 г. был призван князь Рорик Ютландский (Рюрик) на княжение Ладожское, потом Новгородское, чаще всего норманнская верхушка вела себя в  странах норманнского влияния толерантно.  Главное, чтобы подданные исправно платили им дань, а в остальном были свободны. В результате верхушка норманнов занимала место правящего класса и сливалась с правящим классом другой страны. Поселившиеся воины–викинги становились либо дружинниками, либо пахарями, либо торговцами, ассимилировались с местным населением, приспосабливаясь к обычаям страны поселения. В странах, которые норманны не могли завоевать, они долгое время служили воинами–наемниками у императоров, королей, великих князей. Так было, например, в Византии и на Руси до середины XI в.
Были нередки случаи образования специальных отрядов отчаянных храбрецов, которых называли «берсеркерами» – «медвежьими куртками». Они не знали страха, так как перед схваткой, следуя заветам своих богов, искусственно возбуждали себя, поедая галлюциногенные грибы – мухоморы.

Вот что рассказывал о готах  Бременский Адам в своем труде «Деяния архиепископов Гамбургской церкви»: «Из самих народов Сведии ближе всех к нам обитают готы, именуемые западными; другие называются восточными. Вестраготия же соседствует с областью данов, которая называется Сконе. Говорят, что из нее 7 дней пути до большого города готов Скары. Далее, возле того моря, которое называется Балтийским, вплоть до Бирки простирается Остроготия. Первым епископом готов был Тургот, а вторым Готшалк, по рассказам, муж мудрый и благонравный, если не принимать во внимание того, что он сидел дома и предпочитал отдых труду. Третьим наш архиепископ поставил Адальварда Старшего, истинно достохвального мужа. Впоследствии, перебравшись к варварам, он как учил, так и жил. Благодаря святой жизни и умению проповедовать, он, говорят, приобщил к христианской вере великое множество язычников. Он также прославился чудесами, данными ему за добродетель, а именно: когда стесненные нуждой варвары просили его, он делал, чтобы лил дождь или чтобы снова наступала ясная погода, и прочее, чему до сих пор стремятся научиться мудрецы. Этот замечательный муж жил в Готии, неустанно проповедуя всем имя Господа Иисуса, и там же после многих испытаний, которые он охотно претерпел ради Христа, оставил земле победительницу–плоть, дух же его принял небесный венец...
 Римские писатели называют готов гетами. Это о них, очевидно, говорит Вергилий:

...И быстрые также гелоны,
В бегстве к Родопе несясь, в пустыни ли гетские, – эти
Кислое пьют молоко, смешав его с конскою кровью.

Говорят, что готы и сембы всегда поступали подобным образом. Точно известно, что они пьянеют от лошадиного молока».

С властным приходом конунга Ютландского Рорика в Ладогу и на Рюриково городище связано образование Новгородского княжества и начало династии Рюриковичей. И это было судьбоносное в истории Руси событие, когда конунг Рорик Ютландский пришел в Ладогу и Новгород. Это было продолжением и очередным этапом в процессе государственного образования, когда верхушка состояла из скандинавов–воинов, а население и общество оставались славянскими, русскими. Теперь необходимо было образовать территорию Русского государства, используя племенные предгосударственные объединения вдоль великого водного пути «Из Варяг в Греки». И этот процесс проходил на Руси во второй половине IX в. Исполнялось пророчество славянских жрецов о том, что спасение Руси придет с Севера.