завод им Хруничева

Тамара Рыжова Душа
 В связи с тем, что мы переехали, мне пришлось вновь искать работу.Не долеко был завод и я решила пойти туда работать уже в качестве водителя эл. тележки. На заводе был целый цех этих машинок и 3х видов, эл. погрузчики, эл тележки с платформой для водителя и эл.самосвалы с сиденьем, как у настоящей машины.Мне конечно нравились последние, но свободных таких машинок не было. Новые должны были поступить через месяц и я  решила подождать новую,т.к. она была сидячая.Пока ждала работала в карном цеху уборщицей.Работали в основном женщины, а ремонтом и зарядкой мужчины. На эл. погрузчиках приходилось работать в 2 смены, т.к. производство некоторых цехов нельзя было останавливать, да эл. тележки тоже иногда работали во вторую смену и только самосвалы работали в одну смену. Они в основном обслуживали строительные цеха, то-есть возили краску, раствор и всякие строительные материалы.Я все таки дождалась новую машинку из Болгарии и стала работать обслуживая строительный цех  под номером 13.В скором времени я перезнакомилась со всеми и строители сварили мне на кару настоящую кабинку, как у грузовиков, чтоб не холодно было ездить зимой,а ездить приходилось даже по трассе за воротами завода.Например в общежития , в дома, в которых жили заводчане, в оранжерею, во дворец культуры и даже в магазины. Везде нужны были строители.Хочу заметить, что где бы я не работала , со мной непременно была гармошка.Я уже научилась играть более менее сносно,т. к. у меня в доме не любили. когда я играла на гармошке.А начала учиться еще во Мценске, дружила с парнем , он играл на аккордеоне,я попросила его научить меня играть. По началу я играла по памяти 3 песни,бывало в общежитии девчата ругались, когда я начинала их пилюкать. Года через 3 наверное я начала слышать, что нажимаю не ту ноту.Ну, а когда начала слышать, купила себе аккордеончик в три четверти, маленький и уже сама подбирала музыку которую слышала.Но почему то мне больше нравилась гармошка, на родине муж у сестры был первым гармонистом,а сестра плясунья и запевала.Купила я гармошку и уже сама научилась на ней играть, поэтому меня все любили.Наш цех располагался прямо у проходных и мы в обед,напьемся чаю,я достаю свою гармошку и понеслось,песни, пляски, частушки, женщины у нас веселые, народ идет мимо и говорят: Опять карщицы гуляют, а у нас ни в одном глазу никогда не было.Так я проработала на этой каре 4 года, дочка пошла в школу, свекровь за ней и за нами приглядывала, так что все было нормально, пока в 1980 году не случилась беда. Убили мужа,он так и работал на заводе Ильича.Было жара, олимпиада, ушел на работу и не вернулся.Стали обзванивать больницы , морги и сразу нашли,т. к. у него в кармане была книжка кассы взаимопощи, мы всегда покупки большие делали из кассы взаимопомощи.В общем ему  было 33года.дочке 9 лет и прожили мы 10.Кто и за что, так и не нашли, похоронили его и остались мы одни .При заводе был техникум самолетостроительный и я решила пойти туда учиться, да и дочка меня подтолкнула к этому.Она заявила, что ей стыдно.когда спрашивали? кем работает у тебя мама? Карщица, как то не звучало для нее.Я поступила туда на вечернее отделение,благо при поступлении первоочередность принадлежала работникам завода.О! если б вы знали ,с каким удовольствием я училась, 5 лет пролетели, не видела как.В результате, красный диплом и звание инженер.По началу перевели меня мастером на растворный узел цеха где я работала карщицей, там я проработала 1.5 года, но начались проблемы со здоровьем.Цементная пыль давала о себе знать, да и годы работы каменщиком не шли на пользу, пыль стала врагом моим. Получила хронический трахеит. На завод Сухого, требовался мастер по подготовке производства в метизный цех и меня переводом, направили туда работать.