Волжский царь. Глава 16

Борис Рябухин
Волжский царь. Глава 16

КНЯЗЬ КИЙ

В городке Киевце Дунайском руссы чувствовали себя неспокойно: нападали на них то готы, то римляне; а порой булгары с шумом проносились мимо с многочисленными стадами коней. Князь Кий позвал на помощь войска своих союзников: борусов из Русколани, русов из Тираса и Сурожи. В долине Дуная, недалеко от Киевца, произошла битва с готами. Готы были наголову разбиты. Но врагов не убывало.
И князь Кий решил уйти из Киевца. Вдоль Тиссы до ее верховьев князь Кий шел  14 лет до  Княжгорода–на–Роси. Кий решил остаться здесь  со своими  людьми  на горах  Куян–Тяу, которые стали называть Горами Киевскими. Они имели  ключевое положение на Среднем Днепре, обеспечивающее господство вначале скифов–пахарей, а затем полян. Этот укрепленный город еще праотец Орь построил на Киевских горах и назвал его Сурьяград, где русичи приносили свои жертвы богам.
Неслучайно в IV в. гуннский царь Баламбер перенес сюда столицу своего государства Идель из Поволжья на берег Днепра, в город Кан–Балын (будущий Киев), где и скончался в 378 г.
Князь Киевский Сережень правил в 500–510 гг. А князь Киевский Свентояр Сереженевич правил в 510–543 гг. Его выбрали на вече Русколань и Боруссия.

Есть мнение, что  Кий был выходцем из Хорезма (настоящее его имя — Куйа). После переселения части хорезмийцев–мусульман в Хазарию, где они расселились по границе государства, Куйа стал вазирем Хазарии, эта должность после его смерти досталась его сыну — Ахмаду бен Куйа.
Титул вазира имел командующий постоянной наемной армией хазарских правителей. Арабский писатель X в. ал–Масуди в своей книге «Muruj aldahab» (около 943–947 гг.) пишет следующее: «В этой хазарской стране мусульмане являются преобладающей силой, потому что они составляют царскую армию. Они известны в этой хазарской стране как арсии (al arsiya), и они пришельцы из страны Кваризм (Хорезм). В древние времена, вслед за появлением ислама, появились в их стране засуха и мор, и поэтому они пришли к хазарскому царю. Они были людьми сильными и смелыми, и хазарский царь полагается на них в своих войсках. Они остались жить в его стране на определенных условиях... Кроме того, им принадлежала должность визиров. В настоящее время (как и обычно) вазир один из них. Его имя Ахмад б. Куйа».

В 499 г. произошло вторжение булгар во Фракию и Иллирию.
В это время к восточным гуннам прибыл епископ Кардоста. Произошло восстание иранских огнепоклонников под руководством Маздака. В 515–517 гг. было нашествие гуннов на Армению и Малую Азию. Идельское войско во главе со старшим сыном царя – Ас–Тереком, составленное преимущественно из нижневолжских булгар – сувар (савир), захватило Арман (Армению) и почти всю Малую Азию. Местом поселения колонии булгар в Армении назван Басен Безлесный, у греков Фасиан, нынешний Пасин, находящийся в пределах Турции в верховьях р. Аракса. Местное тюрко–булгарское население всемерно помогало своим соплеменникам.
Но в том же, 516 г. в Казахстане произошла встреча войска Тюркутского каганата, образованного среднеазиатскими булгарами–тюрками («ерми–гермихионами»), и булгарского отряда другого сына Буляка Джамбека (Тамья–Тахана). Среднеазиатских тюрко–булгар принято называть тюркутами – для отличия их от идельских тюрко–булгар.
 Тюркюты от имени своего царя–кагана потребовали от  идельского царя заключения союза с каганом и уплаты им дани «за их ненападения».
Вслед за этим тут же восстали подвластные Иделю казахстанские кыргызы.
На них перешло булгарское название первых хозяев Казахстана – кыпчаков–скифов, которых тюркюты прельстили более низкой данью. В таких условиях Буляк предпочел заключить союз с каганом и согласиться на уплату дани тюркютам, а свое главное войско вывел из Малой Азии и Армана в Казахстан для подавления кыргызского мятежа. Довольные тюркюты  не помешали идельцам подавить восстание кыргызских кыпчаков.
Барджильский шах Курбат (Кавад) пригласил Буляка  в Персию для участия в походе на арьякцев (армян) и пообещал за это передать Джилки область Дяу–Хонджак (Карабах). Джилки доверчиво согласился, но был коварно убит людьми Курбата,  вместе с большей частью своей дружины. Перед смертью Джилки завещал своим родным отомстить барджийцам (персам) за их коварство. Однако двое двоюродных братьев Джилки – Ширак Хазар (с тысячью воинов) и Колын (с 3 тысячами воинов) перешли на персидскую службу и были через некоторое время отпущены.

В эти годы правил царь Буляк–Булгар Джилки или «Болох» (520–522 гг.) из династии булгарских канов, правившей Кара–Сакланом, старший сын Банджа–Татры. Он был управителем Чаллы–Бурджанской (Предкавказской) части Ибер–Сэбэра. Родился он в год лошади (в 490 г.), почему получил имя Джилки («Лошадь»). Вначале брал дань с Византии и Барджиля (Персии) только для Чалап–бия, но затем, по настоянию жены – Бояр–кыз (Боарикс),  от которой он имел двух сыновей,  стал взимать для себя дополнительную дань с Барджиля. Этот потомок Кермека – идельский царь попытался в союзе с Ираном отвоевать у Византии часть захваченных причерноморских земель.


В 520–х гг. власть Чапан–бия и авторитет Ибер–Сэбэра ослабли из–за распрей среди сэбэрских беков. По просьбе Самар–би Чалап–би женил Курбата на своей дочери Минли–бике. Однако брат Чалап–бия – Курязбаши, бывший наместником Хорезма, умертвил сына Курбата и Минли–бики – Сэбэрджана, отомстив Курбату  за то, что в Барджиле другой сын Курбата Хусрау (Хосрой) казнил Субаша. Этот Субаш – барджильский вельможа – некоторое время вместе с Курбатом был заложником в Ибер–Сэбэре и принял тенгрианство («маджарство»). Вместе с Курбатом Субаш попытался ввести маджарство в Барджиле, но Хусрау сорвал его планы. Движение Субаша получило название «маздакизм». Чапан–бий был в это время уже смертельно болен и не смог помешать убийству Сэбэрджана. Но по просьбе Чалып–бия один из его сыновей – Бурджан – спас сына Сэбэрджан – Ибера, основавшего династию хорезмийских царей.


КИЕВСКАЯ РУСЬ

В 558 г. произошло образование Киевской Руси с Киевом во главе. Это  стало крупным событием русской истории. Оно подвело итог четырехвекового противостояния Руси и Рима, так как римляне хотели дойти до Днепра и Припяти и установить свое господство, но не смогли. Победа князя Кия была ответом на экспансионистские планы завоевателей. Киевская Русь стала объединяющим началом для большинства народов Великой Сарматии: таких, как готы, гунны, греки, скифы и сарматы, ярусланы, киммерийцы, булгары–кутригуры, даки, вятичи, радимичи.
В результате образовалось огромное союзное государство от Дона и Днепра до Лабы и Влтавы. Исходным пунктом была гавань Самбатас, или «Стоянка кораблей», на Днепре, возле Подола. Лодьи–однодревки либо груженные товарами, либо наполненные воинами в полном вооружении для похода, на юг отсюда  отправлялись в плавание. Экспедиция преодолевала 12 порогов, о которых писали древние авторы, в том числе и булгарские летописцы. Преодоление порогов – а это 65 км по реке – было возможным только во время весенних паводков, в течение нескольких недель, когда стояла большая вода. Суда русов шли по рекам на веслах или под парусом и перед порогами останавливались. Чтобы перебраться через пороги, или из одной протоки в другую, приходилось переносить лодьи на руках, или волоком по бревнам. Это делали команды, называемые по–булгарски «бурягами».
Князь Кий начал дело речного устроения и при нем Днепр стал подлинно русской рекой, Днепром Славутичем. В течение нескольких столетий этим водным путем пользовались русы, булгары, греки и норманны.

О том, кто такие русы,  говорят и русские былины
Русский эпос – былины – знает четыре наиболее древних образа, играющие первостепенные роли: Змей, Вольга–Волх, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
Змей является отцом Вольги, главного героя наиболее древней былины, сложившейся в языческие времена, с проявлением тотемизма. В этой легенде нашел отражение нормадический период развития Руси. Хотя зачатие и рождение богатыря происходит в Киеве, его деятельность не связана с определенной территорией.
Волх – единственный из богатырей былин киевского цикла – не имеет отношения к князю Владимиру. Он атаман дружины, которую обеспечивает всем необходимым. Его имя созвучно названию двух важнейших речных торговых магистралей: Волге и Волхову. Отцом Волха по легенде был князь Словен, основатель Новгорода. Отчество этого богатыря, Всеславич–Буслаевич. Вольга грамотен, знает иностранные языки, различные науки, владеет колдовством. В легендах, связанных с принятием христианства, Змей живет в Киеве (на Горе), возле реки Пучай (притокДнепра – Почайной), называется «Горынычем» и принимает черты внешнего врага. Однако к этому врагу сохраняется особое отношение: с ним можно вести переговоры и даже заключать письменные договоры. Нарушение договора со стороны Змея приводит к освобождению «полона» и решению спора мирным путем. Включение Щека – «змея» в число основателей Киева можно объяснить, живущим на «Горе» – Киеве колена Дан, эмблемой которого является змей. Становится понятным возникновение тотемического образа змея и  превращение его во врага, которого  можно победить с помощью «шапки земли греческой» (символизирующей христианство). Впоследствии этот образ переносится на этнического врага – половцев. Таким образом еврейские исследователи объясняют участие в  основании Киева местных евреев–иудаистов.
Происхождение имени четвертого основателя Киева – сестры Лыбедь в легенде нарушает фольклорную традицию. Имя «Лыбедь» созвучно с именем основательницы Праги – Лебуши и с названием района – «Лебедия», занятого венграми по пути на запад.