Волжский царь. Глава 10

Борис Рябухин
Волжский царь. Глава 10

РОКСОЛАНЫ, ЯЗЫГИ

В степях между Доном и Днепром кочевали роксоланы, к западу от них — между Днепром и Дунаем — жили языги.
Языги продвинулись на Среднедунайскую низменность, где заняли междуречье Дуная и Тисы (часть Венгрии и Югославии). Вслед за языгами к границе Римской империи подошли роксоланы, большая часть которых поселилась в нижнем течении Дуная (в Румынии). Западные сарматы были беспокойными соседями Рима, они выступали то его союзниками, то противниками, и не упускали случая вмешаться в междоусобную борьбу внутри империи. Как и подобает в эпоху военной демократии, сарматы рассматривали Рим как источник богатой добычи. Способы её приобретения были разными: грабительские набеги, получение дани, военное наемничество.
Языги во второй половине I в., а роксоланы в начале II в. добились от Рима выплаты ежегодных субсидий в обмен на участие в обороне римских границ. Прекратив получать эту дань, роксоланы в 117 г. призвали на помощь языгов и вторглись в дунайские провинции Рима. После двухлетней войны империя была вынуждена возобновить плату роксоланам. Мирный договор римляне заключили с царем Распараганом, который имел два титула — «царь роксоланов» и «царь сарматов». Возможно, это говорит о том, что языги и роксоланы формально сохраняли единую верховную власть. Чаще всего они выступали в тесном союзе, хотя языги занимали равнины Среднего Дуная, а роксоланы расположились на Нижнем Дунае и в Северо–Западном Причерноморье. Завоевав фракийцев, живших между языгами и роксоланами, римляне попытались разрушить их связи. Сарматы ответили на это войной.
Особенно упорной была борьба сарматов с Римом в 160–е и 170–е годы. Известны условия мирного договора, который языги в 179 г. заключили с императором Марком Аврелием. Война надоела как римлянам, так и сарматам. Переговоры с Марком Аврелием возглавил царь Зантик. По договору языги получили право проходить к роксоланам через римские земли, но взамен обязались не плавать на судах по Дунаю и не поселяться вблизи границы. Впоследствии римляне отменили эти ограничения и установили дни, по которым сарматы могли переходить на римский берег Дуная для торговли. Языги вернули Риму 100 тысяч пленных.
Восьмитысячный отряд языгской конницы был принят в римскую армию, при этом часть всадников отправлялась служить в Британию. Столкновения сарматов с Римом происходили и позже. Сарматские отряды поступали на службу в римскую армию и к королям германских племен. Группы западных сарматов расселялись в римских провинциях — на территории Венгрии, Румынии, Булгарии, Югославии, Франции, Италии, Великобритании.



АОРСЫ, СИРАКИ

Восточные сарматские союзы аорсов и сираков населяли пространства между Азовским и Каспийским морями, на юге их земли простирались до Кавказских гор. Сираки занимали приазовские степи и северокавказскую равнину к северу от Кубани. Предгорные и равнинные районы Центрального Предкавказья тоже принадлежали сиракам, но на рубеже новой эры их потеснили аорсы. Аорсы кочевали в степях от Дона до Каспия, в Нижнем Поволжье и Восточном Предкавказье. За Волгой их кочевья доходили до Южного Приуралья и степей Средней Азии. Название аорсов в переводе означает «белые». Судя по сообщениям древних авторов, аорсы были самым сильным и многочисленным объединением сарматских племен. В одной из войн I в. до н. э. царь сираков Абеак выставил 20 тысяч всадников, царь аорсов Спадин — 200 тысяч, а верхние аорсы ещё больше, так как они владели более обширной страной.
По словам древнегреческого географа и историка Страбона, аорсы и сираки частью кочевники, частью живут в шатрах и занимаются земледелием.
Наиболее высоким уровнем общественного развития отличались сираки, которые подчинили на Северо–Западном Кавказе земледельцев–меотов и создали своё государство. Одной из резиденций сиракских царей был город Успа, находившийся недалеко от восточного побережья Азовского моря.
Аорсов, которые жили в степях Прикаспия и Предкавказья, называли «верхними аорсами». Они господствовали над западным и северным побережьем Каспийского моря и контролировали торговые пути, шедшие через Кавказ и Среднюю Азию. Могущество и богатство аорсов уже в древности объясняли участием в международной торговле. В Китае страна аорсов называлась «Янтсай» — через нее шел путь, соединявший Китай и Среднюю Азию с Восточной Европой и морской торговлей по Черному и Средиземному морям.
О взаимоотношениях сираков с аорсами известно мало. В середине I в. до н. э. они были союзниками и совместно оказывали военную помощь боспорскому царю Фарнаку. В середине I в. н. э., во время борьбы за престол между боспорским царем Митридатом III и его братом Котисом, аорсы и сираки выступали как враги. Сираки поддержали Митридата, аорсы вместе с римлянами оказались на стороне Котиса. Объединенные войска римлян, аорсов и боспорской оппозиции захватили сиракский город Успу.

 А между тем в мире творились свои дела.

А в это время «Дом Хунну» («Хунну–Йорты») пережил время своего могущества, познал сладость величия, и в I в. н.э. стало проявляться разложение родовых отношений в хуннском обществе.
Определяющим моментом для этого периода истории хуннов явилась политика китайских императоров. В 15 г. несколько хуннских племен выразили готовность признать над собой власть китайского императора. Их расселили на территории Китая к югу от Длинной стены. Император Ван–ман предложил хуннскому шаньюю переменить прежнее наименование «хунну» («злой раб») на новое название «гунну» («почтенный раб»). Однако не все хуннские племена хотели быть «почтенными рабами». Одни из них ушли на север, другие – на запад.
Согласно легендам, среди ушедших на запад были самые могущественые и многочисленные хуннские племена – хоты (котраги, сохоты) и утиги (утяги). Хоты поселились в районе реки Тобол и ее притоков. Утиги поселились в Поволжье, в районе реки, которую в память о своем прежнем местожительстве назвали Хинель (современная река Кинель в Самарской области, вблизи города Кинель). Полководца Кама–Тархана утиги избрали своим правителем – царем. Свое государство он назвал Атиль. Это произошло между 15 и 47 гг. н.э. Потомки Кама–Тархана правили триста лет, то есть до 347 г.
Тем временем процесс распада державы Хунну ускорился. В 48 г. прежде единая держава распалась на две части: на северное и южное Хунну. Во главе южного Хунну стал Ху–хань–е, а вождем северного Хунну – его родной брат Хуты–у–сы, который правил под именем Чжи–Чжи. Отношения между братьями резко ухудшились. Часть хуннских родов признала себя вассалами китайского императора. Однако «наиболее храбрейшие и неукротимейшие»  под предводительством Чжи–Чжи ушли на запад. Они покорили Давань (Ферганская долина) и Аланское царство (Приаральские степи), проникли в Прикаспийскую низменность. Произошло это во второй половине I–го в. н.э. Оставшиеся в Центральной Азии восточные хунны захватили земли западных хуннов.
Хунны потеряли подвластные им территории Ухуань и Усунь. Енисейские динлины перестали платить им дань. В 58 г. хунны потеряли Маньчжурию.
В 87 г. монголоязычные племена, жившие в Западной Маньчжурии и Восточной Монголии, вторглись на территорию Северного Хунну и нанесли им сильное поражение. Шаньюй попал в плен, и с него содрали кожу. В 89 г. китайцы совместно с южными хуннами напали на северных хуннов и захватили много пленных. В 90 г. они повторили свой набег.

А в Армении  правил царь Трдат III (298–330 гг.), при котором христианство было признано в качестве государственной религии. Егише был воином и секретарем руководителя борьбы армян против персов – легендарного полководца Вардана Мамиконяна. Егише написал книгу «О Вардане и войне армянской».


Егише сказал мне:

– Ежели Бог так много заботится о мире, который ни что иное, как тело бездушное, то как велики должны быть попечения Его о мире разумном и мыслящем, который есть человек? Один из ваших самых древних мудрецов сказал, что Бог Мир родился от матери, которая была племени человеческого; он от того не менее царь, сын бога и союзник доблестный седьмого разряда богов. Ежели вам прилично верить нелепой басне, согласующейся с нашими нравами и уполномочивающей их, то некоторым образом вы вольны в том; что же касается до нас, нам невозможно дать ни малейшей веры подобным сказкам. Мы ученики великого Пророка Моисея, с которым Бог говорил из купины Хорива на горе Синая и пред которым написал Он свой закон и в виду всех вручил ему. В этом законе, данном Моисею, сказано, что мир веществен и создан; тогда как Бог не веществен.

Егише участвовал в знаменитом Aварайрском сражении (451 г.).
В последний период своей жизни после войны Вардана, Егише ушел в монастырь, а затем стал отшельником в области Мокк, где написал несколько исторических сочинений, а также ряд канонических произведений и толкований.
Когда место его подвижничества стало известно через пастухов и прославилось повсюду, он переселился в область Рштуник, в находившуюся неподалеку от берега озера пещеру, которую называли пещерой св. Егише. Через несколько лет отшельничества он умер, и его похоронили здесь же, около пещеры.