Волжский царь. Глава 15

Борис Рябухин
Волжский царь. Глава 15

КАВКАЗСКИЕ БУЛГАРЫ

В 463 г.  Идель распался на части: Кара–Бершуд (дунайско–украинская часть Иделя); Ак–Бершуд или Эчке Идель – «Внутренний Идель» (Волго–Уральская часть Иделя) и Эскель – «Сибирская часть Иделя» (Предкавказье относилось булгарскими летописцами то к Кара–Бершуду, то к Ак–Бершуду). Булгарские беки из рода хин–сэбэр овладели Ак–Бершудом и Эскелем. Хин–сэбэрских булгар остальные булгары называли эскелами, хинами, буртасами, кашанами, башкортами, сэбэрами.

Младший сын Атиллы – Кермек, Кернек или Бел–Кермек, Ирник, Ирнек, Хернах, Ирна,  из династии булгарских канов, правил Кара Сакланом в 463–489 гг.,  продолжил ветвь династии Дуло. Он был соправителем Иделя и правителем  Кара–Бершуда.
После распада Иделя на части Кермек, сохраняя высочайший титул кагана или кана (император, царь), объявил Кара–Бершуд Булгарским бейликом (княжеством). Сам он объяснил это так: «Я объявил свою часть царства Идель Булгарским бейликом для того, чтобы наши утерявшие единство и приунывшие люди не забыли имя своих отцов и дедов, великое имя булгар». В легендах его часто называют Маджаром – «Жертвенным» – за то, что он не начал братоубийственную войну с Булгарами–сэбэрцами ради восстановления единства Иделя, хотя мечтал восстановить единство всего царства. Кермек вырастил и воспитал сына Иллака Чалап–бия и по просьбе хин–сэбэрских беков отпустил его к ним.

Следующий царь Чалап (Чаллы)–бий или Байгу, Хин, Ибер–Сэбэр, Афрасиаб, Аудан (463–532 гг.), сын Иллака, был правителем восточных частей Иделя. Он родился в 442 г.,  прожил 90 лет. Очень любил соколиную охоту. Сэбэрские беки вначале провозгласили его правителем Ак–Бершуда, а затем и Эскела (Сибири). Объединив эти две восточные части Иделя, Чалап–бий стал называть их Ибер–Сэбэр (это название в иранских источниках приняло форму «Афрасиаб»). Очень скоро Чалап–бий подчинил Ибер–Сэбэру и Кашан (Среднюю Азию). Он вел успешные войны с барджильским (иранским) шахом Бараджем (Пероз) и был женат на сестре Бараджа – Самар–би.

Постепенно гунны исчезли как народ, хотя их имя ещё долго встречалось в качестве общего наименования кочевников Причерноморья. По свидетельствам готского историка VI в. Иордана, племена, раннее входившие в состав «гуннского» союза, освободившись от насильственного «союза» кочевников, взяли под контроль как Западную, так и обширную часть Восточной Римской Империи, поселившись во Фракии, Иллирии, Далматии, Паннонии, Галлии и на Аппенинском полуострове. Последний римский император Ромул Августул был сыном секретаря Аттилы, римского патриция Ореста. Свергнувший его в 476 г. с престола, первый варварский (германский) король Рима, по Иордану «король торкилингов», предположительно король тюрингов) Одоакр, предводитель германских племён герулов, ругиев и скиров, живших в долине Дуная, был сыном лучшего военачальника Аттилы, вождя скиров, Эдика (Эдекона).

Появившись впервые в 480 г. как союзники Византии, булгары в конце V в. – начале VI в. опустошают северные пограничные области империи: в 493, 499 и 502 гг. они неоднократно вторгаются в Иллирик, Мизию и Фракию. Так, «Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта» сообщает: « В том же 494 г., так называемые, булгары  вторгались в Иллирию и Фракию и возвратились назад, о которых никто до того ничего не знал».

После гибели Бараджа в бою с сэбэрскими булгарами (484 г.) Чалап–бий посадил на барджильский трон Балуса. А после свержения Балуса (Влас, Балаш) антибулгарски настроенными барджильскими вельможами, посадил на трон  сына Бараджа–Курбата (Кубрата) – Кавада (488 г.).  Чалап–бий помог Курбату разгромить арьякцев (армян) и урумцев (византийцев).  До 520 г. Кара–Бершуд подчинялся Ибер–Сэбэру, где хозяйничали сэбэрские беки. Но Чапан–бий делал все, чтобы это подчинение было не оскорбительным и необременительным для его кара–бершудских родственников.

Новый правитель Ружа–Джураш Масгут (489–505 гг.), сын Кермека от дочери масгутского бека Ружи, был назван Ружа. Этот правитель Кара–Бершуда правил 16 лет. Благодаря помощи сэбэрских беков он смог расширить свои владения на западе в ходе успешных войн с Византией. В 492 г., в год обезьяны, занял всю западную часть Дунайской Булгарии от Дуная до Кубар–Дара (Вардар, Македония). И  в память об этом в 492 г. основал на Дунае  город Бичин – «Обезьяна» (Видин).
За успехи в войнах получил прозвище Джураш – «Воитель, Дух Войны». Прославился как мудрый и справедливый правитель. Он знал родной – огузо–булгарский, немецкий, латинский, греческий, дунайско–булгарский («славяно–булгарский»), венгерский, иранский языки и «кам теле» (язык булгарских шаманов). Имел пятерых сыновей: Буляк–Булгара, Куштана (Бирмана), Айяра, Могера и Банджа–Татру.

В 505–520 гг. булгарами правил  царь Банджа–Татра Банант или «Мундо», Ас–Банджа–Масгут,  из династии булгарских канов Кара–Саклана, сын Ружа–Джураша. Он был правителем Булгарского бейлика (Кара–Бершуд) 15 лет. Всегда признавал Чапан–бия верховным булгарским правителем и был очень дружен с ним. Прославился воинственностью и необычайной храбростью в бою. В решающей битве в войне против Византии его тысячный конный отряд («банант») атаковал и опрокинул 15–тысячное византийское войско, после чего он получил также прозвище «Банант». Разгромленная Византия согласилась платить Кара–Бершуду огромную дань и уступила ему большую часть Балканского полуострова. После этого Татра восстановил единство Иделя, подчинив Ак–Бершуд и Эскель. Он был воспет в булгарском народном эпосе «Шан Талгау» под именем Тат–Ырана.

На его примере уместно будет сказать о том, что булгары могли отлично координировать свои усилия на огромном театре военных действий. Это подтверждает факт их участия в 514–515 гг. в авантюре Виталиана. Тогда на стороне Виталиана  выступили гунно–булгары, а гунно–савиры с другой стороны ударили по Армении и Малой Азии. Эти военные кампании поразительны  по своим географическим масштабам и количеству воинов. Данный факт сводит на нет поздние утверждения об отсталости кочевнической тактики булгар. Их военное искусство соответствовало современным требованиям и опиралось на громадный боевой опыт.
Военный опыт, приобретенный в войсках гуннов, затем в кавказских и закавказских войнах, набегах на Римскую империю, когда булгаро–сувары брали сильно укрепленные города и успешно противостояли хорошо обученным армиям, утерян не был. Кроме того, булгары обладали значительным опытом военно–инженерного искусства.
Неслучайно в 512 г. император Анастасий I  соорудил вокруг своего государства Длинную стену.

Примерно в этот же период времени гунн Амбазук (498–518 гг.), по одним источникам  владел Каспийскими воротами, по другим – Дарьяльским проходом. При нем гунны умело торговали с Византией и Ираном. Гунн Амбазук состоял в дружбе с византийским императором Анастасием I Дикор (по другим источникам – император Восточной Римской империи). Приближаясь к смерти, этот гунн предлагал Анастасию купить у него крепость, но тот отказался, не видя возможности там содержать византийский гарнизон. А когда Амбазук умер, эту крепость захватил персидский шах Кавад,  изгнав оттуда детей Амбазука.


В 50–е гг. V в. приморская часть Дагестана и Юго–восточная часть степей Предкавказья принадлежала гуннскому племенному объединению хайландуров (агуандур, вх'ндур, огхондор, оногур). Центральную часть Северного Кавказа занимали аланы, к западу от них располагались адыгейские племена.
Еще в первые века нашей эры грузинские цари не раз пользовались предками адыгов для пополнения своих войск. Грузинская летопись «Картлис Цховреба» сообщает о наличии джиков, то есть  предков адыгов, в составе грузинского войска при царях Грузии Азорке и Армазели в 87–107 гг. Эти правители призвали себе на помощь против армянского царя Арта–шана горцев Кавказа, в том числе и предков адыгов. Царь Фарсман (116–140 гг.) становится во главе кочевых орд Северного Кавказа и вторгается с ними в Мидию, Парфию и Армению.

На Тамани и прилегающем к нему Черноморском побережье обитали готы–тетракситы, в степях Северо–Западного Предкавказья – булгары.
Пришедшие во второй половине V в. в степи Северо–Восточного Предкавказья из–за Волги савиры разгромили сарагур и заняли их место. С конца V в. и до середины VI в. савиры занимали в Восточном Предкавказье господствующее положение. Они воспринимались европейскими современниками как главная альтернатива остаткам гуннского союза в Причерноморье. Савиры принимали активное участие в качестве наемников в ирано–византийских войнах как с той, так и с другой стороны.
В  «Летописи византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта» говорится: «В 506 г., в первый год епископства Ормизды в Риме,  Виталиан, занявши всю Фракию, Скифию и Мизию, с множеством гуннов и булгар покорил Анхиал  и Одиссополь, поразил Кирилла, военачальника фракийского и, опустошая все, дошел до самого Константинополя. Здесь, щадя этот город, остановился в Сосфение. Анастасий, как только узнал об этом, послал к нему сенаторов просить мира. Он дал клятву вместе с сенатом, что возвратит епископов, заточенных в Ираклию Фракийскую. Но Виталиан требовал еще сверх того, чтобы в том же поклялись и все начальники военных школ, а Македоний и Флавиан, несправедливо изгнанные, получили бы обратно престолы свои, равно и все прочие епископы. Наконец, чтобы созван был собор в присутствии папы Римского и всех епископов, на котором были бы обсуждены общим судом все обиды, нанесенные православным. Царь, сенат, прочие начальники и весь народ присягнули и подтвердили – быть по сему. После чего мир заключен и Виталиан возвратился домой».