Ах, этот мне Париж...

Ирене Крекер
Кто ни хотел бы один раз в жизни, хоть одним глазом, увидеть Париж.  Я думаю, такой человек не найдётся на всём белом свете. Шестьдесят миллионов туристов посещают ежедневно этот кусочек земли,  столицу Франции, пронизанную особым шармом и обаянием.

«В Париж, в Париж... только в Париж,»  - ответил наш друг, когда жена спросила его, где бы он хотел отметить свой шестидесятилетний юбилей. Мужчины очень скупы на выражение чувств, но на этот раз произошло желанное и желаемое, объединившись в реальное и осязаемое...
 
Мечта о Париже жила и в душах друзей юбиляра. Недолго размышляя о возможностях реального действия, жёны заказали путёвки в русскоязычном турбюро, и сказка стала былью: две семьи, сплотившись идеей – отметить юбилей на Елисейских полях, провели три недели  в тревожном ожидании исполнения намеченного.

Пришло время поведать  тайну:  друзьями юбиляра  являемся мы с мужем.  Отметить 60-летие где-нибудь вдали от дома  мы с подругой юбиляра наметили ещё летом, даже заказали на это время отпуска. Всё остальное произошло без нашего вмешательства. Я ещё раз убедилась в том, что  главное – постановка цели и желание, а остальное, если попросить Всевышнего, исполнимо в пределах разумного.

Путешествие началось в пятницу вечером. На электричке мы добрались до близлежащего города областного значения. Затем пересели в микроавтобус на шесть персон. Через два часа мы прибыли в город краевого значения, куда  ровно в полночь подошёл   двухэтажный автобус с пассажирами из северной и центральной части Германии: из Кёльна и Франкфурта на Майне, Штутгарта и Мюнхена, Висбадена и Бохума...  Для полного комплекта не хватало только нас, жителей юга Германии.  Мы не заставили себя долго ждать и,  заняв свободные места,  отправились  на крыльях мечты в Париж...

Французско-немецкую границу  мы пересекли  около часа ночи. Понимая, что впереди трудный день, заполненный экскурсиями, зная, также,  что нужно беречь  силы для  восприятия нового всеми шестью чувствами, мы залегли в своих креслах в надежде заснуть и отдохнуть в пределах возможного.

Экскурсовод оказался опытным, знающим и понимающим туристов. Он попросил предельного послушания  и чёткого выполнения его просьб и установок: «... в противном случае  невозможно будет  выполнить намеченную программу посещения достопримечательностей города».

Позавтракав и приведя себя в порядок в помещениях  последней перед въездом в город бензозаправки,  в восемь тридцать утра мы уже находились перед Нотр-Дамом, Собором Парижской Богоматери.   К великому нашему сожалению, в этот день во внутренние помещения мы так и не попали:  по техническим причинам, заключающимся в санитарно-технических  работах,  он с утра не принимал гостей. Экскурсовод, отличаясь необыкновенной  эрудицией, сумел нам так рассказать о  великим памятнике  искусства, что мы  простили городу эту неблагосклонную встречу.
 
Рассказом о романе Виктора Гюго « Собор Парижской Богоматери» и фактах, касающихся главного героя романа – звонаря Квазимодо,  гид не ограничился. Он увлечённо знакомил нас с историей Собора, построенного на месте христианской базилики, сменившей в своё время древнеримский храм. Его строительство было начато ещё в 1163-ем году епископом Морисом де Сюлли. Потребовалось около полувека, чтобы возвести фасад, хотя строительство башен продолжалось ещё столетие. Первоначальный облик собора постоянно менялся: разрушения, вызванные временем, людьми, трагедиями  войн – накладывали на него вековой отпечаток. 

Церковь хотели снести ещё во врмена Французской революции 1793 года. 
По официальной версии её спасло посвящение богине Разума, культ которой ввёл Робеспьер. Впоследствии она была освящена к моменту  торжественной  коронации  Наполеона I папой Пием VII в 1804 году. Реставрация собора осуществлялась Виоллеле-Дюком с 1844 по 1864 годы, а в 1871-ом году он чуть  не погиб от пожара.
По версии, высказанной нашим экскурсоводом, в своё время церковь была спасена именем Виктора Гюго, всемирноизвестного по роману «Собор Парижской Богоматери». Я всегда считала, что Квазимодо - литературный герой, лицо, вымышленное автором. Оказывается такой человек жил в действительности,  но  был звонарём колокольни Святого Якова. Мы посетили и это историческое место, отдав дань памяти писателю.

С именем Виктором Гюго мы встретились ещё раз в Музее французского скульптора Родена, где выставлены бюсты писателя, изготовленные художником. К сожалению, в музее не оказалось сведений, информации под скульптурами, картинами, брошюр или буклетов на немецком или русском, или других языках. «Французы - националисты,» - ответил на мой прямой вопрос наш русскоязычный гид. Объяснение нас не совсем удовлетворило, но мы его приняли без рассуждений. Что нам ещё оставалось...

Мне потребуется помощь знакомой француженки, чтобы перевести буклет на французском языке, взятый на прощание в музее. Отрывок из перевода предоставлю позже вниманию читателя.

Оказавшись на пятьдесят шестом этаже высочайшего  здания Парижа, я уже не скрывала своего восхищения перед открывшейся панорамой  города мировой культуры, раскинувшегося  50 на 70 тысяч  километров...

Через некоторое время мы уже на знаменитых Елисейских полях. Хоть на часок побывать здесь, это предел мечтаний жителей планеты. Это обширный район, простирающийся до западных границ площади Согласия.  Именно сюда были направлены наши взоры, когда мы задумывали нашу поездку. На  Елисейских полях встретить день рождения, да ещё юбилей - не каждому удаётся. Среди туристов, находящихся в нашем автобусе, таких счастливчиков оказалось сразу трое. Бурными аплодисментами было встречено в автобусе это сообщение.

С благоговением шли мы  вдоль проспекта, созданного ещё в 1667-ом году на месте осушённых болот. Тогда он имел название «Гран-Кур», а с 1709-ого года был переименован в Елисейские поля, которые от дворца Тюильри поднимаются к площади Звезды, в настоящее время  площади Шарля де Голля.

Проспект открывается скульптурной группой «Кони Марли». С этого места до Круглой площади  «Рон-Пуан» по обе стороны простирается прогулочный парк. Когда-то это был огромный салон Парижа, место встреч и жилой район для влиятельных и известных лиц города.

Елисейские поля не лишились и сегодня своей красоты и элегантности. Многочисленные модные магазины, дорогие рестораны, офисы крупных авиакомпаний, кинотеатры расположены друг за другом вдоль широких тротуаров, в любое время дня и ночи заполненных туристами, парижанами, не ошибусь, если скажу,  -  огромной многоязычной толпой.

Мы растворились в этой толпе. С ней занесло нас и в кафетерию, гда мы заказали по кружечке ароматного капучино со взбитыми сливками. Так скромно началось празднования юбилея друга, с которым судьба нас связала и породнила в годы становления и интеграции на новой родине. Он терялся, пытался остаться как всегда незаметным, не произносил лишних  слов.  Чувствовалось только, что он потрясён и взволнован  происходящим вокруг.

От площади Шарля де Голля лучами расходятся двенадцать артерий города. В центре площади возвышается знаменитая Триумфальная арка. В течение тридцати лет продолжалось её строительство. По воле Наполеона она посвящена Великой Армии.
Пилоны арки украшены барельефами. Один из них справа, обращенный к Елисейским полям, - произведение Франсуа Рюда «Марсельеза». Основные победы Наполеона запечатлены в верхних барельефах. Внутри Триумфальной арки находится небольшой музей, в котором хранятся материалы по созданию этого знаменитого памятника искусства. Нам посчастливилось присутствовать на смене караула  под Триумфальной аркой у  вечного огня на могиле Неизвестного солдата.

С Нового моста, по-французски "pont-neuf", являющегося одним из старейших мостов Парижа, нашему взору открылась прекрасная панорама Сены. Несмотря на название,  мост является старейшим в Париже. Строительство его началось ещё в 1578 году при Генрихе Третьем и закончилось в 1606 при Генрихе Четвёртом. Парижане сразу  же оценили его красоту и достоинства:  мост с его двумя громадными арками является как бы огромным балконом, перекинутым через реку. Это  до сих пор излюбленное место  прогулок и встреч местного населения.
Совершая одночасовую прогулку по реке Сене на пароходе, мы проехали под двадцатью двумя мостами. Где вы ещё такое  увидите!!!

Следующий день начался, конечно же, завтраком в форме бюфе. Французский завтрак отличался от немецкого своими кроусантами, пирогом с картофельной начинкой,  наличием окорока и йогурта особого вкуса. Кофе было в достаточном количестве. Это успокоительно действовало на нервную систему.

Наш путь сегодня в сторону Версаля. Автобус чётко к восьми часам, как и было объявлено вечером при прощании гидом, подкатил к дверям гостиницы. Около ста туристов, возбуждённые ожиданием новых впечатлений, заняли свои места.
 
Мы опять проезжаем теперь уже по знакомым улицам и проспектам. Экскурсовод ещё раз напоминает нам коротко о событиях, происходивших на улицах старого Парижа, знакомит с названием улиц,  площадей и  кварталов. Кстати, по номерам кварталов можно судить о материальном достатке жителей, об их социальной принадлежности, национальности и менталитете.

Мы проезжаем мимо  знаменитого Булонского леса.

А вот и Версаль... Знаменитый Версальский дворец...
Он расположен на юго-западе Парижа. Строительство его началось с небольшого охотничьего замка  в 1624 году по приказу Людовика XIII в ничем не приметной деревушке.  В дальнейшем он был реконструирован, расширен Людовиком XIV и с 1682 года стал его резиденцией. Он заменил в те годы Париж.
Сейчас здесь находится Музей истории Франции. Одиннадцать залов иллюстрируют время правления двух королей.

После посещения Версаля, по плану гида была пауза на обед. Вернувшись в центральную часть Парижа, автобус остановился на известной во всём мире улице Риволи. Она идёт параллельно реке Сене и соединяет Площадь Согласия с Площадью Бастилии. На участке, где улица граничит с Тюильри и Лувром, мы посетили несколько модных магазинов, многочисленные сувенирные киоски сопровождали нас в течение всего путешествия по городу. Как мы отметили, цены здесь на товары более высокие, чем в Германии. Мы не ставили перед собой цель что-нибудь приобрести во Франции, поэтому не забивали голову денежными вопросами.

Во время обеда в одной из столовых мы подняли рюмки с французским коньяком "Наполеон", привезённым из Германии, в честь  именинника. Нам показалось это своего рода символичным. Второй тост был произнесён как клятва: столетний юбилей, хоть одного из нас, отпраздновать в этой столовой на этой знаменитой улице, даже если не в этом составе. Имениннику мы пожелали достичь столетнего возраста в полном здравии, без нужды и под мирным небом.

Пришло время, когда мы оказались на площади около Лувра. Быть в Париже и не посетить Лувр - это преступление, это значит - ничего не увидеть. Чтобы напитаться его духом, нужно хотя бы часа три, переходя из зала в зал, с этажа на этаж, всматриваясь в картины знакомых художников, скульпторов, отыскивая с детства знакомые шедевры мастеров, не отвлекаясь на разговоры и поиски друг друга в толпе, проследовать, имея план в руке, несколько километров... Но без компетентного экскурсовода, рассказывающего, направляющего, думающего, восхищающегося, понимающего и знающего цену этим сокровищам искусства, можно просто утонуть в  море дива-дивного, художественного мастерства и таланта.

В начале поездки наш гид отметил, что нам, с одной стороны, повезло, потому что в первое воскресенье каждого месяца вход в Лувр - бесплатный. Но, с другой стороны, в этот день не проводятся  плановые экскурсии с экскурсоводами.  Я считаю, что нам крупно не повезло, что мы приехали в это особое воскресенье. Без живого путеводителя мы потерялись в Лувре в многочисленной и многоязыковой толпе. Слава Богу, что удалось не пройти мимо Венеры Милосской, Ники Самофракийской и преклонить колени перед Джокондой.

Я не ставила целью в моём коротком репортаже рассказать об исторической ценности всего увиденного. Я просто хотела помочь читателю окунуться в атмосферу этого необычного, изумительного по своей первозданности и своеобразию города.

Ах, этот мне Париж!.    

За эти неполных три дня экскурсий мы пропитались историей векового развития города и страны в целом. Хорошо, что постоянно рядом находился гид и автобус с двумя замечательными водителями, виртуозами своего дела. К середине второго дня мы валились с ног от усталости, но мужественно продолжали знакомиться с историей города и его достопримечательностями. Автобус колесил по улицам Парижа, как у себя дома. Картины дневного Парижа сменялись картинами ночного. Зрелище же ночного Парижа  ни с чем несравнимо, необычно и восхитительно.
   
Символом Парижа является Эйфелева башня. Она видна под любым углом зрения в какой бы точке города ты не находился. Она тебя или ты её сопровождаешь на протяжении всего времени проживания в Париже. Вплотную мы подъехали к этому великолепному памятнику архитектуры и искусства вечером третьего дня перед отъездом из города мечты и снов. Башня поразила меня своими размерами и уникальностью исполнения. Из слов гида мы узнали, что она была построена для Всемирной выставки в 1889 году в период промышленной революции, в годы прогресса и научных открытий.

В то время произошли и преобразования в архитектуре: стекло и сталь стали тогда новым строительным материалом. Они давали возможность сделать любое здание более лёгким, динамичным, современным. Башня названа именем создателя архитектора-инженера Густава Эйфеля. Она вознеслась не только над землёй , но и на небе необыкновенным силуэтом из металла, символизируя и предвосхищая будущее, залог силы и нескончаемых возможностей человека.

Впечатление от реальной встречи с монументальным произведением искусства - незабываемо. Эйфелева башня состоит из пятнадцати тысяч сваренных металлических конструкций общим весом семь тысяч тонн и высотой триста двадцать метров.   Башня имеет три уровня. Бары и рестораны, расположенные на каждом из  них,  дают возможность отдохнуть и насладиться своеобразной панорамой. В этом мы убедились воочию.

Увидеть башню в необыкновенно–мерцающем  свете среди темноты  – это тоже своего рода счастливый случай.

В половине восьмого вечера прямо от Эйфелевой башни мы отправились в обратный путь. Нас провожали  и  долго сопровождали огни фонарей, потрясающая иллюминация города и приподнятое настроение от встречи с прекрасным.

Изумительной силы впечатление от увиденного останется жить во мне  навсегда.