Волжский царь. Глава 23

Борис Рябухин
Волжский царь. Глава 23

ДУНАЙСКАЯ БУЛГАРИЯ

Первым из дунайско–булгарских царей считался Атилле Аспарух или Атилькусэ (Атилькэсэ), Маджар, Мадай, Батыр, Батай, сын Курбата Кюнграта («Кубрата»). Он родился в год лошади, в 634 г., и получил имя своего знаменитого предка Атиллы. Во всем старался походить на Атиллу и поражал всех своей энергией, амбициозностью и крутостью, за что был прозван «Атилькусэ» – «Безбородый Атилла». В ответ на распространение этого прозвища стал называться «Маджар» – «Жертвенный, самоотверженный».  О нем  подробности  всплывут позднее.

Из свода  булгарских летописей Джагфара можно узнать, что из Аспаруховичей правили: царь Айяр (Авар), сын Аспаруха; царь Тарвиль, сын Аспаруха.

Из ветви Айяра правили булгарами: Бозок, старшая дочь Айяра, выданная замуж за Урана из рода Угиль; Чакчак, младшая дочь Айяра; Корымджес, сын Урана и Бозок; Зухра, дочь Урана и Бозок, выданная замуж за Урус–Бугу; Канбика, дочь Урус–Буги и Зухры, выданная замуж за царя Черной Булгарии Тат–Утяка; Бунек, сын Урус–Буги и Зухры;  Боян, сын Бунека.

Список булгарских правителей Имэнской династии обрывается 653 годом, после чего начинается история Волжской Булгарии.


Здесь запись обрывается…
Потом булгарскими царями были: Телес, сын Корымджеса, его женой была дочь Юмарта; Дилярек, сын Телеса и дочери Юмарта…
Опять запись обрывается...

Где они, остальные  цари, где они, Кеме? И что сделали для могущества булгар?
Скачем дальше по булгарским векам, мой златогривый конь Кеме.

В 634–668–681–701 гг. булгарским правителем был кан Кара–Саклана и хан Дунайской Булгарии Аспарух (Исперих), Атилле Аспарух или Атилькусэ (Атилькэсэ),  Маджар,  Мадай, Батыр, Батай – сын Курбата, Кюнграта (Кубрата). Атилькусэ Аспарух – из династии булгарских канов, правившей Кара–Сакланом. В гунском Именнике он называется Аспарук, третий сын Кубрат Хана. До этого он владел Ак Булгаром (Волжской Булгарией) и Эчке Бурджаном (Северным Кавказом).
После кончины Кубрата, хазары – этнически сродное булгарам племя, заручившись поддержкой алан, напало на Булгарию со стороны прохода Дербента. Булгары оказали хазарам упорное, но разрозненное сопротивление. По–видимому, наибольшую активность в борьбе проявил Аспарух. Его орда, по данным «Армянской географии», занимала Гиппийские или Булгарские горы, находившиеся возле Волги, там, где эта река поворачивает к востоку и образует дельту с 70 рукавами. Скорее всего, Гиппийские горы соответствуют Ергеням вместе со Ставропольскою возвышенностью. Здесь булгары граничили с хазарами и здесь испытали их первые удары. Потерпев поражение, часть булгар под начальством Батбая покорилась и составила группу подвластных хазарам Кубанских булгар («Черные булгары»). Память о них сохранилась в имени одного из народов центральной части Северного Кавказа — балкарцев.
Булгары, не желавшие подчиниться хазарам, бежали из своей страны, часть — на север, вверх по Волге, туда, где в дальнейшем возникла Волжская Булгария, а другая часть — на запад, в пределы Византийской империи.
Последних вел туда Аспарух. Он, вместе с большой частью оногхондор–булгар отступает к западной части своего государства, перемещая центр–столицу (онгъл по–булгарски). В последствии, объединяя всех булгар из этого района, которые мигрировали раньше под влиянием гунов, аваров и хазаров, Аспаруховая Булгария меняет свои границы, постепенно приобретая  форму Первого Булгарского царства, по середине которого протекает Дунай. 
Булгарские союзы около VII в. делились на четыре группы. Две из них кочевали в Приазовье и Северном Кавказе, приняв позже участие в формировании балкарцев и некоторых других народов. О происхож¬дении балкар и карачаевцев от древних булгар говорят путешественники и историки, побывавшие в этих краях в разные времена. По преданию самого народа, они раньше жили на равнине в северокавказских степях, затем, теснимые кабардинцами, ушли в горные районы, в бассейны рек Черек, Чегем, Баксан. А  балкары и карачаевцы представ¬ляют из себя осколок булгарского народа, жившего на Волге и продвинувшегося по Южной России до Балканского полуострова. Поскольку здесь они долгие годы жили изолированно, то в чистоте сохранили и свой язык.
Третья группа отправилась на Балканы, где слилась с дунайскими славянами, передав им свой этноним. Четвертая группа перекочевала в Среднее Поволжье, где подчинила ряд местных финно–угорских племен.

В булгарском эпосе «Кубан»  по–своему говорится о том, почему люди стали уходить из Булгара.
«Стали тогда враги Халджи уходить из Булгара – туда, куда показывало гадание кама Халджи. Аслан не удерживал никого – даже радовался уходу людей: думал, что с их уходом оставшимся будет легче.
Первым решил переселиться Шамбат со своими людьми. Поклонявшимися, как и он, Субану Субашу Нардугану. Среди его булгар преобладали именцы, поэтому людей Шамбата называли и субашами, и именцами. Халджи, определявший, кому куда уходить,
выбрал для субаш–именцев дорогу на юг, за Капкай. А Капкай был частью Стены Дивов,
и Халджи рассчитывал, что за ней всех субашей съедят алпы.
Но Шамбату удалось благополучно перебраться через Капкай и занять там одну страну – Сувар между реками Кубар и Сувар. Назывались эти реки в честь Кубара, которому Мар поручил следить здесь за порядком. Урусу помогала его дочь Самар.
Ведь сам Кубар нечасто  бывал здесь, хотя и объявил, что даст Сувар тому бахадиру, кто женится на Самар».

Мой сказочный конь Кеме сказал мне:

–  Самар (Чумар) – алп травоядных животных, приплода, урожая и изобилия, сын Мара и Туран. Принимал облик дракона, оленя (лося), коня, быка, барана, козла. Часто изображался в виде всадника–богатыря или прекрасного юноши с косами (косы означали колосья – символы силы и изобилия) и с цветком (также символом изобилия) в руке. В булгарском искусстве являлся символом покорности воле Тангры. Другие булгарские названия этого алпа – Барадж (Дракон в виде крылатого змея), Ельбеген (многоголовый Дракон с главной орлиной головой и змеиным хвостом), Тюрк (Великий Бык), Алабуга (Пятнистый Бык), Олькер (Пятнистый Бык), Сабан (Пастух), Болан Худжа (Хозяин Оленей), Гюльджимеш (Цветуще–Плодоносящий), Джимчачак, Субаш.

И рассказал  такую легенду. Алпы, служившие Барысу, быстро обнаружили в  Суваре людей – и пожаловались Мару. Нар Джайтасир возмутился самоуправством людей, и над ними сгустилась гроза гнева Небес. Тогда хитрый алп торговли, которого звали также Куян Давшан за его любовь к образу зайца – выручил булгар–именцев. Задумал алп создать свое великое царство, и понадобились ему для этого люди – вот он и помог им. Появился он перед булгарами в образе зайца и сказал: «Тому, кто поймает меня, я обеспечу исполнение его желания». Шамбат погнался за ним, а Куян, будто бы скоро устав, позволил вождю булгар
нагнать и схватить его.
«Какое твое желание?» –  спросил у него Давшан. Тот сказал: «Пусть нам позволят
жить в Суваре!»
Хитрый алп пообещал: «Я исполню это!» – и, действительно, уговорил Мара закрыть глаза на переселение людей. Куян предложил Мару за это маленького чудо–коня Тулпара, который имел заячьи уши и верблюжий горб. 

«Не наш ли это Конек–горбунок?» – подумал я.

Чуткий мой конь Кеме сказал мне:

– Конечно! Ведь автор сказки «Конек–горбунок» Петр Павлович Ершов родился в Сибири.

Это был самый быстрый конь: он мог летать, как птица, вихрем мчаться по земле и воде, рыбой плавать под водой. Никто не знал, что этот Тулпар был любимым сыном самого Куяна и верблюдицы – и частенько убегал, по сговору с отцом, от тех, кому Давшан его продавал…
Мар разрешил именцам поселиться в Суваре – но с тем условием, что они сами договорятся с Кубаром; а для Куяна Мар испросил у Тангры разрешение образовать в области Джуан его царство…
Шамбат дал Давшану часть своих синджийцев –  и Куян стал царствовать под именем Джуаныша. Но правил он неважно – и  многие его люди убежали в Сувар, Капдаг
и другие края.
Тогда Куян стал переманивать новых людей из–за Капкая – но и многие из новых
также убегали от него. В конце концов, оказалось, что земля алпов также наполнилась людьми – ведь алпов было не так много. Но добрый поступок Давшана не был забыт:
в память об этом булгары стали считать Куяна алпом удачи…
Не знали люди хитрого Джуаныша, думающего только о своей выгоде.


Около 650 г. образовалось Хазарское государство во главе с царевичем из династии Ашина на Нижней Волге. Это государство возникло около VII в. в прикаспийской части Северного Кавказа и на Нижней Волге. В течение двух веков власть хазар распространилась на Крым, Приазовье и Среднюю Волгу.

В 651–652 гг. опять совершались набеги арабов на Северный Кавказ. После смерти Кубрата булгары потерпели поражение от Хазарского каганата.

На Великую Булгарию опять напали хазары. Курбат уже  скончался, когда его сыновья скакали к Ширу (Дону), к которому приближались враги. По просьбе третьего  сына, почившего отца Курбата похоронили во владении сына  Катрага. Когда Бат–Баян, наконец, переправился через Шир, то увидел бегущих людей Кумыка (булгарского военачальника) и узнал, что Шамбат и Аспарух уже разбиты и укрылись в Буртасе (Среднее Поволжье). Катраг с ходу атаковал один хазарский отряд, занятый облавой, и погнался за ним, но тот привёл его к основным силам кагана. Весь отряд Катрага погиб, а сам он был захвачен в плен.

Хазария уже  охватывала нижнее течение Волги, предгорья Кавказа, Кубань, среднее течение Дона, бассейн Северского Донца, северное Приазовье, часть Крыма. Столица хазар Итиль являлась крупнейшим в Восточной Европе торговым и таможенным городом, в котором в отдельных кварталах жили выходцы разных стран, включая и славян.
Правда, считают, что роль хазар в истории, начиная с середины  VII в. и вплоть до IX в.,  была в какой–то степени даже прогрессивной. Они остановили натиск арабов, открыли двери византийской культуре, установили порядок и безопасность в прикаспийских и причерноморских степях, что дало мощный толчок для развития народного хозяйства этих стран  и обусловило заселение славянами лесостепной полосы Восточной Европы.
А в Хазарии были такие крупные города, как: Беленджер на реке Сулак, Семендер, Итиль на Волге (столица, население которой отличалось этнической пестротой и достигало 100 тысяч человек), Таматарха и Фанагория на Тамани, Саркел и др. Развитие городов отражало характер хазарской экономики, которая держалась не столько на традиционном для тюрок скотоводстве, сколько на использовании географических выгод и контроле торговых путей Азии и Европы. Носителями религии здесь были арабы.

В 654 г. Тазбаш вновь напал с огромным войском на Булгарию  и осадил Бат–Баяна в Шаркеле (Саркел, Белая Вежа). Аспарух не пришел к нему на помощь. И только доблесть саркелцев спасла город и жизнь потрясенного этим вероломством царя Бат–Баяна. После нескольких дней боев, когда на помощь городу подошли хазары, его защитники вышли из крепости Саркела и наголову разгромили арабов. Абдарахман погиб вместе с 4 тысячами своих воинов. 
Кабан – племянник убитого в бою хазарского кагана – заключил с Бат–Баяном мир, по которому хазары получили для поселения земли между Иделем и Джамом и обязывались оказывать военную помощь Булгарии.  В договоре новый каган называет угузов по–булгарски «хазарами», а себя – «каганом хазар».  В память об этой битве Бат–Баян взял имя Халиб («Победитель»). А  Катраг был отпущен на свободу. Но оказалось все не так просто.

Постепенно из западного славянства образовалось южное славянство.
В 658 г. король Само умер и его государство распалось.

А, согласно Своду булгарских летописей, в  658 г. Шамбат был разбит франками и аварами и вернулся на службу Курбату. Курбат опять дал ему титул губернатора (улугбека) области Башту, но велел в наказание за былое непослушание именоваться только Кыем. Поэтому город Шамбата – Башту – получает его имя Кый (будущий «Киев»). За крепостью же Киева – Башту, которую Шамбат выстроил еще до Аварского похода, до конца X в. закрепилось его имя «Шамбат». Киев стоял на холмах (горах), которые назывались булгарами Куян или Кук–Куянтау (Горами духа Куяна или Кук–Куяна), поэтому Киев стали называть также и Кук–Куян.


Мой златогривый конь Кеме сказал мне:

– Куян – алп торговли. Принимал облик зайца. В булгарском искусстве являлся символом бренности и греховности земной жизни всем, напрасно пытающимся убежать от смерти. Другие названия этого алпа – Кук Куян (Небесный Заяц), Таш Баш (Каменная Голова).

В этот период первобытно–родовые отношения у булгар окончательно распались. Полукочевые булгарские племена переходят к устойчивому, оседлому образу жизни. Возникают первые города. Развивается земледелие, животноводство, ремесло. Материальное богатство сосредоточивается в руках вождей отдельных племен. Часть булгар,  во главе с Котрагом, переселилась на берега Волги и основала государство Волжская Булгария. Что касается этого сына Кубрата – Котрага, то здесь не столько собственное имя, сколько название хорошо известного племени котрагов или кутригур, поселение которого к западу от Азовского моря и Дона также задолго предшествует эпохе Кубрата. Однако миф упрямо говорит о том, что Котраг существовал. По одной версии, он, перейдя реку Танаис, поселился напротив первого брата. 

По многим источникам известно, что в 670–е гг. одна из древних орд Булгар («серебряные Булгары»), состоявшая преимущественно из кутригуров, под предводительством Котрага, сына Кубрата (около 605–около 665 гг.), хана Великий Булгарии, двинулась из Приазовских степей на север, в лесостепные районы Средней Волги и Камы, где начала смешиваться с местным финно–угорским населением.

Вместо пяти сыновей исторические источники предполагают  всего два вероятных сына Кубрата — Батбай (Батбаян) и Аспарух. Местоположение владений этих двух сыновей Кубрата указывается на территории, которая была ядром Булгарского государства и где, следовательно, было племя гуннугундур или оногур, то есть в восточном Приазовье. Часть булгар под предводительством царевича Аспаруха ушла на запад на берега Дуная. Здесь они, смешавшись с южными славянами, создали Булгарское царство. Постепенно эти булгары были ассимилированы, поглощены славянами, оставив за ними лишь свое имя «булгары». Булгары Аспаруха на Дунае еще в VIII в. назывались булгарами–оногурами, а это значит, что они действительно вышли из Оногории с восточной стороны Азовского моря.
Около 660 г. орда Аспаруха, преследуемая хазарами, появилась на Дунае и укрепилась в дельте реки.
Между тем, большое число славян мигрируют в Дунайскую Булгарию, которая являлась в то время хорошо устроенным и спокойным местом для проживания. Вместе с ранее прибывшим славянским населением булгарам удалось сложить новую языковую норму, которая и письменно близка к славянскому языку, и в речи звучит более похоже на  язык управляющих булгар.

Другая часть булгар под водительством Батбая, старшего сына Кубрата, подчинилось Хазарскому каганату. Считается, что современные балканы, а также родственные им карачаевцы своим происхождением связаны с этими булгарами. Оставшись на старом месте, Батбай подчинился хазарам и еще в конце VII в. платил им дань.
Местом поселения колонии булгар в Армении назван Басен Безлесный, у греков Фасиан,  будущий Пасин, находящийся в пределах современной Турции в верховьях р. Аракса.
В  686 г. 30 000 булгарских и македонских славян переселились в Вифинию – это историческая область, древнее государство и римская провинция, существовавшая на северо–западе Анатолии (Малой Азии) между проливом Босфор и рекой Сангариус. Русское население, не желая выплачивать дань хазарам, уходило по Днепру на север, к ильменским словенам.
По некоторым  источникам, часть булгар во главе с ханом Балкаром направилась  на Кавказ. Недалеко от Эльбруса проживает народ болкарцы. Язык их похож на татарский язык, но испытал на себе влияние осетинского. Свадебный обряд болкарцев напоминает татарский свадебный обряд.

А между тем, в мире творились свои значительные события.

В 584 и  586 гг. предпринималась осада Фессалоник славянами. Предпринят поход князя Радогоща Светоярича на Царьград.  Он дошел до Длинных стен. Началось наступление полководца Приска на славян и аваров. В этом наступлении решающей оказалась битва на южном берегу Дуная при городе Виминаке (601 г.), когда авары были наголову разбиты и бежали от воинов Приска. Натиск аваров и союзных им племен был остановлен Византией в результате серии победоносных кампаний, которые провели император Маврикий и его полководец Приск на широком фронте от Черного моря до реки Тиссы.
В 597 г. наступила смерть князей Радогаста (Радогоща) и Пирогаста (Пирогоща), потомков Киевичей. Они правили: первый – на Дунае, а второй – у сербов. Около 600 г. шведы высадились в устье Западной Двины и начали покорять прибалтийские племена.
В 601 г. римская армия перешла Дунай и в двух сражениях на р. Тиссе разгромила аварские ополчения. Среди захваченных пленных только пятая часть была аварами, половина их состояла из славян, а остальные из других племен варваров. Непрерывные войны, которые вел император Маврикий, обескровили и обезлюдили империю. От 600000–ной армии ромеев осталось едва 40 000 воинов. В стране зрело глухое недовольство правлением Маврикия.
Аварский хан Кашан–Сэбэр вынашивал план захватить византийскую столицу.  И  в 602 г., в год свержения Маврикия центурионом Фокой, хан послал против антов карательную экспедицию во главе с булгарским бием Апсихом. После этого удара, в ходе которого были сожжены многие города и селения, анты не могли уже оправиться. Это была месть аваров тем антам, которые в ходе военной кампании 595–601 гг. перешли на сторону византийского легиона под командованием германца Гудвина. Характерно, что с того времени анты не упоминаются в византийских источниках: их место уже занимают русские. После разгрома антов авары покорили и дулебов. Аварское иго оказалось самым тяжелым из всех, которые когда–либо переживали восточные славяне.
В 602–610 гг. императором Византии был Фока. Проходили ирано–византийские войны. Авары (абары) участвовали в восстании телесских племен против Дяныу Бугя–хана,  а на месте их кочевий возникали тюргеши. Авары стали компонентом тюргешей. 
В 610–е гг. славяне нападали на г. Фессалоники. Славянский флот участвовал в осаде города с моря. Совершались походы антов–русов на земли, расположенные на севере и северо–востоке от Киева, на Балканы и в Грецию. Императором Византии был Ираклий. В это время происходило распространение христианства среди балканских славян, крещение сербов, запрещение иудаизма в стране и высылка евреев из империи, а также из Галлии, Бургундии, Ломбардии, Испании.
26 июля 622 г. начался исход пророка Мохаммеда из Мекки в Медину (Хиджра).
В 623 г. славянский флот напал на остров Крит. Арабы захватили Месопотамию и г. Вавилон, начав тем самым свои завоевания в Передней Азии и создание Арабского халифата. Был основан г. Багдад.     Византийцы нанесли  поражение персам у развалин г. Ниневии. В этом же году  хазарский Тун–Джабгу каган вышел в поход  на помощь Ираклию в Закавказье. Тифлис был взят Тун–Джабгу каганом.
Около 630 г. произошел поход сербов против византийцев на Балканах. Правила княгиня чехов Либуша, потом чешский князь Пржемысл. Халифом багдадским был Омар ибн Хаттаб, после него правил халиф Осман I.
В 642 г. произошел набег славян на южную Италию. Через год русы подошли под стены Дербента. Потом славяне с верхней Волги и Оки совершили поход на г. Малороса, расположенный южнее г. Танаиса.
В 653 г. Святитель Мартин, папа Римский, за исповедание православия отправлен в ссылку в г. Херсонес Таврический, где вскоре умер. С 655 г. правил чешский князь Незамысл. Предпринят поход византийского императора Констанса II на македонских славян.
 В 656–661 гг. халифом был Али, позже халифом стал Муавия. Шли арабо–хазарские войны. Полководец Мерван вторгся на Северный Кавказ и принуждал хазарского кагана принять ислам. Он дошел до Дона и взял в плен 20 000 славянских семейств, которых увел в страны Востока.
В Чехии правил князь Мнат, потом  князь  Воен. А в Киеве правил  князь Криворог Белояр. В 673 г. арабский флот потерпел поражения у Константинополя. Заключен мир в Константинополе между аварами и Византией. Состоялся VI Вселенский собор в Константинополе, в Труле полатнем, осудивший ересь монофелитов. В эти годы правил император Византии Юстиниан II Ринотмет. Ему пришлось  искать убежища у хазар, он отправился к Феофилу, царю Бурджан. Этот император обязан был своим возвращением на престол главным образом булгарам.
В 684 г. совершился поход хазар в Закавказье. Произошло массовое переселение евреев из Персии в Хазарию после неудачного восстания.
В 691–692 гг. собрался VI  Вселенский собор в Константинополе, в Труле полатнем. В это время правил византийский император Тиверий II Апсимар. Византийцы совершили поход   против г. Херсонеса.
 В 700 г. произошло объединение Швеции при Инглингах. Радбард стал князем Гардарики (Руси). Арабы завоевали Испанию. Королем Дании стал Ангантюр. Шла борьба славян с пограничными немецкими племенами на реке Лабе.

А булгары продолжали свою историю.


Следующим гуннским царем был Батбай или Батбаян, старший сын Кубрат Хана. Он правил в Кавказской Булгарии после смерти отца. При распаде государства остался на Кавказе – на земле предков – и покорился хазарам.

Бат–Баян оставался на Кавказе. При этом являлся правителем первой Булгарии и платил дань хазарам. Его официальный статус в хазарской административной иерархии означал «вассальный князь–наместник» Западного крыла Хазарской империи. На Восточном Кавказе (Кавказская Гунния) в это время соправителем хазарских каганов был Алп–Илитвер, приходившийся Бат–Баяну родственником (дядей) по отцу. О высокородном происхождении Инала говорит и титул «тегин» (принц), прилагаемый к его имени. У булгар он применялся по отношению к братьям или сыновьям хана. Тегин при назначении его командующим армией или наместником в какой–то части империи получал титул «йабгу». К Бат–Баяну можно отнести слова черкесского предания: «Он правил в течение долгого времени, был известен по всему Кавказу и дальше за его пределами и был удачлив в войнах».


Пятый сын Кубрат Хана Альцек или Алчагыр известен тем, что под его предводительством булгары пришли в Италию к королю лангобардов Гримуальду (662–671 гг.). Король отправил их к своему сыну Ромуальду в Бенвент, где они и осели в Сепине, Бовиане и Инзернии. Еще в начале VII в. часть булгар перекочевала в аварскую Паннонию (Венгрию). В конце 20–х гг. VIII в. булгары участвовали в борьбе за власть в Паннонии, но потерпели поражение. Победу одержали авары. Булгары под предводительством князя Алчагыра (Альцека) бежали в Баварию. Король франков Дагоберт сначала разрешил им поселиться там, но затем приказал истребить булгар. Из 9 тыс. булгар спаслось только 700 человек во главе с Алчагыром. Вот они–то и бежали в Италию и поселились в пределах Бенвентинского герцогства. К ним в 70–х гг. VII в. прибыли их новые соплеменники. По свидетельству Павла Диакона, автора IX в., эти булгары говорили по–латыни, но еще помнили и свой язык. Таким образом, исход на лучшие, обетованные земли был избран булгарами как средство спасения целого народа.

Вот как выглядит византийская легенда о мудром царе Булгарии и пяти его сыновьях в «Летописи византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта».
«В 671 г., в апреле месяце, индиктиона 1–го, скончался Мавиас, первый царь сарацинский. Он был вождем двадцать лет, эмиром двадцать четыре года. После него принял правление Изид, его сын. В это время  народ булгарский вступил во Фракию.
Здесь необходимо сказать о древности унновундо, булгар и котрагов. По ту сторону на северных берегах Эвксинского понта, за озером Меотийским, со стороны океана чрез землю сарматскую течет величайшая река Ател (Итиль). К этой реке приближается река Тапаш, идущая от ворот Ивирийских  в Кавказских горах, от сближения Танаиса и Ателя, которые выше Меотийского озера расходятся в разные стороны, выходит река Куфис  и впадает в Понтийское море близь Мертвых врат против мыса Бараньего Лба. Из означенного озера море подобно реке соединяется с Эвксинским понтом при Боспоре Киммерийском, где ловят мурзулию  и другую рыбу. На восточных берегах Меотийского озера за Фанагориею  кроме евреев  живут многие народы. За тем озером выше реки Куфиса, в которой ловят булгарскую рыбу ксист (название рыбы, которую ловили в Кубани, возможно, идентично протобулгарскому «берзитикон»), встречающемуся в источниках Х–ХII вв, находится древняя великая Булгария, и живут соплеменные булгарам котраги. Во времена Константина на западе Кроват, обладатель  Булгарии и котрагов скончался, оставив пятерых сынов, которым завещал никогда не расходиться: ибо таким только образом могли они всегда владычествовать и остаться непорабощенными от другого народа. Но не в продолжительном времени по кончине его, пять сынов его пришли в несогласие и разошлись все, каждый с подвластным ему народом.

Эту сказку мы уже знаем. Только имена другие.

Когда они таким образом разделились на пять частей и стали малочисленны, то хазары, великий народ, вышедший из Верзилии самой дальней страны первой Сарматии, овладел всею Запонтийскою Булгариею  до самого Понта, и сделавши данником старшего брата Ватвайя, начальника  первой Булгарии, поныне  получает от него подати. Царь Константин, услышав, что по ту сторону Дуная на Ольге  реке вдруг поселился какой–то народ грязный, нечистый, и делает набеги и опустошения во всех прилежащих к Дунаю странах, то есть тех, которыми они овладели, и где прежде жили христиане, крайне обеспокоился. Он приказал всем легионам  во Фракии перейти за Дунай, и двинулся на них с сухопутными и морскими силами, чтобы силою оружия выгнать их из занятых ими стран. Он расположил пехоту между реками Ольгою и Дунаем, корабли поставил у берегов реки. Булгары, увидавши столь внезапное многочисленное войско и отчаявшись в спасении, убежали в прежде упомянутое укрепление и здесь искали безопасности. В продолжение трех или четырех дней они не смели выходить из этого убежища, а римляне по причине болот не начинали сражения; тогда скверный народ, полагая со стороны римлян трусость, сделался смелее. Царь страдал от жестокой подагры, и принужден был возвратиться на юг для обычного пользования банями; при нем было пять быстрых (судов) кораблей, – и домашние сопровождали его в Месемврию. Оставляя военачальников  и войско, он приказал обходить и вызывать булгар из убежищ их, и сразиться с ними, когда они выдут; иначе стоять в своих лагерях и наблюдать за ними. Конные подумали, что царь бежит, и,  объятые страхом, обратились в бегство, хотя никто не гнался за ними. Булгары, уже приметивши это, преследовали их, весьма многих истребили мечом, многих ранили, гнались за ними до самого Дуная, переправились чрез эту реку, и, пришедши к Варне, так называемой близь Одиссы, увидели здесь плоскую землю, со всех сторон огражденную с тылу рекою Дунаем, с боков горными теснинами и Понтийским морем, овладели живущими здесь семью коленами  славян и северян  поселили на восточной стороне в теснинах береговых, а прочих, обложивши данью, поселили к югу и к западу до самой Аварии, остальные семь родов платили им дань.
Но царь, веря, что сие случилось по особенному Божьему промыслу, с евангельскою кротостью заключил мир. Он до конца своей жизни остался свободен от всех войн и прилагал особенное старание соединить разделившиеся всюду святые церкви Божьи со времен царя Ираклия, прапрадеда своего, зломудрого Сергия и Пирра, которые недостойно правили престолом константинопольским, учивши, что в Господе Боге Спасителе нашем Иисусе Христе одна воля и одна сила. Чтобы истребить сие злое учение, христианнейший царь собрал вселенский собор из двухсот восьмидесяти девяти епископов в Константинополе, утвердил догматы, поставленные на предыдущих пяти святых вселенских соборах, и на сем святом и точнейшем соборе, на котором председательствовал сам всеблагочестивый царь Константин, с благочестивыми иерархами, положил чтить благочестивое учение о двух волях и двух силах».

Итак, около середины VII в. в степях европейской части страны существовали два самостоятельные политические образования: Хазарское и Булгарское. По этническому составу оба были близко родственными между собой, оба были осколками могущественной Тюркютской империи и оба возглавлялись династиями тюркютского происхождения. Однако первое из них вместе с династией из рода Ашина унаследовало государственные традиции и международный авторитет Тюркютской державы и стремилось к возрождению ее былого могущества.  Второе же, созданное из племен, до того в течение долгого времени враждовавших между собой и исторически мало связанных, оказалось недолговечным и скоро распалось на составные части. Поглощение входивших в него племен и было первым делом молодого Хазарского государства.

Хазарское  царство охватывало почти всю Юго–Восточную Европу. На востоке оно достигало Хорезма, то есть включало все степи Южного Приуралья; на юге пограничным городом был Дербент, где стена отделяла от хазарских владений Закавказье; на западе хазарским был не только весь Северный Кавказ, но и степи Причерноморья вплоть до Карпат. В этих владениях обитали подданные хазарского царя – камские булгары, мордва–черемисы, вятичи, славяне–поляне.

Отделившись от Западнотюркютского каганата, Хазарское царство могло сохранить свою роль в качестве наследника тюркютского государства только посредством быстрого увеличения своих сил за счет присоединения соседних племен, в первую очередь родственных, но враждебных хазарам булгар. В письме хазарского царя Иосифа о подчинении булгар говорится как о начале Хазарского царства: «У меня записано, что когда мои предки были еще малочисленны, всесвятой, – благословен он, – дал им силу, мощность и крепость. Они вели войну за войной со многими народами, которые были могущественнее и сильнее их. С помощью божьей они прогнали их и заняли их страну, а некоторых из них заставили платить дань до настоящего дня. В стране, в которой я живу, жили прежде в–н–нт–р'ы. Наши предки, хазары, воевали с ними. В–н–нт–р'ы были более многочисленны — так многочисленны, как песок у моря, но не могли устоять перед хазарами. Они оставили свою страну и бежали, а те преследовали их, пока не настигли их, до реки по имени Дуна. До настоящего дня они расположены на реке Дуна и поблизости от Кустандины, а хазары заняли их страну до настоящего дня».
Эти данные еврейско–хазарского документа полностью подтверждаются уже приведенными сообщениями византийских хроник и «Армянской географии». В–н–нт–р'ы царя Иосифа — это булгары, еврейская транскрипция этого слова, которое у армян передавалось как огхондор или вананд, у греков — гуннугундуры или оногуры. Оногуры образовали позднее ядро протобулгар; если оногуры были союзом десяти различных племен, то булгары было названием господствующего рода, причем не только у оногуров, но и огузов в Дунайской Булгарии до IX в.
 Арабы, узнавшие это название через хазар, называли булгар венендерами или нендерами.

Иосиф сказал мне:

–  Я тебе сообщаю, что и каково протяжение моего владения. Я тебе сообщаю, что живу у реки, по имени Итиль, в конце реки, примыкающей к морю Г–р–гана (море Гирканское, или Каспийское). Начало этой реки обращено к востоку на протяжении 4–х месяцев пути.  У этой реки расположены многочисленные народы в селах и городах, некоторые в открытых местностях, а другие в укрепленных стенами городах. Вот их имена: Бур–т–с (Буртас), Булгар, Сувар, Арису, Чермис, В–н–н–тит (Вятич), С–в–р (Север), С–л–виюн (Славянин). Каждый народ не поддается точному расследованию. И этим  племенам нет числа.  Все они служат мне и платят дань. Оттуда граница поворачивает по пути к Хуварезму (Хорезму), доходя до Г–р–гана (Гургана Каспийского моря). Все живущие по берегу этого моря на протяжении одного месяца пути, все платят мне дань.

Интересные уточнения дает один из исторических источников о царе Курбате и его сыне Бат–Бояне. В 660 г. Курбат, принявший в 630 г. титул кана или кагана (царя, императора), умирает, и на булгарский трон поднимают его старшего сына Бат–Бояна. Шамбат (около 600–670 гг.), младший брат Кубрата, – из династии булгарских канов, правивших Кара–Сакланом, получив помощь аскалов (балтийских пиратов), прибывших с большого острова близ Артана (Прибалтика), овладел Башту и объявил себя каганом Кара Булгара (Черной Булгарии). Тем временем Бат–Баян собрал войско из булгар, проживавших в Кара–Саклане, и выступил навстречу большому хазарскому войску под командованием Калги. Булгарам Бат–Баяна при поддержке антов и русов удалось одержать полную победу над хазарами в битве при реке Алмыш (иначе – Кельмес, или Калка).  С обеих сторон пало 90 000 воинов, из которых 50 000 – хазары. Сам Калга был зарублен бурджанским вождем Бу–Юрган–Хумыком, внуком Бат–Баяна. Хазарский хакан Кыр–Багыл (653–675 гг.) хотел было заключить мир с мятежными булгарскими вождями, но Шамбат и Аспарух не согласились. Новая битва произошла близ дороги из Крыма в аул Харька.  На этот раз к хазарам присоединился кан Бат–Баян со своим войском. Перед этим он уступил Хазарии часть причерноморских и все нижневолжские земли в обмен на сотрудничество.  Так начиналась Великая Хазария.

Есть предание о упомянутых ранее  «Поучениях Святослава», якобы произнесенных великим князем Киевским накануне Балканского похода. Эти «Поучения» сохранились в составе «Бэрсала тарихы», то есть  «Переяславской летописи» булгарского происхождения, которая, в свою очередь, входила в состав «Нариман тарихы», XIV – XVIII вв .

В «Поучениях Святослава» говорилось следующее.

Младший сын Курбата Аспарык со своими буржанами (северокавказцами), идельскими (Волго–уральскими), барсылами (северокавказскими  предками русов) и дулобайскими (волынскими) булгарами при помощи хакана Хазара Кыр–Багыла (653–675 гг.) разбил кряшцев при устье Сулы (Дуная) и отнял у них исконно булгарские земли: Кара–Бурджан (Дунайскую Булгарию) с областью Джураш (Добруджу).
Итак, согласно преданию, русы были ближайшими друзьями протобулгар, которые исповедовали языческую веру в Тангру и его нардов, и расширили свою территорию до Алан–Кубара (реки Одры) и Истанбула (Царьграда). Они не хотели, чтобы «дети тьмы», как булгары называли греков, на земле жировали и обращали в рабство булгар и славян.
Желая отобрать у греков часть Агиля, хан Аспарух, сын Курбата попросил помощи у хонских, или кермекских булгар – дэбэрцев (тиверцев) и угольщиков (уличей), а также у барсылов (борусков), нынешних урусов, и барынджар (берендеев). Те людей своих ему прислали, и он в первый раз разбил Кряшкалу (Грецию) и дошел до Кичи–Кия, или Кичи–Бэрсалы (Малого Переяславца). Тогда барсылы, которые не пожелали войти в Хазар и примкнули к Аспарыку, в том Кичи–Кие поселились.
Но кряшцы не дали барсылам спокойно в Кичи–Кие жить: наняли худцев (готов), и кряшцев (греков), и те напали на барсылов, нынешних руссов. Когда Аспарык вновь изготовился к битве, он вместе с барсылами наголову разбил и худцев, и кряшцев. Враг побежал, но лишь немногим удалось спастись. Словно молниями разили барсылы и другие аспарыковы булгары худцев и кряшцев и, как известно, половину Агиля взяли.
Однако в 673 г. Катрагу при помощи Ойгыра удалось изгнать Аспаруха из Буртаса.

Проскачи, мой златогривый конь Кеме, мимо  булгарских царей ветви Тарвиля. Пока нам известны только имена этих царей.
 Царь Кермес, сын Тарвиля. Сувар или Сэбэр, сын Кермеса. Кермек, сын Сувара. Азан Тукта, сын Кермека,  его женой была бика (княжна) из рода Урус–Алан. Арья–Услан, дочь Азана Тукты и бики из рода Урус–Алан, была выдана замуж за царя Черной Булгарии Кан–Караджара. Караджам, сын Кермека. Корым, сын Азана Тукты и бики из рода Урус–Алан. Амуртаг (Омуртак, Йомырчак),  сын Корыма. Джан–Арбат, сын Амуртага, был казнен за то, что, будучи главным гадателем («арбат–боян»), изменил вере предков. Баламир или Маламир, сын Амуртага. Сабанша, сын Амуртага. Бирджихан, сын Сабанши, был посажен на трон (в 13–летнем возрасте) Габдуллой Караматом, Карамат совершенно независимо правил при нем, сидя в городе Кюнграте (Охрид), не только своим уделом Турун (Македония), но и всей Дунайской Булгарией. Барыс, сын Сабанши, его также посадил на трон Карамат, который и при нем вначале фактически правил Дунайской Булгарией, но затем Барыс, сын безродной «славянки», при помощи славянизированных булгарских родов, уничтожил его власть и убил Карамата.

Сразу же после блистательной победы над Абдарахманом Великая Булгария стала дробиться на части. В «Джагфар тарихы» отмечается, что после битвы булгарские беи Саксина потребовали от царя Бат–Баяна, чтобы он либо взял управление провинцией в свои руки, либо передал ее под управление Кабана. Бат–Баян, скрепя сердце, передал Саксин Кабану. А саксинские беи заставили Кабана отказаться от союза с угузами и провозгласили его своим каганом. Сакланские беи превратили своих каганов в кана–кельбиров (главных жрецов), а всю власть передали каган–бекам, избираемым из числа наиболее знатных булгарских беев. Первым каган–беком был избран бей Ойгыр Колын–Эвэн. Беи распространили на Саксин название «Хазар», так как оно стало именем династии (каганов). Катраг, опасаясь Аспаруха, поддался уговорам Ойгыра и перешел на службу Хазару.
 
У Корыма был еще один известный сын – Будим.  Будим был сыном хана Дунайской Булгарии Крума III, или Корыма, внуком Азан–Тукты, прапрапраправнуком Тарвиля, сына Исперихова. Родился он в г. Видин (Бичин или Будим) на Дунае и потому носил имя этого города. По решению отца, Будим поступил на службу к кара–сакланскому Кану–Караджару и служил ему, а затем его сыну Урус–Угыр–Айдару верой и правдой
Потом были другие цари ветви Тарвиля.
Сыном Будима был Джир Азан или Джир–Ас. Сыном Джир–Азана – Джун или Джуннэ. Сыном Джуна – Барыс, который вместе с Джакыном и Абдаллахом привез Бакира (Ахмеда Ибн Фадлана в 922 г.) в Булгар. Сыном Барыса – Халиб...
Гази–Барадж запретил  упоминать о службе Будима и его потомков царям Кара–Булгара и Ак–Булгара Волжской Булгарии из–за опасения того, что татары на этом основании потребуют от Улаг–Булгара (Дунайской Булгарии) подчинения. Поэтому сведений о нем в «Джагфар тарихы» нет. Единственное известно, что Барыс был женат на дочери царя Шамгуна (Симеона) и неоднократно ездил в Улаг–Булгар…

Конь Кеме помчался, и последние слова о царях ветви Тарвиля канули в лету.


Одновременно с Великой Булгарией в прикаспийских степях шло  сложение Хазарского государства. Остатки некогда могущественного тюркского рода Ашина, бежавшего на запад, осели у хазар и основали там новую правящую династию. Хазары считали себя прямыми наследниками Тюркского каганата, своего правителя называли каганом, а государство — каганатом. Этим они поставили новый каганат во враждебные отношения и с тюрками, и с булгарами, у которых власть принадлежала представителям мятежного рода Дуло.
Хазары этнически очень близки булгарам. Кроме того, в конфедерацию хазарских родов входили и многочисленные булгарские роды. Ослабление Великой Булгарии привело хазарских правителей к мысли о присоединении к своему объединению и приазовских булгар, а также о захвате их великолепных пастбищ и начинающих отстраиваться черноморских портов. Захват Приазовья казался хазарам настолько важным, что царь Иосиф считал этот политический акт началом образования Хазарского государства.

Между тем,  противостояние князя Само агрессии франков и немецев продолжалось. Само дважды громил войска Дагоберта и один раз его сына Сигиберта. Тем временем, держава  Само объединила значительные земли славян Чехии, Богемии, Моравии, Силезии, Лужицкой Сорбии, Словакии, Белой Хорватии, простиравшейся с востока на запад по верховьям рек Днестра, Прута, Вислы, Одры и Лабы. В государство Само также вошли Паннонская марка, Штирия и Каринтия. Сложение такого централизованного государства было важным перед лицом нараставшей германской угрозы.
Наконец, славянам гоcударства Само удалось разбить и изгнать тюркских агрессоров–аваров  из Паннонии и Иллирии. А булгары в Кара–Саклане под руководством кана Кубрата освободили восточных славян от аварского ига.
Позднее славяне из государства Само расселились в Кроации (современной Хорва–тии), Словении, Сербии, Боснии, Далмации, Македонии.
В середине VII в. распался Хорватский племенной союз и племена разделились: хорваты чешские, хорваты вислянские, хорваты белые, прикарпатские, хорваты черные, адриатические. Последние попали в сферу влияния католического Рима и потеряли свою свободу.

В 668–685 гг. византийским императором был Константин IV Погонат (668–685 гг.). Когда булгары перешли на правый берег, император Константин IV Погонат вышел навстречу и сначала оттеснил их за Дунай, но затем заболел и покинул армию. Оставшееся без вождя войско растерялось, и было разгромлено булгарами. По пятам греков булгары ворвались в Мизию (Добруджу) и вскоре заняли всю страну между Дунаем и Балканами, подчинив, а отчасти вытеснив жившие здесь славянские племена. В «Повесть временных лет» об этом сказано следующее: «Словънску же языку я коже рекохомъ, живущю на Дунай, придоша от Скуф, рекше от Козаръ, рекомии Болгape и с доща по Дунаеви, и населницы словъномъ, быта». Удаление орды Аспаруха за Дунай завершило борьбу между хазарами и азовско–черноморскими булгарами.

Кан Бат–Баян,  оставаясь в своей столице  г. Сандугач на Кубани, не хотел уходить и из Киева, где у русов появился свой князь из рода Белояров, по имени Криворог Белояр (676–700 гг.). Тот основал новую славянскую династию князей. Таким образом, в Киевском княжестве в конце VII в. сложилось двоевластие, причем булгары не обременяли славян данями и работами. Размер булгарской дани к концу VII в. составлял лишь 1/20 часть имущества ежегодно. Тот, кто не имел своего имущества, мог и вовсе не платить. Бат–Баян, благоволивший к славянам, не вмешивался в дела Киевского князя. А, со своей стороны, киевский князь был лоялен по отношению к Бат–Баяну, и признавал его легкую дань. Балтавар соглашался на то, чтобы русские жители сельской местности и других городов платили небольшую дань людям Бат–Баяна и его преемников. Служилое сословие «анчийцев», или антов, было освобождено от дани. Напротив, они получали от Балтавара денежное вознаграждение и земельное пожалование за военную службу. Причем эти служилые роды становились смешанными русско–булагрскими. Постепенно произошло смешение некоторых родов антов с русами и булгарами.
Бат–Баяновы булгары – преимущественно угры – остались на своих местах, в Ак–Саклане. Они потом передвинутся в южнорусские степи, в районы верхнего Северского Донца, Нижнего Днепра и Южного Буга. Там они встретят «белых угров», или мадьяр, и соединятся с ними в стране Лебедия.

Так Батбай или Батбаян, Бат–Баян –  старший сын Кубрат–Хана, добился правления в Кавказской Булгарии.

Весьма показательны родословные князей Черкасских. Согласно генеалогиям, их родоначальником был Акаб–гу (Ак–Йабгу). Это тюркский титул, означавший «западный правитель, наместник». Ак–Йабгу в преданиях известен под другим именем Инал (Инал–тегин, Инал–Хан, Инал–мурза). А у Инала было двое сыновей, Комук и Кази. От первого происходили будущие князья Малой Кабарды, а от второго – Большой Кабарды.
Историческим прототипом Инала был реально существовавший представитель хазарской администрации, выполнявший функции западного наместника кагана в VII–VIII вв.
По устной традиции, и деятельность Инала приходится на этот период VII–VIII вв. («спустя 150 лет после Магомета»). Его официальный статус в хазарской административной иерархии мог определяться термином «ак–йабгу» в значении «вассальный князь–наместник» Западного крыла Хазарской империи. О высокородном происхождении Инала говорит и титул «тегин» (принц), прилагаемый к его имени. У булгар он применялся по отношению к братьям или сыновьям хана. Тегин при назначении его командующим армией или наместником в какой–то части империи получал титул «йабгу».
В родословиях отцом Инала назван Хруфатайя или Хурпатайя, имеющий ханскую генеалогию и связи с византийским императором. В нем легко узнаваем Кубрат Хан. Таким образом, есть все основания полагать, что под Иналом черкесских родословий скрывается старший сын Кубрат Хана – Бат–Баян.
К Бат–Баяну можно отнести слова черкесского предания: «Он правил в течение долгого времени, был известен по всему Кавказу и дальше за его пределами и был удачлив в войнах».
В 682 г. состоялось крещение Бат–Бояна.
Он принял христианство и разрешил христианским проповедникам из Закавказья уничтожить некоторые тенгрианские святыни булгар. Этот поступок страшно возмутил Ойгыра – фактического главу Хазарии. Несмотря на то, что каган был всегда дружен с Бат–Баяном, Ойгыр заставил Бат–Умара выплатить Хазарии дань, а Закавказью за разрушение тенгрианских мольбищ отомстил набегом на Кавказскую Албанию и Армению.

Византийский исповедник Феофан сказал мне:

–  В 679 г., при епископе Павле, в Сирии был голод, и многие пришли в римскую землю. Царь, пришедши в Армению, встретил мардаитов, эту медную стену Ливана, которую он разрушил. Он нарушил также мир утвержденный с булгарами и возмутил весь порядок условий, установленный отцом его, приказал коннице перейти во Фракию, желая сделать пленниками и булгар, и славян.

Сын Кубрат Хана Кувер правил племенами секелей (эсегелов) и мадьяр. Он присоединился к племенному объединению аварского кагана и вместе с ним во главе секелей оказался на берегах Дуная и Тиссы. В 680–685 гг. Кувер поднял восстание против аваров в Паннонии, и ушел со своим племенем в Македонию.

Так что, завещание Курбата Кюнграта его сыновьям выполнено не было, – сыновья перессорились друг с другом и разделили Великую Булгарию на три булгарских царства – на Кара Булгар (центральная часть Великой Булгарии), на Хазарию (восточная часть Великой Булгарии) и на Улуг–Булгар (Западная часть Великой Булгарии).