Благодарность

Маргарита Школьниксон-Смишко
Д.Е. Моргачёв

С 16 лет меня интересовали обществеенные дела, а не девки.
Осенью 1910 г. наш староста собрал сельский сход, должен был приехать какой-то агроном. Что такое агроном, никто не знал, но хотелось узнать. Сходка собралась большая.
Агроном оказался представительным человеком лет тридцати. Он нам сказал:"Елецкое земство ставит вопрос о поднятии сельского хозяйства. Оно даст вам быка симментальной породы бесплатно, хряка йоршской породы бесплатно, барана шерстистого, который даёт за один настриг 12 фунтов." Кроме того предлагается у нас открыть прокатный пункт с/х машин и орудий: плуги 2-х лемешные, запашки 4-ёх лемешные; наладить сортировку лучших семян, а от лучших семян и урожай будет больше и т.д. На первый случай дадут нам бесплатно минеральных удобрений (костной муки, суперфосфата и томас-шлаков), чтобы мы убедились на своём собственном поле в их выгоде, а на приусадебные участки для молочного скота дадут бесплатно несколько футов семян люцерны и семян кормовой свёклы, корнеплоды также необходимые для молочного скота. Далее агроном сказал, что Елецкое уездное земство открывает в Ельце с/х курсы на 50 - 60 дней, где будет бесплатное питание и квартира. Там будут читаться лекции для ознакомления с научными данными о поднятии сельского хозяйства.
"Прошу вас, старички (кроме меня там, действительно, были всё солидные главы семейств), записываться на курсы, это для вашей же пользы, чтобы у вас был хороший скот, земля давала большие урожаи хлебов и трав."
Но никто не записался, агроном несколько раз повторил просьбу. Я сидел около стола, агроном посмотрел на меня. Я улыбаюсь, и хочется поехать, и думаю - стоит ли тратить деньги на поездку. Тогда он догадался, достал бумажник, вынул 3 рубля и подал мне: - вот тебе на дорогу.
В то время в Елецком уезде была 21 волость. Из нашей волости (18 000 душ), кроме меня, записался ещё один человек, из состоятельных.
В назначенное время мы приехали в Елец. Нас поместили в Народном доме, а курсы проходили в "Доме трудолюбия", на Сенной площади.
Всё это было поздней осенью 1910 г., в то время умер лев Толстой, и здесь я в первый раз услышал в частной беседе о нём. Одни говорили, что он безбожник, не признаёт ни Бога, ни церкви, ни царя, и его проклинают в церквях как Стеньку Разина - разбойника. Другие говорили, что он - хороший человек и писатель, известный всему миру. Но все эти разговоры не затронули меня. Прослушав курсы, я там же достал устав потребительского об-ва и, вернувшись домой, собрал человек 6-7. Мы подписали устав и послали его на утверждение к губернатору в Орёл.
Летом 1911 г. устав был утверждён. Я получил от Елецкого земства с/х машины для прокатного пункта, несколько десятков пудов мин. удобрений и некоторое количество семян люцерны и кормовой свёклы....
На вторичных курсах в 1911 . я вступил членом в организацию "Имперское об-во птицеводства", откуда я получил яйца для вывода цыплят породистых кур сл. порд: минорки чёрные яйценосные, плимутрок крупные яйце-мясные, леггорны мясные крупные, чёрные, фавероль жёлтые, брудастые мясо-яичные. Цель об-ва также была распрстранение породистой птицы среди крестьян...
Зимой 1911 г. Елецкое уездное земство открыло опять курсы. На этот раз обещали дать бесплатно 10 корней саженцев плодовых деревьев для раздачи крестьянам при условии, что они будут ухаживать за деревьями по-инструкции. Вся эта орг.работа свалилась на меня, конечно, бесплатно: пришлось составлять списки желающих взять саженцы по нескольким садам (сёлам), т.к. в Тербунской области я был один. 
Весной 1912г. после посева яровых я поехал в питомник за плодовыми саженцами. В селе Стегаловка, от нас в 30-40 км находилась садоводческая школа. Помещик Бедров, умирая, завещал своё имение и земли Елецкому земству с тем, чтобы оно устроило садоводческую школу для крестьянских детей. Там меня ознакомили с разбивкой сада в шахматном порядке с расстоянием друг от друга 12аршин. И после приходилось несколько раз ездить в эту школу за инструкциями.
Спустя 10 лет я сам развёл плодовый питомничек на 1000 саженцев в нашей коммуне "Возрождение", в 1922г.
Прошло уже более 50-ти лет с того времени, и я вспоминаю с благодарностью, какие большие усилия делала русская общественность для развития с/х и тем самым для повышения благосостояния крестьянства.