Доктор, вы помните меня? К годовщине Сталинграда

Валерий Заикин
                ДОКТОР, ВЫ ПОМНИТЕ МЕНЯ?
    Накануне 70-тилетия разгрома армии Паулюса под Сталинградом, по российским каналам прошли два фильма, отражающие эту тему: художественная лента  Эдуарда  Урсуляка по роману Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», и потрясающее своей беспощадной правдой документальное кино Сергея Пашкова « Сталинградская битва».
  Оба фильма вызвали широкий общественный резонанс и в Израиле.
В нашем ветеранском клубе зашел разговор об этих фильмах, мы делились впечатлениями, спорили о роли Сталина в той трагедии, которая стояла на экране, перед нашими глазами, о невероятном мужестве советских солдат, из которых выжил  один из десяти, и о судьбе ветеранов войны спустя многие годы после ее окончания.
  Один из нас, Лев Смелянский, сказал: «А я был знаком с одной пожилой супружеской парой, воевавшей в Сталинграде, по городу Сумгаиту.  Фамилия их – Кицис, он – в чине подполковника командовал частью , размещенной в Сумгаите, он работала хирургом в городской поликлинике. Их дочь давала уроки музыки моей дочери, я общался с ними, замечательные люди, с огромным юмором, но немногословные, когда касалось Сталинграда. Видимо, не очень хотелось возвращаться к давним переживаниям.
   Впрочем, об одном эпизоде  мать учительницы рассказала. У ветеранов сражения под Сталинградом традиция: в годовщину победы над Паулюсом ежегодно собираться на Малаховом кургане.
  И вот на одном из таких сборов стоим мы, (рассказывает она), группой, беседуем, и вдруг сзади на меня наваливается огромный мужик, ну, громила, наполовину выше меня ростом, и начинает тискать меня, и орать: «Доктор, доктор, как я счастлив вас увидеть! Как я рад, что вы живы! Вы помните меня, доктор? Помните меня?»  Да не помню я! – отбиваюсь от него я.
   « Доктор, вы не можете меня не помнить, вы мне операцию делали!» - продолжает орать громовым голосом он.
Да ты знаешь, скольким я операцию делала, да в каких условиях? Другой раз и времени в лицо посмотреть не было!
 «Доктор, это была уникальная операция, вы не могли бы ее забыть!  С вами еще сапер стоял!»
  Да что за операция?
 « Вы мне немецкий снаряд от Базуки из ляжки удаляли, он застрял и не взорвался!»
  Тут меня такой смех взял! Да если бы ты мне сразу задницу свою ( Она сказала другое слово!) показал, я бы тут же тебя вспомнила! – говорю ему. И все вокруг стали хохотать, а громче всех этот парень, ну это тогда он парень был, а сейчас – в годах человек, в орденах и нашивках…

Мы тоже рассмеялись рассказу Левы, и тут же стали рассуждать о невероятных случаях времен Великой отечественной, и о безумной по трудности работе полевых хирургов, спасающих под вражеским огнем молодых солдат, и те проносят память о военврачах через всю свою жизнь!
                *                *                *