Волжский царь. Глава 22

Борис Рябухин
Волжский царь. Глава 22

САМО

Создателем государства Само, согласно немецкой хронике Псевдо–Фредегара Схоластика, был купец по имени Само. Он родом с реки Сана, притока Вислы, считался славянином, то есть венедом, как об этом пишет латинский Зальцбургский трактат «Обращение аваров и карантанцев» (IX в.).
Псевдо–Фредегар считает Само – франком, родом из округа Санского. Вот что написано о нем в «Хронике» Псевдо–Фредегара: «В год 40–й царствования Хлотаря  человек, по имени Само, по рождению франк из округа Санского, увлек с собой многих купцов и отправился торговать к славянам, прозываемым винидами.  Славяне уже начали восставать против аваров, прозываемых гуннами, и царя их хагана. Виниды уже издавна были «бефульками»  гуннов, ибо,  когда гунны шли в поход против какого–либо народа, гунны, собрав свое войско, стояли перед лагерем, виниды же сражались. Если они оказывались в состоянии победить, тогда гунны подходили, чтобы захватить добычу. Если же винидов одолевали, то поддержанные гуннами, они вновь обретали силы. «Бефульками» потому называли их гунны, что они шли впереди гуннов, образуя в сражении двойную боевую линию. Гунны каждый год приходили зимовать к славянам, брали жен славян и дочерей их к себе в ложе; сверх других притеснений славяне платили гуннам дань. Сыновья гуннов, рожденные ими от жен и дочерей винидов, не выдержав, наконец, злобы и притеснения и отвергая господство гуннов, начали восставать. Когда виниды пошли походом против гуннов, купец  Само отправился с ними в поход; и там столь большая доблесть проявилась в нем против гуннов, что было удивительно, и огромное множество их было уничтожено мечом винидов. Узнав доблесть, сами виниды избрали его над собой королем; и там он и царствовал благополучно 30 и 5 лет. Во многие битвы вступали против гуннов виниды в его царствование; благодаря его совету и доблести виниды всегда одерживали над гуннами верх. Было у Само 12 жен из рода славян; от них он имел 22 сына и 15 дочерей».
Многоженство подтверждает, что Само исповедовал ведическую веру, которая разрешала многоженство. От его сыновей и дочерей произошли местные династии славянских князей в Центральной Европе.
Положительный итог от образования державы Само отмечает и «Велесова книга»: «И тогда внук Трояна явился Само, отец мудрого Руса. И многие были утешены».

В 626 г. была предпринята осада Константинополя аварами, русскими и персами, неудача вынудила их к отступлению. О значительном количестве кутригур в Паннонской Аварии свидетельствуют те события, которые разыгрались здесь после неудачного похода авар на Константинополь.
В 626 г. князь Само и восставшие славяне напали на возвратившихся после неудачной осады Константинополя аваров, и огромное множество их было уничтожено мечом винидов. Так началась освободительная война западных славян против аварского ига.
Противостояние государства Авария, находившегося в Паннонии, и государства Само продолжалось долгое время. Вот что об этом сообщает «Хроника» Псевдо–Фредегара: «В тот год (в 631–632 гг.) славяне, именуемые винидами, в королевстве Само в большом множестве убили франкских купцов и разграбили их добро; это было началом распри между Дагобертом  и Само, королем славян».
Вскоре Дагоберт послал к Само своего посла Сихария, но тот не сумел решить дело миром. Сихарий потребовал немедленного подчинения франкскому королю Дагоберту, на что Само отвечал, что он был бы рад сохранить дружбу. Но Сихарий заносчиво возразил: «Невозможно, чтобы христиане, рабы Божии, могли установить дружбу с псами». На что Само отвечал так: «Если вы Богу рабы, а мы Богу – псы, то пока вы беспрестанно действуете против Бога, позволено нам терзать вас укусами!»
И разразилась война. «Когда тремя отрядами войско напало на винидов, также и лангобарды за плату от Дагоберта выступили в то же время как неприятели славян. Славяне, со своей стороны, в этом и других местах приготовились; войско аллеманов  с герцогом Хродобертом в той стороне, где оно вторглось, одержало победу, и большое количество пленных из страны славян увели с собой».
Когда же австразийцы  окружили крепость Вогастисберг, где заперся внутри стен многочисленный отряд стойких винидов, и три дня сражались, то многие из войска Дагоберта были там же уничтожены мечом и оттуда бегом, оставив все палатки и вещи, возвратились в свои жилища. Много раз после этого виниды вторгались в Тюрингию и другие области ради разорения франкского королевства.
Также и Дерван, князь народа сербов, которые были из рода славян и уже издавна относились к Франкскому королевству, предался со своими людьми королевству Само.
После этого он со своими людьми прожил много лет с Валлуком, князем винидов. В год 10–й царствования Дагоберта (632–633 гг.), когда ему было сообщено, что войско винидов вторглось в Тюрингию, он с войском из королевства австразийцев двинулся из города Мец и, перебравшись через Арденны, подошел с войском к Майнцу, предполагая перейти Рейн.
Начавшийся процесс разложения Аварского союза, выразившийся в образовании самостоятельного славянского государства Само в нынешней Чехии, привел к возникновению двух группировок в самой аварской Паннонии. В 623–658 гг. образовалось славянское государство Само на территориях Чехии, Моравии, Словакии, Каринтии.

Следующий булгарский царь – Кюнграт или «Кубрат», Курт, Хор (593–653 гг.), старший сын Албури. По другой версии  был правителем в 631–660 гг. В момент гибели отца был он еще совсем юным. До повзросления Курбата Булгарским бейликом правил от его имени родной брат жены Албури – Юрган (Бюрган) Телес. Юргану пришлось заново воссоздавать Булгарский бейлик, распавшийся после смерти Албури «на 60 уделов (тюб)».
Бу–Юрган–Телес упоминается по имени Орхан (Органа). В 619–631 гг. Орхан был  фактическим правителем Булгарии. Орхана в византийских источников отождествляют с гуннским ханом Моходу–хеу, Алп–Богатуром. В «Истории агван» Орхан назван по титулу – «Джебу–каган», а в византийских источниках «Зиебилом», то есть  «наместником».
С 603 г. началось создание государства «Великая Булгария» во главе с племенем гунногундуров и династией канов из рода Дуло. Начал объединение кан Органа, или Арбуга–Бу–Юрган–Телес (Бюрган–Телес).
Патриарх Никифор повествует о прибытии в Константинополь примерно в 619 г. «гуннского правителя Органа» и называет его «правителем булгар Северного Кавказа», «царем гуннугундуров». По его словам, некий гуннский владетель со своими архонтами и копьеносцами прибыл в Константинополь с просьбой к императору о наставлениях в христианской вере.  То есть  прибыл из области, в которой было распространено христианство, хотя его свита и не была еще крещеной. Архонты и их жены были крещены, но о крещении самого гуннского владетеля не говорится ни слова. Гуннский владетель был пожалован саном  – почетным титулом «патрикос» и игемон, и так же, как его свита, награжден подарками. Из этого можно заключить, что, во–первых, согласившись на крещение свиты, сам гуннский государь остался при религии предков. Во–вторых, это не независимый владетель, он мог быть только одним из вассалов тюркютского или аварского кагана, так как в первой трети VII в. ни в Приазовье, ни в Северном Причерноморье не было гунно–булгарских племен, не подчинявшихся тюркютам или аварам. И в–третьих,  в Византии придавали большое политическое значение укреплению связей с «гуннами», которых представлял Органа. Предполагают, что принятие им самим христианства означало бы измену каганату и переход под гегемонию Византии. Органа–Моходу напротив сам мечтал стать тюркютским каганом.
 В «залог нерушимой дружбы» и доверия в Константинополе Орхан оставил аманатом своего племянника, а по другим источникам, – сына Кубрата. А фактически, в почетный плен.
Но оказалось, пошло на пользу, что Кубрат, князь гуннов и племянник Органы, был оставлен в Византии  аманатом. До 19 лет он был крещен. Он обучался и воспитывался в недрах христианства вместе с детьми императора в царском дворце, и здесь же женился на византийской аристократке.

Но о Курбате есть иные  сведения, отличные от других исторических источников. Так мифы  преломляются в разных народах.
В Именнике гуннских царей среди правителей  Великой Булгарии  указывается  старший  сын Албури – Курбат, немного с другими годами царствования –  619–668 гг. Тот же царь именовался –  Кюнграт или Кубрат, Курт, Хор, который в год гибели отца был еще совсем юным. Исходя из сказанного,  начало правления Кубрата надо относить к 632 г., то есть ко времени, непосредственно предшествовавшему присоединению кутригур. И, скорее всего, «Именник» приводит годы жизни Кубрата, а не годы его правления. Но это только лишь версия.

Когда Курбат повзрослел, Юрган добровольно передал ему власть над воссозданным им бейликом. Поэтому жизнь Юргана вошла в Булгарскую историю, как пример бескорыстного служения родному народу, родной стране. В память о нем и его сестре – своей матери – Курбат назвал себя именем их рода Кюнграт, которое Византийцы переделали в «Кубрат».
Простые сакланы и анчийцы очень любили Курбата и звали его Хур («Хорь», «Хорив») и Мегулы. Малоизвестное шаманское имя Курбата – «Магулы» ¬– «Сын (улы) Волка (маг, мек)», а его отца звали Албури – «Царственный (ал) Волк (бури)».
При Курбате пост главы «большого совета» великих буляр – «телеса» – занимали представители рода Кюнграт. Глава правительства назывался капаган или караган. Телес был и главным судьей («иджик» или «идик»). Наиболее знатным родом считался барын («бишермэн»), к которому относились все аристократы. После него наиболее знатными были три рода: Кюнграт, Ширак или Ширин и Хин. Баджанаки считались хинцами. А все население делилось на три группы: багылы (аристократы), баганины (средние) и чирмыши или сабаны (простые люди, низшие).
Курбат, воспользовавшись развалом Тюркского каганата, без войны отобрал у тюрков старинные идельские владения (Предкавказье, Поволжье, Сибирь и Казахстан) и немедленно провозгласил себя каганом (императором) булгар, а свою бескрайнюю империю – Великой Булгарией. Кубрат Хан  создал первое Булгарское государство в VII в. на территории Северного Кавказа и Приазовья, стал его царем,  и в 635 г. объявил о независимости своего государства. И Византийской империи, подчинившей к тому времени полмира, пришлось согласиться с этим.

Правда, существует и мнение, что это  Орхан был первооснователем «Великой Булгарии», простиравшей свои границы от Азова и Дона вплоть до р. Сунжи. Что можно понять, если Органа правил от имени Курбата.
Эта Великая Булгария  представляла собой  раннегосударственное объединение, сложившееся в 631 г. в Приазовье. Основное население – тюркоязычные протобулгары. Кубрат поддерживал дружественные отношения с Византией. Понятно, почему он находился в дружбе с императором Ираклием с детства. В силу святого и животворящего крещения, им полученного, он побеждал всех варваров и язычников. Кубрат был тесно связан с византийским двором и в качестве булгарского государя осуществлял византинофильскую политику. Ираклий и Кубрат до конца дней своих соблюдали мир между собой. И после  смерти императора, как осыпанный его милостями, оказывал признательную преданность его детям и супруге Мартине.
И вдруг в легенде о Кубрате все усложняется от версии, что некий Гостун  из династии Дуло был два года наместником Кубрата. 
В «Именнике» булгарских ханов перечень последних начинается с гуннских вождей V в. Авитохола (Аттилы) и Ирника. После них идет длительный хронологический разрыв, искусственно заполненный невероятно длинными годами их правления. «Именник» не называет ни одного булгарского хана более чем двухсотлетнего периода раздробленности булгар и подчинения их другим народам, хотя история знает ряд таких имен. Перечень ханов продолжается только с освобождения булгар и первым среди них назван Гостун из рода Ерми, правивший всего два года и притом в качестве «наместника». Именно его сомнительно отождествляют с Органой (Орханом), будто бы являвшимся регентом при своем малолетнем племяннике Кубрате.

Кстати,  «Именник»  имя Органы вовсе не упоминает, потому что  перечисляет только независимых булгарских ханов после освобождения их из–под власти Тюркютского каганата. Органа же мог быть удельным тюркютским ханом.    Органа — это Моходу–хэу, удельный хан самой западной области этого государства, как об этом сообщает китайская летопись. Такой областью была Приазовская Булгария, страна утигур и оногур — гуннугундур. Моходу якобв боролся за власть в Тюркютском каганате, убил кагана Туншеху, захватил каганский престол, но и сам погиб в междоусобной войне. Гостун же, таким образом, мог быть его наместником у булгар в те два года, в которые тот сражался в Тюркютском каганате. И булгары создали независимое государство во главе с Кубратом. Племянник Органы–Моходу по женской линии Кубрат основывает на Кубани новое суверенное государство и начинает династию Дуло (Дулу). Племянник Моходу–хеу, вождь нушибийцев на Кавказском театре войны, Кубрат, закрепился с остатками непримиримых врагов нушиби в Приазовье около 631 г., а распри, возникшие между нушибийцами, позволили ему окончательно изолироваться от каганата.
Все эти версии одних, оспариваются другими древними источниками.

Есть и другое мнение об Орхане. В VIII в. в составе Готской епархии существовало Оногурское епископство, которое могло быть основано значительно раньше, еще в связи с деятельностью просветителей гуннов Кардоста и Макара. Таким образом, правитель гуннугундур — булгар мог быть заинтересован в церковных делах своих подданных и в ведении переговоров по этому поводу с Византией. Он, по–видимому, и был тем гуннским государем, прибывшим в Константинополь. Но приазовские булгары в это время находились под властью тюркютов и, следовательно, во главе их стоял удельный тюркютский хан, однако достаточно самостоятельный, чтобы вести переговоры с Византией. Орхан – государь гуннугундуров, одержавших, согласно китайскому историческому сочинению «Северные тюрки», победу над хаганом западных тюрок в 630 г. и погибший год спустя после своей победы. Орхан, насколько можно судить, имел двух сыновей в лице Кубрата и Алп–Илитвера. Орхан известен так же в осетинских нартских сказаниях под именем «Арган/Аурген».


В это время в «Истории агван» упоминается и сын  Орхана. Когда царь Кавказской Гуннии Орхан в 626 г. предпринял поход в Албанию, с ним вместе участие в этом походе принял «кровожадный орлёнок», которого в честь его княжеской принадлежности величали Шадом. Вероятно, что это –  сын Орхана, а имя его –  Булу, к которому прибавлялся и титул «шад» (принц, сын кагана). Этот свой титул Булу, по всей вероятности, носил до до 631 г. Это объясняется событиями, происшедшими в Тюркском каганате –убийством Алп–Орхана и приходом к власти другой группировки –  состоялось  переподчинение гуннов хазарским ханам из рода Ашина. После этого времени Шад не упоминается, ввиду того, что у гуннов не принято было царей называть по имени собственному. Только по титулу он вошел в историю под именем Алп–Илитвер. Титул этот у хазар давался вассальным князьям и являлся аналогом китайского «ше–ли–фа» или «хсие–ли–фа» в значении наместник. О нем  разговор впереди.

Но вернемся к булгарскому царю Курбату.
Курбат – это могущественный царь, любивший мир, порядок и городскую (оседлую) жизнь. Величием и мудростью Курбат напоминал Туки (Атиллу), но из всех занятий предпочитал торговлю и не гнушался лично подъезжать к прибывавшим из Рума (Византии) кораблям и пересчитывать привезенный товар.

У гуннов Кубрат Хан, сын Орхана, правил как «государь гуннуг–ундурский». Кубрат запечатлен в эпической памяти балкарцев и карачаевцев под именем Тума–Мариен–Хана.


Вот миф, подтверждающий любовь Курбата ко всем сыновьям.
По всему Буричаю (Днепру) он устроил таможенные заставы и платные перевозы, приносившие ему огромные доходы. Курбат сам поплыл по Буричаю и дал каждому (днепровскому) гану (порогу) особое название. Первый после Башту (Киева) порог он велел называть Катраг – в честь своего любимого сына Катрага; другой –  Кубар, в честь приемного сына; третий – Гулям Сюри («Весенние поминки» и «Шум»); четвертый – Юлбарыс или Леу («Устрашающий», «Чудовищный»); пятый – Азбарган («Отличный Стрелок»), в честь сына Азбаруга (Аспаруха); шестой – Кугюнчаган, в честь своей жены;  седьмой – Айяр («Жадный», «Ненасытный»);  восьмой – Лиманган или Балынган («Порог Залива»);  девятый – Илятбир («Правитель Благоденствующей страны»), титульным именем своего старшего сына Батбаяна; десятый – Ялчек, в честь своего приемного сына;  одиннадцатый – Давылган («Бурный Порог»); двенадцатый – Кермек («Молодой Удалец»), в честь кана Кермека, основавшего Булгарский бейлик. Остров на Буричае, к которому подплывали после преодоления этих порогов, Курбат назвал Бюрганом, в честь дяди Телеса, но в народе стали называть его Курдизе или Хурдизе – «Ставка Курбата». На Курдизе была устроена таможня. Порог, бывший за этим островом, Курбат назвал Билиг – в честь любимого сына Бюргана. Когда эти дела были завершены, Курбат вышел на берег и водрузил на нем свое знамя с навершием в виде трезубца.

Сохранилось упоминание о посылке Курбатом–Шахрияром к халифу Омару («Умар», «Гумар» –  по–булгарски) своего старшего сына и наследника Бат–Баяна (Батбаяна) Илятбира, который первым из булгар принял ислам и имя халифа – «Умар». Бат–Баян был и первым булгаром, совершившим хадж.  Поэтому в народные легенды волжских булгар он вошел под именем Камыр–Батыра («Камыр» – искаженное «Гумар»). Халиф Омар, считавшийся наиболее мудрым и справедливым из всех халифов,  спросил Батбаяна: «Кто предки булгар и где живут булгары?» На это Бат–Умар ответил, что предками булгар являются сакланы (восточные арийцы) и тюрки (у булгар слово «тюрки» в то время означало  – отюреченных угры). А землю, которую населяют булгары, раньше называли Балынджер, Джеремель или Сэбэр, а теперь называют «по имени нашего народа –  Булгарией». На это халиф ответил: «Вся земля – Божья, ведь это Он создал ее, и все, что на ней есть. Поэтому называть ее именем народов неправильно». Халиф в своих посланиях решил называть Великую Булгарию «Балынджером» и передал Бат–Умару Коран, другие полезные книги и зеленое знамя с тем, чтобы он вручил эти бесценные дары Курбату.
Батбаян вручил отцу дары и послание халифа и отправился в свой город Барыс или Ширкан («Шарукан») на реке Сэбэр (Северный Донец).
Но халиф Умар (Омар) в 644 г. был злодейски убит. После этого Абдуррахман внезапно потребовал у Великой Булгарии весь Северный Кавказ. Курбат пытался его успокоить, но тот  напал на Великую Булгарию. Он  подошел к городу Сандугачу и устроил возле него засаду.  Когда Бат–Умар вышел навстречу арабам, то угодил в эту засаду. На счастье Бат–Баян (Батбаян) смог спастись бегством, но потерял почти всех своих воинов и город Сандугач. Любимая ставка Боян–Чельбира на реке Кубани – «Сандугач» – была разгромлена в 640–х гг. арабскими завоевателями. Узнав об этом, Бат–Баян велел называть Тазбаш Сандугачем, чтобы никто не забыл о его преступлении.
Сам Абдуррахман с  войском отправился в поход против Баланджара. Однако, булгары, а также чеченцы, ингуши, лакцы и другие народы Северного Кавказа оказали завоевателю настолько ожесточенное сопротивление, что Тазбаш–Абдуррахман на время отложил бросок на Великую Булгарию – Балынджар.
Надо отметить, что джурашцы (сурэжцы) –  дагестанцы, вайнахи («чеченцы» и «ингуши») всегда были союзниками Булгарской державы и участвовали во всех кавказских походах булгар (на Тамья–Тархан, Дербент, Азербайджан и другие земли). А Булгария, в свою очередь, уважала независимость Вайнахстана – Джураша. Булгарские цари охотно принимали вайнахских воинов на службу внутри Булгарии, а вайнахские шакирды обучались в булгарских медресе вместе с шакирдами из Кумыкского бейлика, Киевского и Черниговского княжеств (ковуи, берендеи, торки, кара–калпаки), Азербайджана, Грузии (хонджакцы), кыпчакских орд, Саклана, Ирана, Рума, Афганистана, Хорезма и других земель.


Родных детей у Курбата было трое: Атряч Катраг, Бат–Боян и Атилле–Аспарух. По легенде, Кубрат оставил 5 сыновей (два из них – приемные сыновья). Младшего сына Кубрат отдал в свое время  Византийскому императору на воспитание, где он принял христианство, следы его там и исчезают.

Кубрат Хан умер примерно в 50–х – начале 60–х гг. VII в., власть наследовали его сыновья. Булгарские предания свидетельствуют, что, умирая, Кубрат позвал сыновей к себе, завещал им, что собранные вместе булгары будут непобедимы, а каждая отделившаяся их часть может быть легко разбита и покорена соседями. Поэтому он завещав им ни в коем случае не отделяться друг от друга и жить вместе так, чтобы они властвовали надо всеми и не попадали в рабство другому народу.

В 30–40–х гг. VII в. Сасанидская империя пала под натиском арабов/ Арабы быстро покорили весь Иран, захватили Закавказье и через Албанию (Арран) вышли к Дербенту. В 643 г. арабский полководец Абд ар–Рахман ибн Раби'а вошел в соприкосновение с правителем Дербента по имени Шахрийар. Этот правитель  лично прибыл в лагерь арабов и здесь признал себя вассалом Халифата на выгодных  условиях. Арабы, завоевав ту или иную страну, облагали ее население данью–хараджем в пользу исламского государства. Но Шахрийар добился освобождения от всякой дани, а взамен должен был оборонять северный рубеж Халифата (Дербентский проход) от своих северных соседей и врагов. Вопреки существовавшей практике это утвердил и халиф Осман (644–656 гг.).
В сохранившейся арабской редакции текста ат–Табари соседями упомянуты хазары и аланы. Несколько по–иному изложен этот рассказ в версии Бал'ами, который среди врагов Шахрийара дважды называет руссов. Одним из интереснейших источников по истории стран Средней Азии в раннем средневековье является «Всеобщая история» Абу али Мухаммед ибн Мухаммед Бал'ами, составленная в 352 (963) г.. и известная под названием «Тарихи Табари» («История Табари»).

В разгар жестокой междоусобицы между принцами Великой Булгарии Аспарух присвоил себе Коран, книги, знамя и послание халифа Умара. Когда Бат–Баян потребовал вернуть ему эти святыни, Аспарух отказал. Хотя он не принимал ислама, но  всегда был дружен с арабами. Потом дунайско–Булгарские цари ¬– потомки Аспаруха – хранили эти исламские реликвии до принятия христианства в 865 г., как величайшие святыни.

Сразу после смерти Кубрата в Великой Булгарии возникли центробежные тенденции, приведшие к ее дальнейшему распаду. В 643 г. произошел распад Великой Булгарии в Кара–Саклане.