Невыдуманная история об одной бабушке

Анжелика Миллер
рассказ


  Как я попала в этот маленький, ничем неприметный городок Кайзерсляутерн – одному богу известно. Наверное, захотелось поменять обстановку. Позвали новые впечатления, новые встречи и знакомства. Возникла потребность – уехать куда подальше, пропасть, затеряться, раствориться в неизвестности. Подумалось: «И пусть Одноклассники.ру в конце концов поскучают!»
  Дом стоял на окраине города у самого леса. Вероятно, в лесу водились волки, и поэтому любая моя попытка войти в лес заканчивалась провалом. То вой слышался, то серый хвост мелькал. Хотя предыдущая сиделка Зоя из этого самого леса приносила полные корзины грибов, солила их, мариновала. У меня хватило духу всего лишь походить вокруг да около. Зато фотографии какие замечательные на память!
  Бабушка попросила называть её Эльза Ивановна или просто Ивановна, никак иначе. Такое длинное имя и совсем не тёплое на сердце мне не легло. Я стала называть фрау Бек просто бабушка – бабулька, бабульчик, бабуленчик. Моё сокровище оказалось божьим одуванчиком – мягким, тёплым, вкусно пахнущим и совершенно не зловредным.
  В процессе более подробного знакомства, выяснилось, что Эльза Ивановна ответственный и более чем постоянный человек. Она всегда напоминала мне, когда принимать таблетки, когда ставить уколы и когда придут физиотерапевты. После инсульта левую сторону туловища полностью парализовало и четыре раза в неделю к фрау Бек приходили её «мучители». Эрготерапевт фрау Босс (бабушка называла её кляча) приносила кольца, обручи, доски и мячи, тренировала руку и ногу, таскала бабушкины 95 килограмм одной левой. Физиотерапевт Дима, двадцатисемилетний русскоговорящий молодой бородач с голубыми, как море глазами, тоже учил бабушку ходить, но более аккуратнее.
  Бабушка была максималисткой и консерватором. Откуда такие выводы? Всю жизнь была верна одному городу – Караганде, проработала 30 лет на одном предприятии в должности главного инженера, с мужем прожила 20 лет и родила ему двух детей: Риту и Рудольфа. Сын погиб, не дожив и до сорока лет, поехал в Казахстан за машиной и сгинул. Дочь, в доме которой жила бабушка, работала в немецкой больнице помощником врача. Трёхэтажный дом был рассчитан на три поколения. На первом этаже жила собственно моя бабулька – двухкомнатная квартира светлая, просторная, с высокими потолками, тёплым полом. На втором этаже расположилась чета Товс, Яков и Рита. А на третьем – их дети-студенты, то есть бабушкины внуки 28-летняя Кристина и 25-летний Эдмунд.
  Бабушка любила сидеть у окна и просила, чтобы её не беспокоили. «Я хочу остаться со своими мыслями наедине!» На улицу выходить, вернее, выезжать в инвалидной коляске, категорически отказывалась.
  По вечерам бабушка смотрела спорт или телесериалы. Её любимые – «Sturm der Liebe» и «Gute Zeiten, schlechte Zeiten». Когда я за ней ухаживала, по телевизору транслировали соревнования по биатлону. Я спросила бабушку: «Вы занимались спортом?» «Да!» - сказала фрау Бек. «А каким?» «Лёгкой атлетикой и лыжами. У меня первый разряд по лёгкой атлетике, - нехотя сказала бабулька и добавила, - я в молодости очень любила спорт, а когда вышла замуж, моя беззаботная жизнь накрылась медным тазом!» Мы разговорились, и я выяснила, что в жизни этой несчастной женщины ничего хорошего практически не было: работа, дом, огород. «На работу пешком (транспорт в то время ходил плохо), сорок минут туда, сорок минут назад, по дороге в магазины зайдёшь, очереди выстоишь, домой – под вечер. Хотя в магазинах практически ничего не было, если бы не огород – не выжили бы. У меня всегда и соленья были и банки с вареньем: смородина, клубника, малина, брусника. А дома дети – стирай, убирай, готовь… Каждый год нужно было дом белить. Внутри пока побелишь весь дом – месяц прошёл. Снаружи – быстрее. Так лето и пролетает. В отпуск не съездишь, дом не на кого оставить. Воровали у нас сильно. Вот и вся моя неинтересная жизнь… Пока соберёшь урожай, пока насолишь и замаринуешь – вся жизнь прошла…»
  На комоде стояли маленькие и большие портретики её семьи: родители, дети, внуки, сама она, молодая и не очень красивая. Стройная спортивная фигура. Муж, который прожил с ней 20 лет, ушёл к другой женщине. Сейчас, наверное, он такой же дедушка. Только живёт в Казахстане, и жилищные условия похуже. «Так ему и надо! – однажды сказала бабушка. До сих пор его люблю, но не прощу никогда!» Я тут же расчувствовалась и влезла со своими расспросами: «А вот если бы он к вам вернулся? Прощение бы попросил? Вы бы простили?» «Нет, - как отрезала бабушка, - такое не прощают!»
  Однажды вечером мы наткнулись на замечательный фильм под названием «Heichiko» - история о собаке и его хозяине, которого сыграл Ричард Гир. Последние 30 минут фильма мы с бабушкой не успевали менять носовые платки. Когда хозяин умер от сердечного приступа, собака продолжала его ждать на «их» месте, возле железнодорожного вокзала, и так продолжалось много лет. А потом она умерла, скорее всего, от тоски, на том самом месте. Так бывает, я знаю. Я вспоминала что-то своё, а бабушка, по-видимому, думала о муже и о том, какой он предатель. Единственное существо, которое никогда не предаст, это – собака. Единственное существо, которое всегда остаётся верным, это – собака. «Вы любите собак?» «Нет! Я вообще не люблю животных!» - сказала бабушка и заснула.
  Бабушка была очень гордая. Она никогда и никому сама не звонила. Но ждала звонков от других. Зоя не поздравила её ни с Рождеством, ни с Новым Годом, хотя и обещала, что по приезду домой – позвонит. Бабушка обиделась и постоянно напоминала мне о том, что Зоя не позвонила.
  Когда бабушке было плохо или она боролась с приступом кашля, из её горла вылетали странные формулировки: «Аяха! Аяха! Аяха!» «Что это за звуки? Мантра? Заклинание?– спросила я как-то. «Само выходит и всё…»
  Иногда бабушка шутила. Но лицо было серьёзное. Рита сказала, что бабушка шуток не понимает, а мне было с ней очень весело:
- Сахар вы мой! – сказала я как-то перед сном, повернув бабульку на правый бок.
- Я не сахар!
- А что вы? Соль, что ли?
- Я – капуста… кислая…
  На следующий день кушали на кухне. Я сварила фасолевый суп и добавила немного вермишельки. Бабушка сказала: «Я не люблю вермишель в чужом супе!» «Другого супа нет, извините…» Бабушка сидела молча и смотрела на суп. Я хлопотала на кухне и осторожно наблюдала за недовольной бабулькой. Она продолжала сидеть неподвижно и смотреть в тарелку с супом. Я спросила весёлым голосом:
 - О чём это вы думаете? О чём мечтаете?
- Я мечтаю о том, как бы этот суп съесть…
- Бедный бабульчик!
- Чего это он бедный? – огрызнулась тихо бабушка…

  Перед самым отъездом Зои бабушка потеряла зуб. Мне приходилось всю еду пюрировать миксером. С Зоей они  кушали и беляши, и чебуреки, а так же ели запретное мороженое (у бабушки сахарный диабет) и пили запретное пиво. С моим приездом бабушка стала намного несчастнее. Я не разрешала ей есть и пить запретные продукты питания. Через две недели Рита назначила время к зубному врачу. За бабушкой должна была приехать специальная машина скорой помощи и бабушка обеспокоенно спросила: «А что же я надену?» Мы с Ритой переглянулись и рассмеялись: «Ну-у-у, тебе же совершенно нечего надеть! Как в том анекдоте: «Любимая, то, что тебе нечего надеть, уже некуда класть!» - сказала дочь. Я предложила сделать бабушке причёску и макияж. Рита добавила: «И маникюр с педикюром не забудьте!»
  Каждый обед мы ездили кушать на кухню, и однажды бабушка сказала (она называла меня на «вы», как аристократы): «Вам, наверное, неприятно ухаживать за калекой? Я чуть не расплакалась: «Ну что вы? Я вас даже люблю… уже!» Бабушка сидела в инвалидном кресле, ела правой рукой, и чуть было не подавилась. «Как же вы можете меня любить?» - спросила недоумённо. «Не знаю…» - подумала я и тоже удивилась. «Наверное, для любви неважно красив человек или нет. Здоров ли? Молод? Наверное, когда любишь – просто любишь и всё…»
  10 января 2013 года бабушке исполнилось 79 лет. Вечером пришли родственники с тортом, поздравить. Все удивлялись, что наша бабушка – долгожитель. Нам бы столько пожить. Мы предложили бабушку отвезти на кухню, усесться удобно, попить чаю. Бабушка деловито сказала: «Никуда я не поеду! Мне некогда. Я фильм смотрю!» И мы принесли чайник и чайный сервиз в зал, смеялись, разговаривали. Собственно, в качестве подарка я и написала этот рассказ.
                8-10. 01.2013, Мари Шансон