Волжский царь. Глава 4

Борис Рябухин
Волжский царь. Глава 4

БУЛГАРСКИЕ ЦАРИ САРМАТСКОЙ, АЛАНСКОЙ, ХОНСКОЙ
И БАЛТАВАРСКОЙ ДИНАСТИЙ

Булгары чтили завет Агаджа и дружили с праславянами,  своими ближайшими соседями в Киммерии – Скифии – Сарматии – Кара–Саклане.
Праславяне, а потом прарусы в Киммерийскую эпоху прочно обосновались на Восточно–Европейской равнине и были известны булгарскому фольклорному своду «Чулман толга;» и «Своду булгарских летописей» под этнонимом «ас–халджа».


В древнебулгарском царстве Идель, охватывавшем территорию от Подмосковья до Енисея, сменялись булгарские династии – и фамилии этих династий часто становились на время их правления названиями царства Идель и ее населения. Так, в период правления династии Сармат (8 в. до н. э. – 1 в. н. э.) булгар и Идель часто называли соответственно сарматами и Сарматией. В период правления династии Алан (1 – 2 в. н. э.) – аланами и Алан. В период правления Гуннской династии (2 в. н.э. – 5 в. н. э.) – гуннамии и Идель. В период правлениям Суварской династии (6 в. – начало 7 в. н. э.) – суварами (савартами) и Суваром, и т.д. Однако само название булгар при этом не было забыто. Так, дружины идельских царей составлялись преимущественно из булгар. Почему, скажем, основателя Сарматской династии царя Алабугу даже звали Булгаром (8 в. до н. э.).
Опят ь встретился переживший века  исторический след: видимо, в честь царя Алабуги живет под Казанью город Елабуга.

Не узнав еще царей всех династий правителей булгарского народа, нас с моим златогривым конем Кеме, встретили орды древних киммерийцев. Они рассказали, что после Потопа предки киммерийцев вышли из Шумера и покорили Капдаг (Малую Азию), Агиль (Балканы), остров Крэш (Крит), Бал–Истан (Палестину), Мамиль (Египет).
А в эти времена в мире происходили свои знаменательные события.

В 753 год до н. э. был основан Рим. Потом шла война киммерийцев с Урарту. В 721 г. до н. э.  Израильское царство было завоевано  ассирийским царем Саргоном II, город Самария был разрушен, а 10 колен народа Израильского уведены в плен в Мидию. Израильское царство времен династии Омри было значительно могущественнее Иудейского царства династии Давида и затмевало его. Именно об Израиле есть древнейшие внебиблейские свидетельства, например, надпись ассирийского царя Салманасара III на «черном монолите» из Карха, известная стела царя Меши, древняя надпись, найденная в Тель–Дане.
Когда  жил греческий поэт Гесиод, началась греческая колонизация  Причерноморья.
С 700 г. до н. э. 500 лет шло образование праславянского языка. Ассириский царь Синахериб пытался завоевать  г. Иерусалим, но потерял убитыми «от ангела Божия» 185000 воинов.  В те годы  шло основание милетцами причерноморских городов Ольвии (Борисфена), Никониума и Тираса. В Персии  300 лет  правила династия Ахеменидов. В Вавилонии правил царь Набопаласар, основав Нововавилонское царство. Вавилоняне взяли г. Иерусалим и увели его население в плен.
В 624–547 гг. до н. э. жил и творил великий Спитама Заратустра, основатель зороастризма. А в  557–477 гг. до н. э.  появился Шакья–Муни (Будда) в Индии. В этот период  греками основаны города Пантикапей и Феодосия в Крыму и г. Фанагория на Таманском полуострове. Царь Кир II Великий взял Вавилон и восстановил язычество в Передней Азии. Когда евреи вернулись в Палестину из вавилонского плена, состоялось восстановление Соломонова храма Зруббавелом.
В 525 г. до н. э. персами завоеван Египет. Царем персов  стал Дарий I Гистасп и предпринял поход на Скифию. А знаменитый персидский полководец Мардария пошел  войной на на Фракию и Грецию.
В 484 – 426 гг. до н. э.  жил великий греческий историк Геродот, а в 460 – 372 гг. до н. э.  жил греческий историк Фукидид. В то время состоялось возвращение из Вавилона в Иерусалим пророка Ездры, возвышение Перикла в Афинах. Началось правление  династии  Спартокидов. Шло возведение Парфенона в г. Афины. Предпринят поход Афинского морского союза во главе с Периклом на Боспорское царство. Основан г. Херсонес в Крыму выходцами из г. Гераклеи.
В 405–330 гг. до н. э.  жил греческий историк Эфор.

Повлияли ли эти великие события на  историю Булгарии? А Самария, а Скифия, а Дарий I... Конечно, повлияли.

Проскочим, мой конь Кеме, мимо малоизвестных правителей, дела которых стерлись  степными ветрами. Камня на камне не осталось, только исторические имена булгарских царей : Туймас; Самар – сын Туймаса; Канакбал – сын Самара; Тухча – сын Канакбала…

Надо сказать, что, в глазах греков и римлян, в те времена  только Иранская империя олицетворяла собою верховную власть над народами, причем власть, полученную от Бога–Творца. Хеттская империя, напротив, не стала для соседей историческим примером и скоро сошла на нет. В высшем значении термин «царь» стал известен в иранском мире с VII в. до н. э. при булгаро–скифском царе Партатуа – Буртасе Бурджане и при мидийском царе Киаксаре. Позднее этот термин входил в устойчивую форму ариев «царь царей».


В VII в. до н. э. правил этот царь  Буртас Бурджан или Бурджантай, Берендей (683–633 гг. до н.э.), сын Тухчи. знаменитый булгарский царь из Сарматской династии Буртас. На Ближнем Востоке его называли «Партатуа».
Буртас решил присоединить к Иделю другие области булгар, рассеянные по всему миру от Северного Китая до Малой Азии (Турции). Он пытался восстановить булгарское господство на территории бывшей Самарской (Шумерской) державы и на некоторое время захватил большую часть ее в Буртасской войне (в 653 г. до н.э.).

Кул Гали сказал мне:

– Однажды на Идель напал враг и потребовал капитуляции булгар. В ответ булгарский царь Буртас послал противнику стрелу – символ войны за независимость. С той поры гербом государства стало изображение лука и стрелы. Как бы то ни было, но «Бури Баш» (он же – «Булгар», «Барын Джар», «Тамга Буртаса» и «Тамга Искандера») стал символом независимости и свободолюбия булгарского народа.

Раньше в знаке Туран стали видеть изображение «балта» (топор) и «бэр» (лук) и назвали эту тамгу «балтабэр» (балтавар), то есть «топорно–лучная». Так как булгары избирали вождей и царей из рода Дуло, то название тамги – «балтавар» – стало одновременно означать также и «вождь», «правитель». Эти предметы в эпоху формирования государственности получили у булгар значение символов царской власти.
Однако некоторые видели в знаке «балтавар» изображение лука и стрелы, а также сокола.
Знак «балтавар» увенчивал древки булгарских знамен и изображался на булгарских монетах.

Буртас  разбил камыров, почему получил прозвище «Камыр Батыр» – Победитель кимеров – киммерийцев. Большая часть киммерийцев бежала в Атряч (Турция), а на их земле Буртас поселил азиатских саков – кыпчаков.  Он совершил поход в Среднюю Азию и, дойдя до Булгарского озера (Балхаш), присоединил к Иделю индоарийские племена северных саков (их булгары называли кыпчаками). Однако индоарийские племена южных саков – массагетов (булгары называли их масгутами) отказались подчиниться Иделю и стали нападать на кыпчаков. Разбитые ими кыпчаки обратились к Буртасу с просьбой предоставить им новую землю для жительства – подальше от масгутов. Буртас попросил у живших в Северном Причерноморье киммерийцев уступить Иделю половину их земли – Приазовье – для поселения кыпчаков. Когда те отказались, направил против них Азака.

Потом правил царь Маджи–Азак (633–611 гг. до н.э.) – сын Буртаса.
Азак участвовал в Буртассой войне. Он наголову разгромил киммерийцев и заставил их в панике бежать на Ближний Восток. Вся территория между Прибалтикой и Черным морем была включена в государство Идель. В память о победе Азак назвал себя старобулгарским именем Азовского моря – Маджи (Мада), а булгары назвали это море его именем – Азакским (то есть Азовским). Земля киммерийцев была отдана подчиненным Иделю кипчакам, булгарское название которых греки переделали в «скифы».

Каган Курбат отбил у сербийцев (тюркютов) город Иджибак в 630 г. до н.э. и отдал его своему сыну Ат–Телесу, прозванному поэтому Аспарух (то есть «Ставка Аспак»). Изображение Алабуги–Булгара было выбито на камне, поставленном над его могилой возле Алабуги (Елабуга). По булгарскому преданию, после его смерти Тангра придал его душе вид крылатого змеевидного дракона (бараджа) и велел ему быть покровителем земли булгар.

Потом правила в Иделе Сорен, жена младшего сына Буртаса–Катрага, управлявшего степной частью Иделя. Ей удалось на некоторое время завоевать Азербайджан.

Следующим правил в Булгарии   царь Улят или Луг.

За ним царем был  Булут или Крэш–Булут, сын Улята. Он правил 10 лет, но до этого был управителем Сакланской области Иделя. Славился добродушием и миролюбием. Разрешил крэшцам (грекам) построить несколько городов в Саклане (Причерноморье), за что они платили ему большую дань. Ввел правило вести переписку с иностранными государствами на греческом языке и греческими буквами, почему получил прозвище Крэш – «грек».

Затем правил царь Леу–Аскал или Лек–Алып, сын Булуга и гречанки. Он славился даром предвидения. Отклонил предложение брата Айяра (Авара) о нападении на греческие колонии в Саклане, так как гадание указало на опасность божественного наказания за это. Возмущенный этим Айяр убил Леу–Аскала (они были братьями только по отцу).

Потом в Иделе правил Барын, сын Леу–Аскала.

В 558 – 530 гг. до н. э.  царем  Иделя и Скифии был Торган–Аспарык.
Торган или Аспарык родился в 580 г. до н.э. Барджильский (персидский) царь (Кир) в одной из битв захватил его в плен и казнил, хотя он предупредил царя о пророчестве (матери Аспарыка): «Тебе суждено встретить двойника, с которым вы умрете в один год». Действительно, оба родились и правили в одни и те же годы, и вскоре после казни Аспарыка персидский царь Кир погиб, упав с лошади.


Следующий правитель Кундуз–Балтавар (530–494 гг. до н.э.), младший сын Торгана. Он родился в 530 г. до н.э. До его возмужания в Иделе от его имени правила его мать Тамыр–бика. Он разбил персидского царя Таргиза (Дария). Ему во всем помогал его старший брат Колын (555–486 гг. до н.э.), бывший при нем и позднее эчергэ баиль (командующий центром войска) и иджик–кош (глава царского совета).

Свод булгарских летописей «Джагфар Тарихы»  сообщает о том, что в 516 – 514 гг. до н. э. государство Идель отразило ответное нападение с Ближнего Востока персидских войск, захвативших  ранее, в VI в. до н. э., территорию от Индии до Египта. Тогда в Иделе правил потомок Маджи  – Тимер, прославившийся своими нападениями на Иран через Дербент. Персы вторглись в Идель с запада, переправившись через Дунай по огромному мосту. Булгаро–кыпчакские отряды своими нападениями совершенно измотали воинов персидского царя Дария, а у реки Сотлы–су часть Булгар–тюрков из персидского войска еще и перешла на сторону своих соплеменников. В донских степях Дарий осознал гибельность своего предприятия и повернул назад. В отместку раздраженный поражением персидский правитель выселил тысячу булгар–тюрков из Малой Азии в Среднюю Азию. Их стали называть «еми» или «ердим» (по–гречески – «гермихионы»), так как они были выселены с реки Ерми (Кызыл–Ирмак). Образ Дария сохранялся некоторое время в булгарских сказаниях под именем Аламир–Султана. Но позднее булгары стали называть Аламир–Султаном греческого полководца Александра Македонского.