Волжский царь. Глава 20

Борис Рябухин
Волжский царь. Глава 20

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ

Я считал своими предками народ  хвалинси, живущий когда–то на северной побережье Каспийского моря. Но мне иногда говорили, что я – из  хазар.
И вот в путешествии по векам мы с легендарным конем Кеме встречаем  шумные орды хазар. Откуда взялись они, эти хазары?

Мнения разные. Хазары являются потомками гуннского племени акацир, известного в Европе с V в. Хазары имеют уйгурское происхождение, от центрально–азиатского народа ко–са, упомянутого в китайских источниках. Хазары являются потомками эфталитов, мигрировавших на Кавказ из Хорасана (Восточный Иран). Хазары происходят от племенного союза, сформированного огурами, савирами и на завершающем этапе алтайскими тюрками.
В средневековых  легендах хазары возводились к потомку Ноя Тогарме. В Европе  они иногда признавались потомками колена Симеона.

Авары были еще сильны, а уже стало  наступать булгаро–хазарское время. В конце VI в. ослабели Тюркютский и Аварский каганаты. В результате в Восточной Европе сложились два новых политических центра. Первый –  на Нижнем Дону и в Западном Предкавказье (на Северном Кавказе) во главе с булгарами. Второй – на Нижней Волге и в Восточном Предкавказье во главе с хазарами. Поскольку хазары не были первоначально тюрками, между двумя этносами с самого начала развились соперничество, даже попытка поглощения одного политического центра на Средней Волге другим политическим центром на Нижней Волге. Эти два государства различались и по династическому признаку.  Великой Булгарией правила булгарская династия Дуло, а Великой Хазарией – династия Ашина. Первые – тюрки–булгары – стремились соединиться со славянами, вторые – хазары – рассматривали славян как потенциальных рабов и источник потребляемых богатств.

В 581 г. хазары  отступили от Херсонеса и ушли на Северный Кавказ, забрав с собой крымских булгар. И в предгорьях Кавказа образовалось новое Булгаро–хазарское бекство – княжество Бурджан.
Тогда часть русов, живших на Дону и на Кубани, подпали под иго хазаро–тюрков, а те, кто не желал им подчиниться, бежали к Киеву, центру булгаро–русского сопротивления аварской и хазарской агрессии. «Повесть временных лет» называет северокавказских хазар «белыми уграми», а «черными уграми» называет пришедших с Урала угров, или мадьяр.

Данническая зависимость от аваров тяготила булгар, тем более что VI в. был временем интенсивного превращения бывших гуннских родов (хонов) в знатных булгар. По сути дела, булгары и гунны были одним народом, с одним языком и с одними верованиями в бога неба Тангру, с одним политическим строем, когда военная демократия постепенно сменялась классовым строем феодального типа с новой аристократией во главе, которая обладала землей, богатствами и единой военной структурой, использовавшей также военную организацию славян–антов. Это была одна культура и цивилизация, характеризующаяся переходом от кочевнической стадии к стадии оседло–земледельческой и ремесленно–строительной, связанной с возведением булгарами ряда крепостей–городов на Восточно–Европейской равнине.

В 581–584 гг. дунайские славяне пошли походом на Фракию.

Флавий Маврикий Тиберий Август был византийским императором в 582–602 гг.
В 582–602 гг. императором  Византии был Маврикий.
В одном из отрывков «Истории», написанной сирийским автором Иоанном Эфесским во второй половине VI в. и сохранившейся благодаря позднейшим пересказам Михаила Сирийского и Бар–Габрая, рассказывается, что в царствование византийского императора Маврикия из внутренней Скифии вышли три брата со своими родами. Один из них, Булгар, прошел к границам Римской империи, два других заняли страну алан, называемую Берсилия. «Когда над той страной стал господствовать чужой народ, они были названы хазарами по имени того старшего брата, которого имя было Хазарик». Связь хазар со страной Берсилией подтверждается и сведениями византийских хроник. Феофан отмечал: «Хазары – великий народ, вышедший из Берсилии». Находилась Берсилия на современной территории Дагестана: араб ал–Балазури писал, что ал–Баршалия расположена к северу от Дербента. В легенде о трех братьях названы имена двух из них — Булгар и Хазар. Имя третьего можно, видимо, связать с названием страны, занятой хазарами. Барсилы, или басилы, неоднократно упоминаются в «Истории Армении». В этой книге пишется о том, что хазары и басилы, соединившись, прошли через ворота Чора и подвергли Армению грабежу и разорению.

Аварский хан Кашан–Сэбэр, сын Бояна (586–602 гг.) оставался сюзереном огромной Аварской империи. Авар–Субе – так называлась аварская империя –подчинялись провинции Бырбат (Правобережная Украина), Бырман (побережье Черного моря от устья Дуная до устья Днепра) и Джалда (Крым). К востоку от Днепра власть в VI в. находилась в руках сэбэрских булгар, владевших Кара–Сакланом, Халджой, Иделем, Сибирью и землями угро–финских племен. В Сынджаке (на Северном Кавказе) власть находилась в руках булгар–караджаевцев (карачаевцев), давших начало карачаевскому народу.

Вот что рассказывается в  булгарском эпосе II в. до н.э. Кубан Бояна «Чулман толгау»  о том, как образовалось царство булгар в Сынджаке.

Булгары остались в Сынджаке потому, что здешнее племя – шан или канджар – с радостью встретило их. Оно предложило булгарам землю и согласилось подчиниться им,
если булгары поселятся здесь и защитят их от врагов. Подумав, булгары решили стать во главе Сынджака – и провозгласили царство Булгар.
Избрали асы своим царём самого достойного – Джама, который привёл их сюда – и предложил здесь остаться. Воткнул Джам знамя у своей юрты, а сам стал ждать приезда шанов для принесения клятвы. Час сидит, два сидит, три сидит – нет никого. Стало уже темнеть – и понял он, что никто не придёт. Всю ночь Джам не сомкнул глаз от обиды, а  рано утром поехал к шанам.
Приехав к ним, он спросил у их биев: «Почему вы не приехали дать мне клятву верности?» А бии и говорят: «Мы хотели – да наш аскал заметил, что вы не хотите остаться здесь навсегда: ведь вместо того, чтобы поставить дома, которые нельзя увезти, вы остались в походных шатрах. Если придёт враг – вы быстро соберётесь и уйдёте прочь; мы же, в домах останемся». Понял Джам свою ошибку и велел части булгар построить для себя дома для жизни на одном месте. Дома были построены, и образовался город – но опять никто не пришёл давать клятву. Опять Джам поехал к  соседям – шанам, а  их бии так ответили  на его упрёки: «Мы уже хотели ехать –  да наш аскал Сузрука сказал нам: «Не торопитесь ехать! Ведь поставить город не трудно – а трудно его удержать. Если Булгары удержат его – тогда и дадим им клятву!» Подивился Джам мудрости Сузруки и  отправился к себе – укреплять свой город. Только он укрепил его – как напало на Джамбул войско халджавызов – и окружило город. Врагов было так много, что со стен были видны только толпы нечисти и тузов. Долго и жестоко бились с врагами булгары – но вот стали ослабевать даже самые сильные. А среди защитников находился Надж–Наджи – маленький сын Джама, любимец алпа Чулмана. Как–то упал он в воду и был спасён Джалышем – ведь мальчик успел крикнуть: «Дедушка Арбай – спаси меня!»
Когда Чулман попросил Наджи сказать, о чём он мечтал, думая обрадовать его, то Наджи сказал: «Я всегда мечтал побрататься с тобой и поменяться с тобой именами!»
Побратались они – и стали люди звать Наджи ещё и Арбаем, а Чулмана – также и Наджи и Бабай–Надж. Мальчик так понравился грозному Чулману, что он подарил ему свою волшебную дудку. При этом он объяснил ему: «Можно дуть в дудку с двух сторон.
Будешь дуть с одной стороны – будет веселье и танцы, а с другой – все, как стадо, пойдут за тобой». Когда булгары стали готовиться к последнему бою, Арбай подошёл к отцу и рассказал ему о дудке. Отец попросил его поиграть на ней – и убедился, что дудка – действительно волшебная.
Тогда велел он всем булгарам закрыть уши и приготовиться к вылазке. Когда утром враг пошёл на приступ, то мальчик заиграл – и враги стали плясать. Вышли тогда из города все булгарские воины и перебили плясунов – никто из врагов не ушёл. Приехали тут шаны в город Джама Джамбул и дали ему клятву верности. Познакомился тут царь с Сузрукой, сыном Рыш–деде, и без колебаний назначил его капаганом. С той поры булгары называют умных капаганов также и канджарами – ведь Сузрука был шаном.

В  585 г. в  Дакии князем славян был Ардагаст, а его заместителем – князь Мусокий. Ардагаст – типичное алано–сарматско имя, похожее на имя Анагаста, принадлежавшее одному из военачальников  аланского вождя Аспара. Анагаст был «скифом» по происхождению, похоже, был аланом как и сам Аспар. После Адагаста, вождем дакийских славян становится Мусокий. Мусокий это вполне протобулгарское имя, так как один из булгарских бояров во времена Бориса Покрестителя был управителем области Брегалница в сегодняшней Восточной Македонии, бывшей Старой земле.
После Мусокия, вождем дакийских славян становится Пирогаст в 595 г. Имя его похоже на название одного из фракийских племен «пирогери».
В 585 г. авары выступили против тюркютов и разгромили ставку хана Далобяна. Сила авар заключалась не столько в них самих, сколько в тех племенах, которые им удалось объединить частью путем завоевания, а частью в качестве союзников. Отношения между аварами и входившими в возглавляемый ими каганат славянами и другими племенами понимал полководец Тиверий, который при заключении мирного договора с аварами предпочитал получить в качестве заложников детей не самого аварского кагана, а скифских князей. Он был уверен, что эти князья могут помешать нарушению мира, даже если бы этого хотел сам каган.
Тиверий имел в виду вождей тех племен, о которых сам аварский каган Баян говорил, что они по союзу следуют за ним, и в глазах которых он боялся пасть, в случае неудачи. В аварский военный союз входили не только славяне, здесь было много о кутригур, увлеченных аварами в их движении на запад. В  пределы Византии Боян направил 10 тысяч кутригур. О составе аварского войска можно судить по составу пленных, захваченных византийской армией во время одного из немногих удачных походов против них.

Хазария, Хазарский каганат – крупнейшее раннесредневековое государственное объединение Юго–Восточной Европы, существовавшее со второй половины VII в. до середины X в. и долгое время занимавшие доминирующее положение в регионе. Создателями этого государства являлись хазары – тюркоязычный народ, появившийся в степях Восточной Европы в VI в. Среди народов каганата были барсилы, баланджары, савиры, булгары, аланы. Хазары держали в своем подчинении славянские племена, а также волжских булгар. Древний политический центр государства известен под названием Беленджер на территории современного Дагестана. Какое–то время столицей каганата являлся Семендер. В результате арабо–хазарских войн столица переносится в город Итиль на Нижней Волге.
На востоке Хазарское царство  достигало Хорезма, то есть включало все степи Южного Приуралья, на юге пограничным городом был Дербент, где стена отделяла от хазарских владений Закавказье, на западе хазарским был не только весь Северный Кавказ, но и степи Причерноморья вплоть до Карпат. В этих владениях обитали подданные хазарского царя – камские булгары, мордва–черемисы, вятичи, славяне–поляне.

Вначале хазары жили дружно с Булгарским государством. Во главе хазар стояли среднеазиатские булгары, а хазарские каганы также избирались из старинного булгарского царского рода Син или Афшин (то есть «род Волка»). Центром своей орды хазары сделали булгарский город Итиль. Булгарские цари платили хазарам дань за то, что хазары защищали от набегов врагов южные и восточные границы Булгара. Нередко булгары помогали хазарам в их войнах, и в такие годы хазарские каганы дань с Булгара не брали. Фактически обоюдовыгодный союз Булгара с Хазарской ордой просуществовал до середины VIII в. Вместе с хазарами булгары разбили армию арабов, пытавшуюся завоевать Северный Кавказ.

Ал–Андалуси сказал мне:

– И отправился я по морю к стране хазар. И прибыл к огромной реке, которая больше Тигра во много–много раз, она будто море, из которого вытекают большие реки.
И на ней находится город, который называют Саджсин, в нем сорок племен гузов, и у каждого племени – отдельный эмир. У них, гуззов, большие дворы, а в каждом дворе – покрытый войлоками шатер, огромный, как большой купол, один вмещающий сто и больше человек. А в городе купцов разных народностей и чужеземцев и арабов из Магриба – тысячи, не счесть их числа. И есть в нем соборные мечети, в которых совершают пятничное моление хазары, которых тоже несколько племен. А в середине города живет эмир жителей Булгара; и вокруг нее живут Булгарцы. И есть еще соборная мечеть, другая, в которой молится народность, которую называют «жители Сувара», она тоже многочисленна.
А между Саджсином и Булгаром по этой реке надо плыть сорок дней.
А Булгар тоже огромный город, весь построенный из сосны, а городская стена – из дуба. А вокруг него без конца всяких народов, они уже за пределами семи климатов. Когда день длинный, то длина его двадцать часов, а ночь – четыре часа. А когда наступает зима, длится ночь двадцать часов, а день – четыре часа.
А летом в полдень жара у них сильная, сильнее, чем во всем свете, а вечером и ночью воздух холодает, так что нужно много одежд. Я постился там в месяц рамадан летом, и нарушил пост и забирался под землю в помещение, в котором была вода, выходившая из земли. А холода зимой бывают очень сильные, настолько, что раскалывается дерево от жестокости мороза. А царь в это время сильных морозов выходит в походы против врагов и уводит в плен жен их, их сыновей и дочерей и лошадей. А жители Булгара – выносливейшие из людей в отношении мороза, потому что пища их и питье по большей части из меда, мед же у них дешевый.

Мухаммад Абу Хамид ибн Абд ар–Рахим ал–Гарнати ал–Андалуси – арабский путешественник, проповедник, миссионер, в  XII в. написал  книгу «Исторические летописи и заметки о Волжской Булгарии и чувашах».

В VIII в. – начале Х в. между Хазарией и Византией шла борьба за Таврику. Однако кроме крымских владений Феофан Исповедник («Хроника»)  и патриарх Никифор («Бревиарий») упоминают лишь приазовских булгар как хазарских данников: «Из глубин Берзилии, первой Сарматии, вышел великий народ хазар и стал господствовать на всей земле по ту сторону вплоть до Понтийского моря (в северо–восточном Причерноморье). Этот народ, сделав своим данником первого брата, Батбаяна, властителя первой Булгарии, получает с него дань и поныне».

Когда мы с конем Кеме очутились в  VIII в., внешний мир переживал свои судьбоносные события.
 

В период 593–602 гг. булгарами правил Албури Аспар Аскал, старший сын Аскал–Кельбира, которого некоторые летописцы путали с отцом. Он был из династии, правившей Кара–Сакланом.   В 602 г. его ставка Ази–Улаг находилась на реке Аспар в районе будущего Румынского города Яссы. В том же году глава булгар Аварии Ялчек или «Апсих» (его отцом был сын Боян–Чельбира Атрак, также возглавлявший булгар Аварии) – по приказу Аварского Кагана (желавшего подчинить Булгарский бейлик) – атаковал ставку Албури. Во время этого нападения нечаянно погибает, попав под лошадь, слепой Албури Аскал. Поставить послушного Ялчека во главе Булгарского бейлика аварам не удалось.
Сын Ялчека Кабар в 630–х гг., когда началась гражданская война в Аварии, увел часть своих Булгар в Алтынбаш (Италия). Жена Алвара – Акжан, мать двух его известных сыновей – Курбата («Кубрата») и Шамбата – была из рода Кюнграт (ее предками были кашанские правители и Тюркский Каган Иджим – «Истеми»). Оставшись с двумя малолетними детьми, она отправила их на воспитание ко двору Византийского императора в Константинополь.

В 602 г. царь Алвар Аскал (577–602 гг.), при котором главной ставкой булгарского тархана было уже поселение Аскал, объявил о полной независимости своего тарханства от Аварского каганата.
Но брат Алвара – Апсих (по прозвищу Авар) с частью трансильванских (улагских) булгар остался верен аварам.
 По легенде из «Летописи Джафара», в 618 году обезумевший аварский хакан позвал к себе Албури будто бы для переговоров на реке Бурат (Прут), и вероломно казнил его в своей ставке за нападение анчийцев на авар. Хотя, на самом деле, тогда авары сами напали на галиджийских ульчийцев и угнали их скот. При этом несколько авар было убито оборонявшимися анчийцами, что позволило сардару авар выдать себя за жертву ульчийского нападения. Перед поездкой Албури к хакану,  Бу–Юрган увидел во сне кусок красной материи, в которую заворачивали покойников асы, и наконечник копья. Проснувшись, он в тревоге сказал брату: «Тангра сделал меня бояром и явил мне во сне знаки несчастья: красную материю для покойников и наконечник копья, на который насаживают головы убитых. Это указывает на то, что тебя в ставке хакана ждет смерть. Не езди туда!». Албури не послушал его и погиб. А народ признал Бу–Юргана бояром или аскалом, то есть прорицателем.
Однако новый бек – младший брат Алвара Бу–Юрган (Органа) сохранил независимость Булгарского тарханства при поддержке Византии, союз с которой заключил еще Алвар. В 619 г. Бу–Юрган для закрепления этого союза принял с частью булгар греческое (православное) христианство в византийском городе Кряшен (Корсунь, Херсонес). С той поры булгары называют православных булгар «кряшенами».
Этот шаг Бу–Юргана вызвал недовольство большинства булгар–тенгрианцев, и Бу–Юргану пришлось уступить власть в тарханстве старшему сыну Алвара – тенгрианцу Курбату (Кубрат).

До VII в. хазары занимали подчинённое положение в сменявших друг друга кочевых империях. В 560–е гг. оказались в составе Тюркского каганата, и после его распада в середине VII в. создали собственное государство — Хазарский каганат (650—969 гг.), который стал одним из самых долговечных кочевых объединений в этом регионе.
При распаде Тюркского каганата образовалось несколько союзов — аварский, хазарский и булгарский каганаты.