Зять Гертруды

Евгений Сударевъ
"А ты знаешь как звали мою тещу?"-спрашивал он,-Гертруда!Думаешь,из Шекспира?Вот!"И он показывал крепкую фигу,но не мне а куда-то вверх,видимо адресуя её покойной теще.
"Гертруда-от слов "герой труда".Хотя никаким героем она не была,просто родилась в такое время..."Он оглядывал окрестности пристальным взглядом,словно выискивая невидимых врагов,и никого не обнаружив,наливал себе из бутылки пива."А ты знаешь,почему меня "крутым" зовут?"Тут приходилось задумываться мне.Он тоже задумчиво смотрел на меня и
отвечал:"Потому что я на самом деле крутой!""Интересно,думал я ,-откуда он про Шекспира знает?
-Меня так ребята назвали.
-Какие ребята?
-Какие,какие...С которыми я полмира объездил!
Мы с ним познакомились в торговой палатке,где я трудился наемным работником у двух спекулянтов,Мишани и Юрашика,которые периодически летали в Турцию за товаром.
Он иногда летал вместе с ними."Вот смотри,малый,- говорил он мне,подвыпив,и вытаскивал из внутреннего кармана загранпаспорт,-смотри сколько печатей".Печатей было штук пять, в основном турецкие визы."Не так уж и много,- говорил я. "Так это ж у меня уже третий паспорт,- горячился он.Слово "малый" меня поначалу напрягало,а потом я привык-что ж малый,так малый,хоть горшком назови.Его звали Гоша,производное от Игоря.Трезвым я его видел только рано утром и то иногда, в остальное время-в разной степени опьянения.Пьяный он мог заснуть где угодно,например,в парикмахерской.Однажды заснул в кресле у зубного врача.
Из Турции они возили все подряд,начиная с женских трусов и кончая кожаными куртками.Вообще,эта палатка выполняла сразу несколько функций.Она была чем то средним между бистро и публичным домом.Впрочем,постоянных"дифчонок"не было,с ними знакомились прямо возле палатки,а водка и закуска были свои.Гоша ходил в ларек как на работу.
Кажется,больше всего в жизни его напрягала теща,поскольку он жил в её квартире и что-то у них там постоянно  не ладилось.После того,как она неожиданно умерла,он пил уже непрерывно.То ли с горя,то ли с радости.Несколько раз я ночевал у него ,поскольку жил он неподалеку,а я далеко.Мы сидели на кухне,пили пиво и он рассказывал мне про свои поездки в Турцию и в Эмираты.У него была несколько навязчивая манера постукивать меня в бок или по ноге,если я отвлекался,но я к этому быстро привык.
-Однажды,прикинь брат,я одного шейха в эмиратах обогнал,-рассказывал он мне очередную историю."Прикинь!"-его любимое слово.
-По доходам ?-спрашивал я,пытаясь шутить.Он горько усмехался.
-На дороге!Дороги там знаешь какие?Знаешь что за это могло быть? Я не знал,он тоже,но утверждал что все могло быть очень плохо.Потом он начинал рассказывать что-то про
свою родину,и поскольку я,тоже крепко выпив, его почти не слушал,он шел спать к жене.Я оставался на кухне,а утром мы опять ехали в палатку торговать и пить водку.
Поначалу торговать было трудно,особенно с похмелья,но потом в голове появлялось что-то вроде маленького калькулятора и цифры,даже сложные,складывались и вычитались сами собой,причем количество выпитого на этот процесс почти никак не влияло.
Понемногу я из палатки этой вылез и начал сам торговать всякой всячиной.Начинали мы с ним же,Гертрудием,как его все знакомые за глаза называли.
Но потом я понял что толку от него никакого,и нам пришлось разбежаться.А моя,поначалу полулегальная,торговля складывалась легко и на редкость удачно.Заработанные в ларьке пятьсот долларов через год превратились в десять тысяч.В начале девяностых это были приличные деньги.Вообще,начало и конец двадцатого века были в России богатыми на события.А в торговле во все обозримые времена нужно было соблюдать одно несложное правило:не подмажешь-не поедешь.Подмазывать надо было регулярно,но зато и результат был очевидным.
Через десять лет я окончательно переселился в Москву,выкупил магазин.
А  с ним мы не виделись лет пятнадцать наверно,и совершенно случайно встретились у  такой же,как у нас тогда, палатки.Встреча была неожиданной еще и потому ,что с женой он давно развелся и уехал на свою  родину,куда то под Калугу.Он сильно облысел,и не то чтобы похудел но как то сдулся.И крутизны в нем поубавилось.Мы поговорили минут десять,сидя в машине.Он все время посматривал то на мой костюм то на часы.К своему джипу я давно привык, ,да и вообще с удовольствием переоделся бы в шорты и майку,но у него в глазах мелькала...зависть что ли."Зря завидуешь- сказал я,-Просто так водки уже не попьешь да и радости особой нет,один геморрой."Он попросил у меня "тыщу на дорогу"  и мы попрощались.
Больше я с ним не встречался,а жаль.Иногда всплывает какая то ностальгия по тем бесшабашным временам и мне прямо по-чеховски хочется спросить :"Где ты ,Гертрудий?"