Волжский царь. Глава 6

Борис Рябухин
Волжский царь. Глава 6

СКИФИЯ

Не успела стихнуть в веках Песня киммера, как степная   дорога привела моего запыленного пылью веков  коня Кеме и меня в древнюю Скифию.

Скифы обитали на территории Северного Причерноморья как минимум несколько веков. Появление пращуров скифов относят  к 5 — 4 тысячелетию до н. э. Иные полагают, что основное ядро скифов вышло тысячи лет назад из Средней Азии или Сибири и смешалось с населением Северного Причерноморья (включая территорию Украины).
По легенде о происхождении скифов, в период царствования Таргитая, на скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Кстати, эти предметы–символы совпадают с балкарскими наименованиями созвездий.
По своим этнографическим особенностям  скифы и сарматы представляют собой предков тюркоязычных народов.

Скифы появились на исторической арене в начале 1 тысячелетия до н. э. Но Геродот дает другую версию.
Великий греческий историк и географ Геродот, живший в V в. до н. э., побывал в Скифии и посвятил описанию этой страны и её жителей одну из книг своей знаменитой «Истории». Естественно, Геродота занимал вопрос о происхождении скифов. Он приводит три легенды об этом. Согласно одной из них, которой сам Геродот доверяет больше всего, скифы пришли из Азии и вытеснили из Причерноморья ранее обитавший здесь народ.
Согласно ей, приблизительно в 770 г. до н.э., скифы (во главе с ишпаки) в союзе с маннайцами напали на Ассирию. Это известие  сначала появилась в ассирийской летописи. По утверждению Эсаргаддонской надписи, ассирийская империя победила этот союз. Последующее упоминание о скифах есть в вавилонских и ассирийских текстах в связи с Медесом. А древние персидские и греческие источники упоминают их во время периода империи Ахаменидов, как народ, живший в степи между Днепром и Доном.
Начало общепризнанной истории скифов и Скифии — VIII в. до н. э., возвращение основных сил скифов в Северное Причерноморье, где до этого веками правили киммерийцы. Быстро киммерийцев сменили эти еще более воинственные племена – скифы.
Когда в VIII в. до н.э. якобы булгары–этруски основали «вечный город» – Рим, в Иделе началась очередная крупная передвижка племен, вызванная войной между двумя булгарскими племенами Казахстана – саками и массагетами (и те, и другие были потомками бильсага).

Кстати, почему появляется в описании наших хроник слово «якобы»? Потому что каждый источник считает себя правым, каждый кулик хвалит свое болото, а при  сравнении источников появляются большие сомнения. Часть из сомнений можно  аргументировать. А если не удается – приходится известие помечать словом «якобы»

С булгарами–массагетами враждовали не все саки, которых называли также «кыпчаками» («дупельниками» по–булгарски), а только часть саков под главенством булгарского племени «нукрат» (или «эщтяк» – «иштяк», эщгел – эсегел, эщкуз). Саки–нукраты или иштяки были обулгарившимися угро–самодийцами севера, но надумали продвинуться в более удобные южные земли. Сначала они поселились среди саков и влились в их союз, а затем решили вторгнуться на территорию массагетов, где и были разбиты.

В VIII в. до н. э. скифы пришли в северопричерноморские степи, проделав долгий путь по берегу Каспийского моря, через Дербентский проход,  Северный Кавказ, до  Дона. Потом заняли земли в бассейне Днепра и основали Великую Скифию. Вот тогда их соседом и стало государство Идель–Урал, где жили булгары, сильный и могущественный народ тюркской языковой группы.

По рассказам скифов, народ их — моложе всех.
По «третьему сказанию» Геродота, скифы пришли с востока, из низовий Сырдарьи, из Тувы или других районов Центральной Азии.
По третьему  сказанию, кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их оттуда военной силой, скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую землю. С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать перед лицом многочисленного вражеского войска. На совете мнения разделились. Хотя обе стороны упорно стояли на своем, но победило предложение царей. Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Тогда народ решил покинуть родину и отдать захватчикам свою землю без боя. Цари же предпочли скорее лечь костьми в родной земле, чем спасаться бегством. Ведь царям было понятно, какое великое счастье они изведали в родной земле и какие беды ожидают изгнанников, лишенных родины. Приняв такое решение, киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех павших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса (могилу царей там можно видеть ещё и поныне). После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной.
Иные считают, что Киммерия после ухода киммерийцев была отдана во владение подчиненным Иделю кыпчакам. Племя сколотов–земледельцев, жившее на Среднем Днепре, прозвали по–булгарски «ас–халиджийцами» в отличие от «кара–халиджийцев», предков украинцев, поляков, хорватов и полабцев, чьи пращуры обитали в Кара–Саклане. Могущественными владетелями Великой Скифии до скифов были прабулгаре, или 24 синдийских племени,  из которых – бурджан, иллак, сэбер, ермитен, бидак, азак, имен – объединились в один народ, прозвавшийся асами.
Киммерийцы были вытеснены скифами из Северного Причерноморья к VII в. до н. э. в Малую Азию.

В 70–х гг. VII в. до н. э. скифы вторгались в Мидию, Сирию, Палестину и, по характеристике Геродота, «господствовали» в Передней Азии, где создали Скифское Царство — Ишкуза. Пришедшие с Востока скифы  в VII в. до н. э. обосновались на северном побережье Черного моря. Они представляли собой большое племенное (государственное) объединение и занимали в VII—V вв. до н. э. среднее и южное Поднепровье, Нижний Дон, Кубань и Тамань. Следы пребывания скифов отмечены и на Северном Кавказе.
Интересно, в связи с этим, высказывание пророка Иезекииля, сказанное в 627–626 гг. до н. э. о скифах, напавших на Палестину, как о народе Гога и Магога, сопоставившего это пророчество с реальным нашествием гуннов и россов: «Ты же, сын человеческий, изреки пророчество на Гога и скажи: так говорит Господь Бог: вот Я – на тебя, Гог,  князь Роша, Мешеха и Фувала!» (Иезекииль, 39: 1).

Скифы подружились с мидянами, то есть со своими родственниками, праотцами курдов, и в 612 г. до н.э. ходили вместе с ними на Ассирию и взяли их столицу Ниневию. Поход победителей возглавлял мидийский царь Киаксар (625–585 гг. до н.э.).
Взяли город Харран в Северной Месопотамии.
Драматичными были войны с вавилонянами при царях Набупалассаре (627–605 гг. до н. э.) и Навуходоносоре II (605–562 гг. до н. э.). Однако скифы только сначала их нашествия одерживали победы, но потом были разбиты. «И терпели кабалу вавилонскую, и клонили головы под вражьи бичи, давали дань и отдавали своих юношей для войны, и ходили впереди рати Набсура»,– рассказывает «Велесова книга».
Велесова книга (Влесова книга, Книга Велеса, Влес книга, Влескнига, Дощечки Изенбека, Дощьки Изенбека, Veles Book, Vles Book) — письменный текст, списанный  с деревянных дощечек (IX в.).  Содержит предания, молитвы, легенды и рассказы о древней славянской истории  с VII в. до н. э. до IX в. н. э., считается фальсификацией XIX–XX вв.

Так, скифы участвовали в походе Навуходоносора II на Иудею, когда 3000 евреев были уведены в вавилонский плен. В 595 г. до н.э. случилось несчастье: Киаксар предательски заманил скифских вождей в ловушку и перебил их.

В войне с персами скифы были удачливее. Они уклонялись от генерального сражения и изматывали персов короткими неожиданными нападениями в безводной местности. Силы войска Дарий таяли, так как многие воины умирали от голода и от нестерпимой жажды. Сказывалась тактика «выжженной земли», которую применяли скифы: они зажигали степь, устрашая своих врагов.  В итоге персы потерпели жестокое поражение и были вынуждены с позором покинуть Скифию и уйти за Дунай, едва избегнув пленения.

В 580–530 гг. до н.э. царем Иделя и Скифии  был Торган–Аспарык.
Царь Торган или Аспарык родился в 580 г. до н.э. Барджильский (персидский) царь (Кир) в одной из битв захватил его в плен и казнил, хотя Кир был предупрежден пророчеством матери Аспарыка: «Тебе суждено встретить двойника, с которым вы умрете в один год». Действительно, оба родились и правили в одни и те же годы, и вскоре после казни Торгана персидский царь погиб, упав с лошади.

Когда   персидский царь Дарий I совершил поход на Скифию, царем Иделя и Скифии  был Кундуз–Балтавар (530 – 494 гг. до н. э.).
Вообще политическому сплочению скифов способствовала их война с этим персидским царём Дарием I. Во главе скифов были тогда три царя: Иданфирс, Скопас и Таксакис.
Свод булгарских летописей упоминает также имя царя Колына (555–486 гг. до н.э.), сына Кундуза.

Разгром хуннуской державы связан с именем императора У–ди, который привлёк на свою сторону всех врагов хунну и смог взять ядро державы шаньюев в тиски. Благодаря этому китайцы расширили свои знания относительно степных народов и укрепили своё влияние на них. Позже, в результате войн с Китаем и племенами сяньби, а также междоусобиц, хуннуская держава распалась.
Часть народа хунну дошла до Европы и, смешавшись с уграми, дала начало новому народу, который в Европе стал известен под названием гунны. Многие хунну смешались с северными китайцами, а другие – с сяньби.
Хунны уступили свою древнюю свободу, когда в хуннском обществе наступила эпоха изобилия и роскоши, но вместе с тем и упадка нравов.
После V в. до н. э. имя хунну уже не упоминается в китайских источниках.

На рубеже V—IV вв. до н. э. царь Атей  узурпировал всю власть.
Савроматы были мирными соседями Скифии. Скифские купцы, направляясь в восточные страны, свободно проходили через савроматские земли. В войне с персами савроматы были надежными союзниками скифов. Во времена Атея союзнические отношения сохранялись, савроматские отряды состояли на службе в войске и при дворе скифского царя. Отдельные группы савроматов–сарматов поселялись на территории Европейской Скифии. В 40–х гг. IV в. до н. э. царь Атей закончил объединение Скифии от Азовского моря до Дуная.
Старобулгарское предание называет царя Атея основателем г. Итиля (Ателя) на Нижней Волге. Во внешней политике царь Атей проявлял большую активность. Он устраивал завоевательные походы против фракийцев в Добруджу, на Балканы, участвовал в сражениях с царем Македонии Филиппом II (359–336 гг. до н. э.), который завоевал всю Фракию и в долине реки Марицы (Георы) основал город–крепость Филиппополь (современный Пловдив), затем двинулся на север, к окраинам Великой Скифии. Войска Филиппа перешли Дунай и между Истром и Тирасом встретили скифские силы 90–летнего царя Атея. Македонцы зашли в тыл к войскам царя Атея и разбили их. Погиб и 90–летний царь. А гетайры угнали в рабство 20 000 скифских женщин и детей.
После убийства Филиппа II заговорщиками македонский престол занял его сын Александр (336–323 гг. до н. э.). В войске Александра Македонского принимали участие и венеды, и прарусы во главе со своим князем Гонтарем. Юный Александр в 335 г. до н.э. победил гетов,  сам отправился на завоевание Азии. Он оставил воевать со скифами 30000 войско своего полководца Зопириона. Но Ольвия, основанная греками в 651 г. до н. э. и превратившаяся в «торжище борисфенитов», отказалась сдаться. В 331 до н. э. Зопирион, наместник Александра Македонского во Фракии, вторгся в западные владения скифов, осадил Ольвию, но скифы уничтожили его войско.
Могущественная Скифская держава сумела противостоять военно–политическим претензиям персов и македонян. Территорию Скифии населяли: скифы–пахари, скифы–кочевники. Вторжения разрозненных отрядов хунну в китайские пределы продолжались на протяжении IV в. до н. э. К этому времени господствовали в степи уже тюркюты, создавшие Тюркский каганат.

Резкие изменения в социальном строе скифов к IV в. до н. э. отразились в появлении в Приднепровье грандиозных курганов скифской аристократии, так называемых «царских курганов», достигавших в высоту более 20 м. В них были погребены цари и их дружинники. Погребения аристократии сопровождались захоронением умерщвленных жен или наложниц, слуг (рабов) и лошадей.
Воинов хоронили с оружием: короткие мечи–акинаки с золотыми обкладками ножен, масса стрел с бронзовыми наконечниками, колчаны или гориты, обложенные золотыми пластинами, копья и дротики с железными наконечниками.

Таким образом, с V в. до н. э. по III в. н. э. в Северном Причерноморье процветало Скифское царство со столицей на Днепре. Каменского городище (площадью около 1200 га) в эпоху расцвета Скифского царства являлось административным и торгово–экономическим центром степных скифов.
Основная территория расселения скифов — степи между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью. Скифы разделялись на несколько крупных племен. По сообщению Геродота, господствующими были царские скифы — самое восточное из скифских племён. Они граничили по Дону с савроматами, занимали также степной Крым. Западнее их жили скифы–кочевники, а ещё западнее, на левобережье Днепра — скифы–земледельцы. На правобережье Днепра, в бассейне Южного Буга, близ города Ольвия обитали каллипиды, или эллино–скифы, севернее их — алазоны, а ещё севернее — скифы–пахари. Причём Геродот уточняет, что если каллипиды и алазоны выращивают и едят хлеб, то скифы–пахари выращивают хлеб на продажу. По Геродоту скифы в совокупности все называли себя «сколоты» и делились на четыре племени: паралаты («первейшие»), авхаты (занимали верховья Гипаниса), траспии и катиары.
Отмечаются тесные отношения с рабовладельческими городами Северного Причерноморья, интенсивная торговля скифов скотом, хлебом, мехами и рабами.
Известно о существовании у скифов союза племён, который постепенно приобретал черты своеобразного государства  во главе с царём. Власть царя была наследственной и обожествлялась. Она ограничивалась союзным советом и народным собранием. Происходило выделение военной аристократии, дружинников и жреческой прослойки.
В III веке до н. э. дружественные отношения сменились враждой и военным наступлением сарматов на Скифию. Агрессивная воинственность молодых сарматских союзов совпала по времени с ослаблением Скифского царства.

Если раньше, в IV в. до н. э. Идель стал конфликтовать с Грецией, то в III в. до н. э. кьшчаки неожиданно переходят на сторону греков и пытаются вытеснить идельские войска из Причерноморья. В ответ булгарские войска потомка Тимера – царя Таргиза нанесли сокрушительный удар по кыпчакам–скифам и возвратили контроль над Причерноморьем. Войны на западе потребовали найма воинов–кочевников, особенно воинственных массагетов.