3. Анализ деятельности педагога ч3

Владислав Логинов
            
            КОНСТРУКТИВНАЯ и ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ функция педагога  направлена на подготовку, обеспечение и анализ образовательного процесса. Удельный вес этой функции в высших учебных заведениях высокого уровня аккредитации, где предстоит работать выпускникам педагогического института, значительно больше, чем в средней школе. Многие высококвалифицированные преподаватели являются одновременно проектировщиками учебного процесса по своему предмету. Эта функция предполагает осмысление эффективности технологий, форм, методов и средств педагогического воздействия. Важной составляющей современной педагогической деятельности является такой вид исследовательской работы, как педагогическая и психологическая диагностика. Ее не выделяет ни один из названных нами авторов, тогда как владение методиками и средствами познания учащихся – основа профессионального мастерства любого педагога. С.Л.Рубинштейн писал: «Педагог, который строит свою работу с учетом только … внешней, формальной характеристики поведения учащихся, не раскрывая его содержания, по существу не ведает, что творит».
             Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что конструктивная и исследовательская функция базируется на определенной совокупности умений, необходимых для ее успешной реализации в педагогической деятельности:
- гностические умения – познавательные умения по анализу педагогических ситуаций, формированию педагогической задачи, добыванию новых знаний, необходимых для ее продуктивного решения, анализа процесса решения задачи и результатов решения, сопоставления искомого результата с реальным положением вещей.
-    прогностические умения – умения по предвидению (прогнозированию) возможных последствий от решения системы педагогических задач, по прогнозированию успешности профессионально-образовательного процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, построение альтернативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива, контроль над процессом и результатами обучения.
-    дидактические умения – общепедагогические умения по определению конкретных целей обучения, выбору адекватных форм, методов и средств обучения, конструированию педагогических ситуаций, объяснению учебного материала.
             ОРГАНИЗАЦИОННАЯ и КОММУНИКАТИВНАЯ функция реализуется при выполнении образовательного процесса (проведение занятий, организация познавательной деятельности, управление коллективом, развитие научного  творчества) и раскрывается в таких способностях и умениях педагога, как педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт, способность правильно распределять внимание, организаторские способности. 
             Коммуникативные умения необходимы для установления педагогически целесообразных взаимоотношений с учащимися, их родителями, коллегами по работе, администрацией в процессе непосредственного взаимодействия с ними в ходе решения педагогической задачи. Они включают в себя умения перцептивные, экспрессивные, суггестивные, ораторские, умения по педагогической режиссуре и т.д.
Коммуникативные умения являются важнейшими потому, что учащийся может научиться чему-нибудь только в том случае, если он самостоятельно решает задачу, если педагог побудил его к деятельности, к самостоятельному преодолению трудностей. Н.В. Кузьмина [18] перечисляет следующие коммуникативные умения: умения вступать в положительный эмоциональный контакт, устанавливать и поддерживать эмоциональные и деловые контакты, спонтанно общаться, слушать и понимать партнера по общению, взаимодействовать с партнером, адекватно воспринимать настроение аудитории, управлять вниманием аудитории.
             В.А. Крутецкий  считает, что  коммуникативные способности позволяют быстро и качественно сформировать у студента необходимые коммуникативные умения: педагогическую наблюдательность (проницательность, полное понимание психологического состояния учащегося); педагогический такт (умение сочетать уважение и требовательность, доверие и систематический контроль, одобрение и осуждение); суггестивную способность (эмоционально-волевое воздействие на учащихся, то есть способность добиваться своего спокойно, без грубого нажима, принуждения, угроз); педагогическое воображение (педагогический оптимизм, вера в человека, в могущество воспитания и самовоспитания).
             Организационные умения рассматриваются как синтез гностической, проектировочной, конструктивной и коммуникативной деятельности, основанный на определенных лидерских качествах личности и воплощенный в непосредственном взаимодействии педагога с учащимися. Они проявляются в умении организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач, в умении организовать собственную работу, в аккуратности и четкости планирования своей деятельности, в самоконтроле.
Организационные и коммуникативные умения обслуживают все виды педагогической деятельности, они необходимы каждому педагогу независимо от учебного предмета, который он преподает.