Грани культуры - 2

Саид-Хамзат Нунуев
  Грани культуры

  Беседа вторая

  О. Джургаев: В чем же проблема? Почему мы так долго и трудно прозреваем?
 
   С-Х Нунуев:  Проблема в том, что в то время, когда официальная наука истории была под колпаком у чекистов, граждане не переставали удивляться многим фактам, которые, как говорится, лежали на поверхности. Им невозможно было запретить читать научные статьи и книги, которые выходили, к сожалению, не из-под пера своих доморощенных официально признанных «правильных» историков.

 Книгу непослушного автора,  профессора Кати Зайндиевича Чокаева «Наш язык – наша история», - по требованию обкома КПСС попросту изъяли и сожгли, как сжигали наши тептары (летописи) во время выселения в 1944 году.

     Невозможно было запретить читать книги зарубежных авторов (к примеру, книгу Эриха Церена «Библейские холмы»), древние мифы и легенды, где самые непонятные слова можно было читать и объяснять на их родном языке.
    Что же произошло в результате такого конфуза?

    Когда официальная наука долго молчит, за дело, как известно, обязательно берутся дилетанты. Древних пранахов или протонахов - хурритов, которых в известном смысле можно назвать предками и других некоторых северокавказских народов, они стали величать чеченцами и ингушами.

 Сам пророк Адам, на их взгляд, был никем иным, как чеченец и разговаривал со Всевышним Аллахом на чеченском языке. Все другие народы мира ведут свое происхождение от чеченцев и ингушей, и даже русские народные сказки – ничто иное, как сворованный у чеченцев фольклор.

      Кому такое понравится, тем более, что все это – чистейший бред, рождаемый сильно воспаленным воображением. Хуже всего – такие утверждения – абсолютная профанация проблемы, работающая на тех, кто до сих пор хочет, чтобы она никак  не вылезла из категории маргинальной.

     На эту тему довольно резко и слишком однозначно выступил недавно в одной из республиканских газет со статьей «Была ли нахская цивилизация» наш известный ученый – археолог, академик М.Х. Багаев, с которым не могу, однако, полностью согласиться. Хотя проблему он поднял правильную.

     О.Джургаев Что Вы имеете ввиду?

     С-Х.Нунуев. Вот послушайте:

  «…До "Новой Эры" миром правили нахи.
 Нахам принадлежал весь мир.
 Чеченская история - самая длинная история в мире.
 Чечеченский язык, сжато и красиво расскажет Вам о любом древнем городе, стране, вулкане, горах и даже о Космосе…
 …Греки, взяли и записали все  чеченское, на бумагу и сказали, что это их, греческое.  И это правда.
 …И все их "Подвиги", есть история героического народа, которого очень четко и грамотно обворовали, оставив им только один божий язык, идущий от Адама…
       … Имейте в виду, тогда к чеченцам относились и современные славяне. Они все, составляли чеченские племена - половцы, печенеги, скифы,сарматы, гунны и так далее.
      … 2000 лет назад, мир раскололся на Римскую империю с их союзниками-католиками и древними чеченцами.
       Это были все-все народы и племена, говорившие на "Нохчи Мотт", "Нена Мотт", то есть языке Ноя или так называемом божьем языке Адама.
      …Чеченский язык - это ключ ко всем языкам мира.
…Все науки и таинства были переданы Богом чеченцам. Это они придумали колесо и первые арифметические числа. Они первые, кто дал нам 365 дней в году, 12 месяцев с названиями.
       …Они первые, кто строили пирамиды и башни в горах. Для пирамид в горах места мало, поэтому в горах башни.
       … Они первые заселили Чичен-Итцу…(Латинская Америка. Н.С-Х.М.)

      Автор множества подобных публикаций – Марк Шейман, еврей, бывший администратор Махмуда Эсамбаева, хорошо живший в одно время на чеченских харчах и хорошо нас изучивший. Как вы думаете, человек издевается или профанарует проблему?

      О. Джургаев: Скорее всего, то и другое вместе.

      С-Х. Нунуев. Совершенно верно. Вопросы не перестают существовать от того, что их замалчивают. И в сегодняшнем «демократическим» мире таких вопросов, очевидно, немало, включая и тот, к которому мы в очередной раз хотим привлечь внимание республиканской общественности.

     Напрашивается вопрос: почему такое происходит именно с историей вайнахов? Ответ очевиден: потому что сами вайнахи, наши официальные ученые давно отстали от проблемы. Вместо того, чтобы проводить скрупулезные, объективные исследования, наши уважаемые ученые продолжают ее не замечать.

А вакуум заполняют любители, которые не совсем хорошо понимают, что история – это наука, для исследования которой нужны специальные знания. Но хуже, когда из истории делают рабыню политики.

     В самом начале второй военной кампании в Чечне, по инициативе общественной организации «Новое время» в Москве, в одном их корпусов Российской Академии наук проводилась научно – практическая конференция по проблемам истории и культуры чеченского народа. Автор этих строк выступил на той конференции с сообщением о некоторых вопросах этногенеза и этнической истории вайнахов.

 Выступившая вслед за мной профессор Козенкова (кстати, научный руководитель М.Х. Багаева) откровенно заявила буквально следующее: чего вы лезете в этот хурритский мир? Разве вас мало убивают? Мало вам того, что с вами делают? Хотела Козенкова нас спасти от чьего-то могущественного гнева, или просто хотела припугнуть – не знаю, не спрашивал.
     Выступивший затем М.Х. Багаев, вдохновленный своим руководителем,  бросал в зал свои аргументы, словно прокурор: а где клинья? Найдите мне хотя бы один клин! (Имелась ввиду урарто – хурритская клинопись).

 А найти клин в археологических культурных слоях Чечено-Ингушетии было невозможно хотя бы потому, что у каждой господствующей религиозной идеологии были свои апологеты и они тщательно стирали все, что соединяло народ с прошлым. Мусульманские муллы считали греховным даже посещать могилы предков, которые были похоронены не по мусульманским обычаям.

     Некоторое время спустя сам директор Института истории, этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков в своем монументальном труде про общества и конфликты сокрушался, что ни в одном доме чеченцев, включая дом Нунуева, не говорят о хурритах и шумерах как о предках вайнахов…

    О.Джургаев: Что же это получается? Демократы в психушки не сажают, но идеологию чекистов бережно блюдут?

     С-Х. Нунуев:В политике и господствующей идеологии важна не история, а ее трактовка. Часто ее трактуют не совсем умные люди, которые замечают только лежащие на самой поверхности факты.

 Если, к примеру, чеченской молодежи все время говорить, что ваша история насчитывает всего несколько столетий, а перед этим вы были дикарями, и если в этой истории, насчитывающей несколько столетий, самые героические, престижные страницы – это жестокая борьба с колонизаторами под знаменами Мансура, Шамиля и прочих повстанцев, включая абрека Зелимхана, то какое самосознание и мотивы самоуважения мы закладываем в сознание будущих дудаевых, яндарбиевых и удуговых? И мы после этого сокрушаемся, что нас каждые полвека убивают…

     А не умнее было бы воспитывать свою молодежь в осознании того, что в глубокой древности наши далекие прапредки были цивилизованными людьми, и они вместе с предками других народов внесли большой вклад в развитие человечества?

 Не умнее было бы внушать своим детям, что героизм – это не самоубийство, бросаясь с кинжалами на пушки, или гранатометами на танки, а ученость, стремление быть нужными и полезными всему человечеству, чтобы слово «чеченец» ассоциировался не с известными нам понятиями уголовного характера, а с такими категориями, как талант, гуманизм, преданность Откровениям Бога?

     Совершенно неубедительно и даже непорядочно звучат утверждения наших ученых, что исследуя связи вайнахов с древним Переднеазиатским миром, мы подчеркиваем версию нашей пришлости, отвергаем версию, что мы – аборигены.

Дословно это звучит так: «цара вай т1едаьхкина нах ду боху». Такое утверждение рассчитано на болезненность восприятия нашим народом статуса пришлых людей. Я бы убедительно попросил этим моментом не спекулировать.

Ведь речь идет о древних корнях этноса, о пранахах, а не о чеченцах и ингушах, этногенез которых действительно проходил на нынешней территории путем смешивания мигрантов с юга и местного, возможно родственного хурритам, населения.

В любом случае, если вайнахи живут на своей территории более двух тысячи лет(!) то ни о какой пришлости речи идти не может. Мы же говорим о продвижении на север, в Закавказье урарто – хурритских племен после распада Шумеры, Митанни, Урарту, что происходило почти три тысячи лет назад.

     Интересна также версия, что не на территорию Чечено – Ингушетии пробирались хурритские племена не после распада великих царств, а эти царства создавались хурритами, предками вайнахов, которые до миграции на юг проживали на Кавказе. Но у этой версии больше уязвимых мест.

     В любом случае, проблема для нахской истории поистине глобальная. Иначе просто невозможно объяснить антропологические характеристики хуррито – нахов, особенности куро – аракской культуры,  лексические совпадения, общую топонимику, параллели в мифах, легендах, сказаниях, многое-многое другое, что крепко объединяет нас с тем миром в далекую доисторическую эпоху, о чем наши ученые прекрасно знают.

    Ставить вопрос: «Была ли нахская цивилизация?» - не корректно. Тем более в газете для учителей, словно пугая их и учеников табуированностью этой проблемы.
     Много в мире народов, которые в одно время создавали общества с атрибутами государственности, а затем все теряли в силу различных причин.

Такой индоевропейский народ, как армяне, предки которых пришли в Закавказье из Балкан три тысячи лет назад, к примеру, выросли на чужой им урартской цивилизации, расплодившись из долины реки Хайасы. (Сами себя они называют хайями).

 Нахи же продвинулись не только с территории, которую сейчас занимают армяне, но и с берегов Урмии, где главным хурритским городом был Дурдукка. Дурдук – от дуьра дукъ, ибо вода в Урмии соленая и в Дуьра Дукъ добывали соль. Переселившихся из Дурдукка  в Закавказье хурритов (нахов) грузины стали называть дзурдзуками, как мы сегодня даргинцев, переселившихся к нам из Цудахара (главное поселение даргинцев) называем ц1адахьарой. Так же, как русских украинцы называют москалями.

     У нашего народа действительно очень глубокие, удивительные корни и отрицать это в то время, когда весь мир об этом говорит – просто нелогично, неприлично, с какой бы стороны не подойти.

Если, конечно, человек сознательно не вредит народу. А загадок в этом вопросе на самом деле много. К примеру профессора Кати Чокаева отбросили на обочину, в стан маргиналов. Его научные статьи просто не включили в выпущенный недавно учебник истории Чечни.
 
     Все сказанное требует радикального переосмысления проблемы формирования национальной идеологии и национального самосознания, национальной культуры по большому счету.

Разве не на этом настаивает наш молодой и мужественный Глава Республики, признанный лидер нации Рамзан Кадыров? Разве не получают конкретную поддержку и помощь наши научные и творческие организации от Председателя Парламента республики Дукувахи Абдурахманова?

     Часто в советское время и позже в публичных и приватных беседах автор данных строк сокрушался, что история нашего народа выглядит такой сиротливой, потому что во всех союзных республиках есть, а у нас нет собственной Академии наук. 

Сегодня она у нас есть. ( К стати, самую первую свою подпись наш национальный лидер, в то время Глава Администрации Чечни Ахмат – Хаджи поставил под документ, который я ему подал в частной квартире в Москве – под письмом в адрес Президента РАН академика Осипова об открытии в Чечне Академии наук. У Главы Администрации тогда не было даже бланка и печати.)

Хорошо, что во главе Академии наук республики стоит историк по специальности, это лишний раз подтверждает серьезность вопросов истории для нашего народа.

 Считаю, что наши уважаемые ученые, включая М.Х. Багаева, в состоянии объективно разобраться в ситуации и провести ряд серьезных мероприятий, ключевым среди которых могла бы быть международная научно – практическая конференция по вопросам этногенеза и этнической истории нахского народа.

В противном случае не трудно догадаться, что научная самодеятельность будет только набирать обороты и мы не то еще услышим. А энтузиастов я бы так грубо не шельмовал. Они ведь за свою работу оклады не получают, и даже за званиями и премиями не гонятся.

В них говорит гражданская совесть и несколько обостренный патриотизм. Соберите их где – нибудь в университете или Академии наук, поговорите по душам, поблагодарите за  неравнодушие. Глядишь – за консультациями к вам будут приходить. 

г. Грозный
Веденский район
Чеченская республика