Волжский царь. Глава 21

Борис Рябухин
Волжский царь. Глава 21

ВЕЛИКАЯ БУЛГАРИЯ

Рождение Великой Булгарии на западе Кара–Саклана стало возможным после ослабления и распада тюркютских государственно–племенных союзов Центральной Азии, Средней Азии и Северного Китая (они существовали с 552 по 745 гг.).


По причине своей мощи (территория Булгара простиралась от Дуная до Енисея, включая всю Восточную Европу) Булгарское государство периода VII–IX вв. часто именуют также Кара–Булгаром, то есть «Великой Булгарией»), так как главным значением булгарского слова «кара» было в то время «великий, могучий». В то же время еще одно булгарское слово – «урус» означало «великий, могучий». Булгары других областей стали называть булгар Украины «кара–булгарами» или «урус–булгарами» (великими булгарами). И именно на Украине находились в эти века  политические центры этой державы (главный из них – Башту). Именно украинские булгары сыграли решающую роль в восстановлении единой булгарской государственности под названием Булгар. Имя булгар Украины получило и Черное море – «Кара (Урус) дингез» – означило «Море великих булгар» или «Великое (Могучее) море». Но с конца IX  в. булгарское слово «кара» получило преимущественное значение «черный», «Кара дингез» и «кара–булгары» стали переводить как «Черное море» и «черные булгары». А другое булгарское название моря – «Урус дингез»  с X в., когда образовалось Древнерусское государство, –  «Море русских» (Русское море).


В 620 г. в Булгарии правил младший брат Курбата – Шамбат. По воле тархана, он построил в Аскале крепость Башту, которая превратила крепость Аскал в город. В Аскале–Башту жили булгары, анчийцы, греки (потомки византийцев, попавших в булгарский плен в Адрианопольской битве 378 г. и поселенных в Хон–Балыне) и представители других народов. Из Башту, с войском из булгар и анчийцев, Шамбат в том же году идет в поход на авар. Поход оказался успешным. Шамбат завоевал часть территории Аварии (будущей  Венгрия), Чехии, Словакии, Польши, Прибалтики, Австрии, Югославии и провозгласил свое собственное государство под названием «Дулоба» – Область (рода) Дуло (так как он был из булгарского царского рода Дуло). Славяне, почитавшие Шамбата как святого – за избавление их от аварского ига – и помогавшие ему во всем, называли его государство «Дулоба». Курбат потребовал, чтобы Шамбат присоединил Дулобу к Булгарскому тарханству, но тот отказался и получил за это от Курбата прозвище Кый (отделившийся, отрезанный). Однако поход Шамбата и образование Дулобы (существовавшей в 623–658 гг.) подорвал могущество авар, что позволило Курбату обратить главное свое внимание на восток, где Тюркский каганат сотрясался гражданской войной и доживал последние годы.

В 629 г. Тюркский каганат развалился на две части – Баласагунскую (среднеазиатско–монгольскую) и Хазарскую (западноказахстанскую). После чего Курбат немедленно подчиняет своей власти Суварский бейлик и в 630 г. провозглашает вновь соединенные части идельской земли единым Булгарским царством (Булгар, Булгария). Отныне этот край получает свое историческое название – Булгар (Булгария), а название Идель закрепляется за Волго–Камской речной системой. К именам семи крупнейших рек этой системы стали прибавлять слово «Идель»: Кара–Идель – Волга; Ак–Идель – Белая; Чулман–Идель – Кама; Сура Идель – Сура; Ака Идель – Ока; Нукрат Идель – Вятка; Була Идель – Черемшан.

Христианизации северокавказских гуннов не влияла на  некоторые формы семейных и общественных отношений у этого народа. Таков обычай, связанный, без сомнения, с многоженством и заключающийся в том, что жена умершего, не являющаяся матерью наследника, вместе с другим имуществом покойного переходит к его сыну. Наряду с многоженством у богатых и знатных существовало в качестве его противоположности многомужество: братья, не имевшие возможности обзавестись отдельными женами, брали одну общую жену.
На этой территории в продолжение шести веков устанавливалась преимущественно иранская общность или государство, известное в предгуннском времени как Берсилия, а позже как Старая Великая Булгария. Многие черты культуры дунайских булгар сформировались на этом месте, включая календарь, руническую письменность, символы соларной религии, новогодние праздники, сарматские родовые знаки. Они очень близки тем же традициям тогдашних кавказских народов – нохчи, аланы, касоги. Впервые здесь древнее восточное иранское название – топоним балх возник как этноним народа, образованного из трех сродных племен – берсилы, есегелы и болги. Внутреннее ядро образовавшегося народа и государство получило  международную известность как оногхондор–булгар  (на языке протобулгаров), андерун–булгар (на персидском), булгар–хаукал (на арабском), что означает одно и то же – внутренние булгары. Византийцы записали это понятие буквально как уногундур–булгар. У дунайских булгар ассимиляция не так резка, потому что славяне являются полуиранцами, по сравнению с тем, как тюрки коренным образом меняют язык, культуру и религию в государстве, пользуясь  силой меча и огня.

Существует мнение, что авары, поселившиеся в Паннонии, никогда не простирали свою власть на Северное Причерноморье. Война между аварами и кутригурами вспыхнула после смерти аварского кагана Баяна в 630 г., когда кутригуры выдвинули своего кандидата на каганский престол, закончилась разгромом кутригуров. Она подготовила присоединение причерноморских кутригур к приазовским гуннугундурам Кубрата.


В 632 г. началась арабская экспансия против хазар, булгар, русов. В 633 г. произошла битва булгар и русов с аварами на Днепре и освобождение Кара–Саклана от аварской зависимости.

Столицей Великой Булгарии стала разграбленная еще в IV в.  гуннами Фанагория. После разорения жизнь в этом городе на протяжении двух веков только тлела. Уцелевшие после погрома жители ютились кое–где в старых (римского времени) жилищах. В VII в. город начал вновь застраиваться: проводилась перепланировка кварталов – на развалинах вырастали новые дома, выстроенные из камня, полученного от остатков прежних зданий при прокладке   новых дорог. В строительных приемах появился новый принцип кладки стен из двух щитов, сложенных из рваного камня на глиняном растворе, а иногда из насыпанного между щитами мелкого щебня.

Однако государству, расположенному на землях Приазовья в нижнем течении Дона, Великой Булгарии суждено было жить не долго. Оно распалось в результате внутренних противоречий и нашествий хазар с востока при сыновьях хана Кубрата в VII в. Часть булгар переселилась на Дунай и Волгу, другая часть булгар оказалась в Малой Азии, арабских странах, где они слились с другими народами, не образовав своего государ¬ственного объединения. Третья часть Булгар Великой Булгарии осталась на прежних местах, но передвинулась под натиском других народов, в том числе и кабардинцев, глубже в горы Се¬верного Кавказа. История не знает случая, чтобы большие народы целиком, всем населением покинули обжитые места, в которых они жили сотни лет и вросли корнями.

Первоначально, обитая в районе к северу от Дербента в пределах современного равнинного Дагестана, хазары стали расселяться в контролируемых регионах: в Крыму, на Дону и, особенно в Нижнем Поволжье, куда в VIII в. была перенесена столица государства. Несколько групп хазар в результате длительных войн против Ирана и Арабского халифата были насильно переселены в Закавказье. Позже хазарское происхождение имели многие высокопоставленные гулямы Аббасидского халифата. Также известно о существовании хазарского гарнизона в Константинополе, и позже – хазарско–еврейской общины в Киеве (урочище Козары существует в Киеве и по сей день).

Племена борются за верховенство и объединяются только тогда, когда приходят враги. В одной народной пословице сказано так: «Какой род сильнее, тот ставит хана. Какой род мстительнее, тот льет кровь». Булгарские племена, имевшие опыт, как строительства больших городов, так и своей государственности (Великая Булгария Кубрат хана в VII в.), оказывается сильнее среди других. Вокруг них объединяются и подчиняются им другие племена. И хана и царя выбирают из племени булгар.
Таким образом, во второй половине IX в. в Поволжье образовалось  первое государство булгарских  предков – Волжско–Камская Булгария. Они сами с любовью называли это государство Булгар иле (страна булгар), Булгар йоты (булгарский дом), а чаще всего просто Булгар. Слово «Булгар» означало и страну, и проживающий там народ, и столицу государства.
Во главе Булгарского государства находился хан или эмир. У него было большое войско. Булгарскому хану подчинялись предводители отдельных земель–княжеств – беки. Они правили в Булгарском государстве небольшими областями. Основное население страны составлял простой, свободный народ (земледельцы, скотоводы, ремесленники) и купцы.
Великая Булгария находилась по некоторым источникам на восточной стороне Азовского моря, выше Куфиса–Кубань. Но Куфис следует отождествлять не с Кубанью, а с рекой, впадающей в Чёрное море западнее Крыма, то есть с Днепром или с Бугом. Так что  Великую Булгарию следует помещать не к востоку от Азовского моря, близ Кубани, а к западу от него. Она охватывала не только приазовских, но и северочерноморских кутригур. Правление Кубрата было временем объединения большей части булгарских племен, за исключением тех булгар, которые входили в состав хазар. Немудрено, что с его именем легенда связывает и само происхождение булгар, объясняя деление их на несколько находящихся в разных местах групп, распрями и расселением пяти сыновей этого общебулгарского вождя. Вполне вероятно, что только часть вождей, названных в булгарской легенде,  действительно была сыновьями Кубрата.  В легенде названо историческое имя Аспаруха, который третий по старшинству сын Кубрата, правильно  указаны старший сын Батбай и Котраг.

В начале VII в. Булгария была вынуждена уступить часть захваченных ею причерноморских земель 2–му Новотуранскому Хазарскому каганату, в котором решающее влияние на политическую жизнь в Кара–Саклане имели хазары, в его восточной части.

Период между 630 г. и 657 г. был временем формирования самостоятельного Хазарского царства.
Междоусобная война в Западнотюркютском каганате в 630–631 гг. сильно пошатнула мощь этой державы и дала возможность некоторым племенам освободиться из–под власти тюркютов.

После смерти хана в 630 г., каждая из них выдвинула своего кандидата на ханскую власть, причем одна из группировок была собственно аварская, а другая булгарская, то есть кутригурская. В результате разгоревшейся между ними междоусобной войны, кутригуры оказались побежденными и должны были бежать из Паннонии во владения франков (631 г.). Король Дагоберт сначала разрешил им поселиться в Баварии. Баварцы сперва приняли их на зимовку, а потом уничтожили всех как опасных пришельцев. «Никого из них (булгар) не осталось, – сообщает «Хроника» Псевдо–Фредегара, – кроме лишь Алциока (брата кана Аспаруха) с семьюстами мужчинами, с женами и детьми; он спасся в марке винидов». По сообщению Фредегара, из 9 тысяч кутригур–булгар спаслось только 700 человек, которые во главе с князем своим Альцеком бежали сначала к славянам, а затем в Италию к лангобардам.

Однако после поражения бежали не все аварские булгары. Большая часть их, очевидно, осталась на месте. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что в 70–х г. VII в. вассал аварского кагана булгарин Кубер восстал и с большой группой своих приверженцев, тоже булгар, достиг Керамиссийского поля (около Битоля), откуда пытался завладеть Солунью.
Союзные отношения между аварскими и славянскими вождями не мешали аварам жестоко угнетать славян, оказавшихся под их властью. Авары каждый год шли к славянам, чтобы зимовать у них. Тогда они, брали женщин и детей славян и пользовались ими. В завершение насилия славяне обязаны были платить аварам дань. Русская летопись также сохранила воспоминания о тяжком иге, наложенном аварами (обрами) на славянское племя дулебов, и о тех издевательствах, которым подвергалось при этом беззащитное население: «Эти обры, — говорится в летописи, — воевали и против славян и примучили дулебов — также славян, и творили насилие женам дулебским: если поедет куда обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу три, четыре или пять жен и везти его — обрина. И так мучили дулебов».

Около 650 г. образовалось Хазарское государство во главе с царевичем из династии Ашина на Нижней Волге. В это же время освобождались из–под власти тюркютов приазовские гунны — булгары.

А в 640–х гг. во владения Великой Булгарии через Кавказ стали прорываться новые завоеватели – арабы. В то же самое время тюркские каганы из рода Ашина наняли на службу огузское племя тугыз–угыш и стали с ним нападать на Великую Булгарию с востока, а балтийские пираты – аскалы или бурлаки – с севера.
Древние Булгары или протобулгары в эти времена вместе со второй волной сарматов обосновались в Первой Сарматии (Берсилия или сегоднешный Дагестан) и между нижними течениями рек Волга и Дон. Это были люди очень большого роста. Они принесли с собой свои обычаи. Например,  характерный похоронный обычай,  которому придерживались вплоть до христианизации в  Дунайской Булгарии.
Племена сувар некото¬рое время обитали на территории современного Дагестана и входили в состав Хазарского каганата. Сувары и хазары сов¬местно с закавказскими народами (армянами, грузинами и др.) вели упорную борьбу против персидского господства и арабских завоевателей. Многовековые исторические связи булгарских и суварских племен с народами Кавказа оставили свои следы в быту и культуре и чувашского народа. Между чувашами, народами Дагестана и Азербайджана, в состав которых вошли древние сувары, так же имеется сходство в одежде, в обычаях, религиозных представлениях. В те отдаленные времена, когда предки чувашей обитали на Кавказе, в их язык проникли персидские и арабские слова и слова из языков кав-казских народов.

В 642 г. арабский полководец Абдуррахман впервые вышел в Предкавказье, где встретился с Курбатом. Курбат предпочел  заключить с арабами мирный договор. Как говорится в книге «История царей»,  чтобы не платить дани арабам, он обязался воевать с балтийскими пиратами «аскалами», «бурлаками» или «садумцами», «которые враги целому миру, в особенности же арабам, а воевать с ними, кроме здешних людей (булгар), никто не умеет», и предложил считать это податью. Абдуррахман известил «высшего повелителя» халифа Омара, и тот дал ответ, «чтоб это считалось данью».