Волжский царь. Глава 8

Борис Рябухин
Волжский царь. Глава 8

КАРА-САКЛАН


Наступала Новая эра.

К аланской династии древних булгарских правителей уже новой эры принадлежит царь Барджиль (21 г. до н.э. –5 г.н.э.). Он был сыном царя Бершуда.

После него царем Иделя был сын Барджиля – Сувар (5–23 гг. н. э.).

В это период, в 4 г. н. э. римский император Октавиан Август (27 г. до н. э. – 14 г. н.э.) усыновил Тиберия, сына его супруги Ливии. В 6 г. Иудея была  превращена в провинцию Римской империи. В 8 г. итальянцы изгнали великого поэта Публия Овидия в г. Томы на Черном море. Сосланный поэт Овидий в своих «Печальных песнях» с тоской и страхом описывает сарматов — «враг, сильный конем и далеко летящей стрелою, разоряет… соседнюю землю». Западные сарматские племена — роксаланы и языги, занимали степи Северного Причерноморья.


Следующим  правителем Иделя стал сын Сувара – царь Кумук (23–46 гг.).

А наряду с главными делами древних булгар, творились мировые события.

В  231 г. началась партизанская война даков против Рима, которая продолжалась 40 лет. Роксоланы разгромили  римскую провинцию Паннонию.
Между 271–350 гг.  произошло основание г. Пересечня, центра казачества.
В 278–282 гг. произошло восстание славян в Иллирии. Римом правил император Диоклетиан. При нем шла война римлян с сарматами на Дунае. После него с сорматами вел войну римский император Флавий Валерий Констанций Хлор. Потом римским императором был  св. Константин I Великий. Император Константин I одержал победу над войском императора Максентия. Тогда появился Миланский эдикт о свободном исповедании христианства в Римской империи.
В период с 295 по 368 гг. Бож (Бус) Белояр, сын Дажена, князь Русколани, проводил реформу,  оставшуюся в истории как религиозная реформа Божа.
Около 307 г. принял мученическую кончину первый изестный епископ Малой Скифии св. Евангел.
В 309–380 гг. царем Сасанидского Ирана был Шапур II.
В 308–318 гг. царем Боспора был Радамсадий, за ним Рескупорид VI.
В 318–350 гг. королем готов был Агиулф. При нем готы предприняли поход в Мезию и Фракию.
В 320 г. проходила миссия св. епископа Капитона, у которого была неудачная попытка крестить русов Подонья и Приднепровья.
В течение 323–324 гг. шла борьба за власть св. Константина I со своим соправителем Лицинием. В битва при Хризопулосе Лициний и его союзник – король готов Расумонд потерпели поражение от войска св. Константина. В это же время принято решение перенести столицу на берега Боспора Фракийского. Состоялись осада и взятие г. Византия и основание на этом  месте города Константинополя (330 г.). В 325 г. собрался I Вселенский собор в Никее против ереси александрийского пресвитера Ария. В работе собора приняли участие епископы  Кадм из Боспора, Феофил Готский, Филипп Херсонский, Варлаам Скифский. Состоялось утверждение христианства в г. Херсонесе Таврическом св. епископом Капитоном. В 334 г. произошла битва на Дунае готов с римлянами, и в ней одержал победу св. Константин I. Германцы и славяне возобновили натиск на Римскую империю. В это время  императором Западной Римской империи был Константин II, а императором  Западной Римской империи был Констант I. Потом императором Восточной Римской империи стал Констанций II. Флавий Юлий Констанций — римский император в те годы  десять раз был консулом. После смерти отца он получил в управление большую часть Востока.
В  то время жили праведной жизнью Святые Амвросий Медиоланский и  Иероним Стридонский. При них  шли гонения на христиан персидского царя Шапура II.
В 348–349 гг. состоялось рукоположение Вульфилы арианским епископом Малой Скифии и закончен им перевод Священного Писания на готский язык. Христианство распространилось в Паннонии.
В 350–360 гг. шли первые вторжения франков, аллеманов и саксов в Галлию. Произошло падение государства сарматов в Сарматии; образовано русское казачетво в северной Бессарабии; основано государство Идель во главе со 2–й Гуннской династией гуннами и уграми.
Когда в 361–363 гг. правил  римский император Юлиан, произошло  восстановление римского язычества, за что этот император получил прозвище Юлиан Отступник. В 362 г. Боспорское царство завоевано готами. В Западной Римской империи правил император Валентиниан I,  а в Восточной –  император Валент (364–378 гг.).


Еще до нашей эры, около 150 г. произошло переселение части венедов под руководством князя Бодрича из Венедии (современной Польши) в Причерноморские степи и взятие г. Гелона. Греция попала под власть Рима. В 140 г. до н. э. – 227 г. н. э. продолжалось Парфянское господство в Вавилонии. Шли войны царя Дакии Буребиста.
В 90 – 21 гг. до н. э. жил греческий историк Диодор Сицилийский, а в 64 г. до н. э. – 20 г. н. э. жил греческий историк и географ Страбон.
В 64 г. до н. э. Гней Помпей захватил г. Иерусалим. В 37–4 гг. до н. э. царем  Иудеи был Ирод Великий.
Говорят, что в 9 или 7 г. до н. э. родился Христс в пещере близ г. Вифлеема.
В 9 г. произошло восстание германцев во главе с Арминием. Римские легионы потерпели поражение  в Тевтобургском лесу. Военные походы римского полководца Германика за Рейн увенчались победой над германцами. На престол в Риме  взошел император Тиберий (14–37 гг.). Римляне передали власть над Боспорским царством царю Полемону.
Гай Секунд Плиний (23–79 гг.), римский писатель, написал знаменитую «Естественную историю», где были упомянуты славяне.
В 29–33 гг. в  Палестине израильтяне слушали Проповедь Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия.
В  26–36 гг. продолжалось  роковое десятилетнее наместничество прокуратора Понтия Пилата  в Иудее, после которого ему пришлось «умывать руки».
В 33 г. принял крестную смерть на Голгофе Господь наш Иисус Христос, и произошло Воскресение Его из мертвых. Перед последующим Вознесением Его на небо Святой Дух снизошел на апостолов, и они начали проповедовать Евангелие. И в 36 г. святой апостол Андрей рукоположил Стахия в епископы г. Византии, ставшей источником православия. А чуть позже, около 50 г. святой апостол Андрей начал свое  миссионерское путешествие по Причерноморью и Днепру. В 48 г. или 51 г. собрался апостольский собор в Иерусалиме. Знаменитый  римский император Калигула (37–41 гг.) уступил трон не мене знаменитому римскому императору Клавдию (41–54 гг.). В 43 г. самый ранний римский географ Помпоний Мела написал выдающийся трактат «О хорографии». На Боспоре стал править царь Коттыс I (49–62 гг.). В 50–е гг. проповедывал зороастризм Скифиан.


В эти времена в Иделе царствовал  Барын (46–106 гг.) – сын Кумука. Он мечтал отомстить Дарбазану за смерть своего предка Саумака. По предложению своего тестя –  бека Шана – он осадил Кряшен (Херсон) и ушел только после того, как кряшены выдали ему скульптуру Тама – бершудского полководца, пленившего его предка Саумака. Барын отрубил скульптуре голову и бросил ее в яму у могилы Саумака. Кроме этого, правитель Барын  совершил набег на Дарбазан и разгромил его.

После  Барына правили в Иделе цари Кавыл и Кубар.

Здесь сделаем  отступление, вернувшись на несколько веков назад, и попробуем уточнить, откуда появились еще одни   мужественные кочевые народы – аланы и куда ушли из истории булгар?



АЛАНЫ


Этот знаменитый  древний народ ¬– аланы рассказали свои мифы и легенды.
 Аланы — союз кочевых восточно–сарматских ираноязычных племен оказался в поле зрения античных авторов в середине I в. н. э. Термин «алан» происходит от древнеиранского слова «ариана», популярного у скифо–сарматского населения.
Аланы – (самоназвание ироны), у византийцев аланы, по–грузински – осы, по–русски – ясы, многочиленные племена, которые выделились в последнем веке до н.э. из среды полукочевого сарматского населения Северного Прикаспия, Дона и Предкавказья. Аланский язык был родственен тюркскому языку.
В I в. н. э. они совершали опустошительные походы на Крым, Приазовье и Предкавказье, Малую Азию, Мидию.
Аланы особенно выделялись воинственностью среди восточных сарматских союзов, возглавляемых аорсами. Упоминаниями о «неукротимых», «храбрых», «вечно воинственных» аланах пестрят источники той поры.
Иосиф Флавий и Арриан оставили сообщения о «суровые и вечно воинственные аланы».Во II в. н. э. упоминается «Алания» как территория, заселенная аланами. Тогда же река Терек получила название «Алонта». Не позднее середины III в. в китайских летописях прежние владения аорсов, локализуемые в арало–каспийских степях, переименовались в «Аланья». Одновременно со страниц источников исчезли названия иных сарматских племен. Аланы, по словам автора IV в. Аммиана Марцеллина, мало–помалу постоянными победами изнурили соседние народы и распространили на них своё название.
Аланы совершали походы через Кавказ, пользуясь как Дарьяльским («Аланские ворота»), так и Дербентским проходами, разоряя Армению, Атропатену, и доходя до Каппадокии, как это было в 134 г. Установив контакт с некоторыми северокавказскими горскими племенами, аланы  стали подлинным бичом Закавказья. Отголоски этих событий сохранились в античных, армянских и грузинских хрониках. Правитель Каппадокии Флавий Арриан создал труд «Аланская история».
Аланы принимали активное участие в делах Боспорского царства. В Фанагории существовала группа аланских переводчиков. Воинский авторитет алан был так значителен, что в Римской империи создали специальное военное пособие — руководство для борьбы с аланами, а римская кавалерия заимствовала ряд тактических приемов аланской конницы.

Возвращаясь к булгарам, надо сказать, что от  200 г. до н. э. до  150 г. н. э. булгарами правила именно Аланская династия царей Иделя.

Среди них – царь Таш–Баш или Эр–Таш Артан (до150 г.), сын Кубара. Его правление было жестоким и разбойным, поэтому его невзлюбили многие народы. Он запретил торговлю с Кашаном (Средняя Азия – Хорезм, Согдиана, Бактрия, Уйгурия, Хорасан) и вообще притеснял купцов. Погиб он в 150 г. После гибели Эр–Таша его сын Шада Банант ушел с частью своих людей на Кавказ. «Банант» означало «командующий тысячью (бан) всадников (ант или юнт)».

В середине II в. н.э. булгарская знать приводит к власти Гуннскую династию. Начался Гуннский период истории Булгарии. Гуннская династия Дуло правила в Кара–Саклане, или Великой Сарматии.

В родословную 1–й Гуннской династии канов Иделя и Кара–Саклана входил царь Агарджа (150–189 гг.). Это был первый идель–булгарский царь из хонского рода Дуло.  В свое время он был нанят Эр–Ташем на службу вместе со своим хонским отрядом и получил чин сабан–тархана (командующий легковооруженными, неопытными воинами, а также ополченцами и наемниками). Женился он на сестре Эр–Таша Бояр–Кыз. В «Джагфар тарихы» его имя передавалось, как «Ага–Ружа».

Легенда, сохраненная Кул Гали, так рассказывает об этом событии. Когда
гуннский царь Агарджа Дуло, тайно приглашенный на царствование в Идель группой недовольных булгарских биев, приблизился к ставке идельского царя  на реке Эр (Орь), то потомок Алана Таш по прозвищу Эр–Таш выступил ему навстречу. Однако большинство идельских феодалов перешло на сторону Агарджи  и предложило Эр–Ташу: «Попробуй отстоять царство в поединке – ведь мать твоего предка Алана – Шуран  добилась власти, победив в схватке брата своего мужа».
В поединке Агарджа победил Эр–Таша и получил его царство. Причем этот поединок состоялся по настоянию сестры Эр–Таша Бояр (Буляр)–Кыз и многих булгарских тарханов, недовольных правлением Таш–Баша. Сестра погибшего Эр–Таша стала женой Агарджи, основавшего вместе с ней Гуннскую династию Дуло (род Агарджи называли Хунгар, но его  стали называть 1–й Гуннской династией).

Пришедшие с Агарджей гунны были потомками северокитайских булгар –сянбийцев. За время жизни в Северном Китае их язык претерпел значительное влияние соседей (особенно маньчжуров). Гунны называли Идель «Итиль» или «Атиль», идельских булгар – «булярами» («билярами»), а идельские булгары именовали своих азиатских родственников сербийцами или сюрбийцами (от «сянби»). В Идели большинство гуннов очень скоро вернулось к господствовавшему здесь огузо–тюркскому языку. Но несколько десятков вышедших из живого обращения гуннских слов сохранили булгарские жрецы, заинтересованные в большем отрыве своей касты от народного языка. Часть сербийцев смешалась с идельскими финно–уграми и положила начало сербийской этногруппе, которая в XVI в. получила название чувашей.

И вот, уже скачет мой конь  Кеме мимо  едва различимых в исторической пыли гуннских правителей Иделя.
Царями из 1–й Гуннской династии (Хонской династии) были после Агараджа:  Тухчи–Барыс (189–210 гг.) – сын Агарджи и Бояр–Кыз.
За  Тухчи–Барысом правил Барак (210–235 гг.) –  сын Барыса…

А в это вреся в мире творились свои знаменательные события.

В 55–120 гг. жил и творил римский историк Тацит. 
В 54–58 гг. правил Римом  один из главных действующих лиц  мировой истории император Нерон. В то время проповедь христианства в Риме вели святой Климент (55 г.), святые апостолы Петр и Павел (55–64 гг.). Когда произошел в 64 г. десятидневный пожар в Риме, начались и первые преследования христиан. И мученическую кончину приняли эти апостолы Петр и Павел. В 63 г. начался поход римлян под начальством Тиберия Плавта в Скифию. В 64– 91 гг. римским епископом был Лин.
В 66–70 гг. восстали евреи, и началась иудейская война Рима. В результате чего в 70 г. Титом взят Иерусалим, разрушен храм. Мученическую смерть принял св. апостол Андрей в Патрах.
В 68–69 гг. состоялся поход роксолан за Дунай, в Мезию, закончившийся их поражением от римлян. В это время. римским императором был Веспасиан, потом – Тит. Гонениями на христиан в Римской империи прославился римский император Домициан (81–96 гг.). Так, св. Иоанн Богослов сослан был на остров Патмос (95 г.) и  скончался около 100 г.
С 86 по 106 гг. происходили войны Рима с даками, царем которых был  Децебал (86–106 гг.). После его смерти войны славянского государства с римлянами  продолжал князь Мах.
В 95–175 гг. жил малоазийский историк Флавий Арриан.
А в 98–117 гг. в Риме  правил император Марк Ульпий Траян, а римским епископом был  св. Климент Римский. Император Траян сослал св. Климента в Крым, где он вскоре принял мученическую кончину. А сам Траян посетил Вавилон и принес жертву гению Александра Македонского.
В 100–170 гг. жил греческий историк Аппиан Александрийский.
В 119 г. произошел набег роксоланов и сарматов на Мезию, и разгром гуннов китайцами. Через 30 лет набег роксоланов на Мезию повторился.
В 130 г. император Адриан восстановил г. Иерусалим под названием Элия Капитолина. Но в 132–135 гг. вспыхнуло восстание Симона Бар–Кохбы в Иерусалиме. Оно потерпело поражение,  и римляне изгнали евреев из Палестины.
В 148 г. римский император  Антонин Пий устроил празднование в честь 900–летия Рима.
В XI в. на Северном Кавказе начинают возвышаться другие племена – половцы (кыпчаки), которые сразу же сближаются с аланами, и между ними устанавливается мир и любовь. В этом регионе аланы с половцами принимают христианство.

Прямо на глазах  у нас исчезали и возникали целые народы.
Шли навстречу орда за ордой.