Волжский царь. Глава 24

Борис Рябухин
Волжский царь. Глава 24

ПЕРВОЕ БУЛГАРСКОЕ  ЦАРСТВО

Булгарские всадники растоптали войска албанских, грузинских и армянских князей и захватили огромную добычу. Даже спустя столетия армянские летописцы с содроганием вспоминали об этом нашествии хазарских булгар. С той поры Каспийское море стало называться Булгарским или Хазарским морем.
В 663 г. Шамбат, а также Аспарух Моджар, сын Кубрата, бывший наместником Барсиле (Волго–Урала) и Эсегеля (Сибири), выступили против Бат–Баяна с целью свергнуть его с трона. Шамбат шел с северо–запада, и в его войске было много антов и русов. Аспарух шел с северо–востока с войском сибирских булгар и потом захватил Бурджан. Они встретились у столицы Бат–Баяна Фанагории и разбили его войско. Бат–Баян был вынужден бежать в Крым. На выручку Бат–Баяну выступили заволжские ханы со 150–тысячным войском из куманов, тюркменов и кыргызов. В 670 г. произошла битва  канов Шамбата и Аспаруха с хазарами кагана Кабана у Харька. В битве с булгарами хазары победили, а Шамбат с Аспарухом бежали в Киев. В это время  киевским  князем был  Криворог Белояр. Каган Кабан попытался было с ходу взять Киев, булгарские воины Шамбата вместе с русами сделали удачную вылазку из города и обратили хазар в бегство.

Бат–Баян вступил с Шамбатом и Аспарухом в переговоры и договорился с ними о разделе страны. Правобережная часть Днепра осталась за Шамбатом и Аспарухом, а левобережная – за Бат–Баяном, но вскоре она была захвачена Хазарией. За Бат–Баяном осталась лишь степная часть Кара–Саклана (Причерноморье и Приазовье). Ойгыру совместно с каганом Кабаном все же удалось выбить Аспаруха из Башту.
Шамбат умер в 670 г.

Бат–Баян, из–за того, что «христианские боги и святые» не помогли ему в конфликте с Хазарией, вернулся в тенгрианство. А чтобы тенгрианские святые простили ему колебание в вере, Бат–Баян устроил разгром христианской церкви в Башту. В память о своем возвращении в тенгрианство Бат–Баян возвел в Башту огромный памятник почитаемому тенгрианскому алпу Биргюну.

Бахши Иман сказал мне:

– Как говорится в «Джагфар тарихы», Ойгыр согласился примириться с Бат–Баяном только после того, как тот выдал свою дочь замуж за кагана Кабана, вернувшись в тенгрианство.


Я уже не задумывался уточнением, кто говорил  со мной из глубины веков, а что прозвучало   из потока сознания или из пространства вечных  облаков.


Умер Бат–Боян в 683 г. (по другойц версии в 690 г.) и был погребен в Киеве. Позднее его останки были положены в Киево–Печерскую Лавру. Правда, сомнительно предположение, что Бат–Боян вошел в Киевские былины под именами «Будимир» и «Илья Муромец».

Во всяком случае, он прославился так, что в истории остались известны и его потомки под названием «Кара–Булгарские цари ветви Бат–Бояна». В этой ветви  остались известн,  во–первых, сам царь Бат–Боян или Халиб Илятбир.
Потом царь Джураш Бат–Умар, сын Бат–Бояна.
Сулаби, сын Джураша, был женат на Чакчак – дочери Дунайско–Булгарского царевича Айяра (Авара). Айяр (Авар), сын Сулаби и Чакчак.
Тат–Угек, сын Айяра (Авара), из его потомков известны его сын Тамьян и сын Тамьяна Ильяс (был Каган–беком Хазарии).
Тат–Утяк, сын Айяра (Авара), был женат на Канбике – дочери Урус–Буги и Зухры (Дунайско–Булгарская царевна).
Кан–Караджар, сын Тат–Утяка и Канбики, был женат на Арья–Услан – дочери Азан–Тукты.

Летит мой конь Кеме мимо этих   правителей  из династии булгарских канов, правившей Кара–Сакланом. Мимо последних правителей  Первого Булгарского царства, существовавшего в 681–1018 гг.

Все эти цари – наше своеобразное воспоминание о будущем. Поэтому мы еще встретимся с ними  на своем пути, мой златокудрый конь Кеме. А пока вернемся к реальным булгарским правителям, которые вс тречаются на нашем пути.


В 684 г. совершен поход хазар в Закавказье. В это время булгарским правителем был  Эр–Тегин. Он, видимо,  был сыном Алп–Илитвера. В 682 г. Алп–Илитвером он был отправлен послом в Армению. В источниках, он упомянут не по имени, а по титулу тегин (принц). Эр–Тегин был владетелем земли Хурсан, располагавшейся недалеко от Чула (Дербента), на берегу Каспийского моря.

В  VII в. Феофилакт Симокатта – византийский писатель и историк, родом из Египта,   написал «Историю правления императора Маврикия» в 8 томах. В ней он следующим образом характеризует религию тюрок. Тюрки превыше всего чтут огонь, почитают воздух и воду, поют гимны земле, поклоняются же единственно тому, кто создал небо и землю, и называют его богом. Ему в жертву они приносят лошадей, быков и мелкий скот и своими жрецами ставят тех, которые, по их мнению, могут дать им предсказания о будущем. Указание на почитание деревьев в Фуллах (Крым) имеется в «Шпионской легенде»; много сведений о священных деревьях и рощах есть у славян.

Религия гуннов выступает в формах обычных для общества варваров и находит себе многие соответствия в культовых обычаях, сохранившихся на Кавказе. Те же общие формы, по–видимому, были свойственны религии тюрок, хазар и булгарских племен.
 
И тут время вспомнить об Алп¬–Илитвере.
Алп–Илитвер, Ул;п Илитвер – великий князь Суварского княжества VII в. на территории современного Дагестана, вассал хазарского кагана. Столицей его княжества являлся «великолепный город Варачан» (Беленджер). Жил он в царском дворце, был окружён знатными князьями, тарханом Авчи и вельможами. По велению Алп–Илитвера проводился суд на городской площади. По требованию кагана выходил на войну. Он совершал походы и по своей инициативе, в основном против кавказской Албании.
Первая попытка принять монотеистическую религию хазарами относится к 80–м годам VII в. После убийства ишхана Кавказской Албании Джуаншера знать этой страны избрала правителем племянника убитого Вараз–Трдата. «Великий князь хонов» Алп–Илитвер вторгся в пределы Албании, но посланный Вараз–Трдатом к Алп–Илитверу католикос Албании Елиазар сумел убедить владыку хазар в непричастности нового албанского князя к убийству дяди.
Известный епископ Исразл ездил к армянскому католикосу Сааку и ишхану Григору Мамиконяну с разведкой о  союзе Албании и Армении в начале 80–х годов против Халифата, где в ту пору прекратились смуты, и сломившие своих противников Омейады начали вторую волну мусульманских завоеваний на севере и северо–западе.
Не удивительно, что посольство Исраэла было встречено с большим почетом Алп–Илитвером, который, по–видимому, был наместником хакана хазар. Следствием посольства Исраэла было принятие христианства Алп–Илитвером и его окружением.
В конце 684 г. христианский епископ Исраэл склонил Алп–Илитвера и многих сувар к принятию христианства.
Алп–Илитвер и его вельможи, приняв христианство, приступили к искоренению язычества. Разрушили языческие капища, срубили священные рощи и жестоко расправились со служителями старой религии – жрецами и кудесниками, – их сожгли на кострах, при дорогах. Вместо старых объектов поклонения были воздвигнуты новые: из священного дерева был сделан громадный крест, разукрашенный изображениями животных и блестящими крестами,  которому и должны были теперь поклоняться новообращенные, вместо дуба. Был утвержден пайрапетский престол, то есть основана самостоятельная церковь во главе с пайрапетом–католикосом.

Ответное посольство Алп–Илитвера было адресовано не только албанским ишхану и католикосу, но и католикосу и ишхану Армении.  Алп–Илитвер обратился к князьям и епископам Албании и Армении с извещением о своем вступлении в семью христианских государей, с просьбою об установлении в его стране епископства и о назначении главою гуннской церкви Исраэла. Вараз–Трдат и католикос Елиазар сначала воспротивились, но, когда хазарские послы заявили, что другого вардапета они не желают, епископ Исраэл сам изъявил желание поехать к «хонам». Исраэл был известен в албанской церкви в качестве просветителя гуннов и хазар.
Есть мнение, что соправитель хазарских каганов на Восточном Кавказе (Кавказская Гунния) Алп–Илитвер приходился Бат–Баяну родственником (дядей) по отцу.
Алп–Илитвер – прославленный государственный деятель гуннов, слава его гремела во всей Хазарии. В его правление Кавказская Гунния достигла экономического и политического могущества. С ним считались и хазарские каганы, и албанские цари, и византийские императоры. В недрах этой гуннской державы из различных степных группировок шло сложение народа, который впоследствии стал известен под именем «кумук» (от самоназвания гуннов – «гуннуг»).
Алп–Илитвер был прославлен в пределах трех стран (Гунния, Иран и Византия). Он был талантливым полководцем, государем–реформатором, начавшим религиозную реформацию у гуннов. Великий князь Алп–Илитвер дожил до почетной старости и воздвиг во многих местах церкви и умножил почести священников божьих. Он вошел в гуннские былины, «йыры», воспевающие  подвиги и храбрость Алп–Илитвера  в Туркестане при хакане хазаров.
 Однако при нем произошло сокрушительное нашествие хазар на Закавказье, во время которого погиб ишхан Армении Григор Мамиконян. Думается, что принятие Алп–Илитвером христианства было враждебно встречено основной частью хазарской знати. Возможно, Алп–Илмтвер пошел на это, пытаясь создать себе независимое владение в пределах Приморского Дагестана, и потерпел поражение в борьбе с хаканом хазар.
Итак, его попытка утвердить христианство у «хонов» окончилась неудачей.
И все же вполне допустимо, что именно Алп–Илитверу, первокрестителю Кавказской Гуннии был установлен предками памятник на его родине в Варачане. Это подтверждается кумыкскими преданиями, согласно которым вблизи Карабудахкента находилась каменная статуя, представлявшая собой всадника, в полном вооружении сидящего на жеребце. Всадник держал три пальца правой руки на лбу, как будто для того, чтобы креститься. Кумыки рассказывали, что статуя эта представляет эрмели (христианина), который обратился в камень, когда мусульмане хотели его убить.

Потом, в 686 г. правителем Булгарии был Кувер. Потом – Алчагыр. В 690–700 гг. царями были Бу–Тимер–Джураш (царь Кара–Саклана Бат–Тимер), сын Бат–Бояна. И царь  Сулаби –  сын Джураша.


В  677 г. булгарский кан Аспарух с 600–тысячным войском ушел на Балканы в Бессарабию и Дакию и решил основать здесь свое новое государство.
В  апреле 680 г. Аспарух с армией,  состоящей в основном из булгар–кутригуров, под знаменем халифа Умара, с территории Улаг–Булгара (Румыния, Молдова и юго–западная Украина) перешли Дунай, преодолели Искандеровы горы,  атаковали  Византию и отвоевали у нее Мезию, Фракию и Македонию. Там Аспарух образовал свое царство, которое сначала называл в память о своем прежнем владении Бурджаном, а позднее – Дунайской Булгарией.
С тех поор 681 г. считался годом основания государства Дунайская Булгария и признания его Византией. Из славянских «семи племен», поселившихся в VI в. за Дунаем в нынешней Булгарии, славяне были весьма многочисленны и, ассимилировавшись с булгарами–тюрками, образовали в Дунайской Булгарии единый булгарский этнос и государство.
Итак, Дунайская Булгария (она же – Овеч, Джураш, Мизия, Фракия) как государство и цивилизация возникла в VII в. О ней много рассказывается в булгарских тарихы (летописях) и намеи (поэмах).
От Аспаруха и от его сына Тарвиля началась династия булгарских ханов Первого Булгарского царства. На равнинах Дуная они почти 200 лет стояли у власти, дали название «Булгария»  новой стране. Булгары поселились в славянских городах и селениях, усвоили славянские язык, обряды, обычаи, одежды и стали называться булгарами. Предки булгар были тюрками, а названия их деревень напоминают названия татарских деревень. Только бурджанские кокогузы (предки печенегов), не отказавшиеся от своей жизни в поле, сохранили свой язык–тюрки и обычаи. Но их было очень мало. В Бессарабии булгары даже справляют сабантуи.

Известно, что для Гази–Бабы главными источниками послужили документы Ильчи Йорты (Посольского ведомства). Для Кул Гали – источником была книга Габдаллаха Ибн Башту «Хазар тарихы».


Гази–Баба сказал мне:

– В документах моего господина царя Гази–Бараджа я видел список улаг–булгарских (дунайско–булгарских) царей, привезенный послом Азана – Арсланом Тертером. Весь архив визиров, ведавших связями с другими странами, сгорел, как и этот список.

В сущности, это царство Дунайская Булгария – часть Иделя и Улуг Булгара, как и Урус, Карел, Маджар (Венгрия), Кыпчак. Большую часть его территории составляют горы Макидан или Кара–Бурджан, почему его называют также и Бурджаном или Кара–Бурджаном.
Когда приходили послы, то их прятали от народа в цитадели столицы. Цитадель Буляра называлась Джурдизэ или Марджикан, что значило «Рыцарская цитадель», хотя слово «дизэ» значило в простонародном языке также «ставка, лагерь». Острословы и невежественные люди переделывали имя цитадели и говорили то «Мардукан», то «Тирсасэ».


Мой  златогривый конь Кеме сказал мне:

– Вначале город Булгар назывался Мардуканом, а бейлик – Мардуканским, в честь алпа Карги. Согласно легенде, алп Карга вернул людям солнце – свет, тепло, жизнь. Но сам вспыхнул от жара светила. Его перья упали на землю и превратились в горячих вороных коней. Тем не менее, по воле Тангры, Карга каждой весной возвращается к людям в облике обыкновенного грача.

В этой цитадели располагался большой дом Колынэ, часть которого эмир еще при жизни отдавал послам тех стран, в связях с которыми он был более всего заинтересован.  В этом доме и прятали бурджанских (дунайско–булгарских) послов, чтобы рассказы бурджан о благополучной жизни в Улаг–Булгаре не возбуждали желания переселиться туда. Но все же такое случалось – и не раз.
Также поступали и правители Бурджана. Их столица носила название «Торнаба» («Журавлиное Святилище») и находилась возле старого святилища, где приносили жертвы и молились духам предков–героев.
Есть легенда о том, что однажды глубокой ночью, на этом месте, византийское войско незаметно подкралось к лагерю Аспаруха с неохраняемой стороны. Но журавли закричали, а встревоженные ими булгары обнаружили и разбили врага.
Согласно исчезнувшей «Записке», из  родословной дунайско–Булгарских царей  вначале царствовал Аспарух... До этого он владел Ак Булгаром (Волжской Булгарией) и Эчке Бурджаном (Северным Кавказом). Своим братьям Лачыну и Кызыл–Кубару он даровал западную часть Макидана (Балканского полуострова). И Лачын и Кызыл–Кубар увели свои орды в Паннонию и Македонию. 

В 700–727 гг. каном  Кара–Саклана был Сулаби – сын Джураша. Дочь Айяра (Авара) – Чакчак – была выдана замуж за кара–булгарского балтавара Сулаби, также отличившегося в войне с арабами. Сыном Сулаби и Чакчак был Айяр (Авар) Бурджанский.
В «Летописи Джафара» приводится такая легенда.  Хакан Кабан настолько любил Бат–Бояна, что пригласил его и внука Бу–Юргана Хумыка присутствовать на древнем обряде. На шее будущего хана  постепенно затягивали веревку,  и  спрашивали Тангру о времени и характере его царствования. Когда из Башту пришла весть о кончине Бат–Бояна, Кабан сник и вскоре умер от расстройства. К власти пришел зловредный сын Калги Айбат. Его женой была одна бухарская яхудка, но она была настоящим страшилищем, и поэтому он решил жениться на красивой дочери бека кашэков. Бек, знакомый с булгарскими обычаями, предложил хакану побороться с ним за дочь. Айбат упросил Бу–Тимера вместо него схватиться с беком кашэков. Балтавар одержал верх в единоборстве с богатырем–беком. Однако его дочь вдруг заявила: «Я выйду замуж за подлинного победителя». Тогда Айбат велел привести ее к себе силой. Однако, когда слуги хакана явились за ней, она покончила жизнь самоубийством. Айбат сказал  Бу–Тимеру: «Завоеванная тобой для меня невеста скончалась. Если ты человек чести, то привези мне гурджийскую княжну». Балтавару честь была дороже жизни – и он отправился в Гурджу. Ему удалось при помощи тамошних хонов, живших в особом княжестве Хонджак, разбить гурджийского бека и захватить в плен его дочь. Но на обратном пути сын этого бека Джухман напал на булгар из засады. Ему удалось прорваться к повозке бики и увлечь сестру за собой. Но беглецов  настигнли. Тогда Джухман саблей зарубил свою сестру, чтобы она избежала позора плена. Бу–Тимер захватил его и привез к хакану. Айбат пришел в ярость, возложив на балтавара вину за гибель принцессы,  и велел убить балтавара прямо в своем шатре. После этого злодеяния толпа тюрков накинулась на кара–булгар, но те перевернули хаканскую ставку вверх дном. При этом из зиндана был освобожден сын Кабана Кук–Куян, который тут же провозгласил себя хаканом и прикончил дядю. Сын Бу–Тимера Сулаби, возглавивший кара–булгар, удостоился чести присутствовать при затягивании веревки на шее нового хакана и сообщил всем о разрешении Тангры на его 45–летнее царствование. А Джухман в этой суматохе сбежал к сакланам, а от них пробрался в Гурджу.

После Аспаруха царствовал в Дунайской Булгарии его сын Тарвиль. Так род Дуло утвердился на булгарском троне. Из династии булгарских канов, правившей Кара–Сакланом, ханами Дунайской Булгарии был сын Аспаруха – Тервел, Тарвиль (701–719 гг.). В правление Тервела  Дунайская Булгария  достигла экономического и политического могущества. С ней считались и Византийская империя, и соседний Аварский тюрский каганат, и крепнущий в восточноевропейских степях и Предкавказье Хазарский каганат. В недрах Дунайской Булгарии началось сложение народа, который и в наши дни известен под именем «булгары». Такова судьба уведенных Аспаруком с Кавказа гуннуг–ундуров. Тарвиль скончался в 719 г.

В 716 г. был заключен договор Дунайской Булгарии с Византией о мире. В то время императором  Византии был Юстиниан II Ринотмет (685–695, 705–711 гг.).

Византиец Феофан сказал мне:

– В  700 г. Юстиниан нарушил мир между римлянами и булгарами и, переведя конные отряды во Фракию, и вооруживши флот, пошел против Булгаров и Тервелия. Прибывши в Анхиалос, флот свой поставил против крепости, а коннице приказал сойти с гор неожиданно и без всякой осторожности. Между тем войско, как овцы, рассеялось по полям для собрания травы. Дозоры булгарские с гор приметили беспорядок в римской коннице, и, как звери, собравшись, вдруг напали на римское стадо и много взяли пленных и лошадей, и оружий, не считая убитых. Юстиниан, укрывшись в крепости, с прочими оставшимися на три дня запер ворота. Но видя упорство булгар, сам первый подрезал жилы у своей лошади и других заставил то же сделать. Потом вместо трофеев, прибивши к стенам оружие, ночью, севши на корабли, тайно отплыл и со стыдом возвратился в город.


В «Летописи византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта» рассказывается, что в 704 г., при Филиппике царе Константинопольском и при епископе Иоанне, «Филиппик, изгнавши армян из своей земли, принудил их поселиться в Милитине и в четвертой Армении. Масамас взял Амасию с другими крепостями и с множеством пленных. Георгий, епископ Апамии, переведен в Мартирополис. Филиппик не устыдился восстать против святого шестого Вселенского собора и опровергать все божественные догматы, на нем постановленные. Он нашел себе соумышленников – Иоанна епископа Константинопольского, которого поставил, низложивши Кира, его предшественника, и сославши его в монастырь Хораса; Германа, после занявшего престол Константинопольский, теперь же епископа Кизикского; Андрея епископа Критского; Николая аптекарского служителя, сделавшегося софистом врачебной науки, и в то время уже квестора; Елпидия, диакона великой церкви; Антиоха архивариуса, и других им подобных, которые письменно предали проклятию святой шестой собор. Между тем булгары, тайно прошедши Филею, вторглись в теснины и произвели великое кровопролитие, доходили до самого города, перехватывали переправлявшихся на другой берег, и знаменитые свадьбы и великолепные пиршества с разным серебром и прочею посудою, дошли до золотых ворот, и, пленивши всю Фракию, без всякой потери возвратились с бесчисленными стадами. Равным образом аравитяне взяли Мисфию и другие крепости и увели с собою бесчисленное множество семейств и стад».

На самом деле к VIII в. хазары господствовали над волжско–камскими булгарами.

После Тарвиля каном  Кара–Саклана был его брат Айяр–Авар, из династии булгарских канов, правившей Кара–Сакланом. Его еще Аспарух поставил соправителем Тарвиля для предотвращения стычек по поводу престолонаследия. А Тарвиль посылал его с отрядом воинов на помощь хазарскому кагану Кук–Куяну, сражавшемуся против арабов.
В «Летописи Джафара» говорится об Аваре следующее. Сулаби правил 27 лет и умер в 727 г., оставив власть своему сыну от аварки Авару. При нем опорой булгарской власти в Кара–Булгаре, который называли и Кара–Сакланом – в отличие от хазарского Ак–Саклана – стали анчийцы. А анчийцы  являлись смесью части ульчийцев с некоторыми родами урусов и булгар, от которых унаследовали мужество. Из булгар в состав анчийцев вошли многие из родов ердим, сэбэр, бакиль, агачир, барын и из других, которые потом возглавили анчийские роды. Анчийцев освободили от всех повинностей, кроме воинской, и взятым от них на службу не разрешалось даже жениться во время несения службы.
Но  Авару пришлось применить оружие и внутри собственной страны против восставших балынцев. Восстание подняли урусы, недовольные возвышением анчийцев и размерами балтаварских налогов. Балынцы поддержали этот мятеж, ободренные прибытием к ним ульчийцев с острова Артан. Эти ульчийцы были изгнаны галиджийцами, но продолжали называть себя галиджийцами. Они построили на большом озере крепость Галидж и возглавили бунт. Авар разбил урусов. Одна половина их предпочла подчиниться балтавару, но другие ушли в Галидж, или переселились на Шир, где получили название буртасов. В это время как раз умер Кук–Куян, и хазарским хаканом стал сын Айбата и приемный сын Кук–Куяна Барджиль. Новый хакан весьма обрадовался смуте в Кара–Булгаре и не только не вернул беглецов, но и построил для них город Урус. Точно также и галиджийцы радушно встретили урусов и построили для них на своем озере другой город Урус. Разгневанный Авар послал своего старшего сына Тат–Утяка на север, и тот разрушил Галидж и Урус до основания. Испуганные мятежники бежали еще дальше на север, но спустя некоторое время вернулись и возобновили свои поселения.


Айяр Бурджанский сделал своим соправителем сына Тарвиля Кермеса, названного в честь алпа Кермеса – посланника Тангры. После одной из битв с арабами Айяра разбил паралич, и вместо него царствовал верный ему Кермес (719–727 гг.). Он настолько любил Айяра, что зашел к нему в шатер в момент его смерти. Это было нарушением законов. Когда он вышел с сообщением о смерти Айяра, то бюрганы заявили, что в Кермеса  вселилась Улят и он не может править страной. Тогда отдали царствование его сыну Сувару. Сувар умер в год лошади, в 742 г. – от расстройства по поводу того, что Шада–Идик (главный судья) сверг его в 740 г. с престола. Багылам и баганинам было сказано, что Улят поразила весь род Кермеса.

Мой златогривый конь Кеме сказал мне:

–Улят (Мышь) – алпбика мора и болезней. Символ Мышь – джинн–бика женской свободы и независимости. Кермес – посланника Тангры.  А Кермес – дух леса. Он  пользовался правом сообщать Тангре обо всем, что делается на Земле и среди алпов в любое время.

В 718–786 гг. правителем  Волжской Булгарии был царь Б_л_дж_а (от Булу Шат) или Блджа.      В грузинских источниках он назван «Блучан», а в армянских – «Булч_ан». Это полководец, которого хазарский хакан послал в Кахетию в царствование грузинских царей Иоанна и Джуаншера. Он, скорее всего, является потомком Булу Шада – Алп–Илитвера и внуком Орхана.

Так, по рассказам Гази Бабы, стала известна   ветвь Дунайско–Булгарских царей.

Алп–Илитвер, как известно, был князем дагестанских гуннов–булгар, вошедших в состав хазар и в дальнейшем слившихся с ними в один народ. Не исключено что одним из его потомков был родоначальник хазарских царей–беков Булан, который  под начальством «сына кагана» участвовал во взятии Ардебиля. Тогда, в 730–731 гг., произошло обращение хазарского кагана Булана в иудаизм, несмотря на то, что его предок исповедовал христианство. «Булан» — тюркское слово и означает «олень».

 Ибн–Русте в «Книге драгоценных ожерелий» («ал–А 'лак ан–нафиса») писал, что уже в тридцатых годах VIII в. царь хазарский Булан принял еврейскую религию. Но только один из его преемников счел необходимым обратиться к настоятелям еврейских школ в Вавилонии с просьбою прислать ему ученых евреев – для объяснения ему источников еврейской религии и для наставления в религиозных её догматах.

А итогом успешного похода арабского полководца Мервана на Хазарию в 735 г. явилось принятие каганом ислама. В 732–737 гг. савиры, видимо, из гуннского союза племен, под натиском арабов отошли из Северного Кавказа в Среднее Поволжье, где расположились к югу от булгаров. Возник союз тюркских и угро–финнских племен во главе с булгарами.
В 732 г., когда  хазарский каган был наголову разбит арабами, по условиям хазаро–арабского договора, каган разрешил всем желавшим принять ислам. И масса булгар–бурджан приняла мусульманство. С 737 г. ислам начинает распространяться в среде булгар.

Один из арабских историков Абу Мухаммад Ахмад Ибн А'сам ал–Куфи (умер в 926 г.) – автор трехтомного (в восьми частях) сочинения «Китаб ал–футух» («Книга завоеваний») описал  историю халифата от вступления на престол халифа Абу Бакра (632 г.) до смерти халифа ал–Муста'ина (866 г.). Другой арабский историк Ахмед ибн Яхья ибн Джабир аль–Белазури  (IX в.) – автор сочинений об истории  Халифата – «Футух аль–бульдан» («Завоевание стран») и «Ансаб аль–ашраф» («Родословия знатных»). Они  помогли не сбиться с дороги минувших веков по древнему Востоку.

В 737 г. Мерван ибн Мухаммед взял хазарскую столицу, после чего хакан бежал на север. Арабы преследовали его, и, в конце концов, он запросил мира, обещая принять ислам. По крайней мере, Ал–Куфи утверждает, что правитель хазар и с ним «множество людей из числа его родных и соплеменников» приняли ислам. После некоторых колебаний халифы и их окружение признали ислам единственно истинной верой и согласились на определенную веротерпимость по отношению к религиям, имеющим записанные откровения (христианство, иудаизм, зороастризм). И хотя практическое отношение к этим религиям менялось, в целом они оставались на положении покровительствуемых. Языческие же культы таковыми не являлись.
Хазары были язычниками, и победитель Мерван, в соответствии с мусульманской практикой, предложил им переход в ислам. Вероятно, хакан в тех условиях вынужден был дать на это согласие, но вряд ли его выполнил. Хотя об обещании хакана стать мусульманином сообщают два источника (ал–Белазури и ал–Куфи).

Хазары, как и вошедшие в их состав тюрки, угры, иранцы, первоначально были язычниками, или, как их именовали мусульманские писатели, «ахл ал–аусан» (люди, поклоняющиеся идолам, идолопоклонники). Христианский священнослужитель с возмущением описывает языческие обряды и, возможно, порой их искажает, желая показать «хонов» дикарями и, как он пишет, «преданными сатане». Так, описывая похоронные обряды, епископ отмечает, что «хоны» били в барабаны над трупами, наносили себе раны на лице, руках, ногах; нагие мужчины бились мечами у могилы, состязались в конной езде, а затем предавались разврату.
У хазар раньше была вера такая же, как у тюрок. Эти представления были близки также верованиям буртасов, схожие с верой гузов. Относясь к разряду презираемых исламом, «не книжных» верований, старая хазарская вера почти не получила отражения в письменности на арабском и персидском языках. Роль в этом отсутствии сведений о старой хазарской вере играл и иудаизм правящей хазарской верхушки, через которую в значительной мере и проникали сведения о хазарах на мусульманский Восток.
У хазар существовали свои жрецы–шаманы, как и всюду, объединявшие в своих руках чисто жреческие функции с судебными. Особенностью хазарских жрецов–шаманов была их способность вызывать дождь. Эта способность очень рано была известна арабоязычной литературе.
Так, во время наступления Маслама ибн Абд ал–Малика потерпевший поражение хазарский каган отступил под покровом проливного дождя, и само сражение получило в дальнейшей историографии наименование «поход в грязи». Согласно другому рассказу, тело убитого под Баланджаром в 652 г. арабского полководца Абд ар–Рахма–на ибн Раби'а ал–Бахили было помещено хазарами в особый сосуд и стало служить средством для вызывания дождя. Все эти сообщения  сделаны на основании древней общетюркской легенды о чудесном дождевом камне, завещанном Ноем своему сыну Яфету, которая стала достоянием различных народов, часто никакого отношения к тюркам не имеющих. Соединение магических действий, вызывающих дождь, с убиением врага характеризует еще одну черту хазарского идолопоклонства – наличие человеческих жертвоприношений. Устроив место погребения, хазары рубили головы всем, кто участвовал в постройке.
По свидетельству армянских авторов, человеческие жертвоприношения входили как обязательная часть в состав похоронного ритуала, «разрезанных мечом и ножами трупах», «битвой на мечах в нагом состоянии», «скверной неистовой резней» и «беснующемся плачем» над мертвыми.
Интересно описание похорон сарира: умершего кладут на носилки, выносят на площадь и оставляют там лежать три дня. На третий день сариры приходят в полном вооружении, в панцирях, кольчугах и с оружием в руках, становятся на краю площади, приготавливают копья, прилаживают стрелы к лукам, обнажают мечи и нападают на труп, но не касаются его.
К военным атрибутам власти принадлежали сабля, вообще клинковое оружие, поскольку у тюрок все оно именуется одним словом — «кылыч». Символическое значение оружия несомненно. Это подчеркивают слова эльтебера Алмыша, который, угрожая своим противникам, заявлял: «Кто будет мне противиться, того я поражу мечом». Здесь сабля играет роль не просто престижного, но сакрального оружия. Поэтому   у клинкового оружия – сакральные имена или названия: «меч ислама», «меч Пророка». А  сабля выступает символом вооружения знатных воинов в древнетатарской (булгарской) литературе, тюркском и татарском фольклоре . Одновременно в булгарской дружинной культуре явно проступают черты индивидуализации сабель. Например, меч халифа Али в поэме Кул Гали назван «Зульфикар», несомненно, дань традиции. Сама практика присвоения саблям сакрального имени — деталь, очевидно, присущая дружинной культуре средневековых булгар.
При обряде погребения знатного булгарина родственники умершего водружают у двери его юрты знамя. Копье с родовым знаменем являлись символом знатности и служили своеобразным надгробным памятником, как это было и  у венгров времен Арпадов. Ели роль знамени как важнейшего символа, демонстрирующего высокий социальный статус его владельца и хранителя, то  флаг у многих тюркских народов был не только внешним выражением единства племени или главным признаком общественной власти, но и священной гарантией влияния и господства вождя над всеми остальными членами этого объединения. Форма этих знамен имела вид прямоугольного полотнища, длинная сторона которого крепилась к древку, верхний край косо срезан и снабжен двумя «хвостами», скошенными в сторону полотнища. Судя по косой штриховке, знамя было орнаментировано или покрыто надписями. Некоторые знамена имели штриховку только вверху полотнища и на «хвостах». Разная штриховка служила обозначением знамен разных племен.

Обычаи хазар напоминают некоторые нравы древних скифов, и, кажется, доказывают преемственность между древнеиранскими кочевниками и хазарами VII в.
Кто же такие сариры? Под наименованием сарир принято разуметь предков авар. Хотя само слово сарир в источниках на арабском и персидском языках представляет собою не название страны или народа, а сокращение титула сахиб ас–сарир – «владелец трона». Персидские варианты переводят данное слово сарир так же, как тахт, – трон. На устойчивость подобного понимания слова указывает и дошедшая от Х в. письменная традиция, связывающая наименование сарир с легендой о переносе трона персидских царей на Северный Кавказ. Инициатором переноса золотого трона (из красного золота) был кто–то из потомков Бахрама Чубина, известного сасанидского полководца, или даже сам сасанидский шах Бахрам Гур. К этим иранско–сасанидским претензиям, очевидно, относится и другое прозвище царя сариров – филан–шах. Утверждают, что под именем филан были известны не только члены династии, а и вся страна сариров. Несомненно, что сахиб ас–сарир был главою не только одного определенного племени или народа, а стоял во главе многих народов и племен, живших к западу от Баб ал–абваб. Например, авары, уже в то время игравшие выдающуюся роль на Северном Кавказе. Значением аварского союза племен, вероятно, и можно объяснить наличие третьего титула у сихиб ас–сарира – авар. Сахиб ас–сариру принадлежали владения Бакри, Абу Хамид ал–Гарнати (Кайтак –  наименование, сохранившееся для Кайтакского района Дагестана, народности кайтаков). Под названием Кайтак разумеют в равной мере как область, соседняя с Дербентом, так и город, в котором  находилась резиденция командующих войском царя сариров.
Другие считают, что кайтаки имели своего собственного царя, претендовавшего, как и сахиб ас–сарир, на иранское происхождение и носившего имя азар–нарси или адар–нарси. Близким соседом кайтаков являлся народ, известный по источникам под наименованием заригаран, зарахгаран (мастера, производившие кольчуги, мечи и другое вооружение). Так как центром такого производства в Дагестане с давних времен было селение Кубачи (самоназвание – Урбуг), то под наименованием заригаран или зарахгаран обычно разумеются кубачинцы.
Еще больше это подтверждается сведениями о божествах, которым поклонялись «хоны». Среди таковых на первом плане фигурирует Куар, бог молний. Имя этого божества иранское, может быть, от иранского названия солнца. У Геродота и Аммиан Марцеллина упоминается божество скифов и алан, которого эти авторы называют Аресом или Марсом. Более пространно говорится о другом хазарском божестве, которое носило двойное имя – Тангри–хан и Ашандиат. Второе прямо связывают с персами («парсикк»).  Это божество представлялось в виде огромного безобразного великана, которому приносились в жертву лошади в священных рощах. Весьма любопытно двойное имя этого божества. Тангри – известное тюркское племенное божество, варианты которого имеются у всех тюркских племен и народов (турок, азербайджанцев, туркмен, якутов, чувашей), хотя имя его не исконно тюркское, иранский эквивалент Аспандиат.
Неизвестно, был ли у древних персов культ бога Аспандиата, которого отождествляли с пехлевийским и зендским «аспа» – «лошадь». Между тем имя Спандиат древнеиранское в форме Сфендадат. Так звали мага, провозгласившего себя сыном Камбиза. Спентодат фигурирует в новоперсидской форме этого имени Исфендийар. По ат–Табари, Исфендийар совершил поход к Баб–е Суд, то есть Дербенту, и это наводит на мысль о связах его с Кавказом. Спентодат–Исфендийар – герой общеиранского эпоса вполне мог существовать у сарматских племен. Аспандиат – видимо, сарматское (массагето–аланское) божество, отражавшее культ лошади, столь важный у кочевников. В данной среде с ним мог ассоциироваться и древнеиранский культ героя Спендодата.
Кроме Куара и Тангри–хана–Аспандиата, «хоны» поклонялись огню, воде, луне, богам дорог. Признавали многоженство, а также иные брачные формы – два брата берут одну жену, дети берут жен отца. Возможно, это свидетельство неодинаковых брачных обычаев, существовавших у разных племен.
Если культ лошади ведет к кочевникам–степнякам, то поклонение священным деревьям – свидетельство влияний  финно–угорских племен, вошедших в состав хазар. Например, огромному дубу приносили в жертву коней, чьи головы и шкуры вешали на его ветви.
Искусство булгар и финно–угров в этот период близки и семантически. Змеи, птицы (водоплавающие и хищные), кони, лоси и другие виды зверей являются символами одних и тех же языческих божеств и мифических представлений о мирозданье.
Самым распространенным художественным знаком было изображение солнца. Для этого чаще использовались геометрические формы в виде семилучевого узора, точки с кружочком, в виде диска, колеса. Правда, они относятся к мировым солярным знакам.
Культ коня и лося в Поволжье и Приуралье связан с обожествлением солнца. Золотой Конь в быстром беге или Лось (Олень) на ветвистых рогах выносили Солнце при наступлении весны. Кроме того, и Конь, и Лось были Верхними божествами, принимавшими души умерших людей. Известны многочисленные коньковые подвески.
Водоплавающие птицы были олицетворением земного бытия – Среднего царства, а также в послеземной жизни – символами души, улетевшей из тела. В произведениях финно–угорского искусства, как нигде, изображались гуси, утки – и целиком, и фрагментами, в виде лапок. Знаменитые шумящие подвески почти всегда связаны с гусями, утками. Изображения их лапок подвешивались на цепочках к основе изделия, выполненного или в виде спиралей, или в виде конских головок. Змеи, изображений которых тоже немало и реалистических, и символических (в виде зигзагов и волнистых линий) означали Подземный, Нижний мир небытия и смерти. С другой стороны, змеи являлись символами мудрости, долголетия, вечности. Их знаковые изображения наносились  на костяных изделиях – копоушках, рукоятках ножей, на металлических украшениях – браслетах, бляхах. Иногда концы разомкнутых браслетов оканчивались змеиными головками.
Но особенно необычно звериный стиль в искусстве приуральских угорских племен, который назвали пермским или «чудским» стилем. Причем, если у финских племен, живших в Повольжье на древней марийской земле, изображения, исполненные в зверином стиле, были легко «читаемы» и узнаваемы: конь, лось, утка, гусь, змея, то изображения пермского звериного стиля представлены в фантастических, трудно улавливаемых сложных сочетаниях. Иногда встречаются и стилизованные изображения человеческой фигуры или просто лица (личины). Но главное  – это фантасмагория, сплетение несопоставимых образов, через которые вырастает сложная картина мирозданья. Данные предметы были культовым искусством угров. Среди многочисленных изображений – трехголовый идол с лосиными головами и мужской личиной на груди. Или птицевидный идол с изображением человеческой фигуры, стоящей на лошади. Или ажурная бляха с изображением человеколосей, стоящих на ящере. Есть также картины борьбы зверей, что характерно для искусства огромного региона Евразии, начиная от древних алтайцев и скифов и кончая прикамско–волжскими племенами и ранними булгарами в языческие времена.

В VII—VIII вв. арабы завоевали Средиземное море (Восточное и Южное), прекратив этим торговлю между Востоком и Западом. «Великий шелковый путь» сменил вектор движения. Торговые пути пошли через Волгу (Итиль – хазарская река) –серебряный путь и Днепр (Борисфен) – парчовый путь. Взимание больших таможенных пошлин составляло важную статью доходов государства.
И кагану, и купеческой верхушке Хазарии крупные барыши приносила работорговля, заставлявшая охотиться за «живым товаром».

Гази–Баба мне сказал:

–  Семендер (Самандар) — ранняя столица Хазарского каганата (в первой половине VIII в.). По данным арабских географов, Семендер располагался где–то поблизости от Каспийского моря в 4(8) днях пути от Дербента и 7(8) от Итиля. Чаще всего Семендер отождествляют с более поздним городом Тарки (близ Махачкалы). С другой точки зрения, он мог находиться в низовьях Терека у современного Кизляра.
Крупный средневековый город, по преданию, основан персидским шахом Хосровом I Ануширваном, построившим ряд крепостей на кавказско–иранской границе. Название переводят  как  «крайняя дверь» или как «белый дом».
В эпоху арабо–хазарских войн Семендер выступает как главный город хазар. Находясь к северу от Дербентского прохода, долгое время оставался недостигаемым для арабских войск, в отличие от другого хазарского центра — Беленджера, который был разгромлен арабами. В 732–733 гг. состоялся поход арабов под начальством Мервана на гг. Дербент и Беленджер. Хазарское войско потерпело поражение.
Семендер был взят в 737 г. в результате тщательно подготовленного похода Мервана ибн Мухаммеда. После этого хазарская столица была перенесена дальше от кавказской границы в Итиль, расположенный в низовьях Волги. Область Семендера превратилась в южную окраину каганата, но в городе продолжало жить хазарское население.

В 737–738 гг. арабское войско под командованием полководца Мервана пришло на Дон, победило  славян и отправило пленных в Сирию.

В рассказах о завоеваниях горских княжеств Дагестана Мерваном  немало деталей легендарного характера. Закончив войну с хазарами, весной 739 г. Мерван вторгся в страну Сермерскую (Серир) и, прежде всего, достиг города Шекк. Перед ним он простоял целый месяц, пока, наконец, подготовив специальные сооружения, не взял его штурмом. Захваченных в плен жителей Мерван приказал выводить по одному через крепостные ворота и собственноручно отрубал голову одному за другим до тех пор, пока не перебил всех побежденных. Их жен, детей и имущество отдал своим воинам, а город приказал сравнять с землей. Затем он пошел к городу Гузни–Ами, взял его и также разорил. Правитель Серира заперся в сильнейшей крепости. Мерван поклялся, что или умрет или проникнет в неё. Переодевшись поваром, он добился того, чтобы его впустили в крепость, и ознакомился с ее устройством. Узнав об этом, правитель Серира испугался и согласился заключить договор с арабским полководцем Мерваном, обязавшись выдать ему 500 тысяч  диргемов, 100 мальчиков, 100 девушек и 500 мер хлеба.
Приняв дань, Мерван расположился у крепости Гимран и овладел ею посредством подкопа. Ожесточение побежденных было столь велико, что когда некто Тенуши, предложивший план взятия крепости и соорудивший подкоп, получил от Мервана в награду за это красивейшую из девушек города и повел ее в замок, то красавица бросилась со стены замка и увлекла его за собой.
Завоевывая города один за другим, Мерлан подчинил всю Гимранскую страну. В данном случае Гимранская страна выступает отдельно от Серира.
Затем Мерван обложил того же рода данью Туман. Царь Тумана должен был доставлять арабам ежегодно 150 девиц и 50 юношей с высокой талией, черноволосых, чернобровых, с длинными ресницами, и 20 тысяч модиев в зернохранилища.

Византиец  Феофан сказал мне:

–  В 756 г. Каган, владетель Булгарии, отправил посольство к царю и просил с ним свидания, получил от него честное слово и прибыл к нему со своими Воиладами. Царь принял его в заседании, и в присутствии Савина укорял за их беспорядки, за ненависть к Савину. Впрочем, стороны, по–видимому, сохранили мир. Но тайно царь послал в Булгарию и схватил Севера, правителя славянского, который прежде причинил много бедствий во Фракии. Задержан был также Христин, переметчик из христиан, предводитель разбойников. Христину в пристани святого Фомы отсекли руки и ноги, потом отдали его врагам. И они еще живого взрезали его от пупа до грудной полости для наблюдения внутреннего устройства человека и, наконец, предали его сожжению. Вдруг царь, выступивши из города, нашел ущелья без стражи (по причине притворного мира), прошел Булгарию до Тунзы, и, предавши огню их хижины, какие встретил, со страхом возвратился назад.


В 742–756 гг. ханом Дунайской Булгарии был Кормисош. Со смертью хана Севара (739 г.) прекратилась династия Дуло. И немедленно начались неприятности, поскольку бойлы никак не могли прийти к согласию в вопросе об избрании нового хана. Каждый клан бойлов поддерживал своего старейшину в качестве кандидата на трон. Наконец, ханом был избран Кормисош из клана Вокил (или Укил).
Положение нового хана было очень сложным, известно, что в начале правления его власть была только номинальной. Влиятельные бойлы не считали себя обязанными подчиняться ему и всегда были готовы открыто выразить свое неповиновение.
Среди бойлов было две партии. Одна поддерживала дружбу с Византийской империей и не возражала бы против полной византинизации своей страны. Другая партия, ненавидела как империю, так и христианство, и призывала к войне. Сам Кормисош поддерживал мирные отношения с империей на протяжении почти пятнадцати лет.

В 745 г. произошел разгром уйгурами Тюркютского каганата и был основан Уйгурский  каганат в Средней Азии. Причем, Западный Тюркютский каганат был расположен в Средней Азии и был уничтожен арабским вторжением около 740 г. А   Восточный Тюркютский каганат находился в Центральной Азии и был разгромлен уйгурами в 745 г. Более устойчивый характер носили тюркские (булгарские) государственные образования на Восточно–Европейской равнине, укреплявшие свое положение военно–политическим союзом с русами, направленным против аваров, арабов и хазар.

В 760–787 гг. каном Кара–Саклана был Тат–Утяк–Сарычин.  Он был из Кара–Булгарских царей ветви Бат–Бояна. Тат–Утяк, сын Айяра (Авара), был женат на Канбике – дочери Урус–Буги и Зухры (Дунайско–Булгарская царевна). Сын Тат–Утяка и Канбики – Кан–Караджар, был женат на Арья–Услан – дочери Азан–Тукты.

Из правящей ветви дунайско–булгарских царей, после двухлетнего регентства Би–Хатын царем избрали Корымджеса – сына Урана (из рода Угиль) и дочери Айяра – Бозок. Корымджес царствовал счастливо до 755 г., когда воинское счастье изменило ему, власть перешла детям. Зухра была дочерью Урана и Бозок, выданная замуж за Урус–Бугу. Корымджес передал трон сыну своей сестры Зухры и Урус–Буги – Бунеку. Корымджес скончался в 761 г. В год тигра, в 762 г. на трон был поднят соправитель Бунека, сын Корымджеса и его жены из рода Угыр – Телес. Его женой была дочь Юмарта. Дилярек – сын Телеса и дочери Юмарта. Царь Телес (762–765 гг.) был союзником хазарского кагана.   
Что–то удалось узнать и более подробно. Так, в  правление Тервела (Тарвиля), сына Аспаруха,  молодая булгарская держава достигла экономического и политического могущества. С ней считались и Византийская империя, и соседний Аварский тюрский каганат, и крепнущий в восточноевропейских степях и Предкавказье Хазарский каганат. В недрах Дунайской Булгарии началось сложение народа, который стал известен под именем «болгары». Такова судьба уведенных Аспаруком с Кавказа гуннуг–ундуров.

В 767–772 гг.  в Дунайской Булгарии  ханом  был Азан Тукта, сын Кермека и дочери айярского (аварского) кагана Улага из рода Магунти.  Его враги, однако, поговаривали, что настоящим отцом Азана был один айярский бек, а Кермек усыновил его после женитьбы. Распространению этой сплетни способствовало то, что большую часть жизни Азан находился на службе айярским каганам. Азан в детстве был очень слаб, поэтому Кам–боян дал ему заговоренное имя. Азан был отцом Корыма и дедом Амуртага, и все улаг–булгарские (дунайско–булгарские) цари с именами «Азан» – его потомки. Женой Азана была бика из булгарского рода Урус–Алан. Их дочь Арья–Услан была выдана замуж за Кан–Караджара и произвела на свет Угыр–Айдара или Урус–Айдара.
Потом у власти был  кан из династии булгарских канов, правившей Кара–Сакланом, Тат–Угек Бесермен,  в  779 г. он стал  ханом Дунайской Булгарии.

Бурдджане и пришедшие с Тат–Угеком сабаны построили для себя город, который назвали в честь своего предводителя Мардуан. Хазары переделали это название в «Мардукан». Основание города произошло зимой, в праздник «Нардуган».
Вот что сообщает «Гази–Барадж Тарихы» о Нардугане.
Нардуган  (мардуан, мардукан, нардуан) – булгарский национальный праздник «Рождество Мардукана». Согласно свидетельству Хаджи–Омара, участники праздника надевали маски и разделялись на две половины. Снежный Городок подвергали символическому штурму. Одни должны были защищать снежный Городок со стенами в виде ледовых горок, в котором находилась кукла злого дива «Тама–Тархана», а другие – пробиться в Городок с огромным чучелом коня, быка или верблюда из белой материи и при этом преодолеть препятствия – воткнутые в снег остриями вверх мечи, костры, воду в виде ледовой горки и сопротивление защитников снежного Городка. Во время шествия с чучелом, которое несли на высоких палках или везли на телеге, все пели, плясали и играли на трубах и бубнах.
Когда  «защитники»  городка упорствовали, то «осаждавшие» показывали на вершину большого дерева и кричали:

Вот взошло Солнце –
Великий Царь Кубар,
Могучий и блестящий –
И ослепил врагов!
Хас нардуган,
Хас нардуган –
Будь всегда
Нашим защитником и помощником!

Потом  «защитники» закрывали лица руками и падали ниц, а «осаждавшие» занимали городок и вешали чучело «вражеского царя» на вершине дерева, которое иногда заменялось столбом. При этом с дерева, украшенного разноцветными лентами, корзинками с яйцами и изображениями петуха, снимались яйца. Желающих влезть на дерево за ними обычно находилось очень много. После этого следовали заклания жертвенных животных, пиры, забавы, вечерние и ночные гадания. Молодежь и дети проводили сбор подарков в виде «сбора дани Кыш–Тархану в честь рождения Мардукана (Мара)», собранную пищу отдавали бедным в качестве праздничного угощения. В этот праздник все обязательно должны были отведать яйца, мед, масло и ячменный напиток. Бакир, бессильный запретить праздник, добился лишь того, что он освящался чтением молитвы. «Говорят, добиваясь у Всевышнего прощения для народа за празднование нардугана, сеид молился десять дней». Ленты на дереве означали плодовитость, а на знаменах – множество воинов, связанных верностью предводителю и дисциплиной в несокрушимое войско.
Обычай этот был сначала чисто бурджанским, и праздновали его только жители города Мардукана, позднее названного Булгаром. И обычай называть Тангру Кубаром или Суваром был чисто бурджанский. Позднее празднование  этого обряда перенесли подальше от города в надежде на то, что это затруднит его организацию и заставит забыть его. Но булгары фанатично выезжали за много снежных верст и в любую стужу для празднования Нардугана, показывая образец преданности булгар своим обычаям.
Надо сказать, что обычай булгарских девушек надевать в нардуган головные уборы из разноцветных лент, чтобы иметь много детей, сохранили украинки. И еще: нардуган праздновали  в период декабрьского солнцестояния; потом этот праздник был заимствован христианами и переделан ими в «Рождество Христово».

Потомок иджика Шады–Саин отнял власть у рода Угиль. В 763 г. состоялась битва при г. Анхиале византийцев с булгарами. В бою убили Телеса. Но уже в 765 г. Саин был сам свергнут. Сыну Бунека – Бояну удалось изгнать Саина. После гибели Бояна власть перешла к сыну Телеса – Диляреку.
Когда тесть Телеса –  Юмарт скончался, на трон был поднят Азан Тукта.
По другим источникам, после того как в 765 г. умер Ирхан, на Булгарский престол сел Тукки, сын Ирхана (VIII в. – 815 г.). Его царство продолжалось долго, около 50 лет. В его годы расцветает город Булгар. Так что одним из первых царей Волжской Булгарии считали  Тукки.

В 787–815 гг. после Дилярека каном Кара–Саклана был Караджам или Караджар –внук Сувара, сын Кермека, брат Азана Тукты из династии булгарских канов, правившей Кара–Сакланом…

А между тем в мире  происходили  свои значительные события.

В 717–718 гг. арабы предприняли попытку осады  Константинополя, но их флот потерпел поражение от греческого огня. Император Византии Лев III Исавр начал борьбу с иконопочитанием. Он издал указ о насильственном крещении евреев. В 732 г. франки одержали победу  над арабами в битве при г. Пуатье. 
Князем западных полян был Попел. Императором Византии был Константин V Копроним. В Русколани правил князь Бравлин I. В Чехии – князь Внислав.
В 753 г. произошло основание г. Альдейгьюборга (Старой Ладоги) на Волхове. Арабский полководец Ясид подавил восстание хазар. В Арабском халифате правила династия Омейядов. В Русколани  правил князь Криворог Белоярич.
В 762 г. 200 000 славян из Фракии и Македонии переселяются в Вифинию. Хазарские войска под руководством растархана с Дона завоевывали Тифлис и разорили Армению. На престол сел Ирхан. Королем (с 800 г. – императором) Каролингского королевства (потом – империи) был Карл Великий. Произошла битва датчан и славян со шведами при Бравалле (Швеция). Хальфдан Скьол–дунг, сын Харальда Хильдетенна, был побежден. Король Карл дал Хальфдану в лен Фризию. Князь славян Исмар пленил конунга датчан Ярменрика. Шли войны короля Карла с саксами. Саксы  были покорены  франками.
В 775–780 гг. императором  Византии был Лев IV Хазар, а Ирина, вдова византийского императора, была регентом Льва IV. В это время шла борьба за восстановление иконопочитания. В Чехией правил князь Кршесомысл, в Сербии –  князь Вышеслав.
В 782 г. отец Рорика Хальфдан потерял свои владения. В этом  году франки крестили  часть поморских славян. Халифом был  Гарун–ар–Рашид.
В 787 г.  собрался VII Вселенский собор в Никее, восстановивший иконопочитание в Византийской империи. В это время началось массовое переселение евреев в Хазарию. Их преследовали за шпионаж в пользу арабов. Вспыхнуло восстание тавроскифского народа в Крыму во главе со св. Иоанном Готским против хазарского владычества. Город Дорас был оккупирован хазарами. В это время была учреждена Готская митрополия. А Абхазия объявила о своей независимости. Карл Великий завоевал Баварию.
В 789 г. началось немецкое «Наступления на Восток», остановленное  позже св. князем Александром Невским. Правил ободритский князь Драговит. Произошло восстание в Доросе (Крым) и отступление хазар. В это время русы во главе с князем Бравлином II напали  на Сурож и другие крымские города. Произошло чудо у гробницы св. Стефана Сурожского.
В 790 г. Св. Иоанн Готский был рукоположен в епископы. В это время им изобретена славянская грамота и переведены Евангелие и Апостол на русский язык.
В  конце VIII в. Карл Великий в семи битвах победил аваров на Среднем Дунае и на Тиссе. Скончался св. Иоанн Готский в г. Амастриде. Правил киевский князь Кист. Произошел захват г. Киева хазарами. Принял смерть ободритский князь Вышан. Правила императрица Византии Ирина. В это же время ликвидирована Готская епархия. Произошло восстание аваров против франкского владычества, которое было подавлено войсками под руководством Пипина Карломана, сына Карла Великого.
В 800 г. король Карл  был коронован в Аахене папой Львом III короною императора Священной Римской империи. В это же время образовалось Датское королевство во главе с королем Готтриком.
 В 821–835 гг. князем Далматинской Хорватии  был Владислав. Гостомысл, сын Буривоя, становится судьей Ладожской области и собирает дань в пользу Волжской Булгарии. Он приглашает на военную службу варягов. Вспыхнуло восстание Фомы Славянина в Византии.
В 823–855 гг. Лотарь I был  императором, королем Италии. Русы временно освобождены от хазарской дани, после того как Аббасидский халиф из Хорезма нанес Хазарии военное поражение.
В 826 г. состоялось крещение Рорика вместе со старшим братом Харальдом в Ингельгейме. Князем Чехии был Гостивит. Достигнута договорённость «Руса и Хазара» о гарантии безопасности границ. Хазары каждый год совершали походы в страну печенегов для поимки рабов и продажи их в страны ислама. Произошло объединение англосаксонских королевств в одно Английское королевство. Мадьяры вторглись в Северное Причерноморье. Князем Посавской Хорватии был Ратимир. Состоялся второй этап христианизации сербов. Существовала Великоморавская держава. Князем западных полян был Верх II. Князь Моймир I был  первым князем Моравского княжества, князем Великоморавской державы, основателем династии Моймировичей.
В 833 г. хазарское посольство в Константинополе просит у Византии помощи в строительстве крепости на Дону против набегов мадьяр и русов. Начались регулярные набеги датчан в Европе. Происходили набеги датчан на г. Дорестадт. Князем западных полян был Земовит. В Сербии правил князь Властимир, в Далматинской Хорватии –  Мислав.
В 833–876 гг. правил король Людовик Немецкий, сын Карла Великого. Византийский инженер Петроний Коматир построил для хазар крепость Саркел (Белую Вежу) на Дону. Хазары начали военную кампанию против мадьяр и русов. Каганом  Хазарии  был Буртас. Происходило переселение мадьяр с реки Белой в Причерноморские степи в страну Леведию. В 840 г. произошел разгром Уйгурского каганата мадьярами.
В 842–867 гг. византийским императором был  Михаил III Пьяница. В это время  собрался церковный собор в Константинополе, восстановивший почитание икон. Произошло усиление монашества и политической роли Константинопольского патриарха. Подписан Верденский договор о разделе Каролингской империи между императором Лотарем I и королями Людовиком Немецким, Карлом Лысым. 
Рорик лишен своего лена в Фризии. Русы напали на г. Севилью. Составлено описание славянских земель и народов «Баварским Географом». Произошло объединение Хорватии под властью князя, а потом – короля Трпимира I. Каганом Хазарии был Ильяс Бурнаш. Моравским князем стал  Ростислав. Патриархом Константинопольским был  св. Игнатий. Сербским князем был  Мутимир. Происходили массовые гонения на русов в Хазарии. Начался расцвет торговли вдоль Великого водного пути «Из Варяг в Греки».
Во второй половине IX в. балканские сербы создали своё первое государство Рашка  на территории Черногории и Косово. Королем Хорватии стал Петар. Совершен набег датчан на г. Апуоле в земле куршей (Курляндия). Князем Чехии был Борживой. Людовик II был королем Италии, императором Каролингской империи.
В 858–867, 878–886 гг. патриархом Константинопольским был Фотий.

А булгарская история в эти времена продолжалась, соприкасаясь с многими мировыми событиями.

Вместе с аварами славянские племена прошли по всему Балканскому полуострову. Они были преобладающим этническим элементом Греции на протяжении почти трех с половиной столетий, вплоть до первых десятилетий X в. Неизвестно, подчинялись славяне в этих походах аварам, или действовали по собственной инициативе.
В 803–805 гг. Аварский каганат окончательно уничтожен совместными усилиями франков и булгар. После того как был уничтожен аварский каганат под ударами франков, во главе которых стоял король Карл (буквально через несколько лет после этого он получил прозвище Великого), славяне стали самостоятельным этносом, осознавшим свое положение в мире.


В это время проводились реформы кагана Обадии в Хазарии. Шло принятие иудаизма повсеместно в Хазарии при сопротивлении народа. В десятилетие, когда патриций Никифор взошел на престол в Константинополе (802 г.), а халиф Харун ар–Рашид казнил своих лучших помощников и верных друзей – Бармекидов (803 г.), в Хазарском каганате некий влиятельный иудей Обадия взял власть в свои руки, превратил хана из династии Ашина (по отцу) в марионетку и сделал раввинистский иудаизм государственной религией Хазарии.
Обстоятельства, при которых произошел этот не столь религиозный, сколь государственный переворот, прикрыты множеством легенд. Неизвестно даже, кем был Обадия. Видимо, он не принадлежал к числу соратников Маздака, безграмотных и храбрых воинов,  вроде Булана. Об Обадии сказано: «Он был человек праведный и справедливый. Он обновил царство и укрепил синагоги, школы и собрал множество мудрецов израильских, дав им много серебра и золота, и они объяснили ему 24 книги (священного писания) Мишну, Талмуд и весь порядок молитв, принятых у хаззанов. Он боялся бога и любил закон и заповеди». Уже из этого одного видно, что Обадия не был ни караимом, ни хазарином.
Обадия был человек интеллигентный и имевший связи в еврейской диаспоре. Для «мудрецов израильских» он не пожалел хазарского «серебра и золота», чтобы только эти мудрецы согласились пожаловать в Итиль. От смены власти выиграли не хазары и не хазарские евреи, а приезжие иудеи и еврейская община в целом. А, значит, они и организовали переворот. Законный хан из рода Ашина стал иудеем, то есть принял веру своей матери и был принят в общину. Все государственные должности были распределены между евреями, причем сам Обадия принял титул «пех» (бек), переведенное на арабский язык как «малик», то есть царь. Это значит, что он возглавил правительство при номинальном хане (кагане), находившемся с этого времени под стражей и выпускаемом напоказ народу раз в год.
А для хазарского народа значение переворота определил царь Иосиф, глава иудейской общины Итиля, написав: «И с того дня, как наши предки вступили под покров Шохины (присутствие божества), он подчинил нам всех наших врагов и ниспроверг все народы и племена, жившие вокруг нас, так что никто до настоящего дня (около 960 г. ) не устоял перед нами. Все они служат и платят нам дань – цари Эдома (язычники) и цари исмаильтян (мусульмане)».
Однако взаимодействие между халифатом и Хазарией не прекратилось, а просто изменило форму. Место воинов–завоевателей заняли купцы, сделавшие Каспий и Волгу торговым путем в страну Биармию, или Великую Пермь. Арабские серебряные дирхемы потекли на Север в обмен на драгоценные меха. Новая хазарская столица Итиль, находившаяся в Волго–Ахтубинской пойме, и Великий Булгар, расположенный несколько ниже впадения в Волгу Камы, превратились в перевалочные пункты транзитной торговли. Это стимулировало развитие земледелия и виноградарства. Тогда между арабами и хазарами установился прочный мир.
За полтораста лет самостоятельного существования (650–800 гг.) крошечный тюрко–хазарский этнос не только отстоял свою независимость, но и расширил пределы своей державы до Дона на западе, Кавказского хребта и Яйлы на юге и Яика на востоке.

Активность хазар в Западном Прикаспии была вызвана экономическими потерями, которые Хазария несла на севере вследствие политики Волжской Булгарии. Дело в том, что Булгария, тяготившаяся своей зависимостью от Хазарии, преграждавшей ей свободный выход к морю по Волге, стала самостоятельно налаживать торговлю с Хорезмом и другими среднеазиатскими государствами в обход Хазарии. И ей, похоже, удалось преуспеть в этом направлении.

В середине VIII  в. один настроенный антиарабски хазарский каган попытался заставить бурджан–мусульман отказаться от ислама и вернуться к древнейшему булгарскому доисламскому верованию – к тенгрианству. Бурджане отказались подчиниться кагану, и с разрешения булгарского царя переселились в Барс иле, где основали город Булгар и Булгарский бейлик. Хазарский каган потребовал от булгарского царя изгнать бурджан из пределов Булгарии, но тот отказался. Тогда кагану хазар пришлось отступить и примириться с поселением бурджан–мусульман в Булгарии ради сохранения важного для Итиля Булгаро–хазарского союза. Более того, через некоторое время Итиль дает мусульманским купцам и ремесленникам ряд льгот, и некоторые бурджане возвращаются в Хазарскую орду.

Царь Иосиф ссылается на хазарские книги («сфарим»), призванные закрепить и обосновать легенды, канонизированные по указанию хазарских царей. Суть этих легенд в том, что хазарский царь Булан получил божественное откровение, предписывавшее ему обратиться в истинную, то есть иудейскую, веру. На всякий случай, однако, Булан устроил своеобразный диспут между мусульманским кади и христианским священником. Каждый из них хулил веру другого, но оба они якобы согласились на том что «вера Израиля – лучшая вера и вся она – истина». Случилось это, якобы,  за 340 лет до Иосифа. Иосиф добавляет несколько фраз о деятельности царя Обадьи, который «укрепил веру согласно закону и правилу», то есть перешел к раввинистическому иудаизму. Обадья фигурирует в качестве сына сыновей Булана. А затем перечислены последующие цари Хазарии числом 11–12, начиная с сына Обадьи Езекии и кончая автором письма Иосифом.

Аль–Масуди сказал мне:

– Хазары приняли иудаизм во времена Харун ар–Рашида (786–809 гг.), поэтому окончательно принято, что  в 740 г. хазары приняли модифицированный иудаизм, а около 800 г. – раввинистический иудаизм.


Очевидно, «летописные книги» точной даты не содержали, а это позволяет распространить заключение автора XII в. о событии, произошедшем за 400 лет до него, на весь VIII в. И тогда появляется возможность приурочить его ко времени Харун ар–Рашида, вступившего на престол в 786 г. Более точной даты не знал, очевидно, и ал–Масуди, живший через полтораста лет после этого.
Каковы же были причины принятия иудаизма верхушкой Хазарии? Хазарский шад, ставший его инициатором, имел выбор среди трех монотеистических религий: христианства, ислама и иудаизма. Из них две первые были государственными религиями двух крупнейших держав той поры, с которыми Хазария имела самые разнообразные сношения, – Византии и Арабского халифата. Христианство имело широкое распространение среди подданных Хазарии – жителей Крыма. Эту веру исповедовала большая часть обитателей Закавказья – Армении, Грузии, Кавказской Албании. Казалось бы, именно принятия христианства хазарами и следовало ожидать, тем более что попытка такого рода уже имела место в VII в. И все–таки были причины, этому не способствовавшие. Леон II Абхазский (758–798 гг.) присоединил к своим владениям Эгриси, то есть значительную часть Западной Грузии. Это был сильный удар по Византии, тем более что христианские страны Закавказья во второй половине VIII в., по крайней мере, дважды подвергались хазарским нашествиям.
Столь же неблагоприятны были условия для принятия ислама. Халифат оставался главным противником хазар, хотя больших арабо–хазарских войн во второй половине VIII в. не было.
А вот для принятия иудейской религии обстоятельства складывались благоприятно. В условиях Европы, пришедшей в упадок после варварских нашествий, еврейские общины и еврейский торговый капитал не только сохранили свою силу и влияние, но и практически монополизировали европейскую торговлю. Особoe покровительство оказывали еврейским купцам Каролинги, которые при нужде в деньгах всегда обращались к еврейским ростовщикам. В IX в. именно еврейские купцы держали в своих руках транзитную торговлю между Европой и Азией. Это были предприимчивые торговцы, говорившие на разных языках (арабском, персидском, греческом, «франкском», испано–романском, славянском). Один из их путей пролегал через Чехию, Венгрию, Русь и Волжскую Булгарию и вообще Поволжье в пределы Хазарского каганата.
Естественно, что параллельно с торговыми поездками возникали и еврейские колонии в разных районах Восточной Европы. Их появление будировалось и периодически возникавшими в Византийской империи гонениями на еврейские общины, в результате чего евреи эмигрировали в пределы Хазарии. Там, по словам ал–Масуди, существовали особенно благоприятные условия для купцов и ремесленников.
Судя по еврейским источникам, основная масса еврейских эмигрантов в Хазарию прибыла тремя путями: из Багдада, то есть, из арабского Ирака, где издавна существовала вторая по значимости еврейская колония; из Хорасана, из восточных областей Халифата, включая Среднюю Азию; и из Византии. Нельзя сбрасывать со счетов и крымские колонии евреев. Не случайно в связи с этим и особое внимание царя Иосифа к географии Крыма.
К концу VIII в. верхушка хазарского общества официально принимает иудаизм, хотя основное население страны оставалось в мусульманстве.

По другим источникам, хазарский каган Булан принимал иудаизм в 786 г.
Согласно Иосифу, хазарский царь, принявший иудаизм, носил тюркское имя Булан («лось, олень»); все же прочие упомянутые им цари носили традиционные еврейские (библейские) имена (Обадья, Ханукка, Ицхак, Забулон, Моше, Менахем, Вениамин, Аарон, Иосиф). Возможно, что они, подобно русским князьям XI–XII вв., носившим языческое и христианское имя, имели два имени – тюркское и иудейское. В Кембриджском документе фигурирует некий Песах, имя которого не восходит к Библии, но известно в еврейской средневековой среде.
В Хазарии жили евреи (этнические) и часть хазар, принявших иудаизм. Одновременно известно, что сами хазары исповедовали и ислам, и христианство, и иудаизм, и языческие культы, причем показательно, что при перечислении этих религий иудаизм стоит на последнем месте.
Таким образом, о широком распространении иудейской религии среди населения Хазарии даже в Х в. говорить не приходится. Основная его масса исповедовала ислам, христианство или различные языческие культы. Царь же и его окружение, принявшие иудаизм, все больше отдалялись от своих подданных. Усиление в Х в. влияния части подданных, исповедовавших ислам, и особенно гвардии ал–ларисийа ставило царей в еще более сложное положение. В итоге центральная власть все больше теряла свою силу и влияние.
Влияние принятия иудаизма хазарской верхушкой на культуру хазар нельзя преувеличивать. То, что в Хазарии имели распространение древнееврейские язык и письменность, доказывается перепиской Хасдая ибн Шафрута и царя Иосифа. Но степень этого распространения не велика. Известный ученый ал–Надим (конец Х в.) отметил, что хазары использовали еврейское письмо. Более поздний персидский писатель Фахр ад–дин Мубарак–шах (начало XIII в.) связывал хазарское письмо с русским и румийским (то есть греческим) алфавитами.

Более надежно сообщение арабского  историка, географа и путешественника X в.  Абу–ль–Хасан Али ибн аль–Хусейн аль–Масуди. Как первый арабский автор, объединивший разрозненные прежде исторические и географические наблюдения в работу энциклопедического характера, он получил  прозвище «арабского Геродота». Ибн Халдун назвал его «имамом» (главой) всех историков.

  Аль-Масуди сказал мне:

– В  мусульманских школах в Атиле  преподавание могло вестись только на арабском языке. А так как часть хазар исповедовала ислам, это говорит об известной распространенности арабской культуры. Некоторые ученые считают возможным говорить о влиянии на хазар персидской культуры.
Одним словом, разнообразие религиозных культов приводило к распространению разных культурных влияний, ни одно из которых в Хазарии, окончательно не возобладало.

В «Летописи византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта»  сообщается: «В 788 г. в сентябре месяце, индиктиона 4, царь (Константин) совершил брак свой с Феодотою во дворце святого Маманта, в четвертый день недели. В апреле месяце того же индиктиона, в день недели, в ночи произошло ужаснейшее землетрясение на острове Крите; мая 4 числа произошло подобное землетрясение и в Константинополе. Кардамос, господин Булгарии, объявил царю: или пришли мне дань по условию, или я дойду до златых врат и опустошу всю Фракию. Царь, положивши в платок конского помету, послал к нему и сказал: какая прилична тебе дань, я посылаю; но ты уже стар: я не желаю, чтобы ты принял труд идти так далеко; я сам приду до Маркеллона; туда выходи; и там – как посудит бог. Царь, пославши, тотчас собрал пограничные легионы и дошел до Версиникии; и Кардам дошел до леса Авролевы и, оробевши, оставался в густоте дерев. Царь, ободривши свое войско, дошел до чистого поля при Авролеве и вызывал его на бой в продолжение 17 дней; но Кардам не осмелился, он поспешно бежал в свою страну. В том же году аравитяне дошли до Амория, но без успеха возвратились назад, захвативши пленных в окрестностях».

Ко времени нападения хазар на Закавказье, то есть к самому концу VIII в., относится романтическая история, записанная в грузинской летописи. В ней рассказывается, что хазарский каган влюбился в прекрасную Шушану, младшую сестру эрисмтавара Картли Иоане. (Шушана – ласкательное от Сусана?).Это был внук Степаноса, племянника Нерсе; он правил после своего отца, Ар–чила. Хазарский каган обратился к нему с предложением выдать сестру за него замуж, обещая взамен свое содействие в борьбе за независимость Картли от арабов. Получив отказ, каган послал полководца Блучана (в армянской версии Булджана) против Картли. Тот вторгся в Закавказье Лезгинской дорогой, взял резиденцию эрисмтавара, где захватил не только Шушану, но и ее брата Джуаншера, затем разрушил Тбилиси, где находился арабский гарнизон во главе с эмиром, и опустошил Картли. На обратном пути через Дарьяльское ущелье пленной принцессе удалось покончить с собой, приняв яд, который она хранила под камнем перстня. Блучан доставил своему повелителю одного Джуаншера. Разгневанный каган приказал снять голову с незадачливого полководца, не сумевшего сохранить княжну, а Джуаншера оставил в плену и держал его в Хазарии семь лет, после чего с великими почестями отпустил на родину.
Нет оснований считать эту историю вымышленной. Иоане и Джуаншер — реальные исторические личности. Известно, что каган брал себе дочерей подвластных ему правителей, то же он мог делать и с их сестрами. Известно также, что каган располагал абсолютной властью над жизнью и смертью своих военачальников. Вполне возможно, что один из хазарских отрядов, вторгшихся в 799 г. в Закавказье, опустошил Картли и захватил в плен брата и сестру эрисмтавара этого княжества, что и легло в основу легенды. Так, например , известно, что в  VIII в. на территории Грузии образовались княжество Тао-Кларджети и Тбилисский эмират. Титул эрисмтавара был передан Адарнасе I из старшей (кахетинской) ветви Хосроидов.  Царь выдал за Гуарама свою сестру и пожаловал ему звание эристава области Тао.

К X в. от кочевого образа жизни хазары перешли к полукочевому, зимнее время проводя в городах. Религиозные верования состояли из общетюркских языческих ритуалов, характерной чертой которых было поклонение богу Тенгри и обожествление кагана. Благодаря географическому положению и веротерпимой политике правительства в хазарскую среду интенсивно проникали христианство и ислам.