Первая учительница

Борис Аверин
Снежным морозным утром в центр села по запорошенной тропинке шла тепло укутанная женщина. В одной руке у неё была кошёлка, другой она держала за руку мальчика лет семи–восьми. Обоим идти было трудно, особенно мальчугану. Он ещё не проснулся и с трудом переставлял ноги.

Они подошли к деревянному одноэтажному строению, не похожему на избу. Это была сельская школа. К ней разрозненными маленькими ручейками стекались не только местные  дети, но и детвора из соседних деревень за три – пять километров.

  Печка, протопленная  к приходу учеников, в ветреную, морозную погоду не могла   нагреть помещение. В классе было холодно и мрачно. Электричества в селе не было, в окна проникал свет хмурого утра.

За дверью мелодично прозвенел колокольчик - сигнал начала урока.  Дети постепенно успокоились и, сложив руки на партах, как требовала учительница Татьяна Павловна Батырева, смотрели на неё. Выпускница педучилища уже второй год  работала в школе. Высокая, стройная, черноволосая девушка с любовью и задором занималась с  ребятнёй.

Ученики по указанию учительницы не раздевались, сидели в шапках. Сама же была в тёплой кофте с повязанным сверху шерстяным платком.
Сегодня она должна  учить их новой букве. Написать бы букву мелом на классной доске!  Но, мел давно закончился, а взять новый было  негде. Шёл второй год войны. Многие лишения испытывала школа.

Показала букву, заранее крупно написанную ею  на белом листе. Объясняла, как она пишется прописью и показывала другой самодельный плакат.
Первоклассники начали писать букву на бумаге, которую принесли из дома. У одних, это были газетные листы, у других исписанные тетради старших братьев и сестёр. Использовали пустые места.

Учительница подходила к каждому из учеников. Взяв кисть руки малыша, выводила эту букву, спокойно рассказывая, где делать нажим больше, где -  меньше.
Очередь персонального обучения написанию буквы дошла до Саши, мальчика, с которым она пришла в школу. Мальчуган два месяца назад потерял маму. Это произошло на лесозаготовках. После окончания полевых работ колхозниц направляли на лесоповал. Несчастный случай лишил малыша матери. Отец воевал. Родственников близко не было. Учительница приютила ребёнка. Жили они дружно, она полюбила мальчика, как сына. Ему было хорошо в её доме, и он привык к ней.

По звонку колокольчика начинался и заканчивался каждый урок. В течение всего времени пребывания детей в школе Татьяна Павловна была в хорошем расположении духа и доброжелательна к своим воспитанникам. При неудачах в обучении находила слова ободрения и шутки, которые создавали в классе спокойную обстановку.

Татьяна Павловна знала семьи всех учеников. Сочувствовала  горю, когда в семьи приходили похоронки. Знала трудности, переживаемые детьми в многодетных семьях.
После окончания уроков оставляла в классе некоторых из мальчишек и девчонок, чтобы напоить козьим молоком.   Она держала козу. Вместе с Сашкой они ухаживали за животным. Часть молока ежедневно приносила в школу.

Молодая учительница в зимнее время часто читала детям сказки и рассказы. Мальчишки очень любили истории про войну. С приходом весны жизнь учеников её класса оживлялась. Становилось тепло, и можно было проводить время  на улице. Шумные  весёлые игры возле школы и прогулки в ближайшем лесу очень увлекали ребят. Татьяна Павловна показывала детям русскую природу, с восторгом рассказывала о том, на что сами дети не обратили бы внимания.

Заканчивался один учебный год. Начинался очередной. Ученики переходили в следующий класс. Они становились старше, а наставница, оставалась такой же активной в их обучении и воспитании.
Закончилась война. Возвратился домой Сашин отец. Привёл в порядок заброшенный дом, завёл хозяйство.  Забрал сына от Татьяны Павловны. Мальчик за несколько лет привык  к девушке. Часто уходил в дом к своей учительнице и проводил там время, помогая ей в мелких домашних делах.

Вдруг, в один из зимних вечеров в дом отца пришли два милиционера и увели  его с собой.
Снова местом жительства мальчишки стал дом его учительницы. Всё стало так, как было до возвращения отца.
Эти события большой давности вспомнил Александр Владимирович на открытии памятника, посвящённого первой учительнице. Он был сооружён на одной из площадей города, в котором мужчина проходил военную службу.
 
- Слово предоставляется  заслуженному военному лётчику СССР, генерал–полковнику Орлову Александру Владимировичу, - объявили после выступления мэра города.
Седовласый генерал с волнением говорил о том, что у каждого человека была первая учительница. Первая учительница вводила малолетних несмышлёнышей в мир знаний. Она заложила фундамент любви и преданности Родине. Порой её тяжёлый труд недооценивался государством. 
- Мы всегда будем помнить и ценить свою первую учительницу. Для некоторых из нас она становилась второй матерью.  Так случилось и в моей жизни! – заключил он.

                Аверин Б.А.
                09.02.13.