Волжский царь. Глава 26

Борис Рябухин
Волжский царь. Глава 26

КНЯЗЬ ДИР

В сообщении «Повести временных лет» (866 г. назван ошибочно)  Аскольд и Дир названы боярами Рюрика. По легенде, отпросившись у князя Рюрика ехать в Царьград, его сподвижники Аскольд и Дир поплыли по Днепру и осели в небольшом городке у Киевских гор, жители которого платили дань хазарам. 
Нападение Аскольда и Дира с войском на Царьград произошло в отсутствие императора Михаила. Когда император возвратился, он с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви Святой Богородицы во Влахерне. Потом они омочили в море ризу Пресвятой Богородицы – и тут внезапно поднялась буря. Корабли Аскольда и Дира разметало, и они были разбиты.
 
По легенде, в 860 г. произошло нападение русов под начальством князей Аскольда и Дира на Царьград. Состоялся морской поход русов на Константинополь. Поражение под Константинополем смутило многих русов и варягов, решивших, что христианский Бог сильнее их языческих богов Перуна и Одина. Дир, тяготившийся даннической зависимостью от хазар, первым из князей принял христианство от греков. С ним вместе это сделали некоторые влиятельные русские бояре.

Вот что  сообщает булгарское предание.
Вскоре после похода 860 г. на Истанбул,  Ирек, по одним сведениям, умер, а по другим – просто отошел от дел по причине почтенного возраста и через несколько лет тихо почил в своем уединенном жилище на острове озера Галидж (на острове Валаам). Как бы то ни было, после этого его стали называть Карт–Иреком (Старым Рюриком). По его просьбе, правителем  Дингер–Шуда назначили после него Кичи–Ирека. Когда однажды недовольные правлением Кичи–Ирека гаджильцы восстали против него, то сын Ирека Урум–Аскал (Аскольд) сурово подавил мятеж и заставил всех гаджильских и худских биев признать Кичи–Ирека улубием Шуд–Галиджа.

По-своему освещает события похода на Константинополь в 860 г. хроника Продолжателя Феофана. Анонимное сочинение было создано, вероятно, около 950 г. в кругах императора Константина Багрянородного и освещает период с 813 г. по 961 г. В книге, посвященной правлению Михаила III, сообщается о набеге росов в момент церковного противоборства в византийской столице сторонников патриарха Фотия и будущего патриарха Игнатия. В этой связи и сообщается о нападении росов на Константинополь 18 июня 860 г.:     «Потом набег росов (это скифское племя, необузданное и жестокое), которые опустошили ромейские земли, сам Понт Евксинский предали огню и оцепили город (Михаил в то время воевал с исмаилитами). Впрочем, насытившись гневом Божиим, они вернулись домой, — правивший тогда церковью Фотий молил Бога об этом, — а вскоре прибыло от них посольство в царственный город, прося приобщить их божьему крещению. Что и произошло».

В октябре – ноябре 860 г. произошло первое крещение русов около Константинополя.

Анты же удержались от этого соблазна, вспоминая золотые времена булгарского правления. Произошел разрыв  православной Византии  (Фотий) с папским престолом, папой Николаем.
Сообщенные летописцем в Повести временных лет  сведения о походе Аскольда и Дира на Царьград якобы были взяты у грека Амартола. Георгий Амартол (грешник), Георгий Мних (монах) – византийский летописец, монах,   автор «Хроники» («Краткая хроника, собранная и составленная по различным хронографам и толкователям Георгием Грешником»). В  его известной в Византии и на Руси  «Хронике» излагается  всемирная  историю от сотворения мира до 842 г. Жил в Византии при правлении императора Михаила III (842–867 гг.). Однако в его сочинении на греческом языке Аскольд и Дир также не упоминаются.

О нападении на Царьград в 860 г. сообщает и Никоновская летопись XVI в. В ней под 876 г. написано  о нападении князей Аскольда и Дира на Константинополь, после чего приключился им «гнев Божий». Русы, по легенде,  заключили мир с Византией и обещали креститься, просили об этом архиерея.
По легенде, они не стали креститься, пока им не будет знамения, для чего попросили ввергнуть в пламя Евангелие. Архиерей со словами: «Христе Боже, прослави имя Твое!» – поставил Евангелие в огонь, и оно не загорелось. Увидев это,  русы все крестились.
Этот текст перекликается с Окружным посланием патриарха Фотия 867 г. о принятии Русью православия и о прибытии на Русь епископа.

В Никоновской летописи также сообщается,  что в 864 г. «от Булгар» был убит сын Аскольда.
Не исключено, что одним из источников для летописца «Повести временных лет» могли быть те же булгарские или хазарские тексты, которые использовал эмир Гази–Барадж при составлении своей летописи, и названные там  имена Ас–Халиб и Джир видоизменились в Аскольда и Дира в Повети временных лет.
Среди событий середины IX в. в летописи «Гази–Барадж» сообщается о нападении на Константинополь русов Аскольда и Дира в 860 г., о последующем крещении одного из русов, а также об убийстве сына Аскольда.

В конце 50–х гг. IX в. Хазарским каганатом правил всесильный бек Ильяс. Три года Ильяс втягивал в войну с Кара–Булгаром кагана Манаса, но это ему не удавалось. Тогда возглавляемые им иудеи в 858 г. зарезали Манаса и посадили на трон его сына Исхака, который дал возможность беку продолжить войну с Кара–Булгаром Поднепровья, которая на этот раз оказалась успешной.
Во главе Кара–Булгара стоял в это время сын умершего в 855 г. кагана Угыр Айдара мусульманин Габдулла Джилки, так же, как и его отец, называвший себя каганом.

В «Гази-Барадж Тарихы» есть  такая легенда.
Хазары напали на Кара-Булгар, Габдулла Джилки отступил, и хазары осадили Башту. Обороной крепости руководил в это время сардар анчийского ополчения Джир. Ильяс заявил осажденным, что в случае сдачи города Баштуйской и Урусской областям будет предоставлен статус свободного от Кара–Булгара, но подвластного хазарам объединения.
При поддержке младшего брата кагана Габдуллы Джилки язычника Лачына и Ас–Халиба город был взят. Джир получил титул русского бека, который должен был править под наблюдением хазарского наместника Ас–Халиба. Башту — центр нового княжества — обязался выплачивать дань хазарам и помогать им войсками. Ас–Халиб со своим отрядом въехал в Башту. У ворот, получивших название Яхудских, учредили хазарскую таможню, часть города была отдана под хазарский квартал. За три дня жители собрали дань, и бек Ильяс увел из города свое войско. А на трон саклана Кара–Булгар вместо кагана мусульманина Габдуллы Джилки был возведен язычник Лачын хазарской ориентации. Так перестало существовать единство Кара–Булгарской державы – Росского каганата Угыр Айдара.

В «Поучениях Святослава» приводится  старобулгарское предание о князе Карт–Иреке (то есть Рюрике) и об основании им Новгорода в верховьях реки Волхов приблизительно в конце 840–850–х гг., по данным «Свода Наримана» («Нариман тарихы»), XVI в.
Свод  «Нариман тарихы» ограничивается кратким свидетельством о смерти князя Рюрика после уединенного жития на одном из островов Ладожского озера, может быть, на острове Валаам.
 В своде «Джагфар тарихы» Кара–Булгарский царь ветви Бат–Бояна Лачын, сын Угыр Айдара, царь Черной Булгарии называется родоначальником династии правителей Руси. Он вошел в легенды Руси под именем «Рюрика», а его сын Угыр Лачыни – под именем «Игоря Рюриковича», почему его ветвь булгарских правителей получила название «династии Рюриковичей».
В «Джагфар тарихы» упоминается и  брат Вещего Олега (Салахби) –  Сунбай, который  возглавил в 838 г. Булгарское посольство в Константинополь и Ингельгейм.
Может быть, это – замена русских имен на булгарские, или мифологизация исторических личностей, бог его знает. По крайней мере, увиденные мной в дворцах Царицыно под Москвой бронзовые статуэтки российских князей и царей дают основание подозревать сходство первых князей Руси с ханами  кочевых племен. 

Еще одно мнение восточных источников. Сыновья Худ–Ибера – Ирек (Рюрик) и Халибдан, не желавшие участвовать в смуте, покинули страну. Халибдан отправился в область Джарвыш (Фризию) и изгнал оттуда марангов в отместку за убийство отца. А Ирек поплыл в Галидж, в котором видел Булгарское наследство своего предка Ганбита. Иреку удалось захватить Галидж в то время, когда в Хазаре бушевала своя смута – Кабирская (813–822 гг.). Урус–Айдар (815–855 гг.) присоединил к Кара–Булгару Бырбат (южную Белоруссию) и получил Дингер–Шуд. А Будим, сын Корыма и отец Дира, предложил ему нанять Ирека как родственника (Айдар, как и Будим, также были потомками Атиллы) на службу.
Айдар последовал его совету, и по его приказу кара–булгарский инал Галиджа Куштанмыш  (Гостомысл) нанял Ирека на службу и назначил его улубием (старшим князем) Шуд–Галиджа. Время показало, что совет Будима был верен – Кара–Булгарские владения Урус–Айдара все чаще всего называли его именем – Урус Йорт «владение Уруса», то есть кана Айдара. Худцы Галиджа также стали называться «урусами» (отсюда слово «Русь»?), ибо служили Урус–Айдару. Однако и после смерти Айдара имя «урус» сохранилось за хазарскими худцами–буряками.
Вот сколько  мнений о Рюрике ¬ и это только капля в море.
Вряд ли Гостомысл был булгарином Кунтамышем, хотя вполне возможно, что славянин Гостомысл был судьей и наместником Ладоги и принимал какое–то участие в приглашении князя Рюрика. Булгарский источник настаивает на сравнительно раннем прибытии Рюрика в Ладогу–  «Джагфар тарихы» называет 821 г., и сообщает о его якобы поступлении на Булгарскую государственную службу, по рекомендации отца Дира князя Будима.

После внезапной странной смерти хана Крума наступил момент нестабильности в Булгарском ханстве. Осталась огромная армия и осадные машины, приготовленные для взятия Константинополя. Управлять страной стали трое — Дукум, Диценг и Цог, вероятно, военачальники Крума. Однако, после короткого периода смуты в верхушке власти, управление в Булгарии принял хан Омуртаг.

Царь Омуртаг (Омортаг, Мортагон, Мортаг, Критагон, Критаг), сын Крума,  был  правителем Булгарии с 814 по 831 гг.
При Омуртаге  по всей Булгарии развернулось большое строительство. Была восстановлена столица Булгарии Плиска, разрушенная в 811 г. императором Никифором. Там был построен языческий храм, обновлены городские укрепления. Был выстроен новый дворец на Дунае, о чём повествует надпись, высеченная на колонне: «Великий хан Омуртаг, пребывая в старом дворце своем, воздвиг преславный дом на Дунае и, измерив расстояние между двумя всеславными дворцами, насыпал посредине курган. От вершины этого кургана до моего старого дворца аула – двадцать тысяч оргий, и до Дуная – двадцать тысяч оргий. Сам же курган всеславен. Как бы хорошо ни жил человек, он умирает и рождается другой. И пусть рожденный после нас, увидев это, вспомнит его создателя. А имя владетеля Омуртаг – великий хан. Да благословит его Бог прожить сто лет».

Правящим классом Булгарии христианство  воспринималось как религия врага –  Византийской империи, и подвергалось гонениям. Во время преследований погибло более 370 видных христиан, среди которых известны епископ Никейский Леонтий, клирики Гавриил и Сионий, чьи головы усекли мечом, священник Парод, побитый камнями, и воевода Иоанн.
В наследство от хана Крума новый правитель Булгарии получил незаконченную войну с Византией. Он продолжал опустошать византийские земли. Но в том же 814 г. в решающем сражении с войсками Льва V булгары потерпели поражение и были вынуждены подписать мирный договор с Византией.
25 декабря 820 г. император Лев V был убит заговорщиками и на трон сел новый император Михаил II Травл. Византийский полководец Фома Славянин не признал нового правителя и в декабре 821 г., руководимые им мятежники, с суши и моря осадили Константинополь.
Подробнее дело было так. Омортаг поддерживал дружественные отношения с Византийской империей и смог оказать ей ценную помощь во время восстания Фомы Славянина (821–823 гг.).  Несмотря на то, что большинство государственных сановников и военачальников признали узурпатора, Фома отказался это сделать. Он командовал одним из корпусов византийской армии в Малой Азии, который состоял, главным образом, из выходцев тех славян, что поселились в Вифинии в VIII в. Возможно, и сам Фома был славянского происхождения. Его мятеж поддержали некоторые военные корпуса, расположенные в Малой Азии, а также грузины и армяне. Ему удалось воспользоваться недовольством части духовенства, да и населения, осуждающего иконоборческую политику константинопольского правительства. И Фома провозгласил своей главной целью восстановление почитания икон. Его поддержали крестьяне, большинство из которых стали к тому времени рабами.
Поскольку у Фомы в подчинении была часть византийского флота, он смог осадить Константинополь как с моря, так и с суши. Как только он пересек Босфор, толпы македонских и фракийских славян перешли  под его знамена. При этом император Михаил II запросил хана Омортага о помощи. Хан был готов угодить императору, послав булгарскую армию ему на помощь. В то время как булгары занялись сухопутными войсками Фомы, его флотилия была разбита той частью флота, что оставалась в распоряжении императора. Восстание было подавлено. Сам Фома был взят в плен и казнен.

Омуртаг титуловал  себя «канасювиги», этот титул читается на каменных надписях на греческом языке, сделанных по заказу владетеля.
Наследником  престола  был Енравота (Боян воин), старший сын хана Омуртага. Но он, из–за симпатий к христианам, был лишен трона. Позднее Енравота был осужден и казнен уже после смерти Омуртага, став первым из булгар христианским мучеником.
Джан–Арбат, сын Амуртага, был казнен за то, что, будучи главным гадателем («арбат–боян»), изменил вере предков.

 После смерти в 815 г. Туккая на престол взошел его сын Айдар (VIII в.– 865 г.). Он – один из известных царей Волжской Булгарии. В его годы в Булгарии делаются первые попытки принятия ислама. В начале IX в. Айдар  был  одним из самых известных царей Булгарии.

В 852–870 гг. киевский князь Светояр Бравлинович числился владетельным князем. В 852 г. произошел захват Киева князем Диром, сыном Будима. С того года появилось название «Русская земля». В это время произведена расправа в Киеве над братьями Скотеничами.

В «Поучениях Святослава» говорилось о том, что при булгарском кане Кара–Саклана (Аскыпа, или Скифии, или Украины) Урус–Айдаре (815–855гг.) «урусы,  свою славу стали иметь» в связи с провозглашением в 852 г. Русского бейлика (княжества) на среднем Днепре со столицей в Киеве.
Лишь в  общей форме это было отмечено в русской «Повести временных лет», под 852 г.: «…когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля»; а булгары называли её Урускалой и считали своей.

Тогда русским князем, по восточным источникам,  стал представитель рода Дуло – Дир (или Ас–Джир), внук Крума III, сын известного воителя князя Будима и греческой архонтиссы. Поэтому Дир имел прозвание по матери «Эллинский». Утвердившись с помощью Совета старейшин в Киеве, Дир правил разумно и справедливо, и киевляне  платили ему ругу.

От булгарского корня, в том числе, вырос и побег славного племени русов, которые жили в Каре–Саклане и Ак–Саклане (то есть в Скифии, на Северном Кавказе и в Идель–Урале) с древнейших времен всегда рядом с булымерами–булгарами, своими братьями. А когда приходили войны, то русы вместе с булгарскими племенами обороняли свою землю – Аскып, что раскинулась на огромных пространствах от Алтая до Дуная. Там кочевали тюря–булгары, или кибя–булгары, иначе говоря, главенствующие булгары, которых русы называли буржанами. Русы называли булгар халибами, дружили с ними, давая пищу и кров, когда это требовалось, воевали против греков и римлян в одном Степном союзе, ненавидели рабство и любили свободу.

В 852–876 гг. киевским князем был Дир Будимович. Дир  занял Киевский стол лишь тогда, когда киевляне на вече согласились признать его своим князем, преемником династии Белояров.
Но Хазария не собиралась отказываться от своих прав на Киев и была не прочь укрепить свое владычество.
При Дире наступило процветание торговли, киевские купцы вышли на международные пути, богатство Киева возросло, город разрастался. К Киевскому княжеству присоединилась вся Древлянская земля и часть будущей  Белоруссии до Припяти, так как ею владел отец Дира Будим.
Во времена Дира Киевскому княжеству пришлось проводить свою самостоятельную политику и обороняться от врагов. А враги пошли войной на Поросье и осадили Киев. Пожалев Киев, Ак–Урус Айдар уступил, лишился своего почетного титула «каган», и оказался в зиндане (в земляной тюрьме). Город Батавыл каган вернул вятичам, а весь Бырбат (Белоруссию) отделил от Кара–Саклана. Область Таш–Баш (по–русски –  Киевская Русь) каган Хазарии Буртас отдал под контроль булгарского рода Шамай и повелел называть ее Балын.

Во главе Кара–Булгара каган поставил сына Айдара Габдуллу Джилки, а во главе Искеристана – сына Будима Дира. Самого же Будима Буртас назначил иналом (судьей) Шуд–Галиджа (Словенской земли), со столицей в Ладоге, и велел ему укреплять край. Будим с помощью старейшины Гостомысла принялся возводить города, в числе которых были Изборск и Орешек; в них были построены крепости с булгарскими названиями. Ему помогали в этом Билис, сидевший на реке Мутной (Волхов или Булху) в крепости Танки, и Уркуян, бий Бисуры (Ижорской земли). Все эти сведения приводятся в  «Своде Наримана».
В Ладоге её жители в течение почти трёх столетий производили ювелирные украшения из стекла, кости, бронзы, янтаря, распространявшиеся затем в среде окрестных финнов и других покупателей. Известно, что булгарские купцы продавали арабам меха, вымененные у северных народов. Арабские купцы дальше Булгара не ездили, довольствуясь богатым местным, во многом перекупным транзитным рынком.