Вспоминая одну необычную командировку

Алекс Лофиченко
СЛУЧАЙ БЕЛОЙ ГОРЯЧКИ И ДРУГИЕ СОБЫТИЯ ТЕХ ЛЕТ. 

В давние Советские годы мне часто приходилось выезжать в командировки  по вопросам противоэрозионных мероприятий в разные регионы России. Эта работа была мне не в тягость, мне нравилось помогать местным с.х. органам в устройстве противоэрозионных гидротехнических сооружений.

Жить приходилось в гостиницах разной комфортности, не всегда в одноместных, но большей частью в двухместных номерах, что меня вполне удовлетворяло.

В той командировке я был в столице Чувашской республики городе Чебоксары в небольшой гостинице довоенной постройки, расположенной в старой части города, (с постройкой плотины Чебоксарской ГЭС, вся эта территория оказалась под водой).   

Первые несколько дней в гостинице я жил в двухместном номере один, а потом ко мне вселили мужчину средних лет солидной комплекции, представившийся  строителем, который периодически приезжает сюда на строительство какого-то большого местного объекта.
Появился в номере он  утром,  держа в руках портфель и трёхлитровую банку томатного сока, которую тут же поставил на стол.   Так как  меня уже ждали по времени в местном Министерстве сельского хозяйства, откуда я обычно уезжал на газике на очередную стройку противоэрозионного сооружения, я тут же, извинившись за быстрый уход,  откланялся.

Тем вечером я появился в гостинице довольно поздно после далёкой поездки,  мой сосед уже лежал в своей постели, укрытый одеялом по самую макушку, а на столе стояла больше чем наполовину выпитая трёхлитровая банка с томатным соком. Положив на постель свою деловую папку, я быстро отправился в гостиничный буфет, пока он не закрылся.
Когда вернулся обратно и стал раздеваться, то заметил, что мой сосед внимательно наблюдает за мной в щёлку между подушкой и одеялом. Я не придал  этому какое-нибудь значение, так как был усталым и быстро уснул.   

Следующим утром я ушёл рано, сосед лежал на своей постели укрытый с головой под одеялом. А уже   вечером, войдя в гостиницу, я услышал громкие крики, доносившиеся откуда-то сверху.
Поднявшись на свой второй этаж, я встретил гостиничного знакомого (приехавшего сюда в командировку милиционера),со словами: твой сосед сдвинулся по фазе, выбегает в коридор и кричит, что его убивают. Подойдя  к комнате, я увидел своего соседа стоявшим в распахнутой белой рубашке, с взмокшими прядями волос на голове, глаза его были вытаращены, на лбу крупные капли пота.

Когда я молча прошёл мимо него в нашу комнату, он тут же быстро вошёл вслед за мной. Потом стал указывать на одно из окон, говоря: вон они там сидят на деревьях и целятся в меня.
Он так убедительно говорил, что я естественно стал внимательно вглядываться в окна, но кроме густых ветвей деревьев, посаженных вдоль гостиницы, ничего не увидел, поэтому ответил, что никого там не увидел.
Он с большим недоверием посмотрел на меня, и сказал: как же ты их не видишь, вон их несколько и целятся в меня. Его всё крупное тело била мелкая дрожь. 
Не слушая меня дальше, он выскочил в коридор с криками, что его убивают.

Тут я сам всерьёз испугался, как бы меня не обвинили в попытки его убить, и тоже быстро вышел в коридор.   
Но видно он уже давно так кричал, ещё до моего появления,что дежурная администраторша уже вызвала скорую помощь. Тут как раз в коридоре появились  люди в белых халатах.

К всеобщему удивлению, он тут же перестал кричать, и смирно пошёл к ним на встречу, как  к спасителям. Мой приятель милиционер сказал, что у моего соседа белая горячка, и спать с такими людьми крайне опасно, к тому же в таком состоянии они становятся необычайно сильными, и справиться с ними в одиночку невозможно.

Потом, администраторша мне сказала, когда перестилали его постель, то под подушкой нашли записку со словами: передайте жене и детям, в этом  номере, такого-то числа, был убит Сергей Ромашов.    Только после её слов понял, какой опасности я подвергался всю прошлую ночь. 

В конце рабочего дня в гостинице, я обычно шёл в маленький местный буфет, в котором продавали в разлив неплохой армянский портвейн, где познакомился с молодым милиционером, бывшим здесь тоже в служебной командировке. Был он невысокого роста, почти щуплый, в штатской одежде.

Что он милиционер, я узнал на следующий день,  когда вечером мы оба скромно дегустировали армянский портвейн. Оказывается, у местных чувашских милиционеров в те дни здесь были республиканские спортивные соревнования. 
И теперь,  обычно приходя в гостиницу раньше меня,  он  ждал моего появления, чтобы вместе отправиться в наш маленький  буфет, где рассказывал мне о некоторых своих тут забавах.

Про свои дневные занятия он не говорил, но, как он иногда развлекался вечером,  делился. Так, прямо напротив нашей гостиницы находился ресторан, в таком же старом здании, как и наша гостиница, который закрывался в 12 часов (а может быть и в 11 часов, не помню).
И вот перед самым его закрытием у его дверей собиралась большая толпа людей обоего пола, с намерением попасть в него, чтобы успеть купить спиртное.
А потом счастливчики с бутылками в руках далеко не уходили, и в ближайших дворах их распивали.
И вообще, в это позднее время около ресторана крутились разные подозрительные личности, которые караулили выходящих из ресторана пьяненьких клиентов, чтобы освободить тех от оставшихся после ресторана денег.

Вот тут и находил своих «клиентов» мой знакомый милиционер. Он притворялся пьяным посетителем ресторана, и к нему сразу подкатывали такие любители чужих денег, которые, взяв его с двух сторон, вели к ближайшему двору.
А когда они приступали к требованию поделиться с ними своими деньгами, он моментально выпрямлялся как пружина, и начинал их учить уму-разуму своими кулаками. После чего,  настойчиво вёл их в ближайшее отделение милиции, иногда приводил  и двух сразу.   

За время моего здесь пребывания  пришлось исколесить почти всю Чувашию, был я и на родине космонавта Николаева, в чистеньком и аккуратненьком посёлке Шоршалы, где жила его старенькая мать. К ней постоянно приезжали на экскурсионных автобусах местные пионеры, которым рассказывала, как она воспитывала своего сына, будущего известного космонавта.

Был там и большой фруктовый сад, в котором я видел молодые деревца посаженные другими космонавтами (к ним были привязаны бирки с их фамилиями), бывавшими здесь. Чаще всех, по словам местных властей, тут бывал космонавт Быковский. 

Перед отъездом я пошёл на старенький городской рынок, находившийся, относительно гостиницы, ниже по улице, ведущей к Волге, чтобы купить каких-нибудь овощей в дорогу.
Там я увидел древнего старика с окладистой седой бородой, который продавал самые настоящие (а не декоративные) лапти с витыми верёвками к ним. Рядом с ним сидела старушка, перед которой находились  всякие деревянные поделки и игрушки.

Цена на лапти была смехотворно низкой, и я купил сразу пять штук. Тогда я нигде в России не видел эти древние изделия в продаже.
Эти лапти были по своей конструкции марийские (как мне объяснил этот старик), которые отличались от русских тем, что верх у передней части этих лаптей был не глубоким, а была по верху ещё дополнительная верёвочка.

Потом эти лапти были у меня лучшим подарком для друзей и родни.
Когда я приехал в Москву, меня пригласил на свою свадьбу школьный товарищ.
Для солидного подарка после этой командировки у меня денег не было. И я принёс купленные в Чувашии лапти, и водрузил их сверху всех подарков, сложенных на праздничном столе.

Мой подарок привёл в дикий восторг невесту, которая тут же, скинув свои туфли на высоких каблуках, всунув в них свои маленькие ножки, принялась отплясывать чарльстон. А делать ей это было не просто, ведь я купил лапти большого размера под себя (45 размера), у деда они были разного размера.

Почти сразу же, ко мне приехал в гости родной дядя Ваня, который тоже с большим удовольствием принял в подарок такие лапти.   
Сейчас у меня дома в комнате висит последняя пара таких лаптей.