Реабилитированы посмертно

Валентин Котюх
          Говорят, что человек живет на земле до тех пор пока его дела, его стремления, его поступки помнят люди. 10-летия имена многих руководителей образования Воронежской области и города Воронежа, стоявших у истоков строительства новой школы в 20-30-е годы были у нас под запретом. Их ученики сослуживцы вспоминали о них по-разному. Одни с презрением произносили: враг народа, потому что верили, что у нас просто так никого не арестовывают, другие, произнося имя шепотом сохраняли в памяти светлое имя друга, товарища, учителя. Нам удалось восстановить их имена.

    Георгий Трофимович Чуич, серб по национальности, родился 23 апреля 1891 года в Сербии в городе Богатиче, в семье чиновника госконтроля. После окончания 8-классной гимназии в городе Белграде поступает на историко-философский факультет Московского университета, который окончил в 1914 году славянорусское отделение. С началом первой мировой войны командует взводом, а затем ротой на сербском фронте. Становится первым адъютантом главнокомандующего сербской армии королевича Александра. В сентябре 1917 года командирован из Солоникского фронта в Россию. Принял революцию. Работает лектором в Задонской школе (сейчас Липецкая область) повышенного типа, заведующим сначала внешкольным отделом, а затем уездным отделом народного образования. Вступает в партию большевиков. Жизнь идет и он с 1921 года в Воронеже заместитель заведующего губернским отделом народного образования (ГУБОНО) и одновременно заведующий городской частью.

    В 1922-23 гг. он заведующий ГУБОНО. Под его руководством создается научно-методическая комиссия по составлению программ школ первой и второй ступени, открывается педагогический факультет ВГУ, куда он и уходит работать деканом. Три года Г.Т. Чуич, как председатель научно-методического совета, организует переподготовку педагогических кадров в городе и области. Как человека большой эрудиции его назначают директором Воронежского государственного универститета, но судьба готовит ему новые испытания.

   В 1929 году его посылают руководить Иркутским университетом, а затем и Томским. Здесь в 1935 году арестован органами НКВД старший сын - аспирант. Отец вынужден уйти работать на кафедру русского языка. Через 2 года чекисты пришли за Георгием Трофимовичем.
В обвинении, предъявленном ему, говорится, что он отрицательно относился ко всем этапам социалистического строительства. Переносил свои взгляды в практику преподавания (отрицал влияние революции на развитие языка). Приговорен к отбыванию в ИТК. Освобожден из тюрьмы в 1941 году. Реабилитирован в 1957 году.


   На посту заведующего ГУБОНО Георгия Трофимовича сменил Алексей Львович Щепотьев. Скупые строчки автобиографии нам рассказали: родился 25 марта 1891 года с слободе Алферовка Новохоперского уезда Воронежской губернии в семье мелкого ка-значейского чиновника. Когда ему исполнилось 7 лет, отец развелся с женой. Мать вынуждена, чтобы прокормить семью, батрачить в имении генеральши Раевской, а Алексей работает подпаском. В начале 20-го века он окончил сельскую школу, занимается самообразованием, много читает. Книги берет из богатой барской библиотеки. В 1908 году сдает экзамены экстерном на звание учителя.
   Работая помощником учителя готовится к сдаче испытания на аттестат зрелости. Держит экзамен в Новохоперской мужской гимназии, но не сдал древнеславянскую грамматику. После неудачи уехал в Петербург, где оканчивает средние образовательные курсы, которые дают ему право учительствовать. За отрицательное отношение к царским порядкам и гражданский брак с учительницей Степановой Людмилой Ивановной молодой учитель уволен со службы по доносу священника.

   После революции Алексей Львович руководит народным образованием Новохоперского уезда. В это время в Новохоперске издается общественно-политический журнал "Народная школа" под его руководством. В статье "Реликвия из реликвий" воронежский краевед А. Гайворонский пишет: "...такого журнала не было не только ни в одном уездном городе, но и в Воронеже. Не случайно им интересовались даже в Москве". С 1932 года А.Л. Щепотьев в Воронеже на ответственных постах образования. В 1923 году он работает заведующим ГУБОНО. 
    Критика и даже отрицание старой школы, новаторские поиски, все это было характерно для того времени.  В этой обстановке важно было сохранить трезвое равновесие из-за эйфории новизны не утратить главного назначения школы. - давать прочные систематические знания. Именно на этих позициях стоял Алексей Львович. Ликвидация безграмотности, борьба с беспризорностью, изыскание материальных и профессиональных ресурсов для детских домов и колоний, оснащение школ хотя бы минимальным учебным оборудованием, организация детского питания, это только примерный и очень неполный спектр деятельности заведующего. Без отрыва от производства он заканчивает экономический факультет ВГУ.

С 1928 по 1932 год Щепотьев заместитель наркома просвещения Крымской автономной республики и директор Симферопольского института, в котором он читает лекции по экономической политике. Здесь ему присваивают звание доцента. По решению ЦК ВКП(б) его направляют в Западносибирский край заведующим Крайоно, а затем ректором Томского университета.
     1-го августа 1936 года он с семьей оставил Сибирь и в ноябре возвращается в Воронеж.  Работает директором ВГУ. Тучи над ним сгущались. Их Томска приходят известия об аресте многих его сослуживцев, друзей. Партийная организация университета обвиняет его в принадлежности к партии эсеров, в поддержке Троцкого. Незадолго до ареста на проспекте Революции он встречается с другом П.И.Мироновым. В короткой беседе он рассказывает ему об обвинениях, выдвинутых в его адрес, и предупреждает его, что с ним лучше не видеться. Своему сыну Юрию он дарит записную книжку, в которой написал слова из знаменитой арии Дона Базилио из оперы Россини «Севильский Цирюльник: «Тот же кто был цель гонения, претерпев все унижения, погибает в общем мнении, пораженный клеветой".

    Поздним вечером 6 января 1938 года, сын с сестрой прйдя домой из театра, увидели в квартире несколько мужчин в форме. Все было перевернуто: постели книги, гардероб. Алексей Львович сидел в кресле, понурив голову. Подойти к нему не разрешили. Под утро его увели. "Ты вернешься, папа!", - спросил сын, обнимая его на прощание. -"Вернусь, береги маму и сестру",- сказал отец. Обвинен он был в том, что являлся участником, выдуманной чекистами, правотроцкистской организации.

    Быстрый суд 13 апреля 1938 года на закрытом заседании выездной сессии Военной коллегии Верховного суда СССР приговорил его к высшей мере наказания - расстрелу. Суду на разбирательство и вынесение приговора понадобилось 15 минут. В тот же день приговор привели в исполнение.
   Жену Людмилу Ивановну Степанову приговорили к 8 годам лагерей, как члена семьи изменника Родины. Оттуда она не вернулась. Не перенесла произошедшей трагедии и их дочь Евгения. Она умерла в психиатрической больнице. Реабилитирован Алексей Львович в 1956 году.

  Преемником А.Л. Щепотьева на посту заведующего ГУБОНО был Василий Иосифович Никульков. О нем мы знаем, что он родился 2-го августа 1899 года в Богучарском уезде в слободе Старая Меловатка, в семье крестьянина-бондаря.

    В 1909 году он оканчивает церковно-приходскую школу и начинает трудиться с отцом. В марте 1917 года он в Петрограде в издательстве "Нива" работает чернорабочим. Вступает в партию большевиков 6-го мая 1917 года и вскоре избирается секретарем парторганизации.
В марте 1918 года он направляется в Воронежскую губернию. Устанавливает Советскую власть в Калаче и Миллерово. После окончания гражданской войны поступает на рабфак ВГУ. Профессиональные качества, идейная убежденность, талант педагога замечены, и он приглашен работать в ГУБОНО.
    С 1929 года партия направляет Василия Иосифовича в Западную Сибирь. Он работает секретарем Омского окружного комитета ВКП (б), секретарем партии в г. Рубцовске Алтайского края, заведующим агитационно-массовым отделом крайкома партии в Новосибирске, заведующим Краевым отделом народного образования.
 Арестован летом 1936 года как активный участник контрреволюционной организации правых в Западносибирском крае. В октябре 1937 года этапирован в Москву, где его расстреляли.  Реабилитирован Василий Иосифович Никульков в 1957 году.

   Первым заведующим возрожденного в 1927 году городского отдела народного образования стал Иван Алексеевич Мирошниченко.
   Из архивно-следственного дела мы узнали его краткую биографию. Иван Алексеевич родился в 1897 году в селе Дмитриевская Курской губернии, с семье крестьянина. Отец после рождения сына переехал в село Шапошниково Острогожского уезда. С раннего детства Иван Александрович узнал цену крестьянского хлеба, работая от зари до зари в поле.
 В декабре 1917 года Мирошниченко вступает в отряд Красной гвардии. В годы гражданской войны он командует в Красной армии отделением, взводом, ротой, отрядом. За боевые подвиги Иван Алексеевич награжден именными часами и почетной грамотой.
После гражданской войны Иван Алексеевич Мирошниченко председатель уездного комитета города Богучара, председатель Революционной комиссии Воронежского горкома ВКП(б).
   13 сентября 1926 года Губком партии направляет его на должность заместителя заведующего ГУБОНО и заведующего городской частью. С образованием городского отдела народного образования (Гороно) он становится его первым заведующим, где проработал три года. После окончания ВГУ в 1933 году его направляют на работу директором института народнохозяйственного учета,
   В августе 1937 года органами НКВД было сфабриковано дело о контррево-люционной правотроцкистской организации возглавляемой, якобы, секретарем обкома партии Е. И Рябининым и председателем облисполкома Д.А.Орловым, где вредителем на идеологическом фронте в числе многих назван и Иван Алексеевич. Его обвинили в том, что он затягивал строительство школ, засорял школы чуждыми элементами.
   20-го августа он арестован как "активный участник диверсионной террористической организации "правых" и "троцкистов" 10 января 1938 года приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение в этот же день. Жена приговорена к 5 годам ИТР как член семьи изменника Родины.
   Вместе с ним расстреляны: заведующий Воронежским облоно Михаил Абрамович Поволоцкий и его заместитель Давид Соломонович Каган. В Ростове, по ложному обвинению, приговорен к смерти бывший заведующий Воронежским облоно в 1929-1934 гг. Иван Георгиевич Никифоров. Все они реабилитированы посмертно.
Вслед за своими руководителями на эшафот пошли и их подчиненные, рядовые учителя, директора школ.