Это некое самостоятельное продолжение рассказа «Земляки», когда в 1987 году в городе Петропавловск-Камчатский я ожидал отправки к новому месту службы и каждый день к 10.00 должен был прибывать в полуэкипаж узнавать новости. Одновременно проверка: жив-здоров, свободен до завтра.
Следую по маршруту пос. Звойко – г. Петропавловск-Камчатский, полуэкипаж. Из поселка автобус въезжает в город только по одной дороге и на перекрёстке, на автобусной остановке «Магазин Рассвет» обычно все выходили, т.к. дальше было разворотное кольцо. Вышел из автобуса и я, и попал под проверку комендантским патрулём. «Засада» на перекрёстке, мимо никак не пройти. День – будни и по распорядку дня в ВМФ это был день БП (боевой подготовки и занятий по специальности). В этот день все должны были с утра до обеда повышать свои знания по специальности и совершенствоваться в боевой подготовке, т.е. находиться в своих войсковых частях, кораблях. Получалось, что все военнослужащие находящиеся в этот день вне расположения части автоматически становились нарушителями распорядка дня.
Стандарт жанра. Как правило, старших офицеров не трогали, а вот у младшего офицерского состава документы проверял старший помощник (помощник) коменданта гарнизона, далее предлагалось следовать в автофургон и в комендатуру – до выяснения обстоятельств нахождения вне расположения части. Про остальную категорию военнослужащих младше младшего офицерского состава писать не буду, там то же как правило - вообще не разбирались, сразу же в автофургон. Задержанных отпускали из комендатуры во второй половине дня, после прибытия представителя в/части, корабля. Так сказать – отдавали на руки. Всё просто.
Проверяют мои документы: числюсь в одной в/части, из неё у меня предписание для дальнейшего прохождение службы в другую в/часть и на руках у меня командировочное предписание вышестоящей в/части на убытие в город Владивосток и далее. Записи и печать в удостоверении личности не совпадает с предъявляемыми документами. Я прокомментировал документы и был отпущен следовать по своему плану.
Через некоторое время, дня два-три, по очередному прибытию для отметки в полуэкипаж узнаю, что меня ждёт вышестоящее начальство. Прибываю и мне показывают гарнизонную газету «Тихоокеанская вахта», где опубликована статья «по результатам рейда проверки соблюдения распорядка дня». Статья, чуть ли не на треть страницы с конкретикой и среди прочих ФИО читаю свою. Оказывается, весь этот рейд фиксировался корреспондентом военной газеты. Военкор констатировал факт наличия у меня упомянутых документов, но изложил всё так, что абзац про меня в статье превратился фельетон.
Я потом специально встречался с этим военкором, смотрел ему в глаза и призывал к совести - меня ведь не задержали и я не оказался в комендатуре. Всё не имело смысла. Почему? Опять же – закон жанра. Он, военкор просто констатировал факт. Всё - правда, только голая правда, правда правда изложенная не полностью.
Но! Надо понимать, что это была компания и всё было решено ещё до того, как я сел в этот злополучный автобус и поехал в город. Военкор ведь не сам пошёл с комендантским патрулем в «засаде» участвовать, он имел редакционное задание, а редактору то же ставили задачу, но уже другие люди. Так получилось, что и я и военкор и др. ФИО были просто эпизодами, материалом в этой компании.
И опять – Но! Но, самое главное в том, что никто не мог покинуть расположение войсковой части или корабля не имея соответствующего указания или разрешение командира и если уж командир (начальник) решил, что его подчинённый должен куда-то убыть, значит, так тому и быть, ему – начальнику виднее. А тут, вокруг всего этого вопроса образовалась целая жизнь с планами, рейдами, службой патрулей, статьями в газете и тд и тп.
Как сказал Козьма Прутков: «Зри в корень!» и моё резюме к изложенному: будет проще жить.
P.S. Хотя это "проще" лично я заметил только сейчас, по прошествию времени.