Волжский царь. Глава 9

Борис Рябухин
Волжский царь. Глава 9

ВЕНЕДЫ

Потом   нам  встретились древние венеды.  Они тоже рассказали историю своей жизни.

Согласно «Младшей Эдде», род асов (богов) происходит от отца Одина, сына Бора. Один пришел на Север, в Норвегию, в Швецию, Данию и Страну Саксов из Страны Турков, где оставил своих братьев Ве и Вилле. Там в давние времена было 12 государств и город Троя, «снискавший великую славу». У Одина было три сына Аса –Тор, Бальдр и Ньёрд. Младший родился «в Стране ванов Ванахейм», но ваны отдали его богам как заложника в обмен на аса Хенира. Ньёрд, по легенде, «живет на небе, в том месте, что зовется Ноатун. Он управляет движением ветров и усмиряет огонь и воды».
А в реальности, ученые полагают, что ваны были богами плодородия народа, соседнего асам и альвам (предкам албанцев). У асов с ванами была великая война, получившая отражение в древнейших скандинавских источниках, собранных в «Старшей Эдде». В Ноатуне у вана Ньерда и его жены Скади родились сын Фрейр (господин) и дочь Фрейя (госпожа). Они были «прекрасны собою и могущественны и тоже стали богами (асами)». Фрейру были подвластны дожди и солнечный свет, а Фрейя покровительствовала любви и небесной славе. Она была всех благосклоннее к людским молитвам и забирала с поля брани героев к себе на небо, в Фолькванг.
Еще асы и ваны, по легенде, сотворили человека по имени Квасир. Он был произведен на свет в знак мира после долгой войны. Квасир был так мудр, что «нет вопроса, на который он бы не мог ответить». Квасир много странствовал по свету и учил людей мудрости, но его убили карлы. Кровь Квасира они слили в котел и ритуальные чаши, смещали с медом и сварили питье, да такое, что «всякий, кто ни выпьет, станет скальдом либо ученым».
Древние саги, собранные Снорри Стурлусоном, в метафорической форме отражают реальные исторические события. Асгард существовал в Парфии, Троя – в Анатолии, Малая Свитьод – это Скандинавия, а Большая Свитьод — Великая Скифия, где на
пути «Из варяг в греки» возникла Русь. Но если это так, то имя ванов должно быть связано с существованием вполне реальных стран и государств.
На исторической карте Восточной Европы Дон в античные времена имел название Танаис, а по скандинавским источникам — Танаквисль, или Ванаквисль. В «Круге земном» сказано, что «местность у ее устья называлась тогда «Страной ванов», или жилищем ванов. Танаквисль впадает в «длинный залив, что зовется «Черное море». Он разделяет части света. Та, что к востоку, зовется Азией, а та часть, что к западу, называется Европой, а по–другому – Энеей.
Донецкий кряж назывался прежде Венендерскими горами, а все земли между Доном и Днепром — Лебедией (с аполлоническим культом лебедя связан миф о ване Ньёрде). В «Саге об Инглингах» говорится, что Свейгдир, сын вана Фрейра и внук Ньёрда, решил найти прежнее жилище Одина, то есть Асгард. Он побывал в Стране Турок, и Великой Свитьод, где встретил много родичей. Через пять лет Свейгдир привез в Швецию жену по имени Вана, от которой у них родился сын Ванланди.
Около 1500–1200 гг. до н.э. на территории Малой Азии процветало Хеттское царство. В столице государства хеттов – Хаттусе были найдены клинописные тексты .
Мифология местных племен имела схожие черты с древнеиндийской и протогреческой. Это, в частности, проявилось в культе богов Пирваса, Сиват, Ярри и Тару (Тархунтаса). Храм бога грозы Тару находился в городе Нерика, между Палой и Хатти, как раз в том месте, где Страбон помещает Пафдагонию и энетов.
После падения Трои и произошедшего вскоре уничтожения союза Арцава во главе с государством хеттов, часть венетов переселилась в Каппадокию, центральную часть Малой Азии, между Фригией и Арменией. Менандр так и пишет, что «те энеты, которые не участвовали в походе, сделались каппадокийцами». А Страбон приводит в качестве дополнительного аргумента несколько пафлагонских имен в современной ему Каппадокии и подчеркивает, что там «в ходу оба языка». Отсюда вытекает гипотеза  об участии энетов в создании Ванского царства, находившегося к востоку от хеттской державы и более известного как государство Урарту.

Страбон рассказывает о том, что во Фракии, называемой также Самофракией, или Самосом, наряду с множеством племен обитали одрисы. В VI–V вв. до н.э. они создали свое государство. Расцвета оно достигло при царе Ситалке (440–424 до н.э.), когда простиралось от Дуная до Стримона. В III в. Фракия попала под власть кельтов, затем — Александра Македонского, а в I в. н.э. стала римской провинцией. Именно в эту эпоху около 150 тысяч всадников и пеших воинов мигрировало из Фракии в район Днепра.

В первые века нашей эры во Фракии был город Эн и река Эний, а в Анатолии – Рее, Скей, Ксанф, Арисба. Пролив между Азией и Европой называется давно Дарданеллы. У северо–западных берегов Черного моря, где Полиний поместил  «обширную землю Энингию»  (венеты Певтингеровой карты), а ныне расположены Болгария, Румыния и Украина, есть места с названиями Троян, Тропей, Тростянец, Треполь, восходящие не к эпохе римского императора Траяна, а к более отдаленным временам.
Итак, одна из гипотез: «Ваны, вятичи,  вены («вене» – так называют русских эстонцы), венеды, венеты, венды, генеты,  енеты  — это название одного и того же народа на разных территориях и в разное время. И сверх того: славяне, словене, словаки, ставаны и это — от народа ванов. Такое многообразие и такая широта географии не должны вызывать удивления. Ведь ваны были суперэтносом. Они, как древние готы, или как современные англосаксы и русские, расселились по всему миру, основав государства и великие империи.
Писатель Владимир Щербакова в своей работе «Века Трояновы»  описывает историю «фракийской Руси», где упоминает имена таких славянских правителей, как Терес (Тарас), Садок (Садко), Котис (Котко) и другие. Это – оригинальная  гипотеза о происхождении русов от одрисов–фракиийцев, к тому времени изрядно смешанных с иллирийцами, даками и гетами.

– Стой, мой волшебный конь Кеме! – натянул я поводья. – Это же мой почивший недавно друг Владимир Щербаков., который возглавлял Редакцию фантастики и приключений в издательстве «Молодая гвардия»…


Владимир Щербаков сказал мне:

–  Есть серьезные основания полагать, что пренебрежительно–отрицательное отношение к ранней историографической традиции, сообщающей о связях прусов с Римом, будет пересмотрено. Речь идет опять-таки о сложном переплетении северо–италийских и малоазиатских сюжетов. По Гомеру, один из участников Троянской войны, Пилимен привел с собой пафлагонцев, выведя их «из генет». А Тит Ливий говорит об изгнании части энетов за мятеж из Пафлагонии, причем Пилимон у него назван Палемоном. Так обозначали обоготворяемого предка и адриатические венеты, и это имя в Восточной Прибалтике — еще одна цепочка связи в треугольнике — Малая Азия — Адриатика — Восточная Прибалтика. Прусский хронист XVI в. Лука Давид  говорит, что ученые мужи из примыкавшей к Пафлагонии области Вифинии прошли далеко на север до венедов и алан в Ливонии. Упоминают  народ «ульмигеры». «Ульми» – означает остров. Аналогичным образом Иордан выделял «ульмиругов», «островных ругов». Речь идет о каком–то островном населении, родственном по языку венедам. Предание же о Вифинии может быть косвенно связано с другим легендарным сюжетом: о происхождении родоначальника русских князей Рюрика от мнимого брата Августа – Пруса. Именно в Вифинии в III в. до н.э. правил Пруссий, у которого нашел приют Ганнибал.  – С этими словами Щербаков исчез в пыли от наступающей орды венедов.

Легендарный конь Кеме сказал мне:

–Это  – фантастика Щербакова.

¬
Венеды, венеты, они же – энеты, венды, вениды – один из древнейших народов европейской цивилизации.
Приблизительно во II в. до н. э., когда часть венедов во главе с князем Бодричем вернулась в Причерноморские степи и заняла Гелонскую область, была рождена Русколань, страна русов близ Гелона, Голуни, или Гольнеграда.

Время сложения венедов как этнического целого определяется I веком н. э. Это было время образования и расцвета Римской империи при Августе Кесаре и его наследниках.
Около 150 г. переселение части венедов происходило под руководством князя Бодрича из Венедии (современной Польши) в Причерноморские степи. Тогда ими был взят г. Гелон.
Относительно жертвоприношений венетов известно по  сказаниям Феопомпа  (в IV в. до Р. X.), сохранившемся у Элиана. Сказание о жертвоприношении венетов (венедов) сохранилось также и у Аристотеля, только с некоторыми отступлениями от Феопомповского сказания. 
Интересно жертвоприношение, относящееся к земледельческому быту венетов: они, трижды перепахав поле и приступая к посеву, клали на землю пироги и лепешки из муки, старательно умешанной. Эти лепешки и пироги были, как уверял Феопомп, приношения галкам, чтобы их умилостивить – не выклевывать из земли посеянных зерен. Положив свое жертвоприношение наземь, они отходили. Тогда птицы, стаи которых уже собирались и поджидали по близости, высылали сперва вперед двоих или троих; прилетев на место и осмотревшись, эти соглядатаи возвращались к своим и подавали весть. Венеты наблюдали, и если оказывалось, что галки вкушали их дара, то они считали это предвестием мирного года; в противном случае, ожидали неприятельского нашествия.
 А навстречу шла другая орда.