Волжский царь. Глава 18

Борис Рябухин
Волжский царь. Глава 18

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ТОРЕ

Здесь пора рассказать об основных законах Торе («тенгрианстве»), которые, как видим, иногда нарушались самими правителями Булгарии.

Михаил Башту  сказал мне:

– Кул Гали и Гази–Баба сообщили об основных законах Торе. Я их записал, по воле Кансюбиги Урус–югур Айдара в городе Башту.  Вот некоторые из них.

Тех мужчин и женщин, которых уличили в обругании Торе, прелюбодеянии, воровстве казенного и общественного имущества, воинских и стреноженных лошадей, насилии и разбое, привязывают к сарманам, разрубают на части, а части развешивают на березе (осине).
Чужеземца, хулящего Торе, привязывают к лошади и гоняют ее до тех пор, пока хулитель не умрет. А чужеземца, совратившего булгара на  почитание чужих духов, лишают носа и ушей, избивают и изгонят из державы.
Если какой–нибудь властитель или боян тайно примет другую веру, то его казнят. Если простой булгар примет другую веру и скроет это, то его лишают имущества, носа, ушей, избивают и изгоняют из рода. Если любой булгар открыто примет другую веру, то лишается всех званий, всего имущества и перестает быть членом рода, но не изгоняется из рода и не наказывается, как бесчестный человек.
Юрганов (бюрганов) или кам–боянов, утерявших свою силу и уличенных в обмане народа, вешают на деревьях.
За измену государству казнят  не только виновного, но и его ближайших родственников.
Каган кан–сюбиги (царь),  капаган  или караган (глава правительства), багыл–тархан или инал (предводитель знати) и эщергу багыл, исполняющий обязанности иджика или идика (верховного судьи) избираются на великих кинешах. Перед великими кинешами все роды примыкают, по своему желанию, к четырем великим родам – барынджар (барын); ширак (ширин); кюнглы–аргын (хонские и сербийские роды); маджар–эсегел – возглавляемым избранными ими турунг или туджунг – абыями  или абызами.
Число багылов и баганынов – участников великих кинешев – не должно превышать  500, и все они получают звание буляр. Число дворцовых буляр ограничено 30, а число внутренних или палатных буляр – 12. Они носят звания мэн–багылов (великих багылов).
Сыновья каганов или кан–сюбиги от наложниц не принадлежат царскому роду, а принадлежат родам своих матерей.
Податное население платит казне налог в размере двадцатой части всего имущества.
Кан имеет право взимать десятину с купцов, десятую долю праздничных подношений (абар), десятину за свое судейство, налог в размере двадцатой части всего имущества с людей своего юртлука.
Кулбии или улугбеки  (наместники кана) следят только за сбором курэнчеями канской доли (ак данга), а куштаны (уполномоченные капагана) следят только за сбором билемчеями государственной доли (кара данга).  Все они ездят по определенным дорогам и берут приготовленные данга на чункасах. Если данга не приготовлены в указанный срок, они имеют право сворачивать с дороги и брать положенные данга силой в присутствии турунгов.
За пределами ангыла судебные тяжбы разбирает иджик.
В любом случае должно вносить выкуп за невесту, даже если она увезена силой. Если при попытке похищения невесты был убит похититель или кто–то из его дружков, то за это никто не несет ответственности.
Положено перед битвой совершить моление Тангре, Биргюну–Карабагу и Кубару о даровании ими победы, возле установленных царском бунчуке и полковых билигах,  и с принесением в жертву людей, коней, баранов. Все клянутся храбро биться ради победы, готовы погибнуть от меча в случае бегства с поля боя. После молитвы бунчук, билиги и все воины окропляются Кельбиром водой, дабы Тангра и его духи даровали войску силу победить. После победоносной битвы положено также совершить благодарственное моление и жертвоприношения.
Воин, проявивший неуважение к своему оружию, лишается его.
Воины, прибывшие на сбор не в полном вооружении, не выполнившие приказ или побежавшие с поля боя, казнятся военачальником.
Дом считается добычей того воина, который первым вонзил в его стену свое оружие – копье или другое оружие.
Тела погибших великих воинов врага нельзя класть в землю, так как их души останутся на отчей земле и будут мстить. Их тела надо либо сжигать – тогда они никогда не возродятся, либо вешать на деревьях, а из их черепов делать чаши и пить из них – тогда Тангра возродит их и вольет их силу и отвагу в мышцы и души победителей.
Пленные не подлежат уничтожению. Но если враг совершил преступления – за это могут быть наказаны и военнопленные. А если среди военнопленных обнаруживаются простолюдины, то таких отделяют от остальных военнопленных, и сажают на кол или сваривают в котлах. Также поступают и с вожаками разбойников и разбойничающими воинами врага.
Убийца выдается родственникам убитого, и те сами решают, убить его или позволить ему выкупить свою жизнь. Если родственники убитого простят его и разрешат ему выкупить свою жизнь, то убийца–мужчина выкупает ее или за 1000 овец, или за 100 верблюдов или за 300 лошадей, а женщина – за вдвое меньшее количество скота. Точно также наказывают  за членовредительство – членовредитель либо лишается такой же части тела, либо выкупает ее с согласия пострадавшего.
Если кто–то умер от отравления или порчи, то с отравителем и виновником  порчи разбираются, как с убийцами. Если отравление или порча не привели к смерти, то виновные должны заплатить ур  (дань, выкуп, штраф, налог) пострадавшему сообразно его положению. Если ур не выплачивается, то взыскивается с родственников виновного, а также  уничтожаются средства отравления или порчи. Если они были произведены посредством вина, то уничтожается виноградник, если посредством мяса, то уничтожается скот.
Убийцы своих родителей, ближайших родственников, властителей и боянов, не прощенные родственниками убитых, привязываются к перекладине ворот и расстреливаются стрелами, после чего кладутся в ящики и опускаются на дно реки или другого водоема, дабы грех подобных убийств был смыт священной водой.
Юрганов, чужеземцев, безродных рабов, самоубийц и тех, на кого, по воле Тангры, указал Кубар, хоронят вне кладбищ. Тела нечаянно погибших юрганов вешают на деревья, а к  ветвям подвешивают птичьи крылья, с которыми их души полетят на небо. Для умерших юрганов и для тех, на кого указал трезубец Кубара, вне кладбища делают на деревьях ег–кэпэ (помост из досок) и на этот ег–кэпэ ставят ящик с телом и запасом пищи и питья. Если деревьев нет, то ящик кладут на столбы. Рядом также вешают  на деревьях или  столбах крылья и изображения птиц.
Укравший возмещает украденное в десятикратном размере. Если он не в состоянии возместить это, то плата берется с его ближайших родственников.
Если вор попадется с поличным в первый раз и поклянется больше не воровать, то с него берут установленную плату. Если  попадется второй раз, кроме  установленной  платы, его лишают носа, ушей и избивают  как бесчестного человека. Если вор попадется в третий раз, то берут с него установленную плату и ломают ему обе ноги.
Если нанесен ущерб купцам или людям управления, а виновные скрылись, то ответственность за преступление несут багылы и народ той местности, где совершено преступление.
Если кого–либо уличат в наговоре, то он будет наказан за то преступление, в котором пытался обвинить невиновного.
Если умирает хозяин, не имеющий взрослых детей, то его малолетние дети и имущество передаются его отцу  до их повзросления. Если отца нет в живых, то дети и имущество передаются брату умершего, а жены умершего становятся женами его брата.
Беременная женщина избавляется от наказания. Женщина, имеющая детей, при разделе имущества получает не только свою часть, но и часть на детей. Отцы у детей могут быть разными, а мать одна. Пусть дети не забывают этого и кланяются матери прежде, чем поприветствуют отца.
Если какой–либо чужеземный правитель не выдает державе булгар ее подданных, скот и имущество, то кан имеет право забрать это силой в набеге сразу после получения отказа в выдаче.
Если кто–либо убежал из державы в другую страну, то за это казнят охранников того участка границы, через который бежали преступники.
Если кто–то пытается скрыть преступника и преступление, то он будет  подвергнут пыткам: его будут  бить, колоть,  подвешивать за ребро, опускать его руки и ноги в кипящую воду, а потом с него взыщут положенную за преступление плату.
Если кто–либо попытается избегнуть присужденного наказания, то его казнят.
Итересны законы  о  клятвенных договорах. Клятва, сопровождающаяся выливанием всей воды из какого–либо сосуда, означает клятву своей жизнью. Клятва  связыванием трех кож или сбором в кучу стеблей (веток) означает клятву жизнью всей семьи и детей. Клятва обрызгиванием чего–либо означает клятву обрызганным имуществом, которое, в случае нарушения клятвы, будет уничтожено по воле Тангры – Биргюном и Кубаром. Клятва взятием в руку горсти земли означает клятву благополучием своей земли. Клятва убийством собаки – это клятва жизнью всего рода, который, в случае нарушения клятвы, будет уничтожен злыми духами. Кстати, мочеиспускание в особых случаях, изображение других людей и существ в плохом виде  – это приводит к порче. Собака, убитая и закопанная на месте будущего поселения, будет охранять это поселение. Если договор, скрепленный клятвой при свидетелях, не был выполнен одним из договаривавшихся, то другой вправе обратиться к судье и, по решению суда, завладеть тем, чем клялся нарушитель – мирно или силой... Все это тоже отражено в законах Торе, как правила поведения на общественных сборах. 
По этим правилам все обязаны почитать Тангру, духов и их звезды, для чего проводить семь обязательных общественных сборов. Во время молений женщины всегда находятся отдельно от мужчин.  На великие моления кам–бояны не допускаются.  Пускай Чумар на севере, и в Нардуган – на юге хоны (воины) объединяются по 40 человек в джураши (военные союзы) и уходят из сел и городов в лесные Аудан–Дуло, степные Татыраны и горные Буртасы (места временного жительства джурашцев), где дают клятву Биргюну отомстить за смерть алпа Нардугана и живут осенью до воинских сборов (в ноябре, до Каз омэсе) и зимой до Сюрэна (в марте ) – но не менее 40 дней. В их тюбе им выплачивается требуемая ими дань, а если она не выплачивается – то они имеют право взять ее силой. Хоны–джурашцы (хон–турчи) носят маски и одежду кукеров (небожителей) – ведь они защищают тюбы от злых духов, которые могут отомстить, если увидят настоящее лицо. Старые воины уподобляются волкам и одеваются в волчьи, барсовые (тигриные) и медвежьи шкуры и буреки («волчьи шапки»), а молодые – в овечьи (козьи) и бычьи. Старые учат молодых, а молодые учатся у старых до получения молодежью буреков (одежды и прав старых).
Во время осенних (Чумар) и зимних (Нардуган) трапез и возлияний – ашняк (на которых особо чтятся Биргюн Аудан и Сабан–Джимеш или Аудан) запрещается женщинам нарушать уединение мужчин, а мужчинам – уединение женщин. Однако, несколько мужчин, с согласия и по выбору женщин, могут охранять в отдалении собравшихся женщин, а охранники либо изображают «сестер» и носят женские имена, либо изображают каких–либо животных. В это время разрешаются боевые схватки и тайные угоны скота с пастбищ небольшими силами, но без ненужного кровопролития, и за смерть в схватке никто не отвечает.
Все это не касается купцов, жизнь и товар которых всегда неприкосновенны.
Если ашняк происходит осенью, то зимой, в Нардуган, проводится только однодневный сбор дани джурэшцами. В разных местах Биргюна называют по–разному: Бай Тереком, Карабагом, Джамом, Кыш–Тарханом, Кермесом, Ауданом, Маром, Рыштау (Рустамом). Также по–разному называют других алпов, но молятся одинаково.

Мой златогривый конь Кеме сказал мне:

–  А Кыш–Тархан (Владыка Зимы) –¬ это Тайгас – алп зимы, морозов и горных перевалов, охраняющий священную гору духов и хранящий их мудрость. Принимал облик одногорбого верблюда. Передал Иджику мудрость алпов, которую им сообщил Тангра, что позволило Иджику создать мощное государство с совершенными законами.

Кыш–Тархан – сказочный Владыка Зимы, сын алп–бики Ашны (Атны) –покровительницы земледельцев,  и племянник Буляра – покровителя пастухов. Его первое имя – Елаур.
Есть такая легенда. Однажды волчица загрызла барана у одного пастуха, и тот пожаловался Буляру. Алп сделал так, что волчица угодила в западню, но Елаур с братом освободил ее. Разгневанный Буляр отнес мальчиков в безлюдное место и хотел здесь убить их, но журавли, любившие Ашну, своим внезапным криком напугали алпа и обратили его в бегство. Они же сообщили волчице о брошенных мальчиках, и та подобрала и выкормила своих спасителей вместе со своими волчатами. Когда братья подросли, то один из них влюбился в ворону и упросил Тангру обратить его в ворона Козгына, а другой – Елаур стал Владыкой Зимы – Кыш–Тарханом. Вороны (Козгын со своей подругой) и повзрослевшие волчата стали служить Кыш–Тархану. Кыш–Тархан изображался с высокой островерхой волчьей шапкой (бурек) на голове, в шубе синего цвета и с посохом в руке, увенчанным серебряным полумесяцем. Человек, игравший роль Кыш–Тархана в нардуган, руководил сбором подарков – «пожертвований Кыш–Тархану». Считалось, что Кыш–Тархан спасает от гибели и приносит удачу в пути, на охоте и войне (в случае принесения ему жертв). Он разъезжал  на своих волках. Вороны сообщали Кыш–Тархану о жертвоприношениях, и он, если ему нравилось, посылал на помощь жертвователям своих волков и воронов.

Но вернемся к караматам.
Городские караматы (карамаджи) имеют  одинаковые стены в семь пролетов, трое ворот – восточных, северных и южных – в соответствующих пролетах, а на месте южных ворот – соединение пролетов. Возле уба возводят высокую башню – Истанбулган (Истамбулган) или Искель («Башня Свято–Царского Города»). На стенах караматов  изображают знаки Тангры в виде  первого алпа Биргюна, алпа Сабана Субаша Мардукана (Нардугана), алпа Кубара, в виде семиконечной звезды – тамги Иделя.

Вот  как Гази–Баба описывает  караматы. Наиболее красивые ворота, деревянные столбы которых украшены искусной резьбой, находятся с восточной стороны. Справа от восточных ворот строились башни, в которые вселялись всевозможные Бараджи –  Ельбегены, Алабуги, Леугены, Атрячи, Кюнгоши, Симбиры. Полагали,  что они охраняют  караматы от нечистых сил и святотатцев. Интересны  изображения этих Бараджев: некоторые имели головы быков, другие – петухов, тигров, собакорлов. В Буляре караматы находились на холме Балын–Касэ или Джерем–Шан, в слободе Тытъяк, на месте Джурдизэ.
Несколько отрывков сохранилось в описании Гази–Бабы алфавита дунайских булгар. Народ  улаг–булгар, как сообщили кара–бурджанские посланники Маркар Каратун и Арслан Тертер, раньше пользовались знаками кельбиров, которые иногда называли  тюркскими или туранскими. Но туранскими называли и знаки кашанцев, которыми пользовались некоторое время в Бурджане, хотя писались они одинаково –  справа налево, как и арабские знаки. Потом, когда бурджанцы перешли на язык крещеных сакланов, они первое время писали по–саклански знаками кельбиров или кряшенскими (греческими) буквами. Наконец, по воле Всевышнего, Баксан Куштан создал для всех бурджанских булгар новые знаки – чтобы не было различий в написании. Из книги бия Маркара о Булгарских письменах сеид Мохаммед–Гали выписал буквы и некоторые слова бурджанцев. Бурджанские булгары часто сокращали слова и буквы в словах

*

А в мире шли Византийские войны со славянами и аварами. Полководец Приска наступал на славян и аваров. Византиец Феофоан сообщает: «В 590 г. воевода Приск прибыл во Фракию и пошел к реке Истру в Новы. Каган, узнав об этом, отправил послов, спрашивая о причине нашествия. Приск отвечал, якобы он вышел поохотиться. Не следует, – возражал каган, – охотиться в чужой земле. Но Приск утверждал, что эта земля не чужая, напротив того презрительно обозвал кагана беглецом с востока. Тогда варвар разрушил стену Сингидона и напал на землю римлян. Узнав об этом, Приск переправляется на остров Истра, и на быстроходных лодках плывет в Констанциолу к кагану, желая с ним вести переговоры. Каган прибыл на берег реки, а Приск подошел туда на кораблике. "Какое тебе, Приск, дело, – говорил каган,– до земли моей? Или ты хочешь обманом отнять ее из рук моих? Будет Бог судить между мною и царем Маврикием. Взыщет из рук его кровь воинов римлян и воинов моих!" Приск отвечал: "Не один город римский покушался ты отнять у нас". Каган возразил: "Подожди немного, увидишь и полсотни римских городов в рабстве у варваров".
Приск, причалив на реке к Сингидону, осадил город, выгнал оттуда булгар и начал строить стену. Каган послал гонцов к Приску и, свидетельствуясь своими лжеименными богами, слагал на Приска вину за совершившиеся события. С наступлением зимы оба врага разошлись восвояси».


Следующий булгарский царь – Саба–Юрган или Су–Бюрган, Заберган, Катраг (531–563 гг.), сын Куштан–Бирмана. Правитель Булгарского бейлика, правил более 30 лет. Из–за того, что вел частые войны (особенно с Византией), был прозван Катрагом – «Беспокойным». Основал город Бирман, который сделал своей ставкой. Чтобы воссоединить обе части Иделя в 563 г. Саба–Юрган добровольно уступил власть в Булгарском бейлике Кельбир–Аскалу Тубджаку (сын Боян–Чельбира, служивший Саба–Юргану).
 
Из династии булгарских канов, правившей Кара–Сакланом, в 510–535–590 гг. на престоле был  Боян–Чельбир или Сандугач, Шан Талгау, Шамтолгау, Синдилх, Утрик, сын Банджа–Татры. Он был приглашен Бояркыз на службу в Ибер–Сэбэр (где получил в управление Чаллы–Бурджан), а вскоре после ее смерти возглавил Ибер–Сэбэр. Боян–Чельбир славился миролюбием, почему и получил прозвище «Утрик» – «Спокойный». Прожил 80 лет. Вошел в булгарскую историю, как великий поэт, музыкант и исполнитель. Он объединил древнебулгарские мифы и сказания (в том числе песни Кубана) в одно сказание «Шан талгау» («Сказание о Шане»), на основе которого  в 882 г. Микаиль Башту создал свою эпическую поэму «Шан кызы дастаны». За этот великий подвиг народ прозвал Боян–Чельбира «Сандугач» («Соловей») и «Шан Талгау» («Синдилх», по–гречески). Булгары ценили поэтическое творчество выше всех остальных дел, считая, что устами поэтов говорит Тангра. Чельбир  возглавлял народные моления Тангре.
В 563 г. Боян–Чельбир стал царем всего Иделя, но в 565 г. был вынужден признать свою зависимость от Тюркского каганата, и стал платить ему дань – «по шкурке соболя с каждого дома». Тогда же он провел подсчет податного населения. Сделано это было кашанским письмом и при помощи кашанцев, которых всегда было много на службе и в ставках идельских царей. Идельские булгары считали кашанских правителей булгарскими, и они сами не отрицали этого и находились в родстве с идельскими царями. Идельские правители во многом подражали кашанским правителям. Влиятельная и развитая булгарская бюрократия кашанского (сагдакско–уйгурского или «хорезмийского») происхождения воспрепятствовала принятию булгарами христианства, а также препятсвовала принятию византийской чиновной системы в IV–VIII вв.

Следующий правитель булгар  Аскал Кельбир (Алвар) или Тубджак (563–593 гг.) был сыном Боян–Чельбира. Находясь на службе Эчке–Иделю, где правил его отец, управлял Эскелем и воевал в Тубджаке (Казахстан) – в союзе с аварами – против войск Тюркютского каганата. Когда тюрки продвинулись к границам Эчке Иделя,  отец, опасаясь за его жизнь, отправил его в Булгарский бейлик к Саба–Юргану. К нему  Аскал еще раньше неоднократно приезжал – как посланник Эчке Иделя. В 559 г. Саба–Юрган передал ему – в качестве подарка Боян–Чельбиру – часть византийской добычи. Но Боян–Чельбир вернул сокровища византийцам, так как  нуждался в союзе с Византией для борьбы с непостоянными в дружбе аварами и тюрками. В 565 г. он признал свою зависимость от аварского каганата и стал платить ему дань (из–за нежелания признавать более тяжелую зависимость от тюрков), но при этом получал еще большую дань с Византии,  желавшей, чтобы ладивший с ней Тубджак и дальше прикрывал от авар ее границу.

Во второй  половине I тысячелетия н. э. происходит процесс объединения южных племен Северо–Западного Кавказа (санигов, апсилов, абазгов).
В IV в. оформилось племенное объединение Лазика (Абхазия и часть Западной Грузии). К началу VI в. образовалось Абхазское царство, которое в VII–VIII вв. простиралось к северу. Вообще процесс формирования адыгейской и абхазской народностей шел длительным путем.
Кроме того, Кавказ, особенно Закавказье, с древнейших времен был связан с Ираном и иранской культурой. Предметы иранского экспорта проникали при Сасанидах на Северный Казказ, в Аланию.


А прочий  мир продолжал жить своими заботами и свершениями.

В 434 г. был заключен мирный договор между гуннами и Византией, разгромлено  гуннами Боспорское царство. В это же время умер хан Ругила и началось совместноое правление Гуннской империей Бледой и Аттилой.
В 439 г. гунны взяли г. Карфаген в Северной Африке. Около  440 г. кельтские племена возвратились из Руси в Шотландию и Ирландию. Несколько раз гунны вторгались в пределы Восточной Римской империи, на Балканы. Акациры были разгромлены  гуннами, а англосаксы завоевали Британию.
В 449 г. состоялся Монофизитский собор в Эфесе, а через два года  IV Вселенский собор в Халкидоне осудил ересь монофизитов.
В 450–457 гг. императором Восточно–Римской империи был Маркиан. Происходило переселение сербов и хорватов из Галичины на Балканский полуостров.
В  битве при реке Недао в Паннонии гунны были разбиты и ушли в Причерноморье: мощный союз распался. Попытки гуннов прорваться на Балканский полуостров  потерпели неудачу.
В 455 г. Рим взяли вандалы под начальством короля Гейзериха. Гунны вели  войну с Восточной Римской империей, когда императором Восточной Римской империи был Лев I (457–474 гг.).
В 457–534 гг. образовалось Бургундское королевство в Галлии. В 460–480 гг. Киевским князем  был  Лебедян–Славер. В 470 г. произошло основание г. Праги и Чешского родо–племенного союза. 
В 476–493 гг. королем Равеннского королевства был Одоакр. В 480–500 гг. правил  князь Киевский Веренз Влик из Велеграда.
В 481–768 гг. существовало Франкское королевство при династии Меровингов. Королем франков был Хлодвиг. Франки завоевали северную  Галлию до Луары.
В 474–491 гг. императором Восточной Римской империи был Зинон. Императором Восточной Римской империи стал Анастасий I Дикор. Низложен последний император Западной Римской империи Ромул–Августул. Произошло падение Римской империи после ее почти 500–летнего владычества.
В 493 г. произошло убийство короля Одоакра Теодорихом – королем остготов Теодорихом Великим. Предводитель остготов Теодорих, сын сподвижника Аттилы, остготского короля Теодимира, победивший Одоакра, стал в 496 г. первым христианским королём готско–римского королевства остготов. В этот же время произошел  набег славян на Фракию. В 493–554 гг. существовало  королевство остготов в Италии.
В этом же году завершается Вавилонский талмуд. В Месопатамии при католикосе Бабее утверждается несторианство в г. Ктезифоне. Началось  вторжение славян на Балканский полуостров. Франки вытесняют вестготов из Аквитании.
В 513–517 гг. вспыхнуло восстание в Византии под руководством Виталиана, внука бывшего императора Аспара. В нем принимали участие не только греки, но и анты, готы, гунны. Виталиан трижды осаждал Константинополь и дважды получал дань, но свергнуть императора–монофизита не смог. В конце концов, Виталиана разбил македонский военачальник Юстин, прогнал остатки его войска за Дунай, а сам захватил императорский трон и был императором Византии в 518–527 гг.
В 518–527 гг. правил император Византии Юстин I., а в 527–565 гг. – император Юстиниан I. При нем шло строительство на Дунае укрепленной линии с 80 крепостями против набегов славян. В это время  Византия вела войны с вандалами в Северной Африке,  и Вандальское  королевство завоевал полководец Велизарий. Византия вела также войны  с остготами в Италии и  завоевала Остготское королевство. В ходе Готской войны (536—555 гг.) армии византийского императора Юстиниана уничтожили государство остготов в Италии.
В 537–544 гг. был сделан перевод Священного Писания на гуннский язык священником Кардостой в г. Диарбекир. К VI в. предпринята попытка крещения приазовских гуннов во главе с князем Гродом; гунны возмутились, убили Грода и поставили своим вождем брата его Муагерия. В 538 г. освящен храм св. Софии в Константинополе. В 540 г. Велизарий взял  Равенну. А славяне подступили  под стены Константинополя.
В 540–620 гг. князь–патриарх поляков Лех основал г. Гнезно. Юстиниан I завоевал Абхазию и распространил там христианство. На Дунае появился  ложный Хильбудий, и произошло его разоблачение. Киев  был захвачен готами Триедория. Анты ввели войска в г. Тирас на Днестре. Произошел исход части славянского населения из Киевской Руси в земли, где расположены Польша и Германия. Произошли  нашествия славян на Мезию, Фракию и Иллирию.
В 550–х годах  Иордан в Равенне написал хронику «О деяниях гетов». Состоялся V Вселенский собор в Константинополе. О народе «хрос» на Дону упомянуто в «Церковной истории» Псевдо–Захария Ритора. Произошли битвы русов с готами, которые жили между Доном и Северским Донцом. Гордыня разгромил готов у Киева.
В 560–х годах византийским императором Юстин II завершено строительство Дербентских стен. Киевским князем был Скотень Бравленович. Шли славяно–аварские войны. Авары начали войну с Византией. Хан Боян послал на Византию 10 000–ное войско кутригуров. Но кутригуры и славяне потерпели поражение  под Константинополем. Авары вторглись во Фракию, но были отбиты. Только в 573 г. авары принудили Византию заключить с ними мир и выплачивать ежегодную дань. Однако мир был недолговечным. Авары непрерывно увеличивали свои претензии и опустошали балканские провинции империи.
В 570–632 гг. жил арабский пророк Мухаммед, основатель ислама.
В 570–е годы  хан Западно–Тюркютского каганата хан Истеми завоевал Северный Кавказ и вскоре вышел на Боспор Киммерийский, покорил аланов и утигуров. А его сын Турксанф захватил Пантикапей и вторгся в Крым, но вскоре был вынужден уйти оттуда. Истеми–хан умер, а его потомки пополнили ряды булгарской знати.  Хан Боян продолжал наращивать свои завоевания в Европе. Тюрки захватили Таманский и Керченский полуострова. А сын Истеми – Турксанф завоевал Крым.
После победы над эфталитами каганат потребовал у Ирана дань (откуп), которую тот выплачивал за ненападение эфталитам. Хосров отказался, и тогда тюрки двинулись на Иран. Менандр Византиец писал, что они подошли к иранским границам в Джурджане, в прикаспийском Предкавказье, и наткнулись там на мощные укрепления. Это был, очевидно, только что выстроенный Дербент. Пройти на иранские земли тюрки не смогли и поэтому заключили с Ираном мир. В предкавказских степях они впервые встретились с хазарами. Арабский ученый Табари в своей «Истории пророков и царей» писал, что после победы над эфталитами тюркский каган Синджибу (Истеми) покорил б–н–дж–р (булгар), беленджер и хазар и только после этого осадил Дербент. Отступив от Дербента, тюрки подчинили алан и утигур. Властителем этих вновь приобретенных западных территорий стал сын Истеми — Турксанф. В 576 г. он начал войну с Византией с целью захватить ее закавказские владения.