Отражение продолжение часть 4

Светлана Антонович
- Это Янис вернулся. Не будем открывать.

- Давайте я с ним поговорю, а то ведь он придет, когда вы будете одни, - предложил Андрей.
Рита согласилась. Они вышли в прихожую. Придержав Андрея за руку, она подошла к двери и, не открывая, спросила:
- Кто там?
- Открой дверь или я вышибу ее! - Янис был вне себя.
- Что тебе нужно, Янис? Я прошу тебя, уходи.
- Открой, я тебе сказал! Ты испортила мне жизнь, и я испорчу ее тебе!
Он колотил в дверь так, что соседи стали возмущаться.

Андрей отодвинул Риту в сторону и открыл дверь, заслонив ее собой.
- Слушай, ты бы ушел, раз тебя просят. Ты ведь уже сделал, что обещал.
- Я обронил здесь одну вещь. Заберу и уйду, - Янис рвался в квартиру.
- Если ты о письме, то я его сожгла, - солгала Рита.
- Ну что ж, тебе же хуже. Только я все равно не дам тебе жизни, - зло выговорил он, уходя.

Рите не было его жаль, потому что, может, даже не желая того, Янис стал для нее врагом, человеком способным разоблачить ее.
- Может вам уехать отсюда? – предложил Андрей, когда они вернулись на кухню.
- Я уже думала об этом, - задумчиво ответила она. - Только куда? После гибели брата и смерти мамы у меня никого не осталось. Мы с Илгой вдвоем.

- А возьмите меня к себе третьим, - Андрей взял ее за руку. – Я всю неделю думал о вас. Наверное, не случайно мы встретились, Рита? Вы мне сразу понравились. А теперь, я просто не могу вас оставить. Я боюсь за вас.

- Не отвечайте ничего сейчас. Подумайте над моим предложением. Я увезу вас с Илгой к себе на родину. Поверьте, мне бы очень хотелось начать новую жизнь с вами. У меня ведь тоже никогда не было своих детей.
- Андрей, вы ведь меня совсем не знаете. Почему вы не спрашиваете, откуда у меня ребенок?
- Какое это имеет значение? Вы хорошая мать. И воспитываете вы ребенка своего брата или еще чьего-то, разве в этом дело! Только хороший человек способен на такой поступок.

Рита сидела, опустив глаза. Как бы она хотела все вернуть назад. Чтобы не было на душе этого груза. И в то же время не могла себя представить без Илги.
- Подумайте, а я зайду к вам завтра, можно? – спросил Андрей.
- Вам не кажется, что вы слишком торопитесь, Андрей?
- Нет, мне так не кажется. Я сразу понял, когда вас увидел, что я хочу быть с вами. Вы такая милая и беспомощная женщина, и я не хочу вас оставлять одну.

- Я думаю, Янис не скоро снова приедет в Ригу. Не близкий путь. Может быть и вообще больше не приедет…, - не веря в свое предположение, с надеждой сказала Рита.
- Ну, хорошо. Если вы считаете, что я тороплю события, тогда давайте узнавать друг друга. Позвольте мне назначить вам свидание, - засмеялся Андрей. – Погуляем по Риге. Я на все согласен, только бы остаться с вами и Илгой.

- И где же мы с вами встретимся? – улыбнулась Рита в ответ.
- Ну, например, у Кафедрального собора, завтра, после работы я вас буду ждать. Договорились?
- Хорошо, договорились, - краснея, как девчонка ответила Рита и проводила его до двери.
- Илга, до свидания! – крикнул Андрей девочке в другую комнату.


В эту ночь Рита не могла заснуть. Угрозы Яниса не казались ей напрасными. Он способен был довести дело до конца, если это помогло бы ему самоутвердиться. Она вспомнила, что затолкала конверт с фотографией сестры Илги за шкаф в их доме. И забыла о нем. «Видно Янис случайно нашел его. Запомнил ли он адрес Марии?», - думала она. «Скорее всего, нет. Иначе, зачем ему было возвращаться за конвертом. Но ведь он может и на суд подать».

Горечь от этих мыслей гасилась надеждой на Андрея. Почему-то Рита была уверена, что он не даст их с Илгой в обиду. Она представляла, как они завтра встретятся, о чем будут говорить…. «Как хорошо, что он появился в моей жизни. Сильный, добрый», - думала она, засыпая.

На работе заметили перемены в Рите. Медсестра Изольда, работавшая с ней, не выдержала и с завистью одинокой женщины поинтересовалась:
- Рита, что-то тебя в последнее время не узнать. Прически стала делать, краситься. У тебя видно кто-то появился? – она комично прикусила нижнюю губу. – Ох, и скрытная ты! Если б ко мне в постель упал какой-нибудь мужичок, я б уже на приеме у тебя была. Сколько мне тут осталось? Не успею родить, как жить одной? У тебя хоть Илга есть. А если твой найдется? – как печатная машинка трещала она.
- Уже нашелся, - ответила Илга, заполняя карточку больной.

- Да ты что?! И ты молчишь? То-то я смотрю, ты переменилась. Где же он был столько лет? – Изольда бросила раскладывать инструмент и подсела напротив.
- В Сибири. И, думаю, не сильно скучал.
- Ну да, как ты и думала! А почему ж не сказали тебе, ты же искала?
- Не знаю. Наверное, потому, что не за что было его туда отправлять.
- Так ты теперь к нему, в Лиепае?
- Нет. Мы расстались.
- Как это? Столько лет ждала, Рита, я тебя не понимаю!

- Знаешь, Изольда, наверное, Богу виднее. Раз он нас разлучил, значит так надо.
- Да, как же! Война вас разлучила, а не Бог! Скажи, что у тебя появился кто-то другой. Меня не проведешь. От мужиков в наше время так просто не отказываются. – Изольда с грохотом бросила пинцет. – Ну почему другим так везет, а я как заговоренная?!
Она подошла к маленькому зеркальцу на стене и поправила каштановый локон. Переступая с ноги на ногу, продемонстрировала воображаемому кавалеру свои никем невостребованные прелести.

- Ох, сколько добра пропадает! - она повернулась к Рите. – Ну что молчишь? Хотя бы поддержала.
- Да все у тебя устроится, не переживай ты так. Я ведь тоже и не надеялась, что когда-нибудь…, - она смутилась. - Ну, довольно, там женщины в очереди ждут. Приглашай.



Дождавшись, когда закончится прием больных, Рита направилась к Кафедральному собору Рождества Христова. Собор был духовной опорой для многих людей, познавших ужасы войны и страшных бед, навалившихся на них в эти годы. Но в этот будничный день возле него было мало людей, и она легко различила фигуру Андрея. Он направился ей навстречу с пакетом в руке.

- Я рад, что вы пришли, Рита. А это вот для Илги. Я тут пока ждал вас, заглянул в магазин. Думаю, что ей понравится.
- Спасибо. Похоже, что вы успели замерзнуть?
- Есть немного. Может, зайдем в какое-нибудь кафе?
- С удовольствием, - ответила ему Рита.
Они отыскали ближайшее кафе. Пахло кофе и пирожными. Андрей помог Рите раздеться, и они расположились за уютным столиком.
- Что вам заказать? – спросил он.

- Так хочется чашечку горячего кофе, - попросили Рита.
- А я, знаете Рита, ужасный сластена. Пирожных нам побольше, пожалуйста, и два кофе, - попросил Андрей подошедшую к ним девушку.
Он говорил без умолку. Вспоминал смешные случаи со своими пассажирами, интересные истории из своей фронтовой жизни, рассказывал о  поездке на родину. Рита слушала его и думала, что вот сейчас все это вдруг закончится, и она снова останется одна. Ей хотелось взять его за руку и не отпускать. А он словно почувствовав ее состояние, положил обе руки на стол,  накрыв своими ладонями ее холодные пальцы, и тихо произнес:
- Как бы мне хотелось вас отогреть.

 
Выйдя из кафе, они еще долго бродили по улицам Риги. Проходя мимо одного из домов, Андрей показал на окна второго этажа и сказал:
- Когда я подхожу к дому, в этих окнах не горит свет, и никто меня не ждет. Рита, я очень хочу, чтобы это были и ваши окна. А точнее, наши. Может, поднимемся? Посмотрите, как я живу.
Рита отвела взгляд. Звездное небо, яркая луна и искрящийся снег вызывали ощущение покоя. Она взяла Андрея за руку.
- В следующий раз как-нибудь. Уже совсем темно. Илга одна. Мне нужно домой, - ответила она. – Мы совсем забыли о ней.
- Да, вы правы, к сожалению.
Он поймал такси и отвез Риту домой.




Положив Илгу спать, Рита прошла на кухню, села за стол и налила себе чаю. Спать не хотелось. Она вспоминала их с Андреем встречу. «Почему хорошее и плохое пришло в мою жизнь одновременно?» - думала она. «Я не могу быть счастливой, потому, что боюсь потерять Андрея, по своей же вине. Разве сможет кто понять и простить то, что я сделала? Я и сама теперь не понимаю, как я могла пойти на это? Но ничего уже не изменишь. Я приму от жизни все, что заслужила». Самым страшным было то, что чувство вины теперь прочно стало в ее отношениях с Илгой. Рита, общаясь с девочкой, все реже называла ее дочкой, вела себя заискивающе. В ней сломалась сама мечта стать ее матерью.  А теперь, с появлением Андрея, заполнившего пустоту в ее душе, Илга незаметно отошла на второй план. «Будь я родной матерью, наверное, этого бы не произошло» - думала она.

Они еще несколько вечеров бродили по Риге, пока, наконец, однажды, встретив ее после работы, Андрей повторил свое приглашение зайти к нему.
- Рита, не лето все-таки, да и мы не дети, чтобы гулять по улице, пойдем домой, - решительно сказал он и, крепко взяв за руку, повел к своему дому.
Открыв дверь квартиры, пропустил ее вперед.

- Снимай пальто, проходи, сейчас я тебя отогрею.
Рита подала ему пальто и направилась на кухню.
- Я тебя не чаем отогревать буду, - Андрей подошел к ней сзади и обнял. - Ведь мы с тобой договорились поближе узнать друг друга, правда?

Он повернул ее к себе и спрятал в своих объятьях. Рите казалось, что ее закружило и понесло куда-то. У нее не было ни сил, ни желания как-то влиять на происходящее с ней. «Мне кажется или я действительно счастлива?» - подумала она, отзываясь на его ласки.
В этот же вечер Андрей предложил им с Илгой переехать к нему.

- Нечего вам там одним делать. Я не хочу думать о том, что к тебе снова будет приходить твой муж и угрожать. Поживем здесь, а со временем переберемся к моим в Новгород. Поверь, так будет лучше. Согласна? – он с улыбкой заглянул в ее глаза.
Рите было не привычно, что о ней беспокоятся, за нее принимают решения. Но Андрей говорил так уверенно и мягко, что она во всем ему доверяла.

Она никому не сказала, куда переезжает жить, и полгода их никто не беспокоил. Янис потерял ее след или интерес к ней, как ей казалось.
Андрей не давал им с Илгой скучать. Как-то в выходной день подъехал на такси, забежал домой и скомандовал:
- Быстренько собираемся и на природу! На свежий воздух.


Они рады были прокатиться на машине и всю дорогу вертели головами, разглядывая, знакомые и незнакомые места. Вскоре между соснами показался край озера.
- Это Балтезерс, Илга – сказала Рита. – Мы с тобой никогда не бывали в этих местах.
- Вон здание видишь? – Андрей показал на добротное кирпичное здание, стоящее на крутом берегу озера. Здесь до пятидесятого года качали лучшую в Балтии питьевую воду.
С ним было интересно. Рита удивлялась, откуда он так много знает о Риге.
- У меня что ни пассажир, то радио, - шутил Андрей.
Рита вышла из машины и взяла за руку Илгу. На мгновенье ей показалось, что земля уходит у нее из под ног. Голова закружилась. Она присела на траву.

- Что с тобой?- поспешил к ней Андрей.
- Наверное, укачало, - ответила она и попросила воды.
- Это от свежего воздуха, засиделись в городе, - предположил Андрей и стал обустраивать место для отдыха.
Как врач гинеколог, она прекрасно знала все симптомы беременности. Но предположить их у себя, в сорок лет! При всех явных признаках, она не могла в это поверить. Рита скрывала свои недавно возникшие сомнения не только от Андрея, но и от себя самой. Перед отъездом домой ей стало совсем плохо, она отошла в сторону, пытаясь сдержать рвоту.

- А хочешь, я тебе диагноз поставлю? - подошел к ней Андрей, - похоже, что ты подаришь мне ребенка. Он прижал ее к себе.
- Я не могу в это поверить, Андрей…
- А я могу! Я же люблю тебя, Рита.
- Что же теперь будет?
- А что будет? Подадим на развод и распишемся. Чтобы все было по-людски.
Рита была так счастлива, что совершенно забыла о шантаже Яниса, о его обещании отомстить.


Янис устроился на работу в порт Лиепае. Идея перебраться жить в родительский дом, отпала сама собой, так как оказалось, что дом родителей конфисковали. Он стал завсегдатаем пивной и ярым ненавистником русских в Латвии. Простота, незлопамятность, открытость сибиряков, с которыми бок о бок ему пришлось жить и работать долгие годы, никак не отразилась на его характере. Теперь все русские были виноваты в том, что все так случилось в его жизни. Он угощал пивом всех, кто был солидарен с ним в этом вопросе и дебоширил с теми, кто пытался ему возразить.

Как-то, болтая с соседом за кружкой пива, он стал жаловаться ему на предательство жены. Рассказал и о том, что у нее теперь растет дочь, неизвестно откуда взявшаяся.
- Мы тоже с женой удивились, - вспомнил сосед, - откуда у нее появился младенец. Сначала то думали, что Андрюса девка оставила им. Да выходит, нет. Жена то ее с ребеночком в церкви встретила. А домой, рассказывает, иду, смотрю, мать Ритина малыша выгуливает. Поудивлялись мы тогда, меж собой. Да оно нам надо! 

Возвращаясь домой, после одной из таких попоек, Янис заметил в почтовом ящике конверт. В конверте оказалась повестка на суд, по поводу развода. «Ах, так, значит! Вот тут то я и заставлю тебя ответить, откуда у тебя чужой ребенок? Пусть тебя потаскают», - злорадно подумал он.



К счастью, судья оказалась человеком здравомыслящим. Ознакомившись с предметом разбирательства, она поняла, что в данном случае супружеские отношения между Янисом и Ритой являются лишь формальными и иными уже не могут быть.

Янис отказался дать развод жене. На что судья ему заметила, что в этом случае ему придется воспитывать чужого ребенка.
- Пусть она сначала скажет, откуда у нее взялся этот ребенок? – задал он вопрос, который все время вертелся у него на языке.

Судья улыбнулась:
- Вы что не знаете, откуда у женщин берутся дети?
- Откуда у других женщин дети берутся, я знаю, а вот откуда у нее? Она даже нагулять его не могла. Она бесплодна! – грубо выкрикнул он.
- Вот справка о беременности, - судья помахала справкой. – И свидетелем со стороны вашей жены выступает отец ее будущего ребенка. Надеюсь, вы понимаете, что не имеет смысла настаивать на сохранении вашего брака.

Ошеломленный Янис повернул голову в сторону Риты. Он только теперь заметил изменения в ее фигуре.
- Но та девчонка, которая живет с ней, это не ее ребенок! Не ее! Она тогда не была беременной, соседи видели! – спохватился он.
- Хочу вам напомнить, - обратилась к нему судья, - что суд рассматривает дело о расторжении вашего брака. Вы по-прежнему настаиваете на его сохранении?
- Я не хочу ее больше видеть – выдавил из себя Янис.



Когда Рита с Андреем вышли из зала суда, они увидели его стоящим спиной к ним. Янис нервно курил, ежеминутно сплевывая на тротуар. Рите вдруг стало жаль его. Какую злую шутку с ними сыграла жизнь. Разве они думали, тогда, на свадьбе, что все у них так закончится?
- Пойдем, Рита, потянул ее за руку Андрей. Нам пора.
Они пошли домой, не оглядываясь. Вдруг кто-то сзади дернул Риту за руку. Обернувшись, увидели тяжело дышащего, с перекошенным от обиды лицом Яниса.
- Думаешь, у меня никого там не было? Думаешь, я никому не нужен? Ошибаешься! У меня там была женщина, которая меня любила, не то, что ты. А я, дурак, к тебе вернулся.
- Поздно вернулся! – ответила ему Рита и, взяв Андрея под руку, пошла прочь, не оглядываясь. Янис, сам не понимая, облегчил ей душу.



Мария, как и хотела, перебралась из своей деревни в Воронеж. К тому времени, когда Анюту пора было отдавать в школу, она окончила педагогическое училище и сама уже работала учительницей. Так что они с дочкой почти никогда не разлучались.

Молодая, красивая она пользовалась вниманием мужчин. Но ощущение, что часть своего сердца она оставила в Латвии, не проходило. Мария очень любила детей и всю себя отдавала работе. Жили они довольно скромно на ее учительскую зарплату. Она научилась шить и вязать, благодаря чему ее дочка одевалась не хуже других детей в школе.

Анюта росла шустрым и активным ребенком. Она хорошо успевала в учебе, была заводилой в классе. Но чем старше становилась, тем больше ее угнетало, что они с мамой одни. После каникул дети делились своими впечатлениями. Кто-то с родителями ездил отдыхать на море, кому-то папа купил дорогой подарок. И еще какими-то историями из жизни семьи, в которой был отец. В ней прорастало чувство обездоленности и неуверенности.
- Анечка, - говорила ей мать, время летит так быстро. Скоро ты подрастешь, выучишься, выйдешь замуж. И все у тебя будет как у всех, даже лучше. Будет у тебя муж, у твоих детей отец. И будете вы жить дружно и счастливо.

- Мамочка, а ты? Ты так и будешь одна? Ты у меня молодая и красивая. Почему ты не хочешь выйти замуж? – задавала вопрос дочка, которая уже читала романы и начинала чувствовать себя взрослой.

- Я не встретила того человека, которого смогла бы полюбить, как полюбила твоего отца.
- Вы же так мало были вместе! Это же почти не считается…, - не могла понять Анюта. - Что тебя заставляет хранить верность?
- Дочка, бывает, люди проживут всю жизнь, так и не узнав, что такое настоящая любовь. А бывает, что она согреет тебя такой силой, что ее хватит на всю оставшуюся жизнь.
- Ты у меня ну прямо, как Анна Каренина, - иронизировала дочь, обнимая и целуя ее.
- Вот окончишь школу, мы с тобой обязательно съездим в Латвию. Я тебе покажу то место, где мы познакомились с твоим отцом, где мы с ним любили гулять…. Там вообще очень красиво.

- А у него остались там родные?
- Так случилось, что я была не желанной невесткой ни для его матери, ни для его сестры. Так, что родных у тебя там нет, дочка.

- Ну и не надо! – Аня надула губы. Подумаешь! Обойдемся, правда?
- Конечно, милая. Но ты знаешь, меня не покидает странное чувство, что-то тянет меня туда все эти годы.