4. Анализ деятельности педагога ч4

Владислав Логинов
          
              Включенность в процесс профессионализации функции САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, значительно важнее абсолютно точного соответствия качеств личности студента выработанному экспертами  эталону «идеального педагога». Главное – это его желание реализоваться в очень сложной профессии, осознание несоответствия уровня развития некоторых, профессионально важных качеств его личности, требованиям предстоящей деятельности, а, значит, повышенный уровень активации потребности самосовершенствоваться. Известна старая академическая присказка: «Не университет образовывает студента, студент сам образовывает себя с помощью университета». Поэтому для достижения общей и для студента, и для вуза цели – подготовка специалиста-профессионала, студент должен обоснованно сформулировать для себя, цели процесса самовоспитания, а институт предоставить ему материальные возможности и технологии решения этой сложной задачи.
             Успех воспитания, достижение образовательных целей и задач во многом зависят от того, насколько учащиеся овладели методами самовоспитания. Под методами самовоспитания понимаются способы, приемы, средства, которыми пользуется личность, чтобы воздействовать на свое сознание, чувства, волю с целью выработки необходимых в жизни и будущей работе жизненно и профессионально важных качеств.
             Для успешной работы по самовоспитанию будущий педагог должен знать и уметь эффективно применять основные методы самовоспитания. К ним относятся: самопознание, самооценка, самосравнение, самообязательство,  самоубеждение, самовнушение, самоупражнение, самопринуждение, самоприказ, самоотчет, самоконтроль, самопоощрение, и самонаказание.
            Профессиональное самовоспитание студентов, по мнения В.А. Семиченко, должно основываться на использовании всех приведенных выше методов т.к. они имеют общие смысловые и операционные основы: 
- изучение собственных индивидуальных особенностей;
- интегральное рассмотрение качеств своей личности в сопоставлении с требованиями будущей профессиональной деятельности;
- определение необходимости и возможностей, очерчивание направлений дальнейшего саморазвития;
- выбор и использование методических средств реализации программы желаемых изменений;
- определение результатов работы над собою и, в случае необходимости, проведение самокорекции.
            Эффективность работы студента над собою будет максимальной, если отдельные направления и этапы этой деятельности будут интегрированы в целостную, последовательную систему самовоспитания и профессионального самосовершенствования. Фактически речь идет о формировании у студента позиции субъекта собственной жизнедеятельности, который понимает суть происходящих событий, последствий влияния внешних и внутренних факторов, тенденций собственного развития, делает свою личную и профессиональную жизнь предметом постоянного самоисследования и самоуправления.
            Высшее учебное заведение обязано поддержать столь важную и чрезвычайно сложную, для очень молодых  людей – студентов первых курсов  педагогических специальностей, работу по самосовершенствованию профессионально важных качеств личности, всеми для себя доступными средствами: педагогическими, организационными, материальными. Но для этого, по мнению Э.Ф. Зеера и Г.А. Карпова необходимо максимально усилить профессиональную направленность обучения дисциплинам психолого-педагогического цикла, обеспечить деятельностный характер психолого-педагогической подготовки, ввести в содержание обучения элементы, целенаправленно формирующие социально значимые и профессионально важные качества личности педагога, используя для этого  самые современные и эффективные методы и средства обучения и, конечно, информационные технологии.

                Продолжение следует.