Заплакала дочка

Маргарита Школьниксон-Смишко
Заплакала дочка, заплакала горько,
слезами мне грудь облила.
Не  плачь, моя детка!- И сам прослезился,
мне детская скорбь тяжела.
Ни годы неволи, ни боль испытаний,
я знаю, меня не согнут,
но детские слёзы, невинные слёзы
свинцом мою душу гнетут.
Когда я очнулся от тьмы суеверий,
когда перестал я насилью служить,
тогда я решил свою жизнь без сомнений
на мир и на благо людей посвятить.
Я знаю, дочурка, уже ты большая,
отца своего ты поймёшь.
Своею душою мой путь оправдаешь
и детские слёзы утрёшь.
Свези же, дочурка, в коммуну родную
от узников братский привет.
Скажи, чтобы жили свободно, бесстрашно:
в стаданьях за правду - не горе, а свет.

                1937 г. Д. Е. Моргачёв

Кто же он - автор этого непритязательного, трогательного и такого трагического стихотворения?
Дмитрий Е. Моргачёв родился в семье крестьянина в селе Бурдино (Ныне Липецкая облать, Тербуновский район) в 1892 году.
Его отец умер, когда сыну было 2 года. Недолго походил Дима в школу, в девять лет остался без матери. Батрачил, воевал во время Первой мировой войны, пока не получил белый билет (15 осколков вынули из груди и шесть поранили голову и глаз).
После революции вместе с единомышленниками Дмитрий пытался организовать толстовскую коммуну. Между прочим, когда был в 1917 году избран председателем продовольственной управы, собрал с товарищами вагон ржи в подарок Ленину. Но с этого поста скоро ушёл, потому что был не согласен с политикой раззорения крестьянства. Как в подобных случаях в то время, сначала у их коммуны был успех, потом местная администрация начала "вставлять палки в колёса". Дмитрия неоднажды арестовывали и судили. В конце концов он оказался в лагерях, где, после короткого свидания с дочкой, и написал это стихотворение.
Короткие отрывки из его воспоминаний см. "Благодарность http://www.proza.ru/2013/02 /07/930  и "Тук, тук, тук"