Волжский царь. Глава 25

Борис Рябухин
Волжский царь. Глава 25

КНЯЗЬ РЮРИК

В 862–879 гг. длилось княжение Рюрика Новгородского.

Наконец, на нашем пути спорный миф о князе Рюрике новгородском –  конунге Рорике ютландском. Датчанин Рюрик плавал по Балтийскому и Северному морям, Северному Ледовитому океану, морям Баренцову, Белому и Карскому.

По ленгенде, в 862 г., 8.09. в Ладогу прибыл конунг Рорик Ютландский на 160 кораблях, с шеститысячным войском. Князь Рюрик переехал из Ладоги и поселился на Рюриковом городище.  Призвание варягов и образование Новгородского княжества, колыбели русской вольницы, – якобы одно из ключевых событий Русской истории. 
Скандинавское происхождение «варягов» не может быть обосновано данными русских летописей. В литературе господствует мнение, будто слово «варяг» происходит от германо–скандинавского «var» — обет– и означает корпорацию викингов. Но не  удалось доказать германоязычие варягов. Имя «варяг» появляется одновре¬менно (в 20–е годы XI в.) в письменных источниках у греков (в форме «варанг»), арабов («варнак» или «варанк») и в северных сагах «веринг» — vaering. При этом в сагах «верингами» именуются только те викинги, которые служили в Византии. На Руси варяги составляли заметную прослойку еще в X в. При этом часть варягов (в широком смысле слова) называлась «русью». Спорно отождествлять летописную «Русь» со свеями–шведами. И ни один летописец не смешивал эти понятия. Не знают скандинавской Руси ни саги, ни другие западно¬европейские источники. Зато целый ряд источников указывает на «Русь» у южных берегов Балтики.

В  «Повести временных лет» (начало XII в.) написано: «В год 6367 (859). Варяги из–за моря взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян и северян, и с вятичей по белке от дыма.
В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».
И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные урмане (норвежцы), и англы, а еще иные – готландцы, – вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а наряда (управления) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозеро – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик».
Кстати, есть сведения о народе весь. По крайней мере, часть народа «весь» проживала во второй половине I тысячелетия н.э. к югу и юго–востоку от Ладожско–Онежского межозерья. Арабские путешественники знали о существовании северного народа «вису» (весь), с которым имел переписку царь волжских булгар и у которых «ночь менее часа».
Историк   В.Н.Татищев добавляет:  «Рюрик с братиею и своими домами, собравшися и взяв русь с собою, пришли к словянам... И от тех варяг прозвася страна сия Русь, еже потом Новгородская страна имяновалась; прежде бо были князи по родом их, а ныне владеют бывшие от рода варяжска...
Кресчение Булгар. И крести царь Михаил князя Булгарскаго Богориса и нарече его Симеон, и вси вельможи крестишася... Умре Синеус и брат его Трувор, и прия всю власть Рюрик един... Построи Новград над Волховом и, ту пребывая, роздаде области вельможам своим: овому Полоцк, овому Ростов, иному Белоозеро, иному Изброск, Смоленск и Муром. И по тем градом князи были варяги пришлецы. А прежде жители в Новегороде словяне, а Полоцку кривичи, в Ростове меря, в Белеозере весь, в Муроме мурома. Над всеми же сими облада Рюрик».

Рюрик  был знаком с крещением и у себя на родине.
Церковная история бременского каноника Адама, написанная в 70–е гг. XI в. «Деяния архиепископов гамбургской церкви», состоит  из четырех книг). Из краткого обзора трехсотлетней истории христианизации, приводимого Адамом, становится, в частности, ясно, что в это время скандинавские страны переживали культурный переворот.

Адам Бременский сказал мне:

–Это, разумеется, изменение десницы Всевышнего. Племена стали теперь жить мирно; викинги довольствуются покоем, они мирно сидят дома и все вместе восхваляют имя Христа.

В «Деяниях архиепископов гамбургской церкви» даны не только история институтов, не только история деятельности пап и императоров, епископов и миссионеров, это, в первую очередь,  – история перемен в культуре общества.  Автор приводит ценные сведения по истории Саксонии, где жил, и Германской империи, князьями которой являлись гамбург–бременские архиепископы, но также и по истории Италии, Франции, Англии, Скандинавии, Балтики, западнославянских государств, Венгрии, Руси, Византии. Большое внимание уделено описанию международных отношений. Многие сведения –  уникальны. Например, данные о языческих верованиях жителей Восточной и Северной Европы, в частности, описание языческого святилища в Старой Уппсале – главном культовом центре на территории Швеции.

Принятая  на Руси летописная легенда также утверждает, что Древнерусское государство было основано пришельцами из–за моря – «варягами», приглашенными на княжение племенами словен, кривичей, веси, мери и чуди. Добавляя, что, отделившийся от Рюрика варяжский отряд Аскольда и Дира захватил Киев. Позднее, после смерти Рюрика, Олег (по другой версии – Игорь), обманом устранив Аскольда и Дира, утвердился в Киеве, а власть варягов и имя «Русь» распространились на всю территорию, прилегавшую к пути «Из варяг в греки».

Призвание представителя иноземной династии, не навязанное завоевателями, не вынужденное внешним натиском, а вызванное внутренними процессами, не было для Руси исключительным явлением. Подобное случалось в разных странах в раннее средневековье.

Так, предание о Рюрике едва ли не дословно совпадает с рассказом Видукинда Корвейского о приглашении саксов бриттами. Видукинд Корвейский (ок. 925–980) – немецкий историк, из саксонских феодалов, монах бенедиктинского Корвейского монастыря в Вестфалии, автор хроники «Деяния саксов» в 3 книгах. Он сообщает: «И вот, когда распространилась молва о победоносных деяниях саксов, «жители Британии послали к ним смиренное посольство с просьбой о помощи. И послы, прибывшие к саксам, заявили: “Благородные саксы, несчастные бритты, изнуренные постоянными вторжениями врагов и поэтому очень стесненные, прослышав о славных победах, которые одержаны вами, послали нас к вам с просьбой не оставить без помощи. Обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, бритты готовы вручить вашей власти. До этого мы благополучно жили под покровительством и защитой римлян, после римлян мы не знаем никого, кто был бы лучше вас, поэтому мы ищем убежища под крылом вашей доблести. Если вы, носители этой доблести и столь победоносного оружия, сочтете нас более достойными по сравнению с нашими врагами, то, какую бы повинность вы не возложили на нас, мы будем охотно ее нести». Саксы ответили на это кратко: «Знайте, что саксы – верные друзья бриттов и всегда будут с ними, в равной мере и в их беде, и в их удачах». Затем в Британию было послано обещанное войско саксов и, принятое бриттами с ликованием, вскоре освободило страну от разбойников, возвратив жителям отечество.
Такое совпадение довольно любопытно. Дело в том, что автор «Повести временных лет», скорее всего, не знал о труде Видукинда. Естественно, и сам Видукинд не мог пользоваться «Повестью временных лет», хотя бы потому, что писал «Деяния» почти на столетие раньше. Когда сталкиваются с таким дублированием, речь чаще всего идет о литературном источнике, на который опирались авторы обоих упомянутых текстов. В основе приведенных фрагментов источником вполне мог лежать текст Первой Книги Царств:  рассказывающий о том, как состарившийся пророк Самуил доверил власть над народом Израиля своим сыновьям, но те судили неправильно. «И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму,  и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов» (Первая Книга Царств: 8, 4–5).
Однако возводить весь сюжет призвания варяг к Библии невозможно.
 
Были и другие примеры. Так,   западные славяне, как мы видели,  избрали своим князем франкского купца Само, по происхождению романизированного кельта (VI в.).
Из Польши происходил род Михала Вышевича, князя в сербском Захумье (IX в.).
Булгарский Самуил был родом из Армении (X в.)
Роль, которую сыграл Вихман, родственник императора, у редариев (X в.), возвысила его до положения князя этого племени.
Во всех случаях приход чужой династии не нарушил внутреннего развития страны. Скорее, призвание иноземных правителей являлось результатом этого развития. О чем свидетельствует, если забежим впере времени, приглашение псковитянами литовского князя и его правление.
В результате внутренних войн в Литве Довмонт, противник литовского короля Миндовга, «съ дружиною своею и съ всемъ родомъ своимъ» бежал в Псков (в 1266 г.) и там крестился «съ своими боляри», получив в крещении имя Тимофей. «И бысть радость велика Псковицамъ, и посадиша его на княжении въ своемь граде въ Пскове». Псков получил опытного вождя и новые силы для борьбы с соседней, донимавшей его набегами Литвой и грозным Орденом. Сразу после вокняжения Довмонт вместе с «треима девяносты» псковитянами совершил разорительный поход на литовские земли, достигнув значительного успеха. На протяжении своего долголетнего правления (умер в 1299 г.) он особенно отличался в борьбе с крестоносцами и пользовался признанием на Руси, о чем свидетельствует причисление его к лику православных святых. Это пример культурной и национальной ассимиляции князя чужого происхождения и сопровождающего его немногочисленной дружины, а также полного перехода этого князя на службу русского общества. Быстрая ассимиляция Довмонта и его дружины частично объясняется более высокой культурой Руси в тот период; она была обусловлена в первую очередь обстоятельствами, которые вынудили их искать убежища на Руси.
Некоторые аналогии имелись и в русско–скандинавских отношениях IX–X вв. Русь опережала норманнов в культурном развитии, что облегчало процесс их ассимиляции, но решающее значение играли условия, в которых норманнская экспансия в Восточной Европе выливалась в деятельность вспомогательного характера, обслуживающую интересы русской знати. Именно эти возможности использовали как династия, так и более широкий круг варягов – купцы и наемные воины, переходившие на службу славянскому обществу.
Вокняжение на киевском столе династии скандинавского происхождения неслучайно, поскольку Олегу и Игорю там предшествовали Аскольд и Дир. Судя по летописным известиям,  на севере трения между словенами и соседними племенами были поводом для призвания чужеземцев. Князья скандинавского происхождения отличались знаниями в торговых делах и знакомством с чужими странами, что облегчало установление торговли с заграницей, столь существенной для государства. Скандинавов делал полезными и опыт в организации походов, особенно водными путями. Выбор, сделанный киевлянами, свидетельствует об их оборотливости и умелом использовании конъюнктуры для ускорения объективного процесса.
Сторонники скандинавской  версии – норманисты – развивали два направления. Во–первых, они пытались показать, что иностранные источники, византийские, латинские, а также арабские, считали русов скандинавами, противопоставляли их славянам как отдельной этнической группе, а также не признавали Древнерусского государства славянским. Во–вторых, они ссылались на непосредственные свидетельства об этническом характере русского господствующего класса, который якобы состоял почти исключительно из скандинавов.
Антинорманисты старались опровергнуть или ослабить оба эти аргумента, а если и признавали, что под названием русов выступали также и шведы, то сразу подчеркивали, что прежде всего это название означало славян.
Более интересными, поскольку они богаче данными и считаются одним из основных свидетельств норманнского происхождения руси, являются известия Лиутпранда, епископа Кремоны (с 963 г.). Лиутпранд Кремонский ( 922–972 гг.) – итальянский дипломат и историк X в., епископ Кремоны, пытался наладить отношения между Византией и Западной Европой, автор  книг «Антаподосис (Воздаяние)», «Деяния Оттона», «Посольство в Константинополь к императору Никифору Фоке».
Лиутпранд дважды посетил Византию и, естественно, там почерпнул информацию о руси. Особого внимания заслуживает перечень соседей Восточноримской империи, среди которых есть и русь. Он сообщал, что Византия «имеет с севера венгров, печенегов, хазар, русиев, которых иначе мы называем норманнами, а также булгар, очень близко от себя; с востока – Багдад; с юго–востока – жители Египта и Вавилонии... Прочие же народы, которые живут в том же климате: армяне, персы, халдеи, авасги – ей служат». В его описании содержится такая же терминологическая двузначность, что и у Константина Багрянородного. С одной стороны, название русь поясняется как идентичное норманнам, с другой – это развернутая этническая характеристика прилегающих к Византии территорий, где русь выступает в большем значении.  Автор назвал все крупные народы, соседствующие с Восточноримской империей на севере – ближайших булгар, далее венгров, печенегов, хазар; естественно, в этом списке не мог отсутствовать крупнейший среди них народ – восточные славяне. Их он идентифицирует с Rusii.
Итак, византийско–латинские источники X в. употребляют термин росы, Росия для определения не только норманнов, но также и восточных славян. Напрашивается следующий вывод: если восточные славяне взяли наименование от главного политического центра, то могли сделать то же самое и бывшие на службе этого центра норманнские пришельцы.

Однако, что делать с тем, что  летопись содержит тексты, в которых «русь» отождествляется с полянами (то есть населением Среднего Поднепровья), а варяжские князья дают славянские названия вновь построенным городам, даже если эти города возникают на неславянской территории (например, Белоозеро)?

Мудрый мой конь Кеме мне сказал:

– Клубок таких противоречивых источников не распутать.

– Если нельзя распутать, мы просто рассмотрим и опишем, – ответил я. – Пусть  распутает богиня истории Клио.

В арабских источниках отмечается, что «русы составляют многие народы, разделяющиеся на разрозненные племена. Между ними есть племя, называемое лудана (лудагия, ладагия), которое многочисленнее их; они путешествуют с товарами в страну Андалус, Румию, Кустантинию и Хазар. На будущем месте  Старой Ладоги в VIII в. уже существовало поселение. Здесь речь идет о жителях Южного Приладожья, у которых центром стала Старая Ладога. От Хазарского каганата до племенного объединения «русси», которое находится на севере, расположено было 700 городов. Русси — племенное объединение, включающее в себя самих русов, живших на острове Рус и в Северном Приладожье; жителей Волховских порогов (форсдерен), предков карел–людиков (люди), предков фризов (фрезити); часть народа весь (серависи); жителей Южного Приладожья с центром в городе Старая Ладога (луколане) и ижору (унгаре, булгаре). В это племенное объединение, которое было недолговечным, в середине IX в., вероятно, входили одиннадцать разных племен или народностей, наиболее известных в тот период.
С 882 г. название «Русси» – Русь объединяет Новгородское и Киевское княжения.

В древнееврейских исторических документах  говорится о том, что появление имени «Рос» в византийских источниках не было аллегорией, так как оно не применялось ни к одному из значительно более опасных врагов Византии – гуннам, булгарам, арабам.  Имя «Рос – Русь» относилось к военно–торговой организации, этнический состав, религия и образ жизни которой полностью отвечали его этимологическому значению; было принято ею как самоназвание и сохранилось как название государства.

Руссами могли называться нормано–славянские военные и купеческие дружины, поскольку они формировались в Русском государстве и выходили из него. В восточных источниках упоминаются русы, как продавцы мехов, воины, плававшие по Волге (и другим рекам) и спускавшиеся по этой реке на кораблях откуда–то из её верховьев. Русы  определяются профессионально как особая группа торговцев. Поэтому в составе таких руссов можно представить лиц разного происхождения: скандинавского, славянского, финского.
Из восточных источников  в этом вопросе о русах вызывает довериеАбу–ль–Касим Убайдаллах ибн Абдаллах ибн Хордадбех (820–912/913 гг.) – мусульманский географ иранского происхождения. Его «Книга путей и стран» («Китаб ал–масалик ва–л–мамалик»)  содержит многочисленные сведения по истории и топонимике Халифата и окрестных стран, в том числе самые ранние в арабской географии упоминания о русах и славянах. В сообщении Ибн Хордадбеха  в «Книге путей и стран» говорится: «Купцы–русы, а они вид славян, вывозят меха бобров и чернобурых лисиц и мечи из отдалённых частей страны славян к Румкому морю, и берёт с них десятину властитель ар–Рума (Византии).
Если они хотят, то отправляются по реке славян, входят в Хамлидж, город хазар. Их (хазар) властитель также взимает с них десятину. Затем они отправляются к Джурджанскому (Каспийскому) морю и высаживаются на каком–либо берегу, куда они стремились. Окружность этого моря 500 фарсахов. Иногда везут свои товары из Джурджана (область на юго–востоке Каспия) на верблюдах в Багдад и переводят им славянские евнухи, они русы заявляют себя христианами».
При анализе приведённого отрывка следует учесть, что Ибн Хордадбех, бывший «начальником почты и осведомления» одной из областей халифата и довольно точный в своих показаниях, коснулся только южной части описываемых маршрутов. О более северных трассах он, очевидно, подробной информации не имел.
Арабские писатели самой удалённой и в то же время главной группой русов называли ас–Славийя, что сопоставляют с землёй словен новгородских. Например, арабский историк Абул–Хасан–Али–ибн–ал–Хусейн ал–Масуди. (ум. 956 г.), автор историко–географического сочинения «Золотые луга и россыпи самоцветов» («Китаб мурудж аз–захаб ва маадин ал–джавахир» (947–950 гг.). В его труде написано: «Ар–рус  – многочисленные народы, обладающие разными разрядами, среди них – некий разряд, называемый ал–лудаана. Они наиболее многочисленны и ходят по торговым делам в страну Андалус, в Рум, Константиний, и к хазарам». Ал–лудаана (лудагия, ладагия, лудана, лудайя) трактовали как искаженное наименование купцов–евреев ар–Раданийа. Может быть,  здесь названы ладожане, что обрисовывает место обитания группы ладожских русов, называвшихся по имени своего города. Поскольку Ладога была основана не позже 753 г., служила важнейшим центром товаров в Волховско–Невской части Великого Волжского пути, то в начале IX в. она  могла претендовать на роль столицы каганата русов, а базирующиеся в этом городе купцы могли ездить водными путями вокруг Европейского континента в Испанию или в Византию и Хазарию.

В конце VIII в. в Авар–Субе (Аварской империи) началась смута из–за дележа аварского наследства между Хазарией и Дунайской Булгарией. Хазары были готовы  оккупировать Аварию. Однако дунайско–булгарский хан не позволил. В 777–802 гг. ханом Дунайской Булгарии был из дунайско–Булгарских царей ветви Тарвиля царь Кардам II (Караджан), сын Кермека.
В 797 г. Караджам направил к хазарам своего родственника Аспаруховича –Корыма (он же – будущий хан Крум) уладить с Хазарией аварское дело. Пока оно улаживается, навестим Рюрика.

По одной из версий Рюрик, из рода Скьёлдунгов, родился приблизительно в 806–807 гг. в г. Рерике, в семье конунга Хальфдана (Годолюба, Годольба), князя славян–рарогов (ререгов), будущий князь Рюрик Новгородский.

О корнях Рюрика  в  «Поучениях Святослава» сообщается такой миф.
В VIII в. на реке Порег (Неве), текущей из озера Галидж (Ладожское озеро) в море Арджан (Балтийское море) и имеющей дурную репутацию ввиду болотистости ее берегов, появился со своими худцами (скандинавами) – буряками (варягами) –  Хум, сын бага (правителя) анатышских (датских) худцев Бай–Руджи, потомка сына Атилле Ганбита. У Хума был брат Сэбэр. Сыном Сэбэра был Худ–Ибер, его сыновьями – Ирек и Халибдан.
Халидбан так любил брата, что назвал его именем своего сына. Для отличия этих Иреков друг от друга, сына Халибдана называли Кичи–Иреком (маленьким Иреком). Некоторое время он владел областью Джарвыш (Фризией), и получил прозвище Джарвыш.
Хум, воспламененный рассказами отца об их предке Ганбите и о богатствах Булгара, решил по праву наследования взять себе часть Хазара, и овладел побережьем Порега. Сэбэрцы (Булгарские князья), собиравшие дань с Дингер–Шуда, или Западного Шуда (западной части будущей Новгородской земли), попытались выбить худцев из улуса Порег. Но Хум успел построить крепость Галидж (Ладогу, в 753 г.) и отбил натиск сэбэрцев (булгарских князей). Сэбэрцы некоторое время скрывали свой позор и платили кагану Хазарии дань за этот улус, как ни в чем ни бывало. А в Урта–Карел (Карелию) и Турга–Карел (Финляндию) ездили другой дорогой.

В начале IX в. Готфрид датский овладел столицей бодричей Рарогом (Рюрик), повесил князя бодричей Годослава. Другой князь ободритов Дражко вынужден был уйти в изгнание, а через два года его убили подосланные датчанами люди. С той поры датчане и немцы взялись методично теснить славян с их земли, уничтожать их огнём и мечом, разрушать города и храмы, разлагая аристократическую верхушку племенных союзов, натравливали одно племя на другое и ассимилируя остатки коренного населения Ютландии – Шлезвига.
В княжескую династию бодричей, поклонявшуюся Святовиту на острове Руян – Рюген и героически сражавшуюся с датчанами и самим Карлом Великим, входили: Годослав, Дражко, его преемник Славомир, Мстива, Ратибор, Крутой Нилота, Прибыслав и Вартислав. А по линии славянских князей – через отца Рюрика, бодрического князя Годлава (Годослава) – предок Рюрика в пятом или шестом поколении носил имя Рарог–Сокол. Ободриты называли себя рарогами или рериками. Возможно рюрик производное от слова рарог, означающее сокол. Сокол, очевидно, – древнейший тотем славянского рода, из которого происходил Рюрик и рюриковичи, превратившийся на Руси в эмблему, символ княжеской власти. Рюрик был, вероятно, славянином из племени бодричей – рарогов, внуком Гостомысла, сыном его дочери Умилы и бодричского князя Годослава (Годлава). Рюрика считали выходцем из западных славян.

Среди автохтонистов распространен взгляд, что Рюрик имел славянское происхождение и по отцу, и по матери. Он восходит к парафольклорным немецким и славянским преданиям XVI–XVIII вв., согласно которым родиной призванного князя был южный берег Балтийского моря, точнее говоря, Вагрия, где обитали варяги славянского происхождения или ободриты, они же – бодричи.
Многие называют ободритского князя Годлава, убитого датчанами в 808 г., отцом князя Рюрика (Рерика), якобы родившегося в Старом граде на границе Мекленбургской и Голштинской земель, в прошлом принадлежавшим ободритам. Иоакимовская летопись утверждает, что Рюрик был сыном средней дочери посадника Гостомысла, сына или внука князя Буривоя.

В Северной Германии есть древняя легенда жителей Мекленбурга, потомков бодричей, о Рюрике (в книге «Северные письма»). В ней говорится, что в VIII в. племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трех юношей, первый звался Рюриком «мирным», второй Сиваром «победоносным», третий Труваром «верным». Братья решили отправиться в другие земли на восток и прославились там. После многих деяний и страшных боёв братья пришли в Руссию. Народ Руссии страдал под бременем долгой тирании, против которой больше не осмеливался восстать. Эти ободритские братья разбудили в этом народе усыплённое мужество, собрали войско, возглавили его и свергли власть угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к своему старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Тогда Рюрик получил Новгородское княжество – Nowoghorod, Сивар –  Псковское – Pleskow, Трувар – Белозерское – Bile–Jezoro. Спустя некоторое время, поскольку младшие братья умерли, не оставив в семье детей, Рюрик присоединил их княжества к своему и стал главой династии, которая царствовала до 1598 г. Легенда не подтверждает молодого возраста трех братьев. Годослав погиб в 808 г., а призвание его сыновей русские летописи относят к 862 г. Сыновья Годослава пришли в славянскую Русь значительно раньше 862 г., и действительно защищали поначалу рубежи Новгородской земли от повсеместной тогда экспансии норманов и викингов. Все трое были уже в солидном возрасте, когда получили княжеские столы, что и объясняет скорую и почти одновременную смерть Трувора и Синеуса. Дольше их прожил Рюрик, умер, как и его дед Гостомысл, уже в глубокой старости.

После того, как сэбэрцы отдали Дингер–Шуд и Шуд–Галидж и Карел  батышцам, границей между Шуд–Галиджем и Шуд–Сэбэром (областью между рекой Шексной, Онежским озером и Уралом) стала река Сана. («Сана» – это волокуши, которые использовались там для перетаскивания лодок и кораблей). Когда Сана стала границей между батышской и сэбэрской областями Хазара, то ее стали называть Чек–Сана (Пограничная Сана, или по–русски – Шексна). Сэбэрцы называют еще свою часть Шуда Бищар–Шуд, то есть Ближний Шуд.

Подробная история правлениия Рюрика на Руси  у нас впереди.

А в реальном мире совершались исторические события, подтвержденные документами и сообщениями знаменитых географов–современников.

В 800–830 гг. князем западных полян был Верх I. В эти годы  произошли восстания хорватов против франкского владычества. Императором  Византии был Никифор. Неизвестный автор правления Льва V Армянина (813–820 гг.) упоминает об участии  аваров на стороне булгар в византийско–булгарской войне 811 г.
В начале IX в. чешским князем был Неклан. Хазарским каганом был  Джир–Бурат. Произошел переход власти в Хазарии к иудейской общине, рядом с каганом тюрком был царь иудей. Были установлены границы иудейской Хазарии: на юге – предгорья Северного Кавказа и город Дербент, на востоке – река Яик (Урал), на западе – Северный Крым, на севере –Волго–Камская Булгария. Торговые колонии иудеев–хазар распространились от Китая до Испании – Великий шёлковый путь. Еврейские купцы –  рахдониты вели торговые операции на территории между Китаем и Провансом. По договору евреев–рахдонитов с викингами о разделе сфер взимания дани, варяги брали дань с чуди, славян, мери, кривичей, а хазары–иудеи – с полян, северян, вятичей. Монополия караванной торговли перешла в руки евреев.
 
В 809–820 гг. шла гражданская война в Хазарии. В 810 г., 30 ноября, свершилось чудо на Днепре: расцвела лоза зимой. Около  810–886 гг. был на престоле  Константинопольский патриарх Фотий. Произошло восстание кабиров в Хазарии. Князем Русколани  был Гордыня Криворожич. В Польше правил Пяст, родоначальник династии польских князей Пястов. Князем  Далматинской Хорватии был Борна, а князем Посавской Хорватии был Людевит. Императором  Византии был Михаил I Рангаве, а потом был Лев V Армянин.
Хазары построили на реке Дон крепость Саркел – Белая Вежа для обороны от русов, мадьяр, славян.


С  крепостью на Дону Саркел – Белая Вежа связано продолжение легенды о черной диадеме.
Черная диадема – эта  корона власти «участвовала» еще в затяжной войне кеммирийско–сарматского союза против объединения скифов и парфян, была возвращена в Индию династией Гуптов, правившей там в период 320–535 гг., а затем перемещена в Тибет, где находилась с 607 по 820 гг. В Тибете она получила известность как Черный венец или Черная ваджара Корона.
«Ланкавара–Сутра» Тибета сохранила пророчество Будды Шакья–муни:  «Те, кто носят Черную корону и монашеские одеяния, непрестанно будут приносить благо живущим, пока не завершится учение тысячи Будд. В обычном состоянии Ваджара Корона не видна, и созерцать ее могут лишь те, кто духовно чист и обладает сильной верой. Корона дарует просветление».
         В 842 г. Черная диадема попадает в руки хранителей Белой Вежи. (По легенде, Белая Вежа – третий храм Соломона, воздвигнутый на Каспийском море, на территории Хазарии иудеями. Место, где согласно одной из версий, укрыты скиния и ковчег Завета).


А между тем, булгарская история продолжалась.
Тем временем, внимание булгар переместилось на северо–запад, где возникала угроза серьезных осложнений в отношениях с франками. После падения аварского ханства славянские племена в Сремском регионе между Савой и Дунаем признали власть булгарского хана. Хорваты, однако, чьи поселения находились к западу от Срема, подчинились франкам. Ни одна из этих двух славянских групп не была довольна своими сюзеренами. В 818 г. сремские племена попросили императора Людовика принять их под свое покровительство, в то время как хорватский князь Людевит восстал против него. Затем сремские вожди решили присоединиться к Людевиту. Но через несколько лет франкам удалось подавить восстание Людевита, и как Хорватия, так и Срем были оккупированы франками.
Булгары, считавшие, что Срем находится в сфере их влияния, заявили свой протест. Переговоры между Омортагом и Людовиком тянулись несколько лет, но франки не желали делать никаких уступок, и между сторонами в 827 г. началась война. Булгарские войска на кораблях отправились вверх по Дунаю и Драве. Славяне изгнали франкскую администрацию, которая была заменена представителями булгар. Но франки вернулись на следующий год, однако были  изгнаны опять. После чего согласились заключить мир. В 832 г. булгарских посланников принял Людовик, и мирный договор был заключен. Район Срема остался под контролем булгар, и именно с этого времени древняя крепость Сингидун, на месте слияния Савы и Дуная, стала известна под славянским названием Белград.

Под угрозой агрессии Восточно–Франкского государства, Моравский князь Моймир (818–846 гг.) объединил славян в новое славянское государство «Великая Моравская Держава». В состав Моравской Державы вошли земли прежней Державы Само, включая земли полабских сербов (лужичан, нижичан, мильчан, гломачей и нишан), силезян, вислян, словаков и паннонских славян.
Согласно надписи, датируемой периодом между 818 и 820 гг., булгарский копан (вероятно, соотносится со славянским «жупан») по имени Окорс из клана Чакагар утонул в Днепре во время военной кампании. Булгары в то время предприняли кампанию против мадьяр и днепровских славян. Название клана, к которому принадлежал утонувший булгарский вождь, – Чакагар (это – множественное число) – можно сопоставить с именем Чок.
Такое же имя сохранило древнее киевское предание, записанное в первой русской летописи. Согласно преданию, одного из трех братьев, основавших Киев, звали Щок (двое других – Кий и Хорив). Это имя схоже с булгарскими именами Чок и Чакагар. Может быть,  булгарские вожди (сам Чок или кто–то из его клана) дошли до Киева во время булгарской кампании того времени.

А в Дунайской Булгарии шли свои дела. Корым овладел Аварией. Когда Караджам умер (около 802 г.), новым ханом  Дунайской Булгарии стал Корым, сын Азана Тукты и бики из рода Урус–Алан. Он же – Крум III (802–814 гг.).  Крум быстро  утвердил Джалышский договор.
Хан булгар Крум носил имя Крум Грозный, по–болгарски – Крум Страшни. О его происхождении существуют две гипотезы. Согласно первой, его род происходил из Паннонии, где он был на службе у аваров. По второй и более распространённой — Крум родился в Македонии.
Вполне естественно, что благодаря своей победе над аварами, хан Крум воспринимался балканскими славянами как преемник некогда внушавшего страх аварского кагана. Падение Аварского каганата произвело мощное воздействие на весь славянский мир. Составитель первой русской летописи включил в свою рукопись следующее замечание: «Обры (то есть авары) были велики ростом и горды духом, и Господь сокрушил их, и все они сгинули, и ни один из них не выжил. И до сих пор на Руси есть поговорка, которая звучит: «Они сгинули, как обры».
Булгары, действительно, стали в какой–то степени политическими наследниками аваров. Согласно византийскому лексикографу десятого века Suidas, после победы над аварами булгарская знать стала носить одежды в аварском стиле. Suidas также сообщает нам, что Крум спрашивал совета у аварских пленников относительно законодательства. Владения Крума простирались теперь далеко на север. Течение реки Тисы обозначало границу между франкским и булгарским государствами. От верховьев Тисы булгарская линия границы поворачивала на восток, а на восточных Карпатах доходила до верховьев реки Прут. Затем она шла вниз по течению Прута на юг до Леово, где снова сворачивала на восток, пересекая Бессарабию, до реки Днестр. Эта наземная линия границы через Бессарабию была укреплена рвом и земляным валом. Продолжаясь вдоль течения нижнего Днестра, граница доходила до Черного моря в устье Днестра. Следует заметить, что земли Молдавии и южной Бессарабии, включенные в булгарское государство, веками были населены – хотя бы частично – антами. В южной Бессарабии, вероятно, был размещен сильный булгарский гарнизон для наблюдения за перемещением мадьяр и славян в районе Днепра.
Установление булгарской власти над вновь приобретенными территориями к северу от Дуная и укрепление северной границы потребовало нескольких лет. Одновременно хан Крум уделял много внимания как реорганизации армии, так и административным реформам, имеющим целью ослабить булгарскую аристократию – бойлов. Поэтому он решил увеличить роль своих славянских подданных, и при его дворе появилось несколько славянских старейшин (жупанов), которым были доверены разнообразные полномочия. Один из них, Драгомир, был посланником Крума в Константинополе в 812 г. Славянский язык был широко распространен при штаб–квартире Крума, и говорят, что на пирах он обычно произносил тост за здоровье гостей по–славянски. В планы Крума входило ограничение власти аристократии над простыми людьми. Крум приказывал богатым оказывать помощь бедным под угрозой конфискации их владений. Тем, кто укрывал «воров», грозила такая же расправа, как и над самим «вором».
Что касается армии, она теперь была усилена за счет включения в нее регулярных славянских частей, однако, командовали ими булгарские офицеры.

Сын Корыма Будим и его потомки получили во владение от хазарского кагана Урус–Барына бейлик Искеристан со столицей в г. Искоростень (русскую Древлянскую землю). Своему сыну Будим дал имя Джир – это имя хазарского кагана Джир–Бурата (805–813 гг.).  Джиром назывался по–булгарски г. Ростов Великий.
Когда Византия попыталась захватить Дунайскую Булгарию, Крум III при помощи хазарского войска разбил войско ромеев (греков).

Война с Византией шла с переменным успехом, но в целом, преимущество было на стороне булгар. В 809 г. сдалась сильная византийская крепость Сардика (современная София). Среди пленников наиболее ценным оказался арабский инженер, который согласился поступить на службу Круму и занялся строительством машин, необходимых для осады крепостей. Чтобы отомстить за потерю Сардики, император Никифор осадил булгарскую столицу Плиску. И Плиска была взята и разрушена, а большинство ее жителей – убиты.
После этого, однако, византийская армия была окружена булгарами в узком горном ущелье и наголову разбита. Сам Никифор погиб в бою, и Крум приказал сделать кубок из черепа императора. Кубок был отделан серебром, и хан–победитель пил из него на пирах.
На следующий год булгары двинулись на Константинополь, им удалось захватить несколько крепостей внешней линии обороны, защищавшей византийскую столицу. Не рассчитывая взять город осадой или штурмом, Крум предложил мир.
Однако  новый император Михаил I отклонил предложение. Тогда Крум решил захватить важную крепость Месембрию на берегу Бургасского пролива, которая стала бы для него плацдармом для дальнейших действий. Захватив крепость при помощи осадных машин, булгары взяли много добычи, в которой оказался запас «греческого огня» секретного состава и тридцать шесть пламеметательных аппаратов.
В 813 г. Крум вновь подошел к Константинополю. К этому времени произошла новая перемена на византийском троне, который занял лукавый Лев Арменин. Он изобразил готовность заключить мир, но потребовал частной беседы с Крумом, намереваясь вероломно схватить его во время встречи. Однако умысел не сработал, и разъяренный хан отомстил тем, что опустошил окрестности столицы.
Затем Крум переместил свое внимание на город Одрин (Адрианополь), который был уже окружен булгарами, но все еще держался. Когда хан приказал подвести осадные машины близко к стенам, жители города сдались, еще и потому, что у них больше не оставалось пищи. Город был разрушен, а оставшееся население, около десяти тысяч семей, было отправлено на север в Бессарабию. Среди этих депортированных был архиепископ Мануил и несколько византийских государственных чиновников с семьями, включая родителей будущего императора Василия I. Поскольку Адрианополь относился к македонской феме (военному округу), та часть Бессарабии, в которую жители Адрианополя были переселены, тоже стала носить название Македонии. Переселенцев вооружили и организовали из них пограничную охрану для защиты границы от мадьярских набегов. А в районе Адрианополя были расселены славяне.
Под натиском булгар византийское правительство решило обратиться к франкскому королю Людовику I за помощью. К нему были направлены посланники для переговоров о военном союзе Западной и Восточной империи против булгар. До того как византийские посланники прибыли к месту своего назначения, в Константинополе были получены сведения о смерти хана Крума. Наводящий ужас хан скончался от удара 13 апреля 814 г.

Дунайско–Булгарские цари давали Хазарии свои войска тогда, когда это требовалось для разрешения внешнеполитических вопросов. Так Хазария номинально объединила все булгаро–хазарские земли от Дуная до Монголии и достигла своего наивысшего могущества. А ее закат был не за горами.

Будим обладал политическим чутьем. Он  был советником Ак–Урус Айдара и был  наемником на булгарской службе. У него был большой военный отряд, состоявший из антов и русов. В 816 г. Будим по приказу балтавара овладел частью Ладожской области, которая по–булгарски называлась Шуд–Галиджем. Айдар назначил его тарханом покоренной словенской земли и поручил строительство военных крепостей. Будим восстановил Ладогу (булгарское название Галиджем), и Русу на Ладожском озере, построил крепости Кан–Караджар (будущий г. Чернигов), Шамлын (г. Смоленск), Джир (г. Ростов Великий), Мен (г. Муром). Муром назван Меном («мен» по–булгарски «тысяча») потому, что в крепости жила одна тысяча русских воинов в целях обеспечения даннических поездок Будима. Свое наместничество в г. Искоростени он именовал «Белой Русью» («Свободной Русью»), в отличие от Русского княжества, или бейлика, который находился на левом берегу Среднего Днепра и платил дань хазарам. В каждой из названных крепостей Будим имел по тысяче отборных воинов: и антов, и русов, которых вскоре булгары прозвали «ак–уруслар» («белые русы»). Были у него и наемники: норманны – назывались варягами, западные славяне (венеды) – назывались колбягами.  Причем колбягов насчитывалось до 5000, которых Будим держал возле себя. Были наемники и из «антышцев» (датчан). Они находились  в крепости Калган на реке Кара–Тун и составляли боевой резерв булгарской армии, которая защищала весь Кара–Саклан. В результате принятых военных мер Будим стал собирать гораздо большую, чем прежде,  дань с подвластных Булгару народов и отвозил ее балтавару.

Но в начале IX в. хазарский каган Обадия с частью подвластной ему огузской и кыргызской знати принимает иудаизм иранского толка и начинает новое преследование мусульман. Для этой цели он нанимает часть угров, изгнанных из Казахстана Баджанакским союзом огузских и кыргызских племен. Бурджане–мусульмане, главным городом которых был Самандар (Семендер), поднимают восстание против хазарского кагана, но оно терпит неудачу, и тысячи повстанцев–мусульман бегут в 820 г. в Булгарию. Булгарский царь Айдар (815–855 гг.), которого звали также и Урус–Айдар (так как его династия называлась «урусской», то есть «великой, могучей») радушно принимает новых беглецов и поселяет их на Украине. В том же 820 г. Айдар вместе с частью черных булгар принимает ислам и на требование Обадии о выдаче беглецов отвечает отказом.

В 832 г. хазарский каган Ак–Урус–Айдар и его сын Чинавыз переманили часть булгарских наемников на свою сторону, заплатив им немало серебра. Изменники поубивали многих колбягов и русов, и вынудили Будима с сыном Диром бежать в Киев. Местный князь Скотень Бравлинович встретил их приветливо и назначил Будима своим помощником. Тем временем восстали против власти булгар города Канев и Галич. Будим привел их к покорности да еще отвоевал у Хазарии г. Семендер на Северном Кавказе, подавив там восстание и казнив местного вождя Абдаллаха Синджа.

Кан Ак–Урус Айдар покровительствовал Киевскому княжеству, он  объявил Киев столицей Кара–Булгара, который стали называть «владением Уруса», а его самого «Урус–каганом». Ак–Урус Айдар назвал часть своего владения «Белоруссией» (Бырбат), ему покровительствовал хазарский каган Булуш (до своей смерти в 838 г.).

В 844 г. Людовик Немецкий актом устранил верховную власть ободритского князя – Верховную княжескую власть племенного союза Ободритской Земли и утвердил многовластие в лице мелко–племенных князей. Это способствовало развитию сепаратизма и разъединению славян, что облегчило в дальнейшем процесс ассимиляции онемечивания славянского населения.
Во время его правления в Хазарской державе усилился внутренний кризис, и создались благоприятные условия для образования независимого от Булгарии и Хазарии русского Киевского княжества.