Хоккей в Монреале

Лев Ефремов
               

В шестидесятых – семидесятых годах прошлого века часть судов Мурманского Морского Пароходства работала на линии: порты Северной Европы – порты Восточной Канады. Самым посещаемым, мурманскими судами в Канаде, был порт Монреаль. Мурманское Пароходство арендовало в монреальском порту несколько причалов и складов. Перевозили в основном генеральные грузы. Это сельхозтехника и оборудование в крупных ящиках и контейнерах. Нормальный рабочий день у канадцев в порту восемь часов и пятидневная рабочая неделя. Мурманское Пароходство заключало договор с канадской стивидорной кампанией и оплачивало работу грузчиков. Иногда, когда надо было срочно погрузить или выгрузить судно, заказывалась сверхурочная работа – овертайм, но оплата работы грузчиков резко возрастала. Работы в овертайм старались заказывать, как можно реже. Стоянка судна под грузовыми работами в порту Монреаль доходила до месяца.
Причалы, арендованные мурманчанами, находились далеко от города.
Чтобы добраться до города, необходимо было сначала ехать на автобусе,
затем с этим же билетом на метро. Увольнение экипажа в город разрешалось  только в светлое время суток и только группами, не менее трех человек в группе, во главе со старшим группы, который назначался из комсостава. Несмотря на длинную стоянку, в город моряки могли сходить только пару раз. Обычно добирались до улицы Святого Лаврентия, на которой расположены магазинчики с дешевым товаром, имеющим спрос в СССР.На этом у многих моряков поход в город заканчивался. У женской части экипажа еще больше трудностей с походом в город. Штурманы, механики и электромеханики их в свою группу старались не брать. Зима в Канаде такая же, как и в Мурманске – снежная и холодная. Набегаются по магазинам моряки и отдохнуть, погреться, выпить пива идут в Таверну.  А по местным правилам, вход в Таверны женщинам – запрещен. И следят за этим не только работники Таверны, на и сами канадцы – посетители Таверны. Местные жители объясняют эту дискриминацию тем, что мужики не хотят, чтобы их жены мешали им проводить досуг с друзьями. Бывало, что выйдут в увольнение в группе с механиком, матросами судовые женщины, накупят в магазинах гипюровых кофточек и разной мелочи,  находились, устали. Мужики -  отдыхать в Таверну, а женщины остаются с пакетами на улице у входа. Поэтому, в основном, в увольнение женщины ходят с командирами, у которых побольше свободного времени, с помполитом, с судовым доктором. К тому же, потом старшему группы надо в рапорте указывать, что покупали члены группы. А как следить за женщиной, когда она покупает себе белье?
   Все эти правила поведения советских моряков, канадские портовые работники, конечно же, хорошо знали. При производстве грузовых   работ и по креплению – раскреплению груза, экипаж судов всегда работал в хорошем, деловом контакте с канадцами, вовремя выполнял все обоснованные требовании канадцев. У судовых экипажей, постоянно заходивших  в  порт Монреаль, с местными работниками  сложились хорошие, деловые отношения. Канадцы, иногда, в знак уважения, делали   экипажам судов небольшие подарки. То автобус дадут на небольшую экскурсию по городу, то в гости пригласят. Более тесно с канадцами при грузовых работах контактировал второй – грузовой помощник капитана.
   Однажды приходит ко второму помощнику начальник грузового района порта и дает ему четыре билета на хоккейный матч. Играют  команды НХЛ, какая –то ответственная игра. К этой игре у второго помощника интереса никакого нет, но появилась возможность вечером вырваться в город, прогуляться по вечернему Монреалю. Так как в город можно выходить только группой, то в группу он берет своих друзей – начальника радиостанции, второго радиста и судового врача.  Запрашивает разрешение на увольнение у капитана. Вечером грузовых работ нет и капитан дает «добро». Затем надо запросить разрешение и получить паспорта у помполита. Здесь сложнее. Помполит сам не прочь сходить в город. И, опять же, как отпустить в город вечером группу. Хоккейный матч начинается в 21.00, окончится  поздно, пока моряки доберутся до судна, будет уже ночь. К тому же все четверо уж больно независимые, что они там натворят без присмотра? Самому влезть в группу, как – то не этично, билетов только четыре, кого-то надо из группы убирать. Рядом стоит и слушает этот разговор моторист  Александр Лыжин. Сорокалетний член партии и верный помощник помполита. Сразу рождается решение – вместо второго радиста пойдет моторист, он большой любитель хоккея. Начальник рации заявляет, что без второго радиста он на матч не пойдет. Второй помощник отдает билеты помполиту:
- Идите вы сами на матч, я тоже не пойду.
- А как вы объясните завтра начальнику грузового района, почему не пошли?
- Так и объясню, что без особого надзора выход в город вечером даже командирам запрещен.                В разговор вмешался судовой врач:
- Если это так необходимо, то я могу не ходить, пусть идет Лыжин.
     Вышли из проходной. До города добираться далеко. Решили взять такси. Оплата за проезд делится на всех. Лыжин не согласен, он и денег с собой не взял. Ладно.  Доехали до стадиона. Радист предлагает:
- Ребята, на кой черт нам этот хоккей сдался? Играют незнакомые команды, давайте билеты сдадим и на вырученные деньги можем сходитьв Таверну со стриптизом или на дискотеку.  Посмотрим, как канадцы вечерами развлекаются. 
    Все «за» кроме моториста. Как он потом помполиту доложит, где были?  Запутается с объяснениями. Решили оставить Лыжина одного на хоккейном матче. Сами прогуляются по Монреалю, а потом зайдут за ним.Тот чуть не плачет:
- А, если вы не придете, потеряетесь, как я буду до судна добираться? Языка я не знаю, денег с собой не взял.
  Кое-как его успокоили, пообещали, что не оставят одного. Потом на судне придется объясняться, где моториста потеряли.
  Матч проходил на закрытом хоккейном стадионе «Форум» в центральной части города. Прошли все вчетвером на стадион, посадили на место моториста и без него пошли в город. Пару часом побродили по центру Монреаля. Зашли в бар, выпили по кружке пива. Время пролетело быстро, надо идти в «Форум» за мотористом. Прошли на стадион по своим билетам -  на выходе они не отбираются. Посмотрели окончание матча и, довольные вечерней прогулкой, отправились на судно.
      Подробности выхода в город помполиту не докладывали. Может только его доверенный человек – моторист все рассказал? Такие были в то время порядки на советском торговом флоте.