О Чёрном квадрате Малевича

Галина Кадетова 2
Однажды я попала на выставку древнерусских икон. Было много - много света, лампы навязчиво освещали иконы и те страдали, извивались телом и молили безжалостный свет о пощаде. Медленно пошла по залам, но вскоре буквально оглохнув от крика обнаженных, грубо раздетых ярким светом икон, я бросилась к «начальству» музея. И стала горячо говорить о том, что иконы  - это тайна, полумрак, плывущий дымок ладана и вглядывание, вглядывание и свободная беседа с Образом, который рождается в тебе (порой домысливается, досочиняется тобой). Но сотрудники, мило улыбаясь, развели руками – так требует инструкция.

 Почему начала с икон, хотя пишу  о ЧК Малевича? Дело в том, что именно в церкви  я впервые заметила эту особенность взгляда иконы (смотрящего на молящего человека)   - подменять выражение взгляда видениями души этого молящегося человека. Икона словно вытаскивала из души тёмные помыслы, поступки и, развернув  в пространстве, являла их перед  глазами  молящегося человека в виде мук Совести. Помогала разобраться в жизненной ситуации, взглянув на неё своими глазами, но как бы  как бы со стороны. Глаза иконы  осуждали грешника, взгляд испепелял, и душевные муки становились невыносимыми. Но странное дело, икона  оказывала на тебя другое действие, если твоя совесть была чиста! Была чиста  перед богом, перед нравственным законом. 

Одна икона и два варианта её влияния на зрителя. Почему так? Икона не менялась. Значит всё дело в зрителе? В круговом диалоге – икона, молящийся человек, икона - главным был человек. Его совесть, его душа, его воля. Квадратная доска с начертанным ликом, со странной обратной перспективой зданий, с разномасштабными фигурами и жестким условным колоритом становилась  судьёй. Ты приходил в другую церковь,  находил другую икону и в полутьме церквушки опять испытывал подобное воздействие иконы на твою душу.

Думаю, что вы поняли идею Малевича (а ещё раньше мысль Кандинского) – заменить неясный в дымке ладана и полумраке церкви квадрат иконы на просто черный квадрат в раме. Зачем? С единственной целью - повернуть глаза зрителя в его собственную  душу, что бы он заглянул в себя глазами иконы (то есть условного любящего друга) и стал судьёй самому себе.

Оставить молящегося человека один на один с самим собой – вот главное требование беседы с древней иконой. Оставить зрителя наедине со своей душой, совестью и своими проблемами – вот требование созерцания холста Малевича. Но всем ли нужен этот разбор полётов? Ведь судить других интересней и спокойней. Уметь погружаться в себя трудно. Порой человек живет только поверхностной жизнью – мир погружений ему не доступен. Да и не нужны ему эти духовные глубины! В жизни  только любовь помогает ощутить в себе чувственную бездну. Погружает  человека  в пучину чувств и возносит его  на огненных крыльях в миры мечтаний! Всю земную мудрость открывает ему настоящая  Любовь.

 Людям постоянно меняли богов, меняли идолов, храмы, иконы, освещение. Но во все века в жизни людей бывали такие минуты, когда человеку хотелось поговорить о самой заветной своей тайне. Порой - безумно постыдной тайне. Поговорить  о кошмаре, который мучил и преследовал днём и ночью.  Хотелось, чтоб успокоили, сняли с души непосильный в одиночестве груз греха. Кто мог бы выслушать эту исповедь и, осудив, простить?  Простив -  пожалеть.  Где он – тот лучший, преданный  друг, который поможет разобраться в себе и не причинит зла? Где любящий его? Не его ли  (отраженное в  бокале  лицо)  видел А.Блок, мечтая о встрече с желанной « Незнакомкой»?

Для влюблённых нет разлуки, нет расстояний – они  рядом. Они носят образ  любимого в себе постоянно.  И это правда. Стоит закрыть глаза, погрузится в темноту внутреннего «я» и любимое лицо выплывает из мрака, из бездны. Любая черточка в нём живет, дышит. Слышится дорогой голос, разливается запах, чувствуется нежность кожи. Сердце начинает биться сильнее, на лице загорается румянец - радость этой нереальной встречи переполняет всё существо влюблённого человека.

Воистину только влюбленный человек (используя все свои чувства) способен переносить реальность (любимого человека,  города, дома, предметы) в глубину своей души. Переносить в виде Образа и затем уже повторно являть созданный Образ в реальность через холст, поэзию и т.д. Любовь есть суть  творчества. Если нет любви – нет и творчества! 

Хочу привести цитату из духовной энциклопедии Рудольфа Штайнера – известного своими философскими откровениями мыслителя 19 века:
 - «Попытайтесь научиться воспринимать мысли и чувства другого человека, не слыша его слов физическим ухом; не видя его глазами. Подобное восприятие можно сравнить с тем пониманием, которое называется духовным видением. И как у физического человека звук, когда в нем запечатлевается мысль, восходит до слова, запах, когда его осмыслило сознание доходит до нежности или отвращения, так у духовного человека гармония или дисгармония Образа восходят до видения мечты. Говорящими в этом случае будут световые и красочные впечатления, запахи, прикосновения, вкус, сложные ассоциации – словом весь ваш чувственный опыт,  явленный в загорании и потухании световых, цветовых, звуковых, вкусовых и осязательных моментов. В смутном слиянии и превращении самих Образов открываются конкретные идеи, представления и мысли. В эти мгновения требуется колоссальная сосредоточенность духа и души, предельная концентрация сознания, воли, всех чувств человека. Необходимо, (во всяком случае - требуется) целиком отстранится от жизни, от суеты, чтобы в этом реальном мире "стало темно", чтоб ничто не отвлекало личность  от этого чудовищно сложного, внутреннего творческого процесса».

 С позиций Света все чувственные переживания возникают  в душе от изменения во времени и пространстве тона и нюансов цвета. Если желтое сияние темнеет  через зеленое к синему и дальше коричнево – фиолетово - чёрному, то душа испытывает грусть и печаль. А если коричневый цвет светлеет до бежево-охристого или  до желтого и дальше до белого – то душа овевается переливами светлых чувств и ощущений. Природа проводит нас через колорит рассвета и заката – от темного к светлому и, наоборот, – от светлого дня к темноте ночи. Проводит через нежные цвета весны, припылено - размытые, линялые цвета летнего зноя, через роскошно-звонкую и чистую палитру осени к четко-контрастному колориту зимы. И каждое время года дарит человеку своё настроение, свои чувства и свой душевный настрой.

 Подобное происходит и с позиций  Запаха, Вкуса, Прикосновений. При этом в себе самом человек всегда переживает возрастание или убывание внутренней волевой энергии – черной, мрачной или оптимистично-светлой. Таким образом, человек способен переживать  мыслимые и немыслимые, тончайшие изменения всех своих чувств, благодаря изменчивости  реального мира. Благодаря тесной связи между  конструкцией, пропорциональностью, пластичностью, соподчиненностью  форм и цвета. Через животное  (интуитивное) единство всех этих категорий.

И опять цитата Р. Штайнера:
– «Однако эти переживания не такие, что видишь их  перед собой где-нибудь в пространстве со стороны, а так, будто сам в беспрерывном движении следуешь всем своим «Я» за каждым колебанием линии, за каждым движением фигуры, за изменением оттенка или нюанса  цвета, звука, запаха. Ты сам словно входишь в них и становишься ими.  Чувствуешь свое «Я» - чертежником и в то же время материалом, которым чертишь. И проведение каждой линии, каждое изменение его положения и места в то же время является переживанием этого «Я», этого места, этого положения. Ты осознаешь, что своим подвижным «Я» вплетен в творческие мировые силы. Мировые законы для «Я» теперь не являются уже чем-то внешне воспринимаемым, но становятся действительной чудесной тканью, которую ткешь..."

Философ писал об образном творчестве. Называя его словом  -  имагинация. И не важно что создает творческий человек - картину ли, роман или простое рукоделие старушки. Мне кажется это, словно о Черном квадрате написано. Вот и попробуйте заполнить квадрат Малевича. Что? Пустота так и осталась пустотой? Жаль. Значит вы не нашли себя, не создали свой образный мир и посему не в силах явить его даже мысленно в этом строго взирающем на вас квадрате. Квадрате, который ждет вашей энергии и любви. Ждёт гениального зрителя – говорил Казимир Малевич. Стоит ли ждать, что вы сумеете создать новый мир реальными красками на картине, или нарисуете его реальными словами в стихах или романе, если ваш образный мир тонет, захлёбывается в реальной пустоте скромного квадрата? Зачем вам это барахтанье? Можете спокойно пройти дальше. Мимо него, как мимо пустого места.

 И ещё одна цитата Р. Штайнера
"Имагинации, какими они первоначально выступают перед нами, созданы нашей собст-венной душой и являются отражением нашего существа. Человек может иметь прекрас-нейшие имагинации, но он поступит наилучшим образом, если сумеет понять, получить ответ на собственный вопрос - что это за тайные состояния души, что это за скрытые вожделения, порывы, что это за  суеверия или факты, которые являют те или иные Образы перед душой? Душа создает Образы, но кто или что дарит ей эту возможность?"

 В современном обществе часто нужно оказаться в состоянии души с крепкой внутренней силой, что бы не только сотворить, но и стать борцом за свои явленные миру «имагинации». Человек должен иногда всё - чему он верил раньше, что особенно любил, что означало истину для многих - вырвать всё из себя с корнем и дать душе утонуть в сфере новых, смутных представлений, чтоб явить миру новое видение открывшей ему истины - осмысленное, понятое им изнутри по-своему. И порой совсем не нужное сегодня реальному миру, людям и т.д.

 Только страстные, сильные образные видения вернутся в мир как будущее. И смогут жить дальше,  сумев воплотиться  в статус картины, песни, книги и пр. Жить вместе с нами, как факт сверхчувственного мира, которому они принадлежали и которые были вырваны  художником и явлены в реальность. В этом случае он будет подобен Богу,  творцу новых форм и жизней.

 Процесс творчества относится к настоящему времени, к сегодняшнему дню, но будущее многих живых существ зависит именно от него. Я считаю – что если вы не писали песен, не сочиняли стихи или прозу, не создали ни одной картины, оперы или спектакля (в данном случае не важны качество и гениальность ваших произведений - важна попытка сотворить новое в этом мире – личное, ваше!) вам не стоит рассуждать о Чёрном квадрате. Проходите мимо – ищите, то, что знакомо и понятно вам, что покажется гениальным вам, человеку не творческому. Просто - человеку! И живому, и умному, и счастливому по - своему. Этот кусочек черного холста  вам не нужен. Зачем же тратить своё драгоценное время на не пережитые вами «глупости имагинаций»?

Творческий человек обычно кажется другим людям человеком решительным, целеуст-ремлённым, страстно одержимым одной идеей. Он собран, он  не сомневается в своем предназначении.  Двигаясь  к цели, не отвлекаясь на неважные  для него дела, проблемы и т. д., он не разменивается на встречные пустяки. Он суров и угрюм (закрыт) для мира.  В этом режиме окружающий мир должен быть для него простым и понятным – устранять то, что мешает и хранить  то, что помогает двигаться к цели. Никаких отклонений. Только вперёд.

 Творчество - великая вещь! В нём залог прогресса. Но только… чересчур уж волевыми и  энергичными бывают некоторые творцы. Порой они абсолютно равнодушны к делам и душам других людей. Жить рядом с ними трудно. Уж очень жёстко пытаются они изменить окружающий мир под своё чёрно-белое  восприятие. Порой  силой навязывая - вспомним горе реформаторов Советской эпохи – собственные идеи. Мир черно-белых Квадратов  - это жестокий мир насилия, мир войны и  террора, словно напоминает Малевич, создавая  супрематическое полотно.

Заслуга Малевича не в том, что он нарисовал квадрат, а в том, что он предложил зрителю черное пространство Квадрата, как стартовую площадку для компромисса  с самим собой. И оформил на эту идею патент. До этого художники не смогли додуматься. И все зрители отныне как бы должны выплачивать  проценты за этот патент. И денежные проценты (билет в музей!) и моральные (брожение умов!).

Художник напомнил - пустота может существовать только сама по себе. А вот ОТДЕЛЬНОГО от неё в ней самой -  существовать ничего не может! Ибо исчезнет она сама. Исчезнет само понятие – пустота. И потому в ней нет, и не может быть, предметов и вещей! И поэтому безумна попытка зрителей искать и постигать то - чего  в ней просто не может быть. Что же есть там, где нет  ни линии, ни плоскости, ни объема; нет того что возможно измерить, где нет геометрии, формы, света и цвета? Есть только Предполагаемая Видимость не существующих фигур, явлений, понятий.

Даже малюсенькую чужеродную точку нельзя установить в пустоте. Это вызовет заполнение пустого пространства чужеродным материалом - массой, фигурой. Любое воображение знает, что в пустоте нет пустого места. Ибо всё уже занято и заполнено самой цельномассовой пустотой! Все в этой массе – есть подобие себя и есть ничто. Эта необъятная пустота – немыслима для сознания постороннего зрителя. Нельзя полностью овладеть явлениями линий, объёма и цвета, если ты сам не есть эта линия, объём, цвет. Нельзя познать себя, если не быть самим собой, не осознавать себя и внешним и (главное) внутренним фактом.

Для меня понимание живописи Малевича, является индикатором уровня сознания, планкой интеллектуального мышления. Я заметила, что все мои ученики рано или поздно начинают спрашивать о  Квадрате. И с этого момента обычно начинается для них осмысление не только живописи, но и себя, своего внутреннего мира, своей духовной пустоты или глубины. И чем раньше группа об этом начинает говорить, тем способнее и талантливее в ней люди. Тем быстрее идет у них процесс обучения. По большому счету, вопрос о Квадрате указывает на способность или неспособность человека перейти от рационального уровня мышления  к более абстрактному восприятию мира и себя.

- "Малевич -  художник, одержимый дьяволом. Я слышала, что его картины вывешивали на выставках в т.н. красном углу, где обычно раньше располагались иконы. Уже один этот факт говорит о его ненормальности, чертовщине» – заявила как - то одна зрительница. Но так ли это? Ведь не Малевич выбросил иконы из храмов и домов, ни он осквернил веру предков, нарушил завет нравственной совести. Он только дерзко подчеркнул, что теперь в России в «КРАСНЫХ УГЛАХ!!!» висит ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ волевого, одержимого большевика – безбожника.

Квадрат Малевича - это новая форма иконы русской. И он  выполняет идентичную работу в душах людей, для которых понятие Бога, Совести ушли в неведомую даль.  Но  люди  должны подумать о своей жизни - пусть не в церкви, не  дома. Но где?  Ведь что - то глухо дышит в черной раме их душ. Волнует и тревожит. Не даёт спать по ночам.  Каким идеалам служили Павлик Морозов и Павел Корчагин? Что цементирует духовную суть сегодняшних героев?  Миллионы смертей могут ли стоять  за  «святой» идеей?

Мы знаем, что волны  лжи, порока и безнравственности захлёстывают сегодня души россиян, знаем как мало среди них людей, которым дороги нравственные и духовные  ценности. Но пройдёт  время... А у него  (как известно!)  только одна дочь – Истина.

Тысячи зрителей вновь и вновь что-то мучительно ищут в  затягивающем Черном Квадрате и о чём - то беззвучно шепчут их скорбные губы, хотя в Третьяковке нет полумрака, нет обволакивающего сознание запаха ладана. По инструкции не положено. Но вглядитесь в  мужественные, одухотворенные лица людей, отрешенно застывшие перед этим небольшим полотном. Какой ответ ищут они, стоя в тишине музейного зала? Чем полон для них этот квадратик Тьмы? Чем остановлено их внимание?

 Кто же он – Казимир Малевич? Гений, шарлатан или всё понимающий далёкий и близкий друг...
                2013 -  2018год.
                Новокузнецк.