Волжский царь. Глава 7

Борис Рябухин
Волжский царь. Глава 7

САРМАТЫ
 
Мой крылатый конь Кеме вернулся на несколько веков назад, чтобы мы увидели нашествие сарматов.

Сарматы кочевали по евразийским степям – по огромному коридору, простирающемуся от Китая до Венгрии, постепенно уходя на запад. Они говорили на иранских наречиях, близких к наречиям скифов и родственных персидскому языку.
Сарматы появились на исторической сцене в VII в. до н.э. в районе степи, расположенном к востоку от Дона и к югу от Урала. На протяжении столетий сарматы жили в относительном мире со своими западными родственниками и соседями – скифами.
Сарматы отделились от основной массы скифов довольно рано. Ещё в священной книге зороастрийцев Авесте сарматы упоминаются под именем «сайрима» и называются кочевниками, «которые не знают власти верховных правителей». Действительно, савроматы отставали от соседних скифов в общественном развитии, у них не было государства. В VII—V вв. до н. э. во главе их племен стояли вожди, опиравшиеся на дружины из военной знати.

В конце IV в. до н. э. скифы потерпели поражение от правителя Фракии Лисимаха. Фракийцы и кельтские племена галатов теснили скифов с запада. Следствием неудачных войн был упадок скифского хозяйства и отпадение от Скифии части завоеванных прежде земель и племен.
В известном рассказе Лукиана «Токсарис или дружба» скифы Дандамис и Амизок испытывают свою верность дружбе в тяжелых событиях сарматского нашествия. «Вдруг напали на нашу землю савроматы в числе десяти тысяч всадников, – рассказывает скиф Токсарис, – а пеших, говорят, явилось втрое больше того. А так как их нападение было непредвиденно, то они всех обращают в бегство, многих храбрецов убивают, других уводят живыми. … Тотчас же савроматы начали сгонять добычу, собирать толпой пленных, грабить шатры, овладели большим числом повозок со всеми, кто в них находился».

Сарматы (савроматы) — общее название кочевых скотоводческих ираноязычных племён (аланы, роксоланы, языги), расселившихся в III веке до н. э. — IV в. н. э. в степях от Тобола на востоке до Дуная на западе (Сарматия).
Сарматы были одним из северных иранских народов, наряду с европейскими скифами и азиатскими саками.
Регионом формирования сарматов считаются поволжско–приуральские степи.
Особенностью савроматов было высокое положение их женщин – активное участие в общественной жизни и военных действиях. Древние писатели часто называют савроматов женоуправляемым народом.
Сарматы  формировались в поволжско–приуральских степях. Перейдя в южно–русские степи из Западной Азии во II в. до н. э., сарматы разбили скифов и заняли земли Причерноморья и Прикаспия. В руках скифов остался степной Крым, где и возникло новое царство со столицей в Неаполе Скифском.

Геродот пересказал легенду об их происхождении от браков скифских юношей с амазонками — легендарным племенем женщин–воительниц. Эта легенда была призвана объяснить, почему савроматские женщины ездят верхом, владеют оружием, охотятся и выступают на войну, носят одинаковую с мужчинами одежду и даже замуж не выходят, пока в бою не убьют врага. Савроматские женщины могли возглавлять племена и исполнять жреческие функции. Учёные полагают, что савроматский род был материнским, и счет родства на этапе разложения родового строя велся ещё по женской линии.

Однако есть более позднее сообщение о женщинах–воительницах.

Ал–Бекри  сказал мне:

– И на запад от Брусов — город женщин. Они владеют землями и невольниками. И они беременеют от своих невольников, и когда кто–либо из них родит сына, то мать его убивает. Они ездят верхом и лично выступают на войну и обладают смелостью и храбростью. Мне говорил Ибрагим сын Якуба Израильтянин, что известие об этом городе верно. Рассказал мнe это царь Румов. И на запад от этого города — племя из славян, которое называется  «общиною» Авбаба. Оно живет в болотистых местностях стран Мшки к северо–западу. У них есть большой город на окружающем морe, который имеет 12 ворот и гавань. И они там имеют отличные портовые постановления. И они воюют с Мшкою и сила их велика. И нет у них царя и не повинуются они одному лицу, а правителями их бывают их старшины.
Что же касается до царя ал–Блкарин, то говорил  мне Ибрагим сын Якуба. Мол, я не входил в его страну, но я видел его послов в городе Марзбрге, когда они пришли к царю; они носили узкие платья и опоясывались длинными поясами, на которых были прикреплены пуговицы из золота и серебра. Царь их — высокого сана: он на голову надевает корону, имеет секретарей и управляющих и чиновников, приказывает и запрещает согласно (установленным) порядкам и церемониям, как оно привычно царям и вельможам. И сведущи они в разных языках и переводят евангелие на славянский язык; они христиане.

Псевдо–Гиппократ сообщал, что у сарматских девушек нередко удаляли правую грудь, чтобы вся сила и жизненные соки перешли в правое плечо и руку, и сделали бы женщину сильной наравне с мужчиной. Сарматские женщины–воительницы послужили основой древнегреческих легенд о загадочных амазонках.

Впоследствии, когда на основе савроматских племен возникли новые сарматские союзы, признаки матриархата исчезли. Сарматское общество стало патриархальным. Но степные красавицы, по шутке Геродота, так и не смогли до конца овладеть языком своих мужей. Потому савроматы говорили на скифском языке, но издревле искажённом.

Жажда поживы толкала многих сарматов поступать на военную службу к оседлым соседям в качестве наемников. Сарматские контингенты часто были на службе в составе армий боспорского и понтийского царств. Тацит («Анналы») отмечает, что во время войны за парфянское наследство (34–35 гг. н.э.) сарматские вожди «принимали подарки и служили обеим сторонам, как то дозволяет их обычай». Когда сарматы столкнулись с хорошо оснащенной парфянской конницей, уговорить сарматов принять бой удалось только сказав, что чем более многочисленен противник, тем больше будет трофеев.
Римляне обычно представляли себе сарматов как участников набегов. Это представление сохранялось где–то до середины IV в., хотя к тому времени сарматы уже получили хорошую организацию и освоили различные военные хитрости. В частности, в составе сарматской армии появились вооруженные копьями всадники. Длинное копье требует изрядной подготовки, как от воина, так и от его коня. Такой степени «профессионализма» могли добиться прежде всего представители военной знати.

После завоевания Европейской Скифии сарматы приобрели славу одного из наиболее могущественных народов древнего мира. Вся Восточная Европа вместе с Кавказом получила название Сарматии. Установив своё господство в европейских степях, сарматы стали налаживать мирное сотрудничество с земледельческими народами, оказывали покровительство международной торговле и греческим городам Причерноморья. Начиная со II в. до н. э. фигурируют в трудах греческих, римских и восточных авторов названия  сарматских племен:  языги, роксоланы, аорсы, сираки, аланы. Политические объединения сарматских племен заставили считаться с собой ближних и дальних соседей от Китая до Римской империи.

А между тем, булгарская история продолжалась.

В 808–775 гг. до н.э. правителем  Иделя и Великой Скифии был Сорматско–булгар ский царь Алабуга–Булгар. Сын Бурмы – Алабуга–Булгар правил 33 года. Он вновь объединил лесные и степные земли Иделя, почему и получил прозвище «Чирем–Миша (Чирмыш) иджибак» – «Повелитель Степи (Чирем) и Леса (Миша)». Потомки Алабуга–Булгара добавили его прозвище к своему титулу, почему их династия получила название «Чирмышской» («Сарматской»). Его любимой ставкой был город Иджибак в области Кубани, название которого произносили и как Аспак, Узбак.
      На протяжении столетий считали, что сарматы были предками славян. Они жили на одних и тех же землях. А когда в V в. сарматы исчезли, в это же время появились славяне. И вплоть до XVIII в. славянские земли метафорически называли «европейской Сарматией».
Можно  заметить влияние сарматских наречий на славянские языки, искусство и религию. Сарматы вполне могли войти в состав протославян. Название таких славянских народов как сербы и хорваты, повидимому, представляет собой славянизированные аланские названия. Миф о сарматских предках был особенно силен в Польше, где сарматов практически никогда не было. Польская геральдика содержит множество элементов, напоминающих сарматскую тамгу. На протяжении XVII в. польская знать странно поддерживала этот миф, развивая псевдосарматскую моду, проявлявшуюся в различных якобы кочевых деталях костюма и прически.

В V—IV вв. до н. э. савроматы были мирными соседями Скифии. Скифские купцы, направляясь в восточные страны, свободно проходили через савроматские земли. В войне с персами савроматы были надежными союзниками скифов. Во времена Атея союзнические отношения сохранялись, савроматские отряды состояли на службе в войске и при дворе скифского царя. Отдельные группы савроматов–сарматов поселялись на территории Европейской Скифии.

Следующий правитель  – Мосха (494–488 гг. до н.э.) – старший сын Кундуза воевал против Барджиля (Персия). За свои частые нападения на Тимер Капа («Железные Ворота») он получил прозвище «Тимер». Его женой была Симбирбика – дочь вождя идельского племени ширак (или ширин) Эльбира. Мать Симбирбики звали Шан–кызы, так как  ее род назывался Шан.

Младший сын Кундуза – Алвар Магиз или Аскал (488–486 гг. до н.э.) женился после смерти Мосхи на его вдове Симбирбике.  Правда, вскоре он умер –  после пира в честь греческих послов, почему распространился слух о том, что его отравил средний сын Кундуза – Авар Дэбэр – ради женитьбы на Симбирбике. Этот Авар все–таки похитил Симбирбику, но был убит молнией на берегу реки Дэбэр – Инеш (Днестр), после чего его люди откочевали с этого места к устью Сулы (Дуная).

Потом на булгарском престоле были: Барью (486–475 гг. до н.э.) – сын Колына, родившийся в 530 г. до н.э.; Аудан (Джураш) – Барыс – сын Алвара, родился в 486 г. до н.э. Последний рос в семье Барыса. Считается, что легенды о нем вошли в древнебулгарский эпос «Шан талгау».

А следующий булгарский правитель – Бак–Ширак (475–? гг. до н.э.) – младший сын Колына (родился в 525 г. до н.э.) заставил Аудана бежать из родного аула и скитаться по степи.

Мой конь Кеме сказал мне:

– Для булгар Аудан – алп рыцарства, геройства и ремесла, сын Самара и Ашны. Изображался в виде прекрасного всадника – богатыря, могучего дуба. Другие булгарские названия этого алпа – Энкей (Бычок), Боян, Маджи – Мишэ – Мэшэ (Дуб), Гуроглы (сын Могилы), Узи (красивый), Тюргеш – Тюркут – Таргиз (подобный тюрку).

Кул Гали сказал мне:

– Есть такая легенда об Аудане. Однажды, во время охоты, Аудан вышел к реке и увидел в ней Бойгал. Алп без памяти влюбился в алп–бику, но она равнодушно взглянула на него и ушла глубоко под воду. Для того чтобы завоевать сердце Бойгал, Аудан совершил несколько подвигов, но алп–бику и это не взволновало. Тогда Аудан отправился к духу песни Джир Кагану, чтобы обучиться у него чарующему пению. Джир Кагана за прекрасное пение звали Сандугачем (Соловьем), но он же мог своим необычайно сильным голосом разрушать все вокруг. Как–то жители одного городка усомнились в силе голоса этого алпа, и тогда он своим сердитым ревом повалил стены цитадели. С той поры тот город называли именем алпа – Джирка (оно дошло до нас в форме «Иерихон», отсюда Иерихонские трубы). В русские былины Джир Каган вошел под именем Соловья–Разбойника.
Алп песни передал некоторые секреты своего мастерства Аудану, но и пение Бояна не тронуло сердца Бойгал. В полном отчаянии Аудан бросился в реку. Но Бойгал спасла его и спросила, почему он так поступил. Тогда Аудан рассказал ей о своей любви к ней и узнал от нее, что она не ведает, что такое любовь. Расстроенный алп рыцарства отправился к Туран узнать, в чем дело, но она отказалась встретиться с ним на горе Уралтау, так как разрешала видеть себя только старшим дивам – духам 1–го и 2–го  поколений (Аудан был младшим дивом 3–го поколения). Тогда Аудан, дабы задобрить свою вечно молодую бабушку, насыпал для нее прекрасную земляную пирамиду (балкан или курган) с пещерой (кэпэ) внутри и стал ждать алп–бику прямо в пещере с факелом в руке. И дождался: Туран подала голос из тьмы: «Чего тебе нужно?» Аудан спросил, почему Бойгал не может полюбить его. Туран ответила, что женские духи третьего поколения любят того алпа, на которого укажет брошенный жребий. А если алп овладеет алп–бикой по своему капризу, то у них не будет детей. Аудан стал умолять Аби Армай вызвать у Бойгал чувство любви к нему и способность рожать от него. Туран понравился подарок Аудана – пирамида, и поэтому она появилась из темноты в виде змеи и дала ему часть своей змеиной кожи, касание которой вызывает любовь. При этом Туран предупредила, что дети Аудана и Бойгал будут смертными людьми. Обрадованный Аудан вышел из пещеры, за пребывание в которой был прозван Гуроглы – «Сын Могилы» (ведь булгары погребали усопших в кэпэ), и отправился прямо к Бойгал. Он приложил к ней лоскут волшебной змеиной кожи – и Бойгал влюбилась в Аудана. Они поженились, и у них родился сын Джам–Иджик – Хишдек. Правда, и Су Анасы неожиданно влюбилась в Аудана и уговорила Лаиша – одного из братьев алпа – ослепить собственную дочь – ее соперницу. Лаиш, никогда не видевший Бойгал, выстрелил из лука и ослепил жену брата.

И еще Кул Гали сказал мне:

– Не менее замечателен миф об Аудане и Туран. Аудан так сильно любил своего сына, что не захотел пережить его. Он обратился к Туран с просьбой превратить его в смертного. В свою очередь Аби Армай любила внука и решила заставить его изменить свое решение. И вот она, дабы Аудан прочувствовал нелегкость жизни людей, предложила ему вначале временно побыть в положении человека–раба, и после его согласия на это превратила алпа в невольника. Аудан, однако, выдержал это испытание. Он отлично послужил своему хозяину в его доме, собрал для него хороший урожай и за это был досрочно освобожден им из рабства и стал вождем племени. Затем Туран с прежней целью велела Аудану сделать для нее медный и глиняный кувшины. Аудан выполнил задания алп–бики и не передумал становиться человеком. Тогда Туран бросила оба принесенных алпом кувшина на пол. Глиняный сосуд разбился, а медный остался невредимым. Указывая на них, Аби Армай сказала: «Бессмертие алпов подобно медному сосуду, а человеческая жизнь, которую ты выбираешь, подобна глиняному кувшину – она хрупка. Так стоит ли жертвовать бессмертием ради получения короткой человеческой жизни?» Аудан и тут не изменил своего решения. И только тогда алп–бика сделала его смертным. На прощание она подарила ему ушную серьгу в форме свернувшейся кольцом змеи с камнем посередине – оберег от людской подлости.

На основе этого сюжета возникла ближневосточная легенда о прекрасном Юсуфе, проданном в рабство и ставшем царем Египта. Имя «Юсуф» восходит к одному из имен Аудана – Узи (Красивый). Другие народы, восприняв этот миф, превратили одно из имен Аудана – Гуроглы – в «Кер–Оглы» (азербайджанцы), Гёроглы (туркмены), Гуругли (таджики), Геракл – Геркулес (греки).

В общем, булгары изначально были детьми семи племен Волго–Урала (Волго–Урал булгары называли либо Туран, либо Имэн, что значит «Божественная земля»), а потом в булгарский этнос влились тысячи и тысячи представителей десятков других народов Великой Булгарии – Турана.

Летит  златогривый конь Кеме все ближе к нашей эре, и молча остаются позади едва  различимые во времени булгарские правители: Саумак (сын Бак–Ширака);  Байт; Тайга; Нар; Санар; Уфа; Кара; Угыр. В «Джагфар тарихы»   остались только их имена.

Вот, после них ожидает нас в Иделе царь Бояр или Боерак (IV в. до н.э.). Он совершил набег на Макидан (Македонское царство) и разгромил его столицу Балбал (Пелла), которую называли также Балдиу («Царь Дивов»). Но при возвращении, в одном ущелье, отряд его троюродного брата Этэя (Кам–Этэя) попал в засаду. Этэй погиб. Есть поверье, что перед походом Этэй увидел во сне алпа Волка, который сказал ему: «Если ты пойдешь в этот поход – то погибнешь, но булгары захватят большую добычу. А если не пойдешь – то останешься жив и будешь жить долго, но булгары потерпят поражение». Этэй пошел в поход только для того, чтобы его родной народ одержал победу. В память о его геройстве Булгары стали называть это роковое ущелье «Кам».

После Кама в Иделе правил Тиган.

После царствования Тигана, правителем Булгарии стал потомок Уфы, внук Кам–Этэя – Атал или  Этэй, Ат, Атай, Ати, Атей, (380–339 гг. до н.э.). Он тоже не поверил предсказанию кама (шамана) о том, что погибнет, как и его дед, если нападет на владения Балбала (то есть  Македонии). Без особой нужды,  из рискового любопытства, отправился он в набег на Макидан (Балканы). И погиб (в 339 г. до н.э.) в бою с царем Балдиу Балбалом (Филиппом Македонским). В память о его геройстве (а также о геройстве его деда) булгары дали Саклану второе имя – Атил («Земля Этэя»). А сам Балдиу женил сына Этэя – Баламира на своей приемной дочери Уран–бике.

Очередной булгарский правитель –  гуннский царь Баламир или Маламир, сын Амуртага – был наследником основателя Империи Хунну Мете–кагана в 15–м колене, а также основателем  Еврогуннской империи. Баламир (339–320 гг. до н.э.), сын Этэя. Он помог Аламир–Султану (Александру Македонскому), которого пережил на 3 года, покорить Персию. На «языке камов» его имя значит «маленький (бала) правитель (мир, пир)». А прозвище «Султан» происходит от «Чельдан», что на «языке камов» значит «Всемирнославный».


В 339–310 гг. до н. э.   царем Иделя и Скифии был Алабуга–Сыгеркан, соправитель Баламира,  его брат. Младший сын Атея – Алабуга Сыгеркан продолжил политику отца. Его ставка находилась на реке Сыгеркан или Буга (Южный Буг), поэтому он был назван именем этой реки. Алабуга разбил войско Александра Македонского (в 331 г. до н.э.), нарушившее условия мира с Иделем. А в 310 г. до н.э. стал правителем восточной части Иделя, где и умер в своей ставке.  Алабуга был погребен возле могилы своего предка Алабуги–Булгара. Велел на надмогильном камне выбить только изображение топора и кинжала (символы леса и степи), сказав: «Я и так похож на своего предка – зачем же мне изображать себя?»

Следующий правитель Иделя и Скифии – Таргиз ( правил в 320–314 гг. до н.э.) был сыном Баламира и Уран–бики. Отец назвал его Таргизом в память о разгроме персидского царя Таргиза (Дария III). Этот правитель  подавил восстание кара–сакланских кыпчаков, разделявшихся на племена нукрат (наубури), иштяк (эсэги) и других. Но после шести лет правления он  добровольно отказался от власти, заявив, что, если народ перестал уважать власть, то ему нет надобности ее поддерживать. Умер в возрасте 120 лет, в 236 г. до н.э.


Мой златогривый конь Кеме сказал мне:

–  Уран – это Су Анасы – алп–бика рек, равнинных озер и водоплавающих птиц, жена Бури. Принимала облик утки, гуся, лебедя, журавля. Другие ее имена – Уран, Балатэн – Прозрачная (буквально – Малотемная).

Знал ли Таргиз  продолжение  легенды о  черной диадеме?
Черная диадема. Черная диадема, корона власти, оставшись в Индии, помогла возвыситься династии Маурья (322 по 185 гг. до н.э.), успешно правившей страной несколько столетий. Самый известный царь династии Ашока Мудрый, пришел к власти около 274 г. до н.э., считается основателем тайного общества Девяти неизвестных. По легенде, он правил уже без обладания короной Власти, что и привело к упадку его царства.
Союз Девяти — мифическая организация, ведущая непрерывный контроль научно–исследовательской деятельности в мире с целью препятствовать разработке и внедрению изобретений, способных привести к уничтожению человечества. По одной из легенд, Союз этот  был создан после Великой битвы на поле Куру (Курукшетра), в которой, по свидетельству Махабхараты, применялось поражающе «оружие богов».
По другой версии, Союз был основан индийским императором Ашокой в III в. до н. э.  В начале III века до н.э. Индия подверглась набегу воинственных парфян, сокровищницу Маурьев разграбили и диадема пропала.
Свое правление Ашока  начинал  как завоеватель. Однако после кровавого сражения под Калингой, в ходе которого погибло 100 000 человек и было ранено 150 000 человек, в душе Ашоки произошел переворот. Он оставил завоевательные войны и сосредоточился на улучшении духовного и физического благополучия своей нации, изменил многие жестокие законы своей страны, пропагандировал терпимость ко всем религиям.
       
В 165 г. до н. э. гунны одержали  победу над царством Ю–чи. А в 160 – 40 гг. до н. э. сарматы покорили  Скифию и расселились по ее территории.

Летит конь времени – златогривый Кеме из Скифии в сторону  следующей кагорты великих  булгарских правителейправителей: Арбат – сын Таргиза; Балак – сын Арбата; Чыбык – сын Балака; Тимер – сын Чыбыка; Кур; Кубар; Аскал (в  его царствование умер Таргиз); Аспар;  Ытлар…

И пока мы летим по векам–облакам, в гудении ветра нам слышны отголоски минувших  событий в мире.
В  343–266 гг. до н. э. произошло завоевание Италии Римом. А   царь Македонии Александр совершал свои знаменитые завоевания. В 335 г. до н. э.   завершилась  Дунайская кампания Александра Македонского. Потом он разгромил  Персидскую империю и завоевал часть Азии и Египет. По его приказу полководец Зопирион осадил г. Ольвию.
В 326–293 гг. до н. э.  была  завоевана Бессарабия дасунями. Кассандром основан г. Фессалоники. Селевкиды господствовали  в Вавилонии. Царем  Боспора были сначала  Евмел, потом Парисад II, а   царем Фракии был Лизимах. Кельты пришли в Бессарабию и в Западную Украину.
В 283 г. до н. э.   началась работа в г. Александрии над переводом Священного Писания на греческий язык (Септуагинты) при египетском фараоне Птолемее II Филадельфе. Шла постройка Великой Китайской стены императором Ши–хуанди. Около 250 г. до н. э. образовалось Бактрийское царство. В 248 г. до н. э.   образовалось  Парфянское царство во главе с династией Аршакидов.
В 205 – 123 гг. до н. э.  жил греческий историк Полибий, сын Ликорта.
В 179 г. до н. э. произошла битва сарматов со скифами на Северском Донце, которая закончилась победой сарматского царя Гатала. В 177 г. до н. э. произошло нашествие гуннов на провинцию Кан–Су Китая.
Около 140 г. до н. э. тавроскифы создали Скифское царство в Крыму. А гунны захватили  Семиречье. Потом тавроскифы под руководством царя Скилура напали на г. Херсонес.
В 132–113–63 гг. до н. э. царем Боспора и Понта был Митридат VI Евпатор.   Он разбил в Крыму роксоланов. Его власть признали Херсонес и Пантикапей. В это время произошло восстание Савмака. В 106 г. до н.э. Херсонес был завоеван Митридатом. А в 63–47 гг. до н. э. царем Боспора уже был Фарнак, сын Митридата, потом Асандр. После них, в 41–7 гг. до н. э., царицей Боспора была Динамис. В 24 г. до н. э. Херсонес опять был завоеван Митридатом.

А между тем, булгарская история продолжалась.
На булгарский  престол воссел один из самых могущественных идельских царей – Кашан (Азан) Канджал. Это – потомок Алабуги Сыгеркана, сын Канджала. Его матерью была кашанская (массагетская) бика (княжна). В молодости он совершил поход на восток и дошел до реки Хин (Инд) в Улуг Хине (Индия). На западе он разгромил и подчинил улагцев (даков). На юге он совершил победоносный поход на Кавказ и в Малую Азию, разгромив Мидан (Азербайджан), Арьяк (Армению), Барджиль (Персию), подчинил Чиляр (государство Селевкидов), Кавыл (Каппадокия и Киликия) и Атряч (Западная Турция). Некоторые считают, что это он разработал кашанское письмо, применявшееся камбоянами и служителями дворцового хозяйства. В память о нем булгары называли Кашаном Восточную Валахию.

Потом  правителем стал Кубан, сын Кашана. Этот царь Иделя был великим булгарским музыкантом  и сказителем. Он создал ряд поэм–песен, в которых отразил мифологию и историю булгар.

Певец Кул Гали сказал мне:

– Джам–Иджик собрал под своей властью семь племен,
Благодаря чему сложился один великий народ булгар.
Таргиз заставил всех задуматься о необходимости сохранять единство тем,
Что отступился от власти.
Азан решил расширить Кашан от Семиречья до Сулы – и это ему удалось.
Все эти действия настолько непонятны,
Что ясно: они предприняты по внушению Тангры:
Я, живущий на берегах сакланской реки Кубан – потомок Иджика, Таргиза и Азана,
А поэтому я прошу Тангру: вразумляй меня так, как моих предков.


А мы, с конем Кеме  настигли ветер перемен  пока лишь у верстового столба –   150 г. до н.э.  Это – год создания поэтической редакции булгарского эпоса «Чулман толга;» каном Кубаном на реке Кубань.

– Я понял, – обернулся ко мне  златогривый конь Кеме, – ты жил  с хвалисами на  Исадах у реки Итиль.
– Большими Исадами в моем родном городе Астрахани называется старый базар, – уточнил я. 

Есть у булгар  «Чулман толгау» – «Эпос Чулмана». Этот античный булгарский эпос складывался на протяжении VІ–ІІ тыс. до н.э. И в 154 г. до н.э. воссоздан  великим булгарским  певцом  и музыкантом  Кубаном  Бояном. И сохранён  кавказскими булгарами –  карачаевцами и балкарами.

Вот отрывок из этого мифа.

КАК БУЛГАРЫ ЧТУТ ЧУЛМАНА

Как булгары чтут Чулмана. Стали называть Чулмана Еще так: Кара–Балык, Исады, Чишма–Бабай, А Кубан – «Реку Чулмана Называли Караджай. Все – в  честь Исады улмана, Что живет в пещере Ор.
И в Подземном Мире Тама – Стали раньше субаши, А потом и все булгары Хоронить усопших в ямах, Где пещеры по бокам. У воды могилы делать, Чтоб Чулман быстрей усопших Переправил чрез Курун В мир иной. Вождей могилы Делали на дне реки, Осушив сначала русло, А потом пускали  воду…
И различные обряды В честь Чулмана исполняли Все булгары многих мест. И всегда на тех обрядах  Пищу вкусную варили, Пели песни,  суджу пили. Всё показывали это Или рыбе,  иль лягушке,  «Мырджалыш» – назвали их. После  в воду отпускали.
Говорили Мырджалышу, Что он видел их обряд В честь Чулмана. – Пусть спешит, Пусть плывет скорей к Джалышу И расскажет, как же тут Все булгары его чтут. А еще в местах укромных, В ямах, вырытых особо, Оставляли для Чулмана Часть той пищи специально.
И подарки вместе с пищей Оставляли для Чулмана: Сети,  гарпуны, горшки, Снасти, котелки, крючки. А укромными местами Были острова иль мысы, Где ловилась лучше  рыба – Назывались Исады. Все Чулмана прославляли И в Сюрен и Чишма кене.
Чишма кене – будет летом, А Сюрен – в конце зимы, В Сюрен юноши и дети, Ряженые в кукеров, Выходили из домов Все с оружием в руках. В страшных масках и звериных Шкурах шли от дома к дому. За собою тащили сани.
Стук оружьем в ворота Призывал платить им дань, Обещал за это блага. Жители им отвечали:
 – Рады вам бы заплатить, Да уже взял эту дань Сам помощник Яги Йорег. В алпов-йорегов недобрых Превращались сразу люди, Кто себя посмел убить. И, став йорегами,  часто Мстили людям неустанно, Как помощники Яга.
А на воротах домов Все вывешивали спешно Куклы йорегов в тот день. Кукеры, узнав об этом, Сразу брали свои стрелы, И хватали свои копья, В йорегов  метали их. Если попадали в цель, Жители бросали в сани Вещи старые и куклы Кукерам и  пищи дань.
Дети же тогда в то время В те дома быстрей вбегали И окуривали дымом  Очищающей арчи. Дом очистив, на ворота Вешали охранный щит, Тот, который означал, Что уплачена здесь дань.
И на кладбище все шли, Кукеры там обещали Людям упросить Чулмана, Чтоб облегчил путь усопших: Ведь Чулман перевозил Духи мертвых  погребенных Всех через реку Курун В мир иной – и потому Люди думали, что он Мог их знать и помогать им Лучше в Таме поместиться.
Потому иных усопших Много дней не погребали, День перед Сюреном ждали, Чтобы их похоронить…А от кладбища кукеры Шли к воде – тащили сани, Чтоб на кладбище оставить. Сани выкатив на лед, Поджигали их кукеры Вместе с бывшими на них Куклами и всем старьем. Лед ломали и кричали: «Эй, Кара Балык! Сюрен! Ты возьми наши дары – Уноси взамен зиму! С ней и холод уноси, Все печали и обиды, А тепло нам принеси, Изобилие и радость!
Выгляни и  выйди к нам – Приготовили тебе Пищу вкусную вот эту, Разложив на берегу. Кашу сытную даём, Крашеных яиц даём, Меда  сладкого даём! Выгляни и  выйди к нам – Только нас не испугайся: Ты у нас такой красавец, А мы страшные такие!»
Позвав Чулман Арбая, Кукеры  на берегу Разводили вмиг костер И готовили на нём Чулман боткасэ и возле Все устраивали пир. Часть готовых  угощений Отделял  участник пира, Каждый  специально в дар Для Чулмана Джалыша.
А потом они съедали Принесенные дары, А   отложенную пищу Люди тут же оставляли. И сжигали на костре Свои маски, свои  шкуры. И, с Чулманом попрощавшись, Да омывшись на прощанье И побрызгавшись водой, Кукеры через костер Прыгали лицом к аулу.
И себя очистив так, Кукеры в аул бежали, Зажигая от костра, Факелы в руке держали. Прибежав домой, от них Зажигали свой  очаг. Было так во всех  домах – Вместе  славили Чулмана… А в Чишма–кене булгары К родникам все вместе шли Чистили их с пеньем песен.
И бросали в родники Злата–серебра монеты, «Чтоб в воде побольше рыбы Разводилось и ловилось»; Клали бережно на воду Деревянных мисок ряд, «Чтобы корабли их также Плавали всегда повсюду»;
И привязывали ленты Разноцветные к кустам,  «Чтоб во время лова сети Не рвались ни у кого». С пеньем песни о Лаише, Из воды тащили люди Всякий сор, песок и хлам, «Чтобы мель не попадалась».
Девушки у родника Чистого плясали, пели Свои песни о Чулмане, Люди лучшую из них, Объявляли «Шан–кызы» – Иль невестою Чулмана. И в прекрасные одежды Наряжали ее люди, Свадебный справляли пир, На котором ели–пили, Что из дома приносили.
Сходно и  в Чачак байрамэ Выбирают люди сами Так невесту для Субана, Называя Гюльджихан… Здесь же скажут Шан–кызы: «Ты не хуже Гюльджихан – Будь женой Чишма–Бабаю. Никогда не ссорься с ним И с невестками другими, Ты хорошею снохой Мару Джайтасиру будь».
После свадьбы Шан–кызы Ночевала у воды – Вместе с подходящим парнем, Тем, кто плавал лучше всех. Позже стали оставлять С парнем, победившим всех Молодых в игре Лапыр –  Его звали Гуруглы…
В ней соперники бывало, Каждый с обнаженным торсом И с повязкой  на глазах, Так хлесталися бичами! Побеждал и получал Имя Гуруглы лишь тот, Кто нанес другому больше Точных бичевых ударов… Гуруглы был с Шан–кызы Только лишь до полуночи – А потом он уходил, Ибо после полуночи К ней приходит сам Чулман…
Гости, справив эту свадьбу, Обливали все друг друга – После этого считалось, Не обидится Чулман. А в Субаш кене булгары С пеньем песен о Субаше И  Джаике шли к воде, И, зайдя в неё,  купались, Чтоб счастливыми им стать.
И в течение  купанья Называли все Чулмана Дорогими  именами: «Бай–Инеш», Даныш», «Арбай» – Их любил Джалыш особо; А мужчины себя звали «Алабуга», «Мырджалыш», Женщины же говорили: «Я – твоя Байгал!» игриво.
Люди угодить хотели Алпам двум одновременно – Леу–Субашу, Чулману – От Субана получить Силы для деторожденья, От Чулмана получить – Безопасность своей жизни. После же купанья люди, Вытащив живую рыбу, Из воды в своём кувшине, Выпускали ее в реку,
 Говоря при этом рыбе: «Ты, красивый Мырджалыш! Видел, как справляли  праздник Мы в честь твоего отца? Так плыви же побыстрее Ты в прекрасные чертоги, Расскажи ему о том, Как его мы почитаем!»
И любили себя люди Называть ар иль арджан – Ведь великий алп Джалыш Звался как  Арбай Чулман. Отличая свою землю От земель других племен, Звал народ ее Арджан –  «Чистою, землей булгарской».
Почитанием Джалыша, Сердце умягчив Чулмана, Люди заслужили имя Арджанлар – «людей Чулмана». Еще больше угодила Ему мать Турун–Аби, Для него соорудила Она остров большой в море.
Он –  на севере далеком, Рядом со страной студеной Ибэр–Бура иль Урал – Но ключи тот остров  грели. Из воды стал выходить Здесь для  отдыха Джалыш, Потому и остров с морем Стали называть Чулманом.
Если здесь встречались люди После кораблекрушений, То Чулман всех убивал, Кроме девочек одних. Девочки же вырастали Здесь, на острове Чулман, Никаких мужчин не знали, Кроме одного Джалыша;
Думали они потом, Что мужчины все такие С Исады–Арбаем схожи – И поэтому любили И Чулмана не боялись. Когда девушками стали, Джаик брал себе их в жены – И они ему рожали Дочерей своих прекрасных.
Так Умай велела делать, Женщинам же приказала, Всем, рожавшим от Джалыша: Сын родился – убивай! Из–за этих жестких правил Остров был лишь женским царством, И Чулмана не боялисьИ любили все его.
Чтоб на остров не напало Войско взрослых иноземцев, Турун–Аби создала В сорок девушек отряд. Этих девушек назвали Умайджанлар иль кыргыз, А начальница носила Гордо имя Шан–кызы.
И ходили умайджанки Вдоль по берегу дозором Убивали иноземцев, Что на остров попадали. Были эти умайджанки За помощниц Бадж–Умай И в других каких делах – Страждущим давали помощь,
Если горячо молили: Турун–Аби,  помоги! То она бралась избавить Землю от избытка зла: На мучителей – напасти; Наказанья – на злодеев; Похищала незаметно Непослушного ребенка – Так сильна была она…

Потом в Иделе правил царь Чиляр (152–146 гг. до н.э.), сын Кубана. Он был последним сарматским царем Иделя. Был свергнут с престола племенными вождями–тарханами, и стал кочевать возле Саксина и Сарычина. Кыпчакский бий Уразман, на сестре которого был женат Чиляр, поддерживал его. Тамошние кыпчаки подчинились ему и признали его своим царем.
 
Потом был правителем младший сын Чиляра – Кельбир (Кылбур, Елаур). Он  ушел с частью своих людей в Кара–Бершуд (Крым) к своему дяде Уразману, где и стал самостоятельно править (в степях Украины и Предкавказья).


В I в. н. э. к власти в Иделе приходит династия Алан, начало которой положил царь
Алан (140–107 гг. до н.э.), тархан, внук Кубана, сын царя Сувар–Марджи (его ставка Сувар находилась на месте Саксина) и его жены – массагетки. При дворе этой династии усиливается влияние ее масгутских родственников, что вызвало сильнейшее недовольство староидельской (булгарской) знати.
 Оттесненный от власти другими родственниками, Алан заключил союз с Кельбиром, по которому Кельбир помог Алану стать царем Иделя, а Алан объявил Кельбира и его потомков тарханами (автономными правителями) Саклана. Кельбир женился на дочери Алана – Узбике. Во время свадьбы на берегу реки Кубан на пирующих неожиданно напало войско Бершуда (Боспорское царство) во главе с Тама–Диу и захватило в плен малолетнего сына Алана Сакмара или Саумака («Савмак» в римско–греческих источниках). Из–за этого разразилась война между Иделем и Бершудом. В этой войне Булгарские войска возглавлял вначале Кельбир, а затем – Балак (сын Кельбира и Узбики). Сын Уразмана Таш–Баш поддерживал их. В конце концов, бершудцы были разбиты, а Саумак – освобожден. Но тут царь Дарбазана (Понтийское царство) пришел на помощь бершудцам и при поддержке того же Тама–Диу вновь пленил Саумака. Узнав об этом, Алан умер от расстройства. А Саумак умер в заточении в Дарбазане. Его тело было выкуплено за большое количество золота и серебра и погребено на родине, на берегу реки Сакмак или Сакмар (Сакмара).


Следующий царь Иделя из Аланской  династии – правитель Сарычин (107–65 гг. до н.э.), сын Балака, внук Алана. В его царствование Бершуд попал под власть алтынбашцев или улак–румийцев (римлян). Когда Сарычин двинулся против них, то бершудцы неожиданно перешли на сторону улак–румийцев, а брат Таш–Баша – Джиен отказался его поддержать. После взятия улак–румийцами Тамья–Буруна (Кубань и Тамань), Сарычин предпочел признать власть Улак–Урума над Бершудом. Кстати, Джиен славился исполнением талгау (дастанов).

Западные сарматские племена — роксаланы и языги около 125 года до н. э. создали мощную, хотя и не очень прочную федерацию, возникновение которой объясняют необходимостью противостоять давлению восточных сарматских племен. Это было типичное для кочевников раннее государство во главе с племенем царских сарматов. Однако повторить государственный опыт скифов западным сарматам не удалось, они действовали как два самостоятельных союза.

Тацит сообщает об опустошительном набеге роксолан на дунайскую провинцию Римской империи Мезию в 68 г. н. э., где они «изрубили две когорты».

В 65–21 гг. до н.э. царем Иделя был Бершуд–Котраг, сын Сарычина.  Он родился в год присоединения Бершуда  к Улак–Уруму. Поэтому отец дал ему имя Бершуд, чтобы он постарался вернуть утерянное (Бершуд когда–то платил дань Иделю). Для войны с Улак–Урумом  Бершуд  нанял на булгарскую службу племя катрагов, почему и получил прозвище Катраг. Разгромил многие улак–румийские города в Саклане (Алабугу, Тир). При нем правителем западной части Иделя был потомок Ытлара – Алабуга Инеш (Инеш – одно из булгарских названий реки Днестр).

А у хуннов при шаньюе Хуханье (58–31 гг. до н.э.) должность правителя стала переходить не к старшему сыну, а к братьям умершего в порядке их старшинства. Жена шаньюя носила титул «яньчжи».  Держава хунну около 51 г. до н. э. раскололась на две части. Восточные хунну признали верховенство китайского императора. А западные хунну были вытеснены в Среднюю Азию. В этот период триумфа ханьской государственности китайский император утвердил свою власть над территориями, которые теперь составляют Синьцзян и Ганьсу.