Волжский царь. Глава 13

Борис Рябухин
Волжский царь. Глава 13

ДИНАСТИЯ БУЛГАРСКИХ КАНОВ, ПРАВИВШАЯ КАРА-САКЛАНОМ


В 414–434 гг.  на престоле был Урус–Ружа Бургас, сын Алып-бия и княжны племени урус–ружа (росомонов). Был назван Бургасом в память о месте «Бургас», до которого дошел во время похода 378 г. Алып–бий.
До 412 г. ставка гуннов еще находилась в Причерноморье, но скоро положение изменилось. Гунны облюбовали себе Паннонию: венгерская пушта (степь) напоминала им родные заволжские степи. Новая Гуннская империя под эгидой преемников Баламбера раскинулась  от Волги до Дуная. И вся Германия до Рейна оказалась к 420 г. в руках кана Урус–Ружа–Бургаса, или Ругилы, или Руа, сына Алып–бий. Потому что в то время все германцы ушли из Германии на завоевание Галлии, Италии, Испании и Северной Африки, образовав в итоге множество варварских королевств.
Урус–Буржа правил 20 лет. Умер на месте дунайского города, который получил его имя Урус–Бургас (будущий Русе). В правление Дунайско–булгарского царя Барджиля (Борила) очень много дунайских Булгар (особенно худаярцев–богомилов) переселилось из этого города в Волжскую Булгарию.


После него булгарами в 434–445 гг. правил царь Булут или Бледа, старший сын Муенчака. Бледа – знаменитый булгарский царь и завоеватель. Он родился в год лошади, в 406 г., был соправителем (в 434–445 гг.), а затем – правителем Иделя. В 445 г. наступила смерть Бледы.

В то время, когда в юго–восточном углу европейских степей хозяйничали угорские племена, на западе степной полосы выступали булгары. В начале V в., по рассказу лангобардского историка Павла Диакона, булгары неожиданно напали на лангобардов, убили их короля Агельмунда и взяли в плен его единственную дочь. Наследник Агельмунда Ламискон хотел отомстить врагам, но при первой же встрече с булгарами лангобарды бежали. В то время  гунны еще только утверждались в Паннонии. Булгары  могли оказаться на границе с лангобардами только в составе гуннской орды.
По сообщению анонимного перипла Черного моря, относящегося к V в., по черноморскому побережью в окрестностях будущей Анапы и Геленджика жили евдуснане, говорившие на готском и таврском языках. Это и есть те готы, которых другие источники называют тетракситами. Термин тетракситы указывает на деление на четыре рода. Видимо, в связи с их появлением в Крыму, император Зенон (474–491гг.) поспешил восстановить разрушенные землетрясением стены и башни Херсона.
Вполне возможно, что при отходе гуннов на восток, их часть, получившая название утигуры, не осталась вместе с другими в Северном Причерноморье, а, пройдя через Крым и захватив часть уцелевших здесь готов, обосновалась в Восточном Приазовье, присоединившись к обитавшим там с 463 г. угорским племенам, среди которых находились сарагуры и оногуры. Эта часть гуннов так же, как и оставшаяся в Причерноморье, могла иметь в своем составе булгар, имя которых временами покрывало, если не всех, то большую часть гуннских племен, как Приазовья, так и Причерноморья.

Сдвинутые савирами оногуры, состоявшие из 10 племен или колен, заняли западную часть степей Азовско–Каспийского междуморья. У Моисея Каланкатуйского и Степаноса Орбелиани сохранилась легенда, восходящая к не дошедшему до нас сочинению Петроса Картога, писателя первой половины VI в. Это народное сказание о сюнийских князьях. В нем говорится о нападении хазар  и о нашествии после них «гунна из гуннов по имени Х'онагура». Он вызвал царя персов Шапура (Шапуха II, 309–380 гг.) на единоборство. «И надел гунн свои доспехи... свои чрезмерно высокий и широкий стан покрыл броней и грозную голову железным шлемом с гвоздями, и лоб свой защитил медным забралом, и в руки взял ужасающее копье с кедровым древком, и опоясался огненно–кровавым мечом, — он нагнал страх на все войско мидийцев, персов и ариев». Армянский князь Бабик принял дерзкий вызов и сразил Х'онагура. Имя гунна Х'онагур, безусловно, передает этническое имя гуннов–оногур, известное армянам с нашествия оногуров совместно с сарагурами на Закавказье в 466 г. Византийский историк Агафий упоминает крепость Оногурис в Лазике севернее Риона, названную так  в честь победы, некогда одержанной колхами над гуннами–оногурами. Страна Оногория к востоку от Азовского моря была известна ещё в VII в. анонимному автору Равеннской космографии. Однако оногуры, как и сарагуры, скоро утратили самостоятельное значение и исчезли со страниц истории.

В последней четверти V в., когда гунны были уже изгнаны из Паннонии и кочевали в степях Причерноморья, Восточно–Римская империя испытывала сильную угрозу со стороны готов, находившихся на ее территории. В Эпире они действовали под началом Теодориха, сына Теодемира, а во Фракии во главе готов стоял Теодорих, сын Триария. Император Зенон призвал против них булгар, но в сражении с готами Теодориха булгары были побеждены и готы достигли самого Константинополя (481 г.). Имеются сведения о столкновении булгар с Теодорихом примерно в 487 г., когда Теодорих достиг стен Константинополя.

Во время переселения готов в Италию в 488 г. булгары выступили против них вместе с гепидами. В битве на р. Саве погиб булгарский вождь Бузан.

Гуннский царь Аттила, Туки, Атилле, Айбат, Тукал, Тохол,  Атила, Этцель, Атилла (434–453 гг.), сын Муенчака, самый знаменитый булгарский царь и завоеватель. Родился в год лошади, в 406 г., был соправителем (в 434–445 гг.), а затем – правителем Иделя. В его царствование Идель стал самой крупной в истории человечества империей от Китая до Франции. Его считали родоначальником булгарской династии Аттила, Авитохл (Атта – отец).
Великий император гуннов (с 434 г.) стал императором в 40–летнем возрасте после смерти своего дяди Руа, правившего с 410 по 434 гг. Под главенством Аттилы в его империи было объединено 45 различных племен. Ядро их составляли тюркские племена. В 445–453 гг. под предводительством Аттилы гунны завоевали Германию, Францию, Северную Италию, наложили дань на Римскую империю. Имя Аттилы в истории стояло рядом с именами Александра Македонского и Юлия Цезаря. Исконно гуннская форма имени, запечатленная в германском эпосе «Песне о нибелунгах» – Атлы.
Он имел сыновей по имени Ирнек, Илек, Денгизик, а также Чаба.
После смерти Аттилы его младшие сыновья (старший Илек был убит) Ирнек и Денгизик удалились с гуннами с Дуная на Восток, в Приазовье и Прикаспий. Имя Ирнека засвидетельствовано в различных написаниях: Эрнах, Хернак (Иордан), Эрнек (венгерские  источники), Ирник («Именник булгарских ханов»). А в армянских источниках он фигурирует под именем «царя гуннов» Херана, которое почти совпадает с Эрнах. Имя  Эрнах и Херан в основе имеет тюркское Эрен. Отсюда эпическое имя – Алп–Эрен.

Армянский историк Егише мне сказал:

– Этот Херан истребил в Албании персидские войска в 451 г., и в наезде своем достиг страны Греческой, и много пленных и добычи отправил к себе из Греции и из Армении, и из Иберии, и Албании.

Однако известно также, что Херан (Эрен) был союзником армян в их борьбе против Сасанидского царя Йездигерда II и помог им в 451 г. разбить войска иранского шаха. В 460 г. гунны Херана были на стороне шаха Пероза и против албанского царя Ваче, поднявшего восстание против Сасанидов.

Под главенством Аттилы в его империи было объединено 45 различных племен. Ядро их составляли тюркские племена. Особенно Аттила прославился в походах на запад, подчинив Иделю почти всю Европу – от Франции до Карпатских гор. Византийская и Западно–Римская империи платили идельским царям дань, а многие германские, валашские и славянские племена служили в гунно–булгарских войсках. В 448 г. состоялось заключение Феодосием II мира с гуннами,  направлено посольство к Аттиле, на Тиссу, описанное Приском Панийским.
Ставка идельских царей из 2–ой Гуннской династии переносится вначале в основанный Булюмаром аул Хон–Балын (на месте Киева), затем – в Венгрию и, наконец, в Германию.
Наибольшего территориального расширения и мощи гуннский союз племен (в него, кроме булгар, уже входили остготы, герулы, гепиды, скифы, сарматы, а также некоторые германские и остальные  племена) достиг при Аттиле.
И вот, в 451 г. Аттила  в Галлии. Состоялась битва гуннов и их союзников с римлянами и их союзниками на Каталаунских полях. Аттила с громадной армией в 700000 человек, сопровождаемой большим обозом с припасами и семьями, переправился через Рейн у Могонциака (современного Майнца) на территорию союзников–франков. Основную массу его войск составляла гуннская легкая кавалерия, а также полки верноподданных и союзников германских: остготов, бургундов, гепидов, аллеманов, скирров, а также рейнских франков, тюрингов, турклингов, ругов, баварцев (бывших квадов и маркоманнов); полукельтских народов, а еще тюркских: булгар и акациров; сарматских: аланов; финно–угорских: черной угры; кроме того, участвовали и славяне, и некоторые римляне, и греки, презиравшие корыстолюбие и произвол своих властей. Что же касается славян, то в войске Аттилы были анты, с которыми у него сложились дружественные отношения. В войске Аттилы были и другие славянские племена: карпы, тиверцы, покутцы, белые хорваты. Одним словом, битва на Каталаунских полях была фактом не только гуннской и римской истории, но и истории славянской. Гунны и их союзники наступали фронтом на Северную Галлию. Большая часть городов была разграблена и разрушена, за исключением Лютеции (Парижа). По преданию, этот город спасся благодаря заступничеству св. Женевьевы, которая заставила всех горожан молиться и каяться; войска же гуннов так и не приблизились к городу. Итак, в 451 г. гунны вторглись в Галлию, однако на Каталаунских полях были разбиты римлянами и их союзниками вестготами.
Весной 452 г. состоялся Итальянский поход Аттилы. Взятие городов Аквилеи и Милана. Исход решили переговоры в г. Мантуе с римским папой Львом I.
Воинские успехи вскружили Аттиле голову, и он говорил о себе, что он «Бич Небесный», «Млат вселенной» и что «звезды падают и земля трепещет от его взора».

Аттила – «виновник» многих легенд и преданий, за шесть веков после смерти, был овеян  большим налётом мифов,  подчеркивающих характерные черты «варварского» князя. Например, немецкий народ сделал Аттилу героем своего эпоса «Сказание о Нибелунгах» (в образе Этцеля). Восточные же булгары сохранили в своих летописях предания и песни об Аттиле.
Тем временем, римский полководец Флавий Аэций (около 390–454 гг.) собирал войска, которые должны были противостоять Аттиле и отстоять владычество дряхлеющего Рима. И добился своего. Гунны были свирепы и ценили храбрость героев. Но погибли, так как у них не хватило силы удержать завоеванное. Кроме того, их мысли были направлены только на войну. И от постоянных войн гуннское владычество рассыпалось.
Когда шел распад Гуннской империи, младшие сыновья Атиллы –  Ирнек и Денгизик удалились с гуннами с Дуная на Восток, в Приазовье и Прикаспий.
Смерть Аттилы наступила в 453 г.
После смерти Атиллы в Иделе разгорелась война между булгарами и частью подвластных им племен, а затем и между потомками Атиллы. После смерти Аттилы возникшими среди гуннов распрями воспользовались покорённые ими гепиды, возглавившие восстание германских племён против гуннов. Подвластные гуннам аланы после распада державы Аттилы переселились в Нижнюю Мёзию, где вскоре были поглощены местным романизированным населением.
Сын Атиллы Кермек, ставший царем Иделя, пытался сохранить владения отца, но тщетно: булгарское государство потеряло Западную и Центральную Европу, сохранив под своей властью лишь восточную ее часть.

Гунны рассеялись: часть из них превратилась в булгар, другая – в тувинцев.
Так, после разгрома гуннов в 475 г. на Дунае появились булгары. Часть причерноморских гуннов направилась на северо–восток и дошла до междуречья Волги, Суры и Свияги. Здесь они смешались с угро–финнами, положив начало чувашскому народу.
Предки чувашского народа — волжские булгары были по своему происхождению родственны с дунайскими булгарами. Об их родственных связях свидетельствуют общие черты быта и культуры. В прошлом у дунайских Булгар и чувашей было много общего в покрое женской одежды, в головных уборах и украшениях, предметах быта и их наименованиях, в народных поверьях, обрядах и обычаях.

Есть такая легенда.
Евлисия была населена по берегам и внутри варварами, которые в древности назывались киммерийцами, потом –  утигурами. У одного из государей этих варваров — гуннов – было два сына, из коих один назывался Утигур, а другой Кутригур. После смерти своего отца сыновья разделили между собою власть и каждый назвал своих подданных своим именем. И в мое время, – признается  Прокопий, — одни называются утигурами, а другие — кутригурами.  Все они жили вместе, имея одни и те же нравы и образ жизни. После того как несколько юношей в погоне за ланью открыли брод через «Болото», гунны, пользуясь им, напали на готов, живших к западу от Меотийского озера, одних перебили, а других изгнали и овладели их территорией. Кутригуры вызвали к себе жен и детей и обосновались на новом месте, где они жили еще и во время Прокопия. «И хотя они ежегодно получали от императора большие дары, но, тем не менее, переходя через реку Истр (Дунай), они вечно делали набеги на земли императора, являясь то союзниками, то врагами римлян.
Утигуры же решили вернуться домой. На обратном пути недалеко от Меотийского болота дорогу им преградили готы–тетракситы. Встреча произошла на перешейке, где готы заняли очень крепкую позицию. Не желая биться, те и другие решили стать союзниками и поселиться вместе. Готы–тетракситы перешли с утигурами на восточный берег Меотиды и обосновались по Черноморскому побережью, южнее Таманского полуострова, а утигуры заняли всю страну, в которой они раньше жили вместе с кутригурами. Таким образом, согласно легенде, произошло разделение утигур и кутригур, после чего границей между ними стали Азовское море и река Дон. Продолжая свой географический обзор, Прокопий говорит, что нужно перейти Меотиду и реку Танаис, чтобы вступить во владения гуннов–кутригур. В другом месте он сообщает, что при нападении на кутригур утигуры, прежде всего, должны были переправиться через Танаис.
В рассказе Прокопия заселение кутригурами области к западу от Азовского моря относится ко времени после удаления вандалов в Африку, а визиготов в Испанию, то есть к началу V в. (406 г.). У других писателей с аналогичной легендой о лани или корове, показавшей брод, связывается появление гуннов в IV в. Уже Созомен в первой половине V в. приводит эту легенду в форме, близко напоминающей позднейшие рассказы Прокопия и Иордана. Имеется она и у Агафия, писавшего в VI в. Своим происхождением эта легенда восходит к греческому мифу об Ио, обращенной ревнивой Герой в корову. Иные писатели  датируют возвращение утигур в Восточное Приазовье через Крымский полуостров после смерти Аттилы и распадения его державы – в 454 г.

Другая часть гуннов перешла Дунай и попросила убежища в Малой Скифии (Добрудже). Еще часть, состоящая из гунно–угорских племен и германцев – ангискиров, вернулась в Причерноморские степи. Но там их место было уже занято булгарскими племенами – кутригурами, утигурами, сарагурами, оногурами, урогами, гунногундарами и другими, а также венграми (уграми). На берегах Черного моря и в степях и лесостепях до Десны жили савиры, акациры (потомки киммерийцев) и джунгарское племя аваров. И гунны растворились в их массе.

Часть гуннов, ведомая младшим сыном Аттилы Ирником, из Малой Скифии ушла в Волго–Уральский регион, иначе – Идель–Урал, где они вскоре были побеждены и ассимилированы аварами. Внуки Ирника – пять сыновей Ружа Джураш Масгута (489–505 гг.) – стали канами Иделя и Кара–Саклана. Гуннская же династия нашла приют у булгар.
После смерти  Атиллы – могущественного главы гуннской империи, эта держава  распалась. Из ее состава выделились отдельные союзы племен, которые со временем составили самостоятельные государства, среди них Тюркский и Хазарский каганаты и Великая Булгария.

Об умершем Аттиле и Гуннской державе слагались песни и сказания.
Один из исторических мифов посвящен царю Сибирских русов Атилле, властвовавшем над мощным западным союзом, центром которого была степная долина Среднего Дуная.
По одной из дегенд, Атилла разрушил Аквилею, столицу автокефального патриархата славян на берегу Адриатического моря. Он решил принять христианство, чтобы жениться на христианке, после чего сразу же был коронован по христианским обрядам. Однако в 453 г., в ночь после свадьбы с бургундской княжной Ильдикою Атилла скоропостижно скончался (был отравлен). Это случилось как раз в период развала империи на несколько частей во главе с сыновьями Атиллы и отдельными вождям.

Есть такое сказание об Атилле и его сыновьях. Внук Алып–би, сын Айбата, кан Атилле Ай–бат по прозвищу Аудан Дуло, пошел на альманцев и фарангов (германцев и франков) за то, что их царь отравил жену – сестру кана. Разбив сильнейшее альманское племя галидж (вестготов) так, что часть его бежала по морю Кук Дингез (Северному) на острова Садум и Галидж (в Скандинавию), Атилла ночью осадил столицу фарангов Алтын Баш (Рим). Но утром взошло солнце, и сверкание золотых крыш ослепило булгар. Устрашенные булгары бежали прочь, не разбирая дороги, и влияние их после этого пошатнулось. Атилле, которого ульчийцы (анты) звали Мышдаулы (Мстислав), умер при отступлении в земле альманцев (на самом деле – в своей столице на реке Тиссе), и держава распалась.
Три сына Атилле, три брата – Иллак, Тингиз и Бел–Кермек вместе с булгарами и ульчийцами (антами) укрепились против фарангов в лагере, но были разбиты (в битве при Недаве, 454 г.). Иллак пал в бою, а Тингиз и Бел–Кермек с булгарами получили право выйти из лагеря. Они ушли к устью Буричая (Днепра) и по пути потеряли Тингиза (Денгизиха), убитого из засады галиджийцами (готами). При прорыве через эту засаду Бел–Кермек впервые велел поднять в качестве знамени красный стяг асов с полумесяцем на древке. От Бел–Кермека пошел род булгарских царей, который называли канами, либо балтаварами, ибо слово «балтавар» означало –  вождь.

«Гази–Барадж Тарихы» сообщает о том, что место поселения булгарских балтаваров между устьем Бури–чая и Джалдой, где находились города румцев, Бел–Кермек назвал Алтыноба – в память об осаде Алтын Баша. Оставленный лагерь потом стал городом, который местные ульчийцы называли Галиджем, а булгары – «Учулы» ([Город Трех Сыновей Атилле). «А после Бел–Кермека балтаваром булгар был его сын Джураш Масгут, а после него – его сын Татра, а после него – его сын Боян–Чельбир, а после него – его сын Тубджак, а после него – его старший сын Арбуга Юрган, а после него – его младший брат Албу».


Известен текст «Булгарской правды» того времени, из которого видно, что в Кара–Саклане возник общественный строй подлинной военной демократии во главе со справедливым царем. Но это была отнюдь не вечная империя, так как она зависела от силы и удачливости конкретного монарха, какими были гуннские цари после Баламбера, и самый удачливый из них был Аттила. Его поданный якобы нашел для него меч самого бога войны Марса, рукоятка которого была украшена рубинами. Это был символ победы!
Славяне, воевавшие в войске Аттилы, вернулись к Днепру и стали помогать наследникам князя Кия укреплять Русскую державу.
Всем стало ясно, что Гуннское время кончилось, а Западная Римская империя находилась в агонии и накануне гибели: за двадцать лет в Риме сменилось восемь императоров.

Сын Аттилы Ерник, по–тюркски бармак – палец, правил с 453 по500 годы. При нём булгары были разделены на две части – утригуров (малые гуры) и
кутригуров (собачьи уши), которые населяли территорию междуречья Дона и Днепра.

Следующим правителем Иделя был Иллак Абы–Дуло Бирюли (453–454 гг.), старший сын Атиллы. Больше всего он любил конные скачки. По другой версии, старший Илек (или Эллак) был убит в битве при Недао в 454 г.
 Его сын Чалап–бий (Чаллы–бий) стал правителем Ак–Бершуда.

Средний сын Атиллы, правитель Иделя – Тингиз (Таныш) Хурса (454–469 гг.) – отказался выполнить требование Кермека уравнять в правах старую гунно–булгарскую аристократию и знать огузоязычных агачиров и буртасов (сарматов). Поэтому он был свергнут сторонниками Кермека. Тот включил агачиров и буртасов в господствующую булгарскую элиту и великодушно оставил Тингизу лишь Галидж или Улак (Румынию). Но небольшая орда Тингиза без помощи булгар Кермека погибла. Тингиз очень любил оружейно–кузнечное дело, поэтому многие верили, что после гибели в бою он был превращен Тангрой в алпа оружейно–кузнечного дела Хурсу.

Мой сказочный конь Кеме сказал мне:

– Хурса – алп кузнечно–оружейного дела и Божьей вести (о предстоящей смерти или каре), сын Мара и Туран. По воле Тангры доставлял души умерших с Земли на Небо. Принимал вид грифона, орла, беркута, сокола и других хищных птиц. В булгарском искусстве являлся символом неотвратимости Божьего суда и наказания за грехи. Именно Хурса передал Иджику бунчук (байрак, хоруг, чель–бир) – пучок конских волос (хвост) жертвенного коня, прикрепленный к древку (копью, посоху) – символ царской власти. Другие булгарские названия Хурсы – Саин (Добрый, Счастливый), Аспар (Суровый).


В правление сына Аттилы –  Тингиза Идель распался на Кара–Бершуд (Дунайско–Украинская часть Иделя), Ак–Бершуд или Эчке Идель  – «Внутренний Идель» (Волго–Уральская часть Иделя) и Эскель –  «Сибирская часть Иделя» (Предкавказье относилось булгарскими летописцами то к Кара–Бершуду, то к Ак–Бершуду). Булгарские беки из рода хин–сэбэр овладели Ак–Бершудом и Эскелем. Хин–сэбэрских булгар остальные булгары называли эскелами, хинами, буртасами, кашанами, башкортами, сэбэрами.