Каким делом самолёты, если девушки потом?

Дмитрий Ятокин
В советское время Сталин раздавал людям крылья, а вместо сердца устанавливал «пламенный мотор». В те далёкие годы народ был «болен» авиацией. Пилот, механик – это звучало гордо!
Шли годы. Крылья подрезались, моторы требовали ремонта.

В настоящее не простое время люди всё чаще интересуются: «А трезв ли с утра пилот?»
Девушки так и остались «на потом», их уже не привлекает, что лётчик «выше всех летает и много денег получает». Большие деньги делаются на земле!

Так каким же делом стали самолёты в приоритетах современников? И есть ли они, эти самолёты? Где их производят?

Если такой вопрос вы зададите на авиасалоне в Фарнборо или Москве, к вам сразу же подскочат несколько представительных господ, которые наперебой начнут предлагать:
- Чего изволите? Самолёт? На сколько мест? Есть Боинги, Аирбасы! Дорого? Есть подешевле: Канадский Бомбардье, бразильский Эмбрайер. Ещё проще? Тогда подождите годик, придёт китайская модель ближнемагистральника. Надёжная и недорогая. Что говорите? Что-нибудь российское? Это какое?  Суперджет, что ли? Что, что? Вам Ту, Ил или Як? Сходите в музей, там такого барахла навалом! Или по свалкам поищите, если их ещё на металлолом не распилили!

Что, читатель, подобный диалог коробит ваши патриотические чувства? Извините, но ничего другого вы на авиасалонах не услышите. Больше других будут смеяться над вашими «устарелыми» пристрастиями менеджеры из Авиастроительной Корпорации «Сухой», производящей тот самый «типа российский» СуперДжет, который конструировался при поддержке американцев с французами! И в который уже вбухано 1,5 миллиарда долларов при поставке российским авиакомпаниям всего 10 самолётов!

Если вы всё же «не купитесь» на рекламные уловки продавцов и решите «докопаться» до российского самолёта, вам прямая дорога в те знаменитые конструкторские бюро, которые производили легендарные советские самолёты для Аэрофлота!

Долго  блуждать не придётся, жизнь теплится в конструкторских бюро Туполева и Ильюшина. Завод, производивший Яки, перестал существовать как юридическое лицо, его больше нет!
Давайте присядем на лавочку перед проходной бывшего завода и спросим у специалистов, а какие собственно самолёты нужны России? Всего трёх типов, ответят вам.

Ближнемагистральные для перелётов к примеру из Москвы в Питер. Среднемагистральные – из Москвы в Челябинск. И дальнемагистральные для тех, кто желает быстро попасть из Москвы во Владивосток. Для чартерных туристических маршрутов за пределы нашей Родины потребны самолёты второго и третьего типов.

Есть ли у нас все заявленные типы самолётов? Конечно же, есть! Ближнемагистральные – это пока что экзотические СуперДжеты. Как бы скептики и критики к ним не относились, но корпорация Сухой произвела на свет дорогое дитя. Теперь нам всем придётся на нём летать, его обслуживать, кормить, лечить. Что родилось – то и будем воспитывать!

Среднемагистральный лайнер – хорошо известный читателям Ту-204, потерпевший катастрофу в декабре 2012 года. Не нужно пугаться, самолёт очень надёжный, за время коммерческой эксплуатации с 1996 года потеряно всего два самолёта, и оба раза не из-за технических проблем.

Знатоки авиации при упоминании Ту-204 могут поморщиться: морально устаревшая модель, перевёрнутая страница. Кстати, именно так самолёт характеризуют топ-менеджеры из корпорации «Сухой». Но их предвзятый интерес всем понятен, они собираются запускать свой проект среднемагистрального самолёта, поэтому лучше обратиться к независимым экспертам. Здесь нам расскажут совсем другое!

Самолёт прекрасный, экономичный, конкурентноспособный в нише Боингов и Аирбасов. Имеется современная модификация Ту-204СМ, прошедшая лётные испытания. Самолёт собирается в Ульяновске. Новые двигатели, современная электроника, удобный салон, два пилота.  Чудо как хорош! Перевозит 210 пассажиров на 4000 километров! Настоящий «туполевец»!

Но если вам нужно лететь быстро и долго? Тогда просим на борт Ил-96! Редкий в наших аэропортах самолёт, модифицированный вариант более знакомого пассажирам Ил-86. Производят на авиазаводе Воронежа. Начало коммерческой эксплуатации с 1993 года. Скажете, староват? А вот самый большой пассажирский самолёт США Боинг 747 летает с 1970 года и никто его на «пенсию» не отправляет!

Модификация Ил-96 сертифицирована с американскими двигателями, удовлетворяет по безопасности и шуму всем нормам в США и Европе. Но таких самолётов летает в России всего 13 штук, из них пять в Президентском отряде. Что, эксплуатация Ил-96 убыточна? Так замените двигатели на американские, экономичные! Разве такой шаг не более социально ответственный, чем закупать иностранные самолёты и поддерживать экономику наших потенциальных противников?

Чем ещё переубедить скептиков, что Ил-96 должен и будет летать в России? Возможно, вот этой, свежей информацией.

На прошлой неделе заместитель министра промышленности и торговли России сообщил, что Россия и Китай намерены создать совместное предприятие для разработки дальнемагистрального самолета. СП создадут Корпорация Сухой и китайский концерн СОМАС. Причем Россия должна внести новые технологии и интеллектуальную собственность, а Китай - деньги. О масштабах сделки не сообщается, известно лишь, что самолет будут производить в Китае на базе российского Ил-96. Вот вам и старичок!

Вы всё ещё считаете Ил-96 перевёрнутой страницей? Или может быть считаете, что мы просто впариваем китайцам старьё? А вот производители Ил-96 считают, что таким образом китайцы хотят опередить нас и «втиснуться» в мировую нишу «широкофюзеляжников».

Но ведь среди читателей наверняка найдётся автомобилестроитель, который с негодованием воскликнет: «И чего вы мне мозги парите этой вашей авиацией? Ну нет у страны денег на её развитие! Все деньги в АвтоВАЗе!»

Но мы тактично поправим тольяттинца: «Есть у страны деньги! И для развития авиации тоже! Большие деньги! Миллиарды долларов есть!»

Есть-то они есть, да вот про чью честь? Судите сами!

Во время визита в США в 2010 году тогдашнего Президента России Дмитрия Медведева, чиновники от российской авиации подписали соглашение о закупке 50 узкофюзеляжных «Боингов» на сумму около 4,2 миллиарда долларов! На эти деньги можно было бы построить 100 самолётов Ту-204!

Президент Обама долго тряс руку нашего руководителя и благодарил его за то, что тот помогает сохранить места рабочим американских авиазаводов! Что, отечественные производители, утёрлись? Тогда подставляйте правую щёку! В вас норовят плюнуть и на Родине!

Вот какие планы относительно авиапрома у министерства промышленности и торговли. Две программы: самолёта СуперДжет и магистрального лайнера МС-21 (существующего только на бумаге) должны стать приоритетами гражданского сегмента российского самолетостроения до 2025 года. Это следует из проекта программы «Развитие авиапрома 2013—2025».

На корпорацию «Сухой» возложена миссия по закрытию нерентабельных предприятий в рамках проведения реструктуризации. Под «не рентабельность» попадают заводы, производящие Ту-204 и Ил-96.

Численность работников авиационной отрасли России в 2011 году составила 400 тысяч человек, производительность труда одного работающего составляет 50 тысяч долларов (по оценке экспертов минпромышленности).

По сравнительным данным идеологов программы развития российской авиации, в США производительность труда в отрасли составляет 430 тысяч долларов. Как бороться с таким дисбалансом? Радикально! Сокращать штаты, ликвидировать убыточные заводы. К 2025 году число работников авиаотрасли должно уменьшиться более чем в три раза и составить 120 тысяч человек.

Куда денутся 280 тысяч живых людей? Как обычно, пойдут на рынок торговать китайским ширпотребом. Небольшая часть мобильных сотрудников авиазаводов сможет испробовать себя гастарбайтерами у китайцев. Ведь китайские власти не сокращают штаты, они наращивают численность работников авиазаводов. Они хотят строить самолёты и стать великой авиационной державой. Такой же, какой мы были до 1991 года!

Вот интересно, есть ли статистические данные, сравнивающие эффективность работы власти США и власти в России? И что делать, если эффективность нашей власти окажется в восемь раз хуже американской? Менять власть? К счастью для власти, такой статистики в интернете не наблюдается!

Как будет выглядеть «лётное поле» России к 2025 году? Взлетают Боинги, заходят на посадку Аирбасы, рулят Бомбардье, Эмбрайеры, китайские лайнеры. От наших «гудят» только Суперджеты! Никаких других самолётов отечественного производства к тому моменту не будет!

Российских пилотов и технический состав заставят изучать китайский, как сейчас заставляют изучать английский! Без знания английского языка приём на работу в российские авиакомпании негласно запрещён! Ведь приоритеты в обслуживании – Боинги, Аирбасы, Бомбардье!

Туполевы и Ильюшины по программе  утилизации будут сданы в металлолом, создать что-то другое не смогут из-за разворовывания бюджетных средств! Да и стараться кому? На всём пространстве от Калининграда до Сахалина останется одна авиастроительная компания «Сухого», монополисты! А как ведут себя естественные монополии – граждане России знают на «собственной шкуре»!

И всё же у России будет, чем гордиться! У российского авиапрома есть уникальное советское прошлое! Есть музеи во славу авиации! Есть несколько памятников тем самолётам, которыми восхищался весь мир!

Ил-18, Ил-62, Ил-86, Ил-96, Ту-104, Ту-134, Ту-144, Ту-154, Ту-204, Як-40, Як-42! Можно легко сбиться со счёта, перечисляя все выпускаемые типы самолётов в Советское время!

Что будем перечислять к 2025 году из российских самолётных новинок?
СуперДжет, СуперДжет, Суперджет…